Механизм преемственности лишь один из аспектов межпоколенческих отношений. Анализируя их, нужно прежде всего разграничивать подходы: в статике или в динамике. В первом случае акцентируется сосуществование поколений. Во втором - их смена. При этом стираются возрастные и когортные различия. Особенности молодежного возраста характерны для каждого из поколений, но актуальны они лишь для современной молодежи. Для взрослых они - в прошлом, для детей - в будущем, в перспективе.
Можно выделить следующие виды межпоколенческих отношений:
В СТАТИКЕ:
• сотрудничество, взаимопонимание (педагогика сотрудничества как принцип социальной педагогики);
• воздействие взрослых на молодежь.
Сократ «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями. Жадно глотают пищу и изводят учителей»
Молодежь - объект воспитательного воздействия со стороны взрослых, общество взрослых осуществляет социальный контроль за молодежью;
• соперничество;
• сосуществование - две рядом текущие жизни, изолированные друг от друга; субкультуры как разные, иные культуры; взаимонепонимание;
• конфликт поколений - контркультура, молодежный протест, бунт против взрослых.
В ДИНАМИКЕ:
• преемственность поколений в историческом развитии. Диалектика преемственности (пусть и с некоторой абсолютизацией ее социально-экономической природы) была в свое время выявлена К.Марксом и ф Энгельсом: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими
А. Моруа. «Открытое письмо ноло дому человеку о науке жить». «Нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным... Разлад с самим собой - худшее из зол. Подлинный внешний мир - это подлинный внутренний мир... Надо действовать. Вместо того, чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразовать тот уголок, куда забросила нас судьба. Надо верить в силу воли. Неверно, что будущее целиком и полностью предопределено. Великий человек может изменить ход истории. Тот, у кого достанет смелости захотеть, может изменить свое будущее... Надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, себе самому».
поколениями, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой, - видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности»1;. переоценка ценностей;
• разрыв поколений, обрыв связей. Важна и содержательная сторона межпоколенческих отношений. Она проявляется в конкретных сферах социальной жизни (экономика, политика, культура, быт и т.д.), в конфетных установках, ценностных ориентациях, нормах и образцах поведения.
Наиболее изучена межпоколенческая культурная преемственность. В ее рамках выделяется ряд параметров:
• субъектный - от кого к кому идет трансмиссия культуры;
• объектный - что именно, какие материальные и духовные ценности, знания, навыки и установки подлежат передаче;
• процессуальный - каким способом (непосредственное взаимодействие, формальное обучение и т.п.) осуществляется передача;
• институциональный - посредством каких социальных институтов;
• ситуационно-исторический - в рамках какого исторически конкретного общества это происходит.
Остановимся на некоторых моментах межпоколенческих отношений, акцентируя внимание на актуальных проблемах социологии молодежи.
Важный аспект анализа межпоколенческих отношений (и более глубокого понимания закономерностей развития молодежи как социальной группы) выделен В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок и связан с «адекватным определением её роли и места в общественном воспроизводстве, субъектом которого она является». «Включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, - отмечают они, - молодежь не только унаследует условия жизни, оставляемые ей родительскими поколениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Тем самым осуществляется и развитие молодежи, и воспроизводство общества»2.
Плодотворен, хотя и сложен (особенно в организационно-методическом плане) лонгитюдный подход. Лонгитюдное исследование (от англ. Longitude - долгота) - «вид длительного исследования, в форме периодического, повторяющегося наблюдения
____________________
' Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.44-45.
7 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
С.5.
блюдения за одними и теми же лицами или социальными объектами путем многократного получения информации о них»'. В отечественной социологии молодежи наиболее известны лонгитюды под руководством В.Н. Шубкина (20-летнее исследование жизненных планов и профессиональных ориентации выпускников школ)г и MX. Титмы (исследование «Пути поколения» - изучение в 1982-1997 гг. процесса включения молодежи в общественную жизнь - от окончания среднего учебного заведения до 30-летнего возраста)3.
