Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 8. Страдание и Сострадание





183


 


развитием научного знания; другие с трагической основой жизни, и они не устранимы никакими социальными преобразованиями.

Сострадание Бердяев определяет как «соединение со страдаю­щей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. В этом он видит главный парадокс христианской этики: нужно сочувство­вать и сострадать ближнему, облегчать его страдания и вместе с тем понимать, что страдания эти являются результатом греха. Следует также иметь в виду, что поскольку страдание бывает разным (есть страдание возвышающее и очищающее и есть другое — унижающее и раздавливающее), то и сострадание неоднозначно: оно должно способствовать освобождению человека от второго вида страдания и помогать ему должным образом переносить страдание первого вида. Страдание в этом мире не есть только зло: без него человек превратился бы в животное. Побеждать страдание человек может любовью и творчеством, а облегчается собственное страдание, когда человек начинает испытывать сострадание к другому.

Неожиданный поворот получает идея сострадания у теоретика русского анархизма П. А. Кропоткина. В основу своей этики он кла­дет три принципа: закон взаимопомощи, предполагающий чувство долга, сочувствие, уважение к человеку; принцип справедливости, обеспечивающий равноценность всех членов общества; готовность к самопожертвованию ради другого, базирующуюся на великоду­шии, не претендующем на какую-либо награду. Кропоткин был глу­боко убежден, что только добровольное следование этим принципам может обеспечить человеку счастье бытия, а два из них — закон взаимопомощи и готовность к самопожертвованию — очевидно со­держат в себе способность и необходимость сострадания.

Вместе с тем, как свидетельствует в своей автобиографии «Курсив мой» известная русская писательница-эмигрантка Нина Берберова, уже с начала XX в. сострадание по каплям уходило из реальной жизни: «Люди кругом становились все безжалостнее, и это было за­коном времени, а вовсе не модой, веком, а не днем. Безжалостное в людях нашего времени началось еще в 80-90-х годах прошлого века... «Пожалейте меня!» — но никто уже не умел, да и не хотел жалеть. Слово «жалость» доживало свои последние годы, недаром на многих языках это слово теперь применяется только в обидном, унижающем человека смысле: с обертоном презрения — на фран­цузском языке, с обертоном досады — на немецком, с обертоном иро­ничного недоброжелательства — на английском». То же самое про-


исходило и в русском языке. Помните, с каким пафосом в пьесе «На дне» М. Горький требовал уважения к человеку: «Надо уважать че­ловека! Не жалеть... не унижать его жалостью... Уважать надо!»

И, обнадежив безнадежность, Все воз любя и все простив, Такую проявите нежность, Чтоб умирающий стал жив!.. И будет радостна вам снова Вся эта грустная земля... Жалейте каждого больного, Ему сочувственно внемля.

И все мы, воспитанные на этих словах, испытываем некоторое презрение к жалости, не терпим, чтобы нас жалели, видя в этом уни­жение нашего достоинства. А зря. Ведь одним из коренных значе­ний слова «жалеть» в русском языке является «любить, беречь, за­ботиться». Наверное, именно это имел в виду русский поэт «серебряного века» Игорь Северянин в «Поэзе сострадания»:

Жалейте каждого больного Всем сердцем, всей душой, И не считайте за чужого, Какой бы ни был он чужой. Пусть к вам потянется калека, Как к доброй матери дитя, Пусть в человеке человека Увидит, сердцем к вам летя.

При всем своем поэтическом несовершенстве этот гимн состра­данию несет в себе глубокий этико-философский смысл. Вчитай­тесь внимательнее: о чем здесь говорится? О том, что через состра­дание человек видит в другом человека; что сострадание «обнаде­живает безнадежность» и помогает выжить умирающему; и — что очень важно — тот, кто проявляет сострадание, сам получает воз­можность радоваться на этой «грустной земле».

Удивительно, что эти слова, найденные поэтом 90 лет назад, выражают сегодня основные идеи современных хосписов, в основе которых лежит сострадание и помощь безнадежно больным и умирающим людям.

8.2. «Всеобщий характер страдания»

Рассмотренные взгляды на страдание и сострадание отражают, если так можно выразиться, частно-личностный аспект их понимания, воз­можный еще на рубеже Х1Х-ХХ веков. XX век с его природными и социальными катаклизмами привнес в мир то, что Э. Фромм назвал «всеобщим характером страдания»: «Не следует забывать, что стра­дание — это, пожалуй, единственное эмоциональное состояние, кото­рое является общим для всех людей», — писал он. Состояние, в ре-


184 _______________ Раздел III. Высшие моральные ценности

зультате которого человек начинает воспринимать свои страдания как некую данность, точно «хронический больной, привыкший к сво­ей болезни».

