Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел III. Высшие моральные ценности. Его слова в полной мере могут быть отнесены к менталитету всех восточ­нославянских народов, включая белорусский




Его слова в полной мере могут быть отнесены к менталитету всех восточ­нославянских народов, включая белорусский. В-третьих, сострадание — показатель демократичности общества, способного проявлять человеко­любие, базирующееся на гуманистической этике. Авторитарное же созна­ние и деспотические режимы всегда ополчались против нравственной цен­ности сострадания. (Вспомним, к примеру, высказывания Ницше или бесчеловечные акции германского фашизма по отношению к больным и слабым — скажем, насильственное умервщление пациентов психиатри­ческих клиник, «бесполезных для нации»).

В христианской этике сострадание определяется как сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь. Таким образом, можно говорить о моральной ценности сострадания в двух аспектах.

Первый — это внутреннее сопереживание чужого несчастья. Если мы не в силах ослабить или ликвидировать причину чужой беды реальным делом, мы должны проявить сострадание хотя бы в виде уте­шительных, ободряющих слов, жестов, мимики или даже сочувственного молчания. Так, психологи учат, что рука, положенная на плечо скорбя­щего при утрате им близкого человека, означает разделенное с ним горе, более того, облегчает тяжесть переживаний.

Проявление жалости со стороны других людей помогает страда­ющему легче переносить муки, избавляет от чувства одиночества, покинутости, заставляет проявлять терпение, мужество, выходить за пределы своей боли, думать о других с благодарностью. И даже если страдающий человек сам виноват в собственных бедах, то он нуждается не столько в объяснении причин своего страдания (а мы ведь так любим говорить: «Ну что же, ты сам в этом виноват, раньше надо было думать»), сколько в утешении и сочувствии, в возможно­сти высказать, а иногда и выплакать свою боль и обиду, и быть выслушанным и понятым.

Здесь более всего важно не суровое нравоучение, но понимание и лю­бовь. Ведь страдание, по словам О. Уайльда, это «рана, из которой брыз­жет кровь, лишь только к ней дотронется рука иная, чем рука любви». «Жалеть человека надо», каждого, и даже того, кто низко пал. «Люби человека в грехе его», — говорит у Достоевского старец Зосима. «Ведь каждый грешный человек — это также ты!» — любил повторять знаме­нитый русский юрист А.Ф. Кони.


___________________ Глава 8. Страдание и Сострадание _________________ Ш

Но жалеть и любить надо именно человека, а не его грех, просту­пок, глупость. Заботиться надо о больном, а не о его болезни. Со­страдание должно Помогать человеку, но вместе с тем бороться про­тив зла в нем, соединяя мягкость сопереживания с твердостью противостояния злу, а подчас и с суровой требовательностью, борю­щейся с человеком за человека. Без этого сострадание может вы­литься в гибельную, расслабляющую сентиментальность.

Еще более высокую моральную оценку имеет сострадание вто­рого рода, непосредственно проявляющееся в поступке. Это ак­тивное сострадание, реализующееся в милосердии и благотвори­тельности.

Сегодня, по прошествии восьми десятилетий с момента Октябрьской революции, к нам возвращаются слова и дела, которые отвергались и запрещались социалистическим государством. Считалось, что в обще­стве, где утвердились «отношения дружеской взаимопомощи и товари­щеского сотрудничества», сами понятия «благодеяния» и «благодетель» утратили свой смысл. Неудивительно, что в словарях значение «благо­творительность» определялось через классовый подход: «явление, ис­пользуемое на Западе с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы», явление, которого у нас нет и быть не может.

Почему "так необходимо возрождение практики милосердия и благотворительности сегодня?' Прежде всего, потому, что опыт ис­тории показал, что среди многих причин нравственного кризиса в на­шем обществе не последнее место занимает разрушение системы благотворительности — личной, государственной, церковной. Без нее люди черствеют душой и теряют привычку думать не только о са­мом себе, но и другом. А ведь милосердие нужно в первую очередь тем, кто его проявляет.