Смена поколений в определенном смысле выступает и как естественный процесс превращения детей в отцов. Поэтому социологам важен ретроспективный взгляд - воспоминания сегодняшних «отцов» о своей молодости. Интересен такой анализ в книге уральских социологов Л.Н. Когана и Б.С. Павлова4.
Другой аспект - сравнительный. Здесь возможны два варианта:
• изучение по единой методике ценностных ориентации «отцов» и «детей». Это позволяет сопоставить два поколения, выявить характер преемственности, происходит ли смена одного поколения другим или разрыв поколений;
• оценка молодыми себя в сравнении со своими родителями.
Наконец, плодотворен и прожективный аспект анализа - молодые оценивают перспективы своего развития и отвечают на вопрос: «Будет ли наше поколение отличаться от поколения наших родителей?»
Сегодня в социологии молодежи наиболее сильный и устойчивый интерес проявляется к различию между молодостью и взрослостью, но очень редко раскрывается сущность перехода от детства к молодости. Однако нечеткость, зыбкость возрастных фаниц и особенно снижение «нижней фаницы» молодости требуют самого серьезного и всестороннего социологического анализа детства. И не только как «предмолодежного» периода, но и как самостоятельного социального феномена. Тем показательнее, что наряду с историко-этнофафическими5 и философскими, социокультурными8 исследованиями проблем детства, начинают
, Социология: 336 словарных статей. Екатеринбург, 2004. С.49.
См.: Шубкин В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М., 1™ Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жюнь (Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М., 1985.
См.: Титма М. (ред.). Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин, 1985; Начало пути: поколение со средним образованием /Отв. ред. М.Х. Титма. М., 1989; Титма М., Коклягина Л., Семенова В. (Ред.). Жизненные пути одного поколения. М., 1992; Социальное расслоение возрастной когорты. Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. М., 1997.
5 коган Л.Н., Павлов Б.С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. Свердловск. 1976., ~* И-С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
Кислое А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург, 1998.
появляться и социологические'.
Преемственность межпоколенческих отношений не должна рассматриваться однонаправленно: старшие учат уму-разуму младших. Не менее важно сформировать у молодых умение жить в разновозрастной среде. Сегодня усиливается возрастная сегрегация (от лат. segregatlo - отделение). Это связано и с тем, что современное общество становится четырехпоколенным, а семья - двухпоко-ленной и - в основном - однодетной. В семье ребенок общается лишь с родителями, но разрыв в возрасте не делает их опыт для него привлекательным. Да и в образовательных учреждениях (от детсада до вуза) преобладают одновозрастные коллективы. Взрослые же выступают в роли наставников. Наиболее наглядно негативные последствия этого процесса проявляются в «дедовщине», когда старший по возрасту (точнее - по сроку службы в армии) как бы получает неписанное право унижать другого - «молодого». Трагизм ситуации в том, что за время службы ролевые функции униженного и унижающего проигрываются поочередно одним и тем же молодым человеком. Но дедовщина - не только и не столько армейский феномен. Ее корни - в любых молодежных коллективах, где проявляется неумение жить и общаться в разновозрастной среде. Стоит задуматься: так ли безопасно по своим социальным последствиям, когда мы в дошкольных и других образовательных учреждениях в основном собираем одновозрастные коллективы? Не забываем ли мы: во взрослом мире совместно живут и работают обычно люди разного возраста?
ЗАДАНИЕ 2.24. Каково ваше отношение к расширению масштабов разновозрастных коллективов в организации работы с молодежью? Какие вам видятся «+» и «-«в таком подходе? С чем лично вы связываете распро странение «дедовщины» в молодежной среде? Как её преодолевать? _____
Характеристика взаимоотношений поколений требует более многомерного подхода к их анализу. Своеобразный вариант соотнесения поколений предложил французский исследователь В. Горц. По его мнению, необходимо делить всех людей на «предшествующих» (старше 30 лет) и «последующих» (молодых). Над первыми довлеет груз прошлого, стереотипов, традиций. И лишь вторые в состоянии осуществить перемены к лучшему, преобразовать и обновить мир. Отсутствие жизненного опыта - объективно присущая молодежи черта - получает в рамках такого подхода позитивную оценку. Можно не соглашаться с этим, но нельзя не видеть серьезной проблемы: как сочетать ориентацию на перемены и недос-
1 Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. М., 1999; Щеглова СМ. Социология детства. М., 1996.
