Так, молодой американец (по материалам опроса института Гэллапа, 1961 г.н «предпочитает маленький успех риску большой неудачи. У него мало тяги к ро-| мантике, развлечениям. Он старше своих лет: ему нет и 20, но можно дать 30. Он хочет иметь свой небольшой дом, недорогой новый автомобиль, работать где-! нибудь в большой фирме. Он глубоко религиозен, однако смотрит сквозь пальцы! на проявления нечестности. Он хочет малого, ибо у него есть многое, и не желает! рисковать тем, что уже имеет. В целом он консервативен и осторожен. Молодые хотят найти в жизни счастье: жениться, иметь свой дом и семью»'.
Близок к нему и социальный портрет молодого американца - итог эмпириче-1 ского изучения психологами М. и К. Шерифами проблем конформизма и отклоняющегося поведения молодежи: ценности и стремления, свойственные молодежи во всех сферах, отражают образ индивидуального успеха в Америке2. Его составляющие: удобное жилище, машина, красивое платье, свободные деньги, досуг
__________________
'Юность... какая она?//Ровесник. 1962. №2.
1 Sherif М- & С. Reference Groups: Exploration inlj Conformity and Deviation of Adolescents. N.Y., 1964. P.257. (
и развлечения. Большинство молодых более разборчиво и более точно пред-тавляет марку автомобиля, который они хотели бы иметь, чем выбор своего жизненного дела.
конкретный анализ данных эмпирических исследований. Характерны результаты опроса молодых французов («Пари-матч», 1964 г.)1: "Молодежь не примыкает ни к какой идеологии", "не верит ни в какие "измы". Больше половины респондентов отметили: "Мы не говорим о политике", 20% - абсолютно не интересуются ею. Религиозная жизнь, как и политическая, не очень привлекает. Половина считает: религия утратила свое прежнее значение; 2/3 не ходят в церковь или ходят лишь изредка. При выборе 3 вещей, отсутствие которых было бы для них самым ощутимым, вера оказалась на последнем месте (12%). Религия XX века для молодежи - не самопожертвование, а завоевание личного счастья. Кумиром молодых стало "Я". Для 43% здоровье - самое главное, на втором месте -деньги. Мысль обеспечить себя неудержимо преследует их. Проявляется тяга к вещам, желание добиться материального благополучия. При этом молодое поколение реалистично. Молодые намерены устроить жизнь, создавая семейный очаг, экономя, работая. 59% заявили: наибольшего удовлетворения мы ждем от домашнего очага. И речь идет не о семье родителей: 25% принадлежат к разделенным или неполным семьям, треть - хотели бы покинуть родной дом (не из-за разногласий с родителями, скорее сказывается плохое взаимопонимание). Молодые считают: брак - это их личное дело. Половина не обсуждает этого вопроса с родителями. Брак для молодых - высшее проявление товарищества при наличии доверия и взаимного уважения. 72% (даже многие католики) убеждены: если брак неудачен, его надо расторгнуть. Молодые французы зачарованы миром техники. В ряду их предпочтений: ученый, герой, священник, артист. Отношение молодежи к учебе и работе таково: «Она считает важным лишь то, что полезно». Молодой француз вместил в себя все факторы одиночества, если не физического, то морального. Его одиночество заполняется эрзацами - «группа», «приятели» (немного дружбы, немного любви, немного того, чего нет дома). 90% молодых заявляют, что испытывают двойную потребность: хотят понять других и быть понятыми сами. Тревожен итог: «Под тяжестью этого общества, которое подавляет их своей огромной массой и своими требованиями, молодые стали пассивными, они не уверены, что смогут избежать своей судьбы»;
метод интервью, анализа писем и дневников подростков. Это привносило
См.: Ферран ж. Завтра они будут управлять нам и II За рубежом. 1964.№12
в обобщенные портреты живые краски, личностные характеристики. Типична об английских тинейджерах «Поколение X» (1964)'. О чем они думают, чем покоены, во что верят, на что надеются, чего хотят? Приведем некоторые из этих-мнений, оценок, сохраняя живую непосредственность ответов:
- «Наши «достойные» старшие не вдохновляют нас, не дают нам ни малейшего повода подражать им. Все вокруг - крысиная грызня. Молодым ощущаешь з1 особенно остро».
