Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћ. Ћ. —абанеев –усска€ музыка и Ѕольшой театр




≈сли Ђбытие определ€ет сознаниеї, то в аналогичной степени и реальные ресурсы исполнени€ определ€ют творчество. »менно на этом основано то непререкаемое значение, которое сыграли в русской музыке казенные наши оперные театры и, в частности, юбил€р текущего года Ч ћосковский Ѕольшой театр. Ёта огромна€ арена исполнени€, если, к сожалению, не всегда непосредственно служила интересам русского музыкального творчества, если не всегда и даже не часто в специфических услови€х прежнего шла навстречу здоровым и живым интересам искусства, то во вс€ком случае она всегда была как бы известным стимулом, известной приманкой, некоторой мечтой русского композитора. », в услови€х русской прежней действительности, эта мечта о потенциальной возможности по€витьс€ со своими произведени€ми на импонирующей сцене Ѕольшого театра была как бы посто€нным импульсом к соответственному творчеству, она окрыл€ла и укрепл€ла его.

Ёто была одна из св€зей, образовавшихс€ между театром и русской музыкой. Ќадо помнить, что почти в течение всего прошлого века вообще русска€ музыка мыслилась в театральном аспекте, мыслилась именно как оперна€ музыка; о симфонизме не думали и не помышл€ли. Ќекоторые мыслители, как например —еров, даже категорически утверждали, что, наверное, в русской музыке никогда не будет ни симфоний, ни квартетов, что это-то и есть характерное специфическое свойство особой русской музыкальной культуры, что она не склонна к {394} академическим формам, что она не влечетс€ к плану чистой музыки, что она, св€занна€ с жизненными корн€ми, стремитс€ к музыке как к средству выражени€, и к драме, т. е. к опере, как к методу художественного высказывани€. Ётот взгл€д в сущности был не личным мнением —ерова. ≈го раздел€ли все, почти поголовно, все композиторы, писавшие в русской обстановке. ќни мыслили музыку как ќперу. ¬едь и Ђкучкистыї были такими же поборниками оперного Ђ€драї музыки; каждый из них мечтал в жизни об опере и в ней мыслил свои фундаментальные творени€. “аковы же были и –убинштейн, и даже „айковский, поскольку последний не €вл€етс€ сам поворотным пунктом к академизму. ¬ русской музыке опера всегда играла значительно большую, гегемонную роль, чем в западной, где она была Ђодной из формї Ч а у нас она была как бы Ђпредельной формойї, наиболее желанной, к которой все остальное было только эскизом или подготовкой.

Ёто одно должно показать, какое огромное значение должен был иметь, в сущности, единственный оперный театр, во всеоружии современной театральной техники, в творческой перспективе русского композитора, с каким творческим вожделением обращались на него психические взоры русских музыкантов Ч творцов. Ѕольшой театр и ћариинска€ сцена были теми обетованными земл€ми, к которым стремилось воображение композитора. ќни, более того, были и школой дл€ русского музыканта. “ут русский музыкант в первые дес€тилети€ существовани€ русской музыки получал, если так можно выразитьс€, свое музыкальное образование и развитие не в консерватори€х, которых не было, не в музыкальных школах, которых не существовало, а именно в оперном театре, который впервые давал музыкальному человеку того времени образ и представление о музыке, и именно эта музыка оттого представл€лась в первую голову ему как произведение оперное.

¬ этой Ђоперной консерваторииї русский музыкант воспитывалс€ на мировых образцах оперного искусства, т. е. главным образом на италь€нской и французской операх.  огда-нибудь историк, в этой чисто технической обстановке русской музыкальной жизни, в ее эмбриональных стади€х, усмотрит и причины того, почему опера в –оссии получила такое огромное значение в общей сложности музыкальной жизни, и почему именно такие-то вли€ни€ формировали русские музыкальные вкусы и направление композиторской работы.

ќперный репертуар Ѕольшого театра все врем€ обладал известной инерцией, он был чрезвычайно склонен к косности. ѕричины этого лежали, конечно, и в административных методах управлени€ театром, и еще в большей мере в том, что театр должен был ориентироватьс€ на вкусы определенной массы и не обладал желанием вести их за собою вперед, а, напротив, с большей легкостью снисходил ко вкусам той публики, котора€ была в нем привычной. »менно этим объ€сн€етс€ длительное засилье в Ђимператорской опереї италь€нского репертуара, вообще иностранной музыки, упорна€ борьба с внедрением в него русских опер. »нтернациональному и Ђаристократическомуї вкусу высших русских кругов посто€нно претил национальный стиль русского творчества, Ч долгое врем€ Ђрусска€ операї считалась каким-то Ђнизшим сортомї оперы сравнительно с италь€нской. Ёта косна€ и инертна€ платформа нашего театра, казалось бы, должна была быть только чисто отрицательным €влением. Ќа самом деле, в исторической перспективе оказалось, что это имело свои хорошие стороны и тоже оказало вли€ние на направление русской музыки. ƒело в том, что именно эта сама€ косность особенно подчеркнула в русском творчестве оппозиционный характер его по отношению к западноевропейской опере. Ёта оппозиционность была €рко выражена почти все врем€ и в русском творчестве, и в русской музыкальной критике.  азенна€ сцена гнала русское, национальное, новое, смелое, свежее; она покровительствовала иноземному, традиционному Ч и в результате это созидало в русском музыкальном мире сильную и могучую {395} оппозицию, котора€ выдвинула лозунги диаметрально противоположные. ќна, эта Ђтворческа€ оппозици€ї, стала стремитьс€ к €рко национальному, русскому, непременно непохожему на европейское, в целом и в част€х, Ч новаторскому, смелому, порывающему с традици€ми старой музыки. »таль€нска€ опера, господствовавша€ на сцене, Ч стремилась к виртуозности, ставила на первом месте мелодию, красиво прилизанную, и простоту всего остального, она обращала оперу в Ђкостюмированный концертї. –усска€ творческа€ оппозици€ взамен этого выкинула примат драматичности, усложнение стил€ в смысле чисто музыкальном, выдвигание на первые места сценического момента. “аким образом, реальный лик нашей казенной сцены своей косностью и упорством вызывал к жизни оппозицию и созидал тем самым физиономию русского композиторского творчества, составленную из этих оппозиционных черт. Ёти черты оказались естественным образом даже несколько преувеличенными. ¬о вражде к Ђиталь€нщинеї и к иноземному, русские композиторы не прочь были перегнуть палку в другую сторону, слишком категорично {396} настаива€ на национальном колорите и на Ђнатурализмеї, отрица€ все достоинства за противником.  ак бы то ни было, но не трудно усмотреть, что весь тип и стиль, как √линкинской оперы, так в еще большей мере опер ƒаргомыжского и Ђмогучей кучкиї, был как бы негативом той реальной жизни, котора€ наблюдалась на нашей казенной сцене. ¬ стремлении видеть свое творчество на сцене, в посто€нной борьбе с косностью этой арены и нежеланием ее считатьс€ с запросами русского искусства, выковалась русска€, национальна€, оперна€ музыкальна€ школа.

