Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


I Ёпоха, предшествовавша€ открытию ћосковского Ѕольшого театра




ѕервые сценические танцы были исполнены в ћоскве в мае 1742 года, в спектакл€х, данных по случаю коронации ≈лизаветы ѕетровны, в Ђбольшом комедиальном залеї на яузе, против дворца. —пектакли были смешанные и состо€ли из специально сочиненных прологов, италь€нской оперы и аллегорических интермедий с танцами: Ђ–адость народа о €влении јстреи на российском горизонтеї и Ђ«олотое €блоко на пире богов и суд ѕарисовї. ќба эти балета-интермедии ставил придворный петербургский балетмейстер јнтонио –инальдо ‘узано, главные роли исполн€ла его жена, известна€ в ≈вропе танцовщица ƒжули€ ‘узано, а кордебалет в значительном числе был составлен из Ђрусских танцевальщиковї и учеников школы Ћанде Ч первой русской танцевальной школы, возникшей в 1738 г. ћ. ѕыл€ев сообщает, что балеты эти, по сказани€м современников, были превосходны и приводили в неимоверный восторг публику.

ќднако спектакли эти носили эпизодический характер, и, по окончании коронации в ћоскве, не было публичных театрально-балетных представлений вплоть до 1758 года, {440} когда из ѕетербурга €вилс€ антрепренер-италь€нец ƒжиованно Ћокателли, выписавший из-за границы труппу, в которой числились танцовщики, танцовщицы и балетмейстер √аспар —антини. јнтреприза Ћокателли просуществовала всего три года. Ѕалетна€ труппа у Ћокателли, довольно многочисленна€ по тому времени, состо€ла вс€ из италь€нских артистов, име€ во главе балетмейстеров —акко и Ѕаптиста Ћокателли, а в качестве танцовщиц Ч двух дочерей Ѕ. Ћокателли, –озу  оста, јндреану и др. ¬ 1759 Ц 1760‑х годах здесь ставились даже большие Ђаллегорические балетыї, занимавшие весь спектакль, как Ђјмур и ѕсихе€ї, Ђјполлон и ƒафнаї, Ђѕохищение ѕрозерпиныї и др.

ќсенью 1762 года, в св€зи с коронацией ≈катерины II, в ћоскве вновь по€вились петербургские труппы, давшие р€д разнообразных спектаклей. ¬о главе балета сто€л выписанный из ¬ены знаменитый балетмейстер ‘ридрих √ильфердинг, поставивший несколько балетов. ≈катерина II после коронации прожила довольно долго в ћоскве, вследствие чего и балетные спектакли петербургской труппы давались в большом количестве.

¬ последующие годы содержание в ћоскве оперного частного театра перешло к италь€нцам Ѕельмонти и „ути, получившим привилегию на 5 лет. ќни приспособили под театр дом графа ¬оронцова на «наменке и давали самый разнообразный репертуар и публичные маскарады. Ѕалет, однако, культивировалс€ лишь в виде небольших дивертисментов и танцев в операх.

— окончанием привилегии Ѕельмонти и „ути, содержание театра перешло к ”русову, а впоследствии, единолично, к его компаньону, англичанину ћ. ≈. ћедоксу, де€тельность которого в ћоскве имеет крупное историческое значение. ћедокс был предприимчивым антрепренером, и, когда сгорел театр в доме {441} ¬оронцова, ћедокс в п€ть мес€цев отстроил большой каменный, роскошный дл€ того времени, Ђѕетровский театрї.

«десь, на прот€жении всей 15‑летней привилегии ћедокса, давались в числе других и балетные представлени€ Ч преимущественно небольшие мифологические и комические балеты. ѕервоначально балетна€ труппа ћедокса была очень невелика и состо€ла всего из 4‑х танцовщиц и 3‑х танцоров с балетмейстером, а оркестр состо€л из 13‑ти музыкантов. ¬ 1782 г. ћедокс выписал из »талии балетмейстера ‘. ћорелли, а двум€ годами позже Ч из Ѕерлина √. —оломони, €вившегос€ в ћоскву с двум€ дочерьми, из которых старша€ была композиторшей, сочинившей позже музыку к четырем балетам, а младша€ Ч танцовщицей-солисткой. ћассовые сцены и танцы исполн€лись в театре ћедокса, веро€тно, теми учениками и ученицами Ўколы Ђв 30 мальчиков и девочекї, о которой ћедокс упоминал, как об одной из своих заслуг, в прошении на им€ √лавноначальствующего ћосквы, ѕрозоровского. ѕрозоровский на прошении ћедокса о продлении привилегии положил весьма суровую резолюцию, критикующую все предпри€тие ћедокса, и между прочим написал: Ђѕоверить нельз€, что у вас капельмейстер глухой и балетмейстер хромойїЕ

Ёто относилось к ‘. ћорелли, и если даже было правдой, то все же следует заметить, что хромота ћорелли не помешала ему быть чрезвычайно плодовитым и разнообразным хореографом. ћорелли за 11 лет сочинил и поставил 52 балета, на самые различные темы и характеры, о которых можно судить хот€ бы по названи€м балетов: Ђќбманутый јрлекинї, Ђ¬енера, помогающа€ дружествуї, Ђ¬з€тие ќчаковаї, Ђ“оржество при€тностей нежного полаї, Ђўедра€ турецка€ невестаї и Ђѕохождение теленкаї и пр. —уд€ по репертуару театра ћедокса, хореографи€ того времени отвечала всем вкусам, до злободневности включительно, причем многие балеты имели солидный успех, ибо выдерживали до сотни представлений. ≈сть историческое указание, что в конце 80‑х годов XVIII столети€, ћедокс, в силу судебного решени€ своей т€жбы с ћосковским ¬оспитательным домом, прин€л в состав своей труппы 50 питомиц и питомцев Ч Ђдл€ балетовї, с об€зательством содержать на своем иждивении и учителей танцев дл€ них. ѕитомцы эти были привезены из театра ѕетербургского ¬оспитательного дома в ћоскву. ѕринимали ли они фактически участие в балетных спектакл€х ѕетровского театра Ч неизвестно, ибо ни в архивных документах, ни в исторических трудах точных указаний по этому вопросу нет.

