Для нее характерно такое положение: «Мы вступили в эру конфликтов - конфликтов поколений и субкультур. Их источник - ослабление взаимосвязи, коммуникации между людьми, поколениями, что разделяет и изолирует их»1.
Примечательно и изменение проблематики работ ряда известных исследователей «молодежной культуры». Прежде всего речь идет о К. Кенистоне, чьи ранние взгляды уже рассматривались. Суть его переориентации - от анализа отчуждения молодежи «на пороге мира взрослых» к исследованию ее радикализма2:
• «открытый взрыв протеста американских студентов - один из поразительных феноменов современной истории. Еще недавно говорили о молчании студентов перед лицом острых национальных и международных проблем. Редко в истории столь очевидная апатия так быстро сменялась демонстративным активизмом, молчание - резким протестом»;
• современный стиль молодежи - «интерес к процессу, а не к программе», «отражает мир, где постоянное изменение доминирует над постоянством целей»;
• «радикализм - проявление перемещения эмоционального конфликта из семьи на широкую социальную арену». «Радикализм восстает против авторитета своей семьи и приходит к нетерпимости к любым авторитетам». «Радикалы, несмотря на непрактичность их взглядов, порой кажутся единственно трезвыми и здравомыслящими людьми в обществе, которое и сегодня в основном отказывается замечать глубоко укоренившийся разрыв. Разрыв и в личном плане - между моральными принципами и практикой, и в социальном - между идеалами и политикой»;
' Collins J. Youth, Ihe American Crisis. N.Y., 1972. P.I6.
2 Кенистон К. Чего добиваются студенты? // Америка. 1970. №159; Kenislon К. Young Radicals. Notes on
Committed Youth. NY., 1968; Keniston K, Youth and Dissent. The Rise of a New Opposition. N.Y., 1971.
ляды радикалов «изменчивы и неполны, их принципы нереалистичны, они
онны к анархии, у них нет программы реформ, они - романтики». «Студенты,
щие в старомодные духовные ценности, вроде гуманизма и романтизма, под-
знательно ощущают, что в этом постиндустриальном мире для них не найдется
места». Их протест «напоминает бунты луддитов»;
характерная черта этого молодого поколения - преимущественно большая идентификация со своим поколением, чем с межпоколенческими организациями и непоколенческой идеологией. Эта молодежь - «постсовремениая (первое поколение, у которого «современные» родители)». Она:
- неаскетична, экспрессивна, сексуально свободна; -стихийна, неорганизованна («текуча»), переменчива, подвижна;
- личностно ориентирована;
- живет иллюзиями;
- отвергает иерархию; противопоставляет ей простоту, открытость;
- создает новые стили жизни, более гуманные типы организации;
- ориентируется на ненасилие.
ЗАДАНИЕ 3.11. Можете ли вы применить к своему поколению определение «постсовременная молодежь» по Кенистону? ______
___________________
Характерно и развитие взглядов Ф, Масгроува: от социального контроля за поведением молодежи - к «контркультуре». Контркультура изменила позиции и перспективы молодежи, стала основным феноменом 10-летия, отделяющего две его основные работы1: «10 лет назад было возможно изучать молодежь без обращения к специфическим молодежным ценностям (разве что показать: они не существуют). Ныне изучение различий в ценностях должно быть основной задачей любого анализа межпоколенческой борьбы». По его оценке необходимо разграничивать контркультуру:
• на идеологическом уровне - совокупность убеждений и ценностей, радикально отвергающих доминирующую культуру общества;
• на поведенческом уровне - группа людей, разделяющих эти убеждения и ценности, действующих радикально нонконформистски, выходящих за рамки этого общества.
Социологический анализ молодежной контркультуры и движения протеста - дело очень трудное. Особенно сегодня, спустя годы, когда реальные поведенческие
Musgrove F. Youth and Social Order. L., 1964; Musgrove F. Ecstasy and Holiness. Counterculture and Open So-с,е|У-1-., 1974.
формы протеста стали достоянием истории, а их изучение задачей истопи I ков. Что же могут в этой ситуации сделать социологи? Прежде всего - рассмот реть этот феномен на разных уровнях (уточняя подход Ф. Масгроува):
• концептуальный уровень - обоснование в работах социологов теории контр. культуры как ориентира, целевой установки молодежного движения;
• движенческий уровень - отражение в лозунгах и лидеров, и участников дви-жения их позиций, ценностных ориентации и установок;
• общемолодежный уровень - отражение в результатах эмпирических опросов молодежи ее отношения к движению протеста, его целям и идеалам.
