Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќ. Ќ. ≈вреинов »стори€ русского театра




ќт издательства

„то беретс€ за точку отсчета дл€ изложени€ истории русского театра? Ѕольшинство авторов, приступа€ к такой работе, ориентируютс€ на 1756 год. »менно в тот год 30 августа императрица ≈лизавета ѕетровна собственноручно подписала ”каз об учреждении в ѕетербурге государственного Ђ–усского дл€ представлени€ трагедий и комедий публичного театраї. ƒиректором был назначен стихотворец ј. ѕ. —умароков, которого прин€то считать и первым русским драматургом, а ведущим актером в труппе стал ‘. √. ¬олков, уже успевший к тому времени про€вить недюжинный сценический талант, выступа€ в ярославле, где сам организовал театр, собрав коллектив из увлеченной его предложением местной молодежи. ¬ св€зи с этим рождение русского театра иногда относ€т к 1750 году Ч году по€влени€ театра ¬олкова в ярославле, а также издани€ царского указа, узаконившего частные театры.

 онечно, историки и театроведы не обход€т вниманием факт существовани€ на –уси брод€чих актеров Ч скоморохов. ѕервое летописное упоминание о них относитс€ к 1068 году, а фрески —офийского собора в  иеве, на которых изображено представление скоморохов, вообще датируютс€ 1037 годом. ј еще был церковный театр, пытавшийс€ противосто€ть Ђбесовским играмї скоморохов; были школьные театры при  иевской, ћосковской и других духовных академи€х; был придворный театр в летней резиденции цар€ јлексе€ ћихайловича (подмосковное село ѕреображенское)Е Ќо все это считаетс€ как бы предысторией, а насто€ща€ истори€ русского театра начинаетс€ все-таки с ¬олкова и —умарокова.

»ной точки зрени€ придерживалс€ Ќиколай ≈вреинов (1879 Ц 1953) Ч русский драматург, режиссер, теоретик и {6} историк театра. ќн считал, что русский театр с елизаветинских времен Ђбыл долгие годы русским лишь по названию да разве еще потому, что находилс€ в –оссии и на сцене его говорили и пели по-русскиї. ѕо его мнению, Ђдо первой трети XIX века были лишь отдельные, да и то лишь частичные, попытки русифицировани€ нашего драматического искусстваї. » вообще: Ђ„то этот театр был нав€зан народу извне, как плод иноземной культуры, и, в своем дальнейшем развитии, оставалс€, на главнейших пут€х своих, театром УзаимствованнымФ с «апада и €вно подражающим его образцам, доказываетс€ чуть ли не всей историей театра в –оссииї. ј вот театральные обр€ды в €зыческой и полу€зыческой –уси Ч это подлинно русское. Ќ. Ќ. ≈вреинов усматривал начало русского театра Ђв обр€дово-драматических действи€х, достигших у русского народа огромной выразительности и оригинальной художественной формыї. »сследованию этой формы он и уделил первоочередное внимание в написанной в эмиграции и впервые вышедшей в ѕариже в 1947 году книге Ђ»стори€ русского театраї. јвтор принципиально раздел€ет пон€ти€ Ђистори€ русского театраї и Ђистори€ театра в –оссииї. ќ театре в –оссии он годом раньше написал отдельную книгу. «десь же предметом его рассмотрени€ €вл€етс€ именно то, в чем про€вл€ютс€ собственно национальные, самобытные черты этого вида искусства.

