19.1. Знаки и оправдания
Знак - это соединение означающего и означаемого (одежды и внешнего мира, одежды и Моды). Однако журнал не всегда открыто демонстрирует нам этот знак; в нем не обязательно говорится: аксессуар - это означающее означаемого «весна»; короткие платья в нынешнем году являются знаком Моды; в нем говорится совсем иначе — благодаря аксессуару наступает весна; в нынешнем году платья носят короткими; своей риторикой журнал может преобразовать отношение означающего и означаемого и заменить их чистую эквивалентность иллюзией каких-то иных отношений (транзитивности, целенаправленности, атрибутивности, причинности и т.д.). Иначе говоря, создавая строжайшую систему знаков, Мода в то же время старается придать этим знакам видимость чисто рациональных оправданий1; очевидно, именно потому, что Мода тиранична, а ее знак произволен, она и должна превращать его в природный факт или рациональный закон; здесь недаром действует коннотация — в общем устройстве системы на нее возлагается задача восстанавливать некоторую рациональность. Однако такое превращение имеет неравный размах в зависимости от того, касается ли оно комплексов А (с экс-
1 Об общем масштабе этого процесса см ниже, 20, II
плицитно-мирским означаемым) или комплексов В (с имплицитно-модным означаемым): в первом случае знак скрывается за обычаем, функцией, а его рацио носит природно-эмпирический характер; во втором случае знак принимает форму констатирующего или постановляющего суждения, а его рацио носит характер законно-институциональный; но поскольку Мода присутствует также и в комплексах А как риторическое означаемое промежуточной коннотатив-ной системы1, то, следовательно, в конечном счете законное рацио Моды применяется ко всем ее высказываниям.
II. КОМПЛЕКСЫ А: ФУНКЦИИ-ЗНАКИ
19.2. Знаки и функции в реальной одежде
Может возникнуть соблазн противопоставить чисто функциональную одежду (рабочую спецовку) одежде модной, чисто сигналетической, даже если ее знаки скрываются за какими-либо функциями {черное платье для коктейля). Это было бы ошибочное противопоставление: сколь бы ни была функциональна реальная одежда, она всегда содержит в себе и сигналетическое начало, поскольку любая функция является как минимум знаком себя самой; рабочая спецовка служит для труда, но одновременно и демонстрирует этот труд, плащ-дождевик защищает от дождя, но также и обозначает его. Этот процесс взаимообмена между функцией и знаком (на уровне реальности) действует, вероятно, и во многих других фактах культуры: так, пища связана одновременно и с физиологической потребностью, и с некоторым семантическим статусом - еда и насыщает, и нечто значит, обеспечивает и удовлетворение и общение2. В самом деле, всякий раз когда функция поддерживается нормой изготовления, она начинает соотноситься с этой нормой как событие со структурой, а любая структура предполагает дифференциальную систему форм (единиц); функция становится не только транзитивной, но и читаемой; поэтому ни одна нормализованная (стандартизированная) вещь
' См. выше, 3, 7.
2 Таким образом, функция-знак, по-видимому, является характерной принадлежностью «производных» систем, суть которых не вполне исчерпывается значением. - О пище как знаковой системе см. нашу уже цитированную выше статью «К психосоциологии современной пищи».
не исчерпывается вполне чистой практикой - она является также и знаком1. Чтобы вернуться к чисто функциональным вещам, нужно представить себе вещи импровизированные - вроде того бесформенного покрывала, которое набрасывали себе на плечи римские воины, чтобы защититься от дождя; а как только эта импровизированная вещь стала специально изготовляться и была, так сказать, институционализирована под названием «пенула», ее защитная функция оказалась включена в социальную систему коммуникации: пенула начала противопоставляться другим предметам одежды и отсылать к идее собственного применения, подобно тому как всякий знак противопоставляется другим знакам и передает некоторый смысл. Поэтому применительно к реальным вещам, как только они стандартизируются (а бывают ли сегодня иные?), следует говорить не о функциях, а о функциях-знаках. Отсюда ясно, что культурный факт по самой своей природе призван быть осмысленным: в нем знак уже готов выделиться из функции и действовать самостоятельно, свободно, сводя функцию к состоянию подобия или алиби: шляпа ten-galon-hat (от дождя и солнца) - теперь уже чистый знак «американской западно-сти»; «спортивная» куртка больше не имеет спортивной функции и существует лишь как знак, противопоставленный «нарядной» одежде; синяя рабочая спецодежда {blue-jean) сделалась знаком праздности и т.д. Этот процесс сиг-нификации идет тем сильнее, чем больше в обществе становится стандартизированных вещей: делая все богаче свою дифференциальную систему форм, общество тем самым способствует образованию из вещей все более и более сложных «лексиконов»; благодаря этому современное техническое общество легко может отделять знак от функции и наполнять изготовляемые в нем утилитарные вещи разнообразными значениями.
