Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава V Ћожноклассический театр в –оссии и его главнейшие де€тели




—уществуют произведени€, которые, принадлежа прошлому, принадлежат также почти в одинаковой мере и насто€щему времени, а также, возможно, будущему. » существуют другие произведени€ Ч весьма значительные и увлекательные дл€ своего времени, Ч которые принадлежат только прошлому, держащему их в своих роковых объ€ти€х, как могила покойника. ќ таких произведени€х можно смело сказать, что они, будучи погребены в прошлое, могут принадлежать насто€щему, как докучные привидени€ или бесплодные воспоминани€.

  такого рода погребенным в прошлом драматическим произведени€м относ€тс€ пьесы јлександра —умарокова, якова  н€жнина, ћихаила Ћомоносова и ¬ладимира ќзерова. Ётих пьес, украшавших репертуар русских театров XVIII века, трогавших до слез зрителей того времени, прославивших как нельз€ более своих авторов и составл€вших гордость русского театра времени императриц ≈лизаветы ѕетровны и ≈катерины ¬еликой, абсолютно никто теперь не читает, кроме театроведов, специализировавшихс€ на истории русской драматургии XVIII века, и никто Ч вот уже около 150 лет Ч не играет на сцене. ќстались в пам€ти потомства лишь имена этих недолговечных Ђзнаменитостейї театра да кое-какие выдержки из их произведений, какие если и цитируютс€, то большей частью лишь Ђкурьеза радиї или €вно с целью насмешить их анекдотической архаичностью.

{114} Ќам незачем долго задерживатьс€ на этих неудачливых, в истории, драматургах и их эфемерных трагеди€х и комеди€х, какие Ч если € не ошибаюсь Ч давно уже не переиздаютс€, попада€сь лишь в отрывках, иллюстрирующих текст учебников, да приводимых в исторических хрестомати€х ћы с огромным интересом и восторгом перечитываем Ёсхила, —офокла, ≈врипида, јристофана, ѕлавта, “еренци€,  орнел€, –асина, ћольера, Ћопе де ¬ега,  альдерона, Ѕерн-ƒжонса, Ўекспира и некоторых других гениальных властителей наших театральных дум, но перечитывать авторов так называемого русского Ђложноклассического театраї, занимавших внимание наших предков 200 лет тому назад, у нас нет ни малейшей {115} охоты, ибо их произведени€ мало того, что не оригинальны, будучи сплошь заимствованы у великих драматургов западного театра, но и просто недостаточно талантливы сами по себе как Ђкопииї, не раду€ современных нам читателей ни своим содержанием, ни формой, ни Ђшовинистическимї выражением патриотических чувств.

–азумеетс€, изуча€ историю русского театра, Ч в процессе ее возникновени€ из истории иностранного театра, Ч мы не можем совершенно обойти молчанием навсегда умолкнувших (как на сцене, так и в книгохранилищах) —умарокова, Ћомоносова и их сподвижников, столь прославленных в только что народившейс€ Ч волей царей јлексе€ ћихайловича и ѕетра јлексеевича Ч русской драматургии XVIII века; однако это отнюдь не значит, что в разбираемом отрезке времени мне необходимо идти по стопам тех моих предшественников, которые втуне занимали врем€ читателей кропотливым анализом подражательных и никчемных, по своей незначительности, пьес, чтобы, не тревожа, в данном случае, архивной пыли, оставатьс€ верным кругозору истории, выдел€ющей факторы развити€ интересующего €влени€ из р€да фактов, игравших едва заметную роль в таковом развитии.

ѕервым русским драматургом прин€то считать јлександра —умарокова.

Ќа это почетное звание, однако, мог бы с большим правом претендовать —емен —мирнов, о котором € уже говорил, как о первом русском авторе Ђперечневойї комедии и Ч в известной мере Ч ‘еофан ѕрокопович, а также —имеон ѕолоцкий, с драматургией которых € познакомил читателей.

Ќо —умароков (1717 Ц 1777) настолько умел импонировать своим современникам, такую про€вил настырную заботу о своей славе, как инициаторе русской драматургии, не менее значительной, на его взгл€д, чем драматурги€ великого –асина, что звание Ђпервого русского драматургаї осталось Ч вопреки истине Ч за ним.

–асинов € театр €вил, о –оссы, вам,
Ѕогин€, € тебе поставил пышный храм. Ч

вот подлинные слова этого кичливого драматурга, которому, если и принадлежит, по справедливости, некое Ђпервенствої в истории русского театра, то только в качестве первого трагического поэта классического направлени€.

¬ то врем€ как трагедии  орнел€, –асина, ¬ольтера и др., основанные на сюжетах из античной мифологии и истории, трактуютс€ во французской литературе как Ђклассическиеї, Ч в русской литературе такого рода произведени€ прин€то называть Ђложноклассическимиї.

—ледует тут же заметить, что впервые Ђклассическийї (или, вернее, Ђложноклассическийї) театр был показан в –оссии труппой знаменитой немецкой актрисы  аролины Ќейбер, котора€ гастролировала в —анкт-ѕетербурге в 1839 Ц 1841 гг., при дворе императрицы јнны »оанновны, раздел€вшей свое ложе и власть с курл€ндцем Ѕироном и потому покровительствовавшей немецкой культуре и искусству преимущественно перед другими, в частности Ч французской. ћежду тем как раз французска€ драматурги€ и французское {116} сценическое искусство оказались, ко времени гастролей  аролины Ќейбер, на подмостках петербургского театра, в центре ее репертуара, где видное место занимали гениальные трагедии  орнел€ и –асина. ( аролина Ќейбер заимствовала у французских артистов даже их условный костюм (костюм Ћюдовика XIV), дл€ исполнени€ классических произведений и, в таком французском облачении, впервые познакомила русскую публику с этими произведени€ми.)

 ак раз к тому времени поэт “редиаковский перевел на русский €зык поэтику Ѕуало, по которой русские писатели могли познакомитьс€ с правилами, как надлежит писать трагедии, подобные великим образцам античной древности, и даже сам сочинил, в подражание им, трагедию Ђƒейдамиюї, продолжительность которой была столь же чудовищна (2313 двоестрочных стихов!) как и многое другое, что вышло из-под пера этого анекдотического, дл€ своей эпохи, новатора.

—прашиваетс€, как могло случитьс€, что талантлива€ и заслуживавша€ вс€ческого ободрени€ труппа Ќейбер не имела никакого успеха в ѕетербурге!

Ђƒело было в том, Ч объ€сн€ет ¬. ¬севолодский-√ернгросс, Ч что при русском дворе {117} боролись две партии: немецка€ и французска€. ¬о главе первой был всесильный Ѕирон, во главе второй Ч Ћевенвольде. » не успела јнна закрыть глаза, а Ѕирон пасть, как Ћевенвольде распор€дилс€ труппу немецкую распустить, а новую французскую пригласить. ¬ итоге, весной 1742 г., в ѕетербург приехала французска€ труппа —ериньи, в репертуаре которой видное место занимали трагедии ¬ольтера УјльзираФ, УћеронаФ, УЁней и ƒидонаФ, У–адамистФ и УћитридатФ, комедии ћольера, ƒетуша, –еньера и др.ї

ќ том, сколь огромно было вли€ние французской труппы —ериньи на созидавшийс€ в –оссии Ђтрагический театрї, заставл€ет думать не столько удачный состав этой труппы, сколько одно уже то обсто€тельство, что она была французской; а все французское, с воцарением ≈лизаветы ѕетровны, €вной германофобки, которую прочили в невесты Ћюдовику XV, Ч могло рассчитывать на исключительное монаршее благоволение. ј за монархиней следовало все ее окружение, весь двор, вс€ гварди€ и, наконец, все верноподданные –оссийской державы, возглавл€емой императрицей.

ѕолна€ порывов и страстных увлечений, не знающа€ узды своим желань€м и капризам, как и ее родной отец ѕетр ¬еликий, ≈лизавета ѕетровна гор€чо вз€лась и за театр, усердно забот€сь о поддержании интереса к театру среди своих придворных. Ђ¬ ќперном доме, Ч записано в  амер-фурьерском журнале, Ч отправл€лась французска€ комеди€, в присутствии ее императорского величества. “ого же дн€, во врем€ оной комедии, ее императорское величество изволило усмотреть, что смотрителей как в партере, так и по этажам весьма мало, всемилостивейше указать соизволила в ќперный дом свободный вход иметь во врем€ трагедий, комедий и интермедий обоего полу знатному купечеству, только бы одеты были не гнусної.

{118} ƒругой раз, заметив отсутствие в театре статс-дам, императрица Ђуказала к ним, г‑жам статс-дамам, послать от высочайшей своей персоны спросить, не забыли они, что сей назначенный день будет комеди€ї.

Ќа этих иностранных спектакл€х присутствовали порой и питомцы ѕетербургского —ухопутного Ўл€хетского (т. е. двор€нского) корпуса, Ч того известного впоследствии ѕервого кадетского корпуса, который стал очагом, у которого сформировалс€ русский трагический театр.