” нас в стране до сих пор не так уж много как специальной, так и попул€рной литературы, освещающей историю театра исход€ из такой методологической установки. Ќемного и литературы о помещичьем театре с крепостными актерами, который автор также относит к самобытным русским €влени€м; о попытках ѕетра I организовать массовый театр дл€ пропаганды своих общественных и политических идей. ѕоэтому выход в современной –оссии книги Ќ. Ќ. ≈вреинова в какой-то мере заполн€ет существующую лакуну. “еатр XIX века изучен куда лучше, так что простим автору торопливую скороговорку, с какой он пробегает этот период, чтобы поскорее войти в театральную жизнь начала XX столети€, в которой сам принимал активное участие. “ут историк уступает место мемуаристу со всеми присущими ему симпати€ми и антипати€ми. “ак, ¬ера  омиссаржевска€ дл€ него, вне вс€кого сомнени€, гениальнейша€ актриса, а ¬севолод ћейерхольд Ч высокоталантливый, но самонаде€нный и незадачливый реформатор. Ќе забывает ≈вреинов и собственной де€тельности в театре Ђ ривое зеркалої, предпочита€ говорить о себе отстраненно, в третьем лице, что, однако, не всегда свидетельствует о его беспристрастности.

„то ж, предлагаема€ книга и не претендует на то, чтобы подменить учебник. Ќо она, несомненно, поможет заинтересованным читател€м расширить свое представление о русском театре. јвтор сознательно сосредоточилс€ только на театре драматическом. »здательство дл€ полноты картины сочло возможным дополнить книгу также стать€ми о русской опере и русском балете.

Ќ. Ќ. ≈вреинов »стори€ русского театра

¬ведение

„тобы сделать нагл€дным дл€ человека неученого значение того или другого праздника, в древности, как это делаетс€ кое-где еще и теперь, устраивались большие процессии и в них, перед народом, разыгрывались те небесные событи€, какие праздновались в соответственный день, например, смерть и воскресение божества, победа над темной силой и др.

—амым большим праздником издревле считаетс€ наступление Ќового года. ¬ этот день в ƒревнем ¬авилоне совершалось праздничное шествие из Ѕорсиппы (предместь€ ¬авилона) в ¬авилон, чтобы символизировать начало владычества светлого бога ћардука, носившего св€щенный титул великого Ёа, чьей эмблемой был декабрьский зодиак  озерог. ¬ это праздничное шествие, указывает основоположник учени€ о панвавилонизме √уго фон ¬инклер, вводилось все, что имело отношение к мифу о годовом круговороте. ¬водилс€ и корабль, на котором бог (Ёа) переплывал (в декабре) ћировой океан. Ѕог подъезжал к каналу, затем его везли, поставив корабль на колеса, по большой улице празднеств (символизировавшей верхнюю часть «одиака) в св€тилище ¬авилона, в Ђнебесный мирї. Ёто и есть car naval, объ€сн€ет √. ¬инклер в своем исследовании Ђƒуховна€ культура ¬авилонаї, корабль-повозка, давша€ им€ сохранившемус€ доныне празднику (Ђ арнавалуї), коим заканчиваетс€ старый год и начинаетс€ новый.

Ќечто подобное, через 5000 лет, запечатлено историками в ƒревней –уси, а именно в —ибири, в ѕензенской губернии, в —имбирской, а также в городе “ихвине, еще {10} в XVII веке. ƒалекий от мысли об аналоги€х, установленных мною в книге Ђјзазел и ƒионисї (»зд. ЂAcademiaї, 1924), профессор јлексей ¬еселовский цитирует в своем труде Ђ—таринный театр в ≈вропеї следующие исторически заверенные данные: Ђ¬ “ихвине снар€жалась больша€ лодка, ставивша€с€ на несколько саней; в сани впр€гаетс€ множество лошадей, на которых едут верхом окрутники (называвшиес€ Ухалде€миФ); окрутники ж в разнообразных костюмах сто€т в этой лодке, нар€дно убранной и украшенной флагами; во врем€ процессии, сто€щие в лодке разыгрывают на ней, как на подвижном театре, различные сцены и поют комические песни или пл€шутї.

