Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава VII ѕомещичий театр с крепостными актерами




ќдним из наиболее самобытных учреждений не только в истории русского театра, но Ч скажем, не задумыва€сь Ч всего европейского театра, €вл€етс€ помещичий театр с крепостными артистами, который просуществовал в –оссии с середины XVIII века до середины XIX, то есть приблизительно сто лет.

¬виду значительной культурной ценности этого, неизвестного в истории «ападного театра, учреждени€ и выдающихс€ заслуг некоторых из его вольных и подневольных де€телей, Ч Ђкрепостному театруї должно быть уделено в истории нашего театра Ч не в пример прежним трудам, ему посв€щенным, Ч существенное и, смею сказать, почетное место.

* * *

Ќачальные годы, по возникновении самой идеи использовани€ артистических сил крепостных на театральных подмостках, представл€ют, разумеетс€, лишь робкие шаги в области сценического искусства. ќднако и эти годы знаменательны не только самим фактом испытани€ данной идеи, но и, например, таким событием, как одно из первых публичных выступлений русской женщины в качестве актрисы.

“акого рода выступление имело место уже в 1744 году, когда в придворном театре, по случаю обручени€ наследника престола ѕетра ‘едоровича с јнгальт-÷ербтской {182} принцессой, будущей ≈катериной ¬еликой, был исполнен ЂЅалет цветовї, Ђпоелику, Ч объ€сн€ет современник, Ч в нем актрисы цветками былиї.

 ак справедливо полагает Ќ. ¬. ƒризен в своем очерке Ђ—топ€тидес€тилетие »мператорских театровї (Ђ»сторический вестникї за 1900 г.), все эти Ђ–озаї Ч јксинь€, Ђ–ененкулї Ч ≈лизавета, Ђјнемонї Ч јграфена, маргаритки и иасинсы были крепостные девушки, может быть, учившиес€ в школе Ћандэ, известного балетмейстера в царствование јнны »оанновны, обучавшего танцам и императрицу ≈лизавету, в царствование которой суждено было Ђосноватьс€ї русскому театру (1756).

Ќечего и говорить Ч наши двор€не, всегда увлекавшиес€ модным при дворе, захотели и у себ€ дома культивировать учреждение, в котором, кроме пользы просвещени€, видели еще из€щную забаву и роскошь, коей было при€тно похвастать.

“ам и с€м, в богатых домах, начинают, со средины XVIII века, устраивать любительские спектакли. Ќо быть самим актерами, учить роли, мазать лицо, волноватьс€ за знание Ђместаї, Ч все это казалось многим чересчур обременительным; а страсть к театру все росла и росла. ≈сли раньше эта страсть считалась некоторыми предосудительною, то уже в царствование ≈катерины II с нею примирились и богобо€зливые, тем более когда в Ђ”казе дирекции театральнойї (12 июн€ 1783 г.), было дозволено вс€кому Ђзаводить благопристойные дл€ публики забавы, держас€ токмо государственных узаконений и предписаний в уставе полицейскомї. » вот дл€ ленивых и застенчивых театралов того времени открывалс€ единственный, по своей легкости, путь удовлетворени€ новой страсти: обратить наиболее способных из своих крепостных Ч в лицедеев.

Ёто и случилось.   началу XIX в., по словам ¬. ѕыл€ева, Ђне было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на которых приносили посильные жертвы богин€м искусства доморощенные артистыї.

¬н€в изречению ≈катерины ¬еликой: ЂЌарод, который поет и пл€шет, зла не думаетї, Ч наше двор€нство, развлекавшеес€ до тех пор главным образом псовою охотой и шутами, обрело теперь новый интерес, не менее захватывающий, но, разумеетс€, более культурный Ч интерес к устройству собственных театров, включа€ в это пон€тие и актеров, в них игравших.

Ђѕри восточной обр€дности тогдашней русской жизни, Ч говорит ≈к. Ћеткова, Ч эта нова€ забава вошла в обычай, в правилоЕ √остей считали долгом Уугостить музыкантами или актерамиФїЕ (¬едь прин€то угощать лучшим, что есть в доме!) »менно это выражение и употребл€ют современники в своих воспоминани€х о крепостном театре.

Ђћы были угощены оперою и балетомї, Ч рассказывает, например, граф  омаровский про свое пребывание в имении графа »льинского. ЂЅабушка угощала нас доморощенными музыкантами и певцамиї, Ч вспоминает ≈. ј. ’востова Ђдомашние театрыї (заведенные еще Ђпокойным мужемї ее бабушки), где, между прочим, Ђактерами были те же певцы и певицыї, да музыканты, которые Ђзачастую перебегали из оркестра на сцену, перемен€€ по обсто€тельствам смычок на шпагу или палкуї.

 ак мы знаем, об€занности дворовых и без того не ограничивались прислуживанием в помещичьем доме, но, подобно тому как это было в ƒревнем –име, расшир€лись иногда до воспитани€ детей, обучени€ их грамоте, пению в церковном хоре и пр. “ак, Ђв московском доме —уворова жили целые партии певчих и музыкантов; их содержали тут, между прочим, дл€ того чтобы они могли совершенствоватьс€ в музыке и пении и пользоватьс€ руководством известных в то врем€ голицынских артистовЕ ¬ случае переезда господина в деревню, и их перевозили туда жеї. Ќаиболее же талантливых из крепостных посылали учитьс€ за границу.

{184} ¬ одном из наставлений к управл€ющему владимирским поместьем, где у —уворова были особые здани€ дл€ певчих и музыкантов, великий полководец между прочим предписывает: Ђ≈рофеев имеет обучать трагеди€м и комеди€м свой штатЕ ¬аська-комик хорош; но трагиком будет лучше Ќикитка. “олько должно ему научитьс€ выражению, что легко по зап€тым, точкам, двоеточи€м, восклицательным и вопросительным знакам. ¬ рифмах выйдет легко. ƒержатьс€ надобно каданса в стихах, подобно инструментальному такту, Ч без него €сности и сладости в речи не будет, ни восхищени€ Ч о чем ты все сие подтвердительно растолкуй. ¬место ћаксима и Ѕочкина к комическим рол€м можно приучить и маленьких певчих из кресть€нї.

“алантливый от природы артист, —уворов, по всей веро€тности, и на своем театре, как и на Ђтеатреї войны, добивалс€ почтенных результатов; по крайней мере, нам известно, что он строго выбирал подвижников нового дела, и, если тот или другой крепостной не овладевал в должный срок мудреным искусством, освобождал его от сцены, а сцену от него, простым распор€жением снова Ђпосадить на пашнюї.

≈ще больше заботы об артистической интеллигентности своих крепостных актеров про€вл€л знаменитый вельможа екатерининского времени граф —. ѕ. ягужинский, славившийс€, нар€ду с царской роскошью своих постановок, талантом и образованностью некоего ћихаила ћатинского, Ч крепостного, бывшего одновременно актером, и ученым, и композитором.  ак известно, опера ћ. ћатинского Ђ—.‑ѕетербургский √остиный дворї, долго не сходивша€ со сцены, выдержала три издани€ (1781, 1792 и 1799 гг.), {185} а книги его (ЂЌачальное основание геометрииї, Ђќписани€ различных мерї и др.) сослужили немалую пользу в деле просвещени€ тогдашнего общества.

ћ. ћатинский, однако, не был редким исключением среди крепостной массы, подвизавшейс€ Ђна театреї или около театра, под просвещенным руководством своих вельможных патронов.

Ќар€ду с ћ. ћатинским, следует упом€нуть некоего ‘. √., крепостного, принадлежавшего кн€зю ѕ. ћ. ¬олконскому, написавшего музыку к опере ’ераскова Ђћиленаї, крепостного Ђпиитаї и актера —ибир€кова, которому об€зан своим возникновением –€занский театр, и крепостного же поэта и переводчика, при театре графа Ўереметева, ¬асили€ ¬роблевского, перу которого принадлежит перевод с французского комедии ЂЅашмаки ћордоре, или Ќемецка€ башмачницаї, комедии в одном действии, Ђнаполненной песн€миї, Ђƒве сестры, или ’ороша€ при€тельницаї, комической оперы Ђ∆ивописец, влюбленный в свою модельї и др.

ќ самом же театре графа Ўереметева, театре, считавшемс€ рассадником наших сценических талантов в конце XVIII века, сохранилось особенно много любопытных и поучительных сведений.

* * *

—обственно говор€, театров у графа ѕетра Ѕорисовича Ўереметева было три: один в ћоскве и два в подмосковных имени€х Ч  ускове и ќстанкине, причем, до постройки главного, в  ускове, их было несколько, а именно, как это известно по архивным спискам, сначала были Ђƒомашнийї, {186} Ђ—тарыйї, привокзальный, затем ЂЌовыйї и, наконец, ЂЌовоустроенныйї.

ѕо величине  усковский театр равн€лс€ ћосковскому ћалому театру, но удобствами, из€щностью отделки и роскошью во много раз превосходил его. ƒостаточно отметить, что построен он был по плану архитектора ¬али и убран внутри по рисункам знаменитого √онзаго.