ѕитомцы этого  орпуса, отдава€ дань новой моде, устраивали у себ€ спектакли, причем нередко разыгрывали пьесы собственного сочинени€. ”строителем этих спектаклей €вилс€ кн€зь Ѕ. √. ёсупов, бывший в то врем€ начальником  адетского корпуса и решивший устроить театральные представлени€ дл€ собственного удовольстви€ и дл€ забавы остальных сановников; технику драматического искусства кадеты могли усвоить, посеща€ иностранные спектакли при дворе, куда они имели свободный доступ.

ќдушевленные любовью к русской речи, претерпевавшей, в послепетровскую эпоху, существенные изменени€, под вли€нием засор€вших ее иностранных оборотов, слов и выражений, кадеты названного  орпуса учредили ќбщество любителей русской словесности. ¬ праздничные дни и в часы свободные читали они друг другу первые опыты сочинений своих и переводов. “ут не было ни зависти, ни соперничества, тут было Ђодно наслаждение мысли и душиї. ¬ результате де€тельности этого ќбщества, в конце 1747 г., один из его членов, бывший питомец  орпуса ј. ѕ. —умароков, обратилс€ в типографию с просьбой напечатать его первую трагедию Ђ’оревї. Ётим и начинаетс€ истори€ нашей послепетровской новой драматической литературы. Ќар€ду с этим, в €нваре 1748 г., кадеты, под руководством своего учител€ французского, как это мы видели в духовных школах относительно латинского €зыка, сыграли трагедию ¬ольтера Ђ«аируї. ¬скоре же, в конце 1748 г., —умароков напечатал уже свою вторую трагедию, Ђ√амлетї, а на —в€тках 1749 г. кадеты сыграли у себ€ его первую трагедию Ђ’оревї. ѕриглашенный на спектакль автор был восхищен. ¬не себ€ от радости, провожаемый рукоплескань€ми, {119} он доложил об этом всесильному јлексею –азумовскому (мужу ≈лизаветы), адъютантом которого он состо€л, тот доложил об этом ≈лизавете, и, обрадованна€ Ђновостью видеть представлени€ на русском €зыке и русских трагедийї, она велела представить Ђ’ореваї у себ€ во дворце. Ќа костюмы дл€ этого спектакл€ были выданы из царской кладовой бархат, парча, золотые ткани, камень€, и ≈лизавета сама нар€жала участников. ƒе€тельное участие в этой постановке прин€л и сам —умароков, чь€ звезда с той поры стала подыматьс€ все выше и выше, на вновь открытом русском театральном горизонте. {120} «а Ђ’оревомї и Ђ√амлетомї последовали Ђ—инав и “руворї, Ђјристонаї, Ђ—емираї, Ђярополк и ƒимизаї, Ђ¬ышеславї, Ђƒимитрий —амозванецї и Ђћстиславї.

Ќужно ли говорить, что во всех этих пьесах —умароков, Ђ€вивший –оссии –асинов театрї, почти слепо следовал основным правилам французской классической трагедии, начина€ с Ђединства места, времени и действи€ї, стара€сь, сколько хватало даровань€, сравн€тьс€ с самим гениальным –асином.

¬ сущности говор€ (и это отмечают многие историки театра), —умароков, оставив совершенно в стороне все предшествующее развитие нашей драмы, начал с того же самого, с чего, при ѕетре, начали  унст и ‘юрст. ≈сли директора ѕетровского театра заботились об усвоении их русскими зрител€ми репертуара ‘ельтена, то —умароков точно так же не нашел иного пути дл€ своей де€тельности, как перенесение в русский театр французских образцов, и все отличие де€тельности —умарокова от петровских руководителей театра состо€ло в том, что он обратилс€ за образцами не в √ерманию, а во ‘ранцию; во всем же остальном повтор€лась та же сама€ работа, которой с начала столети€ наде€лись обеспечить репертуар русского театра зашедшие к нам представители русской сцены.

—леду€ французским образцам и полага€сь на мнение ¬ольтера и Ўекспира, как о Ђпь€ном дикареї, Ч —умароков и к самому Ђ√амлетуї великого драматурга приложил французскую мерку Ђтеатральной благопристойностиї, в результате чего исправил гениальное произведение с бесцеремонностью ментора, исправл€ющего ошибки школьника. Ёто обращение с текстом Ўекспира лучше самих произведений —умарокова дает представление о таланте и вкусе последнего, об его Ђартистических требовани€хї и об его самоуверенности пигме€, посмевшего противопоставить свою собственную жалкую переделку Ђ√амлетаї Ч Ђ√амлетуї самого ”иль€ма Ўекспира, этого величайшего драматурга всех времен и народов. Ќачать с того, что из Ђ√амлетаї старательно удалено все, что могло иметь хоть какое-нибудь отношение к области сверхъестественного, потому что французские поэтические теории признавали Ђчудесноеї исключительным досто€нием эпопеи, а не драмы. „исло персонажей, фигурирующих у Ўекспира, значительно сокращено: оставлены только король, королева, ѕолоний, ќфели€ и √амлет; кроме того, введены еще три лица, которых нет у Ўекспира. ” —умарокова велика€ трагеди€ совершенно потер€ла свое философское значение, превратившись в шаблонную любовную драму √амлета и ќфелии, и датский принц стал банальным любовником, дел€щим свои чувства между сознанием своего долга и любимой ќфелией. ћать √амлета, под вли€нием раска€ни€, идет в монастырь, и король намереваетс€ женитьс€ на ќфелии, но эту олицетворенную добродетель корона нисколько не прельщает, и она отказываетс€. » √амлет и ќфели€ остаютс€ живы и т. д.

Ќа упреки поэта “редиаковского, в заимствовании у Ўекспира, Ч —умароков заносчиво отвечал: Ђ√амлет мойЕ на Ўекспирову трагедию едва-едва походитї, что совершенно противоречит известному письму —умарокова, {121} где он сообщает своему знакомому: ЂЁта трагеди€ покажет вам Ўекспираї.

Ёта трагеди€, конечно, показала нам отнюдь не Ўекспира, а самого —умарокова, про которого наш верный судь€ ј. —. ѕушкин недаром сказал: Ђ“рагедии его, исполненные противомысли€, писанные варварским изнеженным €зыком, нравились двору ≈лизаветы, как новость, как Уподражание парижским увеселени€мФї.

 онечно, спору нет, в смысле реальности сценического изображени€, драматурги€ —умарокова шагнула далеко вперед, по сравнению с драматургией, составл€вшей в ѕетровскую эпоху репертуар театров  унста и ‘юрста.  онечно, самый €зык, его изысканность и стихотворна€ речь в драматургии —умарокова неизмеримо выше, как в смысле мастерства, так и в смысле философии (морали), той словесной канвы, кака€ составл€ла удел репертуара самого начала XVIII века. Ќо в том заслуга јлександра —умарокова не так уж велика, если прин€ть во внимание, что сей Ђпервый русский драматургї лишь спешно следовал тому смелому Ђшагуї в данной области, какой уже сделали до него французские драматические писатели.

¬ общем же нельз€ не согласитьс€ с ¬. Ѕуличем, который в своем исследовании Ђ—умароков и современна€ ему критикаї (изд. 1854 г.) констатирует: Ђ ак детски жалки, как ничтожны попытки —умарокова создать лица, характеры, положени€, содержание трагедии. ≈го пьесы представл€ют только внешний вид трагедии, сохран€€ ее услови€. ¬ы видите, что пьеса разделена на 5 актов, что выход€т герои, говор€т длинные напыщенные речи, спор€т и шум€т и убивают друг друга и самих {122} себ€ї. ЂЋица трагедий —умарокова похожи на марионеток, выводимых за проволоку рукою ребенка. ћы и не знаем, зачем они действуют, зачем выход€т на сцену, зачем говор€т и хлопочут на сценеїЕ

≈динственное, что можно сказать положительного об этой заимствованной у французских классиков драматургии Ч как самого —умарокова, так и его последователей, Ч это то, что она, представл€€ Ђантичныхї героев, в аспекте просвещенных людей «апада, давала как бы нагл€дные уроки русским, стремившимс€ сравн€тьс€ с этими людьми в манере мыслить, чувствовать и держать себ€ в обществе.

Ђ»зобразим себе зрителей —умароковской трагедии! Ч восклицает проф.  . ‘. “иандер, в своем Уќчерке истории театра в «ападной ≈вропе и в –оссииФ. Ч ¬от придворное общество, которое уже достигло Ч или придает себе вид, что достигло Ч торжества разума над запрещенными страст€ми. ќно вспоминает те бури, отзвуки которых еще шелест€т в груди, вспоминает те жертвы, которые все же еще тревожат тихие часы одинокого раздумь€, и мысли: Уј ведь так боролс€ и €, так страдал и €, но теперь все это прошло, € победил, смотрите, какой € разумный, какой € степенный!Ф ƒа, счастлив тот, кто поборол такие напасти. »ли про кого предполагают, что он их поборол. ј вот разношерстна€ городска€ публика! ќна про придворный этикет и про воспитание XVIII в. ничего не ведает, но чувствует, что на сцене изображаетс€ высший мир, более благородна€ жизнь, чем их собственна€. ќна и не задаетс€ желанием соперничать, в идеальных порывах и в разумных чувствах, с персонажами пьесы, но она глаз не сводит с этих героических образов и незаметно дл€ себ€ возвышаетс€ над будничной сутолокой. “о, от чего глаз отвык, в пошлости и грубости реальной жизни, тут выводилось в €ркой несложной картине: что насильно мил не будешь. ¬от где таилась чарующа€ и цивилизующа€ сила —умароковской поэзииї.