- «Смысл жизни любого человека - войти в мир, чтобы заработать свой грош..] Окончив школу, мы удивляемся: почему это великолепный огромный мир othi не спешит идти нам навстречу, А нам вдалбливали, что все будет совсем наоборот».
- «И всем на все наплевать. Все только и норовят ухватить удачу за хвост. Б мне повезет и я найду надежную денежную работу, то буду вести себя так же, все. Представить только, что значит для человека небольшой счет в банке и плый семейный очаг».
- «Мы носим кожаные куртки с блестящими медными пуговицами. Вместе с сатыми брюками в обтяжку и самыми невообразимыми ботинками эти куртки лают нас внушительней на вид и придают уверенность в своих силах».
- «В ганге чувствуешь себя нужным. Среди своих ребят - ты человек. Тебя научат, чему следует».
- «Сегодня вечер, завтра танцы, послезавтра свидание, и легче забыться. Но совесть не дает забыть. Мы сумасшедшие, запутавшиеся дети, можем разгромить! чужой дом за одну дикую вечеринку, но на следующее утро будем реветь».
- «Я отступился от веры, потому что считаю ее лицемерием».
- «Хватит ли у нас мужества жить дальше в одиночестве, без успокоительных шор веры?»
Так говорило о себе «покинутое, скептическое, холодное, равнодушное» поколение 1950-1960-х годов. Между тем уже зрел и усиливался молодежный протест. Протест, выраженный группой «Роллинг стоунз»:
«Это все не то, что нужно!
Это все не то, что нужно!
Я ищу, я ищу, я ищу, я ищу...
Только нету! Только нету!»
1 Hamblett Ch., Leverson J. Generation «X». L„ 1964.
ТЕМА 8.
Молодежный протест конца 1960-х годов и концепция «контркультуры»
Круг рассматриваемых проблем и понятий: актовки молодежной культуры: от «девиантной» и «делинквентной» -Рвконтркультуре». Концепция «социального конфликта» как методологическая основа теорий «контркультуры» (Л. Фойер - «конфликт поколений»)- Социологический анализ молодежной контркультуры и движения протеста (Ф.Масгроув, Ч.Рейч, Т. Роззак и др.). Осмысление в социологии молодежи уроков «молодежной революции»
«Конфронтация становится образом жизни» Юнолог Б. Смит, 1969. «Вы говорите, что хотите революции, ладно. Мы все хотим изменить мир. Но когда Вы говорите о разрушении, Не рассчитывайте на нас Вы бы лучше освободили ваш разум»
Дж. Леннон «Революция»
Происходившее в конце 1960-х годов резкое усиление радикализма западной молодежи (особенно студенчества), вылившееся в движение протеста и «молодежную революцию», поставило перед социологами-юнологами ряд проблем:
• Был ли молодежный протест неожиданным или его можно было предвидеть?
• Был ли он циклическим, повторяющимся, отражающим извечный конфликт поколений или это феномен постиндустриального мира?
• Каковы его факторы и предпосылки?
• Каковы ценностные ориентации (идеологемы и лозунги) участников движения протеста - против чего и за что они выступали?
• Каков смысл их борьбы за контркультуру?
• Какую социальную роль это движение сыграло?
• Была ли это «незавершенная молодежная революция?
• Каковы её исторические уроки?
Прежде всего, возник спор: был ли молодежный бунт неожиданностью для юнологов?
• Одна позиция - да, был. При этом говорили об определенном социологическом парадоксе. Социологи нарисовали портрет молодежи послевоенных лет: скептическое и трезвое, озабоченное материальным благополучием, практичное, холодное, далекое от риска и порывов поколение. При всей озабоченности его перспективами преобладала уверенность, что это поколение легко и естественно (переболев юношеским максимализмом) впишется в общество взрослых и материальное благополучие компенсирует внутреннюю опустошен-ость. «и вдруг, нежданно - негаданно, без вед
«Старая социология молодежи не Сыла в состоянии дать прогноз» Л. Розенмайер, К. Аллербвк, 1971 г.
во всех промышленно развитых странах Запада вспыхивает грандиозный буи.' молодежи...»1.
• Но было и иное мнение. Итальянский социолог Д. Статера соглашался, <Л образ скептического поколения не был лишен упрощений и явно контрастировал с) взрывом протеста, который потряс итальянские университеты в 1968 г. Но и неадекватный социологический анализ молодежи не был обманом сознательно выпячивавшим политическую индифферентность молодежи и игнорировавшим те процессы, которые породили взрыв2.