19.3. Реальные и ирреальные функции
Бывает так, что предлагаемая (описываемая) вещь отвечает некоторой реальной функции: танцевальное платье
1 Таким образом, естественно, что в новой среде, где живет современный человек, - в среде технического общества - наши восприятия с самого начала оказываются проникнуты процессами чтения, как это еще в 1942 году отмечал Ж.Фридман (цит. статья в сборнике Melanges Alexandre Koyre, p. 178).
на самом деле служит для танцев и устойчивым, отчетливым для всех образом демонстрирует эту свою танцеваль-ность1; форма или материал приспособлены к действию, и семантическое отношение обладает постоянством. Но в огромном большинстве случаев функции, приписываемые одежде Модой, гораздо сложнее: журнал склонен изображать их все более специальными и случайно-конкретизированными, и, разумеется, в таком процессе ведущую роль играет риторика2. Когда утверждается, что некая вещь под-ходит-для тех или иных обобщенных, так сказать антропологических обстоятельств, - для какого-либо времени года или праздника, - то здесь еще можно усматривать функцию защиты или украшения (зимнее пальто; свадебное платье); но если говорится, что такое-то платье подходит молодой женщине, которая живет в 20 км от большого города, каждый день ездит на поезде и часто обедает с друзьями, то функция ирреализуется самой точностью мирского означаемого; здесь тот же парадокс, что и в искусстве романа: «расписанная во всех деталях» Мода всегда ирреальна, однако чем конкретнее и случайнее ее функция, тем «естественнее» она кажется; при этом модные журналы берут на вооружение принцип веристского стиля, согласно которому накопление мелких частных деталей заставляет больше верить в правдивость изображаемого, чем простой очерк, поскольку «тщательно проработанная» картина считается более «правдивой», чем «небрежно набросанная»; а если обратиться к популярной литературе, то мелочное описание вестиментарных функций сближается с нынешней тенденцией массовой прессы придавать всякой информации личностную окраску, делать из каждого высказывания прямое обращение к читателю - не ко всем вместе, а к каждому в отдельности; при этом функцией Моды (молодая женщина, которая живет в 20 км и т.д.) становится настоящая доверительность, словно данное платье и данный, столь точно описанный образ жизни относятся лишь к одной читательнице из всех, словно при расстоянии большем, чем 20 км, это была бы уже другая читательница и другая одежда. Как мы видим,
1 Заметим, что в подобных высказываниях означаемое как бы за
коснело в означающем, сделавшись видовой категорией (ср спортив
ная рубашка)
2 Риторика обычно появляется вместе с паратаксисом семантических
единиц (ср выше, 16, 4)
реальность, предполагаемая функциями Моды, характеризуется прежде всего своей случайной конкретностью; это не транзитивная реальность, а - в очередной раз - фантазматически переживаемая, ирреальная реальность романа, тем более подчеркнутая, чем более она нереальна.