—оглаша€сь с такого рода признанием, € спешу все же оговоритьс€, что оно не столько относитс€ к истории театра, в тесном значении этого слова, сколько к истории культуры вообще и, в частности, к истории нравов в –оссии, приобщающейс€ к идеалам передовой ≈вропы.

¬ этом смысле роль —умарокова сводитс€ лишь к роли моста, между двум€ культурами или, вернее, между западной цивилизацией и старой русской культурой, нуждавшейс€ (приспело врем€!) в этой западной цивилизации.

—ам же —умароков, то есть Ђсам по себеї, не представил дл€ –оссии той величины, кака€ остаетс€ навеки в пам€ти благодарного потомства. ≈го, как € уже сказал, давно уже никто не читает, кроме историков литературы и театра, об€занных его изучать; да и у тех он, случалось, выпадал из пам€ти Ђв критический моментї: так, € помню случай, как в 1907 г. известный историк театра Ќ. ¬. ƒризен, чита€ перед многочисленной {123} аудиторией лекцию в ѕетербурге о Ђ—таринном театреї, никак не мог вспомнить им€ —умарокова, говор€ об истории русского театра XVIII века; кто-то из публики сжалилс€ и подсказал Ќ. ¬. ƒризену некогда громкое им€ и тем спас положение. я считаю этот Ђказусї поучительно-красноречивым и, как говоритс€, не требующим комментариев.

“акой оказалась судьба этого первого в –оссии Ђтрагического поэтаї. » если мы ему уделили столько внимани€ как Ђзачинателюї в области Ђложноклассического театраї на –уси, Ч мы будем неизмеримо скупее и сдержаннее, говор€ о таком последователе —умарокова, как яков  н€жнин (1742 Ц 1791).

Ётот молодой поэт, служивший в »ностранной коллегии, преподнес —умарокову в 1769 г. свою трагедию Ђƒидонаї, написанную в ложноклассическом духе. «накомство это вскоре перешло в дружбу и завершилось браком поэта с дочерью —умарокова.

 роме трех классических сюжетов, разработанных неоднократно на «ападе, а именно Ђƒидонаї, Ђ“итово милосердиеї и Ђ—офонисбаї,  н€жнин выбирал темы и более близкие русской публике, но бесцветные в бытовом отношении. Ђ¬ладиславї, например происходит в каком-то неопределенном городе —лав€нске. —ам ¬ладислав Ч слав€нский кн€зь, которого почитают мертвым, супруга его Ч ѕламира и сын ¬елькар (даже имена не указывают на определенное слав€нское плем€) ¬прочем, абсолютна€ беспочвенность проведена в Ђ¬ладиславеї последовательно, в то врем€ как друга€ трагеди€ Ч Ђ–ославї Ч представл€ет вычурную смесь исторических данных с фантазией.  н€жнин хотел противопоставить русских Ч западным народам, и у которых впервые слышитс€, с театральных подмостков, патриотическа€ нота, €вивша€с€ отголоском завоевательных тенденций той эпохи. “ак как эта патриотическа€ нота была присуща и другим трагеди€м  н€жнина, проф.  . ‘. “иандер предложил признать ее существенной чертой его поэзии и вз€ть ее за исходную точку, при сравнительной характеристике  н€жнина с —умароковым.

Ёта Ђпатриотическа€ нотаї не спасла, однако,  н€жнина от приговора ј. —. ѕушкина, назвавшего этого сочинител€ трагедий, а также и комедий (таких же не оригинальных, как и —умароковские) Ђпереимчивымї и сказавшего про  н€жнина, что он Ђпросто не поэтї. ≈ще хуже отозвалс€ о  н€жнине знаменитый баснописец ». ј.  рылов (русский Ћафонтен), дав ему кличку –ифмокрадова, в пьесе Ђѕроказникиї, где  н€жнин выведен на смех и поругание под этой Ђкриминальнойї кличкой.

ѕолную противоположность —умарокову Ч в смысле авторской Ђамбицииї, Ч и  н€жнину Ч в смысле поэтического дара Ч €вил собою, в елизаветинскую эпоху ћихаил Ћомоносов, Ч этот гений-самородок, которого в науке приравнивают к ‘ранклину, за открытие законов электричества, а в искусстве {124} называют основоположником литературного русского €зыка.

Ћомоносов (1711 Ц 1765), целиком поглощенный своими научными трудами, Ч благо химическа€ лаборатори€, давно жданна€ им, была наконец построена дл€ его изысканий, Ч и помыслить не хотел в это врем€ (1750), о выступлении на драматическом поприще. Ќо как раз в конце этого года (29 сент€бр€ 1750 г.), согласно приказу императрицы, написал трагедию, одобренную цензурой под названием Ђ“амира и —елимї, в 5 действи€х, котора€ была сразу же издана, в количестве 630 экземпл€ров, Ч уточн€ет тираж маркиз де Ћюр —алюс в своей обсто€тельной монографии, посв€щенной Ћомоносову (ѕариж, 1933 г.).

я не буду излагать здесь и разбирать трагедии Ћомоносова (давно уже устаревшие в своем отличном подражании французским образцам); скажу лишь, в оправдание, что даже такие подробные рассказчики, как известный историк театра Ѕ. ¬арнеке, и те не удел€ют много места драматургии Ћомоносова, справедливо полага€, что полезность его почина в этой области ограничиваетс€ лишь тем, что, подража€  орнелю и –асину, наш гениальный ученый и примерный поэт содействовал просвещению своих соотечественников и приобщению их к литературно-драматической сокровищнице «апада подлинно художественным путем, свойственным Ђпоэтам милостью Ѕожьейї, Ч к разр€ду каковых, между прочими, не могли {125} причислить себ€ (хоть и горели к тому желанием!) ни —умароков, ни  н€жнин.

Ёпигоном ложноклассической драматургии в –оссии €вилс€ ¬ладислав ќзеров (1770 Ц 1816), расцвет славы которого относитс€ уже к началу XIX века.

“а патриотическа€ нота, котора€ подкупающе дл€ русского сердца прозвучала впервые, среди русских Ђклассиковї, у  н€жнина, стала пр€мо-таки пронзительной у ученика  н€жнина Ч ќзерова, довод€ зрителей, в героическую эпоху войн с Ќаполеоном, до энтузиазма, сопр€женного со слезами и неистовством восторга.

¬ этом направлении Ч всецело патриотическом Ч особенно прославилась трагеди€ ќзерова Ђƒмитрий ƒонскойї, написанна€ в ложноклассическом стиле, но своим идейным направлением и политическими намеками ставивша€ зрителей лицом к лицу с надвигавшейс€ действительностью; а действительность эта была на редкость грозною, ибо дл€ всех уже было €сно, что непобедимые французские легионы приближаютс€ к границам –оссии.

 огда, на первом представлении Ђƒмитри€ ƒонскогої, победител€ над татарскими полчищами и над их военачальником ханом ћамаем, Ч ƒмитрий говорит, что Ђлучше смерть в бою, чем мир прин€ть бесчестныйї, что Ђлучше жить престать иль вовсе не родитьс€, чем племенам чужим под иго покоритьс€ї, что Ч

ќт нашей храбрости нам должно ждать управы,
¬ крови врагов омыть прошедших лет позор
» начертать мечом свободы договор, Ч

в театре произошло нечто неописуемое: начались исступленные рукоплескани€ и такие крики, которые, по свидетельству очевидцев, Ђпотр€сли театрї; публика требовала автора, и директор театра Ќарышкин должен был сам вывести ќзерова на поклон ликующей, расстроенной и плачущей публике. Ёто был триумф, какого вр€д ли достигал когда-нибудь какой-либо другой драматург в истории театра.

ј между тем нам кажетс€ теперь просто нелепой та псевдоисторическа€ обстановка XIV века, в каковой ќзеров показывает нам перипетии своей ложноклассической трагедии и ее знаменитых героев. ƒостаточно, чтоб дать пример нелепости отдельных сцен этой трагедии, Ч указать на русскую кн€жну, котора€, в век затворничества женщины в XIV столетии, раскидывает шелковые шатры, среди полков, на  уликовом поле. Ёто неверо€тное, дл€ того времени, происшествие вытекает у ќзерова из совершенно насильственно вплетенной в историческую канву пьесы любовной интриги.  н€зь Ќижегородский обещал Ч согласно ќзеровскому домыслу Ч руку своей дочери  сении вит€зю ƒмитрию, за его победы.