Как правило, причины всеобщего характера страдания коренятся не в са­мом человеке, а в окружающем его мире. Человек живет в определен­ный исторический период, в конкретном обществе и государстве, дей­ствует в сложившейся системе общественных отношений, с детства впитывает культуру и религию своего этноса. Все, что происходит в об­ществе, непосредственно или опосредованно влияет на его жизнь, вызы­вает отклики в его душе. И этими окликами часто бывают страдания. Все формы социального рабства, насильственные попытки перестроить жизнь людей, непрерывные войны, революции, нищета, рост террориз­ма — все это порождает страдания миллионов людей. Так, в результате террора, развязанного сталинским режимом, в 1926-1937 гг. погибли 11 миллионов крестьян. Кроме того, были арестованы и погибли в лаге­рях ГУЛАГа еще 3,5 миллиона человек. Американский исследователь Р. Конквист пишет, что и цифра 14,5 миллиона является заниженной «до самого возможного предела». Сегодня по всему миру, в том числе и в России, фанатики-террористы приносят физические муки и душевные страдания ни в чем не повинным людям и даже детям.

Но не только социальные причины порождают страдания людей. Стихийные силы природы, вызывающие землетрясения, наводнения, опол­зни, извержения вулканов, уносят тысячи жизней, оставляют людей без крова и имущества. А сколько страданий принесли и еще могут прине­сти так называемые техногенные катастрофы! Кровоточащей раной ос­тается для нас Чернобыльская трагедия, последствия которой еще долго будут сказываться на жизни и здоровье наших детей.

Еще в XIX веке Достоевский говорил, что «земля от коры до центра пропитана кровью и слезами», и почти каждый из нас может сказать словами библейского Иеремии: «Я человек, испытавший горе». Страдают все: и те, кто совершил много зла, и невинные дети, и старики, прожившие долгую жизнь, и молодежь, не успевшая еще познать ее. Самое обидное, что страдают зачастую хорошие люди, и чем лучше человек, тем глубже его переживания. Достоевский ут­верждал, что «великие люди испытывают великую грусть».

Реакция людей на страдания может быть самой разной — и в XIX, и в XX веке. XX век лишь осмыслил и обобщил то, что волновало людей и раньше, но именно сейчас стало осознаваться как глобаль-


 


___________________ Глава 8. Страдание и Сострадание __________________ Ш

чая, всеобщая проблема, поскольку страдают все люди. Рассмотрим и мы проблему страдания с позиций его «всеобщего характера».

Люди страдают телом — от холода, голода, болезней, непосильного тру­да; страдают душой — от самих себя и друг от друга, от клеветы, зави­сти и злобы; страдают от общения с людьми, обладающими так называ­емым тяжелым характером; страдают в тоске одиночества и непонятости, в горечи разочарования, муках обманутой любви, в скорби от потери близких. А сколько страданий приносит нам наше бессилие в борьбе со злом! Или муки невыразимости — при желании и вместе с тем неуме­нии выразить себя и быть понятым. Едва ли не самое большое страда­ние, как это ни парадоксально, подчас бывает в отсутствии страдания, когда душевная пустота, бесцельность существования порождают скуку, в которой нет места ни боли, ни горечи, ни тоске, одна беспросветная серая мгла.

Тяжело страдать, но ведь не страдать — значит не участвовать в жизни, быть никчемным, лишним. И поэтому, наверное, можно ут­верждать, что там, где нет страдания — в мещанском самодоволь­стве, сытости, благополучной успокоенности, — там нет настоящей жизни.

Центральным вопросом при анализе проблемы страдания явля­ется вопрос о его Смысле. Человек способен на героические усилия, если он верит.в ценность, цель, смысл своей жертвы. Это укрепляет дух, делает его стойким. Не страшно страдание: только бы цель у него была достойная. Но отнимите у человека веру в смысл его страданий, и у него опустятся руки... И оказывается, что самое тяж­кое в страдании — его бесцельность, бессмысленность.

Важно также понять причину наших страданий, чтобы извлечь из них необходимый жизненный урок и избежать их в другой раз. Одно из возможных определений гласит: «Страдание — это чувство бо­лезненного неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям». Исходя из этого определения, можно установить, что источник страданий заключа­ется или в наших желаниях,или в действительности. В самом деле: или наши желания дурны, злы и противоречат природе вещей в их первозданном виде; или, наоборот, действительность настолько дурна и извращена, что это противоречит нашим добрым желаниям; или, наконец, наша собственная нравственная деятельность противоречит нашим возвышенным желаниям. Как сказано в Библии, «доброго,


Ж






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1047 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.