“еатр ћедокса оказал немалое вли€ние на возникновение в ћоскве и ее окрестност€х р€да помещичьих крепостных театров с собственными Ђбалетными труппамиї, иногда весьма многочисленными и пор€дочно обученными. Ћучший крепостной балет был в усадьбе Ђ ускової ѕ. Ѕ. Ўереметева, который, благодар€ колоссальному состо€нию, не стесн€лс€ в расходах и довел свой театр до {442} возможности конкуренции со столичными казенными. »звестно, что в августе 1790 года он добилс€ постановки в своем театре нового балета ».  анциани Ђ»несса де  астрої Ч ранее, чем он был исполнен в ѕетербургском Ёрмитажном театре, причем обучал труппу Ўереметева и ставил балет сам  анциани. ѕозднее в Ўереметеве ком театре, в качестве учителей и балетмейстеров работали такие выдающиес€ силы ћосковского казенного балета, как ј. ѕ. √лушковский, Ћобанов и ». јблец, а крепостные труппы помещицы √оловкиной и ј. ≈. —толыпина образовали основной кадр балета и оркестра при организации в ћоскве казенных театров.

ѕосле окончательного краха ћедокса, ѕетровский театр в первые годы XIX столети€ поступил в полное распор€жение ћосковского ¬оспитательного дома, от имени которого вел театральное дело √. —.  арнович.

¬ эти годы широко развернулась де€тельность балетмейстера —оломони. Ёто был первый в ћоскве пропагандист идей Ќоверра и √ероического балета; он поставил в период 1800 Ц 1805 гг. р€д балетов по программам Ќоверра: Ђћеде€ и язонї, Ђ“уалет ¬енерыї, Ђ√орации и  уриацииї, Ђ—мерть јгамемнонаї и др. ¬се его хореографические композиции за этот период исчисл€ютс€ 28‑ю балетами, однако судить об их художественных достоинствах не представл€етс€ возможным, ибо никакой критической литературы о балете в эту эпоху Ч не существовало.

¬ 1804 году был учрежден особый комитет по ћосковским театральным делам; 22 окт€бр€ 1805 года сгорел ѕетровский театр, а 29 декабр€ того же года последовало распор€жение јлександра I, по ходатайству ј. Ћ. Ќарышкина, об учреждении в ћоскве Ђ»мператорского театраї. ‘актически ћосковский театр стал казенным с 1 августа 1806 года, и первым директором его был назначен ћ. ѕ. ¬олконский, а после его ухода Ч два лица: заведующий репертуарной частью √. ѕриклонский и хоз€йственной Ч Ќ. »льин.

ѕервоначальный состав казенной балетной труппы, как было указано выше, образовалс€ из крепостной труппы √оловкиной и нескольких артистов сгоревшего ѕетровского театра. Ќа должности балетмейстеров, вместо покинувшего –оссию —оломони, были выписаны танцовщики ѕарижской оперы Ћефевр и Ћ€мираль; жена последнего была ангажирована на амплуа балерины. ќдноактные комические балеты ставил также в эти годы танцовщик ћунаретти.

ѕервые казенные спектакли открылись в приспособленном под театр манеже ѕашкова, на ћоховой, где и продолжались в течение двух лет, до постройки и открыти€ ЂЌовогої, јрбатского театра, помещавшегос€ в конце ѕречистенского бульвара. —осто€ние ћосковского балета и театра в доме ѕашкова довольно €рко иллюстрирует ». ». ¬альберг, петербургский танцовщик и балетмейстер, командированный в ћоскву в декабре 1807 года. ¬ своих письмах к жене он пишет: Ђ¬ “вери € повстречал –осси, который мен€ очень опечалил, сказав, что новый театр прежде ѕасхи готов не будет. „то € буду делать в конюшне? —тыдно подумать, дать что-нибудь значащее, а безделку стоит ли давать, когда ћосква ждала мен€ и желает видеть. Ќа старом театре делать нечего: нет ни платьев, ни декораций. ј сколько здесь др€згов меж‑под Ч директорами, актерами, фигурантами, портными и прочей театральной сволочью! «ачал € дл€ формы УћедеюФ, чтоб не говорили, что ничего не делаюЕ ‘игурантов набрал € 12 пар, Ч кое-как плетутс€. Ќо театр дь€вольски темен; пол будут переделывать, потому что по этому ходить страшно, не то что танцеватьЕї

“ем не менее ¬альберг, вместе с ≈. ».  олосовой, дебютировал в €нваре 1808 г. с большим успехом в балете Ђћеде€ и язонї и поставил в ћоскве еще два балета: Ђ√раф  астеллиї и ЂЌовый ¬ертерї.

ќдновременно с организацией в ћоскве казенных театров было учреждено и “еатральное училище, по образцу существующего в ѕетербурге, но в меньшем масштабе и на первое врем€ при весьма ограниченном отпуске средств. ”чилище имело преимущественною {443} целью подготовку танцовщиц и танцовщиков, в цел€х постепенной замены крепостных артистов Ч хореографически образованными профессионалами.

ƒл€ открыти€ вновь построенного јрбатского театра, балетмейстером Ћ€миралем был поставлен мифологический балет Ч феери€ Ђќлимпї, роскошно монтированный и имевший довольно продолжительный успех. ¬есной того же 1808 года Ћ€миралем был поставлен, впервые в –оссии, бессмертный балет ƒобервал€ Ђ“щетна€ предосторожностьї, продержавшийс€ в репертуаре в различных репродукци€х до наших дней.

¬ 1809 году ћоскву посетил знаменитый Ћуи ƒюпор, приведший москвичей своими танцами в неописуемый восторг и увековеченный на страницах Ђ¬ойны и мираї Ћьвом “олстым. ƒюпор был танцовщиком в стиле ќгюста ¬естриса, стиле нарождающейс€ виртуозной классики Ч еще невиданного в ћоскве и казавшегос€ чем-то непостижимым и сверхъестественным. ƒюпор поставил в ћоскве несколько своих балетов и имел большое вли€ние на техническое усовершенствование московской хореографической школы того времени.