Одна из форм милосердия — реальная помощь нуждающимся, умение поделиться с ближним. В обществе всегда будут люди, кото­рые, в силу тех или иных жизненных обстоятельств, не в состоянии сами справиться со своей бедой (престарелые, инвалиды, многодет­ные, больные). Они нуждаются не только в доброжелательном от­ношении, но и в материальной поддержке. Правда, здесь возможен противоположный результат: из благотворительности может выра-

1 Свидетельством такой необходимости является, в частности, обращение специалистов к изучению феномена милосердия как основы нравственного воспитания личности. См.: Станчиц М.А. Этика милосердия. Мн., 1996.


7 Зак. 2152


Т


Раздел III. Высшие моральные ценности


Глава 8. Страдание и Сострадание______________________ 195


 


сти паразитизм, привычка жить за счет других, отказ от самостоя­тельности, активности, предприимчивости.

Благотворительность может быть направлена не только на по­мощь отдельным людям, но и на поддержку искусств, науки, реме­сел. В этом случае она принимает форму меценатства, которое, с одной стороны, способствует развитию культуры, с другой — при­общает к ней самого мецената, что ведет к его нравственному совер­шенствованию.

Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека в Москве, больницы, школы, дома призрения и многое другое были результатом такого рода благотворительности. Современная культура еще больше нуждается в ней. И вкладывание денег в научные проекты, вузы, театры, музеи — - не только одна из форм благотворительности, но и потенциальная фор­ма и показатель духовного роста человека, способного на такое пожер­твование. К сожалению, спонсорство, пришедшее сегодня на смену ме­ценатству, не равно ему в своем бескорыстии, ибо предполагает получение каких-либо льгот или выгод (как правило, связанных с имиджем и бла­госостоянием спонсора), поэтому назвать его благотворительностью в пол­ном смысле слова нельзя.

Милосердие проявляется в умении прощать — «прощать тихо и незаметно» (А. Швейцер). Прощению как форме любви к ближ­нему особенно большое место отводится в христианской этике, кото­рая учит прощать не только «ближнему», но и «дальнему», и даже врагу. Разве заповедь «возлюбите врагов ваших» — не призыв к про­щению? В своих молитвах мы просим Господа Бога явить нам ми­лосердие, простив нам наши грехи. Мы просим прощения у тех, кому причинили страдание; и мы должны уметь прощать тех, кто заставил страдать нас. Ибо Иисус Христос своими страданиями искупил наши грехи.

Не только христианство, но и другие религии высоко оценивают про­щение как форму милосердия. Так, буддийскому далай-ламе принад­лежит высказывание, что наши враги — учителя наши, ибо если бы не враги, то мы бы никогда не научились прощать, проявляя милосердие и сострадание.

Но вопрос о милосердии и сострадании, как и все вопросы в этике, не является простым и однозначным. И здесь возникает ряд про­блем. Одна из самых сложных, которую мы сознательно оставляем


 


открытой: всегда ли и все мы должны прощать «врагам нашим»? Не приведет ли это к безнаказанности и даже поощрению зла?

Проблематичным является и вопрос о границах милосердия и помощи ближнему. Например, та же эвтаназия — помощь в смерти: следует ли облегчать человеку его предсмертные страдания, уско­ряя его уход из жизни? Эвтаназия — сострадание или преступле­ние, добро или зло?

Наконец, вопрос о том, на кого должно распространяться наше сострадание: является ли оно только проявлением отношения чело­века к человеку? Древнеиндийские философские учения, мизантроп А. Шопенгауэр, альтруист А. Швейцер и многие другие были здесь едины: сострадание — это чувство, которое человек — поскольку он человек, должен проявлять ко всему живому. А. Швейцер выра­зил это великолепной формулой — «благоговение перед жизнью», а отказ от сострадания к живому назвал попыткой «замутить есте­ственные источники нравственности».

Сострадание может проявляться по-разному. Важно одно: се­годня оно не просто востребовано, но и становится необходимым.

Вопросы и задания

1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского, что страдание -естественная причина возникновения и развития сознания человека?

2. Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?

3. Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?

4. Как Вы считаете, почему кришнаиты относят к «кругу страданий» не только болезнь, старость и смерть, но и рождение человека?

5. В борьбе со страданием буддизм призывает к нирване, Аристотель -к мужеству, Бердяев — к любви и творчеству. Есть ли другие способы ухода от страдания, и все ли они сохраняют личность?

6. Почему страдание является средством познания других людей?

7. Каким образом сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

8. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:

«Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана».

«Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жес­токость чувствительного — более высокая потенция сострадания».

«Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость: при счастье ближних им нечего






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.