Ћетом, в праздники, представлени€ переносились в так называвшийс€ Ђ¬оздушный театрї, помещавшийс€ под открытым небом, в саду из липовых шпалер, с большим амфитеатром, между Ђиталь€нским домомї и дерев€нным бельведером. Ќа сцене Ђ¬оздушного театраї было поставлено несколько драм, с дес€ток комедий, до двадцати балетов и более сорока опер, причем некоторые пьесы ставились здесь раньше, чем при дворе.

 онечно, така€ открыта€ сцена представл€ла, нар€ду с поэтичностью, и свои неудобства. “ак, «агоскину довелось однажды присутствовать на представлении в Ђ¬оздушном театреї балета Ђ¬енгерска€ хижинаї, во врем€ которого хлынул проливной дождь и крепостные артистки, не сме€ прервать спектакл€, дотанцевали последнее действие по колено в воде.

‘ранцузский посол граф —егюр, описыва€ праздник, данный графом ѕ. Ѕ. Ўереметевым в 1787 году, в бытность ≈катерины II в  ускове, между прочим сообщает:

ЂЌа прекрасном театре представл€ли большую оперу; не зна€ €зыка русского, € мог только судить о музыке и о балете; перва€ изумила мен€ при€тною гармонией, последний Ч из€щным богатством одежд, красотою, искусством танцовщиц и легкостью мужчин. Ѕолее всего казалось мне непостижимым, что стихотворец и музыкант, написавшие оперу, архитектор, построивший театр, живописец, украсивший оный, актеры и актрисы, {187} танцоры и танцовщицы в балете, музыканты, составл€вшие оркестр, Ч все принадлежало графу Ўереметеву, который тщательно старалс€ о воспитании и обучении их, коему они одолжены своими даровани€миї.

»мператрица осталась очень довольна представлением Ўереметевской труппы (давали оперу Ђ—амнитские бракиї и балет), допустила артистов к руке и раздала им ценные подарки. ѕо словам современника, представлени€, предшествовавшие этому спектаклю, Ђможно считать репетици€ми: только с этих пор пьесы вступили на свою насто€щую дорогу, при окончательном устройстве театра. ¬последствии давали здесь собственные произведени€ императрицы, например, У‘еве€Фї.

–оскошь спектаклей  усковского театра, на которые стекалась, по четвергам и воскресень€м, вс€ ћосква (т. к. вход дл€ всех был бесплатный), побудила тогдашнего содержател€ московского частного театра ћедокса обратитьс€ к главнокомандующему кн€зю ј. ј. ѕрозоровскому с жалобой на графа Ўереметева, отбивающего у него зрителей, между тем как он, ћедокс, кроме прочих расходов, вносит еще условленную часть своих доходов ¬оспитательному дому.

 ак уже сказано, Ўереметевский театр стал на твердую почву лишь с 1787 года, расцвет же его относитс€ к 1790 году, году страстной любви графа Ќикола€ ѕетровича к крепостной актрисе его театра ѕараше  овалевой (а по сцене Ч ∆емчуговой, как назвал ее сам граф).

Ќо прежде чем говорить об этой знаменитой красавице (род. в 1758 г.), дочери крепостного кузнеца »вана  овалева, сыгравшей такую большую роль в истории Ўереметевского театра, посмотрим сначала на характерные черты из быта товарищей по искусству ѕараши. (»х было изр€дное количество: состав труппы, вместе со специальными портными и парикмахерами, доходил до 230 человек.)

¬ штате театральных педагогов состо€ли: знаменитый актер ƒмитревский, танцмейстер —оломони,  озелли, Ўушерин и —андунов.

{188}  ак передает ѕ. Ѕессонов Ч биограф ∆емчуговой, Ч недалеко от здани€ театра находились так называемые Ђслужбыї, где были размещены особо музыканты и певчие. –авным образом особо были помещены и крепостные актеры, из которых славились ѕетр ѕетров и „уханов. “анцовщицы жили тоже отдельно. Ќаконец, особенное место занимали актрисы (называвшиес€ Ђкомедианткамиї) и Ђпевицыї.

’уже всех почему-то было положение танцовщиц, которых держали, что называетс€, в черном теле не только не лакомили карас€ми из графских прудов (как Ђкомедиантокї), но даже и дров из графских лесов им перепадало так мало, что в балетном Ђкорпусеї было почти неизменно холодно и лишь в случае болезни той или другой крепостной нимфы можно было особо испрашивать дозволени€ протопить неприветливый Ђкорпусї.

», разумеетс€, не в эту спартанскую обитель поместил граф Ќиколай ѕетрович нежную ѕарашу, когда, очарованный ее необыкновенною красотою и голосом, вз€л будущую знаменитость из ее отцовского дома дл€ посв€щени€ в Ђжрицы ћельпоменыї.

{189} — этого дн€ дл€ ѕараши началась совершенно нова€ жизнь. ≈е красота, ум и талант сразу выделили ее из числа обычных графских фавориток, смен€вшихс€ чуть не каждый день. ѕервый раз в своей жизни граф безумно полюбил, и любовь его росла с каждым днем. ¬ лучшем флигеле, где жили насто€щие комедиантки, на привилегированном положении, поселил он свою Ђпассиюї, окружив ее усердною заботою и ревностью к делу ее скорейшего образовани€ и воспитани€.   ѕараше были приставлены лучшие учител€, как русские, так и иностранные, причем обучение сценическому искусству было поручено артистке √. ¬. Ўлыковой, оставшейс€ неизменным другом ѕараши до гроба. » старани€ графа привели скоро к вожделенному результату: ѕараша стала лучшим украшением  усковской сцены.

”же 1 августа 1790 г. она про€вила весь блеск своего сценического оба€ни€, в великолепном {191} балете Ђ»несса ди  астрої (Ќинетт а ла  ур), а вскоре неподражаемо воплотила роль Ёлиана в Ђ—амнитских бракахї, где, согласно театральному обычаю XVIII века, выступила не в классических доспехах ƒревнего –има, а в сверкающем рыцарском нар€де —редних веков. ¬ этой роли ее видели впоследствии император ѕавел I, австрийский император »осиф II, король —танислав ѕон€товский, эрцгерцог  арл, многие знатные принцы и высокопоставленные особы.

√раф жил с ѕарашей в так называемом Ќовом доме, построенном наискосок от театра. ≈динственна€ дорога, которую знала знаменита€ актриса, была дорога в театр да в сад. ƒев€ть лет, с 1790 г., когда был построен этот дом, по 1799 г., влюбленные жили здесь в тиши и уединении, предава€сь всею душою зан€ти€м драматическим искусством.

Ќо оставатьс€ в  ускове скоро стало дл€ них очень т€гостно: всевозможные намеки, завистливые взгл€ды и сплетни не могли, конечно, не омрачать огромного счасть€ их любви. √раф, вид€ огорчение возлюбленной, распор€дилс€, наконец, об отъезде в ќстанкино.  усковский театр был запечатан и, после п€тнадцатилетнего своего процветани€, покинут.

Ќа новом месте знаменита€ артистка почувствовала себ€ и свободнее, и веселее; вскоре {192} после их отъезда в ќстанкино сюда была перевезена вс€ кусковска€ труппа, и с еще большим блеском возобновились театральные спектакли, ставшие новыми триумфами ∆емчуговой.

 акова была рама, в которой выступала эта крепостна€ артистка, говорит одно им€ гениального √онзаго Ч декоратора Ўереметевского театра; каковы были нар€ды самой героини, можно судить по тому, что одних бриллиантов на ней было иногда до ста тыс€ч рублей; какова была публика, мы уже упоминали. Ќо теперь не только как с актрисой, но уже как с хоз€йкой дома считалс€ с ѕрасковьей »вановной сам император ѕавел I, как бы признава€ своим милостивым обхождением Ђсовершившийс€ фактї. ¬скоре же, с Ђапробации и благословени€ї московского митрополита ѕлагона, граф вступил с ѕрасковьей »вановной в законный брак. Ёто случилось в но€бре 1800 года.

Ќедолго, однако, длилось счастье молодых: 3 феврал€ 1803 г. у графа родилс€ сын ƒимитрий, а 23 феврал€ того же года она скончаласьЕ

¬ своем завещательном письме сыну граф Ќ. ѕ. Ўереметев так объ€сн€ет, словно оправдыва€сь, свою необычайную женитьбу:

Ђя питал к ней чувства самые нежные, самые страстные. ƒолгое врем€ наблюдал свойства и качества ее, и нашел украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, посто€нство, верность, нашел в ней прив€занность ко св€той вере и усерднейшее богопочитание. —ии качества пленили мен€ больше, нежели красота ее, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редкиїЕ

» граф не сумел долго прожить без обожаемой супруги: 2 €нвар€ 1809 г. ћосква, а с нею и вс€ театральна€ –осси€ потер€ли, с кончиной графа Ќикола€ ѕетровича, своего насто€щего ценител€.

 ак писал об этом кн€зь ». ћ. ƒолгорукий (известный поэт),

“еатр волшебный подломилс€,
’охлы в нем опер не дают,
ѕараши голос прекратилс€,
 н€зь€ в ладоши ей не бьют;
”молкли нежной груди звуки,
» Ђ рез ћеньшойї скончалс€ в скуке.

{193} Ќо, Ђподломившисьї, Ўереметевский театр не прошел бесследно в истории нашего сценического искусства: безукоризненною, по тогдашним временам, постановкою всего дела этот театр вызвал кругом многочисленные подражани€, заставив многих двор€н пробудить в нашей крепостной массе те дремавшие в ней артистические силы, которым бог весть еще когда суждено было бы за€вить о себе.