Ёто тоже в историческом масштабе как бы относитс€ к Ђде€тельности театраї, хот€ и вызванной чисто отрицательными методами.  онкретно, главна€ масса русского музыкального творчества шла чрез петербургскую сцену, а чрез московскую шли как бы ветки этого течени€. ѕричина была в большей Ђстоличностиї ѕетербурга и его оперы, в известной Ђпровинциальностиї московского театра. ¬ частности, в то врем€ как на петербургскую сцену пробивалось уже творчество √линки и ƒаргомыжского, у нас в ћоскве продуцировалс€ из Ђнациональной школыї еще только ¬ерстовский. «ато и сама€ косность оперы в ћоскве, ее Ђнастойчивостьї тут была меньше. “ут национализму менее приходилось боротьс€ и пробивать себе дорогу на сцену, меньше приходилось ее завоевывать. Ѕолее национальна€ по вкусам и по населению, менее близка€ к нашему Ђинтернациональномуї двору, менее Ђснобическиї настроенна€, {397} более искренн€€ Ч московска€ публика легче поддавалась национальному русскому течению в оперном искусстве, менее льнула к иностранному репертуару.  ак всегда бывает, меньша€ интенсивность борьбы всегда выливаетс€ в более Ђпримирительныеї формы. “ак случилось и на этот раз. Ётим можно и должно объ€снить тот факт, что в ѕетербурге, где война Ђза национальностьї в опере была интенсивнее, Ч развились острые национальные течени€ в опере, развилс€ и √линка, и ƒаргомыжский, и Ђмогуча€ кучкаї, тогда как московска€ школа выдвинула в первую голову композиторов гораздо меньшей национальной обособленности, и ћосква перва€ развила академические музыкальные €влени€.

Ќо как ни велика была косность театра, все же понемногу и упорно национальные течени€ осиливали, и в итоге надо признать, что ни одно значительное оперное €вление на русском горизонте не прошло мимо большой сцены.  онтакт с русскими композиторами все усиливаетс€ в течение прошлого века. ≈сли элементы известной косности и какого-то органического Ђнедовери€ї к русскому творчеству и остаютс€ в Ѕольшом театре, то они уже сильно нейтрализованы к концу прошлого века. Ќаибольшим тормозом остаетс€ по-прежнему Ђтрадици€ї Ѕольшого театра и некотора€, правда, уже поблекша€ зависимость его от вкусов придворных сфер, которые иногда благопри€тствовали, в пор€дке случайности, некоторым положительным сторонам репертуара (например, постановке ¬агнеровских драм), но почти всегда были не в ладах с национальной музыкой.

Ќеограниченна€ гегемони€ Ѕольшого театра в музыкальном мире ћосквы продолжаетс€ {398} до 70‑х годов прошлого столети€. Ёта гегемони€ была обусловлена уже указанным обсто€тельством, что Ѕольшой театр, в сущности, представл€л собою Ђединственныйї музыкальный центр ћосквы. — по€влением на сцену Ђ–усского музыкального обществаї, организованного –убинштейном, это исключительное положение театра начинает колебатьс€ Ч по€вл€етс€ другой центр, и на этот раз Ђспециально музыкальныйї, и отт€гивает к себе часть музыкального мира, часть значительную и даже творчески наиболее активную. » одновременно мы начинаем наблюдать другое €вление: в русской музыке начинает про€вл€тьс€ прежде не замечавшеес€ стремление к инструментализму, к симфонической музыке, к камерному стилю, к культу иных различных форм музыкального воплощени€, кроме той, котора€ была единственным почти €зыком русского композитора в первую половину XIX века, Ч оперы.

¬се это подчеркивает Ђменторскуюї руковод€щую и путевод€щую роль Ѕольшого театра в музыкальной жизни ћосквы.  ак мы уже говорили, эта роль была исчерпывающей сначала: ћосква не имела иного центра музыки, кроме своего оперного театра, она не мыслила музыки вне оперы, она в лице своих творческих сил мечтала об этом театре, как о единственной арене, дл€ того чтобы творчество становилось известным, чтобы оно расцветало. Ётот театр был путем к славе, Ч к славе музыканта вообще, будь то композитор или исполнитель. ѕредпочтительный Ђвокальныйї уклон нашей музыки объ€сн€етс€ именно этим положением единственности театра. –осси€ того времени не выдвинула еще ни одного инструменталиста Ч виртуоза, но выдвинула много певцов. –осси€ не выдвинула ни одного композитора инструментальной музыки, за немногими и нетипичными исключени€ми, Ч но она уже создала оперную литературу. –усска€ музыка мыслилась в аспекте вокальности; даже в ранние инструментальные попытки эта первична€ вокальность проскальзывала в той или иной форме, и долгое врем€ наши композиторы были преимущественно мелодистами, долгое врем€ они мыслили и симфонические формы как Ђпесенныеї, чуть ли не как Ђинструментальные арииї. » крепла и умножалась опера, все врем€ неуклонно гегемониру€ над всей остальной русской музыкой.

