Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уильям Окнам Guillelmi de Ockham




(ок. 1288-ок. 1349)

На конец XIII-начало XIV в. приходится расцвет оксфордской
школы философии. Благодаря Росцелину, Роберту Гроссетесту,
Роджеру Бэкону и Дунсу Скоту вырос престиж нового центра
средневековой учености, но окончательно закрепил и оформил его
успех Уильям Оккам. Он прославился как непобеждаемый участ-
ник бывших традиционными в то время университетстких дис-
куссий, за что и получил прозвище doctor indincibilis («непобе-
димый доктор»). Спекуляции схоластического формализма не
удовлетворяли запросы мышления представителей оксфордской
школы, которая в силу уже одной этнической специфичности мыс-
лительной деятельности логически и методологически выводила
развитие своей философии из сферы чувственного опыта. У ради-
кального номинализма Оккама были серьезные противники как
среди реалистов, так и среди концептуалистов. Фома Аквинский
и Иоанн Дуне Скот были в XIII в. основателями двух крупнейших
философских традиций, придерживавшихся противоположных
взглядов. Фома направил мощь своей мысли против аверроистов,


 

 

 


 


в первую очередьаристотелизма Сигера Брабантского, и, преж-
де всего, против таких положений, как вечность мира, смертность
индивидуальной души, принятие монопсихизма um. д. В конечном
итоге томизм пришел к подчинению знания вере, а философии —
теологии. Для последователей Скота, с одной стороны, значимость
религиозных догматов не была пустым звуком, особенно после цер-
ковного осуждения в 1277 г. учения аверроистов; с другой стороны,
они желали обеспечить полное и беспрепятственное развитие на-
уки. Результатом совмещения этих установок явилась теория
двойственной истины, утверждение взаимной независимости на-
уки и теологии и дуализм разума и веры. Для общей характеристи-
ки тенденций развития средневековой философии особенно важен
тот факт, что подготовка и расцвет творчества Аквината при-
ходится на Парижский университет, который благодаря ему стал
средоточием доминиканской схоластики. Учение Дунса Скота вос-
принимается в Оксфорде.

Для Оккама концептуализм Скота был ближе, чем теологиче-
ский реализм Фомы, но принципиальную критику со стороны Ок-
кама вызвала позиция Дунса Скота в отношении теории двойст-
венной истины. Оккамовская логика вполне представляет эту
критику в так называемой «бритве Оккама», которая сводится
к тому, что сущности не следует умножать без необходимости.
Этот тезис относится как к применению понятий причинности
исключительно в сфере эмпирических утверждений, так и к по-
ниманию критериев истины вообще. Универсалии реалистов не
могли быть признаны уже в силу одного того, что Окнам не при-
знавал какой-либо иной способ созерцания, кроме чувственного,
в котором предстает только единичное сущее. Но без общего не
может осуществиться процесс познания, а потому оно неизбеж-
но формирует и проявляет себя в языке. Человеческую речь, как
считает Оккам, можно разделить на три части: письмо, последо-
вательность слов и мысль. Первые две формы определяются как
искусственно созданные конвенциональные знаки, мысль же ви-
дится как естественный знак вещей. Общее предстает в теории
познания Оккама, напрямую связанной с его онтологией, посред-
ством знаковых, прежде всего языковых форм; таким образом, вся
его философия обретает в логической семиотике свой фундамент,
а поскольку сам он называл знаки терминами, то и всю логическую
концепцию его философских взглядов определяют как терминизм.
Оккам также соглашался различать два рода интенций, и ес-
ли при первичной интенции слова являются знаками, лишь заме-
щающими собой реальное положение дел (то есть положение дел,
поддающееся чувственному подтверждению и верификации), то
при вторичной — слова воплощают собой уже общезначимое содер-
жание, оформляющееся во всеобщих знаках, понятиях, или тер-
минах.


Уильям Оккам родился около 1288 г. в небольшой деревне Оккам
в Суррее (Англия)1. О его семье и социальном происхождении ничего
неизвестно, как неизвестно, был ли его родной язык английским или
французским. Свою учебу в Лондоне Оккам начал около 1302 г., при-
ступив, как было заведено, к изучению логики и натурфилософии.
Приблизительно в это же время он был принят во францисканский
орден. В 1308-1310 гг. Оккам закончил изучение философии и продол-
жил обучение теологии. Возможно, тогда ему довелось слышать Ио-
анна Дунса Скота, который мог быть в Лондоне или Оксфорде меж-
ду июнем 1303 и апрелем 1304 во время изгнания из Парижа. В 1312 г.
Оккам был направлен в Оксфорд. Интенсивные теологические шту-
дии Оккама в Оксфорде по времени совпали с общим ослаблением ин-
тереса к томизму среди английских доминиканцев, составлявших
большинство среди магистров теологии. К чтению лекций по «Сен-
тенциям»' Оккам приступил с осени 1317 г. Как показывают его за-
писи к лекциям в Reportatio, Оккама интересовали взгляды старших
современников: Генриха Гентского, Дунса Скота и др.