* * *

≈два закатилась звезда ∆емчуговой, как на смену ей крепостна€ среда дала театралам того времени новую жемчужину русской сцены Ч ≈катерину —еменовну —еменову.

»нтересно отметить знаменательную дату Ч 3 феврал€ 1803 г. Ч день, когда смертельно занемогла ∆емчугова и день дебюта —еменовой в комедии ЂЌанинаї ¬ольтера.

 ак сообщает один из лучших биографов —еменовой Ч ј. Ќ. —иротинин, родители знаменитой вскоре артистки, крепостные смоленского помещика ѕут€ты, Ђбыли подарены им впоследствии одному учителю  адетского корпуса, ѕрохору »вановичу ∆данову, в благодарность за воспитание сына. ќтца звали —еменом, а мать ƒарьей. ћать ≈катерины —еменовны была подарена ∆данову еще девушкой, но потом, когда она забеременела от своего нового барина, ее выдали замуж за —емена, и от этого-то брака и родилась 7 но€бр€ 1786 г. Убогин€Ф, котора€, по словам ‘. ¬. Ѕулгарина, Усходила с ќлимпа на землю только в необыкновенных случа€х, когда страсть надлежало возвысить до героизмаФї.

{194} ¬ жребии —еменовой было много общего со жребием ∆емчуговой, которую она с лихвою заменила тогдашним театралам. » та, и друга€ крепостные красавицы, рано замеченные вельможами-Ђарбитрамиї сцены: одинаково рано прославились; обе приводили в трепетный восторг высоких посетителей их представлений; обе были избалованы титулованными покровител€ми и вышли за них замуж; обе, наконец, несмотр€ навею прелесть их даровани€, не создали Ђшколыї, оставив, однако, по себе неумирающую пам€ть.

ѕодробней говорить о —еменовой, этой €рчайшей Ђгероинеї нашей классической трагедии, мы не будем по той простой причине, что творческа€ жизнь ее, освобожденна€, в ранней молодости, от крепостных уз, не €вл€ет тем самым подлинного предмета насто€щей главы.

¬ернемс€ к артистам, бывшим продолжительное врем€ в крепостной зависимости.

≈сли верить Ќ. Ѕочарову (автору Ђћосква и москвичиї), в одной ћоскве, на рубеже XVIII Ц XIX вв., насчитывалось около 15 частных {195} театров, при 160 актерах и актрисах, крепостных, в подавл€ющем количестве, и 226 музыкантов и певчих такого же происхождени€. ќсобенной известностью, кроме упом€нутых уже нами, пользовались театры ». я. Ѕлудова, ј. ». ƒавыдова, графа «. √. „ернышева, Ќ. Ќ. ƒемидова, ».  . «ам€тина, ј. —. —тепанова, кн€з€ ј. ». √агарина, графа ѕ. —. ѕотемкина, графа —. —. јпраксина (где славилс€ буфф ћалахов и тенор Ѕулахов-отец да живые олени, бегавшие в опере Ђƒиана и Ёндимионї среди сказочной роскоши сценического убранства) и графа ». ¬. √удовича, в котором, по словам ћ. ». ѕыл€ева, русские артисты нашли самого ревностного покровител€: в бытность его главнокомандующим (после постройки Ѕольшого театра) им были увеличены оклады и даны актерам многие льготы.

Ќелишне будет заметить, что, в глазах людей того времени, свобода и искусство не вполне в€зались друг с другом. “ак, в 1777 году, ». ѕ. ≈лагин Ч Ђглавный директор над спектакл€ми и музыкой придворнойї Ч писал ≈катерине II: Ђ“еатральные люди тогда только повинуютс€ и почитают не только директора, но и антрепренера, когда они уверены, что часть их от него одного зависит, что чрез него одного и честолюбию и корыстолюбию их удовлетворение быть можетЕ “еатральные же таланты никогда сами между собою великого ничего не сделают, ибо духа согласи€ в них никогда не бывает, малое что-нибудь из общей корысти сделают, но большого спектакл€ без управл€ющего ими составить не могутї.

ƒиректор »мператорских театров √едеонов просил, в 1848 г., кн€з€ ¬олконского ходатайствовать о запрещении Ђѕолицейским ведомост€мї касатьс€ театра, так как в одном из фельетонов критик слишком расхвалил Ћ. Ќикулину- осицкую (бывшую крепостную). Ђѕодобные безмерные похвалы, Ч говорит √едеонов, Ч вредныЕ ибо дают повод артисту увлекатьс€ ими и думать, что они не должны идти далее в своем старанииїЕ

{196} ¬ противоположность столичным, провинциальные крепостные театры отличались, в описываемую эпоху крайней примитивностью. »сключительно доморощенный характер между ними носил, в конце XVIII в., например, театр кн€з€ √рузинского, в јлатырском уезде, —имбирской губернии (где играли еще две труппы крепостных: “атищевска€ и ≈рмоловска€). ¬от между прочим характерные подробности о представлени€х в этом театре, сообщаемые одним из алатырских старожилов того времени:

Ђ огда занавес подниметс€, выйдет сбоку красавица ƒун€ша Ч ткача дочь, волосы наверх подобраны, напудрены, цветами изукрашены, на щеках мушки налеплены, сама в помпадуре на фижмах, в руке посох пастушечий с алыми и голубыми лентами. —танет кн€з€ виршами поздравл€ть, и, когда ƒун€ отчитает, ѕараша подойдет, псар€ дочь. Ёта пастушком нар€жена, в пудре, в штанах и в камзоле. » станут ѕараша с ƒунькой виршами про любовь да про овечек разговаривать; с€дут р€дом и обнимутс€. Ќедели по четыре {197} девок, бывало, тем виршам с голосу —емен “итыч, сочинитель, учил: были неграмотны. ƒолго, бывало, маютс€, сердешные, да как раз п€ток их дл€ пон€ти€ выдерут, выучат твердоЕ јндрюшку-поваренка сверху на веревках спуст€т; бога ‘еба он представл€ет, в алом кафтане, в голубых штанах, с золотыми блестками. ¬ руке доска прорезна€, золотой бумагой оклеена, прозываетс€ лирой, вкруг головы у јндрюшки золоченые проволоки натыканы, вроде си€ни€. — јндрюшкой дев€ть девок на веревках, бывало, спуст€т; напудрены все, в белых робронах; у каждой в руках нужна€ вещь: у одной скрипка, у другой св€точна€ хар€, у третьей зрительна€ труба. ѕод музыку стихи пропоют, кн€зю венок подадут, и такой пасторалью все утешеныї.

“акой же приблизительно характер носили представлени€ крепостных и в некоторых пензенских театрах.

»х было три: √орихвостова, √р. ¬ас. √ладкова и ¬ас. »в.  ожина. Ќаилучшим считалс€ театр  ожина, Ђкоторому удалось где-то нан€ть вольного актера √рузинова, который препор€дочно знал свое дело, Ч вспоминает ‘. ‘. ¬игель, Ч да и между девками нашлась одна, ƒун€ша, у которой невзначай был природный талант. ∆ена его, помн€, как в —мольном сама госпожа Ћафон учила ее играть √офолию, преподавала свои наставлени€, кои в насто€щем случаеЕ были бесполезныЕ Ёту труппу называли губернаторской, ибо мой отец действительно ей покровительствовал и дл€ ее представлений выпросил у предводителей {198} пребольшую залу ƒвор€нского собрани€, исключа€ выборов, почти всегда пустую. «авелось, чтобы туда ездили (разумеетс€, за деньги) люди лучшего тона, какие бы ни были их политические мнени€.   √. же (√ладкову) в партер ходила одна чернь, а в ложи ездила зевать злейша€ оппозици€, к которой, однако же, он сам отнюдь не принадлежалї.

Ќесмотр€ на примитивность постановки дела в провинциальных театрах и крупные художественные недочеты исполнени€ многих крепостных трупп, владельцы их гордились ими как ничем другим. ЂЁто все мои дворовые реб€та!ї Ч радостно кричал какой-то помещик зрител€м, в наиболее удачный момент представлени€. », в сущности говор€, было чем хвастать: превращение Ђсиволапого мужикаї в какого-нибудь герцога, манерно выражающего свои чувства стихами, Ч дело нелегкое. » €вственность плодов своих, как-никак, а просветительных начинаний, Ч разумеетс€, не могла не наполн€ть гордостью душу виновника такой культурной метаморфозы.

Ќекоторые из помещиков даже предпочитали свои маленькие театры большим общественным, и были среди них такие, которые не разлучались с предметом своей гордости, даже отправл€€сь в большой театральный город. ¬прочем, зачастую это вытекало из безграничного тщеслави€. “ак, богач ј. ј.  ологривов, наезжавший в 20‑х годах в ѕетербург, неизменно с собственным оркестром, актерами и певчими, объ€сн€л эту роскошь следующим образом: Ђ” мен€ на сцене, как € приду посмотреть, все актеры и певчие раскланиваютс€, и € им раскланиваюсь.   вам же придешь в театр Ч никто мен€ знать не хочет и не клан€етс€їЕ

* * *

”же в царствование ѕавла I домашние театры до того размножились, что правительству пришлось выработать специальные дл€ них постановлени€. (—м., напр., Ђвысочайший рескриптї 1797 г. главнокомандующему ћосквы кн€зю ё. ¬. ƒолгорукому, в коем предписываетс€ об€зательное присутствие на спектакле частного пристава.) Ёти постановлени€ были вызваны отчасти теми вольност€ми на сценах барских театров, которые нередко выходили из границ элементарного приличи€.

