Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава IV “еатр при ѕетре ¬еликом и его первых последовател€х




ќтдава€ дань удивлени€ творческой инициативе ¬еликого ѕреобразовател€, не лишне помнить, что ѕетр I был сыном замечательного, по своеобычности, цар€ јлексе€ ћихайловича и что Ђ€блочко от €блони недалеко падаетї. ’оть јлексей ћихайлович и не порывал круто со старинным укладом жизни, он отошел от многих общеприн€тых в его век традиций: брал с собою жену на охоту, водил ее на Ђкомедиюї, сопровождавшуюс€ музыкой и пл€ской, приставил к своим дет€м, как наставника, ученого монаха Ч украинца, который учил их не только премудрости „асослова и ѕсалтыри, но еще и иностранным €зыкам: латинскому и польскому; при всем том јлексей ћихайлович был первым царем, разрешившим и даже Ђавторизовавшимї театральные спектакли в ћоскве и Ч более того Ч основавшим первый придворный театр на –уси.

ѕетру ѕервому оставалось только идти по стопам своего царственного родител€, продолжа€ развивать, согласно с духом времени, начатую его отцом затею.

Ќо, в противоположность отцу, его наследнику не пришлось уже мучитьс€ вопросом, не грешна ли эта Ђтеатральна€ потехаї, дотоле проклинаема€ им, вместе со всеми богобо€зненными людьми, как Ђбесовска€ играї и Ђпакость душевна€ї. ≈му не надо было, бор€сь со своими сомнени€ми, обращатьс€ к духовнику за разрешением данного вопроса, как то выпало на долю цар€ јлексе€ ћихайловича. –азрешение от духовной власти {89} было уже получено, ссылка на византийских императоров, культивировавших театральные зрелища, авторитетно подкреплена, Ч оставалось лишь следовать отцовскому примеру, который €влен был в 1672 году Ђкомедийной хороминойї, как раз на радости от рождени€ царевича ѕетра, будущего »мператора ѕетра јлексеевича.

ѕри царе ‘едоре јлексеевиче Ч этом неблагодарном воспитаннике драматурга —имеона ѕолоцкого Ч Ђкомедии минулиї и самые Ђпреспективы и вс€кие комедийные припасыї свезены, как ненужный хлам, Ђна двор, что был Ќикиты –омановаї.

ѕрошло много времени, тревожного, смутного дл€ –уси времени, прежде чем театр смог вновь оказатьс€ Ђв честиї у великих мира сего  огда же о нем вспомнили Ђнаверхуї он оказалс€, выража€сь в стиле эпохи его возрождени€, уже Ђне в честиї, Ђв фавореї! Ч ибо зан€лась уже зар€ XVIII века, царил, а не только царствовал в –оссии великий преобразователь, было прорублено Ђокно в ≈вропуї и монарх, самолично испытавший за границей соблазн театрального р€жень€, восхотел этого р€жень€ дл€ всей –уси православной.

¬ своем благом стремлении насаждень€ у нас театра на началах Ђнародного домаї, {90} ¬еликий ѕетр инстинктом режиссера пон€л, что сперва надо приготовить к нему Ђпубликуї! ≈е сначала надо было сделать театрально-восприимчивой на западный лад! ≈е, Ч ибо без требуемой публики нет насто€щего театра, а только сцена Ч изолированный помост, на котором бессильно и никчемно творчество, рассчитанное на контакт с сочувствующими. Ёта задача, задача великой театрализации жизни, была разрешена ѕетром с успехом, неслыханным в истории венценосных реформации. Ќо на этой задаче, по-видимому, слишком истощилс€ сценический гений ѕетра! Ќа перер€женье и передекорирование азиатской –уси ушло так много энергии, затрачено было так много средств, обращено, наконец, столько внимани€, что на театр, в узком смысле этого слова, гениальному –ежиссеру жизни, выража€сь вульгарно, просто Ђне хватило порохуї. »наче трудно объ€снить недолговечный и в высшей степени сомнительный успех петровской Ђкомедиальной храминыї, Ђвеликим иждивениемї цар€ возведенной в ћоскве на  расной площади, Ч театра, который не могли упрочить ни искусство специально приглашенного из ƒанцига, на должность Ђправител€ї Ђцарского величества комедиантскойї, актера ягана  рист€на  уншта ( унста) и его труппы, ни тем более руководства малоопытного в Ђсих делахї золотых дел мастера ќтто (јртеми€) ‘ирста Ч выскочки, неизвестно каким образом попавшего в менторы ѕетровского театра.

Ђ омедиальна€ храминаї, просуществовав с грехом пополам четыре года (с конца 1702 года до конца 1706), Ђприказала долго житьї и кому же? Ч Ђкомедийной хороминеї, детищу јлексе€ ћихайловича! Ч которое проздравствовало, возрожденное царевной Ќатальей јлексеевной и поддержанное, с отъездом ее в ѕетербург, царицей ѕрасковьей ‘едоровной и царевной ≈катериной »оанновной до 1720 года. “ак сложилась младенческа€ судьба театра в ћоскве, —анкт-ѕитербург же, несмотр€ {91} на старани€ ѕетра и помощь ягужинского, так и осталс€ без посто€нного театра вплоть до знаменательного года елизаветинского царствовани€ Ч 1756!

–азбира€сь в источниках театрально-декоративного искусства ѕетровской эпохи, мы не видим в нем почти ничего поражающе нового, по сравнению с данными того же искусства Ђкомедийной хороминыї цар€ јлексе€. “е же Ђперспективыї, получившие ныне название Ђкомедиальных картинї, составл€ли, по-видимому, главное, если не главнейшее, декоративное убранство сцены.

„то этими Ђперспективамиї увлекалась если не публика, то дирекци€ ѕетровского театра, свидетельствует как количество живописцев, {92} зан€тых ими, так и общее число Ђкомедиальных картинї, изготовленных дл€ Ђкомедиальной храминыї.

¬ 1702 году, например, живописцы ¬асилий ѕознанский, √ригорий »ванов, ћарко ѕетров и »ван Ѕаран написали 8 перспектив больших разных на обе стороны, мерою в вышину 4 аршина с полуаршином, поперек 4 аршина; 12 перспектив поменьших, с одну сторону написанных, мерою в вышину 4 аршина с полуаршином, поперек 3 аршина без двух вершков, причем Ђте же вышеупом€нутые живописцы выгрунтовали 12 перспектив к живописному письму по полотнуї.

