Тем не менее этот процесс, создающий аномию, не должен продолжаться беспрепятственно. При условиях, которые мы еще определим, могут развиваться компенсирующие тенденции. До некоторой степени, судя по историческим фактам, так было и в американском обществе. Культурное акцентирование «успеха, открытого для всех», стало смягчаться, возможно, отчасти как реакция на растущее осознание структуры возможностей и отчасти как реакция на временами наблюдаемые деморализующие последствия этой идеи в чистом виде. Это говорит о том, что хотя первоначальная идея и продолжает существовать, в ней иногда появляются ограничения и оговорки, советы умерить свои стремления. Вот что советует своим читателям Оризон Свит Марден, популярный миссионер доктрины успеха: «На самом деле большинство из нас не должно надеяться когда-либо разбогатеть». Учебник успеха, опубликованный в начале столетия, предлагает философию утешения, которая определяет успех по-но-
19 Wyllie, 84-85, 146. - Примеч. автора.
вому: «Быть простым солдатом в строю так же неплохо, как и генералом, который командует. Мы не можем все быть генералами. Если вы хороший солдат в хорошей группе и имеете хорошую репутацию, это само по себе успех». Даже такие журналы, как «Американский банкир», считают возможным утверждать, что только некоторым из нас, разделяющим общую участь, суждено накопить большое богатство или достичь заметного поста. Число подобных постов и шансов для подобного накопления никогда не совпадало и не будет совпадать с числом энергичных, честолюбивых и способных людей, которые надеются достичь их. Эту неприятную истину литература об успехе ненавидит20.
Но хотя эти доктрины, приспособленные к очевидной реальности, находят периодическое выражение и дают рациональное объяснение для медленного и ограниченного продвижения в экономической иерархии, Вилли и другие современные исследователи предмета показывают, что все же эти доктрины являются второстепенными для культуры нашего времени. В значительной степени идея успеха до сих пор доминирует в американской культуре.
Но если средства коммуникации, обращенные к поколениям американцев, продолжают повторять проповедь успеха, из этого не следует, что американцы во всех группах, регионах и классовых слоях равным образом ассимилировали этот ряд ценностей. Ценности, выраженные в популярной культуре, не связаны неизменно и неразрывно с ценностями реальной жизни. Тем не менее мы бы глубоко ошиблись, предположив, что они полностью не связаны просто потому, что они не тождественны. Отбросив предположения, мы исследуем вопрос, насколько широко исследуемые ценности были ассимилированы. Именно поэтому во введении ко второй части этой книги было сказано, что «среди проблем, избранных для дальнейшего исследования, назовем следующие: степень фактической ассимиляции одних и тех же индуцированных культурой ценностей и целей в различных социальных слоях американского общества» (177). В дальнейшем мы разъясним эту проблему, рассмотрев исследования, для которых она была центральной.
Различия в ассимиляции ценности успеха
В последней статье Герберт Г. Хаймен обратился к сопоставлению и повторному анализу данных, доступных в обзорах общественно-
Такие и сравнимые с ними наблюдения, см. Wyllie, 144 ff. — Примеч. автора.
го мнения, которые прямо или косвенно связаны с распространением ценности успеха среди экономических и социальных слоев21. Он первый сформулировал общий вопрос: «Очевидно, анализ Мертона допускает, что культурные ценности в действительности усваиваются людьми из низших классов» (427). Принимая во внимание данные, которые будут представлены впоследствии, очень важно сформулировать это допущение более точно, модифицируя его: анализ допускает, что некоторые люди в низших экономических и социальных слоях действительно принимают ценность успеха. Ибо, согласно анализу, главное не то, что все или большинство членов низших слоев подвержены воздействию, вызывающему нонконформистское поведение различных видов (размещенных в типологии адаптации), но только то, что по сравнению с высшими слоями среди них больше тех, кто подвержен этому давлению. Согласно рассматриваемой гипотезе, девиантное поведение является все же второстепенным образцом, а конформность — обусловленным образцом. Поэтому достаточно, что значительное количество нижних слоев ассимилируют эту цель, чтобы оказаться дифференцированно подверженными этому воздействию в результате их относительно небольших возможностей для достижения денежного успеха.