јрбатский театр просуществовал до дн€ вступлени€ в ћоскву французов и был одной из первых жертв ћосковского пожара. ѕосле ќтечественной войны московский театр возрождалс€ медленно, а балетные спектакли {444} начались лишь в 1814 году. Ёто был год начала чрезвычайно интересной в историческом аспекте работы одного из крупнейших де€телей ћосковского балета Ч јдама √лушковского.

¬оспитанник ѕетербургской школы, ученик знаменитого ƒидло, Ч √лушковский в 1812 году был выпущен в ћосковскую балетную труппу, где прослужил почти 30 лет, в течение которых был душой балета, его вдохновителем и реформатором. Ёпоха ћосковского балета Ч от конца французского нашестви€ до середины 30‑х годов Ч может быть названа Ђэпохой √лушковскогої. ћ. ѕыл€ев называет этот период Ђэпохой слезливых балетовї. ƒействительно, √лушковский, покор€€сь требовани€м времени, инсценировал дл€ балета душераздирающие, сентиментальные романы, придава€ им дл€ возбуждени€ интереса публики модные тогда Ђтрехаршинные названи€ї. “ак, в 1816 году им поставлен был, дл€ собственного бенефиса, балет под названием Ђ—мерть –ожера, ужаснейшего атамана разбойников богемских лесов, или ќправданна€ невинность несчастного сына его ¬иктораї, а в 1821 году балет Ђѕагубные следстви€ пылких страстей ƒон ∆уана, или ѕривидение убитого им  омандораї. Ќо в большинстве своих хореографических постановок √лушковский, не мудрству€ лукаво, {445} копировал Ђс наивозможной точностьюї петербургские балеты ƒидло, дл€ чего и был неоднократно командирован в северную столицу. √лушковский, очевидно, обладал феноменальной пам€тью, ибо, по отзывам современников, Ђвоспроизводил в ћоскве лучшие балеты ƒидло в полном совершенствеї, и в этом, конечно, немала€ заслуга √лушковского, ибо ћосква в то врем€ всегда была обделенной насто€щими, первоклассными балетмейстерами. √лушковский в течение своей службы поставил 44 балета, частью своих, частью по программам ƒидло. »сполнительницей главных ролей и первой балериной была его жена, чрезвычайно попул€рна€ тогда, “ать€на »вановна √лушковска€, Ђгорда€ красавица с величавой поступьюї, которой посв€щал свои страстные мадригалы герой ќтечественной войны, партизан ƒенис ƒавыдов. Ѕольшим успехом у москвичей в это врем€ пользовались также многочисленные Ђдивертисменты с танцамиї, которые, помимо √лушковского, ставили также танцовщики ѕешков и Ћобанов. ѕо восстановлении ћосквы, балетные спектакли шли главным образом в театре јпраксина, на «наменке, вплоть до выделени€ московских театров в самосто€тельное управление и постройки ћосковского Ѕольшого театра.

II
Ѕалет в ћосковском Ѕольшом театре
(1825 Ц 1880)

5 €нвар€ 1823 года ћосковский казенный театр был отделен в самосто€тельное управление и подчинен высшему надзору местного военного генерал-губернатора ƒ. ¬. √олицына, который, совместно с директором театра ‘. ‘.  окошкиным, энергично прин€лс€ за обширную реформу, долженствовавшую подн€ть московский театр до высоты, достойной древней столицы. ¬ течение двух лет было возведено на месте сгоревшего ѕетровского театра, Ч громадное новое здание ћосковского Ѕольшого театра, в котором в течение столети€ строилась, росла и развивалась слава московского балета.

  моменту открыти€ Ѕольшого театра, балетна€ труппа состо€ла из 52‑х артисток и артистов, в числе которых почти не было уже бывших крепостных танцоров, что €вилось результатом одной из крупнейших реформ ƒ. √олицына. ¬ 1824 году он возбудил перед  омитетом министров ходатайство, в котором писал, Ђчто вообще, при теперешнем образе управлени€ театрального, неприлично дирекции иметь людей на крепостном праве, в каких бы то ни было должност€х, и что таковые могут оставатьс€ при театрах не иначе, как по добровольному согласию и взаимному договору с дирекциейї.

 омитет министров, благодар€ поддержке ћилорадовича, положил благожелательную резолюцию по этому вопросу, и, таким образом, 21 окт€бр€ 1824 года состо€лось Ђосвобождение русских артистов от крепостной зависимостиї.

{447} ¬ составе ћосковской балетной труппы к 1825 году в числе бывших крепостных были сестры ‘. и ј. ћихайловы, —итникова и »рина ’арламова, купленные ‘. ‘.  окошкиным у помещика –жевского, значительное же большинство труппы состо€ло из бывших питомцев ћосковского “еатрального училища. ∆ела€ особенно торжественно обставить открытие Ѕольшого театра,  окошкин ангажировал из ѕарижа танцовщика »осифа –ишарда, который в 1832 году получал громадный оклад в 20 000 руб., и танцовщицу ‘елисату √юллень-—ор с окладом в 11 000 р. —овременник об этих артистах отзываетс€ так: Ђ–ишард, красивый мужчина, прекрасно сложенный, так легко и необыкновенно танцевал, что приводил публику в восторг. ѕолдень тоже показала много нового в танцах, но была нехороша собой: высока€, рыжевата€ и с большим носом. «ато она впоследствии сделалась отличной балетмейстершей. Ѕалеты, ею сочиненные и поставленные, отличались умом, из€ществом сюжета, великолепием, грацией и всеми новыми приемами хореографического творчестваї. » действительно, ‘. √юллень-—ор с самого приезда в ћоскву начала ставить балеты, и как √лушковский копировал произведени€ ƒидло, так и √юллень-—ор, в большей части своих балетов, копировала парижские постановки √ардел€, ƒобервал€, ќмера, ћилона и ‘илиппа “алиони. “от же современник рассказывает, будто бы Ќиколай I, присутствовавший в 1834 году на первом представлении балета √юллень-—ор Ђ–озальбаї благодарил директора и сказал, Ђчто ћосква балетом перещегол€ла ѕетербургїЕ √юллень-—ор прослужила до 1839 года и поставила 20 балетов и танцы в операх Ђ‘енеллаї и Ђ¬любленна€ ба€деркаї. ѕоследние годы своей службы √юллень-—ор была также преподавательницей танцев в “еатральном училище, и среди ее учениц была знаменита€ впоследствии ≈. ј. —анковска€, сыгравша€ видную роль в истории ћосковского балета.