очную зрелость - социальную, интеллектуальную, духовную? К этому добавляется и уже отмеченное удлинение продолжительности молодежного возраста, в ракурсе четырехпоколенного общества оно проявляется и в том, что молодые все дольше и дольше воспринимаются третьим и четвертым поколениями как «молодые» - даже в 35-40 лет. Это питает у части молодых инфантилистские (от лат. infantilis - детский) настроения. Тревожит не само по себе ощущение молодости у 35-40-летних, а то, что они стараются подольше не брать на себя всю полноту ответственности взрослого, социально зрелого человека.
На другую сторону этой проблемы обратил внимание ВТ. Лисовский, высказав тревогу по поводу растущего «генерационного негативизма»: в условиях системного кризиса российского общества «молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу». «Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни». «Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое»1. Возникает рассогласованность между различными функциями молодого поколения - воспроизводственной, инновационной и трансляционной. Терминологически ряд исследователей определяет эту ситуацию как «разрыв поколений» (generation gap) - «прерывистость и прерывность взаимосвязи в различных сферах жизнедеятельности между поколением родителей и поколением потомков, которые живут рядом друг с другом в одном и том же временном отрезке, но отделены друг от друга в жизненном опыте и различными общественными реалиями»2.
Ситуация усугубляется в связи с распространением феномена «социального исключения». Это - общесоциологическое понятие, характеризующее социаль-ные последствия (вплоть до отторжения) тех социальных препятствий, которые испытываются индивидами и группами в ходе их взаимодействия с социальной системой. Ю.А. Зубок показала плодотворность его использования применитель-но к анализу современной молодежи России. «Несмотря на то, что исключение
исраский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных исследований российской мило-
' Ил " СОииС- '"8-№5-С"
'инский И.М. Молодежь и молодежна» политика. Философии. Истории. Теория. М„ 2001. С.401.
молодежи не является целью общества, вектор социальных преобразований, государственная политика и деятельность социальных институтов от образования до занятости могут быть неосознанно направлены в сторону офаничения прав и возможностей этой социально-демографической группы» «Молодежь попадает в сложную ситуацию выбора между самореализацией в социально-одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопряженной с правонарушением и дестабилизацией общества»',
Материалы эмпирических исследований, казалось бы, дают основания говорить об обострении межпоколенческих отношений (особенно - в 1990-х гг.) в современном российском обществе. Характерен опрос ВЦИОМ «Россияне об отношении к молодежи» (декабрь 1998 г.)2:
Для понимания современных межпоколенческих отношений корректна оценка
В.Т.Лисовского3 результатов сравнительного исследования детей «оттепели»,
«застоя» и «перестройки»:
1 Зубок Ю.Л. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. №8. C.5I.
Россияне об отношении к молодежи// Московский комсомолец- 1999. №2. J Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях// Социс. 2002. №7. С.112. Статья вышла уже после смерти выдающегося отечественного социолога-юнолога; это - его своеобразный «наказ» коллегам-Тем примечательнее, что соратники и ученики Лисовского выпустили его труды: Лисовский В.Т. О молодежи и молодежной политике. Избранные произведения. Т.1-2 / Под обшей ред. А.А. Козлова. СПб., 2005.
обобщая, ВТ. Лисовский сделал вывод: «Существенной разницы в оценке проблемы «отцов» и «детей» у представителей разных возрастных групп нет. Около 80% респондентов считают эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения о>ормируются восприятия «другого» поколения, отношения с которым рассматриваются как проблемные. К счастью, проблема «отцов» и «детей» в современном российском обществе пока не носит выраженного антагонистического характера, и противоречия между ними не сопровождаются деформациями отношений типа геронто - или ювенофобий».