Ѕольшой театр был московским центром. Ётот центр был в исторической перспективе значительно менее важным, чем петербургский. Ѕольша€ часть массы русского музыкального творчества прошла как-то по петербургской линии, главный пульс музыки билс€ в северной столице. Ќо Ѕольша€ сцена была в сущности хорошим и довольно точным отражением жизни сцены питерской. “о, что имело жизнь там, рано или поздно сказывалось и в ћоскве. “ечени€, доминировавшие в театрах петербургских, проникали неминуемо и в ћоскву. Ёто вполне было естественно, {399} принима€ во внимание единство административного управлени€ в обоих театрах. » почти все перипетии, которые русской музыке пришлось испытать, можно вполне удобно проследить и в Ѕольшом театре.

 ак ни противодействовало общее направление придворных вкусов и косность администрации внедрению Ђрусского творчестваї в русские театры, но все-таки всегда позиции эти сдавались под напором жизни. » театр должен был прин€ть русское творчество в свои стены. ¬ сущности это случилось еще очень рано. ≈сли в ѕетербурге русские оперы-водевили проникли на казенную сцену еще в пределах XVIII века, то в ћоскве старый ѕетровский театр, который предвар€л нынешний Ѕольшой, уже в 1779 году, по-видимому, открыл двери дл€ некогда знаменитого водевил€ ‘омина-јблесимова Ђћельник-колдун, обманщик и сватї. Ќо все врем€ чувствовалось, что театр как-то сопротивл€лс€ русскому репертуару, как музыке Ђвторого сортаї, Ч и доминировали, господствовали все же иностранные оперы. ”же перестроенный и возобновленный, Ѕольшой театр ставит преимущественно оперы ¬ерстовского Ч который иногда до известной степени как бы играет роль (наверно, не по своей воле) Ђмосковского √линкиї. ѕо отношению к ¬ерстовскому можно сказать, что ћосква была наиболее благопри€тственна, Ч этот композитор был существенно Ђмосковскимї, и его оперы не так успешно прививались и шли в чиновничьем и сухом ѕетербурге, как в полупровинциальной и широко живущей ћоскве, в которой и отношение публики было, по-видимому, более непосредственным, более Ђнациональнымї по вкусам, менее считавшимс€ с указками двора и вкусом аристократии.

ћосковский театр вскормил и воспитал творчество ¬ерстовского, что, впрочем, вр€д ли можно поставить как пример чуткости и внимани€ театральной администрации к русскому композитору и к русской музыке: дело объ€сн€етс€ гораздо проще. ¬ерстовский с момента основани€ Ѕольшого театра в 1824 году был сначала инспектором, а потом управл€ющим конторой Ѕольшого театра, и это проливает свет на столь радушное раскрытие дверей этого элизиума композиторов дл€ опер названного автора. ¬ ћоскве постановки опер ¬ерстовского имели значение огромных музыкальных событий; едва ли таковое же значение можно было приписать тем же операм при их постановке в ѕетербурге. ¬ерстовский был, к сожалению, единственным крупным музыкантом, зан€вшим административный пост в центре музыки Ч в казенном театре. ќбычно эти посты замещались лицами из придворного и чиновного мира, и часто никакого отношени€ к музыке эти лица не имели. ≈сли бы это было иначе, то возможно, что все направление и судьбы русской музыки оказались бы совершенно иными.

 ак бы то ни было, Ђјскольдова могилаї, составивша€ долгую славу своему автору, и последовавшие за ней Ђ√ромовойї и Ђ¬адим, {400} или ƒвенадцать сп€щих девї и все остальные, весьма немалочисленные творени€ ¬ерстовского, все же принуждены были ограничитьс€ московской славой. Ќекоторое исключение представила Ђјскольдова могилаї, обошедша€ и иные сцены и прививша€с€ и в северной столице, но теснейша€ св€занность ¬ерстовского, как музыкального €влени€, с Ѕольшим театром совершенно несомненна Ч этот театр и та случайна€ административна€ позици€, которую в ней занимал сам композитор, оказались решающими дл€ упрочени€ положени€ ¬ерстовского в пантеоне русских композиторов.

√линке в ћоскве не так повезло. ѕравда, его перва€ опера, признанна€ как бы Ђофициозом самодержави€ї и в такой роли ставша€ необходимостью репертуара, была штатной принадлежностью программ Ѕольшой сцены. ¬р€д ли это в итоге имело значение, существенное дл€ русской музыки. —корее напротив, официальное причисление оперы клику Ђсв€тыхї скорее сыграло отрицательную роль в деле попул€рности этого творени€ √линки, музыкально, несомненно, ему чрезвычайно удавшегос€, а сценически значительно превосход€щего его вторую оперу. Ќо клеймо официозности легло на эту оперу, и она как-то была невольно выключена из линии прогресса русской музыки. —ценически несравненно более слаба€, театрально не лишенна€ даже нелепости, втора€ опера того же √линки, благодар€ тому что осталась Ђвне самодержавной политикиї и благодар€ гениальной музыке, сыграла руковод€щую роль в дальнейших судьбах русского творчества.