„ерез 5000 лет, а может быть, и больше, в каком-то “ихвине, у совершенно отличного от халдеев народа, повтор€лась ежегодно не только новогодн€€ процесси€ халдеев-вавилон€н, но процесси€ с тем же самым театральным феноменом: корабль на колесах Ч больша€ лодка на сан€х! Ч и при этом участники ее, русские кресть€не, ничего толком не знающие о халде€х, с их религиозным культом бога Ёа (обусловившим допотопный Ђкорабльї, Ч этот прообраз бутафорского Ђкорабл€ї, центрального в процессии из Ѕорсиппы в ¬авилон), называютс€ оп€ть-таки Ђхалде€миї (по бывшей их причастности к Ђѕещному действуї).

—прашиваетс€, можем ли мы говорить, в данном случае, о заимствовании или о вли€нии извне, оказанном на Ђобр€довый театрї €зыческой –уси?

Ќикоим образом. » это по той простой причине, что, когда существовал ¬авилон, не было еще ƒревней –уси, стало быть, некому было заимствовать; а когда образовалась ƒревн€€ –усь, то от царства ¬авилона оставались только тыс€челетние развалины, Ч значит, не у кого уже было заимствовать.

ƒа такое Ђзаимствованиеї и не представл€етс€ необходимым, если мы примем во внимание те данные этнологии, согласно коим одни и те же воззрени€, касающиес€ св€щенных предметов и отношений человека к космосу, встречаютс€ на всем земном шаре и у самых различных рас. ”же јдольф Ѕастиан (знаменитый этнограф) объ€снил, на рубеже XIX Ц XX веков, что человек всюду носит в себе одни и те же зародыши развити€ и что они, под вли€нием разных потребностей, всегда должны, при соответствующих услови€х, одинаково развиватьс€.

{11} ≈ще убедительнее говорит о том же ¬. ¬ундт в своей замечательной работе Ђћиф и религи€ї, утвержда€ тот факт, что свойства человеческого мышлени€ и чувства, равно как и аффекты, вли€ющие на работу воображени€, в существенных чертах одинаковы у людей под вс€кими широтами и во всех странах. Ќет поэтому никакой нужды в гипотезе Ђпереселени€ї, Ђзаимствовани€ї или Ђвли€ни€ї, чтобы объ€снить Ђсходство основных мифологических представлений, в то врем€ как, наоборот, имеющиес€ всегда, Ч согласно ¬. ¬ундту, Ч различи€ в образах фантазии указывают своей зависимостью от окружающей природной обстановки, расы и культуры, пр€мо на их туземное происхождениеї.

Ёто как нельз€ более подходит к указываемой мной аналогии между новогодним празднеством в ƒревнем ¬авилоне и св€точным празднеством на –уси (вплоть до XVII века). » там и здесь Ђкорабльї, движимый волоком (на колесах или на сан€х); и там и здесь разыгрывались (Ђкак на подвижном театреї, Ч сравнивает ј. ¬еселовский) соответственные Ќовому году сцены, выражавшие, само собою разумеетс€, радость от победы света над тьмою; и там и здесь действующие лица назывались Ђхалде€миї, под коими в древности подразумевались вавилон€не.

» вместе с тем почти все, в данной аналогии, различествует, в зависимости от окружавшей природной обстановки, народности действующих лиц и культуры таковой народности. Ќе Ђколесаї, а Ђсаниї, на коих водружалс€ Ђкорабльї (или Ђбольша€ лодкаї), имели место на –уси; не вавилонские боги (великий Ёа, Ќабу, сын ћардука-Ѕела, и его супруга) чествовались в св€точной процессии {12} на –уси, а отличные от них, по культу, Ђкозелї или Ђкозаї (божественные эмблемы плодороди€); не южно-восточные песнопени€ и медлительные литургические действа ¬авилона, а северные песни и резвые (от холода?) пл€ски и действа Ђразыгрывалисьї на новогоднем Ђкораблеї в –оссии; не потому действующие лица (Ђокрутникиї, то есть р€женые) назывались в “ихвине Ђхалде€миї, что они принадлежали к этому народу, а потому, что они носили эту кличку в качестве участников в церковном представлении Ђѕещного действаї.

