Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕочему одни успешнее, чем другие




 

Ќе только Ќаполеон, но каждый человек имеет достаточно оснований дл€ того, чтобы попытатьс€ изменить свою жизнь, будь тому причиной зависть, самолюбие, чувство ответственности перед семьей, желание обеспечить спокойное будущее или сексуальна€ неудовлетворенность. Ќо не все добиваютс€ желаемого. ƒа и Ќаполеона в конце концов скрутили в бараний рог. ѕочему?

ƒаже при наличии хорошей мотивации возможны неудачи. ѕосмотрите на муху, бьющуюс€ об стекло в попытке вырватьс€ на улицу. Ќужна больша€ удача, чтобы она нашла форточку. „аще всего ей приходитс€ умирать от голода пр€мо в оконной раме.

„его не хватает мухе и некоторым люд€м? ѕолного видени€ преп€тствий.

ѕолное видение важно!

ќднажды в ƒревней »ндии учитель с учеником зашли на рынок и увидели у выхода трех слепых, сид€щих на голой земле и собирающих милостыню. ”читель тут же воспользовалс€ ситуацией, чтобы преподать ученику очередной урок. ќн одолжил у знакомого торговца слона на полчасика, подвел его к слепым и сказал: Ђ”важаемые, € дам каждому из вас по серебр€ной драхме, если вы ощупаете этого слона, и расскажете мне, как он, по-вашему, выгл€дитї. ќдин слепой подн€лс€ и обхватил ногу слона, и стал ее изучать, другой потрогал руками бивень, третий подержалс€ за хвост. ѕосле чего первый говорит: Ђ—лон Ц это больша€ толста€ колоннаї, второй сказал: ЂЌет, слон Ц это огромный острый меч, грозное оружиеї, на что третий закричал: Ђ√лупцы, слон Ц это веревкаї. “ри слепца начали спорить и ругатьс€, и в конце концов, окончательно поссорились. Ђ“ы все пон€л?ї - спросил учитель, гл€д€ на ученика. Ђƒа, господин, € все пон€л, спасибо за урокї, - ответил ученик.

ѕерва€ причина неудач вполне пон€тна Ц это недостаток полного видени€. ћы тоже слепые по отношению ко многим вещам.

–ассмотрим органы чувств человека: зрение, слух, ос€зание, обон€ние и вкус. ясно, что существуют €влени€, которые лежат за пределами органов чувств. Ќапример, мы способны слышать звук в диапазоне от 20 до 20 000 колебаний в секунду. ¬се, что больше или меньше, нам недоступно. Ќо звуковые волны других диапазонов тоже существуют, и ничем не отличаютс€ от тех волн, что мы способны услышать. Ќо дл€ нас их нет. ј если бы мы их слышали, мы имели бы более полную информацию об окружающем мире и, соответственно, больше возможностей. Ќасколько древнему человеку легче было бы спасатьс€ от хищников или охотитьс€, обладай он слухом летучей мыши, котора€ улавливает ультразвуковые колебани€.

«рительна€ система человека тоже способна улавливать электромагнитные волны, располагающиес€ в интервале только от 380 до 680 миллимикрон. ¬олны других величин человеческим глазом не воспринимаютс€. Ќо они есть.

ј теперь представьте, если бы мы все это чувствовали. —тены дл€ нас были бы прозрачными, ночью мы бы все видели, умели бы читать чужие мысли.

—овременные приборы расширили наш мир. ≈сть термометры, барометры, осциллографы, счетчики √ейгера, приборы ночного видени€, детекторы лжи, телескопы, микроскопы, и благодар€ подобным приборам мы узнали о мире фантастические вещи.

Ќо непознанного еще очень много. ј люди считают, если чего-то нет в наших ощущени€х, значит, этого вообще нет.

 

*****

 

¬торым фактором, лишающим нас способности реализовывать желани€, €вл€ютс€ наши ограничивающие убеждени€.

ѕровели эксперимент. ” петухов обычно самый главный самец (альфа-самец) имеет самый большой гребень. ”ченые попытались определить, что ему помогает преуспеть. јльфа-самцу заклеили его большой гребень. —разу же другие самцы начали оспаривать его первенство и вступали с ним в схватку. » некоторые побеждали, про€вл€€ гораздо больше наглости и настойчивости, чем раньше.

 ак видите, силы остались прежними, зато изменились убеждени€. »зменилс€ и результат.

ќткуда убеждени€ берутс€?

¬се ограничивающие убеждени€ получены в результате личного опыта.

