Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 8. Страдание и Сострадание 197





 


делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают неудовольствие».

9. На семинаре мнения студентов по поводу известного высказывания
Аристотеля «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через
страдания» разделились. Часть студентов соглашалась с этим утверждени­
ем, считая, что страдание делает человека способным к состраданию. Дру­
гие полагали, что страдание озлобляет и вызывает желание причинить та­
кие же страдания другим. Третьи же считали, что способными к состраданию
могут быть и люди, не перенесшие страдания. Как Вы думаете, от чего
зависят различия во взглядах студентов на страдание и сострадание?

10. Ниже мы приводим высказывания студентов Белорусского коммер­
ческого института управления и предлагаем Вам выразить свою точку зре­
ния на роль страдания в жизни человека.

Е.М.: «Страдание обязательно должно присутствовать в жизни челове­ка, чтобы он в полной мере мог ощутить прелесть радостных, счастливых моментов в своей жизни... Только в страдании человек-до конца познает себя, свой внутренний мир, свое Я, то, что его окружает».

О.С: «Если у человека не было страданий, он не может понять другого, его страданий. А если человек страдал сам, он понимает страдания другого. Если же ты можешь понять другого человека, его боль, то это в человеке его лучшее качество, без этого качества ты не человек».

С.К.: «Лучший учитель — страдания, неудачи, ошибки, так как на них мы задерживаем свое внимание больше, чем на хорошем».

И.К.: «Я согласна с Аристотелем, ибо человек, не познав зла, не будет знать и добра; не будучи бедным — не будешь знать, что такое бедность, не будучи больным — не будешь представлять мук болезни... Все познается в сравнении. Не зная горя, нельзя узнать и счастья, тем более сделать счаст­ливым кого-то».

И.М.: «А ведь, не познав мук страданий, невозможно понять и осознать счастье. К спокойствию, отсутствию мук и страданий можно привыкнуть, и тогда осознание счастья утрачивается. Разве не так? Встряски тоже иногда полезны!»

И.Д.: «Страдание — необходимый элемент жизни. Как гончар мнет гли­ну, придавая ей необходимую форму, так и жизнь формирует человека. Жизнь полна трудностей и страданий, и их преодоление воспитывает у человека мужество и красоту духа... Хотя и не всегда...»

К.М.: «А я считаю, что несчастья делают человека или лучше, или оз­лобляют его. Все зависит от самого человека, от силы его души, характера. Одни, страдая, учатся жить, понимать, сочувствовать, другие озлобляются, начинают завидовать тем, у кого все хорошо, ненавидят их. Конечно, трудно не «сломаться», когда ничего не получается, когда идет беда за бедой. И толь­ко когда ты видишь, что у кого-то такое же положение, как у тебя, то это где-то в душе тебя успокаивает. Человек с сильной волей, духом, с чистой ду-


шой постарается перебороть в себе это чувство, слабый же будет радоваться чужому страданию, отравлять жизнь счастливых своей завистью и злобой». И.Ф.: «У каждого человека в определенный период жизни наступает момент, когда он сознательно и обостренно чувствует формирование свое­го Я. Происходит это под влиянием различных факторов, среди которых страдание занимает не последнее место. Страдание — это состояние души, проявляющееся особенно сильно в определенных жизненных ситуациях. Например, при разлуке с любимым человеком или смерти близких. Вот тогда наступает это состояние «одиночества мыслей». Внутри личности происходят перемены, изменяется отношение ко внешнему миру и к окру­жающим тебя людям, к жизненным принципам и ценностям. Иногда зада­ешь себе вопрос: «Какая боль сильнее — физическая или моральная?» Так вот, страдание и есть та моральная боль, которая меняет внутренний мир человека и делает его мудрее. Отрицательная черта страданий в том, что это состояние может вызвать психическую болезнь. Поэтому не стоит загонять себя в «угол», из которого трудно найти выход. Необходимо жить дальше. Ведь у каждого человека жизнь такая, какой он ее видит».


Гдава 9. Долг и Совесть _____________ Ш


Глава 9.

Долг и Совесть

Если я не стою за себя, то кто встанет за меня? Если я только за себя, то кто я?

Талмуд

Долг и Совесть — это так называемые «личностные категории морального сознания» (О.Г. Дробницкий): с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в мораль­ные проблемы конкретного индивида. Они образуют морально-пси­хологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответствен­ностью личности.

9.1. Долг - императив моральной регуляции

Долг есть принятая личностью необходимость подчиняться об­щественной воле. Нравственный долг — это превращение требо­ваний общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является обще­ственный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к дру­гим людям и самому себе.