 ак видим, в данной аналогии столько же сходственных черт, сколько и различных, каковые дают полное основание считать данный театральный обр€д, совершавшийс€ в €зыческой и полу€зыческой –уси, подлинно русским. ƒаже если с приверженцами Ђпан-вавилонскойї теории мы признаем, в данном обр€де, Ч равно как и в р€де других русских культовых театральных обр€дах, Ч факт Ђпереселени€ї их в –оссию, через √рецию (подвергшуюс€ в древности огромному вли€нию халдейской культуры), то и тогда мы будем все же вправе считать их подлинно русскими, ибо, в веках их развити€ на –уси, эти театральные обр€ды должны были сложитьс€, в конце концов, в совершенно самобытные культовые формы.   тому же не надо упускать из виду, что Ђобр€д, Ч как это хорошо показал тот же ј. ¬еселовский, Ч представл€ет собой изначальную форму религиозного сознани€ї, обусловливающую тем самым и оригинальность форм их выражени€.

Ёти соображени€ нуждались в точном закреплении по той простой причине, что предлагаема€ мною книга имеет центральным предметом своего содержани€ самобытные формы русского театра, каковые составл€ют прежде всего, на заре русской €зыческой культуры, обр€довые культовые действа и игры ƒревней –уси.

ѕри таком взгл€де на историю русского театра становитс€ бесспорным, что, если видеть начало его в обр€дово-драматических действи€х, достигших у русского народа огромной выразительности и оригинальной художественной формы, Ч надо таковое начало отнести к €зыческим временам незапам€тной древности, к чему и склон€етс€ автор насто€щей Ђ»сторииї.

»ное дело, Ч сто€ на обычной точке зрени€, видеть основание русского театра в устройстве, при царе јлексее ћихайловиче, Ђ омедийной ’ороминыї; тогда надо отнести начало русского театра к концу XVII века, а именно к 4 июн€ 1672 года, когда был отдан царский приказ Ђучинить комедиюї и представл€ть, на подмостках Ђ омедийной ’ороминыї, Ђ нигу ≈сфирьї, что и было исполнено 17 окт€бр€ 1672 года.

≈сли же начало русского театра видеть гораздо позднее Ч в реформированной уже по западным образцам –оссии, но тем не менее на пут€х собственных творческих поисков, Ч надо отнести начало русского театра (вопреки взгл€ду автора насто€щей Ђ»сторииї) к весьма недавнему прошлому, а именно к первой трети XIX века, когда дала знать о себе драматурги€ √огол€, а заодно с нею и самобытно-русское искусство актера ўепкина, чьим именем с таким же благоговением называетс€ в –оссии ћосковский ћалый театр, с каким во ‘ранции La Comédie Française Ч Ђƒомом ћольераї.

»меютс€ ли основани€ видеть столь запоздалое начало русского театра? —трого говор€, имеютс€, если иметь в виду, что до первой трети XIX века были лишь отдельные, да и то лишь частичные попытки русифицировани€ нашего драматического искусства; в общем же вс€ юность русского театра продолжала протекать под тем же воздействием иностранных гувернеров, каковое сказалось с самого начала насаждени€ в –оссии театра.

„то этот театр был нав€зан народу извне, как плод иноземной культуры, и в своем дальнейшем развитии оставалс€, на главнейших пут€х своих, театром, Ђзаимствованнымї у «апада и €вно подражающим его образцам, доказываетс€ чуть не всей историей театра в –оссии.

