Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Комплексы В: закон Моды




19.5. Указующее упоминание

В комплексах В, где имплицитным означаемым явля­ется лишь сама Мода, риторика, конечно, не в состоянии превращать знак в функцию, поскольку функция должна быть наименована; рационализация знака здесь осуще­ствляется нелегко - можно сказать, лишь насильственно. Мы уже видели, что постольку, поскольку речь не идет об изготовлении вещи (это выходило бы за рамки семан­тического процесса), Мода простым речевым упоминани­ем некоторой черты в одежде делает ее означаемым себя самое: упоминая, что (в нынешнем году) юбки носят короткими, она говорит, что в нынешнем году короткие юбки означают Моду. Означаемое Мода содержит лишь одну значимую вариацию - старомодное; а поскольку закон эвфемии запрещает Моде называть то, чем отрица­ется самое ее бытие3, то действительной оппозицией ока-

1 Homo significans, homo faber - человек означивающий, человек про­
изводящий (лат) - Прим перев

2 Рационализация знака (то есть его превращение в функцию) воз­
можна лишь при посредстве языка (это коннотация), для чего как раз и
служит Мода-описание, в иконическом языке (на фотографиях, рисунках)
подобное явление встречается лишь тогда, когда функцию вещам придает
обстановка (приложение II)

3 О старомодном говорится лишь для того, чтобы уничтожить его
новой Модой

зывается не модное и старомодное, а маркированное (сло­вом) и немаркированное (умолчание); происходит совме­щение упоминаемого с Добром, неупоминаемого со Злом, и нельзя утверждать, чтобы один из терминов предопре­делял собой другой; нельзя сказать, что Мода не упоми­нает об уже осужденном ею и упоминает о прославляю­щем ее; скорее уж она прославляет (как свое собственное бытие) упоминаемое ею и осуждает неупоминаемое; бы­тие Моды, утверждаясь и именуясь тавтологически (на­подобие божества, которое есть сущее), непосредствен­но являет себя как Закон1; следовательно, упоминание в Моде всегда является указующим; в ней абсолютно со­впадают бытие и имя, маркированность и Добро, упоми-наемость и законность: что сказано, то и законно. Боль­ше того - и именно такова маскировка знака Моды в ком­плексах В - что законно, то и истинно. Это последнее преобразование (о котором пойдет речь чуть ниже) сим­метрично тому, которым в комплексах А знак превраща­ется в функцию: подобно тому как эксплицитный знак нуждался в маскирующем его рациональном оправдании, Закон Моды нуждается в маскирующей его природе: и мы сейчас увидим, как вся риторика Моды стремится пред­ставить невинными свои постановления - либо дистанци­руя их в перспективе некоторого зрелища, либо превра­щая их в чистые констатации, как бы внешние по отноше­нию к ее воле.

19.6. Закон как зрелище

Действительно, одним из способов дистанцировать и разыгрывать Закон может быть его эмфатическое провозг­лашение, как в преувеличенно театральном спектакле: из­давать Десять заповедей лыжника - значит оправдывать произвольность Моды ее шутливой демонстрацией, подоб­но тому как человек подчеркнуто демонстрирует собствен­ные недостатки, чтобы сделать их приемлемыми для окру­жающих, но не отказываться от них самому; каждый раз, когда Мода признает произвольность своих решений, она говорит об этом эмфатически, как будто, бахвалясь своим капризом, можно его смягчить, как будто, превращая при-

1 За этим Законом скрывается внешняя инстанция по отношению к Моде - это fashion-group и ее экономические «оправдания», но здесь мы остаемся в рамках чисто имманентного анализа системы

каз в игру, мы делаем его нереальным1; риторике своих решений Мода делает прививку произвольности, чтобы зато их фундаментальная произвольность казалась извинитель­ной. Ее игровые метафоры уподобляют ее то политической власти (Мода — монарх, обладающий наследственной влас­тью; Мода — Парламент, объявляющий женственность обя­зательной нормой, подобно всеобщему образованию или военной службе), то религиозному Закону: она издает то постановления, то предписания (Каждая женщина да уко­ротит себе юбку до колен и т.д.); смешивая обязанность с предостережением (ибо в данном случае достаточно пре­дупредить, чтобы приказать), она особенно охотно пользу­ется формами самого морального из грамматических вре­мен - будущим временем, временем десяти заповедей: этим летом шляпки удивят всех, они будут сразу и пикантны­ми и торжественными; решение Моды как бы выпарива­ют - ведь, не показывая вида, что у нее может быть какая-то причина (например, fashion-group), ее сводят к чистому следствию, то есть закономерному в физическом и мораль­ном смысле событию: нынешним летом платья будут из тюссора - тюссор должен стать событием в жизни плать­ев, в силу природной причинности и одновременно закон­ного предписания.