• Особенно отчетливо предвидение взрыва проявилось в тех вариантах теории субкультуры, которые позднее развились в самостоятельную концепцию] контркультуры Уже в 1950-1960-е гг. контркультурная версия подчеркивала не общность, а конфликт молодежной культуры с культурой взрослых Контркульту.) ра рассматривалась как: «субкультура, находящаяся в прямом конфликте с цен-) ностями, нормами и установками всего общества», «эталон норм, разделяемых) группой в критических ситуациях или при ее конфликте с обществом»3. Порой контркультура оценивалась позитивно. При этом субкультуры разграничивались) на: регрессивные (им присуще согласие с господствующей системой ценностей); | прогрессивные (стремятся её изменить)4. Контркультура рассматривалась как пример прогрессивной субкультуры. Контркультурные явления изучались, выяв-j лялись специфика и установки молодежных гангов, различных стилевых групп) молодежи: «блузоннуары» («черные куртки»), «корнербойз» («мальчики на перекрестке»); «хальб-штаркен»; «лровос» («провокаторы»), «битники»; «хиппи». Делались даже выводы. «Часть молодежи отвергает ценности взрослого общества». Но успокаивало, что это - малая часть.
В развитии таких явлений виделась угроза стабильности общества. Однако рамках общего структурно-функционального подхода с его ориентиром на соц» альную интеграцию и идейное согласие общества преобладала надежда cnpt виться с отклоняющимся, противоправным поведением молодежи. Характерн направленность анализа социальных проблем молодежи в двух обобщающих pf ботах американских социологов6. Социализация молодежи рассматривается в ни
'
Бодамср И. Молодежь бросает вызов //Литературная газета. 1972. №24. ' Staiera G. Death of a Uiopia. The Development and Decline of Student Movements in Europe. N.Y., 1975. ' Youth in Contemporary Society. L., 1973. P. 625-627. 4 Schwentner R. Theorie dcr Subkultur. Koln, 1971.
Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.,1972; Социология сегодня: Проблемы перспективы. М.. 1965.
связи с социальной дезорганизацией, отклоняющимся поведением, контролем Но возможности социального контроля и социальной интеграции примени-льно к молодежи оказались преувеличены. Осознание этого вело к переориен-ации теоретической социологии. Все более влиятельной, в сравнении со структурным функционализмом (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), становилась теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.). Теории «контркультуры» являются во многом версией конфликтологического подхода к обществу. Но в них социальные конфликты рассматриваются через призму культурного разрыва и противостояния поколений: «Мы становимся, - подчеркивал американский социолог Г.Малькольм, - обществом, разделенным на две различные культуры: господствующую (ею обладают те, кто управляет существующими институтами) и контркультуру (развивающую свой специфический образ мнений, стилей жизни, ценностей)»1. Понять это разделение можно, соотнеся его с различиями между двумя подходами:
Таблица 3.1 Структурно-функциональная и конфликтная модели общества
Критике господствующей культуры с позиций контркультуры соответствовало столь же резкое осуждение её защитниками истэблишмента, в ней виделись: «разрыв уз сообщества и сопричастности»;
«отчаяние и трескотня отбросов истории, жертв технотронной революции»; «скорее эхо прошлого, чем видение из будущего»;
не «иная культура», а «антикультура» (выход за рамки культуры, угроза ей). Каковы же характерные черты молодежной контркультуры, культуры теста? Прежде всего, важно иметь в виду два аспекта анализа: антиманипуляционный протест - против любых норм, ценностей, образцов
Malcolm H Generation of Narcissus. Boston-Toronto. 1971. P.243.
поведения, навязываемых взрослыми; нежелание быть игрушкой в их руках;
• содержательный протест - против конкретных ценностей, норм, обра поведения.