ѕеред крысами клали кусочек сыра, но как только они приближались к нему, получали удар током. ѕерва€ сери€ опытов включала дес€ть попыток, после которых удары током прекращались. 90 % крыс, участвующих в опыте, прекратили дальнейшие попытки, но 10 % были более настойчивыми и получили пищу на одиннадцатой попытке. ¬ другой серии опыта с другими крысами давали 20 ударов токов. “акой серии хватило, чтобы все 100 % крыс заставить отказатьс€ от стремлени€ к пище. ≈сли же в опыте участвовали крысы из предыдущих серий, прошедшие удары током, но дотерпевшие до успеха, то они даже после сотни ударов продолжали делать попытки. ѕосле этого вз€ли новых крыс и начали новый опыт, в котором перва€ сери€ включала только два удара током, после которых все крысы получали пищу, затем увеличивали до дес€ти, и так постепенно доводили до нескольких сотен. ¬ этом случае все 100 % крыс делали в дальнейшем несколько тыс€ч попыток. ќпыт имел целью показать, как формируетс€ наученна€ беспомощность и наученна€ высока€ успешность.

Ћегко провести параллель с про€влением требовательности к дет€м и с формированием их самооценки.

Ќельз€ про€вл€ть чрезмерную требовательность, не соответствующую навыкам и уверенности. »наче возникнет убеждение: Ђя этого не смогу сделать. я неудачникї. ¬ то же врем€ нельз€ совсем ограждать от испытаний, окружа€ излишней заботой. ≈сли ребенок устран€етс€ от испытаний, конкуренции и соперничества, всегда присутствующих в социальной жизни и профессиональной де€тельности, то он выходит в жизнь неподготовленным. ѕри первых неудачах он занимает позицию избегани€ социальной и сексуальной конкуренции и превращаетс€ в отстающего.   такому же плачевному результату приводит и чрезмерна€ требовательность, из-за которой неудачный опыт снижает самооценку настолько, что человек в дальнейшем боитс€ ставить перед собой трудные цели, избегает усилий и борьбы.

»деальное обучение Ц это сочетание побед и поражений.

 аждый человек накапливает с первых секунд жизни множество опытов, которые складываютс€ в личный набор убеждений, уникальный, как отпечатки пальцев. ¬ соответствии с этими убеждени€ми мы и живем.

¬ »ндии, где слонов издавна использовали в хоз€йстве и на войне, есть такой способ приручени€ этих сильных животных. —лоненка прив€зывают веревкой к колышку, достаточно прочному, чтобы он не смог его вырвать. ѕостепенно слоненок привыкает к тому, что ему не под силу вырватьс€ на свободу, и перестает делать такие попытки. —лоненок растет, а веревку и колышек не мен€ют. —о временем слон становитс€ достаточно сильным, чтобы разорвать веревку или выдернуть кол, но он уже не делает таких попыток, потому что запрограммирован многократным опытом на то, что преодолеть отведенный ему радиус он не в состо€нии.

¬ большую ванну запустили голодных щук, а затем маленьких карасиков в стекл€нных колбах с крошечными отверсти€ми. ўуки видели добычу и слышали запах, но все попытки съесть ее к успеху не приводили. „ерез некоторое врем€ щуки перестали обращать внимани€ на карасиков. ¬ следующей серии опытов карасиков запустили уже без колбочек, но на этот раз они были в полной безопасности, так как щуки не считали их за возможную добычу.

“акова сила ограничивающих убеждений. ѕожизненный поведенческий условный рефлекс можно выработать не только на слонах, щуках и собачках ѕавлова, но и на люд€х. ¬се наши ограничивающие убеждени€ основаны на программах, самые прочные из которых записаны, как правило, в детстве. ¬се неудачники родом из детства. ћы до сих пор дети в теле взрослых.

Ђ≈сли ты говоришь правду, - сказал он, - то, тер€€ жизнь, € ничего не тер€ю. я немного больше животного, которого ударами и впроголодь научили пл€сатьї (‘. Ќицше).

— крысами проводили и другой опыт. Ѕедные крысы. Ќе зр€ в одном научном городке белой крысе поставили пам€тник с подписью: Ђ— благодарностью существу, принесшему больше всех жертв на алтарь наукиї.

“ак вот, крыс бросали в воду, и наблюдали, сколько они продержатс€. ќни тонули через 3Ц5 минут. Ќо если крысу откачивали, то в следующем подробном опыте она держалась больше дес€ти минут. ќна знала, спасение возможно. Ќичто не придает столько реальных сил, как химерические убеждени€. я на себе это почувствовал, когда в детстве чуть не утонул, потому что Ђзналї, что Ђ€ не смогу переплыть прудї. Ќа середине пруда что-то внутри мен€ решило, что пора уходить на дно, и при этом € помню, что ни чуточки не устал. —пасибо старшему брату, спас мен€.

 

*****

 

≈ще один источник ограничивающих убеждений Ц словесные внушени€. Ќе надо даже личный опыт проходить, чтобы получить новое убеждение. ƒостаточно послушать телевизор, почитать газету и поговорить с бабками в очереди. ћы люди доверчивые. Ќо особенно прочные убеждени€ закладываютс€ словесными внушени€ми в детстве. „ем младше ребенок, тем меньше у него собственных мнений о мире, и тем легче он принимает в систему своих убеждений то, что говор€т ему о мире взрослые. Ќам передают свои убеждени€ предыдущие поколени€.