Далее Хаймен делает предварительные замечания к своей статье, указывая, что, «очевидно, необходимо дать эмпирические доказательства, в какой степени люди в различных слоях ценят культурно предписанную цель успеха, верят, что возможности доступны для них, и принимают другие ценности, которые могли бы содействовать или помешать им в их усилиях двигаться по направлению к цели. Следовательно, эта статья определенным образом является дополнением к теоретическому анализу Мертона»22. Кроме того, если рассматриваемые данные
21 Herbet H. Hyman, «The value systems of different classes», in Bendix and Lipset, editors, Class, Status and Power, 426—442. Подходящие данные по стремлениям и достижениям религиозных и расовых меньшинств также представлены в кн. Gerhart Saenger and Norma S. Gordon, «The influence of discrimination on minority group members in ins relation to attemps to combat discrimination», Journal of Social Psychology, 1950, 31, 95—120, esp. 113 ff. — Примеч. автора.
21 Ibid, 427 (курсив Мертона). Эмпирические исследования сравнительной час
тоты наличия мотива успеха в различных социальных группах начались. Одно из та
ких исследований см. R.W. Mack, R.J. Murphy and S. Yellin, «The Protestant ethic, level
of aspiration, and social mobility: an empirical test», American Sociological Review, 1956, 21,
295—300. Это исследование подразумевает, хотя и не демонстрирует непосредствен
но, что американский эпос успеха распространен настолько, что пренебрегает разли
чиями между протестантами и католиками в Соединенных Штатах. Согласно друго
му исследованию, «Миф Горацио Алгера является мифом среднего класса, который
проникает и к некоторым, хотя и не всем, представителям нижних классов». Joseph
A. Kahl, «Educational and occupational aspirations of «common man» boys», Harvard
Educational Review, 1953, 23, 186—203. — Примеч. автора.»
соответственно связаны с гипотезой, то они подкрепляют ее формулировку. Верно, что анализ требует эмпирических свидетельств о «степени, в которой люди в различных слоях» придают большое значение цели успеха; очевидно, что ценность успеха не сможет стать мотивацией, если люди не преданы ей в значительной степени. Но дело в том, что данные обзора не дают возможность Хаймену сделать различие между степенями приверженности цели, но только определить относительную частоту, с которой люди в выборках, взятых из нескольких социальных слоев, выражают некоторую неизвестную степень признания цели успеха и связанных с ней ценностей. Из этих данных видно, что дальнейшие исследования хорошо бы направить на изучение интенсивности, а также степени, в которой эти ценности приняты в различных группах, социальных слоях и сообществах.
Таким образом, мы должны отметить (в соответствии с гипотезой, изложенной в предшествующей главе), что значительное количество, а не все или большая часть людей в нижних социальных слоях ассимилируют «наказ» культуры — добиваться денежного успеха. И мы имеем в виду настоящую ассимиляцию этой ценности, а не просто вынужденное согласие с ней на словах. Эти две оговорки создают контекст для определения теоретического значения эмпирических данных, собранных в своевременной и краткой статье Хаймена.
В целом совокупность данных (которые мы не рассматриваем здесь подробно, поскольку они легкодоступны) постоянно демонстрирует различия в пропорциях как среди взрослых, так и среди молодежи в низших, средних и высших социальных слоях, которые позитивно ориентированы на профессиональный успех и на общепринятые средства, содействующие достижению подобного успеха. Например, один национальный обзор мнений в конце тридцатых годов XX века обнаружил классовые различия в мнениях о профессиональных возможностях. Они были зарегистрированы в ответах на вопрос: «Считаете ли вы, что в наши дни любой молодой человек, экономный, способный и честолюбивый, имеет возможность преуспеть, иметь свой собственный дом и зарабатывать $ 5000 в год?» Среди «преуспевших» 53% подтвердили такое мнение по сравнению с «только» 31% среди «бед ных», как пи шет Хаймен23. Другой национальный опрос выявил 63%
23 Ibid, 437. По-видимому, уверенность в реальности надежд на профессиональный успех в достаточной степени распространена среди рабочих, по крайней мере последние сорок лет. Например, Ропер сообщает что в выборке рабочих 70% сказали, что их шансы на продвижение лучше, чем были у их отцов, и 62% сказали, что шансы их сыновей будут еще лучше, чем их собственные. Эта относительная оценка профессиональных возможностей, предполагающая сравнение между последовательными поколениями, более подходит для представления о возможностях, чем абсолютная оценка только собственного поколения. См. Elmo Roper, «A self portrait of the American people — 1947», Fortune, 1947, 35, 5—16. — Примеч. автора.
