Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Риторическое означаемое: идеология Моды




16.5. Имплицитное и латентное

В риторическом плане письму Моды противопоставле­но обобщенное означаемое - идеология Моды. Анализ ри­торического означаемого осуществляется в особых услови­ях, которые необходимо теперь рассмотреть; эти условия за­висят от своеобразия самого риторического означаемого - оно не является ни эксплицитным, ни имплицитным, оно ла­тентно. Эксплицитное означаемое — это, например, озна­чаемое вестиментарного кода в комплексах А: оно актуали­зировано именно как означаемое посредством определен­ной материи - слова (уик-энд, коктейль, вечер). Имплицит­ное означаемое - это, например, означаемое языка: в этой системе означающее и означаемое, как уже говорилось, отме­чены изологией1; невозможно объективировать означаемое вне его означающего (если только не прибегать к метаязыку де­финиций), зато выделить какое-либо означающее — значит сразу же столкнуться и с его означаемым; таким образом, имплицитное означаемое одновременно дискретно, невиди­мо (как означаемое) и вместе с тем совершенно ясно (в силу дискретности своего означающего); чтобы дешифро­вать слово, не требуется знать ничего кроме языка, то есть системы, чьей функцией оно является; в случае имплицит­ного означаемого знаковое отношение является, так ска­зать, необходимым и достаточным - звуковая форма /зима/ с необходимостью обладает смыслом, и этого смысла доста­точно, чтобы исчерпать знаковую функцию слова зима; «зак­рытость» отношения2 обусловлена здесь природой языко-

1 См. выше, 13, 1.

2 Здесь речь идет о минимальных структурных предпосылках образо­
вания языкового знака, поскольку мы учитываем только значение, не при­
нимая в расчет «значимость», при том что последняя играет важнейшую
роль в системе языка.

вой системы - системы, материя которой непосредствен­но значима. По сравнению с имплицитным означаемым латентное означаемое (а риторическое означаемое все­гда именно таково) обладает оригинальными свойствами, обусловленными его местом в системе как целом: распо­лагаясь в конце процесса коннотации, оно перенимает ее конститутивную двойственность; в самом деле, коннота­ция, вообще говоря, заключается в маскировке значения под видимостью «природы», она никогда не предстает открыто в облике знаковой системы; поэтому феномено­логически она и не требует прямо заявленной операции чтения; потреблять коннотативную систему (в данном случае - риторическую систему Моды) - значит потреб­лять не знаки, а только оправдания, цели, образы, в ре­зультате коннотативное означаемое является буквально скрытым (а не имплицитным); чтобы его раскрыть - то есть, в конечном счете, реконструировать, - уже нельзя опираться на непосредственную очевидность, которая разделялась бы всей массой пользователей системы, по­добно «массе говорящих» в случае системы языковой1. Можно сказать, что коннотативный знак не является не­обходимым, поскольку, если его не удалось прочесть, все высказывание в целом сохраняет правильность благода­ря денотации; но он не является и достаточным, потому что в нем нет плотного прилегания означающего (имею­щего, как мы видели, протяженно-супрасегментную при­роду) к глобально-диффузному означаемому, проникну­тому неодинаковым знанием в зависимости от образован­ности потребителей и погруженному в такую зону созна­ния, где идеи, образы и ценности как бы подвешены в зыб­ком полумраке языка, не признающего себя знаковой сис­темой. Так, если журнал говорит о свитерах старшего бра­та (а не о мужских свитерах) или о девушке, которая лю­бит одновременно вечеринки и Паскаля, кул-джаз и Мо­царта, то несколько детская «семейственность» первого выс­казывания и эклектизм второго - это означаемые, спорные по самому своему статусу, поскольку они воспринимаются то как простое выражение простой природы, то с отстра­ненностью критического взгляда, усматривающего за ин-

1 Само собой разумеется, что даже и в языке коннотация служит фактором двусмысленности она усложняет (самое малое) коммуникацию

дексом знак; можно предположить, что читательница мод­ного журнала не осознает здесь значения, но все же полу­чает из данного высказывания достаточно структурирован­ное сообщение, чтобы измениться под его влиянием (на­пример, укрепиться и ободриться в эйфорическом пережи­вании семейного быта или же в своем праве любить одежду разнообразных, но все же неуловимо родственных видов). Таким образом, благодаря риторическому, или латентно­му, означаемому мы подходим к важнейшему парадоксу коннотативного значения: это, можно сказать, значение, которое воспринимается, но не читается.

16.6. «Туманность» риторического означаемого

Прежде чем рассматривать то, как этот парадокс вли­яет на ход анализа, следует отметить еще одну ориги­нальную особенность риторического означаемого. Возьмем такое высказывание: кокетливая без кокетства; его ри­торическим означающим является парадоксальное соот­несение двух противоположностей; итак, это означающее наводит на мысль, что в мире Моды-описания неведомы противоположности, между которыми приходилось бы обязательно делать выбор; иначе говоря, означаемое здесь образуется синкретичным и одновременно эйфоричным воз­зрением на мир. Однако это риторическое означаемое -одно и то же для большого числа высказываний {скром­ная дерзость, сдержанная причудливость, непринужден­ная строгость, Паскаль и кул-джаз и т.д.); то есть озна­чаемых мало, а означающих много; поскольку же каждое из таких немногочисленных означаемых — это миниатюр­ная идеология, находящаяся в своеобразном осмосе с идеологией более масштабной (эйфория и синкретизм с необходимостью отсылают к общему понятию природы, счастья, зла и т.д.), то можно сказать, что существует всего одно риторическое означаемое, образуемое беско­нечной массой понятий, которую можно сравнить с боль­шой туманностью, чьи контуры и членения неясны. Та-

