Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И. Синтагматическая эффективность




12.5. Синтагматическая характеристика элемента: «валентности»

Родовые категории и варианты могут сцепляться - или не сцепляться - между собой согласно правилам, исходящим из внешнего мира (то есть в конечном счете из истории); тем самым можно считать, что каждая родовая категория, с одной стороны, и каждый вариант, с другой, наделены некоторой ассоциативной силой, измеряемой числом противоположных элементов, с которыми они могут сцепляться, образуя значи­мую модную черту; ассоциативные отношения элемента мы будем называть валентностями (в химическом значении сло­ва); если сочетание возможно, валентность будет положитель­ной, если сочетание исключено - отрицательной. Каждый эле­мент (род или вариант) структурно характеризуется некото­рым числом валентностей; так, родовая категория цвет со­держит 10 положительных валентностей и 20 отрицательных,

' Как известно, в средние века были известны рукава с вырезами.

а вариант гибкости - 34 положительных и 26 отрицательных'. Таким образом, каждый род, как и каждый вариант, характе­ризуется числом своих валентностей, которым измеряется сте­пень его смысловосприимчивости; составив для каждого рода и варианта схему его синтагматических связей, мы получим настоящее семантическое гнездо, обладающее столь же на­дежной определительной силой, как и словарная рубрика, хотя в нем и не содержится никаких указаний на «смысл» данного элемента. Итак, наряду с простым лексиконом Моды (тюссор = лето) можно представить себе и настоящий син­тагматический лексикон, дающий для каждого элемента под­робную роспись его возможных и исключенных сочетаний. Тем самым у нас появятся «гнезда» комбинаторного сродства элементов, способные играть для них характеризующую роль: Аксессуар:

Возможное: Существование, Маркированность, Вес и т.д.

Невозможное: Форма, Облегание, Подвижность и т.д. Искусственность:

Возможное: Аксессуар, Крепление, Баска и т.д.

Невозможное: Чулки, Браслет и т.д. Подобный лексикон, который можно назвать структур­ным лексиконом, был бы не менее важен, чем его лексиког­рафический сосед, ибо именно из него Мода берет свой смысл, то есть свое бытие, а уже во вторую очередь из таблицы произвольных, случайных, зачастую лишь ритори­чески существующих означаемых. Следует повторить: имен­но через такие синтагматические парадигмы в знаковую сис­тему вторгаются внешний мир, реальность, история; прежде чем изменить свой смысл, знаки меняют свое окружение, или, вернее, меняя свои синтагматические отношения, они и изме­няют свой смысл. История, реальность, праксис могут непос­редственно воздействовать не на знак (в той мере в какой этот знак, будучи немотивированным, все же не является произ­вольным), а главным образом на его связи. И вот для Моды-описания такой синтагматический лексикон легко может быть составлен (поскольку число родовых категорий и вариантов умеренно и конечно): понятно, что именно он должен слу­жить основой постоянного перечня элементов Моды, без кото­рого не поддается никакому анализу распространение мод­ных моделей в реальном обществе (объект социологии Моды).

' Напомним, что наш корпус позволяет выделить 60 родовых катего­рий и 30 вариантов.

12.6. Принцип синтагматической эффективности

Сопоставить все полученные при описании гнезда синтаг­матической сочетаемости - значит сравнить семантическую силу родов и вариантов по отношению друг к другу; ясно ведь, что родовая категория с более высоким числом положительных валентностей (например, край) имеет больше шансов быть значимой, чем такая родовая категория, у которой это число невелико (например, клипс). Будем называть эту степень смыс-ловосприимчивости элемента, измеряемую числом его валент­ностей, синтагматической эффективностью; будем говорить, например, что у оппозиции длинное / короткое высокая эф­фективность, так как она может прилагаться к большому чис­лу родовых категорий. Следует подчеркнуть, что здесь речь идет о структурной, а не собственно статистической оценке, хотя в ней и применяются числа (на самом деле очень про­стые - это не статистика, а всего лишь бухгалтерия); подсчету подвергается отнюдь не число реальных употреблений неко­торого синтагматического отношения в рамках изучаемого кор­пуса, а лишь принципиальные, статусные сочетания; на дан­ный момент нам маловажно, что такая модная черта, как лег­кая блузка, сто раз встречается в модных журналах, — вес является богатым вариантом не благодаря такой повторяемос­ти1, а благодаря большому числу родовых категорий, с кото­рыми этот вариант может сочетаться.

