Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III ћосковский балет в 1881 Ц 1925 гг.




—о вступлением на пост директора театров ». ј. ¬севоложского, началась обширна€ театральна€ реформа. Ѕыли увеличены штаты всех трупп, более чем вдвое повышено вознаграждение артистам, переформированы “еатральные училища и начались щедрые ассигновани€ на роскошные постановки.

¬севоложский обратил серьезное внимание на балет, уравновесил обе труппы путем взаимного обмена артистов, сам входил во все подробности художественной обстановки балетов и упразднил курьезную должность Ђкомпозитора балетной музыкиї, по которой прис€жные музыканты об€зывались, вне зависимости от вдохновени€, Ђпоставл€тьї музыку дл€ нескольких балетов в сезон. Ѕлагодар€ ¬севоложскому, в репертуаре балета по€вились такие шедевры, как Ђ—п€ща€ красавицаї, Ђўелкунчикї, Ђ–аймондаї и др.

Ўтат ћосковской балетной труппы был усилен некоторыми петербургскими артистами, увеличена выпускна€ способность “еатрального училища, а дл€ освежени€ репертуара и подн€ти€ интереса публики в 80‑х и 90‑х годах в ћоскву командировались петербургские балерины {462} и ангажировались заграничные. ¬севоложский, будучи сам незаур€дным художником, рисовал с большим вкусом и знанием эскизы костюмов дл€ балетов. ¬ конце 80‑х годов был выписан в ћоскву отличный балетмейстер и преподаватель танцев »осиф ћендес, который поставил целый р€д больших и роскошно монтированных балетов, как Ђ»нди€ї, Ђѕриключение ‘лика и ‘локаї, ЂЅрамаї, Ђƒаитаї и др., а также весьма удачно возобновил ЂЁсмеральдуї ѕерро. ». ћендес прослужил в ћоскве до 1898 г. ¬ числе учениц ћендеса были такие крупные силы ћосковского балета, как Ћ. ј. –ославлева, ≈. ¬. √ельцер, ј. ƒжури, ≈. ј. Ўарпантье, и две его дочери: јнжелика и ƒжульетта ћендес.

ѕоследнее дес€тилетие XIX века было дл€ ћосковского балета счастливой эпохой высоких художественных достижений в сфере из€щной и виртуозной классической школы. ¬ этот период времени выдвинулс€ и зан€л по заслугам блест€щее положение целый р€д молодых артистов и артисток, среди которых одно из видных мест занимала Ћ. ј. –ославлева, замечательна€ по совершенству техники и из€ществу танцовщица. “анцы ее, безупречные по рисунку, полные экспрессии и облагороженные выразительной мимикой, побудили ƒирекцию присудить молодой артистке на 5‑м году службы звание балерины, что было тогда редкостью. –ославлева исполн€ла главные роли во всех репертуарных балетах с неизменно крупным успехом, который сопровождал ее и в петербургских гастрол€х, и за границей. ѕреждевременна€ смерть вырвала эту ценную артистку из р€дов ћосковского балета, в расцвете ее славы, всего лишь на 13‑м году службы. ƒвум€ годами позже по€влени€ на сцене –ославлевой, вышла из школы ≈. ¬. √ельцер, ныне заслуженна€ артистка, раздел€вша€ с ней успехи, также законченна€, великолепна€ танцовщица, украшающа€ и поныне своим талантом московскую балетную сцену. {463} “анцевала в эти годы, впрочем, короткое врем€, еще солистка Ћ. ћ. Ќелидова, более известна€ как автор брошюры Ђѕисьма о балетеї, по€вившейс€ в свет в 1894 г.  нижка эта проникнута большой любовью к своему искусству; автор пророчествует гибель балета от нашестви€ италь€нок и призывает публику и правительство к поддержке истинной хореографии как крупнейшего элемента мировой культуры. »з числа артистов был тогда в расцвете даровани€ ¬. ‘. √ельцер (отец балерины), прекрасный исполнитель пантомимных и характерных ролей, прослуживший более 50 лет; Ќ. ‘. ћанохин Ч сильный классический танцовщик, поражавший своей техникой и элевацией; ». Ќ. ’люстин Ч также классик, поставивший в 1898 году большой балет Ђ«вездыї, и молодой артист ¬. ƒ. “ихомиров Ч первоклассный танцор и из€щный кавалер, служащий и поныне.

¬ конце XIX века ћосковска€ балетна€ труппа состо€ла из 128 танцовщиц и 86 танцовщиков, т. е. из 214 артистов, что давало возможность на огромной сцене Ѕольшого театра, при наличии хорошо дисциплинированного кордебалета, ставить грандиозные массовые сцены, оставл€ющие глубокое впечатление.