ЗАДАНИЕ 2.25. А каково ваше мнение? Оцениваете ли вы наше время как эпоху «разрыва поколений»? Насколько острыми являются отношения между молодым и старшим поколениями в нашем обществе, на ваш взгляд? Как бы вы ответили на поставленные ИМ. Ильинским вопросы: вКак оценить сегодня взаимоотношения поколений старших и молодых? Единство? Взаимопонимание? Или - напряжение? Или - конфликт? Что и почему «дети» отвергают в наследии «отцов» в сфере идеологии, политики, экономики, культуры? Насколько эффективен реально существующий механизм преемственности поколений? Как велики различия в оценках прошлого, настоящего и будущего разными поколениями?» Аргументируйте свои оценки и мнения. Ощущаете ли вы воздействие «социального исключения» и «генерационного негативизма»?
В ряду поставленных ИМ. Ильинским вопросов в предыдущем задании мы упустили один: «Каково соотношение объективной и субъективной сторон преемственности поколений?» А в нем затронут важный момент - межпоколенческие отношения должны рассматриваться на уровне не только группы, но и личности. Исследовательская задача здесь - изучение ориентации личности в межпоколен-ческих отношениях. Американский социолог Д. Рисмен выделил три типа таких ориентации, которые могут выступать исходными для такого анализа1:
• традиционная ориентация - человек в своем поведении преимущественно следует традициям, обычаям. В доиндустриальных обществах именно такая ориентация является ведущей. Это накладывает отпечаток и на межпоколенческие отношения. Главные агенты социализации - традиционные социальные институты - церковь и семья. В процессе социализации для молодого человека основным было усвоение норм и традиций старшего поколения;
• ориентация извне, другими - человек в своем поведении руководствуется мнениями и оценками других. Особую роль здесь приобретают те группы, которые психологи и социологи определили как референтные. Это - группы, нормам и образцам которых человек стремится подражать, которые он принимает как
Рисмен Д. Некоторые типы характера и общества// Социс. 1993. J63-4.C.124
90 свои. Когда в качестве референтных выступают традиционные группы (или социальные институты), то реализуется предыдущий тип ориентации. Но все большую роль и значимость для молодежи приобретают иные, нетрадиционные референтные группы - группы сверстников;
• ориентация изнутри, самоориентация - человек руководствуется преимущественно своими представлениями, оценками, установками. Значимость этой ориентации особенно возрастает в постиндустриальном обществе. Его культура характеризуется высоким творческим потенциалом. От личности все более требуется самостоятельность, способность делать правильный выбор в многообразных ситуациях и нести за него ответственность. Эта ориентация наиболее противоречиво проявляется в молодежном возрасте. Ведь ему присущи две взаимоисключающие и взаимообусловленные установки: стремление к самостоятельности, самоориеитации и к подражанию другим (или взрослым, или, как сейчас, преимущественно сверстникам).
ЗАДАНИЕ 2.26. Определите, какой тип ориентации характерен лично для] вас, какой преобладает среди ваших сверстников? Как это сказывается на иежпоколенческих отношениях?
Завершая главу и теоретический раздел в целом, подчеркнем два момента. Методологический характер анализа предполагал акцент на теоретические обобщения. Соответственно идеи и взгляды социологов-юнологов рассматривались преимущественно в содержательном плане. Эмпирический материал использовался, хотя и адресно (с указанием, где и когда проводилось исследование), но в основном вне исторического контекста. Это предопределило и угол зрения. Социология молодежи рассматривалась как целостность, а социальные проблемы молодежи, её социальный статус, межпоколенческие отношения - в статике. Между тем системный анализ требует - социальный феномен должен рассматриваться и в динамике.
РАЗДЕЛ III.