Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


III. Постоянный перечень элементов Моды




12.9. Типовое сочетание

Как мы видели, анализ системы может привести к струк­туризации реальной одежды2; сходным образом и анализ син­тагмы может дать материал для изучения реальной Моды (той, которую «носят»); этот материал образуют такие модные чер­ты, которые мы будем называть типовыми сочетаниями. Ти­повое сочетание - это такая модная черта (род • вариант), важность которой знаменуется высоким числом ее реальных появлений в изучаемом корпусе, то есть, собственно, баналь­ностью передаваемой ею информации3: с поясом / без пояса, талия подчеркнутая или неподчеркнутая, воротник круг-

1 См. выше, 11, 7.

2 См. выше, 11, IV

3 Можно сказать, что любое настойчивое повторение некоторой мод­
ной черты образует типовое сочетание; определяющим фактором служит
впечатление стереотипности.

лый или остроугольный, юбка длинная или короткая, плечи широкие или нормальные, воротник открытый или закры­тый и т.д. Как известно, все эти выражения представляют собой стереотипы, которые беспрестанно повторяются, когда Мода сама перечисляет избранные ею предметы одежды. Ти­повое сочетание вдвойне экономно: с одной стороны, это ре­зультат репрезентативной селекции — из чрезвычайно много­численных модных черт Мода выбирает, так сказать, чув­ствительные точки смысла; типовое сочетание - это этап на пути концептуализации, оно позволяет немногими чертами обозначить сущность Моды, это ее концентрированный смысл; а с другой стороны, поскольку в типовой модной черте всегда есть вариант, вполне свободный в своей парадигматической игре, то ею резко обозначается, в каком месте разрабатывает­ся оппозиция модного и старомодного, то есть диахроничес­кая вариация Моды: длинная юбка берется, с одной стороны, как некая глобальная модная черта по сравнению с другими, менее важными (широкая юбка или длинный свитер), а с другой стороны, как противоположность другому термину своего варианта (короткая юбка); в типовом сочетании осу­ществляемый Модой выбор получает одновременно и сокра­щенную и полную форму. Поэтому именно типовые сочета­ния следует рассматривать, если мы хотим постичь, с одной стороны, некоторую сущность Моды (то, что можно назвать ее навязчивыми признаками), а с другой стороны, свободу, а значит и пределы ее вариаций (поскольку в процессе значения свобода всегда подконтрольна). Типовое сочетание не облада­ет структурной значимостью, так как оно определяется статисти­чески, зато обладает значимостью практической, и этим оно под­готавливает переход от Моды-описания к реальной Моде.

12.10. Базовая формула Моды

Корпус типовых сочетаний выявляется лишь путем ана­лиза. Однако Мода может и сама непосредственно занимать­ся обобщением этих модных черт и давать их перечень сво­им читательницам и потребительницам; такую краткую фор­мулу - как бы дайджест торжествующей (то есть, в общем, рекламируемой) Моды, сокращенное описание ее синхро­нии - можно назвать базовой формулой Моды. Базовая фор­мула включает в себя очень небольшое число модных черт — так называемых главных черт или тенденций, — поскольку необходимо, чтобы она легко запоминалась: свободный на-

пуск, длинный пиджак, косая спина. От одной базовой фор­мулы к другой (на следующий год) можно перейти двояко: либо сохраняется та же формула, но меняются термины вхо­дящих в нее вариантов (длинный пиджак превращается в ко­роткий пиджак), либо некоторые модные черты исчезают и упоминаются другие, новые (длинный пиджак может быть заменен высоким поясом); впрочем, изменение формулы мо­жет быть и частичным (длина юбок остается неизменной по сравнению с прошлым сезоном). Модные черты, участвую­щие в составлении базовой формулы, часто называются кон­стантами Моды; это значит, что базовая формула и осталь­ной перечень элементов Моды соотносятся примерно так же, как тема и вариации; базовая Мода преподносится как абсо­лютное общее правило, это как бы форма всей Моды; вариа­ции же, образуемые всем множеством журнальных высказы­ваний, соответствуют не индивидуальной речи (тогда бы это была «прикладная» Мода, которую «носят»), а речи всецело институциональной - наподобие большого разговорника, из которого пользователь может в своих мечтах брать готовый «разговор». Такая тематическая организация являет нам мо­дель реальной одежды, взятой в максимально широкой исто­рической перспективе (скажем, резюмироваться в нескольких чертах может и вся «западная» одежда), как будто Мода вос­производит в уменьшающем зеркале, «в сокращении», то ба­зовое соотношение или постоянный тип (basic pattern), о ко­тором писал Крйбер, говоря об эпохах в истории одежды1.