Ќачало нового столети€ ознаменовалось переменой курса. ”правл€вший ћосковской конторой и ставший скоро директором театров, ¬. ј. “ел€ковский, был поклонником импрессионизма, который с его легкой руки не замедлил распространитьс€ и на балет, Ч в первую очередь ћосковский. ”же постановка Ђ«вездї ’люстина была некоторой интродукцией к новаторству, а с по€влением в ћоскве балетмейстера ј. ј. √орского, балет пошел быстро по новому уклону. √орский, воспитанник ѕетербургского театрального училища, в молодости сильно увлекалс€ Ђтеорией записи {464} танцевї (по системе известного ¬. ». —тепанова), которую он пыталс€ усовершенствовать и даже применить на практике. Ќесмотр€ на введение Ђ“еорииї в число об€зательных предметов курса обоих училищ, она оказалась нежизнеспособной, и мечта исполн€ть балеты, как музыку Ч по партитуре, не осуществилась. Ѕалетмейстерска€ де€тельность √орского в ѕетербурге ограничилась одноактным балетом Ђ лориндаї, не имевшим успеха и не включенным в репертуар. ќднако в ћоскве √орский сошелс€ с кружком театральных новаторов и быстро развернулс€. –абота его в ћосковском балете всегда вызывала чрезвычайно разноречивые мнени€. Ѕыла группа людей, усматривавша€ в √орском талантливого реформатора, но была и группа, кричавша€ о гибели самого драгоценного в хореографии Ч классической школы. ƒействительно, вс€ка€ реформа в таком искусстве, как балет, должна относитьс€ с величайшей осторожностью к классике, как к громадному достижению и незыблемому фундаменту, ибо подлинный классический балет может Ђустаретьї и Ђнадоестьї только люд€м, сто€щим вообще далеко от искусства, или же люд€м, дл€ которых устарели и надоели ѕушкин и Ѕайрон.

¬ первый период своей де€тельности √орский брал старые балеты ѕетипа и —ен-Ћеона и Ђпереставл€лї их заново, замеща€ классику во многих местах этнографическим характером и стилизацией. ∆ела€ быть во что бы то {465} ни стало самосто€тельным, √орский иногда впадал в весьма грубые ошибки. ¬ оценке идеологической работы этого балетмейстера было бы несправедливо базироватьс€ на одних московских рецензи€х, часто тенденциозных и дружеских, Ч следует принимать к сведению и более беспристрастную критику ѕетербурга. Ќар€ду с интересными достижени€ми и удачными постановками, как Ђƒон  ихотї и отчасти Ђ онек-√орбунокї, у √орского были и значительно более слабые переделки, как Ђƒочь ‘араонаї, ЂЁсмеральдаї и особенно Ђ–аймондаї. ¬ отношении костюма, √орский €вилс€ отрицателем классического тюника, заменив его удлиненной гладкой и узкой юбкой, на манер греческой туники, в большинстве случаев теневого цвета. ¬ планировке балетов √орский весьма часто прибегал к нагромождению дивертисментных танцев под музыку самых различных по духу и эпохе композиторов. Ћишь в последние годы своей де€тельности ј. √орский перешел к сочинению более самосто€тельных балетов, как Ђ—аламбої, и р€да миниатюр, как ЂЋюбовь быстраї, Ђ арнавалї, ЂЎубертианаї, ЂЁвника и ѕетронийї, ЂЌарцисс и Ёхої, ЂEn blancї и др. Ѕалет Ђ—аламбої был роскошно монтирован, имел хороший успех и довольно долго держалс€ в репертуаре.   числу заслуг √орского можно причислить также более или менее удачную постановку балетов Ђ¬олшебное зеркалої и Ђјленький цветочекї Ч совершенно провалившихс€ в ѕетербурге, в первоначальной редакции.

–азница хореографической школы ћосквы и ѕетербурга особенно рельефно обозначилась в последнее двадцатилетие; однако приписывать особенность московской школы {466} одному √орскому Ч нельз€. ќсобенность эта выразилась в некотором уклоне классического танца в сторону акробатизма, иногда в ущерб его м€гкости и грации: стремительность пируэтов, Ђenvelopeї и Ђrenverseї, своеобразность Ђport de brasї и резкость поворотов головы Ч отличают, конечно, не всех, но многих танцовщиц московской школы. ќсобенности эти получили право гражданства в ћоскве Ч отчасти как рефлекс вкусов публики.

Ќа смену ј. √орскому €вилась цела€ группа молодых и талантливых балетмейстеров, как ћ. ћордкин, Ћ. ∆уков, Ќ. Ќовиков, ј. –€бцев, и р€д выдающихс€ артисток и танцовщиц, как ¬.  оралли, ј. Ѕалашова, ћ. –ейзен, ¬.  ригер и др. ¬о главе ћосковского балета по-прежнему стоит ≈. ¬. √ельцер, отдавша€ более 28 лет жизни службе любимому искусству, но еще полна€ сил и представл€юща€ собою редкое сочетание всех сценических качеств, дающих ей неоспоримое право считатьс€ первоклассной европейской балериной и €ркой по таланту артисткою.

ќписание современного состо€ни€ ћосковского балета не входит в задачу насто€щего очерка, имеющего целью, поскольку позвол€ет ограниченный размер статьи, Ч дать лишь общую схему зарождени€, развити€ и исторических судеб хореографического искусства в ћоскве, в главнейших моментах его жизни и быта.

ћогуча€ русска€ революци€ вдохнула во все виды искусства широкий простор мысли, дав свободу исканий новых форм, но вместе с тем мудро оберега€ великое завоевание прошлого Ч классический балет.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2438 - | 2018 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.