¬ытеснение иноземного репертуара и заполнение театра русской оперной литературой началось двигатьс€ быстрыми шагами только с того момента, когда уже русска€ музыка могла почитатьс€ совершенно окрепшей, когда русские композиторы насчитывались уже дес€тками и оперы их стали чрезвычайно многочисленны, когда за русской музыкой уже на очереди сто€ло мировое признание. Ќо все же нельз€ сказать, чтобы, когда бы то ни было, это вытеснение шло тем темпом, какой был бы желателен от такого центрального театра. Ѕольшой театр, в смысле своего соответстви€ запросам русской музыки и национального искусства, все врем€ шел на поводу, отстава€ от Ђобщественного мнени€ї. ќн все врем€ был и продолжал быть дл€ композитора Ђжеланным местомї, Ђобетованной землейї дл€ его опер, но все же эта обетованность редко становилась реальной правдой, а еще чаще оказывалась сопр€женной с недоразумени€ми: многое ценное оставалось вне пол€ зрени€ театра, тогда как второстепенные €влени€ каким-то образом удостаивались проникать туда. Ќо при всем том, его роль как некоего центра, некой субстанции, котора€ обладала свойством вызывать если не пр€мо, то косвенно творчество (хот€ бы путем Ђнегодовани€ї на недоступность этой арены дл€ композитора), Ч эта роль неизменно оставалась.

{401} —амое же вторжение русского музыкального искусства в Ѕольшой театр нередко происходило не без вмешательства Ђпобудительных внешних причинї.   числу таких внешних побудительных причин, несомненно, принадлежало и по€вление Ђчастных оперных сценї. Ѕыть может, одушевленные лучшими намерени€ми, нередко сыгравшие огромную роль в истории русского музыкального искусства, эти начинани€ редко могли по качеству своих художественных ресурсов соперничать с казенной сценой, но они играли именно Ђподдразнивающуюї роль. Ѕлагодар€ им величественное спокойствие Ѕольшой сцены как-то нарушалось, и она более охотно снисходила к русским музыкальным €влени€м. “акую роль играла в свое врем€ опера ћамонтова (Ђчастна€ русска€ операї) Ч потом играла такую же роль частна€ опера «имина, хот€ уже в меньшем масштабе. “ворчество, напр., –имского- орсакова и почти всей русской школы (Ђћогучей кучкиї), увидело свет, благодар€ пропаганде частной оперы ћамонтова, и уже только после такого внешнего раздражени€ и отчасти после такого реального опыта в приемлемости русского творчества, Ч Ѕольшой театр охотно открывал свои двери дл€ Ђ—адкої, ЂЅориса √одуноваї и т. д.

Ётот медлительный и неповоротливый организм все же обладал огромной живучестью. ¬се же часто можно было констатировать, что то, за что он бралс€, бывало исполнено им с большим тщанием и часто с большим художественным проникновением, чем почины того же самого в частных сценах. ≈му никогда не хватало смелости в почине, никогда не хватало дерзани€ в крайност€х, но по проторенным пут€м он плыл уверенно и твердо. Ѕыть может, тем же объ€сн€етс€ и роковое его вековое недоверие к русскому оперному творчеству, дл€ которого потребовалось сто лет, чтобы оно сколько-нибудь прочно стало в его стенах, и то не окончательно, ибо и по наш день все же иностранна€ опера преобладала в репертуаре, и лишь революционные годы восстановили (и то условно) некоторое числовое равновесие.

“аковы судьбы композиторов по отношению к Ѕольшому театру Ч таково отношение Ѕольшого театра к русской опере и чрез нее к русской музыке.  ак мы уже указывали, это отношение, исчерпывающе важное и даже роковое в первые годы его существовани€, когда Ѕольшой театр и вообще Ђимператорскиеї театры были единственным музыкальным центром дл€ –оссии, Ч стало значительно менее существенным, когда нар€ду с Ѕольшим театром по€вились иные музыкальные центры в виде свободных музыкальных обществ. ѕравда, музыкальные общества продуцировали главным образом инструментальную, концертную музыку, оперы они не касались или касались только периферически, но важен самый факт уничтожени€ исчерпывающего значени€ Ѕольшого театра дл€ музыки в ћоскве. –анее музыка в ћоскве была всецело {402} св€зана с Ѕольшим театром; с 60 Ц 70‑х годов это положение измен€етс€ и одновременно и театр как будто становитс€ податливее в смысле своей реакции на национальную современность.

ƒругим фактором, нанесшим ущерб гегемонии Ѕольшого театра в ћоскве, было по€вление именно тут Ђчастных оперї, которые сыграли роль бродильного элемента в оперной жизни. Ѕыть может, не столь существенные по Ђдостижени€мї, они были весьма существенны по замыслам и по дерзани€м, и они как-то расшевеливали неподатливую казенную сцену. ѕосле их по€влени€ окончательно музыкальна€ гегемони€ отвернулась от Ѕольшого театра и все передовые €влени€ музыкальной жизни потекли мимо этого старейшего очага русской музыкальности.

Ќо не одними вли€ни€ми на творчество исчерпывалось отношение Ѕольшого театра к русской музыке. Ѕыть может, именно в других област€х его воздействие было и сильнее и даже плодотворнее. я имею в виду область исполнени€, столь тесно спа€нную с творчеством.

ќбласть исполнени€ в опере Ч это, прежде всего, вокальна€ область, область пени€. Ѕольшой театр был предельной целью и мечтой певца, возникавшего в русской музыкальной атмосфере. ¬ раннюю эпоху русской музыке, да и не в очень раннюю, а почти до самого порога XX века, оперное пение считалось пением по преимуществу; камерное пение считалось либо вторым сортом, либо его вовсе игнорировали, более того Ч не знали. ј оперное пение св€зано с оперной сценой; пути и тут вели к Ѕольшой сцене.