12.7. Богатство и бедность элементов

Богатство элемента, то есть высокое число его позитив­ных валентностей, по определению выражает собой состояние резерва Моды, поскольку Мода черпает изменения своих черт среди вариантов и родовых категорий, способных сочетаться. Из вариантов особенно богаты по своим модным возможнос­тям видовое утверждение, маркированность, искусственность, утверждение существования, сочетание, величина и вес, а из родовых категорий — края, складки, крепления, головные уборы, воротники, украшения и карманы. Итак, наибольши­ми возможностями смыслообразования обладают варианты идентичности; а поскольку эти варианты, по преимуществу качественные, являются наименее техническими из всех (по

1 Число реальных употреблений небезразлично, но должно интерпре­тироваться с точки зрения риторики: как и всякая обсессия, оно отсылает к пользователю языка, а не к самой его системе; в данном случае оно дает нам сведения о журнале, а не о Моде.

сравнению, например, с вариантами меры или непрерывнос­ти), то можно сказать, что «литературное» развитие Моды имеет сильную структурную поддержку: Мода стремится не столько изготовлять одежду, сколько «рассказывать» о ней. Что же касается родовых категорий, наиболее широко вос­приимчивых к смыслу, то видно, что это по преимуществу не главные части, а вставные детали (воротники, карманы) или же второстепенные элементы (складки, крепления, украше­ния); этим объясняется особое значение, которое Мода прида­ет «детали» в процессе смыслопроизводства1. Напротив того, бедность элемента (то есть высокое число его негативных ва­лентностей) соответствует резерву истории, поскольку отсы­лает к наименее вероятным сочетаниям, неспособным реали­зоваться без переворота в языке или мышлении. Самые бед­ные варианты - варианты положения и распределения: одеж­де свойственна какая-то топологическая неподвижность, и ре­волюция здесь была бы наиболее ощутима в ориентации эле­ментов. Среди самых бедных родовых категорий встречаются второстепенные элементы, такие как бок, спина или чулки, но также и элементы существенные в глазах Моды - такие как мате­риал и цвет; этот кажущийся парадокс заставляет провести более тонкое различие между силой смысла и его широтой.

12.8. Широта или сила смысла?

В самом деле, сила и «широта» смысла находятся в обратном соотношении, поскольку чем шире веер комбина­ций того или иного элемента, тем банальнее становится этот элемент и тем меньше его информационная емкость. То же обратное соотношение существует и между систематичес­кой и синтагматической эффективностью. Когда сочетаемость родов и вариантов ограниченна вширь вследствие их бедно­сти, то смысловая вариация как бы переносится вглубь, в систематический план, то есть туда, где имеется высокая свобода выбора; например, в случае родовой категории стиль ее синтагматическая бедность как бы уравновешивается си­стематической эффективностью нескольких вариантов, с которыми она может сочетаться, - богатство вариаций дос­тавляют стилю в особенности видовое утверждение и фор­ма, чем и объясняется важное значение этой родовой кате­гории в Моде. Итак, приходится тщательно отличать ши­роту смысла от его силы; сила смысла зависит от совершен -

' См. ниже, 17, 8.

ства его систематической структуры1, то есть от структури­рованности и запоминаемости сочетающихся членов; широта же смысла зависит от его синтагматической эффективности; а поскольку эта эффективность, как мы видели, носит в конеч­ном счете историко-культурный характер, то в объеме поня­тия выражается власть истории над смыслом; если взять при­мер из языка, то ассоциативная парадигма слова «промыш­ленность» может быть причиной «точности» этого термина, его семантического блеска; а входящее в объем понятия син­тагматическое сочетание «Торговля и Промышленность» от­сылает к истории (широкое распространение этого выраже­ния датируется первой половиной XIX века). Таким образом, для изменения Моды требуется преодолевать весьма различ­ные сопротивления, в зависимости от того, направлять ли уси­лия на план систематики или план синтагматики; если дер­жаться систематического плана, то можно без всякого труда заменять один парадигматический термин другим, и такую операцию как раз и осуществляет по преимуществу Мода в узком смысле (длинная / короткая юбка, в зависимости от года); изменять же синтагматическую эффективность эле­мента, создавая новое сочетание (скажем, выпуклая спи­на), — неизбежно значит апеллировать к культурно-истори­ческим инстанциям.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 429 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2505 - | 2304 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.