профессиональных и административных служащих, выразивших свою уверенность, что впереди хороший шанс для продвижения выше своей настоящей позиции, по сравнению с 48% заводских рабочих; более того, 58% первой группы (служащие на более высоких должностях) подтвердили, что упорная работа проложит путь к повышению, в то время как во второй группе (рабочие) этого оптимистического взгляда придерживались 40%.
К этим данным, приведенным Хайменом, мы можем добавить другие, взятые из социологического изучения белых и негров, живущих в бедных жилых районах24. Более 500 резидентов на различных уровнях в нижней части профессиональной иерархии изложили свою оценку возможности для продвижения в своей профессиональной сфере в целом и на своем рабочем месте в частности25. Выявлено три значительных образца оценки. Во-первых, существует образец возрастающего оптимизма в связи с шансами для «достижения успеха» в профессии в целом, они выше на каждом более высоком уровне в этой иерархии работы. Именно реальное существование других людей на более низком профессиональном уровне поддерживает убежденность в возможности карьеры для человека, который находится на относительно высоком уровне. Среди негров на канцелярской или квалифицированной работе 63% уверены, что шансы для продвижения в их профессии хорошие или средние, по сравнению с 44% негров на полуквалифицированной работе, 31% на неквалифицированной или в домашнем бытовом обслуживании. Хотя это не декларируется, тот же самый образец существует среди белых.
Во-вторых, во многом тот же самый образец (хотя со значительно сокращенным количеством вариаций) встречается при оценке шансов, преобладающих на собственном рабочем месте. Чем выше уровень работы, тем больше часть тех людей, которые уверены, что шансы для продвижения на их рабочем месте хорошие или средние. Среди негров процент, отражающий их оптимизм, — 43, 32 и 27; среди белых — 58, 47 и 44.
Тем не менее третий образец в оценке возможностей явно отличает виды на будущее негров и белых рабочих (как совокупностей). Белые рабочие склонны не усматривать большие различия между перспективами в профессии в целом и на их собственном рабочем месте:
24 R.K.. Merton, P.S. West and M. Jahoda, Patterns of Social Life, Chapter 3, не опуб
ликована. — Примеч. автора.
25 Чтобы выявить оценку, были предложены вопросы: «Каковы шансы для про
движения в вашей профессии для человека, который действительно за него борет
ся?»; «Что можно сказать о месте, где вы работаете сейчас, каковы шансы для про
движения там?» — Примеч. автора.
то, что они считают верным в целом, они считают верным и в непосредственном окружении. Среди негритянских рабочих, особенно среди тех, кто находится на несколько более высоком уровне работы, эти оценки изменяются. Несмотря на то как они оценивают возможности в их сфере занятости в целом, они склонны к крайнему пессимизму в оценке возможностей на их рабочем месте. По-видимому, данная статистика профессиональных ожиданий демонстрирует обычное убеждение негритянских рабочих (любого профессионального уровня), что они отстранены от равноправного доступа к продвижению.