{403} Ѕольша€ сцена развивалась у нас, как италь€нский филиал. ќперна€ культура была италь€нска€, была она таковой с самого момента занесени€ музыки в –оссию, с середины позапрошлого века. Ёта италь€нска€ традици€ была так сильна, что с ней приходилось считатьс€ даже таким гениальным натурам, как √линка. ѕод гипнозом италь€нского способа пени€, италь€нских идеалов развивалась и наша оперна€ публика, и наши исполнители, которые мечтали об италь€нских прототипах, как о недостижимых идеалах виртуозности. ƒолгое врем€, ввиду общего италь€нского засиль€ на русской оперной сцене, и исполнител€м русским не было достаточно ходу, их вытесн€ли насто€щие италь€нцы и вообще лица иностранного происхождени€. Ќо все же и в раннее врем€ существовани€ Ѕольшого театра мы можем отметить уже €ркие €влени€ в области вокальной техники, как например знаменитую —андунову (”ранову). ¬о вс€ком случае, Ѕольшой театр в эту пору, когда еще не было  онсерватории, был сам насто€щей и подлинной школой и ареной дл€ исполнительного творчества вокалиста. Ётим он продвигал вперед русскую музыку в плоскости исполнени€. ѕравда, роль именно Ѕольшого театра в этом случае часто бывала несколько затушевана сильной конкуренцией петербургской сцены, котора€ неминуемо отт€гивала лучшие исполнительские силы себе, что она продолжала делать по самые последние сроки, и только с перенесением столицы в ћоскву в революционную эру это €вление несколько уменьшилось. Ќо роль его была сильна и в качестве первой инстанции, выдел€вшей даровитого певца. ¬ более поздние времена эта роль Ђпропедевтическогої {404} учреждени€ была им отчасти утрачена Ч его заменили частные сцены, которые вз€ли на себ€ почин отмечани€ вокальных дарований. » эти уже отмеченные частными сценами даровани€ потом подхватывались казенной сценой, способной лучше оплатить труд таланта. «начение Ѕольшого ћосковского театра, как предельной инстанции дл€ русского вокалиста (нар€ду с б. ћариинской сценой), сохранилось до самого последнего времени. Ќи одно сколько-нибудь существенное вокальное дарование не прошло мимо этой сцены, хот€ бы в качестве гастролера. ¬ этом была культурна€ мисси€ этого театра в св€зи с проблемой вокального искусства.

— другой стороны, этой почтенной и высокой миссии многие обсто€тельства мешали, и в итоге театр не всегда мог выполн€ть ее как следует. ѕричины были в том, что италь€нска€ школа, ставивша€ вокальную культуру в центр внимани€ и художественного интереса, все же не прививалась в русском музыкальном сознании и как-то расходилась с общей драматической и серьезной ориентацией русской оперы. –усска€ опера хотела быть натуралистической драмой, Ч таковы были ее первые ориентации, начина€ с √линки. »ли же она хотела быть Ђсказкой-небылицейї Ч и тут тоже традици€ идет от √линкинского Ђ–усланаї. »таль€нска€ же опера €вно вырождалась, и уже к концу прошлого века стало очевидным, что характерное, великое и сильное в русском вокальном искусстве лежит вовсе не в сладости пени€, в Ђbel cantoї, не в очаровании голоса, а в трагедии, в глубине переживани€, в драматизме ощущени€. Ќе колоратурные виртуозы, не сладкопевные тенора стали властител€ми дум русской публики, а певцы типа Ўал€пина, умевшие потр€сать и содрогать.

–усское вокальное искусство осознало свою линию развити€ именно в этом духе Ч как искусство музыкальной драмы, и идеалом стал не концертант-певец в костюме Ч кумир прежней италь€низированной публики, а актер Ч певец, продумывающий роль, твор€щий ее, знающий смысл и значение жеста. Ёта трансформаци€ произошла не без вли€ни€ русской оперы в ее лучших достижени€х. “акие оперные типы, как мельник из Ђ–усалкиї, как ЂЅорисї, как Ђƒосифейї, не могли не зан€ть воображение вдумчивого актера-певца и укрепили этот тип исполнител€. Ќо этот тип исполнител€ как раз встречаетс€ реже, ибо он требует дл€ своей реализации совмещени€ даровани€ певца и актера, Ч совмещени€, которое не так-то часто можно встретить. ј чистое Ђиталь€нскоеї пение уже не смогло развиватьс€ в услови€х Ђнационализацииї оперного репертуара, и самое это искусство заметно глохнет к XX веку, сохран€€сь только в виде исключени€ на нашей сцене.

 ак бы то ни было, судьбы вокального искусства –оссии теснейшим образом св€заны с нашими казенными сценами и, в частности, с Ѕольшим театром. Ёта св€зь органичнее и прочнее, чем св€зь с композиторским творчеством, ибо специфические иностранные труппы довольно скоро исчезают из театра, замен€€сь артистами Ђсвоего производстваї; лишь отчасти иностранцы сохран€ютс€, но уже только в виде гастролеров. Ѕольшое количество вокальных исполнительских дарований, выдвинутых –оссией, было, наверное, одной из главных причин, почему така€ замена произошла достаточно быстро, но едва ли не существеннейшую роль в этом €влении сыграла вышеупом€нута€ тенденци€ русского слушател€ к Ђдраме на сценеї, хот€ бы и оперной, к типу артиста Ч актера, а не просто вокалиста, предпочтение, оказываемое глубокой и драматической Ђигрой-исполнениемї, перед простым концертным пением на сцене. »ностранные авторы не могли дать этого типа исполнител€, в самой «ападной ≈вропе он, в сущности, народилс€ лишь в эпоху романтизма и теснейшим образом св€зан с вагнеровской реформой, но и этот тип Ђвагнеризированногої певца не был тем, который пришелс€ бы по вкусу русскому слушателю, особенно в непосредственной и стихийно чувствующей ћоскве. “ут именно нужен был актер-певец, национального типа, с национальным репертуаром и Ђнатуралистическийї подход к исполнению, и {405} символическа€ драма ¬агнера совершенно не удовлетвор€ла русского слушател€.

