Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СТЕ­НАХ, БУ­МА­ГЕ И ТАК ДА­ЛЕЕ.




 

Аб­дал­лах бин Мас'уд, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- По­ис­ти­не, са­мо­му су­ро­во­му на­ка­за­нию в день вос­кре­се­ния под­верг­нут­ся ху­дож­ни­ки. [208]

Абу Ху­рай­ра, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

"Кто же бо­лее не­спра­вед­лив, чем те, кто ос­ме­ли­ва­ет­ся на по­пыт­ку соз­да­ния че­го-то по­доб­но­го то­му, что соз­дал Я? Пусть по­про­бу­ют они со­тво­рить хо­тя бы зер­ныш­ко или пы­лин­ку..."[209]

Что же ка­са­ет­ся Ибн Аб­ба­са, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, то он пе­ре­дал, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ка­ж­дый ху­дож­ник ока­жет­ся в ог­не и за ка­ж­дое изо­бра­же­ние, соз­дан­ное им, он бу­дет на­де­ле­н ду­шой, ко­то­рая ста­нет под­вер­гать­ся му­че­ни­ям в аду.

Ибн Аб­бас, да бу­дет до­во­лен Ал­лах ими обо­и­ми, ска­зал:

- И ес­ли те­бе обя­за­тель­но нуж­но что-ни­будь на­ри­со­вать, то на­ри­суй де­ре­во или что-ни­будь иное, в чем не со­дер­жит­ся дух. [210]

Все ци­ти­ро­ван­ные на­ми ха­ди­сы ука­зы­ва­ют на за­прет­ность изо­бра­же­ния то­го, в чем за­клю­чен дух, что име­ет от­но­ше­ние как к лю­дям, так и ко всем ос­таль­ным жи­вым су­ще­ст­вам, от­бра­сы­ваю­щим тень или не от­бра­сы­ваю­щим ее, не­за­ви­си­мо от то­го, бу­дет ли речь о на­пе­ча­тан­ных, на­ри­со­ван­ных, вы­ре­зан­ных, вы­се­чен­ных, вы­те­сан­ных, от­ли­тых или выполненных ка­ким-ни­будь иным спо­со­бом изо­бра­же­ни­ях, так как ха­ди­сы, в ко­то­рых го­во­рит­ся о за­прет­но­сти соз­да­ния изо­бра­же­ний жи­вых су­ществ, ка­са­ют­ся всех этих слу­ча­ев.

Му­суль­ма­ни­ну же сле­ду­ет под­чи­нять­ся ус­та­нов­ле­ни­ям ша­риа­та, не пус­кать­ся в спо­ры и не го­во­рить: "Я же не по­кло­ня­юсь это­му и не па­даю ниц пе­ред та­ки­ми изо­бра­же­ния­ми!" Ведь ес­ли ра­зум­ный че­ло­век по­раз­мыс­лит хо­тя бы об од­ном из дур­ных по­след­ст­вий рас­про­стра­нен­но­сти по­доб­ных изо­бра­же­ний в на­ше вре­мя, ему сра­зу ста­нет яс­ной при­чи­на на­ло­же­ния ша­риа­том за­пре­та на соз­да­ние та­ких изо­бра­же­ний. Мы име­ем в ви­ду не толь­ко ве­ли­кий вред, ко­то­рый приносят лю­дям эти изо­бра­же­ния, воз­дей­ст­вуя на них низ­мен­ные инстинкты и воз­бу­ж­дая те или иные же­ла­ния, но и то, что вслед­ст­вие это­го лю­ди на­чи­на­ют со­вер­шать раз­ные не­при­стой­ные по­ступ­ки.

Вви­ду это­го му­суль­ма­ни­ну не сле­ду­ет дер­жать у се­бя до­ма изо­бра­же­ния жи­вых су­ществ, что­бы это не по­ме­ша­ло ан­ге­лам за­хо­дить к не­му в дом, ведь, как из­вест­но, про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ан­ге­лы не по­яв­ля­ют­ся в тех до­мах, где есть со­ба­ки и изо­бра­же­ния. [211]

Тем не ме­нее в не­ко­то­рых до­мах име­ют­ся да­же и скульп­ту­ры, под­час яв­ляю­щие­ся идо­ла­ми, ко­то­рым по­кло­ня­ют­ся не­вер­ные. Ино­гда лю­ди при­ни­ма­ют их в ка­че­ст­ве по­дар­ков, а ино­гда и са­ми ус­та­нав­ли­ва­ют их для кра­со­ты, не­смот­ря на то, что по­доб­ные ве­щи яв­ля­ют­ся бо­лее за­прет­ны­ми, чем что-ли­бо иное.

