Теоретически осмысливая уроки молодежного протеста, авторы серьезно обогатили социологию молодежи:
Armold P. Bassad М., Krettaz В., Kellerhals J. Jeunesse el societe. Lausanne. 1971.
• отмечена «опасность представлять молодежь как обладающую неизмвн ными и универсальными чертами, которым соответствуют столь же унивеп. сальные и неизменные потребности и аспирации». Обоснован иной принцип: «gj ществует не молодежь, но многочисленные группы молодежи, которые могут быть! поняты только в конфетных и изменчивых ситуациях». «Говоря о молодежи или о молодых людях, мы ни на секунду не забываем отмеченное разнообразие ситуа-| ций и не игнорируем связь, которая объединяет молодежь с глобальным общест.| вом»;
• трудности определения понятия «молодежь» соотнесены с неадекватностью и условностью её демографических и психологических определений: «Моло-| дость как понятие представляет собой ценностное суждение, формулируемое относительно тех или иных людей обществом. Молодым является тот, кто не за-) вершен, не интегрирован, кто с различных точек зрения находится несколько в стороне»;
• выявлена обусловленность актуального положения молодежи:
- изменениями в агентах социализации. «Каждый агент - школа, семья, СМИ и т.д. - создает себе собственное пространство и время, сильно различающиеся между собой»;
- изменениями в содержании социализации (в ценностях и идеях). Сегодня господствуют три идеальных модели поведения, три «гуманизма», воплощенные в трех фигурах: «человек-техник» (сориентирован на ценности - профессиональная и техническая квалификация; социальное продвижение благодаря собственным «заслугам»; приспособление как жизненный принцип); «человек политический») (долг и ответственность как жизненный принцип; четко выражаемый семейный, религиозный и патриотический опыт; важность социального продвижения как выражение респектабельности); «человек-сенсация» (решающее значение момента по отношению к долгосрочному проекту; превалирующая роль сенсации по отношению к идеологии; особое значение, приписываемое «мечтаемым ситуациям», скачкам в «надежду» или в нечто «иное» по отношению к конкретному повседневному опыту). Эти три видения человеческого мира, внушаемые разными агентами социализации (первое школой, университетом; второе - семьей, третье - СМИ), противоречат друг другу. «Молодой человек предоставлен самому себе, но не позитивно, а вследствие неспособности общества интегрировать свои средства социализации. Единственная сфера, в которой молодой человек является объектом внимания, даже очень строгого, - это сфера его профессиональных и технических
Можно подумать, что человек важен для общества только как экономии производитель. Уместно в таком случае говорить о «функциональной социализации»; социальной и географической мобильностью; иодлением процесса формирования - удлинением периода формирования образования молодежи (экономический рост позволяет часть времени труда делять образованию; демократизация образования и повышение уровня жизни отдельных семей; НТП и растущие потребности в высокопрофессиональной рабочей силе; расширение неформального образования);
- пространственно-временной концентрацией;
( выявлена способность современной молодежи образовывать группы и вырабатывать самосоциализацию. Молодежь испытывает тройственную необходимость: в оппозиции, интеграции и идентификации. Все эти три императива диалектически связаны между собой. В качестве «фундаментального» пункта своего подхода к проблеме авторы отмечают: из столкновения между социальным положением молодежи и ее физическим и психическим положением рождается молодежь-актор: «От молодежи, определяемой в терминах переходного состояния, мы приходим к молодежи, определяемой одновременно как переходная категория и как группа»;
• выделены общие характеристики, свойственные молодежи как субъекту социального действия: придание ценности группе, акцент на роли творчества и спонтанности, важное значение, приписываемое взаимности и участию, поиск смысла;
• разграничены (с учетом интерпретации общества; природы и способов действия группы; социального проекта группы, направленного или на реакцию на недостатки общества, или на адаптацию к нему, или на его полную трансформацию) пять систем действия молодежных групп
- Дисфункциональный гиперконформизм. Он порожден отсутствием синтеза между различными гранями социализации: молодой человек оказывается перед чем-то вроде пустоты, либо перед вопросом о различных идеологиях, на которые не может найти ответа. Другой фактор - сильное влияние моделей потребления: «Присваивая объект, молодой человек интегрируется и в то же время самоутверждается как самостоятельная личность, он создает себя». Официальные Ценности не оказываются интериоризованными. Проявляется дисфункциональность отношению к демократической идеологии, предполагающей активное социальное участие и ответственность, и по отношению к труду (он рассматривай ся лишь как простое средство заработать на жизнь). Этот тип действия дисфун ционапен на уровне аффективных отношений. Ориентация на достижение при <* сутстеии легальных средств вызывает антиобщественное поведение;