К этим данным по классовой и расовой дифференциации в убеждениях о профессиональных возможностях могут быть добавлены данные, цитируемые Хайменом, по классовой дифференциации в оценках формального образования как средства для расширения перспектив профессионального успеха. Например, значительно большая часть высших социальных слоев (чем низших) выражают уверенность, что «определенное обучение в колледже» требуется, чтобы «неплохо устроиться в мире», с другой стороны, 91% «преуспевающих» людей, опрошенных в национальном обзоре, в сравнении с 68% бедных людей сказали, что они скорее предпочитают, чтобы их дети ходили в колледж, чем получили работу сразу после окончания средней школы; далее, 74% мальчиков из «богатых и преуспевающих» семей в сравнении с 42% мальчиков из «низших классов» предпочитают не работу, а обучение в колледже как продолжение образования в средней школе; и в заключение этой выборки из многочисленных данных, обобщенных Хайменом, 14% юношей — выпускников средних школ из «бедных» семей выразили предпочтение работе, которая дает высокий доход, но связана с большим риском, по сравнению с 31 % юношей из семей служащих в бизнесе или профессионалов26.
Таким образом, эти доступные, хотя и недостаточные, данные постоянно демонстрируют, что в определенных социальных слоях (и возможно, среди негров и белых) различная часть людей поддерживает культурно сформированное мнение о возможности профессионального успеха, стремится к высокооплачиваемой, хотя рискованной работе, признает ценность высшего образования как средства для профессионального продвижения. Но Хаймену не удалось заметить в своем во многих отношениях поучительном и полезном сопоставлении данных один важный вопрос. С точки зрения гипотезы, выдвинутой в предшествующей главе, проблема не в относительной части людей из определенных социальных классов, принимающих культурную цель успеха, но в том, каково абсолютное число таких людей. Если мы скажем, что больший процент в высших социальных и экономичес-
26 Hyman, op. cit., 430—434. — Примеч. автора.
ких слоях прочно придерживается культурной цели успеха, это не значит, что так поступает большее число людей из высших, чем из нижних классов. Действительно, поскольку число людей в наиболее высоких слоях (что установлено в этих исследованиях) является значительно меньшим, чем число людей в нижних слоях, время от времени возникает проблема, что больше людей из низшего класса, чем людей из верхнего класса, остаются верными этой цели.
Из-за того что Хаймен27 сосредоточился почти исключительно на сравнении количественных соотношений в нескольких социальных слоях, имеющих ту или иную ценностную ориентацию (вопрос, который, конечно, и сам по праву вызывает интерес), Хаймену не удалось рассмотреть факты, прямо соответствующие данной гипотезе. Ведь, как было неоднократно сказано, гипотеза не требует, чтобы пропорционально большая часть или даже просто большее число людей в нижних социальных слоях было ориентировано нацель успеха; онатребует только, чтобы таким образом было ориентировано значительное число людей. Поскольку существуетрасхождение между культурно вызванными высокими стремлениями и социально структурированными препятствиями для реализации этих стремлений, считается, что именно это расхождение оказывает давление, ведущее к возникновению девиант-ного поведения. Под «значительным числом», следовательно, подразумеваем число достаточно большое для того, чтобы привести к более частому расхождению между целями и возможностями среди слоя нижних классов, чем среди слоя более преуспевающих высших классов. Вполне возможно (хотя адекватных эмпирических данных по этому вопросу все еще не хватает), что это расхождение является более частым в слое нижних классов, чем в средних классах, поскольку очевидно, что среди большого числа американцев среднего класса, принимающих цель успеха, достаточно невелика часть тех, у кого есть серьезные препятствия на пути к этой цели.
Во всяком случае, существует фундаментальное аналитическое требование: сделать систематическое различие между данными по
27 В окончании своей статьи Хаймен точно отмечает различие между сравнительными и абсолютными соотношениями (и абсолютным количеством). Но он отмечает это в связи со специальной проблемой референтно-групповой теории и не указывает на смысловое значение этого различия для рассматриваемой нами теории. Он пишет так: «Хотя данные, представленные далее, дают твердое и сильное подтверждение, что низшие классы как группа имеют систему ценностей, которая снижает вероятность личного успеха, все же эти данные свидетельствуют о том, что значительная часть низшей группы не принимает эту систему ценностей». (Хаймен затем сообщает, что «значительная часть» представляет существенное большинство.) «Сходным образом, в высших классах есть люди, которые не проявляют модальных тенденций своей группы». Ibid., 441. — Примеч. автора.