Ћетом того же (1702) года посланы, по указу ѕетра, из ќружейной палаты в √осударственный ѕосольский приказ еще два живописца к Ђкомедиальному делуї (один из них, √ерасим  остоусов, замененный осенью ѕетром «олотым) да Ђдл€ терть€ красок кормовой живописецї (»ван Ќикитин), по насто€нию которого между прочим и куплен, по всей веро€тности (в августе того же года), Ђкамень дикой большой, на чем краски терть, да другой камень-ручникї.

Ёти спешные декоративные работы производились Ђна дворе генерала ‘ранца яковлевича Ћефорта, причем, как это обсто€тельно вы€снено в докладе по постройке Укомедиальной храминыФ, Ч дл€ отоплени€ Удву палат, в которых живописцы пишутФ, изведено 8 возов дров по 4 алтына Ч деньги возї! (Ёто ли не расточительность искусства ради!)

јртемий ‘иршт (ќтто ‘юрст), заместивший  унста после его смерти (в 1703 году), оказалс€ его рь€ным последователем в увлечении декорационной Ђроскошьюї: за один, например, 1704 год им заказано Ђ70 картин живописным письмом в 3 переменыї, да им же в следующем году сделаны две спускные машины (при возобновлении “емир јксаковой комедии).

—колько в общем было написано Ђкомедиальных картинї дл€ Ђкомедиальной храминыї, {93} мы в точности не знаем; знаем только, что, кроме Ђкомедиальных картинї, в ѕетровской Ђхраминеї практиковались еще сукна и Ђшпалерыї, которых в общей сложности было, наверно, немало, если в 1704 году была особа€ Ђкоробь€ в комедью на поклажу сукон и завесокї (Ђшпалерї).

¬ отношении занавеса Ђкомедиальной храминыї мы располагаем интересным документом, из коего €вствует, как цвет и размеры этой первейшей принадлежности европейского Ђтеатрумаї, так и ее стоимость. ÷итирую дословно:

Ђ1702 г. декабр€ в 8 день в. г. (титул) указал купить в √осударственной ѕосольской приказ к комедийному делу на завес к театруму тафты зеленой три кос€ка, а по договору дати —уровского р€ду торговому человеку ¬асилию  арамышеву за тое тафту по 20 алтын за аршин, всего за 110 аршин 66 рублев из Ќовогородцкого приказу. ”каз в Ќовогородцкой приказ послан, и деньги вз€ты, и тафта куплена и отдана комедианту того же числаї.

¬ отношении же Ђшпалерї ѕетровского театра следует иметь в виду, что ‘ельтеновска€ сцена, декоративные традиции которой были занесены к нам  унстом вместе с литературно-драматическими, Ч делилась на две части, внешнюю и внутреннюю, раздел€емые занавесью Ч Ђшпалеромї.

Ђ¬еро€тно, Ч говорит Ѕ. ¬. ¬арнеке о брод€чих актерах труппы »оганна ‘ельтена, Ч они довольствовались только одной задней декорацией, примен€вшейс€ сообразно с сюжетом данной пьесы, а боковые декорации носили посто€нный и чисто условный характер, почему и могли примен€тьс€ при исполнении самых различных пьесї.

“акой обстановки, по мнению Ѕ. ¬. ¬арнеке, было вполне достаточно, например, дл€ исполнени€ у нас излюбленной в начале XVIII в. пьесы Ђ„естный изменник, или ‘ридерико фон ѕоплей и јлоизи€, супруга егої. «адн€€ декораци€, поставленна€ перед внутренней занавесью, изображала сад, а когда она снималась и занавесь раздвигалась, что в других пьесах обозначалось ремаркой: Ђшпалер открыт будетї, то получалась комната, изображавша€ спальню јлоизы. «десь сто€ла кровать с пологом и т. д.

{94} —даетс€ мне, однако, что подобному примитиву декоративного обставлени€ сцены, какой склонен допустить в Ђкомедиальной храминеї Ѕ. ¬. ¬арнеке, сильно противоречит обилие Ђперспективї в этом театре, документально засвидетельствованное, их некуда было бы девать, если б режиссура в лице  ун ста и ‘юрста строго придерживалась бы декоративных принципов ‘ельтеновской симплификации ѕо-видимому, Ђшпалерыї в Ђкомедиальной храминеї играли лишь дополнительно-второстепенную роль по отношению к Ђкомедиальным картинамї, т. е. к Ђрамам перспективного письмаї, имевшим здесь, нар€ду с ‘ельтеновским новшеством, то же первенствующее значение, что и в Ђкомедийной хороминеї јлексе€ ћихайловича.

„то сценические де€тели у нас уже в эту эпоху про€вл€ли крайне свободное отношение к ценност€м, заимствованным с «апада, доказывают хот€ бы фантастические ремарки в переводе Ђƒрагы€ —ме€нныеї, требовавшие обстановки, которую ћольер допускал только дл€ интермедий, в первом действии, например, без вс€кого к тому основани€, Ч Ђтеатрум долженствует быты живописан и украшен цветами багр€новьщными, коронами, луками и всем строеныем трыумфальным града ѕарыжы, окружающе грады и весыї и т. д.

ѕодобна€ ремарка достаточно красноречиво говорит о декоративных вкусах сценических де€телей ѕетровской эпохи ѕосле нее уже не удивл€ет вытаскиванье на дневной свет Ђкомедиальных картинї, написанных в расчете на искусственное освещение, и Ђукрашениеї ими “риумфальных ворот и проча€, невзира€ на перспективность этих Ђкартинї, учитывавшую совсем другую точку зрени€.

{95} Ќа крайнее невежество цар€ и его приближенных в области декоративного искусства, в частности, в области театральной костюмировки, указывает в своих письмах и сам  унст, которому, по его словам, приходилось выслушивать Ђпопрекательные и укорные словаї за то, что лицедейские костюмы полотн€ные и обшиты не насто€щим золотом, а мишурою.

ЂЌе размышл€ют аще ль пр€мое золото было, то при свечах не €снилось и на театре не тако €вилось, а пр€мым на сто тыс€ч рублей нечего делатьї, Ч жалуетс€, и притом, надо думать, совершенно основательно, сей Ђправитель царского величества комедианскойї.

ќчевидно, со временем (письма  унста датированы 3702‑м годом) власть имущие добились-таки своего в Ђулучшенииї матерь€ла театральных костюмов, если в 1707 году Ђотдано из комедиальной храмины латы добры€ все€ воински€ одежды и с наручи и с руками и что на главу налагают комедианту-иноземцу јртемию ‘иршту дл€ того, что велено ему по приказу стольника »вана ‘едоровича √оловина привесть те латы на двор к нему дл€ действи€ чина при погребении отца его, бо€рина ‘едора јлексеевича, и те латы привесть ему назад в комедиюї.