19.4. «Рационализация»
Само собой разумеется, что чем мифичнее функция благодаря изобилию случайных конкретизации, тем лучше она маскирует знак; чем ирреальнее Мода, чем императив-нее заявляют о себе ее функции, тем более скрадывается знак в пользу видимости эмпирического применения вещи; парадоксальным образом, именно в самых пышных построениях модной риторики одежда кажется освобожденной от внешних претензий и скромно довольствующейся статусом бытовой принадлежности - как будто некое белое норковое болеро служит исключительно для защиты от холода в прохладной церкви, на церемонии венчания ранней весной. Таким образом, риторика вводит в Моду целый ряд ложных функций, цель которых, разумеется, в том, чтобы придать модному знаку гарантию реальности - гарантию очень важную, потому что Мода, несмотря на свой престиж, все время чувствует себя слишком легковесной. Такое функциональное алиби - по-видимому, составная часть общего (возможно, свойственного всей современной эпохе) процесса, в ходе которого любое эмпирическое рацио, взятое из мира действий, способно оправдать собой не только любое наслаждение, но и, более утонченным образом, любое созерцание сущностей; утверждаемая в риторическом плане функция — это как бы задолженность Моды перед внешним миром, дань почтения, которую система бытия воздает системе дела. Превращение ряда знаков в ряд рациональных оправданий1 известно также под названием рационализации. Ее описывали и непосредственно в применении к одежде (реальной одежде, а не одежде-описанию); несколько примеров такого социального преобразования символа в оправдание привел в своем психоанализе одежды Флюгель2:
1 Это, по-видимому, то же превращение, которое невротик совершает
со своим неврозом (системой знаков) при феномене «вторичной выгоды»
(Н Nunberg, Principes de psychanalyse, Paris, PUF, 1957, 415 p, p 322)
2 Слово «рационализация» встречается у Флюгеля (Flugel, Psychology
of Clothes, chap I et XIV) Видимо, о том же пишет и К Леви-Стросс «Ос-
общество не понимает смысла длинной и заостренной обуви, оно использует ее как фаллический символ, но объясняет ее применение одними лишь гигиеническими причинами1; а если этот пример кажется слишком зависимым от психоаналитической символики, то вот еще один, сугубо исторический, - в 1820-1830-е годы обычай накрахмаливать галстук объясняли удобством и гигиеничностью2. В этих двух примерах даже прослеживается тенденция - возможно, не случайная - приводить в оправдание знака нечто прямо противоположное его физическому статусу: стесненность обращается в удобство; возможно, такая инверсия подобна той, которой подвергаются реальность и представления о ней в буржуазном обществе, если вспомнить образ Маркса3; действительно, в обществе прошлого сигналетич-ность одежды была яснее заявленной и, можно сказать, более невинной, чем в нашем обществе, монархическое общество открыто использовало одежду как систему знаков, а не как следствие каких-либо причин: длина шлейфа с точностью указывала на социальное положение, и никакие словеса не преображали этот лексикон одежды в ее оправдание, поясняя, например, что длина шлейфа - следствие герцогского достоинства, подобно тому как норковое болеро -следствие холодной церкви; костюм прошлого не притворялся функциональным, он открыто демонстрировал искусственность своих референций. Вместе с тем правильность этих референций оставалась исключительно нормативной:
новное различие между Языковыми явлениями и другими проявлениями культуры заключается в том, что первые никогда не возникают сознательно, тогда как вторые, хотя они тоже берут свое начало от бессознательно-ю, часто возвышаются до уровня сознательного мышления, порождая таким образом вторичные умо включения и повторные попытки их осмысления» (О Levi-Strauss, Anthropologie structurale, p 26) [К Леви-Стросс, Структурная антропология, М, Наука, Гчавная редакция восточной литературы, 1983, с 26-27, в тексте Леви-Стросса эти слова являются цитатой из Ф Боаса - Прим перев ] ' Flugel, op at, р 27
2 Cravatiana ouTraite general des cravates, 1823, in-12° 1 «Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на i олову, словно в камере-обскуре, то это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни» (Karl Marx, Ideologie allemande, in (Euvres philosophiques. Pans, Costes, 1953, VI, 259 p, p 157) [К Маркс, Ф Энгельс, Избранные сочинения, т 2, М, Политиздат, 1985, с 20 — Прим перев ]
имея знаковый характер, соотношение мира и одежды должно было просто соответствовать социальной норме. Напротив, в нашей одежде-описании (и именно потому, что это описание) правильность знака никогда не признают открыто нормативной, а выдают за чисто функциональную -она заключается в соответствии между вещью (декольте лодочкой, плиссированные юбки) и функцией, которую она должна соблюдать (участвовать в чайном вечере с танцами, демонстрировать зрелость возраста); теперь правило внешне следует закону природы — homo significans надевает маску homo faber1, то есть своей противоположности. Можно сказать, что благодаря рационализации, превращающей все знаки Моды-описания2 в причины и оправдания, она обретает парадоксальный статус - является делом «на словах».