19.7. От Закона к Факту

Подобные формы будущего обязательного времени, очень часто встречающиеся в Моде, подводят нас к главной рационализации комплексов В - превращению Закона в Факт: решенное и предписанное в итоге предстает необхо­димо-нейтральным, чем-то вроде простого факта; для этого достаточно умалчивать о решениях Моды: а кто обязал платья нынешним летом быть из тюссора? Своим умолча­нием Мода преобразует тюссор в полуреальное-полунор­мативное - то есть, в общем, фатальное - событие. В са­мом деле, у Моды есть своя фатальность: модный журнал -не что иное, как летопись весьма варварских времен, где люди живут в рабстве у событий и страстей; игра (ваш ход

' Разумеется, серьезность этих мегафор обличается иронико-змфаги-ческими формами лишь шутливо-двусмысленно, как при наш ранной на­смешке игра возможна только по отношению к тому, чем не решаешься быть, обреченная в обществе на некоторую легковесность, Мода может лишь играть в серьезность

в игре красокУ, безумие (Моде нельзя противиться, она озаряет и охватывает словно одержимость), война {наступ­ление пастельных тонов, война за колено, честь и слава лентам) - все эти сильные страсти делают Моду чем-то внеположным человеку и заставляют воспринимать ее как коварный случай: Мода располагается на скрещении слу­чайностей и божественных постановлений, ее решение ста­новится самоочевидным фактом. Тогда ей остается одна лишь риторика чистых констатации {Мода — на мягкие платья), а задача журнала — лишь сообщать о том, что есть {отме­чается новое появление свитеров из верблюжьей шерсти), хотя в то же время он обязан с прозорливостью историка выявлять в простых фактах общую линию развития {все более утверждается Мода на черную норку)2. Тем самым, представляя Моду как нечто властно-неизбежное, журнал сохраняет за нею всю двойственность предмета, лишенного причины, но не лишенного воли: то ее чертам придают оче­видность природного явления - настолько естественного, что его даже как-то странно оправдывать {во всяком случае, ваше платье к пяти вечера - черное, и, конечно, вы добави­те к нему белую нотку в виде шевровых перчаток); или же, чтобы сильнее отделить Моду от ее богов-творцов, ее приписывают не производителям, а потребительницам {им нравятся купальники в полоску, они носят купальники цель­ные спереди); или же, наконец, модная черта изображается как субъект своего собственного появления {в нынешнем году ночные сорочки делаются трех видов по длине) - нет больше ни тех, кто шьет, ни тех, кто покупает, Мода вытес­нила человека, превратилась в замкнутый мир, где костю­мы сами подбирают себе пиджак, а ночные сорочки - свою длину. Закономерно поэтому, что в итоге такой мир выра­батывает собственную мудрость, создает правила, подоб­ные не надменно-тираническим указам новейшей от-кутюр, а стародавнему закону, царящему по воле самой природы; Моду можно изрекать в форме пословиц, отсылая не к за­кону людей, а к закону вещей, как он предстает древнейше-

' Или еще: «Среди тканей твид - то же, что «Ройял Датч* на фон­довой бирже: надежное вложение*.

2 Здесь не рассматривается вопрос о том, устанавливает ли журнал свою собственную Моду или лишь распространяет полученную от fashion-group; в любом случае в журнальной риторике вообще отсутствует какая-либо исходная инстанция.

