Не только Наполеон, но каждый человек имеет достаточно оснований для того, чтобы попытаться изменить свою жизнь, будь тому причиной зависть, самолюбие, чувство ответственности перед семьей, желание обеспечить спокойное будущее или сексуальная неудовлетворенность. Но не все добиваются желаемого. Да и Наполеона в конце концов скрутили в бараний рог. Почему?
Даже при наличии хорошей мотивации возможны неудачи. Посмотрите на муху, бьющуюся об стекло в попытке вырваться на улицу. Нужна большая удача, чтобы она нашла форточку. Чаще всего ей приходится умирать от голода прямо в оконной раме.
Чего не хватает мухе и некоторым людям? Полного видения препятствий.
Полное видение важно!
Однажды в Древней Индии учитель с учеником зашли на рынок и увидели у выхода трех слепых, сидящих на голой земле и собирающих милостыню. Учитель тут же воспользовался ситуацией, чтобы преподать ученику очередной урок. Он одолжил у знакомого торговца слона на полчасика, подвел его к слепым и сказал: «Уважаемые, я дам каждому из вас по серебряной драхме, если вы ощупаете этого слона, и расскажете мне, как он, по-вашему, выглядит». Один слепой поднялся и обхватил ногу слона, и стал ее изучать, другой потрогал руками бивень, третий подержался за хвост. После чего первый говорит: «Слон – это большая толстая колонна», второй сказал: «Нет, слон – это огромный острый меч, грозное оружие», на что третий закричал: «Глупцы, слон – это веревка». Три слепца начали спорить и ругаться, и в конце концов, окончательно поссорились. «Ты все понял?» - спросил учитель, глядя на ученика. «Да, господин, я все понял, спасибо за урок», - ответил ученик.
Первая причина неудач вполне понятна – это недостаток полного видения. Мы тоже слепые по отношению ко многим вещам.
Рассмотрим органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Ясно, что существуют явления, которые лежат за пределами органов чувств. Например, мы способны слышать звук в диапазоне от 20 до 20 000 колебаний в секунду. Все, что больше или меньше, нам недоступно. Но звуковые волны других диапазонов тоже существуют, и ничем не отличаются от тех волн, что мы способны услышать. Но для нас их нет. А если бы мы их слышали, мы имели бы более полную информацию об окружающем мире и, соответственно, больше возможностей. Насколько древнему человеку легче было бы спасаться от хищников или охотиться, обладай он слухом летучей мыши, которая улавливает ультразвуковые колебания.
Зрительная система человека тоже способна улавливать электромагнитные волны, располагающиеся в интервале только от 380 до 680 миллимикрон. Волны других величин человеческим глазом не воспринимаются. Но они есть.
А теперь представьте, если бы мы все это чувствовали. Стены для нас были бы прозрачными, ночью мы бы все видели, умели бы читать чужие мысли.
Современные приборы расширили наш мир. Есть термометры, барометры, осциллографы, счетчики Гейгера, приборы ночного видения, детекторы лжи, телескопы, микроскопы, и благодаря подобным приборам мы узнали о мире фантастические вещи.
Но непознанного еще очень много. А люди считают, если чего-то нет в наших ощущениях, значит, этого вообще нет.
*****
Вторым фактором, лишающим нас способности реализовывать желания, являются наши ограничивающие убеждения.
Провели эксперимент. У петухов обычно самый главный самец (альфа-самец) имеет самый большой гребень. Ученые попытались определить, что ему помогает преуспеть. Альфа-самцу заклеили его большой гребень. Сразу же другие самцы начали оспаривать его первенство и вступали с ним в схватку. И некоторые побеждали, проявляя гораздо больше наглости и настойчивости, чем раньше.
Как видите, силы остались прежними, зато изменились убеждения. Изменился и результат.
Откуда убеждения берутся?
Все ограничивающие убеждения получены в результате личного опыта.