Нужно видеть и разную направленность протеста:
• деструктивный протест - отрицание ценностей, норм, идеалов старшего коления. В крайней форме его смысл - отрицание как таковое. И тогда в контр, культуре подчеркивается, что она контр (против - «долой вашу мораль, вашу лигию...»);
• эскапизм (от англ. escape - бежать, спастись) - уход от мира взрослых в авто-| номный и независимый молодежный мир. В крайних выражениях он проявляется в безразличии и равнодушии к миру взрослых, к волнующим их проблемам. В этом случае контркультура - это средство отделения от мира взрослых;
• конструктивный протест - противопоставление отвергаемым нормам и ностям других. В контркультуре подчеркиваются ее инаковость (контр = гая, лучшая). Чаще всего - молодые противопоставляют ценностям и ид' взрослых свои, нередко иллюзорные, утопические ценности. Но нередко протест; направляется против лицемерия мира взрослых, против присущей ему двойной морали, против разрыва между провозглашаемыми взрослыми ценностями и их реальным поведением. Парадокс такого протеста в том, что молодые как бы защищают от самих взрослых провозглашаемые, но не реализуемые ими ценности.
Из разнообразия трактовок контркультуры выделим один - аксиологический, ценностно-ориентациоиный: те ценности, которые молодые бунтари хотели утвердить. Конкретные сравнительные характеристики контркультуры и господствующей культуры отличаются определенным разнообразием и строятся, как правило, по принципу контраста. Типична и критика «старой, ориентированной на достижения технологической культуры» Ф. Слейтером1. Она, по его мнению, отдает предпочтение: праву собственности (а не потребностям личности), конкуренции (а не сотрудничеству), насилию (а не сексуальности), средствам (а не целям), скрытности (а не откровенности), социальным институтам (а не самовыражению личности), Эдиповой любви, основанной на господстве, (а не «всеобщей любви»), достижениям (а не удовольствиям).
Характерно и сравнение приоритетных ценностей культуры среднего класса и контркультуры2:
' Slater Ph. The Pursuit of Loneliness. Boston., 1970. P/309-311.
; Resistance through Rituals. Youth Subcultures in Poslwar Britain. L., 1976.
Обобщая, можно выделить ряд существенных черт контркультуры. Очевидно, имеет смысл идея Л. Лангмана1: ценности контркультуры в той или иной мере можно обнаружить в каждой культуре. В контркультуре они представляют своеобразную целостность, особую комбинацию. Стержень этой целостности - идеал «Homo novus» (нового человека). В нем как бы слиты гуманистическая устремленность, протест против существующего мира, его ценностей, утопизм прекраснодушной мечты. «Протест, отчуждение, но также и бегство от действительности
сливаются в поведении молодежи воедино», - подчеркивал И. Бодамер (ФРГ)2. i
Конечно, любая типология и классификация упрощают, огрубляют реалии жизни. К тому же авторам классификаций трудно избежать субъективизма и односторонности - от восторга до неприятия. Выделяя черты, присущие контр культуре, нужно использовать оценки и тех, и других, стремясь к максимальной полноте и объективности. С учетом отмеченного выделим основные черты контркультуры как альтернативного стиля жизни, используя наиболее типичные характеристики:
• новый натурализм, стремление к возврату к природе. «В иерархии ценностей студенческая культурная революция выше всего помещает природу и вообще все естественное. Подразумевается: все природное, естественное хорошо, все искусственное и противоречащее природе - плохо» (Д. Янкелович);
* постматериализм, антипрагматизм, антипотребительство, антитехнократизм - отказ от конкурентной погони за успехом, процветанием, материальным
Youth Transition to Adulthood. Wash., 1973. p.144. ьодамер И. Молодежь бросает вызов //Литературная газета. 1972. ЛЙ4.
