Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Раздел Ш. Высоте моральные ценности





Глава 10. Честь и Достоинство ______________________ Ш


 


соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человечес­кое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое досто­инство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.

Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и соблюдении его прав и свобод: я могу не оказывать человеку чести, почета и уважения, но я обязан считаться с его человеческим достоинством (недопустимость унижения и попрания прав любого человека проистекают именно из этого положения).

Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, на свободу, на собственность. В XX веке эти и другие права были зафиксиро­ваны во «Всеобщей декларации прав человека», гарантирующей человеку достойное существование. К сожалению, государства сплошь и рядом на­рушают эти права, а человек порой и не догадывается о них. Так, унижени­ем человеческого достоинства является прописка или получение разреше­ния на выезд в другую страну, поскольку это — нарушение прав человека.

Однако естественное право человека на признание его достоин­ства вовсе не означает, что оно проявится автоматически. Человек должен «предъявить» миру свое достоинство, которое выражается в порядочности, честности, принципиальности, в справедливости к другим и требовательности к себе, в скромности и простоте, в стрем­лении быть внутренне цельной личностью, на которую можно поло­житься, у которой убеждения и дела находятся в органическом един­стве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие челове­ческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способ­ному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высо­ким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Тем неприятнее сталкиваться с людьми, которые не соответствуют этим представлениям. Человек, который хочет жить за счет чужого труда, или работает спустя рукава, надеясь на подачку общества, или безразли­чен к судьбе собственного народа — такой человек забывает о своем достоинстве и в конце концов теряет его. Человек, охваченный лишь жаждой личного обогащения, ставший рабом своего благополучия, ра-


бом вещей, — такой человек скорее всего также лишен чувства соб­ственного достоинства. Человек, для которого государственная или об­щественная деятельность является лишь ареной для личной карьеры, для удовлетворения собственного честолюбия, — такой человек всегда рискует потерять подлинное достоинство.

Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, тем самым оскорбляет не только чужое, но и свое собствен­ное достоинство.

Злословие, клевета и другие формы оскорбления человека, неприязнь по отношению к людям другой национальности, высокомерие и жульниче­ство -^ все это примеры потери собственного человеческого достоин­ства через унижение другого. Мириться с этими явлениями и безраз­лично относиться к тем или иным нравственным уродствам — значит не уважать ни свое, ни чужое человеческое достоинство.

Если право на достоинство человек, как уже говорилось, обрета­ет с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни. Когда гово­рят «Береги честь смолоду», имеют в виду, что доброе имя человек начинает завоевывать с первых шагов своей сознательной жизни, последовательно обнаруживая ответственность, принципиальность, искренность, честность, надежность. Однако честь — это не просто добрая слава о человеке, обладающем перечисленными качествами. Заслужить ее можно только доказывая собственными действиями свое соответствие эталонным представлениям о чести. Это может быть и простой физический труд, и научно-техническое творчество, и уникальное исполнительское искусство. Важно здесь то, насколь­ко значим для людей вклад каждого из нас, насколько в своих дей­ствиях и поступках каждый из нас сумел проявить, выразить себя. Тогда-то и возникает субъективное ожидание признания чести: я ис­пытываю гордость, если то, что я делаю, я делаю лучше других, если результат моих дел замечен и по достоинству оценен другими, осо­бенно если речь идет 6"творчестве — в инженерной деятельности, науке или искусстве. Таким образом, разные обстоятельства и раз­ные сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. В связи с этим и встает проблема профессиональной, семейной, фамильной чести.._


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.