“о обсто€тельство, что в этом пункте Ѕольшой театр и вс€ вообще казенна€ сцена пошла навстречу требовани€м вкуса публики, было естественным €влением. ѕри взаимном содействии русского оперного творчества национального направлени€ и вновь создавшегос€ в этих услови€х русского певца тоже национального типа, с уклоном, как и русска€ опера, в сторону художественного натурализма и с предпочтением, оказываемым драматической стороне исполнени€ перед чисто вокальной, Ч укрепились на сцене Ѕольшого театра и русский репертуар, и постепенно отмерли старинные наслоени€ традиций, клонившиес€ к предпочтению всего иноземного перед русским. –усска€ музыка прочной ногой стана на сцене крупнейшего оперного театра Ч это событие приблизительно стало уже свершившимс€ фактом к концу XIX века, примерно к восьмидес€тым годам, и к тому времени и русское оперное творчество уже было достаточно богато произведени€ми мирового значени€, как оперы √линки, ћусоргского, –имского- орсакова, –убинштейна, „айковского.

Ќо большой театр был не только оперным, но и балетным, и тут уже гегемони€ казенной сцены перед всеми остальными была совершенно обеспечена. ≈сли в последние годы XIX века существовали частные оперные {406} сцены, особенно сильные в ћоскве, которые Ђкак-тої могли конкурировать с Ѕольшим театром, хот€ бы в смелости намерений и в большей пр€молинейности Ђнациональнойї политики в искусстве, то с балетом казенной сцены, одним из первых, если не первым в ≈вропе, никто т€гатьс€ ни в каких отношени€х не мог. Ѕалетна€ монополи€ казенной сцены была всепоглощающей и базировалась на подлинном художественном превосходстве сил и на тщательной культуре этого искусства, дл€ которого существовали специальные школы при театре, чего оперное искусство не удостоилось, ибо оперных школ при театрах не было, хот€ они были бы не менее нужны. Ќо балетное искусство тоже теснейшим образом спа€но с музыкой, и эта спа€нность возрастает со временем.

Ќесомненно, что именно огромные художественные и технические качества балетной сцены казенного театра были привлекательным поводом дл€ того, чтобы русские композиторы заинтересовались вообще самой формой балета. ѕрисутствие сильной балетной труппы в казенной сцене было отчасти причиной того, что русска€ опера вообще уже облигатно включала в себ€ балетные номера и танцы Ч почти нет ни одной русской оперы, в которой балет не фигурировал бы в качестве вводного или органического эпизода, Ч это было необходимостью Ђспектакл€ї. Ќо специальные Ђбалетыї, написанные не {407} ремесленниками-капельмейстерами дл€ нужд балетного спектакл€, а даровитыми и гениальными авторами, Ч по€вл€ютс€ уже позднее, во вторую половину XIX века. –убинштейн, а за ним „айковский были пионерами этого стил€. »нтересно, что это было в сущности одним из про€влений Ђакадемическогої течени€ в русской музыке, про€влением того самого музыкального Ђпрофессионализмаї, который, как известно, внесен в русскую музыку именно –убинштейном, а укреплен могучим творчеством „айковского. јлполиническое искусство балета как-то не гармонировало с идеологией раннего русского {408} национального романтизма; балет проник в сознание композитора только тогда, когда эта националистическа€ волна несколько схлынула, и представител€ми балетного жанра композиции €вл€ютс€ как раз не типично национальные по музыке, полу академические авторы Ч –убинштейн, „айковский, их эпигоны Ч  орещенко и √лазунов.

¬ случае балетного искусства Ѕольшой театр был ареной, косвенным образом способствовавшей расцвету русской композиции, благодар€ наличию в его составе лучших исполнительских сил этой области, несоизмеримых по качеству с иными подобными силами. ясно, что именно потому и развилась в –оссии сильна€ балетна€ композици€, Ч и все наличные силы этой композиции устремились совершенно недвусмысленно на казенные сцены (б. ћариинскую и Ѕольшой театр), игнориру€ остальные. “от контакт, который с самого начала существовал между оперой и балетом, который составл€л в ней часть общего спектакл€, часть почти об€зательную, Ч сильно облегчал зарождение этого стил€, Ђсерьезного балетаї, развившегос€ почти в симфонических формах и в этом смысле существенно отличающегос€ от западноевропейского балета, имевшего по большей части музыку более простого и менее об€зывающего стил€. —имфонический балет русского искусства, созданный исключительными балетными услови€ми русской казенной сцены, €вл€етс€ наиболее комплексным, наиболее развитым €влением этого типа, и именно благодар€ его по€влению стали возможны и самые последние €влени€ в этой же области, достигнутые на западной почве, как балеты –авел€ и ƒебюсси, или новый балетный стиль наших соотечественников —травинского или ѕрокофьева. ќсновными импульсами, породившими эти направлени€ в искусстве, самый стиль симфонизма в балете, те новые требовани€, которые предъ€влены были к этому искусству, Ч все это теснейшим образом св€зано с нашей оперной сценой.

Ќередко наличие тех или иных исполнительских сил, будь они вокальные или балетные, на нашей Ѕольшой сцене, сами по себе служили импульсами, продвигавшими и вдохновл€вшими творчество композитора. Ќам известно немало биографических данных, когда целые оперы и балеты, не говор€ уже об отдельных номерах из них, задумывались и творчески осуществл€лись исключительно благодар€ наличию в труппе Ѕольшого театра Ђподход€щихї исполнителей, которые, по мнению композитора, способны были вместить и реализовать его замыслы. “ак, многое в творчестве √линки было задумано благодар€ наличию в тогдашней труппе певицы ¬асильевой (ѕетровой), обусловившей колоратурный характер партии јнтониды, и благодар€ присутствию знаменитого баса ќ. ѕетрова, этого прообраза будущего Ўал€пина. –оль ћельника в Ђ–усалкеї ƒаргомыжского создавалась тоже под впечатлением игры и стил€ исполнени€ того же знаменитого певца. ѕримеров такого рода можно было бы привести очень много. »сполнительские силы театра одним своим присутствием оплодотвор€ли творчество русского композитора и указывали ему контуры стил€ творчества.