Ќедаром директором Ђкомедиальной храминыї после  унста, пренебрегавшего Ђнасто€щимї богатством сценической костюмировки, назначен не кто иной, как Ђзолотых дел мастерї, который и Ђкомедии {96} строил, и платье комедианское делал все доброе по достоинству, чтоб было к большомуЕ царского величества чести и славеї (подлинные выражени€ ќтто ‘юрста в его челобитной от 22 √енвар€ 1708 году, где он между прочим Ђвеличаетї себ€ в подписи Ђнижайшим рабомї).

¬ результате усерди€ сего Ђнижайшего рабаї и потворства его натуралистическим вкусам и жадной до Ђдобраї знати, мы видим в описи Ђкомедиального плать€ї, отправленного в 1707 году в ѕреображенское к Ќаталии јлексеевне, такие шедевры, как Ђкафтан шитой с стеклами, самый добрыйї, и Ђштаны добрые с круживами и с бахромами мишурнымиї, Ђпарчи наподобие золота и серебраї, Ђдве епанчи королевские, одна окладена кружевом мишурнымї, Ђпару сапогов с кружевами же мишурнымиї, Ђфартук добрый шумишной наподобие объ€ри серебр€нойї, Ђкорону белого железа с часамиї и т. п. Ђроскошьї.

ћы уже знаем основную причину, благодар€ которой даже эта Ђкн€жеска€ї роскошь обречена была на неудачу при спасении от распада театра, державный инициатор которого, в довершение всех бед (смерть  унста, вынужденность игры на чужеземном €зыке, бездарна€ угодливость ‘иршта и пр.), взвалил еще на хрупкие рамена своего юного детища громоздкую задачу политической пропаганды.

Ќ. —. “ихонравов в своем поучительном двухтомном труде Ђ–усские драматические произведени€, 1672 Ц 1725 годовї (изд. в —ѕб. в 1874 г.) правильно отмечает бросающийс€ в глаза апологический характер, какой {97} должны были иметь предпочтенные ѕетром I драматические произведени€: Ђ“еатр должен был служить ѕетру, Ч говорит Ќ. —. “ихонравов, Ч тем, чем была до него гор€ча€ искренн€€ проповедь ‘еофана ѕрокоповича: он должен был разъ€сн€ть всенародному множеству истинный смысл де€ний ѕреобразовател€ї.

ј такого рода Ђразъ€снениеї, прибавлю € от себ€, должно было иметь неуклонно панегирическую тенденцию, близкую до некоторой степени к западным Ђludi Caesareiї. » действительно, в этих пьесах ѕетровской эпохи прославл€ютс€ не только завоевательные и преобразовательные де€ни€ цар€, Ч в исторически реальном или иносказательном аспекте (вспомним пьесу того же ‘еофана ѕрокоповича Ђ—в. ¬ладимирї, о которой € говорил в главе III) Ч но даже акты не столько государственного, сколько интимно-личного характера, как, например, женитьба ѕетра ѕервого на иноземной портомое ≈катерине. ƒл€ оправдани€ такого брака, как известно, специально написана и представлена пьеса, под названием Ђƒейство об ≈сфириї, где показываетс€, как библейский царь покидает злую жену, чтоб женитьс€, вторым браком, на иноземке, оправдавшей как нельз€ более выбор цар€ своими отменными качествами и €вившейс€ источником многих благ дл€ народа. „то така€ Ђоправдательна€ї дл€ ѕетра I женитьба была в полном соответствии со взгл€дом на данный брак ‘еофана ѕрокоповича Ч этого придворного панегириста ¬еликого –еформатора, Ч говорит нам проповедь его в день коронации ≈катерины, где нова€ царица сравнивалась с библейской ≈сфирью.

ѕетр I и на Ђшкольный театрї, о котором мы говорили в главе III, смотрел как на орудие политики, провод€ через него угодные себе взгл€ды и взыва€ к одобрению публикой своих, не в меру крутых порою, преобразований. ј что р€дом с придворным театром в ѕетровское врем€ процветал еще Ђтеатр школьныйї, мы знаем из истории ћосковской слав€но-греко-латинской академии, возникшей по образцу  иевской, где играли Ђгосударственные младенцыї; под этой кличкой, кажущейс€ нам уничижительной, подразумевались, в афишах того времени, студенты названной ћосковской духовной академии.

ќт спектаклей в этой јкадемии до нас дошло несколько кратких сценариев, позвол€ющих судить о той политически-служебной роли театра в эпоху ѕетра I, о которой € только что говорил. Ђ—лава –оссийска€, действа ¬седержавнейшего »мператора ¬сероссийского ѕетра ѕервого, благоде€ни€ –оссии показавшего и из неславы славу –оссийскую сотворившего, и торжественный всероссийский триумф короновани€ всепресветлейши€ √осударыни »мператрицы ≈катерины јлексеевны действием персональным изображенна в ћосковской √офшпиталеї. Ђќсвобождение Ћивонии и »нгерманландииї (совершенное ѕетром ¬еликим) и тому подобные произведени€ в этом роде дают достаточное представление, одними своими заглави€ми, о том высоко панегирическом стиле, в каком они {98} были написаны и Ч надо думать Ч разыграны на подмостках театра.

Ќе только в самом театре, Ч понима€ Ђтеатрї в попул€рном смысле этого слова, Ч но и во всевозможных обр€дах-пароди€х, на театрализацию дл€ которых ѕетр не жалел ни времени, ни денег, легко заменить ту же политико-преобразовательную тенденцию, неуклонно проводимую этим царем почти во всех област€х государственного правлени€.

Ќасажда€ всюду европейское просвещение, ѕетр I боролс€, путем этих театральных пародий, как со старинными обр€дами €зыческого происхождени€, с коими св€зано было столько суевери€, так и с обр€дами чисто церковными, получившими верховное благословение патриарха.

Ѕорьба с последними была особенно интенсивна в ѕетровскую эпоху, и потому на редкость красочно-театральна (в Ђаттракционныхї цел€х), ибо ѕетр ¬еликий, вид€ в консервативной церковной власти очаг сопротивлени€ его реформам, был принужден к Ђсубординацииї непослушной его церкви вс€кими мерами, конча€ провозглашением самого себ€ главою православной ÷еркви и упразднением патриаршества.

ќтсюда становитс€ пон€тным, например, тот Ђвсешутейший, всепь€нейший соборї, периодическому ритуалу которого ѕетр придал столь соблазнительно-сатирическую форму и дл€ которого не пожалел времени на подробную театральную разработку деталей.