- активная интеграция. Группа испытывает необходимость в интеграции, посреп, ством ее она достигает своей идентичности. Ясно осознается расплывчатость пв. редаваемых ценностей. Основная часть деятельности этих молодежных групп. анализ этой расплывчатости, ее отрицание, выявление ее патогенных характери-стик. Характерен девиз: «Изменив себя, ты изменишь мир». Собственное превращение, распространяясь, вызывает структурное изменение. «Социальный проект осуществляется через изменение личности». Социальное следствие такой уста-новки - обеспечение интеграции. Для этих групп характерно: они - место разрешения противоречий между индивидом и обществом; воспринимаются как нечто переходное, а не окончательное; у них нет стратегической функции, они не являю' инструментом действия для достижения какой-либо социальной цели;
- требование. Идентичность достигается через определенный тип интеграции;-] общество интерпретируется в терминах кризиса: «Необходимо изменить всю сис-J тему, необходимо осуществить нечто вроде революции. Но применяемая страте-! гия является постепенной и реализуется через реформу». Цели общества (coi альное и экономическое развитие, процесс демократизации решений, граждан-] ские права и т.д.) могут оцениваться как хорошие, но осуждаются средства, ко прометирующие цели. Требования = стремление усовершенствовать систему;
- протест. Частичный подход - демократизация образования, культурное разви-| тие и т.д. - полностью отвергается. Социальная система подвергается более ра-| дикальной оценке: она производит фундаментальное отчуждение человека, всякая попытка отдельных изменений лишь усиливает отчуждение, поскольку систе-1 ма становится более функциональной и эффективной. Основной вывод из анализа общества - невозможность для индивида найти свою идентичность внутри капиталистического общества (и бюрократической коллективистской системы). Отсюда выводится необходимость свержения системы и установления другой, вершенно новой. Идентичность молодого человека создается через тотальную оппозицию. Противники определяются как власть, технократия и бюрократизация-В качестве средства борьбы выдвигается широкое массовое движение. Функция групп данного типа - быть инструментом борьбы. Но группы, организованные на основание стемы действия протеста, стремятся к супрафункциональности, рае-основании
ят се5я как тотальную альтернативу глобальному обществу; сматр1*8810
данный тип действия исходит из негативной оценки общества, подобно
м пр0Теста. Но при этом группы, основанные на данном типе, ставят себя
общества настолько, что отказываются даже от связи между молодежью и
побальным обществом, от существующего в политическом проекте протеста.
Воззрения этих групп проникнуты фундаментальным скептицизмом. Различаются формы ухода - коллективная и индивидуальная. В действительности каждая из систем действия не существует в чистом виде: • акцентирована противоречивость социализации молодежи. «Конфликт между отсутствием власти и требованием ее дополняется конфликтом между переходностью (молодежную группу неизбежно надо будет покинуть) и постоянством (она часто служит единственным референтом)». Мир взрослых не предлагает в настоящее время молодому человеку готового видения мира со своей логикой, символами и суждениями, и он сам должен их сконструировать. Изменяются отношения между молодежью и обществом в целом: усиление интеллектуальной и этической деятельности молодых, выработка символической системы группы и продление некоторых видов юношеского поведения. «Сегодня налицо кризис социализации», особенно в плане интеграции новых поколений в социальную систему через передачу ролей, норм поведения и ценностей. И молодые люди готовы к радикальному пересмотру социальной системы, не имеющей для них основания, лишенной в их глазах ценностей, которые ее оправдывают. Кризис социализации дополняется конфликтом между социальными акторами. Этот конфликт по поводу фундаментальных ориентации общества приобретает характер классового конфликта, он противопоставляет молодых, воспринимающих себя как объект господства, обществу, рассматриваемому как господствующее или подавляющее. Ныне этим конфликтом затронута в основном студенческая среда. Но можно предвидеть его распространение на школьников, молодых рабочих и крестьян. Когда-то семья, школа, воспитательные учреждения являлись распространителями фундаментальных целей общества. Сегодня дело обстоит иначе, и молодежь имеет тенденцию к более критическому взгляду на это общество.
Задание 3.14. Оцените, насколько плодотворны для анализа молодежи и молодежного движения указанные идеи ~ особенно о сомосоциализации молодежи, кризисе социализации, разнообразии форм жизнедеятельности молодежи и молодежных групп? В какой мере эти идеи актуальны и сегодня применительно к вам и вашимсверстникам?
ТЕМА 9.