Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


П. Риторическое означающее: письмо Моды




16.3. К стилистике письма

Риторическое означающее - служит ли оно означаю­щим, означаемым или знаком вестиментарного кода - ко­нечно, подлежит лингвистическому анализу. При этом, од­нако, понадобится такой анализ, который, с одной сторо­ны, признавал бы существование феномена коннотации, а с другой - отличал бы письмо от стиля; в самом деле, если, как мы это предлагали в другом месте2, соотносить термин стиль с абсолютно индивидуальной речью (например, пи­сательской), а термин письмо с речью коллективной, но не общенациональной (например, с речью определенной груп­пы журналистов), - то очевидно, что высказывания Моды

' Как видно, следует проводить различие между риторическим оз­начающим и риторикой означающего, так как в последнем случае речь идет об означающем вестиментарного кода; то же самое касается и оз­начаемого и знака.

2 «Нулевая степень письма».

целиком относятся не к стилю, а к письму; описывая пред­мет одежды или его применение, редактор журнала не вкла­дывает в свою речь ничего своего, ничего такого, что исхо­дило бы из его глубинной психологии; он просто сообразу­ется с некоторым условно-правильным тоном (можно ска­зать - этосом), по которому сразу же можно опознать мод­ный журнал; к тому же мы еще увидим, что и риторическое означаемое в описаниях одежды образует некое коллектив­ное воззрение, соотнесенное с социальными моделями, а не с индивидуальной тематикой; собственно, именно потому, что высказывание Моды целиком поглощается простым пись­мом, оно и не может относиться к литературе, сколь бы «изящным» оно ни было; оно может демонстрировать лите­ратуру (копируя ее тон), но, обозначая ее, именно поэтому не может ее осуществлять. Итак, для изучения риторичес­кого означающего нам требуется своеобразная стилистика письма. Такая стилистика не разработана; можно лишь от­метить ее место в общей системе Моды и бегло указать на некоторые наиболее расхожие признаки риторического тона.

16.4. Основные признаки письма Моды

Будем различать признаки сегментные, образуемые диск­ретными лексическими единицами, и супрасегментные, рас­пространяющиеся на несколько единиц или даже на все выс­казывание в целом. К первой группе банальным образом от­носятся все метафоры (романтический балет аксессуаров) и, шире, все признаки, связанные со «значимостью» слова; хо­рошим примером служит слово маленькоеи, как мы уже виде­ли и еще увидим в дальнейшем2, по своему денотативному смыслу маленькое принадлежит к терминологическому уров­ню (это вариант величины), но по различным компонентам своей значимости - также и к уровню риторическому; при этом оно несет более диффузный смысл, складывающийся из оттенков экономичности (недорогое), эстетичности (простое) и умильности (миленькое); точно так же слово шуршащее (взя­тое из проанализированного выше примера), помимо своего денотативного смысла (подражающее шороху сминаемых ли­стьев или тканей), связан с определенным стереотипом жен­ской эротики; старший брат, денотативный смысл которого в

1 В русском переводе оно может выражаться уменьшительным суф­
фиксом, как в примере из 16, 2. - Прим. перев.

2 См. выше, 4, 3 и ниже, 17, 3.

данном случае просто мужское (обычная семантическая еди­ница), относится к семейно-детскому языку и т.д. Вообще, в основном эти сегментные коннотации образуются из «адъек­тивной субстанции» (понятие более широкое, чем прилага­тельное, о котором идет речь в грамматиках). Что же касает­ся супрасегментных признаков, то к ним относятся на про­стейшем уровне (где они еще касаются дискретных единиц, пусть и объединяемых тоном) все те игры рифмовкой, кото­рыми широко пользуются модные журналы: a la page et a la plage [на острие моды и на пляже]; six garde-robes utiles etfutiles [шесть гардеробов - полезных и легкомысленных]; votre tete gracieuse, precieuse etjoyeuse [ваша голова - грациозная, изыс­канная и веселая]; далее, это особые способы построения фра­зы, сближающие высказывание с двустишием или пословицей (Unepetitegansefait i'elegance); наконец, это всевозможные вы­разительные вариации паратаксиса - например, бегло-беспо­рядочная последовательность глаголов (любит... обожает... носит...) и семантических единиц, в данном случае ориги­нальных (Паскаль, Моцарт, кул-джаз), функционирует как знак многообразия вкусов и, следовательно, большого богат­ства личности. В случае мирского означаемого кроме этих собственно стилистических фактов для образования коннота-тивного означающего достаточно бывает простого отбора еди­ниц - говоря о долгой прогулке в конце дня в деревне, во время осеннего уик-энда (высказывание, составленное только из обычных единиц), одним лишь совместным действием об­стоятельств (терминологический уровень) можно отослать к определенному «настроению» и к сложному социальному по­ложению и сентиментальному состоянию (риторический уро­вень). Таким образом, сам факт композиции уже является одной из важнейших форм риторического означающего, тем более активной, что единицы, используемые в высказывании Моды, берутся (в идеале, если не на практике) из внеязыко-вого кода, а этим повышается, так сказать, коннотативная сила даже простейших слов. Все такие элементы, вследствие своего супрасегментного характера, играют в риторической системе примерно такую же роль, какую в языке играет инто­нация; собственно, интонация сама превосходное коннотатив-ное означающее1. Поскольку речь идет об означающем (хотя

' Поэтому в словесном обращении к животным пониманию подле­жит именно коннотация (гневный, ласковый тон), а не денотация (бук­вальный смысл слова).

бы и риторическом), признаки письма Моды должны распре­деляться по классам оппозиций, или парадигмам; это безус­ловно можно сделать для сегментных признаков, но затруд­нительно для супрасегментных (как, собственно, и для язы­ковой интонации); здесь приходится ожидать, пока продви­нется вперед структурная стилистика.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 440 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2467 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.