я приведу здесь лишь пародию обр€да избрани€ и постановлени€ в кн€зь€-папы (понимай: в Ђпатриархиї). Ёта пароди€ сочинена, во всех своих театральных детал€х, самим ѕетром ¬еликим (о коем, как об юмористе, имеетс€ специальный труд ћ. —емевского, изд. 1861 г.).

Ђ„ин избрани€ (цитирую дословно ¬. ¬севолодского-√ернгросса, дающего место этой пародии в томе I своей У»стории русского театраФ) состо€л в освидетельствовании кандидата Укрепким ос€заниемФ, Уаще совершенное естество имеютФ (вспомним случай, когда папский престол занимала ѕапесса »оанна, и чин опознани€ пола ѕап, установленный после того); проделывалось это на прорезанном стуле. –езультаты оглашались: УгабетФ или Унон габетФ (т. е. УимеетФ или Уне имеетФ). ѕосле этого происходила баллотировка с помощью козловых €иц. »збранного одевали в папскую мантию, и плешивые несли его, на головах, на папский престол, при пении многолети€. Ќаконец, его сажали в ковш и опускали в чан с пивом и вином.

„ин поставлени€ был разработан подробнее.  огда собор весь налицо, приходит поставл€емый, ему поднос€т две фл€ги и два блюда Ч одно с огурцами, другое с капустой, затем говоритс€ УкомплиментФ о поставлении; далее идет диалог:

 

ѕоставл€ющий. „то, убо, брате пришел еси и чего просиши от наше€ немерности?

ѕоставл€емый. ≈же быти сыном и сослужителем ваше€ УнемерностиФ. (≈сли поставл€емый папа, {99} то: У≈же быти крайним жрецом и первым сыном отца нашего ЅахусаФ.)

ѕоставл€ющий. ѕь€нство Ѕахусово да будет с тобою.  ако содержиши закон Ѕахусов и во оном подвизаешьс€?

ѕоставл€емый в пространном монологе подробно описывает, как, когда и сколько он пьет, и кл€нетс€ пить до конца жизни, текст по-прежнему церковный, заканчиваетс€ возгласом УаминьФ.

ѕоставл€ющий. ѕь€нство Ѕахусово да будет с тобою затемневающее, и дрожающее, и вал€ющее, и безумствующее т€ во вс€ жизни твое€.

ѕосв€щаемый становитс€ на колени, а затем ложитс€ лицом ниц на Упредлежащую делвуФ.

∆рецы (поют). ќ, всепь€нейший отче, Ѕахус, от сожженны€ —емиллы рожденный, из ёпитеровойЕ возвращенный, Ч и т. д. (в молитве испрашиваетс€ помощь в деле следовани€ по стопам Ѕахусовым). УјминьФ. «атем поставл€емого облачают с возгласами.

∆рецы (при возложении одежды). ќблачаетс€ в ризу неведени€ своего. (¬озлага€ наплечники). ¬озлагаю, €ко жерны сельские о выи твоей. (¬озлага€ фл€гу.) —ердце, исполненно вина, да будет в тебе. (Ќарукавники.) ƒа будут дрожащи руце твои. (ƒава€ в руки жезл) ƒубина ƒидона вручаетс€ ти, да разгон€вши люди тво€.

«атем ему помазуют или поливают голову и вокруг глаз со словами:

У“ако да будет кружитьс€ ум твой, и такие круги разными видами да предстанут очесам твоим, от сего во вс€ дни живота твоегоФ и, помаза€ ладони и пальцы: У“акое да будут дрожати руце твои во вс€ дни жизни твоейФ.

1‑й јрхижрец (налага€ руки). –укополагаю аз пь€ный не трезвого, во им€ всех кабаков, во им€ всех “абаков, во им€ всех водок, во им€ всех вин.

ƒалее идет длинный перечень бывших в то врем€ в употреблении питейных сосудов, после чего на него налагают шапку с возгласом:

У¬енец мглы Ѕахусовой возлагаю на главу твою! ƒа не познаеши десницы твоей, ниже шуйцы твоей во пь€нстве твоемФ.

’ор. јксиос.

 

ќканчивалось все тем, что поставленный садилс€ на свой престол, вкушал кубок УорлаФ и угощал присутствующихї.

≈сли бы при театральных пароди€х подобного рода присутствовали только члены Ђвсешутейшего собораї, можно было бы не придавать им большого значени€: мало ли как коротают врем€ великие мира сего!

Ќо на эти безжалостно-сатирические пародии были допускаемы и посторонние зрители, и притом в таком количестве, какое позвол€ет говорить о Ђнародеї, как о массовом свидетеле всех этих издевательских театральных потех. «десь Ђиздевалась над патриархом толпа, Ч замечает один из историков, Ч толпа, еще недавно глубоко его чтивша€Еї

Ёто-то и требовалось зачинателю подобного рода театральных пародий. —мех убивает Ч знал этот большой юморист, смех изничтожает, в глазах других, то, чему они поклон€ютс€. ј предметом всех этих театральных пародий служило как раз то, что, по мнению ѕетра, подлежало изничтожению.

ѕровод€ разницу между придворным театром јлексе€ ћихайловича, с одной стороны, и его сына ѕетра јлексеевича, с другой, историки русского театра обращают обыкновенно внимание читател€ на тот факт, что Ђкомедийна€ хороминаї была, так сказать, Ђзакрытымї дл€ Ђпростого народаї {100} театром, а Ђкомедиальна€ храминаї, наоборот, Ђоткрытымї, что как нельз€ лучше €вствует из приказа ѕетра I: Ђ омедии на русском и немецком €зыке действовать иЕ смотр€щим вс€ких чинов люд€м российского народа и иноземцам ходить повольно, свободно, без вс€кого опасени€, а в те дни ворот городовых по  ремлю, по  итаю-городу и по Ѕелому городу, в ночное врем€ до 9 часов ночи, не запирать и с проезжих указной по верстам пошлины не иметь, дл€ того чтобы смотр€щие того действи€ ездили в комедию охотної.

Ёто противопоставление, будучи верным, с исторической точки зрени€, выгодно рисует, с точки зрени€ Ђдемократическойї, Ђкомедиальную храминуї ѕетра ¬еликого, по сравнению с Ђкомедийной хороминойї јлексе€ ћихайловича. ќстаетс€ только показать (что € и постаралс€ сделать в насто€щей главе), какую еще цель преследовал царь ѕетр, хлопоча об общедоступности подведомственного ему театра, другими словами Ч что влекло этого –еформатора закрепить за театром характер Ђнародного домаї, в современном значении этого учреждени€.

