Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 10. Честь и Достоинство 215





 


жения. Механизмы демократии выступают как социальный инсти­тут по защите прав и свобод, обеспечивающих личности достойное существование.

Новое и новейшее время все больше связывает понятия чести и достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми воз­можностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по со­циальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие. Борьба честолюбий на пути к успеху и престижу — одна из централь­ных тем литературы и искусства. «Путь наверх», сопровождаемый отва­гой и предательством, благородным риском и изощренной жестокостью, прослеживается в произведениях Д. Лондона, Т. Драйзера, И. Шоу, ге­рои которых меряют свое и чужое достоинство именно степенью обла­дания — властью, деньгами, женщинами или славой.

Вместе с тем своеобразное понимание достоинства может вести не только к стремлению добиться собственного успеха, но и к борь­бе с теми, у кого он уже есть: к классовой борьбе, классовой ненави­сти. Марксистская этика не только оправдывала, но и обосновыва­ла правомерность подобного способа утверждения собственного достоинства.

Ф. Энгельс, например, писал, что рабочие, недовольные условиями свое­го существования, «черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти, в неугасимом внут­реннем возмущении против власть имущей буржуазии. Они остаются людьми, лишь пока они исполнены гнева против господствующих клас­сов; они становятся животными, когда безропотно подставляют шею под ярмо и пытаются только сделать более сносной свою подъяремную жизнь, не думая о том, чтобы от этого ярма избавиться». Со свойственной ему бескомпромиссностью взывая к чести угнетенных масс, эту же мысль высказывал В.И. Ленин: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюни текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается доб­рым и хорошим господином, есть холоп, хам».

После победы Октябрьской революции на долгие годы становит­ся нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству


человека. С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, снимающее зависимость достоинства граждан от их происхожде­ния, материального или служебного положения. С другой стороны, все явственнее проявляется то, о чем писатель Дж. Оруэлл с сар­казмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

Формально понимаемое отношение к труду как «к делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на первую ступень пьедестала почета не только действительно заслуженных шахтеров, ткачих, доярок, но и лю­дей, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к компартии. Появляется так называемая «номенклатура» — особый класс должностных лиц, которые требуют (и получают) для себя все возмож­ные почести и привилегии не по реальным заслугам или личным каче­ствам, а «по.списку», по занимаемым должностям. Понятие чести тесно связывается-со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии. Личные же честь и достоинство во внимание не принимались: человека можно было уни­зить, можно было вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять его во всех смертных грехах.

10.2. Кбмплементарность чести и достоинства

Проведенный исторический экскурс позволяет сделать, по край­ней мере, два вывода. Во-первых, понятия чести и достоинства раз­вивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и пред­ставляют наибольший интерес для этического анализа. Действи­тельно, честь и достоинство — категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и. со­страдание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и,отлича­ются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к не­му, то достоинство — объективная ценность личности, которая мо­жет быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь — это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рож­дения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.