Перед крысами клали кусочек сыра, но как только они приближались к нему, получали удар током. Первая серия опытов включала десять попыток, после которых удары током прекращались. 90 % крыс, участвующих в опыте, прекратили дальнейшие попытки, но 10 % были более настойчивыми и получили пищу на одиннадцатой попытке. В другой серии опыта с другими крысами давали 20 ударов токов. Такой серии хватило, чтобы все 100 % крыс заставить отказаться от стремления к пище. Если же в опыте участвовали крысы из предыдущих серий, прошедшие удары током, но дотерпевшие до успеха, то они даже после сотни ударов продолжали делать попытки. После этого взяли новых крыс и начали новый опыт, в котором первая серия включала только два удара током, после которых все крысы получали пищу, затем увеличивали до десяти, и так постепенно доводили до нескольких сотен. В этом случае все 100 % крыс делали в дальнейшем несколько тысяч попыток. Опыт имел целью показать, как формируется наученная беспомощность и наученная высокая успешность.
Легко провести параллель с проявлением требовательности к детям и с формированием их самооценки.
Нельзя проявлять чрезмерную требовательность, не соответствующую навыкам и уверенности. Иначе возникнет убеждение: «Я этого не смогу сделать. Я неудачник». В то же время нельзя совсем ограждать от испытаний, окружая излишней заботой. Если ребенок устраняется от испытаний, конкуренции и соперничества, всегда присутствующих в социальной жизни и профессиональной деятельности, то он выходит в жизнь неподготовленным. При первых неудачах он занимает позицию избегания социальной и сексуальной конкуренции и превращается в отстающего. К такому же плачевному результату приводит и чрезмерная требовательность, из-за которой неудачный опыт снижает самооценку настолько, что человек в дальнейшем боится ставить перед собой трудные цели, избегает усилий и борьбы.
Идеальное обучение – это сочетание побед и поражений.
Каждый человек накапливает с первых секунд жизни множество опытов, которые складываются в личный набор убеждений, уникальный, как отпечатки пальцев. В соответствии с этими убеждениями мы и живем.
В Индии, где слонов издавна использовали в хозяйстве и на войне, есть такой способ приручения этих сильных животных. Слоненка привязывают веревкой к колышку, достаточно прочному, чтобы он не смог его вырвать. Постепенно слоненок привыкает к тому, что ему не под силу вырваться на свободу, и перестает делать такие попытки. Слоненок растет, а веревку и колышек не меняют. Со временем слон становится достаточно сильным, чтобы разорвать веревку или выдернуть кол, но он уже не делает таких попыток, потому что запрограммирован многократным опытом на то, что преодолеть отведенный ему радиус он не в состоянии.
В большую ванну запустили голодных щук, а затем маленьких карасиков в стеклянных колбах с крошечными отверстиями. Щуки видели добычу и слышали запах, но все попытки съесть ее к успеху не приводили. Через некоторое время щуки перестали обращать внимания на карасиков. В следующей серии опытов карасиков запустили уже без колбочек, но на этот раз они были в полной безопасности, так как щуки не считали их за возможную добычу.
Такова сила ограничивающих убеждений. Пожизненный поведенческий условный рефлекс можно выработать не только на слонах, щуках и собачках Павлова, но и на людях. Все наши ограничивающие убеждения основаны на программах, самые прочные из которых записаны, как правило, в детстве. Все неудачники родом из детства. Мы до сих пор дети в теле взрослых.
«Если ты говоришь правду, - сказал он, - то, теряя жизнь, я ничего не теряю. Я немного больше животного, которого ударами и впроголодь научили плясать» (Ф. Ницше).
С крысами проводили и другой опыт. Бедные крысы. Не зря в одном научном городке белой крысе поставили памятник с подписью: «С благодарностью существу, принесшему больше всех жертв на алтарь науки».
Так вот, крыс бросали в воду, и наблюдали, сколько они продержатся. Они тонули через 3–5 минут. Но если крысу откачивали, то в следующем подробном опыте она держалась больше десяти минут. Она знала, спасение возможно. Ничто не придает столько реальных сил, как химерические убеждения. Я на себе это почувствовал, когда в детстве чуть не утонул, потому что «знал», что «я не смогу переплыть пруд». На середине пруда что-то внутри меня решило, что пора уходить на дно, и при этом я помню, что ни чуточки не устал. Спасибо старшему брату, спас меня.
*****
Еще один источник ограничивающих убеждений – словесные внушения. Не надо даже личный опыт проходить, чтобы получить новое убеждение. Достаточно послушать телевизор, почитать газету и поговорить с бабками в очереди. Мы люди доверчивые. Но особенно прочные убеждения закладываются словесными внушениями в детстве. Чем младше ребенок, тем меньше у него собственных мнений о мире, и тем легче он принимает в систему своих убеждений то, что говорят ему о мире взрослые. Нам передают свои убеждения предыдущие поколения.