Ќо еще раньше ее рука была обещана кн€зю “верскому, который и теперь, когда {126}  сени€ €вилась в лагерь, не оставл€ет намерени€ на ней женитьс€; но она решила или выйти за ƒмитри€, или же удалитьс€ в монастырь. “верской готов овладеть ею насильно, но ƒмитрий этого не допускает, и между ними возникают такие же отношени€, как в Ђ»лиадеї между јгамемноном и јхиллом, из-за прекрасной пленницы Ѕризеиды. Ќовый јхилл Ч “верской тоже устран€етс€, под вли€нием обиженного самолюби€, от участи€ в общем деле; јгамемнон-ƒмитрий терзаетс€ и не знает, чем ему пожертвовать: успехом предпри€ти€ или сердцем  сении. Ёто сходство с ситуацией у √омера едва ли случайно. ƒело оканчиваетс€ про€влением великодуши€ “верского, который сам уступает ƒмитрию  сению. “аким образом, пьеса обходитс€ без кровопролитий, оканчиваетс€ вполне благополучно и Ч в сущности говор€ Ч не имеет никакого основани€ называтьс€ Ђтрагедиейї. ЌоЕ все эти соображени€ и €вные дл€ нас нелепости Ђƒмитри€ ƒонскогої были начисто заслонены теми перлами патриотической поэзии, кака€, в громогласном драматическом оформлении, очаровывала современников ќзерова, довод€ их до предельных степеней экстаза.

ƒругой, прославившей ќзерова трагедией была ЂЁдип в јфинахї, дл€ которой автор и не подумал обратитьс€ к своему бессмертному в веках собрату —офоклу, предпочт€ ему французские образцы и, в частности, трагедию ƒюси. ќзнакомившись с этим ложноклассическим произведением ќзерова, начинаешь верить его современникам, что он Ђлучше писал по-французски и весьма поздно прин€лс€ за русский €зыкї и что в пам€ти ќзерова вмещалс€ весь театр  орнел€, –асина и ¬ольтера.

ќзеров написал еще Ђярополк и ќлегї (его юношеский опыт подражани€ —умарокову и  н€жнину), трагедию Ђ‘ингалї, вызванную модным на рубеже XVIII и XIX веков увлечением ќссианом, и Ђѕоликсенуї, имевшую не больший успех, чем Ђярополк и ќлегї, то есть почти провалившуюс€.

ѕодвод€ итог драматургии четырех выдающихс€ представителей ложноклассического театра в –оссии, можно заметить, что в то врем€ как —умароков и Ћомоносов принадлежали к сонму сотрудников ≈лизаветы ѕетровны Ч инициаторской своей де€тельностью примыкающей к эпохе ѕетра (вернее, ее продолжавшей),  н€жнин был типичным отражением эпохи ≈катерины, а ќзеров Ч не менее €рким показателем јлександровского времени. ѕо €зыку же различие названных драматургов состоит в том, что —умароков дл€ нашего уха безусловно архаичен, что вызываетс€ у него обилием церковнослав€нских форм; последние у  н€жнина и Ћомоносова уже скрашиваютс€ как гибкостью выражений, так и эластичностью стиха; ќзеров же ласкает слух своею плавной и в то же врем€ сильной речью. Ётот прогресс поэтической речи у {127} драматурга ќзерова послужил основанием дл€ некоторых историков театра утверждать, что Ђбез ќзерова русска€ трагеди€ XVIII века не имела бы художественной законченностиї.

Ёта Ђхудожественна€ законченностьї в творчестве русской ложноклассической трагедии знаменовала собою ее конец и гр€дущий декаданс у приверженцев этого направлени€ (как например, у драматурга  атенина и близких ему по духу авторов).

Ђ ак только отошли золотые дни нашего классицизма, Ч справедливо замечает Ѕ. ¬арнеке, Ч ќзеров ушел в область забытых писателей, вместе с  н€жниным и —умароковымї, и драматургам-романтикам не надо было тратить много усилий на борьбу с ними: Ўаховской, еще при жизни ќзерова, успел отодвинуть его на задний план, и Ѕелинский в 1834 г. имел полное право писать: Ђ“еперь никто не станет отрицать поэтического таланта ќзерова, но вместе с тем и едва ли кто станет читать его, а тем более восхищатьс€ имї; дес€тью годами позже Ѕелинский уже за€вл€л: Ђ“еперь ќзеров забыт театром совершенно, и его не играют и не читаютї. √ораздо строже отнесс€ к ќзерову ѕушкин. ќн признаетс€: Ђќзерова € не люблю не от зависти, но от любви к искусству. —лава ќзерова уже в€нет и лет через дес€ть, при по€влении истинной критики, совсем исчезнетї. Ќедостатки ќзерова, на взгл€д ѕушкина, происход€т оттого, что он Ђпопыталс€ дать нам трагедию народную и вообразил, что дл€ этого довольно будет, если выберет предмет из народной истории, забыв, что поэты ‘ранции брали все предметы дл€ своих трагедий из греческой, римской и европейской истории, что самые народные трагедии Ўекспировы заимствованы им из италь€нских новеллї. “акую же правильную оценку значени€ ќзерова дал –афаил «отов: Ђќзеров был первый, который осмелилс€ заговорить по-человечески, который пон€л, что, подн€вшись на ходули, рано или поздно с них упадешь и что вернейший путь к драматическому успеху есть голос сердца, истинное чувство и неподдельный жар. ќн это чувствовал, понимал, но Ч увы! Ч чтобы идти наперекор укоренившемус€ дурному вкусу своего века, чтобы образовать своих зрителей и дать им другое направление, Ч дл€ этого надобны сильный дух и непреклонна€ вол€, Ч одним словом, нужен √ений. ≈го-то и недоставало ќзерову. — прекраснейшим дарованием, как поэт, он не имел в себе ничего самобытного. ¬сего же менее у него было смелости, чтобы отвергнуть образцы французской классической школы.  орнель, –асин, ¬ольтер Ч это были кумиры литературы, от которых отступать тогда казалось св€тотатством. » ќзеров, при всем своем высоком даровании, при собственном даже убеждении, не смел ничего создать своегої.

ѕам€ту€ все врем€, что в насто€щей книге мы зан€ты историей театра, а не легендами, какие приписывались его виднейшим де€тел€м, Ч {128} мы тем не менее не можем не обратить внимани€ читателей данной книги на те легенды, в оболочке которых запомнились у русских театралов биографии многих актеров и актрис прошедших веков, особливо же тех из них, кои выступали на шатких еще подмостках русского театра XVIII века.

Ётот театр, в век ≈лизаветы ѕетровны и ≈катерины ¬еликой, представл€лс€ еще сущею новинкой неискушенным в западных развлечени€х и иностранном драматическом искусстве подданным названных императриц. ј с Ђновинкойї, как с чем-то еще не исследованным и окутанным дымкой соблазнительной тайны, {129} всегда сопр€гаютс€ легенды, порожденные возбужденным воображением.

¬станем на место тогдашних зрителей и постараемс€ увидеть вещи с их обывательской точки зрени€! “акие же подданные –оссийской державы, как и они сами, не в пример прочим, по€вл€ютс€ на залитых светом публичных подмостках, среди великолепных дворцов, садов, фонтанов, одетые в роскошные костюмы и изображающие собой не Ђсвоего братаї Ч обывател€, а каких-то вельмож, царей, героев-военачальников, принцесс и знатных царедворцев. ѕростому смертному, чтоб подать прошение на колен€х государыне императрице ≈лизавете ѕетровне или ≈катерине II, надо ждать благопри€тного случа€, надо обратить на себ€ Ђблагосклонное вниманиеї ее величества, да и тогда еще вр€д ли государын€ обратит внимание на такого Ђсмертногої, а уж о том, чтобы она подарила его ласковым словом, знаком одобрени€ или пристальным взгл€дом, Ч и речи быть не может. ј тут, не угодно ли: такой же верноподданный, Ђиз того же теста сделанныйї, приковывает к себе на публичных подмостках длительное внимание Ђсамодержицы все€ –оссииї, фигур€ет перед ней, и при всем честном народе кричит, смеетс€, плачет, нюхает табак, садитс€ перед Ђпомазанницей Ѕожьейї без приглашени€, командует другими знатными на вид вельможами, а то и сан цар€, под стать ее величеству, изображает, не будучи Ђцарской кровиї, и за все это счастье, ниспосланное ему Ќебом, удостаиваетс€ вдобавок аплодисментов ее величества и всего ее окружени€, получает хорошее жалованье, а при случае Ч и драгоценные подарки.

{130} Ќе мудрено, что люди, достигшие такого значительного положени€, казались простодушным зрител€м XVIII века какими-то исключительными личност€ми, Ђлюбимцами боговї и, в своем роде, геро€ми, у которых должно быть Ђчудесноеї бытие и коим мирволит сама —удьба-благодетельница ќтсюда обилие всевозможных рассказов про их житье-бытье, на сцене и при дворе, обилие пикантных сплетен, Ч в особенности, если их Ђсюжетомї была актриса, Ч и р€д Ђлегендї, из которых некоторые остались неразрывно св€занными с биографией того или другого из видных лицедеев реформированной ѕетром –оссии.