Конечно, это разделение достаточно условно. Социологи-теоретики фактически | одновременно и обосновывали новые ориентиры молодежной контркультуры, и ] отражали умонастроения и мироощущения участников протеста. И все-таки в целях научного анализа такой уроеневый подход правомерен.
На концептуальном, теоретическом уровне идеи молодежной контркультурь наиболее четко воплотились в работах американского социолога Ч. Рейча1:
• «мы утратили понимание системы, в которой живем. Структуры стали абсолютными, мы - беспомощными. Система захватила власть над нами». «Вся наша жизнедеятельность стала чуждой и фальшивой по отношению к естественным потребностям. Она представляет собой не что иное, как стандарты, созданные и навязываемые нам другими людьми. В конце концов люди начинают отождествляться с их профессиями и прочими ролями, отчуждаются от собственной личности»;
• «в этом мире перед начинающим жизнь нет открытых дорог ни для проявления физической энергии, ни для выражения сил ума, духа. Перед ним только длинные, тяжелые, проторенные пути в никуда. Обычно американская ситуация порождает мнение о добровольности - индивид выбирает свое положение. Но выбора при включении в организованное общество на самом деле нет. А любая подготовка - образование, освоение основ права и т.д. - имеет цель: вынудить индивида занять свое место в иерархической структуре»;
• «революция грядет. Она не будет похожа на революции прошлого. Для своего успеха она не потребует насилия, и с ней бесполезно бороться насилием». Ее цель - «созидание нового, более гуманного общества, нового свободного человека».
1 Рейч Ч. Молодая Америка II Мировая экономика и международные отношения. 1971. №10; Reich Ch. The Greening of America. N.Y., 1970; Reich Ch. Consciousness HI. The New Generation // Emerging Social Issues. A Sociological Perspective. N.Y., 1975.
«Не экономика и политика определяют культуру, а культура определяет
Поэтому революция должна быть культурной. «Радикальные попытки за-их»-
оввать власть, изменить Систему почти безрезультатны. Успеха добиваются
ишь тв. кто ПР0070 меняет свой образ жизни»;
грядущая революция - «это революция нового поколения. Речь идет о трансформации Сознания, которая неизбежно со временем коснется не только молодежи, но и всего американского общества». Молодежь создает «новую форму общества - с другой шкалой приоритетов, с другим пониманием власти и процесса принятия решений». «Молодое поколение должно совершить свою революцию с помощью теории закваски, путем распространения своего образа жизни»;. три основных типа сознания преобладают в современной Америке; СОЗНАНИЕ I - сложилось еще в XIX в. Оно представляет собой традиционное мировоззрение - стремление преуспеть в жизни, работе. Оно рассматривает мир как джунгли, где каждый - только за себя;
СОЗНАНИЕ II - сформировалось в первой половине нашего века под влиянием технологического и корпоративного общества. Мир в нем - это борьба за статус в иерархическом обществе;
СОЗНАНИЕ III - сейчас все шире распространяется среди молодежи и в какой-то мере среди остальных людей. Оно считает мир одной общиной и требует восстановления приоритета естественной окружающей среды и духовной жизни;
• «прежде молодые люди обычно чувствовали себя прочно связанными со своими семьями, со школой, с той обстановкой, в которой они находились, но не с «поколением». Сейчас целая культура возникает в среде самой молодежи. Одновременно с этим возникает и новое сознание. «Суть образа мыслей нового поколения состоит в постоянной открытости новому опыту, готовности к самоизменению, надежде на новые ощущения, родственные удивлению перед природой и человечеством». Чем резче старое поколение отвергает новую культуру, тем больше растет среди молодежи «чувство общности»;
• в молодежной культуре выделяются четыре аспекта: одежда; карьера (не связанная с управлением); община; музыка. Музыка - основа нового сознания. Ритмы музыки пробуждают активность всего тела, экспрессию, эмоции. «Нас долго Учили подавлять чувства, сейчас мы хотим их выразить. Слова девальвированы»;
• «вслед за индустриальной эпохой наступит новая - эпоха человека. Наступит конец подчинения человека машине, начнется подчинение машины, использова-ние технологии для создания более высокого качества жизни. Религия и этика человека
будут снова выражать естественность образа жизни». «Сознание вьет новую форму независимости и личной ответственности. Оно заменит шительное своекорыстие, которое мы называем «конкуренцией», новой способ»* стью совместного труда и жизни»;
• идея обновления общества в результате «молодежной революции сознания» была выражена Рейчем в образе «зеленеющей Америки».