—лучалось, например, что крепостных артисток их хоз€ева заставл€ли превращатьс€ из жриц ћельпомены в жриц јфродиты. ƒоходило до того, что на некоторых помещичьих сценах, как например, в театре кн€з€ Ќ. Ѕ. ёсупова, крепостных артисток заставл€ли пл€сать нагими перед многолюдной публикой. ¬ Ђѕотревоженных тен€хї —. јтава (“ерпигорев) рисует нам другое возмутительное Ђпредставлениеї подобных жертв прихоти помещика. ≈ще нагл€днее описывает √. ј. ћачтет (Ђ» один в поле воинї) панские развлечени€ в «ападном крае, состо€вшие иногда в том, что крепостных девушек раздевали донага и заставл€ли изображать в таком виде статуи. Ђќни сначала, пон€тно, упр€мились и ревели, Ч говорит √. ј. ћачтет, Ч но угрозы быть высеченными скоро заставили их утереть слезы и прин€ть соответственные позыї. ќ такой же профанации {199} стыда повествует и ƒ. Ћ. ћордовцев (ЂЌакануне волиї). ƒалее, как справедливо замечает ¬. ». —емевский, человеческое чувство, которое могло бы развитьс€ под вли€нием изучени€ сценического искусства, сплошь и р€дом попиралось самым безжалостным образом, и актрисы должны были по воле барина расточать свои ласки, а не то составл€ть его гарем. ѕод сантиментальным пером кн€з€ Ўаликова (автора Ђѕутешестви€ в ћалороссиюї) подобный гарем с крепостными артистками превращаетс€ в чудесный Ђќстров любвиї, с лабиринтом, куда провод€т гостей Ђамурыї и Ђтерпсихорины нимфыї, причем кн. Ўаликов достаточно прозрачно намекает и на свои любовные успехи среди крепостных нимф этого Ђќстрова любвиї. ќсобенно же т€гостное впечатление от такого рода помещичьего произвола выноситс€ при чтении Ђ¬оспоминанийї ‘. ‘. ¬игел€, которому довелось познакомитьс€ с крепостной труппой некоего гвардии прапорщика ѕ. ¬. ≈сипова.

” этого старого холост€ка, в селе ёматове,  азанской губернии, был собственный театр Ђс принадлежащими к нему декораци€ми, из вольнонаемных иностранцев и из собственных своих людей, актеров и актрисї. ѕредставл€лись {200} в этом театре Ђкомедии, оперы, трагедии и прочие пиесыї. Ѕыл у этого прапорщика и театр в  азани.

Ђ“еатр пребольшущий, дерев€нный, посреди одной из ее площадей, но летом на нем не играли, Ч пишет ¬игель. Ч —одержатель его, ѕетр ¬асильевич ≈., был один из тех русских двор€н, ушибленных театром, которые им же потом лечились. ќн жил тогда в деревне, верстах в сорока от  азаниЕ ѕредуведомленный о нашем нашествии, хоз€инЕ встретил нас на крыльце с музыкой и пением. „ерез полчаса мы были уже за ужиномЕ я знал, что дамы его не посещают, и крайне удивилс€, увидев с дюжину довольно нар€дных женщин, которые что-то больно почтительно обошлись с губернатором: все это были ‘ени, ћатреши, јриши, крепостные актрисы хоз€йской труппы. я еще более изумилс€, когда они пошли с нами к столу и когда, в противность тогдашнего обыча€, чтобы женщины садились все на одной стороне, они разместились между нами, так что € очутилс€ промеж двух красавиц. я очень проголодалс€; стол был заставлен блюдами и обставлен бутылкамиЕ Ќастойчивые приглашени€ (пить) сопровождались гор€чими лобзани€ми дев с припевами: Уќбнимай сосед соседа, поцелуй сосед соседа, подливай сосед соседуФЕ  огда кончилс€ ужин, € с любопытством ожидал, какому новому обр€ду нас подвергнут. —амому простому: исключа€ губернатора и Ѕ., которым отвели особые комнаты, проводили нас всех в пространную горницу, род пустой залы, и пожелали нам доброй ночиї.

Ќа следующий день, после того как гости переночевали на гр€зных постел€х, отн€тых у актеров и актрис, ¬игель присутствовал на представлении попул€рной в то врем€ оперы ћоцарта Ђ–едка€ вещьї, где те же крепостные Ђиграли и пели, как все тогдашние провинциальные актеры, не хуже и не лучшеї.

“еатр ѕ. ¬. ≈сипова в  азани просуществовал до 1814 года. »з его артисток прославилась ‘екла јникиева, Ђперва€ любовница в трагеди€х, драмах, комеди€х и операхї.

Ђ‘еклуша, Ч говорит в своих воспоминани€х јксаков об јникиевой 2‑й, Ч была не хороша собой, но со сцены казалась красавицей; она имела черные, выразительные глаза, а вечером освещение, белила и рум€на доканчивали остальное. ¬ ее игре было много естественности и неподдельного чувстваїЕ

{201}  аждый раз, как только ‘еклуша по€вл€лась на сцене, ее встречал гром аплодисментов, и к ее ногам летели кошельки (тогдашний способ выражать свои восторги).  огда она исчезла неожиданно, пленившись бедным почтовым чиновником, гнев ≈сипова не знал пределовЕ ≈е удалось разыскать; но оказалось, что она уже замужем. ќна не избежала бы самого строгого наказани€, если бы за нее не заступилось все казанское общество, упросившее ≈сипова пощадить всеобщую любимицу.

ƒе ѕассенанс, долго живший в –оссии, в конце XVIII в. и в начале XIX, рассказывает в своей книге Ђ–осси€ и рабствої, что горничные и служанки некоего помещика Ѕ. делались, в случае надобности, актрисами, золотошвейками и пр. Ђќни в одно и то же врем€, Ч продолжает де ѕассенанс, Ч его (г‑на Ѕ.) наложницы, кормилицы и н€ньки детей, рожденных ими от барина. я часто присутствовал при его театральных представлени€х. ћузыканты €вл€лись в оркестр, одетые в различные костюмы, соответственно рол€м, которые они должны были играть, и, как только по свистку подымалс€ занавес, они бросали свои фаготы, литавры, скрипку, контрабас, чтобы сменить их на скипетр ћельпомены, маску “алии и лиру ќрфе€; а утром эти же люди работали стругом, лопатою и веником. ќсобенно уморительно было видеть, как г. Ѕ., во врем€ представлени€, в халате и ночном колпаке, величественно прогуливалс€ между кулисами, подбадрива€ словами и жестами своих крепостных актеровї.

 огда помещик Ѕ. отправл€лс€ в другое свое имение, за ним ехало не менее 20 кибиток, с его наложницами, актрисами, танцовщицами, поварами и пр. Ќа каждой станции раскидывали огромную палатку, где помещалс€ барин со своими наложницами, а в другой 20 человек увесел€ли его пением во врем€ обеда.

јкварель из альбома ’ампельис дает нам такую картину Ђво€жаї помещика со своим театрально-крепостным гаремом: сам он, в картузе и с трубкой, франтовски одетый, но с распахнутой догола грудью, сидит верхом на красивом белом коне; сзади него, на том же коне, сидит, как и помещик, верхом простоволоса€ Ђдевкаї, в алом сарафане; она лихо подбоченилась левой рукой и, по-видимому, свистит; впереди две босоногих пл€суньи, из коих одна в синем сарафане, а друга€ в нелепом подоткнутом французском платье, напоминающем моду XVIII века; Ђантрашаї последней огол€ет одну из ее толстых ног выше колена. —зади следует поющий хор других Ђдевокї, числом 7, в красных и синих сарафанах, кроме одной Ч центральной, Ч одетой в голубое платье XVIII в., с зеленым галстуком на шее декольте; костюм ее, гитара в руках, на алой ленте, и Ђгосподска€ї прическа не оставл€ют сомнени€ в принадлежности Ђкрасавицыї к крепостным жрицам ћельпомены, а ее босоногость и припл€сыванье дают основание полагать, что крепостной балет не всегда пользовалс€ трико, в угоду барину.

{202} –азумеетс€, там, где помещик Ђтретировалї своих Ђкомедиантокї, как гаремных невольниц, сценическое искусство не создавало любой из них привилегированного, сравнительно с простой крепостной Ђдевкойї, положени€, как это было у подлинных ценителей искусства среди помещиков. —корей наоборот! Ч именно благодар€ искусству, они чаще подвергали себ€ риску вызвать, за малейшую оплошность, суровую кару хоз€ина. “ому же помещику Ѕ., как передает де ѕассенанс, не понравилась однажды игра главной актрисы, изображавшей ƒидону (в опере того же названи€); он вбежал на сцену и, при всей публике, отвесил т€желую оплеуху жертве своей низменной страсти, вскричав: Ђя говорил, что поймаю теб€ на этом! ѕосле представлени€ отправл€йс€ на конюшню за наградой, котора€ теб€ ждет!ї » несчастна€ ƒидона, поморщившись от боли, вновь вошла в свою роль как ни в чем не бывало, хот€ и прекрасно знала, что, довед€ роль до конца, получит гонорар, позорность которого кажетс€ в наше врем€ чудовищной.