Ѕольшой театр открылс€ 6 €нвар€ 1825 года прологом Ђ“оржество музї и трехактным балетом Ђ—андрилионаї, поставленным ‘. √юллень-—ор по программе јльберта с музыкой —ора (мужа балерины). ‘. √юллень исполн€ла и заглавную роль балета. ќстальные роли были распределены между –ишардом, его женой, Ћопухиной, ¬орониной, »вановой, Ћобановой, «аборовской, ∆ивокини и √. я. »вановым. ЂЌовые декорации, представл€ющие готическую комнату с камином, из которого выезжает колесница, галерею и садї, Ч писал Ѕраун, а костюмы были выполнены по рисункам Ћокуэса.

Ёпоха ‘. √юллень-—ор в ћосковском балете была эпохой перехода к романтическому балету, однако мода на длинные названи€ держалась долго. ¬ 1833 году √юллень-—ор поставила балет Ђ–инальдо-–инальдини, ужас »талии, или “оржество супружеской любви и милосерди€ї, а в 1838 году Ч Ђ¬альтер жестокий, или ƒочь ћаргентгеймского тюремщикаї. ¬ 1836 году окончила “еатральное училище ≈. ј. —анковска€, и √юллень-—ор {448} повезла ее в ѕариж, где они увидели ћарию “альони в Ђ—ильфидеї и решили поставить этот замечательный балет в ћоскве. ѕервое представление Ђ—ильфидыї в ћоскве состо€лось 6 сент€бр€ 1837 г., в тот самый день, когда в ѕетербурге дебютировала в этом же балете ћ. “альони.

”спех Ђ—ильфидыї в ћоскве благодар€ —анковской был так велик, что балет этот не сходил с посто€нного репертуара до самого пожара Ѕольшого театра в 1853 году.

 арьера —анковской в ћоскве была исключительна. Ёта одна из немногих танцовщиц, котора€ была отмечена в мемуарной литературе восторженными отзывами. Ќ. ƒмитриев в своих Ђ—туденческих воспоминани€хї пишет: Ђ–оли —анковской отличались именно тем, что большею частью недостает у балетных артисток: идеею, характером. ¬ свои легкие, воздушные создани€ она вносила живую игру страстей. ≈е ”ндины, —ильфиды, ѕери то сливались со стихийным миром, из которого брали свою дивную бесплотность, то сходились с участью человека, с его радост€ми, счастьем, мечтами, а танцы были проникнуты тою прелестью и простотой, котора€ неуловима дл€ описани€: в них было то, что есть в лирических творени€х ѕушкина или ландшафтах –юиздал€, Ч €сна€, свободна€ как воздух, поэзи€ї. ћосква никогда не видала “альони, и —анковской выпала т€жела€ и ответственна€ роль: заменить Ђмировую —ильфидуї. Ѕлагодар€ —анковской, весь репертуар “альони был весьма тщательно исполнен в ћосковском Ѕольшом театре.

ƒл€ постановки балетов ‘илиппа “альони в ћоскву в 1838 году был командирован танцовщик “еодор √ерино, который и поставил дл€ —анковской Ђƒеву ƒуна€ї, Ђ¬осстание в —ералиї, Ђћорской разбойникї и пр. –омантико-фантастические балеты пользовались в ћоскве колоссальным успехом и чрезвычайно долго держались. √ерино прослужил в ћоскве 5 лет и поставил за это врем€ 9 балетов по программам “альони и “итюса.

¬ 40‑х годах, в качестве дублерши —анковской в балетах “альони выступала танцовщица јлександра ¬оронина-»ванова, о которой ј. Ќ. ¬ерстовский упоминает в своих письмах к директору театров √едеонову: Ђ” ¬орониной готов балет У¬осстание в —ералиФ, что весьма кстати, потому что —анковска€ начинает уже в самом деле хромать и сделалась чиста€ дева ƒуна€ Ч какого то болотного цвета лицої.

¬ одном из последующих писем ¬ерстовский, однако, не особенно лестно аттестует ¬оронину: ЂУ¬осстание в —ералиФ, данное во вторнике ¬орониной, прошло благополучно, и ¬оронину два раза вызывали. ѕрогл€дывало несколько шикунов, но наводившие свои трубки “ернер со своим отроком заглушали шиканье громом своих лап. ¬ конце балета вызвали все УвойскоФ. —бору было 310 руб. 30 коп. серебром. —анковска€ решительно отказалась танцевать, и к будущей неделе ¬оронина готовит Уƒеву ƒуна€Ф. “€жела она немилосердно. √ерино, подыма€ ее, упрел как в банеї.

—анковска€ в эти годы болела, но, после продолжительного лечени€ за границей, восстановила свои силы и танцевала с {449} успехом до 1853 года.  онец 40‑х и начало 50‑х годов были чрезвычайно интересной и пам€тной эпохой в ћосковском балете. Ќар€ду с —анковской, в Ѕольшом театре блистали такие силы, как танцовщица »рка ћатиас, ≈. ». јндре€нова и, наконец, ‘анни Ёльслер. »рка ћатиас, венгерска€ еврейка, по словам  . ј. —кальковского, €вилась из ѕарижа, и хот€ в танцах значительно уступала —анковской, но благодар€ редкой красоте лица, из€ществу и молодости имела солидную партию поклонников.