Сходные идеи развивал другой американский социолог - Т. Роззак1:
• технократия - это та «социальная форма, в границах которой индустриальное общество достигает пика своей организационной интеграции. Это идеал, который люди обычно держат в голове, когда говорят об обновлении, модернизации, ра-ционалиэации, построении планов». Но в условиях «технократии» люди оказываются «внутренне приспособленными к существованию, совершенно чуждому всему тому, что делает жизнь человека интересным приключением»;
• «мы достигли пункта, с которого можем видеть: где кончается пустыня и начинается культура как выражение человеческой целостности и завершенн сти». «Судьба души - это судьба социального порядка»;
• «традиционная культура, которой бунтари бросают вызов, неизлечимо и разительно для других больна. Главным симптомом этой болезни является термоядерного уничтожения». «Контркультура восстает против этого абсол го зла: не столько против факта бомбы, сколько против всего этоса бомбы, просто не знаю, где кроме этих протестующих молодых людей и их преемников нескольких последующих поколениях сможет обнаружиться коренное несогласие и инновация, которая будет в состоянии преобразовать эту потерявшую направление нашу цивилизацию в нечто такое, в чем человек почувствует себя как в своем доме». Контркультура «взывает в большей степени к личностному значению человеческих сообществ, чем к техническим и индустриальным ценностям»; |
• «религиозное обновление - необходимая фаза нашей культурной эволюции. Это религия не церкви, Веры и Учения, а непосредственного видения мира»;
• протестующая молодежь «инстинктивно тянется к романтизму и покоряется волшебству напитков и снов, детства и дикости, оккультного и магического»;
• «молодежь должна знать: подлинная борьба происходит не в сфере политики. Нужно покончить с политикой, подняться от политики к поэзии. Поэзия, искусст-
' Роззак Т. Гле кончается пустыня // Иностранная литература, 1973. №8; Roszak Th. The Making of Counter Culture. N/Y., 1969; Roszak Th. Where the Wasterland ends. N.Y., 1973; Roszak Th. Person-Planet the Creative Desintegration of Industrial Society. NY., 1979.
бражение превращаются в подлинно революционную силу, способную изменит» мир»;
врспектива - альтернатива индустриализму:
оазмерное сочетание ремесленного труда и тяжелой индустрии; озрождение труда как самоопределяющей, свободной от эксплуатации деятельности, как средства духовного роста; новая экономика - на основе дружбы и сотрудничества;
^бюрократизированные общественные службы, создаваемые и управляемые самими потребителями;
координация в масштабах общества находящихся под рабочим контролем промышленных предприятий и производственных кооперативов;
- деурбанизация и реабилитация сельской жизни;
- неформальное образование через систему свободных школ.
Вряд ли молодые бунтари в своих действиях и акциях протеста непосредственно исходили из теоретических положений Рейча и Роззака. Теория вообще, чтобы стать побудительным мотивом действия, должна приобрести доступную, упрощенную, популярную, краткую форму. Наиболее адекватными для этих целей являются лозунги, девизы, призывы. Характерно, что движение протеста породило огромное количество лозунгов-граффити, наиболее непосредственно выразивших коллективный миф контркультуры:
Вся власть - воображению!
Рай - немедленно!
Занимайтесь любовью, а не войной!
Мир людям - война институтам!
Материальные выгоды - смерть!
Запрещено запрещать!
Наслаждайтесь, здесь и теперь!
Будьте жестоки!
Скука всегда контрреволюционна1
Нужно, чтобы все треснуло!
Не совершенствование, а обновление!
Делать, что тебе нравится!
Неправ никто, старше 30!
Не дать утопить бунт в теории!
Отмежеваться от Системы1
Залюбить Систему насмерть!
* Нет - загрязнению человеческих душ!
* Назад к природе!
" Будьте реалистами - требуйте невозможного!
* Долой культуру, да здравствует жизнь!
* Власть - студентам!
* Те, кому за 30, безнадежны!
* Принимайте ваши мечты за реальность!
* Да здравствуют шлюхи и хулиганы!
* Мы хотим получить от жизни не боль, а радость!
* Свобода - это осознание своих желаний!
* Мы хотим, чтобы структуры были на службе!
человека, а не человек на службе структур!
* Не любите друг друга, насилуйте друг друга!
* Нельзя влюбиться в коэффициент! промышленного роста!
* Культура и революция - это одно и то же!
'ЗДАНИЕ 3.12. Исследователи политических граффити утверждают, чт° в ми* выражается стремление к упрощению, реализуются не столько Ценности, нормы, ожидания, сколько функции снятия коллективного на-