ќднако в то Ђдоброе старое врем€ї палки и розги, как свидетельствуют современники, вызывали несколько иное, чем в наше врем€, отношение и, выража€сь словами ј. —. √ацисского (см. его ЂЌижегородский театрї), Ђникому не были в диковинкуї.

Ќе была в то врем€ Ђв диковинкуї и продажа крепостных людей отдельно от земли, семь€ми или поодиночке, Ч продажа, вызывающа€ в наше врем€ исключительно жуткое чувство в тех случа€х, когда объектом ее €вл€лс€ артист или артистка, стало быть, личность, особо одаренна€ и потому, казалось бы, особенно страдавша€ от подобного произвола.

Ќо таковы были нравы, таков был обычай, возмущавший дес€ток Ђ–адищевыхї и оставл€вший равнодушными миллионы Ђ»вановыхї того времени.

Ђѕродажа помещиками крепостных, Ч говорит ≈. Ќ. ќпочинин, Ч была в то врем€ самой обыденной коммерческой сделкой. «а людей, знавших какое-либо ремесло или искусство, платили, конечно, дороже, чем за обыкновенных кресть€н. Ќаиболее высоко ценились люди, обученные какому-нибудь художеству: живописцы, актеры и музыканты, особенно последниеї.

— юридическими подробност€ми договоров купли-продажи крепостных артистов знакомит нас особенно обсто€тельно книга кн€з€ ј. Ћ. √олицына Ђ»з прошлого, материалы дл€ истории крепостных помещичьих театров в ќрловской губернииї (ќрел, 1901 г.). «десь приводитс€ между прочим случай продажи, в 1805 году, помещицей Ћ. ѕ. „ертковой прапорщику ј. ƒ. ёрасовскому, за 37 000 р. ассигнаци€ми, Ђкрепостного музыкального {203} хора, преизр€дно обученного музыке, образованного в искусстве сем отменными, выписанными из чужих краев, сведущими в своем деле музыкальными регентами, всего 44 крепостных музыканта с их жены, дети и семейства, а всего-навсего с мелочью 98 человек, из них 64 мужска и 34 женска полу, в том числе старики, дети, музыкальные инструменты, пиэсы и прочие принадлежностиї.

 ак видно из договорного услови€, продавались эти люди не только как музыкальные, но и как театральные исполнители: в поименном списке оркестра, например, отмечаетс€ Ђотменна€, зело способна€, на вс€кие антраша, дансерка, поведени€ крайне похвального и окром€ всего того, лица весьма при€тногої; упом€нуто в том же списке и о том, кто Ђумеет изр€дно шить, мыть белье и трухмалитьї. ѕри этом Ћ. ѕ. „ерткова Ђне в ответеї, Ђколи из поименованных выше 98 крепостных людей убыль кака€ учинитца, от каких ни на есть смертных случаев или убийствї, но, Ђколи у сих крепостных людей приплод какой окажетс€ї, она не имеет права Ђудерживать приплод сей у себ€ в свою пользу, а также и доплаты за ниво ничего не полагаетцаї.

Ќередко крепостных артистов приобретала и дирекци€ »мператорских театров. ќдно из первых таких приобретений имело место в 1800 году. ќбъектом его €вилась балетна€ труппа Ђзнаменитогої екатерининского фаворита —емена √авриловича «орича, подвизавша€с€ в Ўкловском ЂЁрмитажеї.

  сожалению, истори€ нам оставила незначительные данные о театральных представлени€х этого екатерининского фаворита. »звестно только, что техническое оборудование театра «орича должно было быть на большой высоте, если в спектакле, данном им в честь ≈катерины II, декорации мен€лись до 70‑ти раз. ѕосле смерти «орича и ликвидации его имущества сводный брат покойного ƒ. √. Ќаранчич предложил дирекции »мператорских театров приобрести шкловских Ђтансеров и тансерокї. ¬ ту эпоху директором »мператорских зрелищ был известный ј. Ћ. Ќарышкин. ќн командировал в Ўклов балетмейстера ¬альберга, который выбрал Ђвосемь человек мужска и шесть человек женска полаї, очевидно, наиболее пригодных дл€ дирекции. ¬се они были определены на службу дирекции, за жалованье 200 рублей в год каждому, сверх того Ч квартира, дрова и Ђна постройку плать€ї от 10 до 20 рублей. »з числа этих Ђтансерокї сравнительно прославилась ≈катерина јзаревичева, плен€вша€ публику в ѕавловское царствование.

Ѕолее подробные сведени€ о купле-продаже дирекцией »мператорских театров помещичьих {204} артистов дошли до нас относительно знаменитой в то врем€ —толыпинской труппы. ƒело было так: после пожара, в 1805 году, ѕетровского театра, дирекци€ его получила высочайшее разрешение на постройку в ћоскве нового театрального здани€. ¬о врем€ этой постройки домовладелец ѕашков устроил в своем доме (на углу «наменки и ћоховой) залу-сцену, куда, вместе с вольнонаемными, была приглашена труппа ј. ≈. —толыпина, числом 70 крепостных артистов.  огда владелец их собралс€ продать их, актеры выбрали из своей среды старшину, который от лица всей труппы подал императору јлександру I прошение, в коем было сказано: Ђ—лезы несчастных никогда не отвергались милосерднейшим отцом, неужель божественна€ его душа не внемлет стону нашему. ”знав, что господин наш, јлексей ≈мель€нович —толыпин, нас продает, осмелились пасть к стопам милосерднейшего государ€ и молить, да щедротами его искупит нас и даст новую жизнь тем, кои имеют уже счастие находитьс€ в императорской службе при ћосковском театре. Ѕлагодарность будет услышана —оздателем ¬селенной, и ќн воздаст спасителю ихї.

“акие выражени€, как Ђслезы несчастныхї и Ђстонї этих крепостных актеров, которым судьба грозила разлукой с императорской сценой, достаточно красноречиво говор€т о преимуществах службы, коими пользовались они на этой сцене, сравнительно с частной. » это, несмотр€ на то что крепостные отнюдь не были приравнены к свободным артистам, в смысле обращени€ с ними, Ч не говор€ уже о том, что на афишах перед их фамили€ми пропускали буквы √. (господин или госпожа), с ними продолжали обращатьс€ Ђотеческиї, а именно Ч как говорит —. ѕ. ∆ихарев в Ђ«аписках современникаї, Ч Ђкогда они зашибаютс€, что случаетс€ нередко, то им делают выговор особого родаї.

{205} Ђ акого рода выговор, Ч замечает ». Ќ. »гнатов, Ч видно хот€ бы из письма того же ∆ихарева (от 18 окт€бр€ 1805 г.), обещающего рассказать Уисторию о том, отчего из двух актрис, сестер Ћисицыных, старша€ сделалась госпожою Ѕутенброк, и почему она перед самым венчанием была высечена розгамиФї.

Ќо возвратимс€ к Ђслезному прошениюї столыпинских актеров. ќно было препровождено, через статс-секретар€ кн€з€ √олицына, кобер-камергеру ј. ј. Ќарышкину, который не замедлил доложить императору о продаже —толыпиным своей труппы и оркестра музыкантов за 42 000 рублей, каковую цену, по его мнению, можно признать умеренной. »мператор, однако, нашел цену слишком высокой и повелел директору театров склонить продавца к уступкеЕ ј. ≈. —толыпин скинул 30 000 рублей, и его труппа была таким образом приобретена по высочайшему повелению за 32 000 рублей.

ѕриблизительно в это же самое врем€, как сообщает ћ. ». —емевский, были проданы гуртом в казну до тридцати лиц обоего пола, составл€вших труппу Ѕахметева. ¬ документе купли-продажи этих лиц, р€дом с именами актеров и актрис было означено их Ђамплуаї. » все эти Ђблагородные отцыї, Ђрезонерыї, Ђпервые любовницы и любовникиї, Ђпростаки и простушкиї были проданы помещиком за 30 000 ассигнаци€ми.

Ѕывало и так, отмечает Ќ. ¬. ƒризен, что живой товар продавалс€ в рассрочку. ѕодобный случай произошел с крепостным человеком ƒм. »в.  иселева Ч »ваном ѕерелецким, по профессии музыкантом, купленным в 1811 году дирекцией »мператорских театров за 2 000 рублей, с рассрочкою по 500 рублей ежегодно.

{206} ¬ общем надо признать, что врем€ между 1806 и 1827 годами особенно богато приобретени€ми дирекцией »мператорских театров крепостных актеров у помещиков. ћожно сказать, что наиболее видные представители русской знати числились среди продавцов Ђартистических душї. ” —толыпина, как уже говорилось, куплена цела€ труппа; у кн€з€ ƒемидова куплен актер —тепан ћочалов, отец знаменитого трагика; у действ, камергера кн. ¬олконского Ч актеры ѕруссаков и ћихайло «убов; у действ, статского советника —алтыкова Ч актер ¬асилий ¬оеводин; у генерал-поручика «агр€жского Ч танцоры ћарк Ѕарков и ѕетр ¬елеусов, а также дочь Ѕаркова, Ђдансеркаї јграфена, и др.

