Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Пункты анализа риторической системы




16.1. Пункты анализа

Приступая к риторической системе, мы попадаем в бо­лее широкий план коннотации. Как мы уже видели, эта си­стема целиком покрывает собой вестиментарный код1, пре­вращая сегменты значения в простые означающие некото­рого нового означаемого. А поскольку эти сегменты, по крайней мере в случае комплексов А с эксплицитными оз­начаемыми, сами состоят из означающего (вещи), означае­мого («внешнего мира») и знака (соединения одного и дру­гого), то риторическая система имеет здесь отношения с каждым отдельным элементом вестиментарного кода, а не только со всем этим кодом в целом (как происходило бы в языке). В Риторике Моды есть как бы три меньших ритори­ческих системы, различающихся по объекту: риторика вес­тиментарного означающего, которую мы будем называть «поэтикой одежды» (гл. 17), риторика мирского означае­мого, то есть представлений Моды о «мире» (гл. 18), и риторика знака Моды, которую мы будем называть «рацио­нальным оправданием» Моды (гл. 19). Однако эти три мень­шие риторические системы имеют однотипное означающее и однотипное означаемое; первое мы будем называть пись-

1 См. выше, гл. 3.

мом Моды, а второе - идеологией Моды, и о них сразу пойдет речь в настоящей главе, прежде чем мы вернемся к каждому из трех элементов встиментарного кода1.

 

вестиментарный код риторическая система
Sa: одежда Sa: Se:
«Поэтика одежды»
Se: «внешний мир» «Мир Моды»
Знак Моды «Рациональные оправдания Моды»
  Письмо Моды Идеология Моды

вестиментарный код риторическая система

Sa: Se:

Sa: одежда «Поэтика одежды»

Se: «внешний мир» «Мир Моды»

Знак Моды «Рациональные оправдания Моды»

Письмо Моды | Идеология Моды

16.2. Пример

Прежде чем приступать к этому многоаспектному ана­лизу, стоит показать на примере, через какие пункты мы можем «вступать» в риторическую систему Моды. Возьмем следующий пример: Она любит учиться и танцевать на вечеринках, любит Паскаля, Моцарта и кул-джаз. Она носит плоские каблуки, коллекционирует шейные платоч­ки, обожает гладкие свитера своего старшего брата и пышные, шуршащие нижние юбки. Это сегмент значения2; и в плане вестиментарного кода он содержит, во-первых, сег­мент означающего - то есть одежду как таковую {плоские каблуки, шейные платочки, гладкие свитера старшего бра­та, пышные, шуршащие нижние юбки); само это означаю­щее, в свою очередь, содержит ряд фразеологических ме­ток (-чки, старшего брата, шуршащие), функционирую­щих как риторическое означающее латентно-идеологичес­кого - если угодно, «мифологического» — означаемого, в

1 Мы не будем отдельно рассматривать риторический знак (соедине­
ние означающего и означаемого), поскольку его анализ исчерпывается
анализом письма и идеологии Моды.

2 Это всего один сегмент значения, если понимать его так, что девушка
одновременно носит все перечисленные модные вещи; в таком случае объект
значения оказывается имплицитным - это костюм в целом, а окончательным
вариантом является сочетание, выражаемое простой запятой:

Но можно понимать и так, что уже и одной из перечисленных мод­ных черт достаточно для определения означаемого; тогда здесь столько же значений, сколько исходных матриц. Впрочем, такая двойственность не влияет на риторический анализ.

целом образующего то видение одежды, которое журнал пред­ставляет себе и другим, уже помимо ее собственно вестимен-тарного смысла. Во-вторых, в нашем примере содержится сег­мент мирского означаемого {она любит учиться и танце­вать на вечеринках, Паскаля, Моцарта и кул-джаз); по­скольку этот сегмент означаемого эксплицитен, он сам тоже содержит в себе риторическое означающее (беглую, внеш­не беспорядочную последовательность разнородных единиц) и риторическое означаемое - а именно то видение носи­тельницы данной одежды, ее психологического типа, кото­рое журнал дает себе и другим. Наконец, в-третьих, все высказывание в целом (сегмент значения) имеет опреде­ленную форму (употребление настоящего времени, пара­таксис сказуемых любит, носит, коллекционирует, обо­жает), функционирующую как риторическое означающее окончательного, глобального означаемого — а именно того сугубо событийного способа, которым журнал представля­ет себе и другим эквивалентность между одеждой и вне­шним миром, то есть Моду. Таковы три риторических объек­та Моды; но прежде чем разбирать их подробно, следует сделать некоторые методологические замечания об означа­ющем и означаемом риторической системы в целом1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.