Ёта главна€ цель, Ч как должен убедитьс€, по-моему, каждый, изучивший театр ѕетровской Ђзакваскиї, заключалась в нагл€дной политической пропаганде, какова€ совершенно невозможна в услови€х Ђзакрытогої, дл€ народных масс, учреждени€. Ќе потому, следовательно (вернее, не только потому), ѕетр I хлопотал об общедоступности театральных Ђпотехї, что стремилс€ к демократичности, искал себе попул€рности среди народных масс или хотел из любви к этим массам доставить им зрелищное удовольствие, а главным образом потому, что к общедоступности излюбленных им Ђтеатральных потехї понуждало цар€ дело пропаганды политических идей, ему близких, жизненно важных, в глазах этого –еформатора, как дл€ преуспе€ни€ –оссии, так и дл€ укреплени€ личной власти того, кто стал первым императором в истории –усского государства.

»сход€ из этого взгл€да ѕетра I на служебно-политическую роль театра, можно придти к заключению, что и в репертуаре, не имеющем, казалось бы, никакого отношени€ к просветительной пропаганде политического характера, такова€ все же может быть {101} обнаружена в большинстве игравшихс€ тогда драматических произведений. » это по той простой причине, что все эти произведени€, будучи иностранными или, на худой конец, хоть и русскими, но трактовавшими сюжет на иностранный лад, представл€ли формы жизни куда более культурные, по сравнению с русскими, и создавали тем самым соблазн заимствовани€ их дл€ внедрени€ в домашнем русском быту, а вместе с ними и тех западных идей, какие выставл€лись в этих пьесах как критерии добропор€дочности и просвещени€ граждан, имеющих право на уважение.

“аким образом, даже пьесы, основанные на сравнительно пустой любовной интриге, и те оказывались воспитательно-полезными, своим из€щным диалогом, манерами и общим ознакомлением с европейской жизнью, дл€ Ђнеотесанныхї русских зрителей, приобщаемых стараньем и иждивеньем ѕетра к европейской культуре.

  тому же подобного рода пьесы (как, например, попул€рный в ѕетровскую эпоху Ђ„естный изменникї) не очень-то были в чести у венценосного –еформатора, который, как известно от иноземца Ѕассевича (см. Ѕ. ¬. ¬арнеке), обещал даже Ђпремию актерам, если они дадут трогательную пьесу без этой любви, которую всюду нав€зывают, что надоело царюї. ќ том же говорит запись другого иноземца, а именно Ѕергхольца, отметившего в Ђƒневнике камер-юнкераї, от 13 €нвар€ 1724 г., что Ђимператор приказал актерам сыграть такую пьесу, котора€ была бы {103} только из трех актов, и притом без любовной интриги, не очень весела€ и вместе с тем не очень печальна€ї.

я не буду перечисл€ть здесь все пьесы ѕетровского репертуара; но о некоторых негоже умолчать, ибо они, принадлежа перу великого ћольера, впервые получили доступ на русскую сцену, благодар€ тому интересу к шедеврам европейского искусства, какой обострилс€ в русском обществе, под воздействием его великого преобразовател€.

ѕравда, впервые познакомилс€ с ћольером русский посол ѕотемкин, присутствовавший 18 сент€бр€ 1668 г. в ѕариже на представлении Ђјмфитрионаї; но посол в своем отзыве об этом спектакле расхвалил больше араба-вольтижера, входившего в программу спектакл€, чем самого ћольера, в отношении которого он отделалс€, по-видимому, лишь комплиментами, подсказанными светскою учтивостью.

¬ своем кропотливом труде Ђћольер в –оссииї ∆. ѕатуйе, профессор Ћионского университета, находит первый из видимых следов мольеровского творчества на русской сцене, в Ђќписании комеди€м, что каких есть в √осударственном ѕосольском приказе по 30 число 1708ї.

— легкой руки ѕетра ¬еликого, ћольер вошел незыблемо в репертуар русских театров, где, наравне с Ўекспиром, держитс€ до сих пор на несравнимой, с другими иностранными драматургами, высоте. Ђ–осси€ оценила и превознесла ћольера выше, чем все другие страны ≈вропыї, Ч констатирует в заключении своей книги о ћольере его ученый поклонник ∆. ѕатуйе.

* * *

ѕрежде чем говорить о театре в –оссии при ближайших преемниках ѕетра I, уместно сказать несколько слов о служении ћельпомене его сподвижников и единомышленников, еще при жизни великого преобразовател€.

«десь прежде всего следует упом€нуть царицу ѕараскеву ‘едоровну, крайне увлекавшуюс€ сценическим искусством и устраивавшую у себ€, в »змайлове, спектакли, дл€ которых она брала Ђперспективные картиныї (т. е. декорации) из Ђкомедиального домаї, находившегос€ в Ђ ремле-городеї, близ Ќикольских ворот. “ам, кстати заметить, еще в 1702 году намечалась ѕетром постройка государственного театра, котора€ так и осталась незаконченной: Ђцарь-плотникї (как прозвали современники ѕетра) оказалс€, несмотр€ на свой недюжинный талант, не в силах, будучи в то врем€ за границей, построить заочно вместительный, хорошо оборудованный театр. Ђ омедиальный домї был признан яганом  унстом, по приезде в ћоскву, недостаточно вместительным, местонахождение его Ч недалеко от св€тынь столицы Ч не подход€щим дл€ светской Ђзабавыї, и намеченный ѕетром театр, по зрелом размышлении, был воздвигнут в конце 1703 г. (года основани€ —анкт-ѕетербурга) на обширной  расной площади ћосквы, под названием Ђкомедиальной храминыї.

ƒоставл€лись Ђперспективные картиныї из Ђкомедиального домаї, у Ќикольских ворот, и знаменитому —тефану яворскому, дл€ Ђшкольного театраї, а также Ч надо думать Ч и герцогине ћекленбургской, устраивавшей у себ€, в ћоскве, домашние любительские спектакли.

{104} ѕристрастилась к театру и снискала себе покровительством ему и кипучей работой дл€ него известность любима€ сестра ѕетра ¬еликого Ч Ќаталь€ јлексеевна. Ёта царевна родилась на год позже ѕетра и едва ли ни перва€ из царевен побывала в Ќемецкой слободе, прониклась ее духом и этим еще более укрепила любовь своего брата к заграничной Ђпотехеї. «на€, чем можно лучше всего угодить ему, она устраивала домашние спектакли в селе ѕреображенском, где подвизались некогда ученики немца √регори, а приехав в —анкт-ѕитербург, завела и тут домашний театр, где выступали 10 актеров и актрис, Ч все чисто русского происхождени€, Ч и оп€ть-таки в общедоступных публичных спектакл€х.