1321-1324 гг. — время расцвета творчества Оккама. Именно
в этот период были написаны Комментарии к Порфирию и «Кате-
гориям», «Об истолковании» и к «О софистических опровержениях»
Аристотеля; фундаментальный учебник по логике «Сумма логики»,
Комментарии на «Физику» Аристотеля, трактат о предопределе-
нии и случайности, первые пять из «Избранных диспутов» и, воз-
можно, трактаты на темы таинства причастия. В это же время
позиция Оккама по разным вопросам стала объектом критики
с разных сторон. Джон Ридинг, францисканец, читавший лекции по
«Сентенциям» в Оксфорде в 1315-1317 гг., запечатлел многочислен-
ные споры между ним и Оккамом в своих комментариях к «Сентен-
циям», написанных в 1318-1322 гг.; Уолтер Чаттон (1280-1325),
тоже францисканский сентентиарий, в 1321-1323 гг. дискутировал
с Оккамом по вопросам об универсалиях, благодати и справедливос-
ти, о количестве и отношении и т. д. Сочинения Оккама и Чатто-
на, датируемые этим периодом, носят заметный отпечаток этих
реальных дебатов. В спорах с современниками оформлялось собст-
венное учение Оккама: его убеждение, что только реальные вещи —
единичные субстанции и их свойства являются действительными
сущностями, что универсалии суть предметы познания в разуме,
не существующие в действительности, что возможно интуитив-
ное познание несуществующего. В 1322 г. кто-то, возможно Джон
Ридинг, отправившийся с визитом в Авиньон, представил папскому
суду свидетельства ложности учения Оккама. Чтобы ответить

' При составлении биографического очерка были использованы материа-
лы издания: The Cambridge Companion to Ockham, ed. by P.V.Spade. Cam-
bridge., 1999.

2 Имеются в виду «Сентенции» Петра Ломбардского. См. об этом: Т. 1.
С. 477 наст. изд. (Примеч. ред.)


 

 

 


 


на обвинения в ереси Оккам в мае 1324 г. покидает Англию, как
оказалось, навсегда.

В состав суда, перед которым предстал Оккам, входили в ос-
новном парижские доктора теологии, все — явные приверженцы
томистской доктрины, кроме доминиканца Дюрана de Сен-Пурсе-
на, симпатизировавшего теологии Скота. Объектом внимания
папского суда стали лекции Оккама по «Сентенциям», особенно I
книга Ordinatio и II-IV книги Reportatio. Первоначально список
тезисов Оккама, отобранных для обвинения, содержал как фило-
софские, так и теологические высказывания, однако впоследствии
папская комиссия сосредоточилась в основном на теологическом
учении. Среди рассмотренных комиссией были тезисы о природном
миропорядке вещей и божественной благодати, об отношениях
и комбинациях божественных свойств, например, являются ли до-
бродетель и воздаяние, благодать и справедливость, человеческая
природа Христа и неспособность к греху абсолютно необходимы-
ми или необходимыми случайным образом, и являются ли свойст-
ва, противоположные этим, абсолютно невозможными в силу бо-
жественной власти.

Под покровом ночи 26 мая 1328 г. Оккам бежит из Авиньона,
направляясь через Италию ко двору Людвига Баварского, где про-
живет до конца своих дней.

Годы изгнания (1329-1347), проведенные в Южной Германии, оз-
наменовались созданием политических трактатов. В них Оккам до-
статочно жестко отстаивал свое убеждение, что сначала папа Ио-
анн XXII, а затем и сменивший его Бенедикт XII впали в ересь по
вопросу об апостольской бедности, а первый из них еще в части док-
трины о блаженном созерцании1. Среди наиболее значительных сочи-
нений, созданных Оккамом в этот период, — «Опус девяноста дней»
и «Диалог»·. В этих трактатах Оккам исследовал значение и смысл
феодальной власти, взаимосвязь владения и пользования, идеи есте-
ственных и законных прав; рассматривал вопросы церковной влас-
ти — роль папы, верховного совета, место светских правителей в
клерикальной жизни. По традиции политические взгляды Оккама
сравнивают с положениями «Защитника мира»· Марсилия Падуан-
ского (1324)г; по ряду вопросов Оккам придерживался особой пози-
ции, выступая оппонентом Марсилия: в отличие от последнего, Ок-
кам верил во власть папы, а не совета в рамках церкви, несмотря на
возможность папы-еретика.