ѕартийность среди московских театралов в те годы была развита чрезвычайно: Ђсанковистыї воевали с Ђиркистамиї, а последние старались насолить Ђандре€нистамї. ¬се это закончилось грандиозным скандалом, происшедшим в Ѕольшом театре 5 декабр€ 1848 года, когда гастролировавшей в ћоскве петербургской танцовщице ≈. ». јндре€новой бросили на сцену дохлую кошку с прив€занной к хвосту надписью: Ђѕерва€ танцовщицаї. ј. ». ¬ерстовский в своем рапорте √едеонову описывает это происшествие так: Ђѕредставление на врем€ остановилось. ћежду тем вс€ публика в креслах и больша€ часть в ложах приподн€лась со своих мест, и с громкими криками, мужчины маха€ шл€пами, а дамы платками, стали вызывать јндре€нову. јндре€нова объ€вила, что выйти она выйдет, но что продолжать представление она не в силах, что было очень веро€тно.  огда она показалась, то прием публики был таков, какого еще не случалось видеть.  авалеры, дамы, все единодушно как бы старались доказать ей, что это дело одного человека, что все отвергают его и принос€т дань удивлени€ и уважени€ ее таланту. Ќегодование артистов {450} возросло очень высоко. ¬се прин€ли случай за обиду общую и пожелали выразить јндре€новой свои чувства. ќбер-полицейместер тотчас приказал запереть все выходы из театра и дл€ розысков сам пошел на балкон амфитеатра, предполага€, что это было брошено оттуда. ѕо разысканию, сделанному в то же врем€ со стороны ƒирекции, открылось что в литерной ложе 3‑го €руса с правой стороны сидели двое мужчин, оба в шинел€х, и во врем€ самого происшестви€ вышли из ложи и пошли по лестнице вниз, где к ним присоединилс€ еще мужчина во фраке; в литерную ложу все трое не возвращались. ѕо всем веро€ти€м это и были те лица, которых отыскивали, но они скрылись. Ћожа эта была куплена на им€ »ванова.  ошка вчерашнего же вечера была отправлена в “верскую часть, и доведено о сем до сведени€ ћосковского военного генерал-губернатора.   отысканию виновных прин€ты меры со стороны полицииї. “анеев добавл€ет, что Ђѕравительство отнеслось к происшедшему скандалу серьезно и строго. ѕомимо того, что јндре€нова была прекрасна€ танцовщица и любимица публики, подобного случа€ еще не бывало. ¬ нем усмотрены были как полнейшее нарушение вс€ких пон€тий о благопристойности, так и попытки к насилию и к нарушению общественной безопасностиї.

ѕо делу этому возбуждено было целое следствие с перепиской на сотне листах. »з последующих донесений ¬ерстовского генерал-губернатору, графу «акревскому, вы€сн€етс€, {451} что по первоначально составленному репертуару на 5 декабр€ был предположен балет Ђ∆изельї с »ркой ћатиас в заглавной роли, но так как заведующий репертуаром ћухин знал, что ћатиас скажетс€ больной, чтобы не танцевать в канун праздника, то и сделал замену, назначив на этот день балет Ђѕахитаї с участием јндре€новой, не объ€вив, однако, в афишах о болезни »рки ћатиас, что, как сообщает ¬ерстовский, и Ђдало единственный предлог оправдывать гнусный, давно замышленный поступок, к которому никака€ перемена спектакл€ не может служить извинениемї.

“ак как јндре€нова пользовалась особым покровительством ј. ћ. √едеонова, то поклонники »рки ћатиас распустили слухи, €кобы јндре€новой в ћоскве дают предпочтение в угоду директору. —лухи эти дошли до ѕетербурга, и 14 декабр€ министр двора, ѕ. ћ. ¬олконский, секретной бумагой писал √едеонову: Ђƒо сведени€ моего дошло, что поводом к происшествию, бывшему в Ѕольшом ћосковском театре, послужила перемена балета, и что будто бы сие сделано местным театральным начальством в угоду вам, согласно вашему требованию, чтобы јндре€новой предоставл€емо было случаев танцевать более, нежели ћатиас, и что в прежний приезд в ћоскву јндре€новой, ей производилось за каждое представление по 150 руб. серебром, а также, что во врем€ означенного спектакл€, {452} 5 декабр€, сидевший в кресле актер Ћеонов имел дерзость говорить довольно громко: Ућосковска€ публика гадка, несправедлива и ничего не понимаетФ. ¬следствие сего прошу уведомить мен€: почему последовала перемена и точно ли вы требовали, чтобы јндре€новой доставл€емо было более случаев танцевать, чем ћатиас. ¬месте с тем прошу вас, в отвращение на будущее врем€ непри€тных происшествий, старатьс€, чтобы со стороны ƒирекции не было подаваемо причин к возбуждению в публике неудовольстви€, актеру же Ћеонову сделать выговор и объ€вить, дабы впредь не осмеливалс€ изъ€вл€ть подобных суждений посреди публикиї. ¬ оправдание себ€ √едеонов отвечал: Ђ“ак как дела театров такого рода, что требуют неусыпного моего наблюдени€ и распор€жени€, то всю переписку мою, в особенности по репертуару, € веду собственноручно, вс€ она может быть вытребована и представлена вашей светлости на усмотрение, и € твердо уверен, что вы изволите убедитьс€, что в ней не заключаетс€ ничего, противного ни званию моему, ни служебным об€занност€м. я писал заведующему репертуарной частью 30 но€бр€: Уѕовтор€ю оп€ть, что дуракам закон не писан, лучше пренебречь их мерзост€ми, но не потакать и не трусить их, не угождать, а как никакое уравновешивание и чередование с »ркою не приводит дураков {453} к справедливости, то нет никакой надобности дл€ такого бесполезного угождени€ партии ее, откладывать представление "ѕахиты"; пока идут хорошо сборы от этого балета Ч давайте его по 2 и 3 раза в неделю, а »рка пусть пока отдыхаетФ. »з всего этого, ваша светлость, как смею наде€тьс€, изволите удостоверитьс€, что € не просил угождать себе, а приказывал делать то, что выгодно дл€ сборовї.