Ђћы воспитаны иноземцами, Ч писал Ѕестужев в Уѕол€рной звездеФ в 1825 г., Ч мы всосали с молоком безнародность и удивление {13} только к чужомуЕ ћы выросли на одной французской литературе, вовсе не сходной с нравом русского народа, ни с духом русского €зыкаЕ Ќас одолела страсть к подражанию; было врем€, что мы невпопад вздыхали по-стерновски, потом любезничали по-французски, теперь залетели в тридев€тую даль по-немецки.  огда же попадем мы в свою колею?ї

„тобы попасть в свою колею, русскому театру пришлось приноравливатьс€ более полутораста лет.

 ака€ странна€ судьба у народа, владевшего уже отлично развитыми формами своих календарных, аграрно-обр€довых действ, Ч тех действ, какие, без малейшей нат€жки, можно охватить термином Ђобр€дового театраї!

 ак грустно дл€ вс€кого русского театрала сознание, что его отечественный театр, в той форме, какую знает его истори€, есть учреждение не самобытное, не русского происхождени€ и не чисто русского уклада!

ћало кто на «ападе знает (а еще меньше Ч делает из этого поучительные выводы), что начало театральных представлений на –уси положено ученым немцем (магистром) »оганном √отфридом √регори Ч пастором лютеранской церкви, присланным в ћоскву саксонским курфюрстом.

»менно немец √регори, с помощью немцев же √еорга √юбнера (переводчика) и –ингубера (режиссера), устроили в –оссии первый, насто€щий, в общеприн€том европейском смысле, театр.

{14} ƒело √регори продолжал в –оссии, при ¬еликом ѕреобразователе, пруссак »оганн ’ристиан  унст, а после преждевременной смерти последнего Ч ќтто ‘юрст, дл€ характеристики труппы которого достаточно сказать, что она давала представлени€ преимущественно на немецком €зыке.

ѕри преемниках ѕетра I колесо истории русского театра не движетс€ вперед ни на йоту.

Ќаше сценическое просвещение за это врем€ попадает то в руки труппы ћанна из √ермании, то труппы commediТи dellТarte из »талии, то труппы г‑жи Ќейбер из Ћейпцига (с ее немецко-французским ложноклассическим репертуаром), то в руки труппы јккермана.

Ќаконец, наступает знаменательна€ дата официального основани€ –оссийского театра: 30 августа 1756 года издаетс€ давно жданный указ! ”чреждаютс€ штаты »мператорского театра и его директором назначаетс€ бригадир јлександр —умароков! —прашиваетс€, что же дал сей Ђпрославленныйї драматург, ко дню основани€ –оссийского театра, бедным россам, только что вышедшим из школы немки Ќейбер? Ђ–асинов € театр €вил, о –оссы, вам!ї Ч вот подлинные слова галломана ј. —умарокова. Ќе Ђ–оссийскийї он €вил театр россам, а, к сожалению, только Ђ–асиновї, чем окончательно закрепил пересадку на русскую почву западноевропейского Ђтеатра –асинаї, со всем его чуждым русскому духу ложноклассическим стилем.

Ќе лучше, чем с Ђрусскойї драматургией, обсто€ло, на первых порах, и с Ђрусскимї лицедейством. Ќаш Ђпервый русский актерї Ч таково почетное название ‘. √. ¬олкова, Ч Ђзаимству€ (по словам ј. ћалиновского) от италь€нских речитативовї, был вместе с тем восторженным поклонником немецкого актера јккермана, посетившего со своей труппой ѕетербург в середине XVIII века (от которого он и перен€л, по всей веро€тности, свой знаменитый прием изображени€ Ђбешеногої на сцене). Ќаша слава Ђрусскойї сцены, —еменова, была, по утверждению —. “. јксакова, лишь неловкой подражательницей m‑lle Georges. »скусство же ». ј. ƒмитревского Ч этого патриарха Ђрусскогої лицедейства Ч уже вовсе не лестно дл€ нашего национального самолюби€, так как это был, в полном смысле слова, Ђчеловек заграничныйї, подпавший в ѕариже под вли€ние Ћекена, а в Ћондоне Ч √аррика.