Общественная ориентированность долга, как правило, вызывает внут­реннее сопротивление личности: ведь, по сути, долг ограничивает ее сво­боду, противостоит ей, превращает жизнь человека в цепь обязанностей, требует от него подчинять личный интерес интересам других людей, исповедовать «этику жертвенности». Особенно четко прослеживается жесткая обязательность долга у Канта: его «чистый долг» не допускает никаких сомнений в том, что «можно» и чего «нельзя» делать, а катего­рический императив вменяет человеку в обязанность служить добру. Однако, на наш взгляд, эти жертвенность и авторитарность — кажущи­еся. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что если вклю-


чить в действие «золотое правило» нравственности, то все становится на свои места: я должен потому, что другой должен мне, и, следовательно, мой личный интерес обеспечивается долженствованием другого, поскольку я, в свою очередь, должен соблюдать его интерес.

Долг не тождественен обязанности: простое исполнение обязанно­стей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обога­щает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованнос­тью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долгэто нравственная обязан­ность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Поэтому общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей,, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приво­дит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга. Американский социолог В. Бэрри отмечает: «Людям необходимо не только понимание долга по отношению друг к другу, но нечто большее, чувство долга, возникающее при социальной близости».

Чувство долга... Каждому ли из нас оно знакомо? Относимся мы к сво­ему долгу как к естественной жизненной необходимости или выполняем его с ощущением досады, недовольства, тяжкой обязанности? Стремим­ся вовсе уклониться от его исполнения или фанатично преданы ему? Здесь возможны самые разные оттенки чувств.

Важнейшим «свойством» долга является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания необходимости, справед­ливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольнос­ти: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Конечно, многое зависит от ситуации, но подлинно моральным долгом, безус­ловно, является свободное следование общественно необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от каких-либо внешних и внутренних принуждений.

Н.А. Добролюбов писал: «Не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как «нравственные вериги», а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего,


Щ ________________ Раздел III. Высшие моральные ценности


Глава 9. Долг и Совесть


 


кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процес­сом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Люди нравственного долга активны, деятельны, они не могут рав­нодушно проходить мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедли­вости и активно утверждают в жизни добро..Нравственный долг побуждает человека к активной гражданской позиции, развивает в нем чувство личной сопричастности всему происходящему в мире и выражается в стремлении вносить посильный вклад в общее дело. Таков, например, доктор Устименко из трилогии Ю. Германа «Дело, ко­торому ты служишь». Человек самоотверженный, он служит своему долгу с полной самоотдачей, но без всякой жертвенности. Для него это есте­ственный способ существования и самовыражения. К таким людям от­носятся и многие реальные действующие лица нашей истории. Дисси­денты 1960-70-х годов, А. Д. Сахаров, сегодняшние правозащитники шли и идут на риск в соответствии со своим пониманием нравственного дол­га человека и гражданина.

Однако есть и другой тип людей: они прекрасно знают о суще­ствовании и содержании общественного долга, но равнодушны к нему, воспринимают его как нечто чуждое, внешнее по отношению к ним. Такому человеку «плевать на все», он «никому ничего не должен». Он «не понимает», что требование лучшей жизни предполагает и «отдачу долга» — лучший труд, творческое и добросовестное отношение к делу. Он прикидывается «винтиком», от которого «ничего не зависит», и ук­лоняется от гражданского и политического выбора.

Наряду с людьми, отрицающими любой долг или уклоняющими­ся от его выполнения, есть люди, напротив, испытывающие трудно­сти от принятия и признания множественности долгов и необхо­димости выбирать, какой из них надлежит выполнить в первую очередь. Дело в том, что, будучи включенным в систему различных отношений, человек попадает в зависимость от многих людей, и как результат — оказывается «должен» всем. Поэтому существует на­стоящая «иерархия» долгов: долг перед обществом, перед коллек­тивом г перед семьей, отдельно — перед женой, матерью, детьми, пе­ред «ближними» — друзьями, наконец, перед самим собой.


 

 


Ну, а если эти долги не просто «выстроены по росту», если они, к тому же, носят взаимоисключающий характер (скажем, сыновний долг и долг перед женой; или: ты должен идти на занятия, а товари­щу требуется твоя помощь)? Что предпочесть? В этом случае реша­ющее слово принадлежит совести.

9.2. Совесть - «другая сторона» долга

Совесть вполне правомерно назвать другой стороной долга, еще более личностным и сильным «внутренним голосом» нравственного действия. Совесть — это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в об­ществе нравственным нормам. Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим мораль­ным предписаниям — божественным и человеческим. Это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служа­щие ему руководством в выборе поступков и источником такой линии жизненного поведения, которая характеризуется определенной цель­ностью и устойчивостью. Именно поэтому совесть и выполняет функ­цию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом.

В качестве такого регулятора она действует, во-первых, как побу­дитель, направляя нас на соблюдение нравственных требований, со­здавая некоторую положительную психологическую установку; во-вторых, она может действовать как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая нас за предполагаемый выбор, за намечае­мое поведение; в-третьих, совесть может говорить в нас во время действия, корректируя его; в-четвертых, она всегда несет в себе мо­ральную оценку наших поступков, вызывая соответствующие нрав­ственные переживания.