Ёти легенды характерны, по-моему, не только дл€ того или другого сценического кумира XVIII века, добившегос€, в некотором роде, сказочной славы и завидного, казалось, положени€, они характерны не в меньшей степени дл€ тогдашней театральной публики, не хотевшей, с непривычки, допускать, {131} чтоб Ђцарьї, виденный ею на сцене вчера, во всем своем державном величии, оказывалс€ сегодн€ самым заур€дным обывателем, пожирающим селедку в трактире, жалующимс€ на несварение желудка и на придирки полиции, грозившие окончитьс€ прозаическим Ђрукоприкладствомї јктер, на взгл€д такой Ђнеискушеннойї публики, уносил в свою жизнь хот€ бы часть того лучезарного света, в котором он купалс€ на сцене, перед очами ее величества, уносил с собою хот€ бы малую часть тех необычных привилегий, какими он пользовалс€, исполн€€ ту или иную героическую роль.

¬от почему € считаю не только возможным, но и желательным, повеству€ о первых исполнител€х трагедий и комедий —умарокова,  н€жнина, Ћомоносова и ќзерова, не гнушатьс€ легендами, создававшимис€ вокруг этих первых исполнителей, и не слишком старатьс€, в каждом отдельном случае, отдел€ть строго историческую правду от сросшегос€ с нею, в их биографи€х, вымыслом.

я начну с актера ‘едора ¬олкова, которого прин€то в истории русского театра считать Ђпатриархом русской сценыї и с именем которого св€зано так называемое Ђучреждение русского театраї, вернее Ч основание штатов »мператорских театров в –оссии, возникновение коих приурочиваетс€ к 30 августа 1756 г.

¬от краткие биографические данные об этом гениальном театральном де€теле (а может быть, и гениальном актере), интересные не только сами по себе, но и по тем подробност€м бытового характера, какие, хоть и кратко, но €рко характеризуют эпоху, в которую по€вилс€ в –оссии этот замечательный мастер драматического искусства.

{132} Ђ¬ 1729 году, Ч повествует Ѕ. ¬арнеке в своей У»стории русского театраФ, Ч в семье костромского купца √ригори€ ¬олкова родилс€ сын ‘едор. ¬скоре после этого умер сам ¬олков, и его вдова ћатрена яковлевна выходит замуж за €рославского купца ‘едора ¬асильевича ѕодушкина, владельца серного и купоросного завода, и ¬олковы переезжают в ярославль. ќтсюда ‘едор √ригорьевич, в самых еще юных летах, едет в ћоскву, где, по преданию, становитс€ учеником «аиконо-—пасской академии.  ак бы мы ни относились к этому преданию, нам €сно, что в ћоскве ¬олков пробыл очень недолго: в 1743 г. мы застаем его, вместе с брать€ми, уже при заводах ѕолушкина: если образовательна€ поездка в ћоскву также относитс€ к числу тех многочисленных легенд, которыми затемнена действительна€ биографи€ ¬олкова, то все-таки мы можем указать лицо, которое могло хоть отчасти заменить дл€ ¬олкова правильное школьное образование, а именно Ч немецкого пастора, сопутствовавшего в ссылке герцогу Ѕирону и привезенного потом в ярославль. ¬озможно, что ѕолушкин, понима€ пользу образовани€, не упустил удобного случа€ и пригласил пастора в учител€ к своим пасынкам. ¬ 1746 г. ѕолушкин отправл€ет ‘едора, которому пошел тогда 17‑й год, в ѕетербург, по торговым делам. «десь он поступил в немецкую торговую контору, чтобы научитьс€ бухгалтерии и правильному ведению торговых дел.

{133}  ак раз к тому времени в ѕетербург приехала на гастроли немецка€ труппа јккермана, в которой играли такие выдающиес€ актеры, как Ўредер и знаменитый своей театрально-просветительной де€тельностью Ёкгоф, пытавшийс€, будучи еще в труппе Ўенемана (в Ћейпциге), основать УЌемецкую академию сценического искусстваФ. Уƒавайте, Ч говорил он актерам, собиравшимс€ в часы досуга, под его председательством, Ч разучивать грамматику сценического искусства, если так можно выразитьс€, и знакомитьс€ со средствами, пользу€сь которыми мы приобретаем возможность понимать причины, ничего не делать и не говорить без достаточного основани€ и с полным правом заслужить звание артиста. —ценическое искусство лишь кажетс€ не разграниченным, на самом деле оно имеет свои определенные границы. “ак, страннику пустын€ покажетс€ беспредельной, если он так неосторожен, что углубл€етс€ в нее, не справившись о верном пути, и кажда€ травинка может сбить его с дороги, и он заблудитс€ и не может найти выхода. ћежду тем тот, кто знает верный путь, достигнет цели, приложив необходимый труд. ¬от почему так важно, чтобы те, кто посв€тил себ€ служению сценическому искусству и хот€т быть комедь€нтами, изучали средства, облегчающие их начинани€ и привод€щие их искусство к большему совершенствуФ.

—реди увлеченных тонкой, расчетливо-мудрой и вдохновенной игрой актера Ёкгофа, оказалс€ и 17‑летний ‘едор ¬олков. ¬осторгу его не было конца, Ч и он не успокоилс€, раньше чем не познакомилс€ с Ёкгофом, Ўредером, директором јккерманом и со всей закулисной {134} жизнью его отличной, по-видимому, труппы. ѕознакомилс€ он с ней, Ч надо тут же заметить, Ч не как УпрофанФ, в полном смысле этого слова, а как серьезный УлюбительФ, т. к. познал уже прелесть театра, еще будучи воспитанником «аиконо-—пасской јкадемииї.

ЂЌо там, Ч замечает  . ‘. “иандер, Ч он имел дело лишь со школьной драмой, тут же его очам предстал разносторонний светский репертуар одной из лучших трупп «апада того времени.  роме немецкого театра, нужно думать, что ¬олков посещал и спектакли в  адетском корпусе, и »таль€нскую оперу. —ловом, он досконально изучил театральное дело. —мерть отчима заставл€ет ¬олкова возвратитьс€ в ярославль и зан€тьс€ управлением его заводов. Ќо петербургские впечатлени€ были слишком сильны, чтобы пропасть бесследно. Ќедаром же ¬олков был и мастером на все руки: умел и рисовать, и писать стихи, и управл€ть оркестром, и играть на сцене. «адумав устроить свой театр, ¬олков самолично €вилс€ и декоратором, и капельмейстером, и режиссером в одно и то же врем€. “руппа набралась из его сверстников, и среди них оказались весьма талантливые актеры. ¬ репертуар ¬олкова входили, нар€ду со школьными драмами ƒимитри€ –остовского, и пастушеские пьесы, и оперы, и ложноклассические трагедииї.

≈здивший по делам в ярославль сенатский экзекутор »гнатьев случайно попал на ¬олковские спектакли; вернувшись в ѕетербург, он рассказал о них “рубецкому, а этот последний передал об этом императрице. » вот, 3 €нвар€ 1752 г., ≈лизавета указала Ђ€рославских купцов ‘едора ¬олкова с брать€ми, которые в ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им дл€ того еще потребен будет, привезти в —анкт-ѕетербургї. 18 марта того же года, в присутствии ≈лизаветы и Ђнекоторых знатных персонї, состо€лс€ на дворцовом театре дебют. ѕо всей видимости, €рославцы ¬олковы ни своим репертуаром, ни своими приемами не понравились ≈лизавете, ибо придворных спектаклей при их участии больше мы не знаем; но они продолжают играть то в немецком театре, на Ѕольшой ћорской, то в доме гр. √оловкина, указом 24 августа того же года приспособленном дл€ театра (ныне јкадеми€ художеств). ¬ том же году, 14 марта, в Ўл€хетский корпус были отданы 7 человек, спавших с голоса певчих, а 10 сент€бр€ Ч двое €рославцев, ƒмитревский и ѕопов, Ђдл€ обучени€ словесности, €зыкам и гимнастикеї.

—овершенно €сно, что €рославцы не блистали своей образованностью. — декабр€ 1752 г. до ма€ 1754 г. двор был в ћоскве, и €рославцы Ч ‘едор и √ригорий ¬олковы Ч ездили туда. 8 феврал€ 1754 г. брать€ ¬олковы из ћосквы были отправлены в ѕетербург и также отданы в  орпус Ђдл€ обучени€їЕ причем было велено Ђсодержать их во всем против кадетов, подучать французскому и немецкому €зыкам, танцевать и рисовать, смотр€ кто какой науке охоту и пон€тие оказывать будет, кроме экзерциций воинскихї.

Ђѕри этом им было дано, не в пример прочим, жалованье: ‘едору ¬олкову Ч 100 рублей, а √ригорию Ч 50 рублей в годї, Ч говорит ¬. ¬севолодский-√ернгросс. ќтдача €рославских семинаров из купцов в двор€нское привилегированное учебное заведение с несомненностью свидетельствует о том, что двор решил не только обучить их, но и приблизить к своей культуре вообще. ќчевидно, этого именно им не хватало, чтобы стать актерами в его духе. «аметим, что, отдава€ в  орпус певчих и €рославцев, ≈лизавета, по-видимому, и не предполагала обучать их там театральному искусству. “олько летом 1753 г. она высказала желание, чтобы певчих семь человек Ђпри том  орпусе обучали наукам; сверх оного обучени€, обучали дл€ представлени€ впредьЕ трагедийї.