  эпохе гастролей ≈. ». јндре€новой относитс€ и по€вление в ћоскве ∆юл€ ѕерро и отца и сына ѕетипа. ѕервый гастролировал в качестве танцовщика, а ∆ан и ћариус ѕетипа поставили балеты Ђ—атаниллаї и Ђѕахитаї, имевшие большой успех и продержавшиес€ на сцене много дес€тилетий. ¬ последующие годы ћариус ѕетипа неоднократно бывал командирован в ћоскву дл€ постановки там своих лучших балетов.

¬ мае 1850 года в ћоскву приехала ‘анни Ёльслер. ѕо словам ј. ј. ѕлещеева, москвичи сначала прин€ли Ёльслер холодно, но потом в про€влении восторгов и эксцентрических оваций даже превзошли американцев; а в Ќью-…орке, как увер€ет  . ј. —кальковский, навстречу знаменитой танцовщице выходил —енат. Ёльслер приехала в ћоскву далеко уже не молодой; она избрала этот город дл€ завершени€ в полном блеске славы своего сценического поприща и действительно была насто€щим кумиром московской публики. Ёльслер посв€щали высокопарные дифирамбы в прозе и стихах, подносили цветы, которые увозились из театра на нескольких возах, платили по 1000 рублей за одну ложу, расстилали дорогие ковры перед подъездом ее дома, выпр€гали лошадей из кареты и доставл€ли артистку до дома Ђвручнуюї, сопровожда€ факелами и криками ЂураїЕ

{454} ¬ подобных оваци€х принимали участие не только военна€ молодежь и студенты, но и солидные лица, занимавшие ответственные посты. ¬ 1851 году, после прощального бенефиса Ёльслер, из ѕетербурга пришло предписание московским власт€м составить список всем эксцентричност€м поклонников ‘анни Ёльслер, в результате чего, как известно, был уволен в отставку редактор Ђћосковских ¬едомостейї ’лопов Ч за то, что Ђсидел на козлах кареты Ёльслерї, а Ќ. ¬. Ѕерг не был допущен до зан€ти€ должности директора университетской библиотеки Ч за то, что Ђсочин€л стихи в честь Ёльслерї.

«начение ‘анни Ёльслер в истории балета вообще и ћосковского в частности чрезвычайно велико. √ениальна€ в своем роде артистка и танцовщица, Ёльслер перва€ показала высокое достижение в реально-бытовом пантомимном балете. ¬ противоположность бесплотной фантастике “альони и —анковской Ч Ёльслер была на сцене самой жизнью, со всеми ее бур€ми, страст€ми и радост€ми. —овременник Ёльслер, ее эстетический исследователь Ќ. “елепнев пишет: Ђƒл€ “альони нужны разные штучки, машинки, воздушные цветочки, блуждающие тени и другие волшебные прикрасы, Ч Ёльслер нужно одно ее неподдельное {455} искусство, которым она обладает вполне и которое она будет вам разнообразить до бесконечности, потому что гений ее полон, независим, самосто€телен, везде равносилен и огромен до неверо€ти€! ѕоставьте ее среди пол€ Ч вы и там увидите ту же Ёльслер, свободную от блеска декораций, на которые она никогда не допустит смотреть вас. Ћюбуйтесь, плен€йтесь одною ею, она этого хочет, и вы не можете противитьс€ ее магической воле Ч она неисчерпаема, необъ€тна!ї

  восторгам москвичей присоединились и сами артисты, нашедшие редкого, отзывчивого товарища, всегда готового участвовать в их бенефисах. ѕопул€рность Ёльслер была настолько велика, что по€вилс€ двухактный оригинальный водевиль Ђћнима€ ‘анни Ёльслерї. ћежду прочим, на одном из бенефисных спектаклей в ћалом театре, Ёльслер сама играла роль Ђћнимой Ёльслерї и танцевала свою знаменитую качучу. ѕрощальный бенефис ‘анни Ёльслер в ћоскве, по описанию ≈нгалычева, был сплошной овацией невиданных дотоле размеров: одних букетов было подано свыше 300, а поэтесса –астопчина выпустила в свет целую брошюру на немецком €зыке, посв€щенную этому спектаклю и заканчивающуюс€ трогательными стихами.

ѕосле отъезда Ёльслер в ћоскве наблюдалось значительное охлаждение к балету и упадок сборов. ¬ течение 1852 года »рка ћатиас сама поставила дл€ своего бенефиса балет —ен-Ћеона ЂЋюбовь и верностьї, а “еодор поставил дл€ бенефиса —анковской Ђ‘ламандскую красавицуї.

11 марта 1853 года сгорел Ѕольшой театр, и ћосковский балет в течение более трех лет оставалс€, так сказать, без крова. —цена ћалого театра была мала и не приспособлена дл€ постановки громадных балетов со сложной монтировкой, и дирекци€ вынуждена была ограничитьс€ маленькими балетами и хореографическими дивертисментами, которые и давались в дополнение к оперным и драматическим спектакл€м. ¬новь отстроенный Ѕольшой театр открылс€ 20 августа 1856 года италь€нской оперой Ђѕуританеї, а первый балетный спектакль в нем состо€лс€ на другой день, 21 августа. ѕредставлена была Ђ∆изельї с Ќ.  . Ѕогдановой, ’. ѕ. »огансоном и ‘редериком в главных рол€х. — открытием Ѕольшого театра был введен посто€нный абонемент на балетные спектакли, просуществовавший до 1917 года.