му человеку истории - крестьянину, с которым природа всегда разговаривает в форме повторов: к нарядному пла­щу - белое платье; к дорогим тканям - легкие аксессуа­ры. В такой своей мудрости Мода смело совмещает про­шлое с будущим, уже решенное с еще предстоящим; Мода фиксируется в самый момент ее объявления, ее предписа­ния. Таким временным сжатием обусловлена вся риторика Моды: констатируем то, что на самом деле навязываем; созда­дим Моду, потом станем усматривать в ней лишь следствие без всякой названной причины; потом от этого следствия оста­вим одно лишь внешнее явление; наконец, предоставим этому явлению развиваться, словно своей жизнью он обязан лишь себе самому; по такому пути и идет Мода, чтобы свою причи­ну, свой закон и свои знаки разом преобразовать в факт. На этом пути от закона (реального) к факту (мифическому) про­исходит любопытный перекрестный обмен целей и средств: реальность Моды - это, по сути, образующая ее произволь­ность; по всей логике, превратить закон в факт здесь можно лишь метафорически; ну, а что же говорит Мода? Когда она признает свой закон - то лишь как метафору; когда же она прячется за фактом, то так, словно он буквален; она метафо-ризирует десять заповедей лыжника (хотя это ее реальность) и констатирует, что в нынешнем году в Моде синее (хотя это чистая метафора); своей реальности она придает эмфазу пред­намеренной метафоры, а своим метафорам - простоту конста­тации; она бравирует коннотацией там, где всего лишь деноти-рует, зато строит скромную мину денотации там, где на самом деле развертывает чистейшую риторику. Здесь также имеет место полная инверсия между реальностью и ее образом.

IV. РИТОРИКА И ВРЕМЯ

19.8. Рациональное оправдание Моды и ее время

Риторическое преобразование знака в рациональное оп­равдание (функциональное, законное или природное), веро­ятно, свойственно всем культурным объектам, как только они вовлекаются в процесс коммуникации: такова цена приобще­ния знака к «внешнему миру». Но в Моде это преобразова­ние, пожалуй, получает особенное, еще более императивное объяснение. Суть Моды совпадает с ее тиранической властью, но в конечном счете это просто особое страстное переживание

времени. Как только означаемое Мода находит себе некото­рое означающее (ту или иную вещь), этот знак становится Модой текущего года, но тем самым эта Мода догматически отрицает ту, что ей предшествовала, то есть свое собственное прошлое1; каждая новая Мода - это отказ от наследия, вос­стание против гнета старой Моды; Мода переживает себя как Право - естественное право настоящего по отношению к прошлому; определяясь своей неверностью, она, однако, живет в таком мире, который она желает видеть и действи­тельно видит идеально стабильным, сплошь пронизанным конформистскими взглядами2. Разрешить такое противоре­чие позволяет риторика, особенно рационализация знака: именно потому, что присущее Моде мстительное настоящее трудно признать и нелегко защищать, она старается выра­ботать себе фиктивную, внешне более диалектичную темпо-ральность, включающую в себя моменты упорядоченности, устойчивости, зрелости - эмпирические в плане функций, институциональные в плане Закона, органические в плане факта; тем самым агрессивность Моды, живущей в ритме вендетты, обезвреживается образом более терпеливого вре­мени; в том абсолютном, мстительно-догматическом настоя­щем, где изрекается Мода, риторическая система расстав­ляет свои рациональные оправдания, чтобы внешне связать ее с более гибким, более далеким временем; все это учтивые манеры (или же соболезнования), которыми Мода обстав­ляет совершаемое ею убийство собственного прошлого; она словно слышит властный голос мертвого прошлого года: вчера я был как ты, завтра ты будешь как я3.

' Мы уже видели, что по закону эвфемии Мода очень мало говорит о старомодном, если она это и делает, то лишь во имя настоящего, как об отрицательной ценности, то, что вчера было четко прорисованными лини­ями, она беззастенчиво называет углами и изломами Она говорит в ны­нешнем году костюмы будут юношески-мягкими, что же, разве в прошлом году они были старчески-жесткими'

2 Теперь мы можем уточнить, что такое легковесность Моды это не­
верность, вызывающая сильное чувство вины

3 Надгробная надпись

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ

I. СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ МОДЫ

20.1. Язык - страж смысла и окно в мир

Нам уже не раз приходилось говорить о том, как изме­нился феномен Моды и как сместился его социологический смысл благодаря массовому распространению модных жур­налов - можно сказать, теперь это настоящие народные журналы. Попав в сферу письменной коммуникации, Мода становится самостоятельным культурным объектом, обла­дающим своеобразной структурой и, вероятно, новыми це­лями; социальные функции, обыкновенно признаваемые за вестиментарной Модой1, заменяются или дополняются дру­гими, аналогичными функциям всей литературы; формули­руя их вкратце, можно сказать, что благодаря языку, кото­рый отныне поддерживает Моду, она становится повество­ванием. Язык действует на двух уровнях - денотации и коннотации. В плане денотации язык работает одновремен­но как создатель и страж смысла; своими дискретными но­менклатурами он делает нагляднее семантическую структу­ру Моды, создавая множество знаков там, где реальность, располагая лишь континуальным материалом2, не может вырабатывать тонких значений; такое умножение смыслов хорошо заметно в видовом утверждении - делая значимым полотно, Мода(-описание) идет гораздо дальше семанти­ческих возможностей реальной одежды; в реальной одежде смысл фактически может приписываться только легким тканям в отличие от тяжелых тканей; в языке же эта зачаточная структура разбивается на множество значимых видовых категорий, и тем самым образуется новая система,