Точ­но так­же изо­бра­же­ния, вы­ве­ши­вае­мые в тех или иных мес­тах, яв­ля­ют­ся бо­лее за­прет­ны­ми, чем изо­бра­же­ния, скры­тые от люд­ских глаз, ибо они мно­гих при­ве­ли к воз­ве­ли­чи­ва­нию по­доб­ных изо­бра­же­ний, мно­гим до­ба­ви­ли пе­ча­лей и мно­гих вверг­ли в со­стоя­ние са­мо­вос­хва­ле­ния и са­мо­до­воль­ст­ва. И не сле­ду­ет го­во­рить, что эти изо­бра­же­ния слу­жат для под­дер­жа­ния па­мя­ти о ком-ли­бо, по­сколь­ку на­стоя­щая па­мять о ка­ком-ни­будь до­ро­гом или близ­ком че­ло­ве­ке из чис­ла му­суль­ман долж­на со­хра­нять­ся в серд­це че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му сле­ду­ет об­ра­щать­ся к Ал­ла­ху с прось­ба­ми о про­ще­нии и ми­ло­сти для тех, кто ему бли­зок.

Из это­го сле­ду­ет, что все изо­бра­же­ния сле­ду­ет вы­бро­сить или унич­то­жить за ис­клю­че­ни­ем тех, с ко­то­ры­ми это бу­дет за­труд­ни­тель­но сде­лать. Речь идет, на­при­мер, о тех изо­бра­же­ни­ях, ко­то­рые име­ют­ся прак­ти­че­ски на всех кон­серв­ных бан­ках, или же о кар­тин­ках и фо­то­гра­фи­ях, имею­щих­ся в сло­ва­рях, по­со­би­ях и про­чих по­лез­ных кни­гах. Од­на­ко стре­мит­ся сле­ду­ет и к это­му, опа­са­ясь то­го, что сре­ди них мо­жет ока­зать­ся не­что не­по­зво­ли­тель­ное. Мож­но ос­та­вить так­же не­об­хо­ди­мые фо­то­гра­фии, на­при­мер, фо­то­гра­фии на удо­сто­ве­ре­ни­ях лич­но­сти и про­чих до­ку­мен­тах. Не­ко­то­рые му­суль­ман­ские ав­то­ри­те­ты раз­ре­ша­ют так­же хра­нить изо­бра­же­ния, к ко­то­рым не вы­ка­зы­ва­ет­ся ни­ка­ко­го поч­те­ния, на­при­мер, изо­бра­же­ния, ис­топ­тан­ные но­га­ми, а Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

- Бой­тесь же Ал­ла­ха, как мо­же­те... [212]

 

 

ЛОЖ­НЫЕ СО­ОБ­ЩЕ­НИЯ ОБ УВИ­ДЕН­НОМ ВО СНЕ.

 

Не­ко­то­рые лю­ди спе­ци­аль­но рас­про­стра­ня­ют вы­мыш­лен­ные ими рас­ска­зы о ви­де­ни­ях или же снах, ко­то­рые они на са­мом де­ле не ви­де­ли, де­лая это для по­лу­че­ния ка­ких-то целей, или же­лая про­сла­вить­ся сре­ди лю­дей, или стре­мясь за­ра­бо­тать та­ким спо­со­бом день­ги, или на­де­ясь с по­мо­щью это­го за­пу­гать тех, с кем они вра­ж­ду­ют, или же пре­сле­дуя ка­кие-ни­будь иные це­ли. При этом сле­ду­ет учи­ты­вать, что мно­гие про­стые лю­ди ве­рят снам и с лег­ко­стью под­да­ют­ся об­ма­ну.

Од­на­ко сле­ду­ет учи­ты­вать так­же и то, что по ад­ре­су со­вер­шаю­щих по­доб­ные по­ступ­ки бы­ли вы­ска­за­ны серь­ез­ные уг­ро­зы, по­сколь­ку из­вест­но, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и приветствует, ска­зал:

- По­ис­ти­не, к ве­ли­чай­шим ви­дам лжи от­но­сят­ся сло­ва то­го, кто лжет, на­зы­вая ко­го-ли­бо сво­им от­цом, за­яв­ля­ет о том, что сам ви­дел то, че­го он на са­мом де­ле не ви­дел, и при­пи­сы­ва­ет по­слан­ни­ку Ал­ла­ха те сло­ва, ко­то­рых он ни­ко­гда не про­из­но­сил. [213]

Со­об­ща­ет­ся так­же, что по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зал:

- Ес­ли че­ло­век ста­нет рас­ска­зы­вать дру­гим о сно­ви­де­ни­ях, ко­то­рых он на са­мом де­ле не ви­дел, на не­го бу­дет воз­ло­же­на обя­зан­ность свя­зать в узел два яч­мен­ных зер­на, че­го он ни­ко­гда сде­лать не су­ме­ет... [214]

Яс­но, что сде­лать это не­воз­мож­но, но имен­но та­ким бу­дет воз­дая­ние лю­дям, рас­про­стра­няю­щим по­доб­ные из­мыш­ле­ния.

 

 

ПО­СТУП­КИ ТЕХ, КТО СА­ДИТ­СЯ НА МО­ГИ­ЛЫ,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-03-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2298 - | 1985 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.