12.11. Постоянный перечень элементов Моды

Итак, Мода сама производит отбор среди своих синхро­нических черт - либо механически, на уровне типовых соче­таний, либо рефлексивно, на уровне каждой новой базовой формулы. Такой отбор носит эмпирический характер (хотя и зависит от всей системы в целом), а потому естественным об­разом ведет к реальному (а не принципиальному) перечню элементов Моды. Такой перечень элементов должен быть дво­яким, охватывая с одной стороны корпус описаний, а с другой стороны - реальную одежду, которую носят. Перечень эле­ментов одежды-описания должен состоять в ежегодной регис­трации и отслеживании типовых сочетаний и базовых формул Моды, что позволяет распознавать ее вариации из года в год;

1 A.L.Kroeber, cite par J.Stoetzel, Psychologie sociale, p. 247; см. также: Cl. Levi-Strauss, La Pensee sauvage, p. 119.

за несколько лет таких наблюдений у нас создалось бы точное представление о модной диахронии, и можно было бы наконец создать ее диахроническую систему1. С другой стороны, каж­дый перечень элементов Моды-описания следовало бы срав­нивать с перечнем элементов реальной одежды, выясняя, вос­производятся ли утверждаемые в типовых сочетаниях и базо­вой формуле модные черты в той одежде, которую реально носят женщины, с какими адаптациями, пропусками и нару­шениями они воспроизводятся; сравнение этих двух перечней позволило бы с высокой точностью определить скорость рас­пространения модных моделей - надо только, чтобы обсле­дование реальной одежды велось в разных регионах и соци­альных группах.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

12.12. Структурная классификация родов и вариантов

Завершая эту инвентаризацию вестиментарного озна­чающего, необходимо вернуться к вопросу о методической важности синтагмы. Как мы видели, проводившаяся до сих пор классификация родов и вариантов оставалась струк­турно необоснованной, поскольку то была алфавитная клас­сификация в случае родовых категорий и понятийная - в случае вариантов2. Выделяя гнезда синтагматической соче­таемости для каждого рода и варианта, пожалуй, можно подступиться и к структурной классификации этих элемен­тов, за которую до сих пор браться было рано. Намечаются три неодинаково полезных принципа классификации. Пер­вый состоит в том, чтобы классифицировать все родовые категории с точки зрения одного варианта, и наоборот; на­пример, в первый (положительный) класс будут сводиться все родовые категории, положительно сочетающиеся с ва­риантом существования, а в другой (отрицательный) - те, что не могут с ним сочетаться; в общем, это классификация внутри каждого гнезда синтагматической сочетаемости, вы­текающая из простого чтения этих гнезд; хотя эта класси­фикация и носит дробный характер (поскольку в каждом

1 Базовая формула очевидным образом напоминает те основные чер­
ты женской одежды, которыми пользуется в своем диахроническом иссле­
довании Крёбер; а тот перечень элементов, который предлагается здесь,
относится к Модам со слабой диахронией.

2 См. выше, 8, 7 и 9, 1.

гнезде начинается заново), она может быть полезна, если однажды встанет задача исчерпывающего (монографичес­кого) исследования всего диахронического поля некоторо­го рода или варианта - например, прозрачности одежды или исторической структуры блузки1. Второй принцип клас­сификации, основанный на собственно функциональной эффективности, состоит в том, что относящимися к одному классу считаются все элементы, имеющие равное число ва­лентностей одного типа (положительных или негативных); при этом выяснились бы изометрические зоны синтагмати­ческой эффективности, что пригодится при изучении струк­турной истории одежды, так как можно будет прослежи­вать стабильность или же подвижность каждой такой зоны с течением времени. Наконец, сосредоточив наши усилия на родовых категориях и предполагая, что число вариантов остается тем, какое принято здесь, можно было бы, выде­ляя для каждого гнезда наборы родовых категорий, облада­ющих одинаковыми валентностями, получить высоко коге­рентные группы родовых категорий - тех, что одинаково сочетаются с определенной группой вариантов; возьмем для примера группы деление-подвижность-запахнутость-фикса-ция (мы уже отмечали, что ей свойственна повышенная струк­турированность)2 — по отношению к этой группе родовые категории Чулки, Тулья, Клипс, Шов, Галстук (и другие) принадлежат к одному классу, поскольку ни один из них не может сочетаться ни с одним из этих 4 вариантов; срод­ству вариантов между собой соответствует и общность отка­зов в данной родовой группе. Подобная классификация име­ла бы то достоинство, что давала бы упорядоченную табли­цу возможных и невозможных сочетаний; а при максималь­но тонкой спецификации привходящих факторов (обуслов­ленных физическими, моральными и эстетическими огра­ничениями) этой возможности или невозможности можно было бы выявить культурное сродство между родами одной и той же группы3.

1 Этим предполагается намеченный в 11, IV переход от одежды-опи­
сания к реальной одежде, если только мы не ограничим предмет исследо­
вания одной лишь «поэтикой» одежды (см. ниже, гл. 17).

2 См. выше, 9, 20.

3 Например: «паразитарные», «предельные», «нитевидные» родовые
категории и т.д.

I. ВЕСТИМЕНТАРНЫЙ КОД

2. СТРУКТУРА ОЗНАЧАЕМОГО

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Свитер для прохладных осенних вечеров, ког­да вы проводите уик-энд в деревне.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 530 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.