1 Диалектика новации и имитации, анализируемая Социологией на­
чиная со Спенсера

2 Это, в частности, касается фотографии

основанная не на утилитарных (когда легкое и тяжелое противопоставляются как прохладное и теплое), а исклю­чительно на семантических факторах; тем самым смысл ста­новится настоящим пиршеством ума. А с другой стороны, сделав знаки такими множественными, язык вступает в дело вновь - на сей раз чтобы придать структуре устойчивость; самой стабильностью своих названий (пусть и относитель­ной, поскольку названия тоже проходят) он противится подвижности реальных вещей; это ясно проявляется в ло­гике системы; табу, мешающие такому-то роду встретиться с таким-то вариантом, на самом деле сугубо относительны, ни одно из них не вечно; однако же запреты Моды абсолют­ны, а потому и смысл ее императивен1 - не только на уров­не синхронии, но и глубже, на уровне номенклатуры: нет ничего особенно невозможного в том, чтобы носить одно­временно две блузки, надо лишь иметь право назвать вто­рую блузку иначе; но поскольку язык не дает такого права (по крайней мере, в масштабе его собственной синхронии), то у Моды появляется логика или, если угодно, строгая система. Таким образом, в плане денотации язык играет регулирующую роль, всецело подчиненную задачам смыс-лообразования; Мода, так сказать, говорит лишь постоль­ку, поскольку хочет быть знаковой системой. А в плане коннотации роль языка оказывается совсем иной: благода­ря риторике Мода открывается во внешний мир; через по­средство риторики мир присутствует в ней не только как власть человека создавать абстрактный смысл, но и как комплекс «оправданий», то есть как идеология; посредством риторического языка Мода сообщается с миром, принимает известное участие в отчуждении и рациональном мышле­нии людей; но, как мы видели, в этом своем движении к миру, в котором и заключается ее процесс коннотации, Мода также в значительной мере и утрачивает свою семантич-ность (знаки превращаются в рациональные оправдания, означающее теряет свою тонкую дискретность, а означае­мое делается неопределенно-латентным), то есть язык, дей­ствуя в денотативном или коннотативном плане системы, выполняет две почти противоположных функции; и, конеч­но, именно в этом расхождении двух его ролей (будь то

1 Мы помним, что смысл - это подконтрольная свобода, для которой ограничение столь же конститутивно, как и выбор

чистая противоположность или зачаток диалектического процесса) заключается общее устройство системы, как мы это увидим чуть ниже.

20.2. Классификаторная деятельность

Хотя риторика некоторым образом и расформировывает знаковую систему, выработанную вне ее, на уровне денота-ции, и хотя можно поэтому сказать, что мир начинается там, где кончается смысл, — тем не менее именно реальность (хотя, правда, не «внешний мир») служит основой значения, при том что полагает ему свои пределы: реальность значима по­стольку, поскольку она конечна, как это показывает класси-фикаторное устройство денотативной системы. Это устройство зиждется на последовательном удалении субстанции (в ельм-слевовском смысле слова). Сначала реальность, можно ска­зать, отказывает некоторым объектам в некоторых значениях, не давая им варьироваться или, наоборот, принуждая их к бесконечной вариации. В результате этих исходных исключе­ний возникает обширный dispatching смысла, проходящего через объекты и качества, родовые категории и суппорты, в формах то закрытых {исключенное), то широко открытых (.типовые сочетания). Благодаря такому просеиванию и об­разуется смысл на уровне высказывания: единый смысл воз­никает из смысловой пыли, фильтруемой через новые и новые матрицы, так что в конечном счете для каждого высказыва­ния, как бы ни сплетались в нем цепочки единиц, остается лишь один объект значения. Такая томографическая компози­ция позволяет установить некоторую иерархию предметов одеж­ды, которая, однако, никак не зависит от их материальной величины; смысловая конструкция действует как настоящая анти-природа; для нее ведущую роль получают мельчайшие элементы, а самые крупные оттесняются на задний план -интеллигибельность как бы призвана компенсировать данность материи; таким образом, смысл распределяется словно какая-то революционная благодать; его власть достигает такой неза­висимости, что может действовать на расстоянии и в конеч­ном счете полностью выпаривает субстанцию: значима не на­кидка, а утверждение о ней, смысл не признает за субстанци­ями никакой внутренней значимости. Такое отрицание - воз­можно, глубочайшая функция системы Моды; действительно, в противоположность языку, эта система вынуждена, с одной стороны, работать с субстанциями (одеждой), тяжело нагру-