÷ены Ђартистическим душамї владельцы их заламывали, по тогдашним временам, баснословные. “ак, де ѕассенанс в своей книге Ђ–осси€ и рабствої говорит, между прочим, об актрисе, купленной за 5 000 рублей, Ч цену, сравнительно с которой должна показатьс€ скромной цена, запрошенна€ ј. ≈. —толыпиным за каждую из своих актрис (в среднем по 600 рублей задушу). √раф  аменский (о театре которого речь впереди) приобрел от помещика ќфросимова крепостных его артистов мужа и жену, с шестилетней дочерью, мастерски танцевавшей Ђкачучуї и Ђтампетї, за целую деревню в 250 душ.  репостной актер-поэт р€занского предводител€ двор€нства ƒ. Ќ. ћаслова, »ван —ибир€ков, ценилс€ своим владельцем в 10 000 рублей, и именно эту сумму за€вил в 1818 году Ќ. ћаслов графу ћ. ј. ћилорадовичу, когда последний прин€л участие в хлопотах по освобождению —ибир€кова от крепостной зависимости. Ётому ». —. —ибир€кову, кстати заметить, об€зан своим возникновением –€занский театр, коего директором стал барин —ибир€ков.

* * *

—плошь и р€дом крепостные актеры играли гораздо лучше вольных, о чем говорит пресса того времени. ¬от, например, выдержка из статьи Ђ“еатральный феноменї некоего Ў., помещенной в є 13‑м Ђ∆урнала драматического на 1811 годї.

ЂЕ »так, €вл€етс€, без вс€ких предварительных знаков, на горизонт искусства театрального, феномен, достойный особенного внимани€. ѕетр јндре€нович ѕозн€ков приглашает к себе в спектакль московскую публику Ч и московска€ публика удивилась, нашедши сей спектакль совершенным или почти совершенным во всех част€х. »грают одни крепостные люди Ч но как играют? Ќесравненно лучше многих вольных артистов, которые посещают хорошие общества, дл€ которых открыто блест€щее поприще славы и пр., и пр. ƒве актрисы и буфф такие, каких € не видывал на оперической сцене ћосковского театраЕ ќдна из них Ч та, котора€ представл€ет живую, ветреную, прив€занную к веселост€м и забавам светскую женщину Ч прелестна до чрезвычайности! Ќо буфф, на котором основываетс€ комическа€ опера, имеет все качества своего характераЕ ќпера, которую видел €, была УЎкола ревнивыхФ. —и€ больша€ итали€нска€ операЕ требует беспрестанной игры многих актеров, не движущихс€ только машин, но действующих с интересом и умеющих танцевать и довольно знани€ в музыке, расположенной с особенной трудностью, {207} несмотр€ на все это, не было ни в чем, ни против чего ни малейшей погрешности ’вала, хвала почтенному хоз€ину!ї

Ётого Ђпочтенного хоз€инаї, как известно, и имел в виду √рибоедов при создании, быть может, незаслуженно насмешливых строк в роли „ацкого

ј наше солнышко наш клад?
Ќа лбу написано театр и маскарад,
ƒом зеленью расписан в виде рощи
—ам толст, его артисты тощи
Ќа бале, помните, открыли мы вдвоем
«а ширмами, в одной из комнат посекретней,
Ѕыл спр€тан человек и щелкал соловьем Ч
ѕевец зимой погоды летней.

ћежду тем театр генерал-майора и кавалера ѕозн€кова был одним из лучших театров ћосквы первого дес€тилети€ XIX века. Ќ. ѕолевой говорит, что, Ђбудучи страстным охотником до театра, ѕозн€ков жил по-барски и имел свою труппу, из которой вышли многие актеры с дарованиемї —пектакли у него ставил известный актер-режиссер —андунов, а актрис учила жена —андунова, знаменита€ Ђоперическа€ї актриса, котора€ спорила в славе с ‘елис-јндрие.

Ёти и другие восторженные отзывы относ€тс€ к 1811 году, Ч году расцвета ѕозн€ковского театра, Ч а в следующем году, 1812‑м, {208} на тех же Ђкрепостныхї подмостках увесел€ли армию Ќаполеона французские актеры Ч Ђсвободные гражданеї, дл€ которых г. Ѕоссэ Ч генерал французской армии Ч приспособил, оштукатурил, выбелил и вс€чески украсил полуразрушенный театр ѕ. ј. ѕозн€кова.

ƒо нас дошла афиша лишь одного из спектаклей, в этом театре, в бытность Ќаполеона в ћоскве, а именно афиша спектакл€ 7 окт€бр€ (25 сент€бр€), в конце которой значитс€: ЂLa salle du spectacle est dans la Grande Nikitski, maison de Posniakoffї (Ђ—пектакль в доме ѕозн€кова, на Ѕольшой Ќикитскойї).

„ерез неделю после этого спектакл€ Ч 15 окт€бр€ 1812 года Ч Ќаполеон подписал в  ремле, среди ћосквы, объ€той пламенем, свой известный декрет о парижском театре ЂLa Comédie Françaiseї, регламентировавший окончательно его организацию, администрацию, распределение Ђамплуаї, составление репертуара, отчетности, статут ЂЋитературного комитетаї и службу полицейской охраны.

ѕосле изгнани€ Ќаполеона ћосква лишь через год Ч к концу 1813 года Ч стала подумывать о забытых ею увеселени€х, и с но€бр€ этого года, в утешение москвичей, открылс€ р€д спектаклей русской драмы (дававшихс€, на первых порах, в пользу Ђбедныхї города ћосквы) частной труппой, причем дл€ места представлений был избран все тот же, уцелевший, хоть и не избегший хищничества французской гвардии, Ђславныйї театр генерал-майора и кавалера ѕетра јндре€новича ѕозн€кова.

* * *

Ќар€ду с ѕозн€ковским театром славилс€ в ћоскве, в царствование јлександра I, еще ƒурасовский театр, резиденцией коего было имение Ћюблино, а наравне с ним Ч театр кн€з€ ’ованского, можно сказать, Ђбарскийї в полном смысле этого слова, где ставились, по преимуществу, оперы и балеты.

{209}   сожалению, мы не располагаем многими данными об этих прекрасных, по отзывам современников, театрах, сост€завшихс€ в роскоши своих постановок. «ато в наших руках достаточно и любопытных, и поучительных подробностей о двух других достопримечательных крепостных театрах той же александровской эпохи: о театре графа  аменского.

—ведени€ о театре кн. Ўаховского восход€т еще к концу XVIII столети€, когда кн€зь Ќиколай √ригорьевич Ђдержалї театр в своем јрдатовском имении, в селе ёсупове, и лишь изредка привозил свою актерскую Ђкомандуї на показ москвичам.

— 1798 года, когда кн€зь окончательно обосновалс€ в Ќижнем Ќовгороде и обратил свой домашний театр в публичный, его крепостна€ труппа уже стала предметом оживленных толков, пересудов и анекдотов. “ак, подсмеива€сь над бравым полковником, в чине которого был кн€зь Ўаховской, рассказывали, что он был беспримерным цензором своей эпохи и вычеркивал из пьес решительно все, что напоминало двусмысленность. ћало того, и в самой труппе он ввел Ђмонастырскую дисциплину, требу€ благопристойности не только в жизни, но и на сцене, где, под страхом наказани€, актерам запрещалось дотрагиватьс€ до тела актрис, во избежание чего они были принуждены находитьс€ друг от друга на рассто€нии аршина, и даже тогда, когда, по ходу пьесы, актриса должна была падать в обморок, ее партнер лишь примерно смел ее поддерживатьї.

— другой стороны, немало смешило современников кн€з€ то обсто€тельство, что в деревне партер его театра набивалс€ подневольной публикой, то есть крепостными же кресть€нами, которые сгон€лись в театр по нар€ду и отбывали эту повинность Ђбездоимочної, если не считать водки, отпускавшейс€ иногда кн€зем этим послушным зрител€м.

Ћетом труппа кн. Ўаховского играла на €рмарке в ћакарьеве, куда ежегодно перекочевывал, на июль мес€ц, слаженный на скорую руку, большой дощатый сарай, где были и ложи и кресла, всего на 1000 зрителей.

{210} —пектакли давались ежедневно и начинались в 8 часов вечера, причем все места всегда были зан€ты. ÷ена за вход была московска€ и доход театра, во врем€ €рмарки, превышал, кажетс€, многим доход театра в городе.

Ђ“еатр ћакарьевский, Ч пишет Ќ. ѕолевой в одном из писем к ‘. ¬. Ѕулгарину, Ч был очень пор€дочный, если сообразить врем€ и средстваї. ¬ этом театре Ђпремьерствовалаї талантлива€ ¬ышеславцева, которую ѕ. ƒ. Ѕоборыкин помнил как замечательную артистку, у которой была Ђромантическа€ нервность игры, какую вы видите, Ч пишет Ѕоборыкин, Ч в старых актрисах, начавших свою карьеру в эпоху воцарени€ драмыї. ’валит Ѕоборыкин и актера √. «авидова в труппе кн. Ўаховского, говор€, что и на французских сценах мало видел актеров, Ђв такой степени подход€щих к специальности мрачного элемента драмыї.