Последнее обстоятельство особенно важно. Совесть формирует­ся на основе моральных, требований среды и отражает их объектив­ный характер. Но она, прежде всего, личностная оценка фактов, выражение нашего субъективного отношения к морально оценива­емому явлению.

Л. Фейербах писал: «Голос моей совести — лишь эхо болезненного крика человека, который, обижая другого, обижает самого себя». Понятие совести он теснейшим образом связывал с состраданием. Он был убежден, что совесть есть не что иное, как сострадание, но обостренное сознанием того,


Ж ________________ Раздел Ш, Высшие мораль ные ценности

что ты и есть виновник страдания другого. «Тот, кто не имеет стремления к счастью, не знает и не чувствует, что такое несчастье, следовательно, не имеет никакого сострадания к несчастным; а кто не ощущает удвоенного, обострившегося и увеличивавшегося страдания в том случае, если он со­знает, что сделал другого несчастным, тот не имеет совести», — считал он. Иначе видит природу совести 3. Фрейд. Он обращается к легенде, согласно которой в далеком прошлом над первобытной ордой возвы­шался отец-тиран, не знавший ограничений в удовлетворении инстинк­та сладострастия. Однажды его сыновья, взбунтовавшись, разрывают отца на куски и пожирают их, поглотив одновременно и часть его гроз-- ной личности, которая в течение всей их дальнейшей жизни вниматель­но следит за ними и порождает в них чувство вины. Развитие каждого человека в миниатюре повторяет этот сюжет. Поэтому конфликт между бессознательными влечениями и моральными запретами обрамляет, по Фрейду, всю жизнь человека, получая выход в смутной неудовлетворен­ности, страдании и страхе. При этом человек даже не осознает, чего он боится. Все это выливается в невроз, который проявляется в угрызени­ях совести, меланхолии или желании покончить с собой. Совесть, таким образом, расценивается Фрейдом как особый вид невроза, как ярмо, пре­вращающее человеческую жизнь в цепь мук и страданий.

Гуманистическая этика оценивает природу совести не так мрач­но. Рассматривая ее в более широком контексте человеческих отно­шений, она устанавливает органическую связь совести с понятиями долга и ответственности, а через них — с добром и злом.

9.3. Соотношение долга и совести

Взаимосвязь между совестью и долгом носит весьма сложный характер. С одной стороны, они образуют единый морально-психоло­гический механизм регуляции поведения личности, в котором совесть выступает в качестве основания для выполнения долга. С другой сто­роны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порож­дающиеся, как правило, несовпадением целей и интересов личности и общества. Вопрос о правоте совести или долга зависит от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.

Так, в условиях борьбы с фашизмом физики-ядерщики всего мира стре­мились к созданию атомной бомбы, видя в этом свой первейший граж-


Глава 9. Долг и Совесть

данский долг. Применение же ее при бомбежке Хиросимы и -Нагасаки стало для многих из них сильнейшим нравственным потрясением, заста­вившим пересмотреть свое понимание долга. Голос совести побудил деятелей науки выступить против ядерного вооружения и организовать знаменитое Пагуошское движение ученых в защиту мира. Или, напри­мер, что было делать молодому советскому солдату, воевавшему в Афга­нистане: выполнять «интернациональный долг» или прислушаться к го­лосу совести, не позволяющей посылать снаряды в дома, где прячутся дети и старики? И как жить потом, если на твоей совести — жизни мирных граждан, виновных лишь в том, что они — афганцы, оппозици­онно настроенные по отношению к советскому режиму?

Противоречивость долга и совести — проблема не только исто­рическая, но и актуальная, мучительно сказывающаяся на судьбах наших современников. Она по-разному решается авторитарной и гуманистической этикой. Авторитарная совесть — это грозный го­лос внешнего авторитета, ставший регулятором собственных дей­ствий, когда суждение и поведение соотносятся, в первую очередь, с велениями авторитета и долга. Главной добродетелью здесь будет послушание, исполнительность («я только выполнял приказ»), а глав­ной виной — самостоятельность, непослушание, которое порождает чувство вины и угрызения совести. В гуманистической же этике развитое чувство совести выражается в способности к верной оцен­ке фактов и собственной роли в том или ином действии, в способно­сти соотнести это действие с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла и в переживании по этому поводу. Это различие в понимании совести в авторитарной и гуманистической этике Э. Фромм обозначил следующим образом: «Есть не только отцовская, также и материнская совесть. Есть голос, который пове­левает нам исполнить наш долг; и есть голос, который велит нам любить и прощать других людей и самих себя».

9.4. Совесть как страж нравственности и добра

В русском языке слово совесть (со-весть) произошло от старо­славянского «себя ведать», «себя знать». Мы обязаны знать, к чему готовим себя в предвидении критических ситуаций, что было в нас в момент совершения поступка и что после — в раздумьях и пере-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 848 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2456 - | 2271 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.