Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 8. Страдание и Сострадание 187





 


которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». И тогда мы тоже испытываем глубокое нравственное страдание.

Таким образом, вопрос о причине страданий в самом общем виде связан с проблемой добра и зла. Вопрос же о смысле страданий связан с вопросом о смысле жизни, о том основном призвании, пред­назначении, «задании», ради которого живет человек (это предназна­чение может быть как подлинным, так и мнимым, иллюзорным): на­сколько человек следует смыслу своего жизненного пути или уклоняется от него. В связи с этим можно поставить и другой воп­рос: к чему приводит страдание, не приносит ли оно благих плодов, которые оправдывали бы его. Оказывается, с этой точки зрения, стра­дание может стать школой жизни.

Попробуйте проверить это утверждение на собственном жизненном опы­те. Во-первых, страдание, испытанное нами вслед за каким-либо нашим дурным поступком, учит нас правде и справедливости, подтверждая наличие нравственного закона в жизни. Например, я обидел человека, а вскоре и сам испытал горечь обиды от другого. И это страдание на­помнило мне о том, которое причинил я. Подобного рода страдания практически обращают нас к «золотому правилу» нравственности: не делать другому того, чего не желаешь себе. Во-вторых, страдание очи­щает душу. В Библии сказано: «Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления...» Об этом говорил и Дристотель: «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Наконец, великий писатель — исследователь страда­ния Ф. М. Достоевский всем своим творчеством утверждал, что потреб­ность человека в очищающей скорби так велика, что часто он сам ищет возмездия, наказания, страдания, лишь бы успокоить свою совесть. В-тре­тьих, страдание облагораживает человека, являясь для нас источником огромных нравственных ценностей: оно приводит нас к вере, любви, духовной силе. Страдание делает нас снисходительными к другому, вос­питывает чуткость к чужому горю, понимание человеческой души. Из страдания человек, как правило, выходит крепче, т.к. оно закаляет волю, развивает выдержку, настойчивость. В-четвертых, страдание не только делает нас лучше, но вырабатывает в нас способность делать лучше других, ибо оно дает не только силу, но и мудрость, способность воздей­ствовать на других. А «чтобы разбивать словом жесткую скалу челове­ческого сердца, нужно самому испытать, что значить иметь разбитое сердце. И ведь не то страшно, когда сердце разбивается, а — когда оно превращается в камень» (В. Марцинковский).


Рассмотренные нами возможности влияния страдания на нрав­ственный облик личности не проявляются автоматически, то есть стра­дания вовсе не обязательно «очищают», «облагораживают» и т.д. Они, эти возможности, могут быть не использованы или вовсе не вос­требованы человеком. Таким образом, смысл страдания в том, слу­жит ли оно смыслу бытия человека, самовыражению и самоутверж­дению личности. Если да, то человек способен даже благословлять страдания и сознательно искать их. Для него жизнь без страданий бессмысленна, а «страдание — святая благодать» (В. Жуковский), к которой следует стремиться, как считал, например, А.С. Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Однако далеко не все люди так относятся к страданию. Многие бывают раздавлены им, и тогда оно вызывает у гшх страх и проклятия.

8.3. «Патософия» — мудрость о страдании

От чего зависит разная реакция на страдание? И в чем истинная «мудрость о страдании», которую можно назвать «патософией» (В. Марцинковский)? Она заключается не в одном лишь анализе страдания и умении объяснить его смысл и причины, но главное — в умении его побеждать, мудро овладевать им. Ив этом — одна из главных задач жизни, ибо принять жизнь — значит принять стра­дание, а уметь жить — значит уметь страдать, считают сторонники патософии.

Практически мы реагируем на страдание двояко: или мы бежим от него, или принимаем его. Реакция на страдание, модель нашего поведения зависит от нашего понимания страдания, нашего отно­шения к нему.

Если страдание воспринимается как неизбежность, связанная с несправедливостью и безысходностью, то естественное стремление человека — бегство от страдания. Причем формы этого бегства могут быть самые разные — от ухода в нирвану путем внутреннего самосовершенствования (как в буддизме) или искусственным, лож­ным путем забвения (через алкоголь, наркотики и т.н.) — до пре­кращения страдания путем прекращения самой жизни — через са­моубийство (суицид).

Отношение к самоубийству всегда было разным в различных культурах и

системах морали. Многие восточные религиозно-этические учения пред-


188 ________________ Раздел III. Высшие моральные ценности

писывали неизлечимо больным людям и старикам во избежание страданий уходить в горы или пустыню и там искать смерти. «Лучше достойная смерть, чем недостойная жизнь», — учили стоики. Христианская религия всегда резко отрицательно относилась к самоубийству — с одной стороны, как к попытке избежать уготованной Богом участи, с другой — как к утра­те веры во всемогущество и благую волю Бога. Самоубийство считалось грехом, а самоубийц даже не хоронили на кладбищах в освященной земле. Поэтому сегодня религия отрицательно относится и к эвтаназии — доб­ровольному уходу из жизни в случае неизлечимой болезни, сопровождаю­щейся мучительными страданиями, на облегчение которых нет надежды. Не только религиозный запрет должен останавливать страдающего человека на пути к самоубийству, но и соображения рационального ха­рактера, определяемые индивидуальным мировоззрением и системой ценностей. Эти соображения могут быть самыми разными: выход ли это, нет ли другого способа решения проблемы? Не малодушие, не сла­бость, не трусость ли выбор самоубийства? Наконец, мысли о других — ведь каждый из нас кому-то нужен, и наш уход будет еще большим страданием для другого.

Таким образом, вопрос «Имеет ли человек право не только на жизнь, но и на смерть?» остается дискуссионным. И вопрос этот встает обычно, когда жизнь полна страданий (физических или ду­ховных), а страдания эти воспринимаются как несправедливые, не­заслуженные, не имеющие смысла. Именно бессмысленность стра­даний, их несправедливость вызывает обычно отрицательную реакцию и «бегство» от них.

Другое дело, если человек относится к страданию как к заслу­женному, более того, имеющему смысл. В этом случае отношением к страданию становится его принятие, которое, впрочем, тоже может быть разным: можно тупо терпеть, стиснув зубы, а можно преодо­левать или даже преображать страдание.

Если страдание воспринимается как справедливое наказание за
грех или преступление, и человек согласен с этим, согласен «постра­
дать», то его реакция на страдание — смирение и покорность. Но
если он к тому же видит в страдании возможность искупления сво­
ей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с об­
легчением.,-. *

Именно так трактует проблему страдания Ф.М. Достоевский, именно об

этом — его роман «Преступление и наказание»: Раскольников не только






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 643 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.