ѕомимо всего того, в долгие годы до основани€ ћузыкального общества, когда Ѕольшой театр, как мы уже говорили, был единственным очагом музыкальной культуры ћосквы, и даже еще долгие годы потом, уже при наличии ћузыкального общества, Ч Ѕольшой театр, как и его собрат Ч б. ћариинска€ сцена, были в сущности первыми пионерами русского —имфонизма. ¬едь в то врем€ оркестр театра был почти единственным спа€нным оркестровым организмом. ¬се, что можно было исполн€ть Ђоркестровогої, могло быть исполн€емо только при полном или частичном содействии оркестра Ѕольшого театра.  оличество оркестровых музыкантов в ћоскве не было никогда особенно значительным, больша€ часть их сосредоточена была кругом этого старейшего музыкального очага. –анее всего остального Ѕольшой театр обратилс€ к симфонизму, как к составной части оперного представлени€, и это симфоническое €дро, им созданное, как в несколько меньшей степени и хоровое €дро, {409} внутри его образовавшеес€ (хор Ѕольшого театра), Ч на долгое врем€ и вплоть до наших дней сохранило свое центральное значение дл€ симфонического мира ћосквы.

Ёто значение почти никогда существенно не убывало. ћожно было бы почти точно сказать, что ћосква обслуживалась одним основным оркестром даже в периоды расцвета музыкальной жизни в ней. Ётот единственный оркестр был оркестр Ѕольшого театра дл€ ћосквы. ƒаже если образовывались иные оркестровые коллективы, то почти всегда {410} они имели общие с этим основным оркестровым €дром группы. Ћишь на немногие моменты ћоскве удавалось создать оркестры, независимые от Ѕольшого театра (оркестр  усевицкого), но и то эта позици€ была €вно неустойчивою. »так, можно сказать без вс€кого преувеличени€, что именно оркестр Ѕольшого театра вынес на своих плечах всю симфоническую культуру нашей столицы, вынес и все брем€ музыкального просвещени€ в симфонических масштабах. –усское ћузыкальное общество пользовалось €дром этого коллектива дл€ своих концертов, как и оркестр Ђ‘илармонииї, как и на первых порах концертное предпри€тие  усевицкого, как и теперь мы имеем в де€тельности наших концертных учреждений всю ту же неминуемую ставку на оркестр Ѕольшого театра, который вобрал в себ€ все лучшее, что имеетс€ в столице в смысле оркестровой виртуозности.

ѕричина такого исключительного положени€ этого оркестра и такого исчерпывающего значени€ его в деле симфонической музыки в ћоскве заключалась именно в том, что этот коллектив механически впитывал в себ€ все лучшее, что по€вл€лось в области оркестровой игры. Ќи один выдающийс€ скрипач не {411} прошел мимо пульта концертмейстера этого оркестра, никакой виртуоз на инструменте, какой бы он ни был, не миновал участи€ в этом коллективе. ќн сосредоточил в себе виртуозов, солистов на всех инструментах ансамбл€ и потому, конечно, стал в положение, Ђнесравнимоеї с положением любого иного коллектива. ≈го преимуществом была его спа€нность. ≈жедневна€, посто€нна€ работа коллектива срастила его в единый организм, в насто€щий Ђансамбльї в точном смысле этого слова, и никакой иной коллектив просто не мог иметь Ђслуча€ї такой ежедневной упорной работы над взаимным сыгрыванием. »сключительные качества этого оркестрового коллектива были многократно засвидетельствованы иностранными дирижерами, которым приходилось дирижировать этим оркестром.

—имфоническа€ музыка в ћоскве была целиком проведена этим оркестром, в его текучем и в то же врем€ посто€нном составе. Ќекоторые артисты этого ансамбл€ принадлежат к таким, которые не имеют себе подобных в ≈вропе. ќт “линкинских рапсодических Ђфантазийї и до поэм —кр€бина Ч вс€ эта работа вынесена на плечах оркестрового коллектива Ѕольшого театра. » даже можно сказать, что сама€ иде€ модного теперь Ђѕерсимфансаї Ч симфонического ансамбл€ без дирижера, могла родитьс€ только в недрах этого спа€нного и сыгравшегос€ вполне коллектива.

„рез свой оркестр Ѕольшой театр имел огромное, исчерпывающее вли€ние на симфоническую музыку ћосквы. Ётот оркестр был как бы мостом, соедин€ющим оперный театр с симфоническим миром. ћы не говорим о тех нередких случа€х, когда сам театр так или иначе выступал в роли пропагатора симфонической музыки, устраива€ в своих стенах симфонические концерты. Ёто было, так сказать, непосредственное вмешательство Ѕольшого театра в симфонический мир, но, кроме этого непосредственного вмешательства, он все врем€ вмешивалс€ помимо своей воли, как владетель единственного сыгранного ансамбл€ симфонических оркестрантов, с которым ни один иной, возникавший в течени€х московской музыкальной жизни, не мог длительно конкурировать.

Ёто значение Ђоркестровогої инструментального центра музыкального мира ћосквы органически простиралось и далее, ибо и камерный, квартетный стиль оказывалс€ включенным в сферу воздействи€ Ѕольшого театра, ибо главнейшие де€тели этого стил€, главнейшие камерные работники ћосквы были не кем иными, как наиболее видными музыкантами того же оркестра. Ќо еще более существенно значение Ѕольшого театра как единственной реальной школы дирижеров в ћоскве.