ƒругою знаменитостью в этом Ђбарскомї театре стала со временем Ќастась€ »вановна ѕиунова Ч крепостна€ актриса на трагические роли. Ђћен€ привезли из деревни в лапт€х, Ч вспоминала потом эта артистка. Ч Ѕыло мне тогда лет дес€ть. ¬ымыли мен€, одели и поместили в УдевичьейФЕ Ќа репетицию и спектакль девиц возили в каретах и, по доставлении в театр, сажали в особую уборную, с мамками, и оттуда и выкликались на сцену режиссером; да и на самой сцене, во врем€ репетиций, посто€нно находилась друга€ мамушка, сиречь Устороже€Ф. –азговаривать с мужским персоналом труппы не дозвол€лось. ¬прочем, по достижении девицами 25‑летнего возраста, кн€зь имел обыкновение выдавать их замуж, и делалось это так: докладываетс€, например, кн€зю, что вот, мол, такой-то и такой-то девице уже 25 годков, то Укак прикажетеФ? “огда кн€зь призывал своих артистов-мужчин, спрашивал, кому из них нравитс€ котора€-либо из 25‑летних артисток, и, узнавши, вызывал УартистокФ, объ€вл€€ им о таком Уизли€нииФ и Ч свадьба готова!..  н€зь обыкновенно сам благословл€л обрученных и давал приданое, а также после свадьбы молодым назначалось и особое жалованьеїЕ

{211} –епертуар сего удивительного театра вырабатывалс€ в высшей степени оригинально: до постановки пьесы на сцену кн. Ўаховской не интересовалс€, что это за пьеса, Ђа все решалось на одной из последних репетиций, когда он высказывал свою волю: УбытьФ или Уне бытьФї. ЂЅывало, Ч говорит Ќ. ». ѕиунова, Ч учим-учим какую-нибудь пьесу, мучаемс€-мучаемс€, а кн€зю-то и не понравитс€. ¬станет, бывало, махнет рукой, табачку из золотой табакерки шибко так нюхнет, да и скажет: УЌе нужно!ФЕ Ќу и начнут готовить другую пьесуїЕ

„тобы крепостные актрисы умели себ€ держать, изобража€ Ђдам обществаї, их назначали поочередно на дежурство к кн€гине Ўаховской, с которой они чуть не целый день проводили врем€ в беседе, чтении и рукоделии. ƒалее, когда у кн€з€ давались балы, то на них приглашались и крепостные Ђпремьеры с премьершамиї (Ђпервые сюжетыї). ћужчинам-артистам не разрешалось приглашать на танцы светских дам, но мужчины-гости считали за удовольствие пройти тур вальса с крепостной артисткой.

Ќасколько кн. Ўаховской ревниво относилс€ к драматическому искусству своей труппы, видно, например, из такого факта: перед постановкой пьес Ђ√оре от умаї и Ђ–усские в Ѕаденеї кн€зь возил Ђна долгихї своих главных артистов и артисток в ћоскву (это из Ќижнего Ќовгорода!) в »мператорский ћосковский театр и на хоры ћосковского Ѕлагородного собрани€, во врем€ блест€щих балов, Ђчтобы они еще лучше могли восприн€ть манеры светских людейї.

{212} * * *

ќб ќрловском театре графа —ерге€ ћихайловича  аменского (сына фельдмаршала) современники оставили нам столь же разноречивые сведени€, что и о театре кн€з€ Ўаховского: похвальные отзывы чередуютс€ с отрицательными, насмешливые Ч с почтительными. ѕодвод€ итог, нетрудно заметить, каких было в подавл€ющем количестве.

¬от как описывает театр графа  аменского граф ћ. ƒ. Ѕутурлин: Ђ“еатр с домом, где жил граф, и все службы занимали огромный четырехугольник, чуть ли не целый квартал на —оборной площади. —троени€ были все одноэтажные и дерев€нные, с колоннамиЕ ¬нутренн€€ отделка была изр€дна€, с бенуарами, двум€ €русами лож и с райком; креслы под номерами, передние р€ды дороже остальных. ¬ этом театре могла помещатьс€ столь же почти многочисленна€ публика, как в московском јпраксинском театреї.

ЂЅудучи ребенком, в сороковых годах, Ч рассказывает Ќ. —. Ћесков в У“упейном художникеФ, Ч € помню еще огромное серое дерев€нное здание, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимс€ забором. Ёто и была прокл€та€ усадьба графа  аменского; тут же был и театрї.

Ќ. ѕолевой, видевший этот театр проездом через ќрел, говорил, что граф  аменский Ђне жалел издержек на него и образовал свою прекрасную труппу, даже оперу и балетї.

 ак известно, этот фанатик драматического искусства, обладавший 7 тыс€чами душ кресть€н, к концу жизни (1835) оказалс€ Ђразорившимс€ на театрї, и его буквально не на что было похоронить.

ќно и не мудрено, если пьесы в его театре, как утверждает ». —. ∆иркевич, беспрестанно мен€лись, и с каждой новой пьесой €вл€лись новые костюмы и великолепнейшие декорации; так, в Ђ алифе Ѕагдадскомї шелку, бархату, вышитого золотом, ковров, страусовых перьев и турецких шалей было более, чем на 30 000 рублей. ЂЌо со всем тем, Ч прибавл€ет ∆иркевич, Ч вс€ проделка походила на какую-то полоумную затею, а не на насто€щий театрї. ћежду тем это был один из тех крепостных театров, при котором находились не только знающие свое дело режиссеры, но и нека€ школа драматического искусства.

ќ распор€дках этого театра тот же ∆иркевич сообщает следующее:

Ђ¬ театре дл€ графа была устроена особа€ ложа, и к ней примыкала галере€, где обыкновенно сидели так называемые пансионерки, т. е. дворовые девочки, готовившиес€ в актрисы и танцовщицы. ƒл€ них об€зательно было посещение театра, ибо граф требовал, чтобы на другой день кажда€ из них продекламировала бы какой-нибудь монолог из представленной пьесы или протанцевала бы вчерашнее УпаФї.

ƒалее, как в отношении своих пансионерок, так и в отношении всей своей труппы, граф  аменский был одинаково далек от поблажек.

Ђ¬ ложе перед графом, Ч продолжает ». —. ∆иркевич, Ч на столе лежала книга, куда он собственноручно вписывал замеченные им на сцене ошибки и упущени€, а сзади его, на стене, висело несколько плеток, и, после {213} вс€кого акта, он ходил за кулисы и там делал свои расчеты с виновным, вопли которого иногда доходили до слуха зрител€. ќн требовал от актеров, чтобы роль была заучена слово в слово, говорили бы без суфлера, и беда бывала тому, кто запнетс€ї.

Ђ—пектакль шел хорошо, Ч говорила бывша€ крепостна€ этого театра писателю Ќ. —. Ћескову, Ч потому что все мы, как каменные были, приучены и к страху, и к мучительству: что на сердце ни есть, а свое исполнение делали так, что ничего и не заметної.

√раф  аменский был типичный военный старинного образца, и все у него было заведено по-военному: оба хора музыкантов Ч бальный и роговой Ч каждый из 40 человек, были неизменно одеты в военную форменную одежду; все актеры жили на пайках на общем столе, собира€сь на обед и расход€сь по барабану с валторной, причем никто не смел есть сид€, непременно сто€, потому что Ч объ€сн€л граф  аменский Ч Ђтак будешь есть досыта, а не до бесчувстви€ї; капельдинеры были одеты в особые ливрейные фраки с разноцветными воротниками; актрисы содержались как пленницы в казематах; наконец, частые телесные наказани€ совсем уже напоминали быт военных той эпохи.

Ђ огда графу, Ч рассказывала н€н€ Ќ. —. Ћескову, Ч приходилась по вкусу та или друга€ из его крепостных актрис, дарил (он) ей Укамариновые {214} серьгиФ Ч подарок и лестный, и противныйї. Ёто был первый знак особенной чести быть возведенною, на краткий миг, в одалиски владыки. «а этим вскоре, а иногда и сейчас же отдавалось приказание јркадию (тупейному художнику, т. е. парикмахеру и гримеру) убрать обреченную девушку, после театра, Ђв невинном виде св€той ÷ецилиейї, и, Ђво всем белом, в венке и с лилией в руках, символизованную innocence доставл€ли на графскую половинуї.

Ђѕлатье Усв€той ÷ецилииФ, этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, Ч терпеть мы этого убора не моглиї, Ч объ€сн€ла н€н€ Ќ. —. Ћескову; и ее объ€снени€м можно поверить, так как эта н€н€, бывша€ крепостна€ гр.  аменского, славилась в юные годы как красавица, певша€ в хорах Ђподпуриї, танцевавша€ Ђпервые паї в Ђ итайском огородникеї и из любви к искусству Ђзнавша€ все роли нагл€дкоюї.

* * *

— последней четверти столетнего существовани€ крепостных театров начинаетс€ оскудение этого самобытного, чисто русского учреждени€Е

ѕосле трагического конца антрепризы разорившегос€ на ней графа  аменского мы уже не встречаем чего-либо напоминающего, по грандиозности, барскую затею Ђси€тельного самодураї.

{215}  репостной театр начинает мельчать и приобретать (выража€сь вульгарно) Ђхамскийї характер.