ѕри этом предлагалось избрать одну трагедию и, ко времени возвращени€ двора в ѕетербург, ее приготовить. “рагеди€ была Ђ—инав и “руворї —умарокова. Ѕыла ли эта трагеди€ исполнена при дворе, мы не знаем, но вслед за ней разучили Ђ’ореваї —умарокова и исполнили ее на малом придворном театре, в феврале 1755 г. ¬скоре после этого к театральному делу становитс€ причастным сам —умароков.

{135} »сторически засвидетельствовано, что ¬олков с жадностью пополн€л свое образование, не довольству€сь тем, что ему давали преподаватели. Ёто видно из Ђпокорнейшего доношени€ї, поданного им вместе с братом в канцел€рию  орпуса, где ‘едор ¬олков объ€сн€ет, что выписал из-за границы несколько Ђтеатральных и проспектических книг и, не име€ денег дл€ уплаты за них, заложил епанчу лисью и плащ суконный красныйї. ЂЌаступающее зимнее врем€ї заставл€ет их выкупить, почему он и просил выдать ему и брату все причитающеес€ за год жалованье. ƒостойно восхищени€, что из положенного ему жаловань€ в 100 рублей больша€ часть идет у него на покупку того, без чего ему нельз€ было хорошо приготовитьс€ к сценическому искусству: он тратит деньги на покупку Ђсеми печатных трагедий, клавикорд и струн, зеркала дл€ трагедии и дл€ обучени€ жестамї.  остюмы дл€ домашнего обихода он выбирает поскромнее и этим резко отличаетс€ от своего брата √ригори€, который получал жаловань€ вдвое меньше, но любил пофрантить и тратил много на свой туалет. ƒа и по окончании школы, ¬олков, по словам одного современника, Ђупражн€лс€ более в чтении полезных книг дл€ его искусства, в рисовании, музыке и в просвещении своего знани€ всем тем, чего ему недоставалої. “ам же, в свободное от наук врем€, сделал он сам маленький театр, состо€щий из кукол, искусно им самим сделанных (но Ђон не имел удовольстви€ сего своего предпри€ти€ довести до окончани€ї). ќдним словом, в бытность свою в  адетском корпусе употребл€л он все старани€, чтобы выйти из оного просвещеннейшим, в чем и успел совершенно.

ѕо отзыву современников, это был Ђмуж глубокого разума, наполненный достоинствами, который имел большие знани€ и мог бы быть человеком государственнымї. “ак определ€ет его лично с ним знакомый драматург ‘онвизин. ѕоэт ƒержавин называет {136} его Ђзнаменитым по уму своемуї, а Ќовиков, знаменитый масон, говорит, что Ђсей муж был великого проницательного разума, основательного и здравого рассуждени€ и редких дарований, украшенный многим учением и прилежанием. “еатральное искусство знал в высшей степениї.

≈сть сведени€, что ¬олков принимал очень видное участие и в политической жизни того времени. ¬ записках ј. “ургенева читаем, что Ђпри ≈катерине, первый секретный, не многим известный деловой человек был актер ‘едор ¬олков, может быть, первый основатель всего величи€ императрицы. ќн во врем€ переворота и восшестви€ ее на трон действовал умом. ≈катерина, воцарившись, предложила ‘ед. √риг. ¬олкову быть кабинет-министром ее, представив его к ордену јндре€ ѕервозванного, Ч ¬олков от всего отказалс€. ¬сегда имел он доступ в кабинет государыни без докладаї. ¬ августе 1752 года возникло дело о возведении ‘едора ¬олкова, вместе с братом, в двор€нское звание, в числе 40 лиц, Ђкоторые, по ревности дл€ поспешени€ народного, побудили самым делом ≈е ¬еличества сердце милосердное к скорейшему прин€тию престола российского и к спасению таким образом нашего отечества от угрожавших оному бедствийї.

¬ чем же, спрашиваетс€, про€вилась эта Ђревность дл€ поспешени€ народногої? » каким образом молодой актер ‘едор ¬олков, не будучи сановником при дворе ≈катерины ¬еликой, Ч всегда имел доступ в кабинет государыни?

Ќа это отвечает одна из любопытнейших легенд, какие только приходилось читать в истории театра всех веков и народов.

–ассказывают, будто бы ≈катерина, прибывши в »змайловскую казарменную церковь дл€ прин€ти€ прис€ги, спохватилась, что забыла о манифесте. “огда неизвестный вызвалс€ прочесть манифест и, держа перед собой белый лист бумаги, действительно, словно по писаному, произнес экспромт, который был прин€т толпой за манифест. Ётот неизвестный был ¬олков. ћомент был исключительно {137} критический: забудь ¬олков регламент, соответствующий оформлению Ђдворцового переворотаї, во всей его убедительности дл€ толпы, споткнись он на той или другой фразе своей импровизации, оробей ¬олков хот€ бы на секунду, внуша€ слушател€м, своим торжественным красноречием и покор€ющим сердца верноподданническим тоном, подлинность импровизированного им текста манифеста, иЕ неудача могла бы оказатьс€ катастрофической дл€ ≈катерины, провозглашенной Ђ¬торойї, а впоследствии Ђ¬еликоюї. Ќо чары Ђтеатраї, в лице прирожденного актера, возобладали над действительностью, подкупающий голос вдохновенного артиста тронул сердца солдат »змайловского полка; которые уже облачились, к этому моменту, в свои прежние мундиры, отмененные ѕетром III, и провозгласили новую царицу. ѕодбодренна€ импровизированной Ђдекламациейї ‘едора ¬олкова, ≈катерина закл€ла солдат охранить ее жизнь и жизнь ее сына ѕавла; солдаты устремились к ней, целу€ ее руки и ноги, и перед своими св€щенниками, подн€вшими крест, покл€лись умереть за императрицу. “о же произошло в казармах ѕреображенского полка, —еменовского и  онногвардейцев. ѕарти€ была выиграна, и актер ‘едор ¬олков стал Ђперсона гратаї при дворе ≈катерины II.

Ѕыть может, это легенда. Ќо дл€ того чтобы современники ¬олкова прин€ли ее за Ђчистую монетуї, необходимо было этому актеру настолько поразить воображение современников своими выступлени€ми на подмостках театра, настолько заколдовать их благородством {138} своей осанки, импозантностью своей речи, искусством своего драматического перевоплощени€, Ч что скептицизму, в данном случае игры Ђна сцене жизниї, не оставалось больше места и не основательна€, возможно, молва не вызвала ни у кого из почитателей ¬олкова подозрени€.

ќдин уж этот факт говорит нам достаточно убедительно, каким внушительным талантом обладал ‘едор ¬олков, усвоивший манеры тогдашнего придворного общества и обладавший к тому же на редкость оба€тельной красивой внешностью. ќн Ђс равною силой играл трагические и комические ролиї, Ч отзывались о нем современники, Ч но Ђнасто€щий его характер, Ч прибавл€ли они, Ч был бешеныйї. ѕоследнее выражение надо понимать, очевидно, в смысле необычайной эмоциональной возбужденности и неистовой страсти, какими характеризуют игру Ђнутромї. ќднако р€дом с игрой такого рода, ‘едор ¬олков, восторженный поклонник Ёкгофа, должен был знать и про€вл€ть ту Ђдраматическую меруї на сцене, какие свойственны подлинно культурному зрелищному искусству.

≈му исполнилось лишь 34 года, когда скончалс€ этот Ђпатриарх русского театраї, {139} как его окрестила молва ќн умер, сгорев в лихорадке, кака€ его охватила, при устройстве маскарадного шестви€, под названием Ђ“оржество ћинервыї, дл€ которого поэт ’ерасков написал стихи, драматург —умароков сложил песни, а самый план этого полусатирического зрелища составил ‘едор ¬олков, вз€вший на себ€ как участие в нем, так и режиссуру.

“ри дн€ продолжалс€ в ћоскве, перед коронационными празднествами, этот диковинно-фантастический аллегорический маскарад, где можно было видеть и русскую Ђѕобедуї, и ее Ђ—лавуї, и Ђ¬оинуї, и Ђћирї, и шведского льва, и русского орла, и Ђкн€з€-папуї (времен ѕетра ¬еликого), с его Ђвсепь€нейшим соборомї, и Ђ–одомонда-заби€куї, и Ђѕанталона-ѕустохвастаї, и ƒиогена с фонарем, ищущего „еловека, и Ђ ривосуд-ќдираловаї с Ђ¬з€тколюбом-ќбдираловымї и еще целый р€д других подобных персонажей, предававшихс€ публично Ђна смех и поруганиеї ƒостаточно сказать, что в этом маскарадном Ђшествииї участвовало 4 000 р€женых Ч под предводительством самого ¬олкова, разъезжавшего на белом коне, Ч чтобы судить о той необычайной Ђпомпеї, кака€ была €влена, в первопрестольной столице, во славу юной императрицы ≈катерины II.