' Существование латентных сообщений как будто признается в соци­альной психологии, что показывает различение между фенотипами (или явными типами поведения) и генотипами (или латентными, гипотетичес­кими, умозаключенными типами), проведенное Ч Кумбсом, и ответ Ж Сте-целя (J Stoetzel, «Les progres methodologiques recents en sociologie», in Actes du IVe congres mondial de sociologie, II, Londres, AIS, p 267)

кая «туманность» - не изъян системы; риторическое оз­начаемое смутно постольку, поскольку прямо зависит от ситуации индивидов, обращающихся с данным сообще­нием (мы уже отмечали это, говоря о преподавании пра­вил дорожного движения)1, - от их знаний, чувств, мо­рали, сознания, от исторического состояния культуры, в которой они живут. Таким образом, массивно-неопреде­ленный характер риторического означаемого - это фак­тически его открытость во внешний мир. Этим своим пос­ледним означаемым Мода достигает пределов своей сис­темы; здесь эта система распадается, соприкасаясь с це­лостностью мира. Теперь понятно, что и анализ, дойдя до уровня риторики, вовлекаясь в этот процесс, вынуж­ден оставить свои формальные предпосылки и сделаться сам идеологическим, признавая те пределы, что ставят ему, с одной стороны, исторический мир, где он выска­зывается, а с другой стороны, собственная жизнь того, кто его высказывает; в этой точке аналитик должен, со­вершая сразу два противоположных движения, отделять­ся от пользователей анализируемой системы, объективи­руя их положение, и вместе с тем переживать эту необхо­димую дистанцию не как выражение какой-то положи­тельной истины, а как конкретную и относительную ис­торическую ситуацию; пользуясь терминами, которые оба по-разному изношены, он должен быть одновременно и объективен и ангажирован.

16.7. Проблема «доказательств» применительно к риторическому означаемому

Объективность заключается здесь в том, чтобы ха­рактеризовать риторическое означаемое как вероятное, а не достоверное; риторическое означаемое нельзя «дока­зать» прямым обращением к массе его пользователей, поскольку эта масса не читает, а воспринимает конно-тативное сообщение. Это означаемое бывает не «доказан­ным», а всего лишь «вероятным». Однако его вероят­ность может быть подвергнута двойному контролю. Во-первых, контролю внешнему: можно проверить, как чи­таются высказывания Моды (в риторической их форме), подвергая ее читательниц недирективному опросу (оче-

1 См. выше, 3, 3.

видно, здесь это наилучшая техника, ибо задача, собствен­но, в том, чтобы реконструировать идеологическую то­тальность); во-вторых, контролю внутреннему, точнее, имманентному своему объекту, - выделяемые риторичес­кие означаемые все вместе способствуют общему виде­нию мира, которое свойственно человеческому обществу, образуемому журналом и его читательницами; нужно, с одной стороны, чтобы мир Моды был вполне насыщен всевозможными риторическими означаемыми, а с другой -чтобы внутри этого комплекса означаемые были функци­онально связаны между собой; иными словами, раз рито­рическое означаемое в единой своей форме может быть лишь конструкцией, эта конструкция должна быть коге­рентной1; внутренняя вероятность риторического означа­ющего определяется пропорционально его когерентнос­ти. По сравнению с такими принципами, как позитивное доказательство или реальный эксперимент, простая коге­рентность может показаться «аргументом» довольно сла­бым; ныне, однако, за ней все более признают если не научный, то по крайней мере эвристический статус; изве­стная часть современной критики стремится реконструи­ровать творческий мир писателей через их тематику (а это характерный метод имманентного анализа), в линг­вистике реальность системы доказывается ее когерентно­стью, а не «применением»; наконец, мы ни в коем случае не пытаемся недооценивать практическую важность мар­ксизма или психоанализа в исторической жизни совре­менного мира, но все же контроль их «результатов» да­леко не исчерпывает их теорию, которая в немалой степе­ни обязана своей «вероятностью» собственной системной когерентности. Словом, в современной эпистемологии происходит, судя по всему, некий «сдвиг» доказательств - сдвиг неизбежный, когда мы переходим от проблемати­ки детерминизма к проблематике смысла, или, иначе го­воря, когда общественная наука имеет дело с реальнос­тью, частично преобразованной самим же обществом в язык; собственно, именно поэтому любая социология мо­тиваций, символов или коммуникаций, которая может постигать свой предмет лишь через речь людей, по всей

1 Разумеется, ее внутренняя когерентность должна не противоречить тем знаниям, которые мы можем иметь об обществе в целом.

видимости призвана сотрудничать с семиологическим ана­лизом; и более того - будучи сама речью, она и сама не может в конечном счете уклониться от такого анализа; неизбежно есть или же будет и семиология семиологов. Итак, дойдя до риторического означаемого, аналитик подходит к пределу своей работы; но этот предел - тот самый момент, когда он воссоединяется с миром исто­рии, а в этом мире - с тем объективным местом, которое сам занимает1.

1 См. ниже, 20, 13.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 408 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2241 - | 2105 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.