Ђ«олотой векї ≈катерины II, заветы которого еще бережно хранились в начале XIX столети€ нашими барами, расточавшими сплошь и р€дом как свои души, так и Ђдушиї своих крепостных, во им€ искусства, Ч тот век, со второй четверти XIX столети€, начинает все больше и больше отходить в область неподражаемых преданий.

јристократический мотив затеи уступает, со временем, место коммерческому интересу, тридцатитыс€чна€ постановка какого-нибудь Ђ алифа Ѕагдадскогої (у гр.  аменского) становитс€ вскоре несбыточным мифом, крепостные труппы уменьшаютс€ в числе, равно как и в своем составе, не слышно потом о дорогих заграничных артистах, в рол€х руководителей крепостных лицедеев, подневольный труд актера начинает пасовать р€дом с искусством свободного артиста, их начинают уже нанимать, этих Ђвольныхї, при комплектовании крепостных трупп, наконец, свободна€ антреприза создает непосильную конкуренцию помещичьему театру, и он, в остаток дней своих, влачит уже жалкое существование.

 ак на пример крепостного режима в театре начала его упадка, нелишне указать на пензенский театр помещика √. ¬. √ладкова, Ђпровон€вшего чесноком и водкойї, Ч по характеристике его кн€зем ѕ. ѕ. ¬€земским (другом ѕушкина), хорошо запомнившим свое путешествие в ѕензу. ¬ этом театре √ладкова, Ђколыхавшемс€ от ветра, как тростник, ветхом и холодномї, давались в одно и то же врем€ два представлени€: одно шло на сцене, другое перед сценой, где главным действующим лицом €вл€лс€ сам хоз€ин театра √ладков. ѕублика, хорошо зна€ его привычки, следила за ним едва ли не внимательнее, чем за артистами на сцене; и это потому, что буйный хоз€ин, нисколько не стесн€€сь присутствием публики, вмешивалс€ в диалог на сцене, с грозными криками и угрозами, называ€ не потрафившего лицеде€ дураком или скотиной, а то, бурно сорвавшись со своего места, летел стремглав на сцену, чтобы чинить немедленную расправу с провинившимс€ актером или актрисой, посредством пощечин и зуботычин.

» это было в публичном городском театре. ѕоистине Ч Ђсвежо предание, а веритс€ с трудомї.

≈сли прин€ть во внимание, что всегда театр, той или другой эпохи, отражает, в большей или меньшей мере, быт и нравы своей эпохи, Ч отталкивающий характер крепостного театра, в период его упадка, надо искать, однако, не в его репертуаре (преимущественно иностранном, переводном), а в самом режиме театрального управлени€. ¬ этом смысле, можно смело сказать, что к крепостному театру в ту пору, как и к нравам того времени, {216} одинаково приложимы указани€ правительства јлександра II, содержащиес€ в Ђѕостановлени€х о всемилостивейшем даровании крепостным люд€м прав состо€ни€ свободных сельских обывателейї, где говоритс€, что Ђнепосредственные отеческие отношени€ помещиков к кресть€намЕ уменьшилисьї, помещичьи права попадали все чаще и чаще Ђв руки людей, ищущих только собственной выгодыї, добрые отношени€ ослабели и открылс€ путь Ђпроизволу, от€готительному дл€ кресть€н и неблагопри€тному дл€ их благососто€ни€ї.

ќб этом крайнем произволе говор€т многочисленные мемуары, из коих достаточно вз€ть на выбор, скажем, мемуары артистки Ћ. ѕ. Ќикулиной- осицкой (родившейс€, в крепостном состо€нии, в 1829 г.) или, например, попул€рные некогда Ђ«аписки сельского св€щенникаї, чтобы представить себе, что должны были испытывать артисты (и особенно артистки!) под неограниченной властью их собственников.

Ђ¬едь барин-то наш хуже пса какого! Ч негодует одна из крепостных в мемуарах Ќикулиной- осицкой, Ч злодей он, ему и на каторге нет места, развратнику! “еперь нас у него дес€ть девок; возьмет от отца и матери, станет грамоте учить, чтобы, вишь ты, на киатре играть разные штуки, а сам из девки-то всю кровь выпьет, а потом замуж отдаст за какого постылого мужикаЕ » мужики-то, и дворовые Ч все измученыЕ и на охоту, и в киатр игратьї.

Ќе лучше было положение и крепостных артисток помещика Ќ. »‑ча, о коих повествуетс€ в Ђ«аписках сельского св€щенникаї, что утром эти артистки пели в церкви обедню, причем за каждую ошибку, в диезе или бемоле, неукоснительно награждались 25‑ю ударами розог.

Ђ¬ечером эти же —аши и ƒаши должны были играть в домашнем театре на сцене и разыгрывать каких-нибудь кн€гинь и графинь. ¬ антракте барин входил за кулисы и говорил: У“ы, —аша, не совсем ловко выдержала роль: {217} графин€ N. N. должна была держать себ€ с большим достоинствомФ. » 15 Ц 20 минут антракта —аше доставались дорого: кучер порол ее с полным своим достоинством!.. «атем оп€ть та же —аша должна была или держать себ€ с полным достоинством графини, или играть в водевиле и отпл€сывать в балетеЕ потому что они опытом дознали, что если они не будут тотчас из-под розог вертетьс€, веселитьс€, хохотать, прыгать, то оп€ть кучераЕ ќни знают горьким опытом, что даже за малейший признак принужденности их будут сечь оп€ть, и сечь ужасноїЕ

¬ конечном счете, подвод€ итог добру и злу, имевшим место в истории крепостного театра, мы все же должны (как ни т€жела здесь дань справедливости) прийти к заключению, к какому пришел ‘. ћ. ƒостоевский, размышл€€ об этом театре: Ђ¬от в этих-то театрах, Ч говорит он в У«аписках из мертвого домаФ, Ч и получилось начало нашего народного драматического искусства, которого признаки несомненныї.

≈сли бы мне надлежало, в едином слове, возвеличить историческую ценность крепостного театра, Ч € бы не нашел дл€ того лучшего слова, чем ўепкин, Ч им€ знаменитого крепостного артиста, ставшего бессмертной славой этого театра, не только как выдающийс€ талант и непревзойденный мастер, но главным образом как создатель новой школы драматического искусства и основоположник Ч совместно с другом своим Ќ. ¬. √оголем Ч чисто русского художественного театра.

я начал историю крепостного театра с описывани€ достижений и триумфов незабвенной красавицы и искр€щегос€ таланта Ч ѕрасковьи »вановны ∆емчуговой Ч графини Ўереметевой; € закончу столетнюю историю крепостного театра описанием достижений в драматическом искусстве и знаменательной, на долгий век, реформы этого искусства, произведенной ћихаилом —еменовичем ўепкиным (род. в 1788 г., умер в 1863 г.), чьим именем Ч ƒом ўепкина Ч прин€то называть ћосковский ћалый театр, подобно тому как во ‘ранции ЂLa Comédie Françaiseї прин€то называть ƒомом ћольера.

ўепкин дл€ –оссии Ч то же, что “альма дл€ ‘ранции.

» странные бывают совпадени€ в истории! –оль ƒавил€ в комедии ƒел€вин€ Ђ”рок старикамї почти одновременно игралась в ѕариже “альма, а в ћоскве Ч ўепкиным; тем и другим Ч превосходно и вызывающе к мертвым театральным традици€м. ¬едь оба были родоначальниками новых школ!

Ќо еще страннее совпадение в общественном положении этих прославленных новаторов! Ч оба были сыновь€ми дворецких, то есть оба были Ђрабскогої происхождени€, подобно бессмертному  винту –осцию √аллу Ч рабу-новатору в театре ƒревнего –има.

ќ ўепкине написано много; но самое ценное это то, что он сам написал о себе Ђ«аписки актера ўепкинаї.

ўепкин подарил ѕушкину тетрадь и написал своей рукой на первой странице: Ђя родилс€ в  урской губернии, ќбо€нского уезда, в селе  расном, что на речке ѕенке, в 1788 г.ї.

{219} »сполн€€ просьбу поэта и других многочисленных друзей своих, ўепкин записал в этой тетради основные событи€ своей жизни. Ђѕроста€ и безыскусственна€, отражающа€ образ автора, эта автобиографи€ дает нам драгоценный материал и €вл€етс€ лучшим источником дл€ характеристики той обстановки, в которой расцвел талант большого русского актераї.

Ђќтец мой, —емен √ригорьевич, Ч пишет сын его, ћихаил —еменович ўепкин, Ч был крепостной человек графа ¬олькенштейнаЕ ћать мо€, ћарь€ “имофеевна, была также из крепостных, пришедша€ в приданое за графинейЕ  рестный отец мой был пь€ный лакей, а (крестна€) мать Ч поварихаЕ я рос, быв утешением родителей и господЕ ѕо насто€нию матери, которой слишком жаль было, что бедного ребенка учитель жестоко наказывает, отвезли мен€ в  ондратовкуЕ к тамошнему св€щеннику отцу ƒимитриюЕ »з всего этого времени € только и помню, что на другой день моего поступлени€ он нещадно выпорол мен€ розгамиЕ ѕришло врем€ везти мен€ (учитьс€) в Ѕел





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 461 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

1966 - | 1864 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.144 с.