1 Общее впечатление об особенностях этих теологических споров россий-
ский читатель может составить на основании романа У. Эко «Имя розы», где,
возможно, Оккам послужил одним из прототипов собирательного образа
главного героя Вильгельма Баскервиля.

2Марсилий Падуанский (ок. 1275/80-1342), в течение нескольких лет
был ректором Парижского университета, в конфликте с Иоанном XXII под-
держал Людвига Баварского.


Предлагаемое впервые российскому читателю сочинение «Семь
избранных [диспутов]» в подборке Ф. Бюнера, известного исследова-
теля творческого наследия Оккама, в большой степени основано на
реальных диспутах между Оккамом и Уолтером Чаттоном, проис-
ходивших с осени 1322 г. до весны 1324 г. Именно об этом свидетель-
ствует тесная связь между Reportatio последнего и данным сочине-
нием Оккама. В ряде диспутов Оккам прямо указывает на Чаттона
и его учеников в качестве оппонентов. Кроме этого, на протяжении
своего труда Оккам неоднократно обрывает тему в одном диспуте,
чтобы продолжить ее затем в другом, отдельные доводы Чаттона
отличаются в изложении Оккама от его собственной интерпрета-
ции в Reportatio. Позиция Чаттона и его учеников часто не выглядит
теоретически столь уж далекой от оккамовской, что навело совре-
менных исследователей на мысль, что эти диспуты проходили меж-
ду францисканцами в отсутствие представителей других школ.
С другой стороны, литературно гладкий стиль изложения позволя-
ет предположить, что Оккам завершал работу над «Семью избран-
ными [диспутами]»· скорее всего в течение первого года пребывания
в Авиньоне. Помимо Чаттона, воображаемым оппонентом Оккама
в ряде вопросов выступает Дуне Скот. Это прежде всего теологиче-
ские вопросы, например, доказуемо ли рациональным путем, что
имеется всего один Бог?\ доказуемо ли рациональным путем, что
Бог
первая действующая причина всех вещей?2, свойственно ли до-
бро и зло самим по себе человеческим действиям?*, и др. Причем Ок-
кам полемизирует сДунсом Скотом в основном по проблемам мето-
дики и методологии обоснования, часто не подвергая сомнению сам
ответ на поставленный вопрос.

Сочинение состоит из 170 вопросов, сгруппированных в семь раз-
делов-диспутов; общая структура оккамовского труда не обнаружи-
вает логической взаимосвязи от одного диспута к другому, но внутри
каждого диспута имеется логическая последовательность в поста-
новке вопросов. По проблематике вопросы распределены неравномер-
но, включая теологию, логику, онтологию, гносеологию, этику как
практическую философию, философские основания математики. Об-
ращает на себя внимание особенность стратегии аргументации Ок-
кама: в большинстве случаев знаменитый принцип «бритвы Оккама»
выступает не как орудие критики немотивированного умножения
сущностей с онтологической точки зрения, но скорее выглядит как се-
мантический проект упрощеншпонятийной структуры всех теоре-
тических наук.

Д. Ю. Дорофеев, E. H. Лисанюк

'Диспут 1.1.

2 Диспут II. 1.

3 Диспут I. 20.


не есть общий для многих знак, естественный или установленный
по соглашению (или для удовольствия). В этом смысле написан-
ное выражение, понятие и значащее высказанное слово не явля-
ются единичными. Напротив, только та вещь, что не является об-
щим знаком, есть единичное.

Избранные Диспуты1

Во-вторых, необходимо сказать, что этот вопрос понимается не
как вопрос о всяком познании' единичного. Ибо всякое познание
общего есть познание единичного. И ничто, кроме единичного
и единичных вещей, не постигается через такое познание, даже не-
смотря на то, что это общее познание. Вернее, этот вопрос понима-
ется как вопрос о собственном и простом познании единичного2.


диспут ι

Вопрос XIII





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2154 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.