Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Может ли быть интуитивное познание несуществующего объекта?




Нет: В том, что имелось бы созерцание и ничего не созерца-
лось бы, имеется противоречие. Поэтому в том, что имелось бы
созерцание, а созерцаемого объекта не существовало бы, имеется
противоречие.

Против. Созерцание есть абсолютное качество, отличное от сво-
его объекта1. Поэтому оно может быть создано, [чтобы] существо-
вать непротиворечиво в отсутствие своего объекта [созерцания].

Ответ на вопрос

Тезис 1

В этом вопросе я полагаю два тезиса. Первый состоит в том, что
властью Бога может быть интуитивное познание несуществующе-
го объекта. Я доказываю это, во-первых, посредством догмата ве-
ры: «Я верю в Бога Отца всемогущего». Это я понимаю таким об-
разом, что все, не содержащее явного противоречия, должно быть
приписано божественной власти. Но в том, чтобы Бог был причи-
ной этого, не содержится противоречия. Поэтому и т. д.

Далее, в предыдущей части мы установили следующее хорошо
известное предложение [некоторых] теологов: «Все, что Бог со-
здает через посредство вторичных причин, Он может создать и со-
хранить непосредственно и в отсутствие таких причин». На осно-
вании этого предложения я рассуждаю следующим образом.
Каждое действие, которое Бог способен произвести через посред-
ство вторичной причины, Он способен произвести непосредст-
венно сам. Но Он способен производить интуитивное познание
телесной вещи через посредство [телесного] объекта. Поэтому Он
способен производить это познание непосредственно сам.

Далее, каждая независимая (absolute) вещь, отличная от дру-
гой независимой (absolute) вещи местом и подлежащим (subject2),
может божественной властью существовать, тогда как другая не-
зависимая (absolute) вещь уничтожена. Но созерцание звезды на
небесах — чувственное созерцание и вместе с тем интеллектуаль-
ное созерцание — этого типа. Поэтому и т. д.

Ты можешь возразить, что, согласно этому доводу, следовало
бы, что Бога можно [лице]зреть интуитивно и в райском блажен-

1 Ср.: Фома Аквинский. Сумма теологии, I, 3 на с. 147 наст, тома и XVI, 1
нас. 162.

2 См. Диспут 2.10, сн. 1, с. 365 наст. изд.


стве, даже если не является несомненным его актуальное присут-
ствие в форме объекта, который сам актуально присутствует пе-
ред интеллектом, что ложно и ошибочно.

Я отвечаю, что здесь нет никакой связи, потому что один счита-
ет, что поскольку Бог может причинить такое созерцание в отсут-
ствие сотворенного объекта, от которого созерцание зависит всего
лишь как от вторичной причины, постольку следует, что Бога мож-
но [лице]зреть, даже если не является несомненным его актуальное
присутствие в форме объекта, который сам актуально присутству-
ет перед интеллектом, объекта, от которого это созерцание зависит
как от первичной причины. Ибо несмотря на то, что, согласно неко-
торым докторам, Бог способен производить собственные (proper)
действия (effects) из вторичных причин в отсутствие этих вторич-
ных причин, он все же неспособен производить любые действия
(effects) в отсутствие первичных причин. Отсюда невозможно, что-
бы Бог причинил созерцание самого себя в интеллекте вне несо-
мненности своего актуального присутствия точно так же, как не-
возможно, чтобы цвет действительно (effectively) причинил бы
созерцание себя в глазу, если только он не присутствует актуально.

Тезис 2

Второй тезис состоит в том, что интуитивное познание не мо-
жет быть причинено или сохранено естественным образом, если
объект его не существует. Причина этого в том, что действитель-
ный результат (effect) не может быть сохранен в бытии или создан
из небытия в бытие вещью, которая есть ничто, и, следовательно,
существование такого результата (effect) требует, естественно го-
воря, как производящей причины, так и сохраняющей причины.

Ты можешь возразить, что, если некто видит солнце и впослед-
ствии попадает в темное место, ему кажется, что он видит солнце
на прежнем месте и прежних размеров. Поэтому созерцание солн-
ца остается, даже когда солнце отсутствует, и по той же причине
это созерцание осталось бы, даже если солнце не существовало бы.

Я отвечаю, что остается не созерцание солнца; что остается
взамен, так это определенное качество, а именно свет, запечат-
ленный в глазу, и именно это качество и созерцается. И если ин-
теллект образует такое предложение: «Свет виден в том же месте,
и т. д.» и соглашается с ним, то вследствие этого запечатленного
качества, которое он видит, его вводят в заблуждение.

Ответ на основной довод

На основной довод я отвечаю так: в том, чтобы было созерца-
ние, однако созерцаемая вещь не существовала бы и неспособна
была бы актуально существовать, имеется противоречие. Так, то,
что химеру можно видеть интуитивно, есть противоречие. Однако


 

 

 


 


нет противоречия в том, что созерцаемое не должно быть ничем
актуальным вне своей причины, пока оно способно существовать
актуально или когда-либо существовало в действительности1.
И именно так обстоит дело в этом обсуждении. Отсюда от века Бог
созерцал все вещи, которые могли быть (able) сотворены, однако
тогда они были ничем.

ДИСПУТ V

Вопрос II

Можно ли одно и то же по числу заключение [доказательства]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.