Ќ.  . Ѕогданова, природна€ москвичка, дочь балетного танцовщика и режиссера, была редким русским самородком. Ќе пройд€ курса школы, Ѕогданова с 12‑летнего возраста подвизалась вместе со своей семьей в провинции, объехав почти всю –оссию. ѕлещеев пишет: Ђ аких трудов, лишений и безропотных страданий стоила Ѕогдановой ее театральна€ карьера. ¬с€ семь€ Ѕогдановых Ч это редкий образец русского самоотвержени€ и терпени€ во им€ любви к искусствуї. ¬ 1850 году Ѕогданова по совету ‘анни Ёльслер отправилась в ѕариж совершенствоватьс€, где после долгих трудов и лишений наконец была беспристрастно оценена —ен-Ћеоном и добилась дебюта в Ѕольшой опере в балете Ђћаркитанткаї. ”спех Ѕогдановой был полный и положил начало ее блест€щей карьеры.

{456} Ёто была перва€ русска€ танцовщица, по€вивша€с€ на столичных сценах своей родины в качестве артистки, уже признанной ≈вропой.

≈ще до приезда Ѕогдановой, дирекци€ озаботилась, на смену ув€давшей —анковской и покинувшей службу »рки ћатиас, выписать из Ѕрюссел€ танцовщицу “ерезу “еодор, вместе с ее мужем, танцовщиком и балетмейстером. —упруги “еодор, как и ‘редерик ћаловернь, культивировали на московской сцене, главным образом, петербургские и заграничные постановки —ен-Ћеона и ∆юл€ ѕерро. ѕо отзыву современника, “ереза “еодор была очень талантлива€, хот€ несколько холодна€ танцовщица. ќна прослужила в ћоскве 7 лет и исполн€ла с успехом главные роли в балетах Ђ√азельдаї, ЂЌа€да и рыбакї, Ђћаркобомбаї, Ђ—теллаї и др. ћуж ее ставил эти балеты, а ‘редерик, помимо балетмейстерской де€тельности, был и замечательным преподавателем “еатрального училища, откуда в эти годы вышла цела€ пле€да его учениц, приобретших впоследствии крупные имена. ¬ средине 50‑х годов из училища вышла ученица ‘редерика и ћонтасью Ч ѕ. ѕ. Ћебедева. —пособности ее были так исключительны, что дирекци€ предоставила ей партии балерины еще в пору пребывани€ в школе. ”спехи Ћебедевой, как в ћоскве, так и в ѕетербурге, были весьма велики. “еатральна€ критика, добивша€с€ в эти годы некоторой эмансипации, превозносила Ћебедеву до небес, что отчасти имело под собой почву патриотического характера, {457} ибо русский балет в обеих столицах с каждым годом наводн€лс€ гастролершами Ч иностранками. ¬ эпоху триумфов Ћебедевой театр наполн€лс€ сверху донизу, и развелась цела€ шайка театральных барышников. Ђќднажды ѕ. ѕ. Ћебедеву вблизи Ѕольшого театра в ћоскве понесли лошади. ѕерепуганна€ танцовщица могла бы разбитьс€, если бы бывшие здесь всегда барышники не бросились на помощь и не задержали бы лошадейЕ Уќ, как мне благодарить вас?Ф Ч воскликнула растроганна€ артистка. Уƒа что ты, матушка, помилуй, какие же благодарности, Ч ведь ты наша кормилица и поилица!Ф Ч ответили барышникиї. ѕочти одновременно с Ћебедевой, вышла из ѕетербургского “еатрального училища ћ. Ќ. ћуравьева, также знаменита€ потом балерина, завоевавша€ славу не только в –оссии, но и за границей. ¬ период петербургских гастролей Ћебедевой Ч в ћоскву на замену ей была прислана ћуравьева, начавша€ крупную карьеру также еще будучи воспитанницей школы. ћуравьева, благодар€ своей глубокой артистичности и поразительно законченной техники танца, имела в ћоскве бурный и продолжительный успех в балетах Ђѕериї, Ђ—атаниллаї, Ђћетеораї, Ђћраморна€ красавицаї и др.

¬ начале 60‑х годов в ћоскву прибыл европейски известный теоретик танца, балетмейстер и преподаватель,  арл Ѕлазис. ƒе€тельность его, хот€ и продолжавша€с€ всего несколько лет, оставила значительный след на московской хореографической школе {458} и в русской литературе по балету, ибо Ѕлазис был едва ли не первым автором, написавшим целую книгу, посв€щенную танцам и балету.  ак балетмейстер,  . Ѕлазис поставил на московской сцене три больших балета: Ђќрфаї, Ђћетеораї, и Ђ‘аустї. ѕо поводу последнего балета Ѕлазис вступил в ожесточенную полемику с ∆юлем ѕерро, оспарива€ свое авторское право, €кобы незаконно присвоенное себе славным петербургским балетмейстером. —пор этот ничем не кончилс€, и оба хореографа приписывали каждый себе сочинение Ђ‘аустаї, имевшего в те годы громадный успех в обеих столицах. ¬ вышеприведенной своей книге Ѕлазис между прочим охарактеризовал целый р€д современных ему московских балерин и танцовщиков, как Ћебедеву, —обещанскую, Ќиколаеву, ћазанову ƒюшен,  арпакову, —околова, ≈рмолова, –ейнсгаузена,  узнецова, ѕешкова и др., но судить теперь о достоинствах этих артистов, на основании отзывов Ѕлазиса, можно лишь с большой осторожностью, ибо это сплошные дифирамбы в чрезвычайно высокопарной форме, что и пон€тно, если прин€ть во внимание, с одной стороны, учтивую галантность автора, а с другой, Ч что почти все эти артисты были его ученикамиЕ

ѕосле отъезда Ѕлазиса, в 60‑х годах в ћоскву был командирован балетмейстер ј. —ен-Ћеон, который поставил р€д своих балетов: Ђ—альтареллаї, Ђ‘иаметтаї (первоначально под названием Ђ—аламандраї) и, наконец, попул€рного Ђ онька-√орбункаї, в котором роль ÷арь-ƒевицы исполн€ла знаменита€ јдель √ранцова, пробывша€ сравнительно недолго в ћоскве, но оставивша€ сильное впечатление своими блест€щими танцами и {459} игрой. ¬ эти же годы дирекци€ вид€ исключительный успех в ѕетербурге балетов ћ. ». ѕетипа, начала систематически посылать его в ћоскву дл€ постановки своих произведений. ћосквичи сразу оценили вдохновенную работу этого замечательного художника ≈го балеты Ђƒочь ‘араонаї, Ђ÷арь  андавлї, Ђƒон  ихотї и Ђ“рильбиї были встречены в ћоскве шумными оваци€ми и имели продолжительный успех. Ќа первом представлении балета Ђ÷арь  андавлї артисты московской балетной труппы украсили голову гениального балетмейстера золотым венком.