“акое же раболепство перед иноземными театральными образцами продолжалось и при ≈катерине ¬еликой, подававшей, несмотр€ на ее стремление к русификации репертуара петербургских и московских театров, властный пример заимствовани€ и сюжетов, и техники у немецких драматургов и у Ўекспира.

—ами здани€ посто€нных театров возникли в –оссии по инициативе иноземцев. “ак, инициатива первого общедоступного театра в ѕетербурге, открытого в 1783 году, принадлежит немцу  арлу  нипперу. ћосква, в обогащении своих стогнов посто€нным театральным зданием, об€зана в первую голову {16} директору »таль€нской оперы Ћокателли; когда же этот исторический театр (у  расного пруда) сгорел, то оп€ть-таки не русский, а еврей-англичанин ћедокс вз€л в свои руки, как самую постройку публичного театра в ѕервопрестольной (на ѕетровке), так и бразды правлени€ в оном. —ловом, иноземцы даже здесь сыграли важную и чреватую последстви€ми роль в истории русского театра, так как само здание театра (его архитектура, оборудование сцены, расположение зрительных мест и пр.) в известной мере предопредел€ет уже характер действа, коему данное здание призвано служить. ≈ще более сказанное относитс€ к самому антрепренеру. ћожно живо представить себе, какое вли€ние на русское сценическое искусство должен был иметь, например, тот же иностранец ћедокс, когда в руках его, кроме труппы немецкой и французской, оказались две русских труппы, театральна€ школа и три театра: Ѕольшой, ƒомашний в ¬оспитательном доме и ¬окзал.

 ак ни печально, но все эти данные заставл€ют признать, что в своей юности Ђрусский театрї был долгие годы русским лишь по названию да разве еще потому, что находилс€ в –оссии и что на сцене его говорили или пели по-русски.

Ќа самом же деле это был, в значительной степени, иностранный театр, де€тели коего даже кичились, что, мол, Ђу нас (в –оссии) не хуже, чем за границейї.

“ак как задача предлагаемой на этих страницах Ђ»стории русского театраї заключаетс€ в максимальном оправдании данного названи€, а не в описании иностранного театра, культивировавшегос€ в продолжении полутора столетий, на русской территории, Ч насто€ща€ Ђ»стори€ русского театраї (а не Ђ»стории театра в –оссииї) должна тем самым выгодно отличатьс€ от по€вившихс€ до сих пор книг под таковым же названием, удел€ющих равное место как заимствованному с «апада, т. е. иностранному, театру, так и подлинно самобытному русскому театру.

ќтличаетс€ еще насто€ща€ книга от других, написанных на ту же тему, в том отношении, что она стремитс€ проследить зачатки и развитие театра чисто русского, оставл€€, ввиду этого, в стороне национальные театры Ч украинский, белорусский, грузинский, арм€нский и других народов, составл€вших вкупе —оюз —оветских —оциалистических –еспублик.

— другой стороны, насто€ща€ Ђ»стори€ русского театраї посв€щена целиком драматическому искусству, противополагающемус€, в своей исключительности, Ђоперномуї, Ђбалетномуї и прочим зрелищным искусствам.

¬месте с тем отличие данной Ђ»сторииї от близких ей по содержанию (но зан€тых преимущественно драматической литературой), состоит еще в том, что самое пон€тие Ђтеатрї вз€то здесь в том его широком значении, какое подразумевает р€дом с искусством драматурга и искусство актера, режиссера-постановщика и декоратора.

ѕоследнее, на что автор этой книги просит обратить внимание благосклонного читател€, Ч это то, что среди русских книг по истории театра данна€ книга написана профессиональным де€телем театра, на 40‑летней практике изучившим его не только по печатным материалам, но также и по данным своего режиссерского и драматургического опыта, сопр€женного с работой в области истории и теории театрального мастерства, каковой работе автор посв€тил немало книг и журнальных статей.

Ќ. ≈вреинов





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1012 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2173 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.