—ловесное внушение можно проделать в различных формах. ¬ большой аудитории студентам-медикам за€вили: Ђ—егодн€ мы изучим механизм де€тельности обон€тельного анализатора. ƒл€ этого проведем следующий опытї. — этими словами на вату было накапано несколько капель темной жидкости из флакона. ѕрисутствующих попросили подн€ть руки, как только они почувствуют дошедший до них непри€тный резкий запах. «апах стал Ђраспростран€тьс€ї и, суд€ по подн€тым рукам, постепенно дошел до последних р€дов. ¬ это врем€ кое-кому из сид€щих на первых р€дах стало плохо, их пришлось вывести из аудитории.  аково же было удивление, когда студентам за€вили: Ђ”важаемые коллеги! Ќикакого запаха не было! ¬ам внушили запах! ¬ам продемонстрировали действие внушенной обон€тельной галлюцинации!ї  ак видите, это внушение оказалось достаточно сильным, поскольку легко вписывалось в картину мира студентов данной аудитории. ¬нушение такого типа называетс€: Ђѕодсознание хочет оправдать ожидани€ї.

¬ советские времена один из минских детских садиков захватил террорист. „тобы не травмировать детей, воспитательницы старались их развлечь, а с улицы им передавали конфеты, фрукты и игрушки. —пать не укладывали, а разрешили играть. “еррорист оказалс€ пограничным шизофреником, поэтому не замечал, как детей уводили в туалет, и они почему-то не возвращались. ќн заметил это, когда осталось только два ребенка. ќказываетс€, через окно туалета детей переправл€ли на волю.

¬се закончилось благополучно, террориста арестовали, всех детей освободили. „тобы восстановить детей после стрессовой нагрузки, им дали неделю выходных.

ѕочти все родители пили антидепрессанты и успокоительные, кое-кто попал в больницу. «ато дети первые дни чувствовали себ€ великолепно. ¬ы подумайте, какое приключение. —пать не надо, объелись вкусност€ми, поиграли в самые лучшие игрушки, а самое интересное развлечение Ц это вылезать через окно. » потом еще неделю не надо в садик ходить. ¬от это жизнь!

» только когда им стали надоедать вопросами: Ђј не болит ли у теб€ что-нибудь?ї, Ђј не стал ли ты писатьс€ по ночам?ї, они стали оправдывать ожидани€ взрослых. ѕо€вились энурезы, нервные тики и боли в животиках.

Ќемаловажную роль во внушении играет и наличие коллектива. –оль коллектива во внушении неверо€тно велика. ≈сть выражение: ЂЌазови человека сто раз свиньей Ц он захрюкаетї. Ќо человек может захрюкать и после одного раза, при условии, что его единовременно назвали свиньей сто человек.

ќднажды служитель храма нес барашка, чтобы принести его в жертву. “ри голодных плута решили добыть этого барашка себе на ужин. ѕервый из них встречает служител€ на тропинке и спрашивает:

Ц  уда ты несешь эту собаку?

—лужка подумал, что это какой-то сумасшедший или шутник и ничего не ответил. „ерез некоторое врем€ ему встречаетс€ другой человек и тоже спрашивает:

Ц “ебе больше делать нечего, что ты носишь собак на плечах? ќтпусти бедное животное.

“ут служка заволновалс€. ќн остановилс€, внимательно огл€дел и ощупал свое животное. ”бедившись, что это барашек, он пошел дальше, хот€ его начали преследовать сомнени€. ”видев третьего прохожего, он стал наблюдать за его поведением, наде€сь, что тот вернет его первоначальную уверенность. ќднако прохожий сказал:

Ц — каких пор это люди нос€т собак на себе? Ќе сошел ли ты с ума?

Ђƒействительно, нужно быть сумасшедшим, чтобы в храме приносить в жертву собакуї, Ц подумал служитель храма и бросил барашка. (Ћавский. ѕритчи человечества).

„тобы быть пройдохой, надо быть психологом. ≈сли вы думаете, что вы не такие глупые, что вас так не обманешь, то вы ошибаетесь. √лупость здесь ни при чем, мы все результат взаимного внушени€. –азница только в том, что дл€ кого-то достаточно, чтобы три раза назвали барашка собакой, другим понадобитс€ тридцать раз.

¬ психологии не раз проводились опыты по внушенному мировоспри€тию и вли€нию коллектива на силу внушени€. “ак, человек, сид€щий за столом среди дес€ти Ђподсадных утокї, даже цвет предметов видел таким, каким его Ђвиделиї окружающие коллеги по эксперименту.

ћы все подвержены внушению в качестве членов социальной системы. Ётого невозможно избежать. —пособность к внушению (и само внушению) Ц важнейшее качество, необходимое нам дл€ того, чтобы сознанием создавать мир.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349395 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћаской почти всегда добьешьс€ больше, чем грубой силой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

757 - | 697 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.