Словесное внушение можно проделать в различных формах. В большой аудитории студентам-медикам заявили: «Сегодня мы изучим механизм деятельности обонятельного анализатора. Для этого проведем следующий опыт». С этими словами на вату было накапано несколько капель темной жидкости из флакона. Присутствующих попросили поднять руки, как только они почувствуют дошедший до них неприятный резкий запах. Запах стал «распространяться» и, судя по поднятым рукам, постепенно дошел до последних рядов. В это время кое-кому из сидящих на первых рядах стало плохо, их пришлось вывести из аудитории. Каково же было удивление, когда студентам заявили: «Уважаемые коллеги! Никакого запаха не было! Вам внушили запах! Вам продемонстрировали действие внушенной обонятельной галлюцинации!» Как видите, это внушение оказалось достаточно сильным, поскольку легко вписывалось в картину мира студентов данной аудитории. Внушение такого типа называется: «Подсознание хочет оправдать ожидания».
В советские времена один из минских детских садиков захватил террорист. Чтобы не травмировать детей, воспитательницы старались их развлечь, а с улицы им передавали конфеты, фрукты и игрушки. Спать не укладывали, а разрешили играть. Террорист оказался пограничным шизофреником, поэтому не замечал, как детей уводили в туалет, и они почему-то не возвращались. Он заметил это, когда осталось только два ребенка. Оказывается, через окно туалета детей переправляли на волю.
Все закончилось благополучно, террориста арестовали, всех детей освободили. Чтобы восстановить детей после стрессовой нагрузки, им дали неделю выходных.
Почти все родители пили антидепрессанты и успокоительные, кое-кто попал в больницу. Зато дети первые дни чувствовали себя великолепно. Вы подумайте, какое приключение. Спать не надо, объелись вкусностями, поиграли в самые лучшие игрушки, а самое интересное развлечение – это вылезать через окно. И потом еще неделю не надо в садик ходить. Вот это жизнь!
И только когда им стали надоедать вопросами: «А не болит ли у тебя что-нибудь?», «А не стал ли ты писаться по ночам?», они стали оправдывать ожидания взрослых. Появились энурезы, нервные тики и боли в животиках.
Немаловажную роль во внушении играет и наличие коллектива. Роль коллектива во внушении невероятно велика. Есть выражение: «Назови человека сто раз свиньей – он захрюкает». Но человек может захрюкать и после одного раза, при условии, что его единовременно назвали свиньей сто человек.
Однажды служитель храма нес барашка, чтобы принести его в жертву. Три голодных плута решили добыть этого барашка себе на ужин. Первый из них встречает служителя на тропинке и спрашивает:
– Куда ты несешь эту собаку?
Служка подумал, что это какой-то сумасшедший или шутник и ничего не ответил. Через некоторое время ему встречается другой человек и тоже спрашивает:
– Тебе больше делать нечего, что ты носишь собак на плечах? Отпусти бедное животное.
Тут служка заволновался. Он остановился, внимательно оглядел и ощупал свое животное. Убедившись, что это барашек, он пошел дальше, хотя его начали преследовать сомнения. Увидев третьего прохожего, он стал наблюдать за его поведением, надеясь, что тот вернет его первоначальную уверенность. Однако прохожий сказал:
– С каких пор это люди носят собак на себе? Не сошел ли ты с ума?
«Действительно, нужно быть сумасшедшим, чтобы в храме приносить в жертву собаку», – подумал служитель храма и бросил барашка. (Лавский. Притчи человечества).
Чтобы быть пройдохой, надо быть психологом. Если вы думаете, что вы не такие глупые, что вас так не обманешь, то вы ошибаетесь. Глупость здесь ни при чем, мы все результат взаимного внушения. Разница только в том, что для кого-то достаточно, чтобы три раза назвали барашка собакой, другим понадобится тридцать раз.
В психологии не раз проводились опыты по внушенному мировосприятию и влиянию коллектива на силу внушения. Так, человек, сидящий за столом среди десяти «подсадных уток», даже цвет предметов видел таким, каким его «видели» окружающие коллеги по эксперименту.
Мы все подвержены внушению в качестве членов социальной системы. Этого невозможно избежать. Способность к внушению (и само внушению) – важнейшее качество, необходимое нам для того, чтобы сознанием создавать мир.