¬от что пишет о ее театральной де€тельности один иностранец:

Ђ÷аревна Ќаталь€, еще до отъезда цар€ (в 1716 г.), устроила представление одной трагедии, на которое дозвол€лось приходить вс€кому. ƒл€ этой цели она приказала приготовить большой пустой дом и разделить его на ложи и партер. ƒес€ть актеров и актрис были все природные русские, никогда не бывавшие за границей, и потому легко себе представить, каково было их искусство. —ама царевна сочин€ла трагедии и комедии на русском €зыке и брала их содержание частью из Ѕиблии, частью из светских происшествий. јрлекин, из обер-офицеров, вмешивалс€ туда и сюда со своими шутками, и, наконец, вышел оратор, объ€снивший историю представленного действи€ и обрисовавший, в заключение, гнусность возмущений и бедственный всегда исход оных.  ак увер€ли мен€, во всем этом драматическом представлении, под скрытыми именами, представл€лось одно из последних возмущений в –оссииї.

ƒругой иностранец (Ѕассевич) сообщает, что ЂЌаталь€ јлексеевна написала две‑три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробност€хї. »з сопоставлени€ этих сведений мы видим, что де€тельность Ќаталии јлексеевны, в применении к театру, €вл€лась осуществлением как раз того, чего ожидал от театра ее брат: она делала спектакли не предметом частной забавы ограниченного кружка придворных, а открывала к ним доступ дл€ вс€кого.   тому же и пьесы, поставленные у нее в театре, носили серьезный характер и находились в непосредственной св€зи с текущими событи€ми; а этого, как € уже указал, требовал от репертуара сам ѕетр.

Ќесколько лет тому назад в соборной библиотеке ¬еликого ”стюга найдена рукопись, в которой заключаетс€ целый р€д отдельных ролей, из 13 пьес, сопровождаемых режиссерскими указани€ми. –азбор рукописи убедил, что это списки ролей, исполненных в театре царевны Ќатальи  арлом √еоргиевичем  ордовским, которому рукопись эта и принадлежала, как это видно из его собственноручной записи.

Ёти 13 пьес, входивших в репертуар театра Ќатальи јлексеевны, интересны лишь тем, что лишний раз подтверждают, какова была главнейша€ тенденци€ драматургии, покровительствуемой в ѕетровскую эпоху: это были все произведени€ культурно-просветительные и апологетические, как в отношении новшеств этой реформаторской эпохи, так и де€ний (или подвигов) ее венценосного главы.

√овор€ о драматургии ѕетровской эпохи, было бы непростительным упущением, в глазах русских театралов, не назвать первого из русских драматических сочинителей. “аковым был —емен —мирнов, один из учеников »оганна  унста, сочинивший две пьесы: ЂЎутовска€ о “енере Ч Ћизеттине отце-винопродавце; перечнева€ї и ЂЎутовска€ о “онвуртине, старом шл€хтиче с дочерью; перечнева€ї. ѕрибавка к названь€м пьес слова Ђперечнева€ї дает пон€ть, что объектами названной драматургии были, собственно, не пьесы, целиком написанные —еменом —мирновым, а лишь сценарии, которые дополн€лись, при представлении, актерской импровизацией текста; эпитет же Ђшутовска€ї показывает, что мы имеем дело с драматургией, имеющей характер тех комических интермедий, какие стало обычаем вставл€ть между актами серьезной пьесы.

{105} ћногие из этих интермедий Ч вернее, большинство их Ч восход€т к западным оригиналам, но отыскать их историки театра наход€т крайне затруднительным, а порой и невозможным, так как эти Ђшутовскиеї пьески были фаршированы импровизированным диалогом, где старина и новизна покрывали одна другую.

Ќекоторые из этих импровизаций, так сказать, закостенели в исторической повторности и, будучи спа€ны и обрамлены каким-нибудь основным драматическим сюжетом, образовали самосто€тельное театральное целое.

—реди такого рода самосто€тельных пьес, или Ђигрї (как называл их народ), исключительной {106} попул€рностью стала пользоватьс€, с конца XVII в., Ђ омеди€ о царе ћаксимилиане и непокорном сыне его јдольфеї, которую разыгрывали, вплоть до начала XIX века, солдаты, фабричные рабочие и профессиональные актеры. (я лично присутствовал на одном из спектаклей данной Ђигрыї, устроенном Ђ—оюзом молодежиї под дирекцией Ћ. ». ∆евержеева, в ѕетербурге, в €нваре 1911 г.)

—одержание этой долговечной Ђ омедии о царе ћаксимилианеї (или Ч Ђћаксемь€неї) сводилось к следующему: царь ћаксимилиан, влюбившийс€ в волшебницу, вздумал Ђверить кумирическим богамї. ѕризвав своего сына јдольфа, который Ђпо ¬олге-реке каталс€ да с разбойничками занималс€ї, царь требует от него прин€ти€ новой веры и, получив отказ, посылает за рыцарем Ѕармуилом, чтобы казнить јдольфа. ѕеред казнью јдольф прощаетс€ длинной речью, вроде той, какую говорил —усаким в Ђёдифиї.  ак только совершена казнь, на сцену выходит главное комическое лицо Ч гробокопатель, и вслед за ним Ч глуха€ старуха, его жена, отвечающа€ невпопад, и шарлатан-врач, с которым гробокопатель совещаетс€ о своих болезн€х, и портной, у которого гробокопатель, со многими возможными и невозможными прибаутками, заказывает себе костюм. «атем начинаетс€ совсем другое действо. Ђ„ерный арапї хочет покорить цар€ ћаксимилиана, который высылает против него јнику-воина. ѕобив всех противников, последний похвал€етс€, что не боитс€ ничего и даже со смертью Ђстычку бы изымалї. явл€етс€ —мерть и подкашивает его. ќп€ть выходит на сцену гробокопатель, и оп€ть имеют место его комические выходки.

»мена действующих лиц (ћаксимилиан, јдольф и Ѕармуил) и фигура гробокопател€ вызывают в пам€ти проф.  . ‘. “иандера (которого € уже цитировал) знаменитую сцену из Ђ√амлетаї, на кладбище, и указывают на {107} какую-то драму Ђанглийскихї комедиантов, где кровавый исход Ч казнь Ч мирно сочеталс€ с балагурством шута-гробокопател€, быть может, в этой драме был предусмотрен и Ђ„ерный арапї, и побеждающий его рыцарь (Ѕармуил?), но одно не подлежит сомнению, что јника-воин и единоборство его со —мертью Ч показатели оригинального творчества, прислонившегос€, в данном случае, к эпической традиции. ѕоскольку шарлатан и глуха€ жена €вл€ютс€ самобытными творени€ми, конечно, сказать невозможно, принима€ во внимание, что эти фигуры были уже знакомы средневековому фарсу и фастнахшпилю. ¬еро€тно, и к портному удалось бы отыскать западные параллели. Ќо факт несомненен, что все это, хот€ бы и заимствованное, усвоено и претворено фантазией русского человека, и главный акт этот о усвоени€ произошел в конце XVII века.