благополучием, от установки «больше = лучше», от достижения результатов бой ценой. «Привлекая внимание к возрастающей несостоятельности технократов— и искренне отвергая не только средства, но и сами цели индустриального общества, современные молодые радикалы оказывают нам всем громадную услугу» (О. Тоффлер). «Молодых более интересует качество жизни, ответ на вопрос - что дает процветание» (К. Кенистон);
• стремление к «аутентичным» межличностным отношениям, к жизни в коммунах; чувство сопричастности к своему поколению. «Молодежь сегодня чувствуД ет угрозу внутренним ценностям и отвечает на это протестом. Молодые потеряли I веру в старые инструментальные ценности» (К. Уотерс);
• гедонистический, экспрессивный характер - приоритет спонтанности, сти| хийности, самовыражения, открытости (вплоть до эпатажа, экстравагантности); соотнесение истинной коммуникации с невербальными формами общения и самовыражения. «Новая музыка обладает необычным значением, она - основной язык и средство общения людей с новым сознанием, особенно молодых. Дети открыли новые средства общения через экстрасенсорные восприятия» (Ч. Рейч);
• антирационализм, антисциентизм, критика «организованного мышления»; ориентация на мистицизм восточных религиозно-философских систем антиинтеллектуализм; иррационализм: «Хиппи верят, что человек должен быть свободным; что к свободе его может привести освобождение души; что наркотики могут освободить человеческую душу; что ни один свободный человек не может действовать способом, угрожающим его свободе, что красота и свобода совпадают; что все сказанное реализуется лишь духовно; что люди, реализующие это, формируют духовное сообщество; что оно не может быть ничем иным, как идеалом; ч все сказанное - истина; что те, кто верят иначе, заблуждаются» (С. Джаван);
• ситуационность, ноувизм (то, как человек живет сегодня, более важно, чем то, как он будет жить завтра); антиисторизм, разрыв с прошлым;
• антиавторитаризм, антиинституционализм. Цель молодежного протеста: «всеобщее освобождение личности, преодоление вездесущей репрессии, осуществляемой Системой» (Д. Статера).
ЗАДАНИЕ 3.9. Определите, в какой мере во взглядах и ориентациях ваших сверстников можно обнаружить отзвуки идей контркультуры?
Объяснение контркультуры с позиций конфликтологии выдвигало проблему: как рассматривать конфликт поколений в историческом контексте? Выделяются две позиции.
Одни авторы считают: молодежный протест конца 1960-х годов - это рез-обострение извечного конфликта поколений. Типичны такие высказыва-«Вот уже почти 200 лет Европа переживает через каждый 20-25 лет войну ли революцию. Откуда такая поразительная регулярность? Она объясняется гменой поколений: после того как вырастает новое поколение, не пережившее ужасов последней войны или революцию, у него появляется вкус к новым ужасам». «В каждую эпоху и в каждом обществе молодежь восстает против старших. Молодые обнаруживают, что они живут в старом мире. А они хотят построить новый мир. Взрослые смотрят назад, молодые - вперед. Конфликт поколений - основной, существенный и вечный. Он основан на более фундаментальном противоречии интересов, чем любой другой»1.
Целостно, концептуально эту позицию выразил Л. Фойер2:
• «конфликт поколений есть всеобщая тема в истории. Он основывается на самых изначальных фактах человеческой природы и является движущей силой истории, даже более действенной и значимой, чем борьба классов»;
• «история всех до сих пор существовавших обществ является историей борьбы поколений. Старые и молодые, отцы и дети, мастера и подмастерья, взрослые работодатели и молодые чернорабочие, старые профессора и молодые студенты со времен первобытного отцеубийства соперничали между собой за господство в обществе»;
• нынешнее общество - геронтократическое, в нем старшее поколение заняло ведущее положение в экономике и политике, встало у руля управления;
• «всякий образ жизни в равной степени есть протест против предыдущего. Поколение, которое отрицает активизм молодежи, также выражало протест против своих предшественников». «Никогда борьба не заканчивалась победой молодых. Побеждая, они уже превращались в среднее поколение»;
• самое яркое воплощение конфликта поколений в современной истории - студенческое движение - «плод самоотверженного, альтруистического идеализма, сочетающегося с возмущением и агрессией одного поколения против другого, что придает эмоциям и действиям студентов демонический характер»;
• «как рабочее движение раньше основывалось на классовом сознании, так студенческое движение основывается на поколенческом сознании, на эмоционально-бессознательном духе поколения. Нравственное сознание студенчества
, Youth Unrest. Conflicl of Generations. Delhi, 1972. Pp. 54-55. feuer L. The Conflict of Generation. The Character and Significance of Student Movements. N.Y.-L..I969.
совершенно не зависит от интересов классов и их социального положения»; • молодежь «стремится выполнить роль совести общества». «В мире, где авторитет отцов пал, сыновья выступают как самозванные носители авторитета» «Только в последнее время, в связи с ростом крупных студенческих общин, при. нявших новое поколение, стало возможным для студенческого движения как авангарда молодого поколения приобрести могущество, которое будет иметь решающее значение».
ЗАДАНИЕ 3-10. К. Маркс и Ф. Энгельс, как известно, определяли историю развития общества как историю борьбы классов. Я Фойер определяет ее как историю борьбы поколений. Сопоставьте два этих подхода. _______j