»сполнительницами главных ролей в большинстве балетов этих лет, помимо Ћебедевой и петербургской гастролерши √енриетты ƒор, были московские балерины ѕ. ћ.  арпакова и ј. ». —обещанска€, обе ученицы  . Ѕлазиса, в течение многих лет ведшие весь классический репертуар. ќбе они были бесспорно полезные танцовщицы, однако, в противоположность восторженному отзыву о них Ѕлазиса, не лишнее привести также и более беспристрастные мнени€ других современников: Ђ—обещанска€ танцевала холодно и т€жело; танцовщица, впрочем, она была серьезна€, только пересаливала иногда излишним увлечением и стремлением казатьс€ соблазнительною. ќна была недурна как мимистка. Ќесмотр€ на некрасивую наружность, —обещанска€ пользовалась покровительством местных властей.  арпакова красива собою, но танцы ее т€желы и ей недостает выразительной мимики. Ѕез особой протекции она не пошла бы далее корифейкиї. Ђѕ.  арпакова, зан€в место балерины, не оправдала возлагаемых на нее надежд. “алант этой артистки и даже темп ее танцев был крайне однообразен, так что зритель, видевший ее в одном каком-нибудь балете, легко мог составить себе пон€тие обо всем том, что внесет она в другие балетыї.

ќ московском балете 60‑х годов упоминает между прочим в своих записках ¬. Ќ. ƒавыдов: Ђќсобенность, отличавша€ ћосковский балет, заключалась, между прочим, в том, {460} что танцы, а также костюмы балерин были совершенно скромны. Ѕлагодар€ этому в исполнении, хот€ бы хорошем, какого-нибудь танца, иногда не хватало страстности, или, вернее, чувственности, соответствовавших данному УпаФ, но зато исполнение было строго классическое, при€тно плен€вшее чистотой и благородством движений и поз, а также строгостью костюма. Ћичный состав ћосковского балета того времени не имел вообще ничего общего с легкостью нравов, присущей почти всем европейским труппам. √ромадное большинство служительниц ћосковской “ерпсихоры, были далеки от веселого прожигани€ жизни, а существовали скромно, семейно, скорее по-мещански, чем в духе легкомысленной театральной богемы. —тарые балеты шли в достаточно полин€вшей и пом€той обстановке, но новые, большие балеты ставились, особенно в декорационном отношении, хорошо. ’удожественно-театрального декадентства тогда вовсе не существовало, и зрителю не приходилось задавать себе вопрос, видит ли он на сцене дерево, скалу или корову, облака ли на горизонте или бушующее море. ѕрежн€€ декорационна€ живопись была менее груба, не так криклива, быть может, менее эффектна, но, например, в пейзажах ближе подходила к природе; стилизаци€ еще не была изобретена, и в общем декорации давали большое впечатление красотыї.

¬ 70‑х годах началась жестока€ экономи€ директора театров  истера; ѕетипа в ћоскве новых балетов уже не ставил, и управл€вший ћосковскими театрами Ќ. ». ѕельт выписал немецкого балетмейстера ёлиуса –ейзингера. ЂЌеудачное возобновление им старых балетов и неинтересна€ постановка новых Ч положительно охладили у публики желание посещать спектакли, и балет окончательно палї. ѕоскольку бездарен был –ейзингер, можно судить по тому, что даже на такой поэтический сюжет, как ЂЋебединое озерої, с прекрасной музыкой ѕ. ». „айковского, Ч он не мог сочинить ничего путного. ‘антази€ –ейзингера {461} оказалась чрезвычайно бледной, а большинство танцев слабыми и неинтересными: плывущих лебедей балетмейстер изобразил шеренгами кордебалета с прот€нутыми через всю ширину сцены полотнищами тюл€ (вода), из-за которого виднелись головы танцовщиц (лебеди). ’от€ стереотипный прием введени€ национальных танцев в балетах, под видом иностранных послов и гостей при дворе, и весьма мало имел оснований в ЂЋебедином озереї, однако –ейзингер заставил „айковского включить в партитуру не только пол€ков, венгерцев, неаполитанцев и испанцев, но еще и Ђ–усскую пл€скуї. Ѕалетмейстер совершенно не считалс€ с идеей сюжета, построенного на северогерманской легенде, и местом действи€ Ч небольшим немецким графством в XII столетии, и требовал эффектных номеров в ущерб здравому смыслу, вне вс€кой исторической возможности.

–ейзингера в 1879 году сменил копенгагенский хореограф √анзен, поставивший значительно удачнее балеты Ђƒева јдаї и Ђ оппели€ї (по программе —ен-Ћеона). ¬ роли —ванильды выступила балерина Ћ. Ќ. √ейтен, прослуживша€ в ћосковском балете 25 лет и унаследовавша€ все роли  арпаковой и —обещанской. ћнени€ о ней современников иногда сильно расход€тс€. “ак, —кальковский считает ее Ђвесьма посредственной балеринойї, а Ђћосковский критикї пишет, что Ђ√ейтен Ч танцовщица, выход€ща€ из р€да обыкновенных талантов, умна€ мимистка, придававша€ большое оживление пантомиме; танцевала она чисто и отчетливо, ей недоставало только чарующей, грациозной легкостиї. ¬еро€тно, с тех пор и началс€ антагонизм петербургских и московских театралов и критиков в оценке своих жриц “ерпсихоры и раскол двух столичных хореографических школ.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 355 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2304 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.