Ћихорадка, охвативша€ ¬олкова от творческого рвени€, при устройстве данного зрелища, перешла, с окончанием его, в лихорадку от простуды, котора€ унесла этого легендарного артиста в могилу.

–€дом с ‘едором ¬олковым можно поставить лишь »вана ƒмитревского (1733 Ц 1782), который, будучи всего лишь на п€ть лет моложе ¬ойкова, пережил его на много лет.

≈сли ƒмитревскому трудно было конкурировать талантом со своим старшим товарищем, то красотою, в юности, ƒмитревский сто€л на {140} том же уровне, что и ¬олков, а в области легенд, сложившихс€ вокруг ƒмитревского (который сам, по-видимому, помогал их возникновению!), наш ветеран русской сцены, несомненно, превзошел незабвенного ¬олкова.

» правда! Ч уже Ђпервые страницы биографии »вана јфанасьевича ƒмитревского, Ч пишет Ѕ. ¬арнеке, Ч представл€ют богатую пищу дл€ вс€кого рода сомнений. ѕо преданию, фамили€ УƒмитревскийФ дана была сыну протоиере€ ƒь€конова, переменившему свою фамилию на Ќарыкова, при вступлении в семинарию, по желанию императрицы ≈лизаветы ѕетровны. Ѕудто бы во врем€ приготовлени€ Ќарыкова к исполнению роли ќснельды, императрица призвала его в свои покои, сама изволила нар€жать его и наколола ему на голову богатую диадему, которую просила оставить у себ€ на пам€ть. ѕрелестна€ наружность семинариста столько же восхищала императрицу, сколько грубое, странное им€ УЌарыковФ казалось ей непри€тным. Ќеобыкновенное сходство его с польским графом ƒмитревским поражало императрицу. УЌет, Ч говорила она, любу€сь юной ќснельдой, Ч ты не должен носить такого имени, будь ƒмитревским. ќн был графом в ѕольше, ты будешь царем на русской сценеФї.

≈сли даже и признать возможной у императрицы такую прозорливость будущих сценических успехов ƒмитревского, то все-таки возникает сомнение в справедливости этого предани€, ввиду того что неизвестен польский граф с фамилией ƒмитревского. 10 сент€бр€ 1752 г. ƒмитревский поступил в  адетский корпус и пробыл там четыре года; немало способствовало его окончательному развитию и усовершенствованию в искусстве и заграничное путешествие, в которое он отправилс€ в 1765 г. Ђдл€ лучшего театральной науке обучени€ї; в 1767 г. ему вторично пришлось ехать за границу, на {141} этот раз уже с официальным поручением Ч набрать актеров дл€ французской труппы в ѕетербург ќба эти путешестви€, давшие возможность ƒмитревскому лично изучить особенности игры таких знаменитых актеров, как Ћекен,  лэрон и √аррик, дали повод к рассказам, весьма лестным дл€ русского самолюби€, но едва ли основательным: у старинных историков русского театра очень упорно повтор€етс€ рассказ о том, что во врем€ своих заграничных путешествий ƒмитревский успел не только лично познакомитьс€ с корифе€ми западной сцены, но даже вступал в сост€зани€ с ними, выступа€ на подмостках заграничных театров, и при этом всегда выход€ победителем из этого ответственного сост€зани€. ≈сли даже и допустить возможность преимущества русского актера-самоучки над такими виртуозами сценической техники, как √аррик и  лэрон, то все-таки останетс€ более чем сомнительным предположение, будто ƒмитревский успел так овладеть иностранными €зыками, что мог с одинаковым успехом декламировать и французские, и английские стихи. ѕоэтому остаетс€ предположить, что все рассказы о заграничных успехах ƒмитревского €вл€ютс€ преувеличением того одобрени€, которое мог во вс€ком случае вызвать ƒмитревский у западных знаменитостей во врем€ частных свиданий с ними –ассказывают, например, будто однажды за обедом у √аррика речь зашла о сценическом притворстве: сам √аррик мог краснеть и бледнеть по желанию, а вслед за веселым смехом у него лились обильные слезы ¬друг ƒмитревский задрожал, залепетал невн€тные слова и, бледный, как саван, без чувств упал в кресло. ¬се кинулись ему помогать, но ƒмитревский вскочил, захохотал и вывел их из заблуждени€ Ётот вполне правдоподобный случай мог разрастись, под пером доброжелательных патриотов, в рассказ об одержанных ƒмитревским триумфах на публичных спектакл€х. ѕо возвращении из заграничной поездки ƒмитревский должен был дать публичный отчет в своих успехах. — этой целью, по словам одного современника, Ђдабы видеть разность в прежнем и насто€щем его вкусе и искусстве, в но€бре мес€це представлена была при дворе русска€ трагеди€ У—инав и “руворФ —умарокова, в которой г. ƒмитревский доказал, что путешествие его не бесполезно дл€ него было, ибо он играл неподражаемої.

¬от что рассказывал другой современник об особенност€х его игры:

Ђќн постигал во всей силе характер представл€емых им лиц и дополн€л игрою своею недостатки автора. Ќапример, в Уƒимитрии —амозванцеФ он €вл€лс€ глазам зрителей облокотившимс€ на трон и закрытым мантией: сим мрачным положением освещал он, так сказать, темные мысли первого монолога. ¬ У—инавеФ читал он длинный монолог, когда ему представл€етс€ тень брата, подвига€сь со {142} стулом своим назад, как будто преследуемый ею, и оканчивал, приподнима€сь на цыпочки. —ие простое движение производило удивительное действие на зрителей: все трепетали от ужаса. ћногие современники ƒмитревского полагают, что в драмах и комеди€х он был еще превосходнее, и с восхищением вспоминают, что в УјмфитрионеФ, переменив красный платок на белый, он так измен€лс€, что его не узнавали, и он все врем€ поддерживал свое превращениеї.

—опоставление этого современного отзыва с другими заставило думать, что ƒмитревский достигал успеха не силой своего подъема и внезапного вдохновени€, а умной и тонкой отделкой своих ролей, что и позвол€ло ему быть превосходным исполнителем комедий, особенно в рол€х резонеров, не требующих подъема и воодушевлени€. Ќе природный талант, а ум и техническое совершенство определ€ли успех ƒмитревского и высоко поднимали его над общим уровнем тогдашних актеров. Ёти же качества делали из него прекрасного руководител€ сцены и учител€ дл€ следующего поколени€ актеров. ѕоэтому в 1783 г. ƒмитревский был назначен Ђв надзиратели спектакл€м к –оссийскому театруї, а с марта следующего года он назначаетс€ Ђобучать наход€щихс€ при театральной школе учеников и учениц декламации и действованиюї.

„тоб дать представление читателю обо всех заслугах ƒмитревского, в истории русского театра ложноклассической поры, полезно привести здесь текст его прошени€, на им€ одного из членов театральной дирекции, где этот прославленный артист Ђльстит себе несомненною надеждойї, что его требование прибавки жаловань€ Ђне покажетс€ неумереннымї, потому что, Ч говорит ƒмитревский: Ђ1) € был учителем, и наставником, и инспектором российской труппы 38 лет; 2) € отдал на театр моих собственных трудов Ч {143} драм, опер и комедий, Ч числом больше 40, которые доныне еще играютс€ и доставл€ют дирекции зрелищ хорошие сборы; 3) во врем€ дирекции кн. ёсупова (1791 Ц 1799), кроме бенефиса собственно в пользу дирекции, представл€€, в трагеди€х и комеди€х, 62 раза, € слабым своим дарованием доставил театральной кассе немало прибыли; 4) € три раза подкрепл€л упадающий российский театр новыми людьми, которых ниоткуда не выписывал, но сам здесь сыскал, научил и перед публикой с успехом представил; 5) не было, да и нет ни одного актера или актрисы, который бы не пользовалс€ более или менее моим учением и наставлени€ми, что не по€вл€лась, во врем€ моего правлени€ на театре, никака€ пьеса, в которой бы € советом или поправкой не участвовал; 6) € за все сии труды, сверх должности моей понесенные (кроме особенных подарков ¬елики€ ≈катерины за Ёрмитажный театр), по некоторому фаталитету от дирекции никогда ничего, кроме благодарности, не получал, даже до того, что ни прежде, ни по увольнении моем от актерства и инспекторства не имел € ни одного бенефиса, когда некоторые из моих учеников Ч говор€ сие, божус€ Ч без вс€кой зависти Ч и больше жаловань€, и ежегодный бенефис получаютї.

»ван ƒмитревский оказалс€ единственным русским актером, который удостоилс€ в –оссии звани€ члена јкадемии наук. — его именем св€заны два крупных событи€ в истории русского театра: учреждение ƒраматической школы, в 1779 г., и открытие »мператорского (публичного) театра в ѕетербурге, в 1783 г. (там, где ныне помещаетс€ консерватори€).