женными внесемантическими применениями, а с другой сто­роны, ей нет и необходимости в каком-либо комбинаторном опосредовании вроде двойного членения1, поскольку ее озна­чаемые, в общем, очень немногочисленны. Из этой ее стеснен­ности и свободы родилась специфическая классификация, ос­нованная на двух принципах: с одной стороны, каждая еди­ница (то есть каждая матрица) представляет собой как бы сокращенный путь, по которому инертная субстанция направ­ляется к точке, где она проникается смыслом, то есть пользо­ватель системы в каждый миг переживает воздействие смысла на материю, по своей первоначальной сути не предназначен­ную для сигнификации (в противоположность языку); а с другой стороны, анархия, грозящая системе с множеством оз­начающих и немногими означаемыми, преодолевается здесь строго иерархической распределительной схемой, членения ко­торой носят характер не линейный, как в языке (хотя они и поддерживаются им), а скорее взаимосогласованный: тем са­мым скудость означаемого - «мирского» или «модного» -искупается «умным» построением означающего, которое по­лучает львиную долю семантической силы и почти никак не соотносится со своими означаемыми. Таким образом, Мода -и в конечном счете именно таково ее общее устройство - пред­стает прежде всего как система означающих, как классифика-торная деятельность, как порядок скорее семиологический, чем семантический.

20.3. Открытая и закрытая система

Но вот этот семио логический порядок, стремящийся к пустоте и вооруженный тонкими и мощными орудиями для «выпаривания» субстанции, встречается с внешним миром в обобщенной форме некоторого означаемого; поскольку же это означаемое различно в комплексах А и комплексах В, то уст­ройство системы Моды принимает неодинаковый вид в зависи­мости от того или иного комплекса, так что анализ должен здесь идти двумя разными путями. Впрочем, различие двух типов комплексов обусловлено не только количественным раз­личием их означаемых (которых в одном случае много, а в

1 В системе Моды, как мы ее описали, невозможно говорить о двой­ном членении, так как элементы матрицы, солидарные между собой, не могут быть уподоблены смыслоразличительным знакам языка (фонемам); матрицы могут комбинироваться между собой, но в системе только эта комбинаторика и есть.

другом - всего два), но в гораздо большей степени их местом во взаимоналожении несимметричных систем, которым обра­зуется любое высказывание Моды. Проанализировав однаж­ды это построение1, мы больше о нем не вспоминали, а сейчас пора вновь отметить ту важнейшую роль, которую оно играет в устройстве системы Моды. Как мы помним, в комплексах В Мода является имплицитным и непосредственным означае­мым вестиментарных черт, причем чисто денотативым; напро­тив, в комплексах А, при экслицировании мирского означае­мого, место Моды изменяется - она как бы сдвигается на один уровень вверх и переходит в разряд вторичного, коннотатив-ного означаемого. Таким образом, в итоге при разном устрой­стве систем А и В разной оказывается сама Мода: в одном случае (В) она денотируется, в другом (А) - коннотируется, а тем самым включается в две разные этики, поскольку вся­кая коннотация, с одной стороны, ведет к превращению знака в рациональное оправдание, а с другой стороны, открывает систему нижнего уровня в мир идеологии В своей денотатив­ной ипостаси Мода непосредственно включена в закрытую систему, замкнутую на своих означающих и сообщающуюся с внешним миром лишь через интеллигибельность, свойствен­ную любой знаковой системе2; в своей коннотативной ипостаси она опосредованно включена в открытую систему, сообщаю­щуюся с внешним миром через эксплицитную номенклатуру мирских означаемых. Эти две подсистемы как бы обменивают­ся достоинствами и недостатками, комплексы А открываются во внешний мир, но при этом вовлекаются в процесс инвер­сии, которому идеология подвергает реальность; комплексы В сохраняют бедность и, так сказать, формальную честность лю­бой денотации, но лишь ценой абстракции, которая предстает закрытостью от внешнего мира. Вся система Моды отмечена этой симметричной двойственностью ее комплексов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 525 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2485 - | 2178 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.