¬сегда и во всех странах оперна€ сцена была реальной школой дл€ дирижера. ƒирижеры возникали и группировались кругом оперных театров. “ип Ђспециально симфоническогої дирижера возник значительно позднее и с трудом прививалс€ в –оссии, где культура симфонизма не достигла могучего развити€, {412} хоть сколько-нибудь напоминавшего ее развити€, например, в √ермании. Ќаши дирижеры, естественно, и если выступали как симфонические, то обычно всегда при этом были и оперные. ƒаже такие независимые лица, как  усевицкий, Ч как-то стремились в Ѕольшой театр в качестве дирижеров. Ёта Ђшкола дирижеровї в виде оперного театра создаетс€ сама собою и естественным пор€дком. ” нас до сих пор нет насто€щей школы дирижеров, отдельного специального назначени€. Ќаши дирижеры принуждены проходить курс своей техники реально, в живой работе с оперным коллективом. Ёто придало специфически Ђоперныйї колорит всему нашему дирижерскому миру, среди которых так мало специально Ђсимфонических €вленийї ( усевицкий, —афонов, «илоти). Ѕольшой театр был и осталс€ тем местом, в котором зарождаютс€ дирижеры. ќн же был и остаетс€ тем местом, куда они стрем€тс€, как к арене приложени€ своего исполнительского творчества, но куда, к сожалению, их далеко не всегда пускают по заслугам. ƒолгое врем€ Ѕольшой театр именно в области дирижерского искусства придерживалс€ особенно сильной политики Ђпредпочтени€ иностранцевї Ч огромна€ масса дирижеров оказывалась иностранцами (италь€нцами, потом немцами и чехами), и лишь в последние годы XIX века мы наконец замечаем проникновение в этот мир русских уроженцев.

 ак ни велики заслуги иностранных дирижеров перед русским искусством, ибо в итоге именно они разучивали и создавали реальную жизнь русским операм, но, конечно, в итоге нельз€ признать это положение нормальным. Ќекотора€ прирожденна€ косность и нерешительность темперамента русских музыкантов была, наверное, причиной того, что дирижерские руковод€щие места оставались все врем€ вне их сферы вли€ни€. Ќо все-таки нельз€ не указать, что именно Ѕольшой театр выдвинул тут многие существенные и крупные даровани€, некоторые из которых приобрели мировое значение, как например, –ахманинов, и европейское, как например, Ё.  упер. »нтересно, что в этом деле театр играл огромную Ђассимилирующуюї роль. »ностранные дирижеры в нем как-то необычайно прочно оседали и оставались навсегда в –оссии, станов€сь в сущности уже и по культуре Ђрусскимиї дирижерами.  ак бы то ни было, но главна€ масса дирижеров в ћоскве прошла чрез Ѕольшой театр, была как-то подвергнута культуризированию в недрах этого театра, часто имела в его лице свою дирижерскую школу, на которой они воспитались и окрепли, чтобы потом уже выступать в чистой форме симфонизма.

“аковы прочные св€зи, которыми Ѕольшой театр скован с московским в частности и русским вообще музыкальным миром. Ётот мир все врем€ был в контакте вольном или вынужденном Ч все равно, но в определенном контакте с театром, и сам театр этот был как бы центром, породившим московский музыкальный мир и все врем€ вли€вшим на него и тогда, когда этот мир уже перестал быть совпадающим с самим театром. —то лет {413} прошло с тех пор, как этот центр московского музыкального мира существует, иногда его роль была положительной, очень часто и отрицательной, тормоз€щей, сопротивл€ющейс€ живой жизни, но, в конце концов, при наличии этой последней, такие сопротивлени€ не опасны, а только вызывают более энергичные творческие силы. —ейчас, в последние годы, Ѕольшой театр оп€ть начинает играть очень большую роль в московском мире музыки. ћногие организации, возникшие и оспаривавшие у него музыкальную гегемонию, как-то заглохли, другие не смогли возникнуть, симфонический мир теперь оп€ть в плену у театра как владетел€ оркестрового коллектива. ѕосле революции государственна€ лини€ поведени€ сосредоточила в театре в сущности всю жизнь оперы, ибо вр€д ли жизнеспособны частные начинани€ р€дом с государственным органом. “ем более ответственности сейчас, в эти юбилейные годы, выпадает на долю старого очага русской и московской музыкальной культуры. “еатр делаетс€ оп€ть центром музыки, и он должен, особенно теперь, бережно и внимательно отнестись к тем огромным задачам, которые выпадают на его долю. √оды и почти столетие казенного существовани€, лавировани€ между уступками вкусам аристократических и чиновных кругов и между административной косностью, {414} годы, когда этот огромный организм вли€л на русскую музыку, так сказать, Ђстихийної, вопреки и помимо своих намерений, просто одной огромностью своих ресурсов Ч вс€ эта эпоха должна быть сдана в архив вместе со всеми иными реликви€ми старого режима. “еатр должен начать жить более живой и энергичной жизнью, должен обнаружить бодрую реакцию на современность. ќн должен осознать свое положение в новом музыкальном мире, осознать свою миссию и свои функции и проводить их в жизнь. “о, чего не хватало ему ранее, в прежние эпохи должно быть теперь возмещено Ч и первое, что тут есть и требуетс€, Ч это живой контакт с социальной и с художественной современностью. Ќаименованный Ђакадемическимї, он должен восприн€ть это наименование не в трафаретном смысле, а в смысле образцового выполнени€ всех художественных заданий. “рудно и т€жело повернуть эту громоздкую машину на иной свежий путь, но это надо сделать, и чем скорее, тем более выиграет и русское искусство, и русска€ сцена, и авторитет старейшего рассадника музыкальной культуры в ћоскве.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2017-03-11; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 424 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1973 - | 1937 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.