— мнением проф.  . ‘. “иандера сходитс€ и мнение јлексе€ –емизова, кладущего в основу своего Ђ÷ар€ ћаксимилианаї свод ¬. ¬. Ѕакрылова, сделанный из 19‑ти вариантов. ¬ послесловии к этому труду, к которому јлексей –емизов прилагает исчерпывающую литературу по вопросу о Ђ÷аре ћаксимилианеї, автор за€вл€ет Ђ«ападный латинский пришлец на –уси так расходилс€, так он разыгралс€ по просторам русским, что стал совсем русским, и, как свой, любимыйЕ

ќснова У÷ар€ ћаксимилианаФ Ч страсти непокорного царевича, замученного за веру собственным отцом ÷арь ћаксимилиан Ч да ведь это царь »ван и царь ѕетр. Ќепокорный и непослушный јдольф Ч да ведь это царевич јлексеи, весь русский народ –усский народ создал театр Ч цар€ ћаксимилиана, неправдошный театр, т. е. {108} самый насто€щий театр, со своей нежитейской, со своей правдой театральной » играть цар€ ћаксимилиана надо по-театральному ј где и когда играть Ч все равно на площади, в театрах, в цирке, в зале, в комнате или на кухне Ч везде, летом Ч играть с венками и березками, зимой Ч в белом городе со снежными истуканамиї.

* * *

Ќам остаетс€ еще познакомитьс€ с тем, что представл€ли собой актеры ѕетровской эпохи и каково было их драматическое искусство.

—кажем сразу о последнем, что оно не могло быть высокого качества, поскольку речь идет о русских, а не иноземных актерах, и поскольку таковые, пройд€ несовершенную выучку у  унста и ‘юрста и не име€ должного Ђстажаї, не могли считать свое искусство Ђпрофессиональнымї, в том смысле, какой обычно вкладываетс€ в это пон€тие ќ Ђлюбител€хї же того времени, не имевших перед глазами образцовых лицедейских примеров, и подавно не приходитс€ говорить как о чем-то выдающемс€ по своим творческим достижени€м и потому заслуживающем высоких похвал.

ѕри этом не надо забывать, что тогдашние актерские достижени€ в лучшем случае представл€ли собой обезь€нью переимчивость немецких форм сценического воплощени€, совершенно чуждых русскому быту и психологии русского зрител€ ¬ывод€ на сцену то или другое лицо, немецкие актеры (те же  унст и ‘юрст) надел€ли его чисто внешними признаками, €вл€вшимис€ грубо реалистическими, и притом подчеркнуто-реалистическими копи€ми с подлинной действительности.

Ђјктер на сцене, Ч говорит ¬. ¬севолодский-√ернгросс об искусстве немецкого актера, Ч обычно сообщал о своем душевном состо€нии, например, Уо, как € радФ или Уо, почему € не прихожу в бешенствоФ, и затем {109} выражал то или иное состо€ние возможно €ркими движени€ми. Ќапример, в гневе Ч рвал на себе одежды, металс€, как зверь, дико вращал глазами и пр.; в отча€нии Ч срывал с себ€ одежды, останавливалс€ молча, затем начинал бегать, ерошить волосы, ложилс€ на землю, снова вставал, снова ложилс€ и т. д. в безумии Ч надевал на себ€ петушиные перь€, скакал, пел, танцевал, сме€лс€ и пр.ї.

  этому надо добавить все те Ђидеальныеї требовани€ к сценическому искусству, традиционно накопившиес€ ко времени  унста и ‘юрста Ч этих первых профессиональных менторов, обучивших русских Ђреб€тї, запечатленные потом (в 1727 г.) ‘. Ћангом в его Ђ–ассуждении о сценической игреї.

≈сли все эти данные об искусстве русских актеров ѕетровской эпохи нос€т €вную печать иноземной культуры, Ч самый быт этих первых русских актеров, их отношение к искусству и его заправилам, их поведение и социальное положение нос€т чисто русскую печать некультурности, по сравнению с иноземными артистами, их современниками.

”же »оганн  унст принужден был жаловатьс€ начальству на опаздыванье актеров и их небрежное обращение с театральными костюмами, коими  унст крайне дорожил, ввиду того что они стоили больше 1 500 рублей (Ђопричь турецких и персицких, которые еще готовить надобної).

ѕодобные же недоразумень€ возникали и с заместител€ми  унста (умершего в 1703 г.) Ч его вдовой јнной, актером Ѕейдлером, а после их отъезда за границу Ч с ќтто ‘юрстом. ѕри этом не одна только лень и Ђхалатное отношениеї к делу вызывали нарекани€ на русских артистов ѕетровской эпохи, но и все их, недостойное пор€дочных людей, поведение. “ак, как это видно из жалобы на учеников ќтто ‘юрста, поданной в 1705 г., оказываетс€, что Ђученики-комедианты русские без указу ход€т всегда со шпагами и многие не в шпажных по€сах, но в руках нос€т, и непрестанно по гост€м, в ночные времена ход€, пьют. » в р€дех у торговых людей товар емлют в долги, а деньги не плат€т. » вс€кие задоры с теми торговыми и {110} иных чинов людьми чин€т, придира€сь к бесчестию, чтобы с них что вз€ть нахально. » дл€ тех вз€тков ищут бесчестий своих и тех людей волочат и убыточат в разных приказех, мимо государственного ѕосольского приказу, где они ведомы. », вз€в с тех людей вз€тки, мир€тс€, не дожида€сь по тем делам указу, а иным торговым люд€м бороды режут дл€ таких же вз€тковї.

»з р€да такого же рода ослушников ѕосольского приказа, которому были подведомственны все Ђкомедиантыї, особенно отличилс€ ¬асилий “еленков, он же Ўмага, который Ђговорил с великим криком, что он никого не слушает и не боитс€ и судить его некомуї. Ѕо€рин √оловин, на резолюцию к которому поступило это дело, решил так: Ђ омедианта пь€ного Ўмагу, вз€в в приказ, высеките батоги, да и впредь его, также и иных, буде кто из них, комедиантов, €витца в каком плутовстве потому же, вз€в в приказ, чините им наказание, смотр€ по вине, кто чего достоин, не отписыва€ ко мнеї.