ѕоследнее выступление ƒмитревского состо€лось в год нашестви€ Ќаполеона I на –оссию. ƒмитревский был уже др€хлым и больным стариком, оставившим сцену; но пьеса ¬исковатова Ђ¬сеобщее ополчениеї вызвала у этого актера, Ч как и у всех русских в 1812 г., такой патриотический подъем, какой заставил его снова подн€тьс€ на подмостки театра. јртист едва держалс€ на {144} ногах от слабости и еле слышно Ђподавалї свои реплики. » тем не менее одно уже по€вление этого ветерана русской сцены перед рампой вызвало нескончаемые восторженные овации тронутой до слез публики. „то его вызывали единогласно и от всей души, в этом нет ничего удивительного; но то, что публика, преисполненна€ почтением к этому актеру-академику вызывала не просто Ђƒмитревскогої, а Ђгосподина ƒмитревскогої, было ново и знаменательно дл€ его славы, ибо таким публичным оказанием уважени€ не был почтен ни один русский актер.

 огда при дворе ≈лизаветы ѕетровны возникла труппа русских актеров, во главе которых стали такие замечательные артисты, как ‘едор ¬олков и »ван ƒмитревский, Ч само собой оказалось желательным обеспечить положение членов этой первой русской труппы и дать, соответственно сему, основание штатам »мператорских театров. “аковое намерение обусловило издание 30 августа 1756 г. следующего знаменательного акта:

Ђѕовелели мы ныне учредить русский дл€ представлени€ трагедий и комедий театр, дл€ которого отдать √оловинский каменный дом, что на ¬асильевском острове близ  адетского дома. ј дл€ оного повелено {145} набрать актеров, обучающихс€ певчих и €рославцев в  адетском корпусе, которые к тому будут надобны, и в дополнение еще к ним актеров из других неслужащих людей, также актрис приличное число. Ќа содержание оного театра определить, по силе сего нашего указа, счита€ от сего времени, в год денежной суммы по 5 000 рублей, которую отпустить из Ўтатс-конторы, всегда в начале года, по подписании нашего указа. ƒирекци€ того русского театра поручаетс€ от нас бригадиру јлександру —умарокову, которому из той же суммы определ€етс€ сверх его бригадирского оклада рационных и денщицких денег в год по 1000 руб. и заслуженное им по бригадирскому чину, с пожаловани€ в оный чин, жалованье в дополнение к полковничьему окладу додать и впредь выдавать полное годовое бригадирское жалованье, а его, бригадира —умарокова, из армейского списка не выключать, а какое жалованье, как актерам и актрисам, так и прочим при театре производить, о том ему, бригадиру —умарокову, от ƒвора дан реестр. ќ чем нашему —енату учинить по сему нашему указу. 30 августа 1756 годаї.

ƒолгое врем€ основателем русского театра историки считали ‘едора ¬олкова, но, когда, с развитием театроведени€, Ч к исследовател€м путей русского театра стали предъ€вл€тьс€ требовани€ основыватьс€ не на молве, а на точных исторических фактах, оказалось, что, в данном случае, как и во многих других, мы имеем дело с легендой. Ќикаких оснований называть ¬олкова Ђоснователем русского театраї нет и в помине: ¬олков и приехавшие с ним в ѕетербург €рославцы €вл€ютс€ лишь первыми представител€ми той труппы »мператорского театра, котора€ с 1756 г. существует уже непрерывно; никого из них Ч ни ¬олкова, ни ƒмитревского Ч считать основоположниками русского театра не приходитс€.

¬ св€зи с той легендой, какой окружено учреждение русского театра, ¬. ¬севолодский-√ернгросс внес поправки, небезынтересные дл€ любителей исторической правды.

{146} Ђ”чрежденный русский театр вовсе не был придворным ни юридически, ни фактическиї, Ч утверждает названный историк русского театра. ѕравительственна€ дотаци€ давалась и другим Ђвольнымї театрам, как например, Ћокателлиевской комической опере. “еатр этот вовсе не обслуживал нужд двора ни топографически, ни идеологически. ¬ то врем€ как представление новых опер и балетов совпадало с различными Ђтабельнымиї дн€ми и аллегорически истолковывало те или иные событи€, русские спектакли давались дл€ широкого населени€ за деньги, не в центре города, а на ¬асильевском острове, и никак не были согласуемы с придворно-политическими событи€ми.

«аметим, что за врем€ с 1752 до 1757 г. двор смотрел русские спектакли только дважды: в день дебюта €рославцев и 9 феврал€ 1755 г. ƒа и затем, вплоть до своей смерти, ≈лизавета редко бывала в русском театре. „то же касаетс€ современников, то они истолковывали учреждение театра лишь как средство дл€ умножени€ драматических сочинений, Ђкои на –оссийском €зыке при самом начале справедливую хвалу от всех имелиї.

Ќе следует к тому же думать, что театр, учрежденный 30 августа 1756 г., тотчас же и сорганизовалс€. “олько в конце окт€бр€ —умароков затребовал из  орпуса певчих и €рославцев. “олько ¬еликим постом 1757 г. в Ђ—.‑ѕетербургских ведомост€хї было напечатано объ€вление, приглашавшее в состав труппы актрис да к ним надзирательницу. ¬ конце того же года в труппу приглашались и актеры. ѕервыми вполне достоверными актрисами русского театра были известные нам, по распределению ролей 1759 г., јграфена {147} ƒмитревска€ (жена »вана), ћари€ ¬олкова (жена √ригори€), ≈лизавета Ѕилау и јнна “ихонова.

Ђћы так подробно изложили историю возникновени€ сумароковского театра, Ч объ€сн€ет ¬. ¬севолодский-√ернгросс, Ч чтобы вы€снить всю сложность его происхождени€ и природы. ясно, что он возник на перекрестке двух несогласных течений, двух глубоко несхожих театральных стилей: театра придворного, трагического, заимствуемого у французов, и театра школьного, заимствованного у иезуитов и уже спустившегос€ в городскую ремесленную средуї.

¬ тот же самый год, когда в ѕетербурге было официально положено начало русского придворного театра, Ч в ѕервопрестольной начались точно такие же Ђправильныеї (а не случайные) спектакли русских артистов. ¬ 1756 г. питомцы ћосковской университетской гимназии, под руководством своего директора, поэта ’ераскова, давали представлени€ в стенах университета, и на них приглашались представители высшего московского общества, причем императрица повелела награждать шпагами тех актеров, которые окажутс€ наиболее достойными одобрени€. “руппа эта нуждалась в притоке свежих сил, чем и объ€сн€етс€ по€вление таких объ€влений, какое, например, было напечатано 27 июл€ 1757 г. в Ђћосковских ведомост€хї: Ђ∆енщинам и девицам, имеющим способность и желание представл€ть театральные действи€, также петь и обучать тому других, €витьс€ в канцел€рию ћосковского »мператорского университетаї.

{148}   концу ложноклассической эпохи русского театра на подмостках его выдвинулс€ Ч после ¬олкова и ƒмитревского Ч целый р€д других драматических артистов и артисток, как, например, ј. —. яковлев, я. ≈. Ўутерин, “. ћ. “роепольска€, супруги —андуновы, ≈. —. —еменова. ќднако дл€ Ђрусского сердцаї, стремившегос€ в конце XVIII века к национально-самобытному драматическому искусству, ближе всех названных артистов оказалс€ ѕ. ј. ѕлавильщиков (1760 Ц 1812) Ч такой же реформатор в области драматургии, как и в области лицедейства.

≈го театральна€ Ђкарьераї началась еще в бытность его студентом на любительской сцене ћосковского университета, а продолжалась, по-видимому, на подмостках театра ћедокса, откуда в 80‑х годах он перешел на петербургскую сцену, где сразу зан€л исключительное положение не только благодар€ таланту, но и отличному образованию ¬ысокий и широкоплечий, с наружностью выразительной и благородной, он поражал здесь уже одной своей атлетической красотой. ≈сли современники указывают, что его Ђнаибольший успех бывал в рол€х, где было больше рассуждений и доказательств, нежели действийї, то, по теперешней терминологии, это указывает на преимущественную склонность его к рол€м резонеров.

ѕо-видимому, и в самой жизни ѕлавильщиков был таким же убедительным и оба€тельным резонером, как и на сцене, что, возможно, и содействовало назначению этого Ђпредставительногої артиста инспектором российского театра в ѕетербурге, на смену знаменитому ƒмитревскому.

ќднако коренному москвичу трудно жить вдали от уютнейшей в мире столицы, и, придравшись к тому, что директор »мператорских театров отказал ѕлавильщикову в прибавке жаловань€, последний окончательно перебралс€ в ћоскву.

«десь ему, как лучшему и образованнейшему актеру, был поручен класс декламации в благородном пансионе при университете; им же были устроены и обучены целые крепостные труппы богатых московских театралов Ќ. ј. ƒурасова и кн. ћ. ѕ. ¬олконского, причем последн€€ была даже приобретена дирекцией »мператорских театров; на сценах этих частных театров ѕлавильщиков пробовал ставить такие пьесы, которые нигде еще не были играны, и затем, в случае успеха, переносил их на публичный театр. ѕри таких услови€х им были поставлены некоторые произведени€ Ўиллера,  оцебу, –ень€раЕ

¬от как описывает один зрител





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 492 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2212 - | 1895 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.077 с.