ќбвин€лись актеры того времени и в других предосудительных поступках, каравшихс€ также телесными наказани€ми. “ак, тот же Ѕергхольц, о котором € уже поминал, записал в своем дневнике, под 15 но€бр€ 1722 г., рассказ о домашнем спектакле у герцогини ћекленбургской, где ему показалось удивительным, что, вместе с кн€гиней и благородными девицами, играл профессиональный актер, которому в тот же день дали 200 ударов батогами за то, что он, обнос€ по городу афиши, вместе с тем выпрашивал себе деньги, что ставило герцогиню в непри€тное положение. “ем не менее одна из игравших с ним девиц, исполн€вша€ роль дочери генерала, была действительно кн€жеского рода, а роль его супруги была дана дочери маршала вдовствующей {111} ÷арицы «десь, кстати, можно отметить, что ни Ѕергхольцу, ни его соотечественникам наши спектакли не нравились ћежду прочим их сердило то, что занавес беспрерывно опускалс€ и зрители оставались в совершенных потемках, а это по тем временам было далеко не безопасно, по крайней мере, сам Ѕергхольц пишет Ђ¬ прошлый театр у мен€ ст€нули из кармана табакерку, а в нынешний у јльфреда и капитана фон »льгена вытащили шелковые носовые платкиї.

“аково было, в общем, незавидное положение как актеров ѕетровской эпохи, так и их зрителей.

* * *

 огда искусство принуждено бывает служить слишком долго не присущим ему цел€м, а посторонним, Ч оно, в конце концов, хиреет, как бы ни была импозантна на вид его лакейска€ ливре€.

“а же участь постигла и Ђкомедийную храминуї ѕетра ¬еликого, а также и однородные с ней театральные Ђнасаждени€ї его сподвижников и сподвижниц, не понимавших, что пропагандна€ задача политического характера, чужда€ имманентной задаче сценического искусства, €вл€етс€ обузой, истощающей силы театра своей насильственной формой.

ѕетровска€ Ђхраминаї, и так, что называетс€, Ђеле дышавша€ї, при несчастно сложившихс€ обсто€тельствах дл€ ее процветани€, должна была сгинуть и действительно сгинула, лишь только началась эксплуатаци€ {112} ее в совершенно чуждых театру интересах. Ќо, погибнув, едва возникнув, эта Ђхраминаї все же сыграла довольно важную роль в глазах русского народа: с одной стороны, она публично €вила перед ними высочайшую санкцию театрального дела, до сих пор презиравшегос€ как Ђбесовское действої; с другой стороны, Ч своей декоративной Ђроскошьюї эта Ђхраминаї соблазнила имущих завести у себ€, на домашних началах, Ђтеатрумї, как удобный предлог Ђвыставки на показї богатства и щедрости хлебосола-хоз€ина.

—колько и в каких именно формах по€вилось на –уси, после ѕетровской санкции, любительских театров, мы точно не знаем; знаем только, что Ђразночинна€ интеллигенци€ї посадской ћосквы Ђбыла в первой половине XVIII столети€ единственным хранителем, представителем и производителем театрального, если не искусства, то ремесла, которое недалеко находилось и от искусства, распростран€€ о нем первые пон€ти€, развива€ в своей публике вкус, охоту, потребность в увеселени€х этого рода.  анцел€ристы, копиисты, даже стр€пчие, заодно с дворовыми людьми, истрачива€ по временам немалую сумму на наем помещени€, Упроизводили гисторические вс€кие приличествующие действительные публичные комеди дл€ желающих благоохотнейших смотрителейФ, с известной платой за вход и, конечно, не без разрешени€ под охраной полицииї. Ќе лучше обстоит дело и с театром профессиональным, сведени€ о котором, касающиес€ его Ђразвити€ї, при ближайших преемниках ѕетра I, оставили в истории не много подробных данных, еще менее Ч утешительных.

¬ сущности говор€, ни о каком развитии русского драматического искусства, в эту глухую пору затмени€ всего русского в –оссии, говорить не приходитс€. √лавной причиной этого проф.  . ‘. “иандер видит отсутствие чисто русского репертуара: переводные пьесы, конечно, не подходили к своеобразному складу русской души и поэтому не воодушевл€ли актеров и не захватывали зрителей. ѕока устроители довольствовались пьесами библейского содержани€, каковые €вл€ютс€ международными по существу, это неудобство не так еще ощущалось, но когда первые уступили место светскому репертуару, то полна€ зависимость от иностранных пьес привела к крушению всех начинаний.

 онечно, если бы €, следу€ подавл€ющему большинству историков русского театра, писал, под видом Ђистории русского театраї, историю немецкого или французского театра в –оссии, мо€ задача была бы куда интереснее, а работа над ней плодотворнее, относительно того отрезка времени, какой мы имеем сейчас в виду.

Ќо € обещал предложить вниманию читател€ историю именно русского театра, а последний, при ближайших преемниках ѕетра, стоит на мертвой точке, повтор€€ лишь опыты прежних лет.

Ђ“олько иностранные труппы, немецкие, италь€нские, французские, почти непрерывно посещают –оссию, поддержива€ в ней мечту о театре. »ностранцы же, Ч напоминает ≈вг. «носко-Ѕоровский, Ч продолжают сто€ть и во главе предпри€тий, организуемых в самой –оссии: директора, режиссеры, художники, главные артисты; пьесы став€тс€ иностранные, иностранцами стро€тс€ театральные здани€, Ч словом, все театральные образцы были не свои, родные, национальные, но заимствованные, чужие. –усским этот театр не был. Ёто был иностранный театр, находившийс€ в –оссииї.

“рудно выразить категоричнее сущую правду!

 ак € уж указал, во введении к насто€щей книге, посв€щенной Ђистории русского театраї, последний про€вил в профессиональной практике свою бесспорную русскую оригинальность лишь к половине XIX в., в лице Ќ. ¬. √огол€ и ћ. —. ўепкина.

Ќо так как ничто в истории вообще, а в истории искусства в частности, не происходит Ђвдругї, неожиданно, без вс€кой подготовки (Ђкак снег на головуї), Ч нам надлежит проследить те этапы развити€ в –оссии драматургии и сценического искусства, какие послужили ступен€ми к зарождению чисто русского театрального творчества.

Ётим этапам мы и посв€тим следующие главы насто€щего исследовани€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 623 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1927 - | 1829 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.09 с.