относительным частям и по абсолютному числу28 в нескольких социальных слоях, принимающих культурную цель, а также признать, что именно частота расхождения между целью и социально структурируемым доступом к ней имеет теоретическое значение. Дальнейшие исследования должны разрешить сложную проблему получения систематических данных как по целям, так и по структурированному доступу к возможностям, а также проанализировать их совместно, для того чтобы рассмотреть, будет ли сочетание высоких ожиданий и небольших возможностей встречаться с существенно разной частотой в различных социальных слоях, группах и сообществах и будут ли, в свою очередь, эти различия связаны с различной интенсивностью девиантного поведения. Дадим перечень необходимых данных по социально сформированным различиям:
1) в воздействии культурной цели или норм, регулирующих поведение,
ориентированное на эту цель;
2) в принятии цели или норм как моральных мандатов или усвоенных
ценностей;
3) в относительной доступности цели: жизненные шансы в структуре воз-
можностей;
4) в степени несоответствия между принятой целью и ее доступностью;
5) в степени аномии;
6) в интенсивности девиантного поведения различного вида, представлен-
ного в типологии форм адаптации.
Очевидно, что нелегко собрать адекватные данные по всем этим различным, хотя и связанным пунктам. До настоящего времени социологи должны были работать с явно приблизительным и несовершенным измерением почти всех этих переменных (например, используя уровень формального образования как показатель доступа к возможностям). Но в социологии все больше возрастает проблема: должны быть определены переменные, имеющие стратегическое значение для теории, должно быть разработано совершенное измерение для них. Существует возрастающее взаимодействие между теорией, которая формулирует вопрос о значительности определенных переменных;
28 Следует заметить, по крайней мере в примечаниях, что требование провести такое различие тесно связано с анализом социальной жизни. Важные сами по себе относительные соотношения людей в различных социальных слоях и группах, представляющих особые установки, способности, доходы или любые поведенческие образцы, не Должны затемнять, как часто бывает в социологических исследованиях, столь же важные данные об абсолютном числе людей, проявивших эти качества в различных слоях и группах. С точки зрения влияния на общество, часто имеет значение не относительная пропорциональность, а абсолютное число людей. Другие примеры, относящиеся к этому вопросу, см. в главе XII этой книги, прим. 16. — Примеч. автора.
методологией, которая разрабатывает логику эмпирического исследования, включая эти переменные; и методикой, которая развивает эти средства и процедуры для измерения переменных. Как мы уже видели, недавно было положено определенное начало в разработке измерений как субъективных, так и объективных компонентов аномии. Не будет слишком сильным допущением, что эти измерения будут продолжать совершенствоваться и что соответствующие измерения этих переменных будут развиваться. В частности, будет усовершенствовано измерение важного, но по-прежнему неопределенно используемого понятия, названного Вебером «жизненными шансами» в структуре возможностей.
Таким образом, мы можем выявить социальную топографию аномии. Мы можем, например, определить место в структуре американского общества, где существует максимальное расхождение между культурными ценностями, принимаемыми людьми в стремлении к определенным целям, и сформировавшимися возможностями жить согласно эти ценностям. Подобное исследование может натолкнуться на легкомысленную склонность — допустить, что все американское общество одинаково подвержено аномии. Напротив, мы можем исследовать статусы в структуре американского общества, которые влекут величайшие трудности для людей жить в согласии с нормативными требованиями. И именно это означает утверждение, что расхождение между принятыми нормами и возможностями для социально вознаграждаемой конформности с этими нормами «вызывает напряжение», в связи с чем возникает девиантное поведение и аномия.
Насколько необходимо определить причины различной степени аномии в различных секторах общества, настолько же необходимо исследовать различия в адаптации к аномии и силы, создающие скорее один, чем другой тип адаптации. Множество современных исследований связано с этой общей проблемой.
Аномия и формы девиантного поведения
Инновация
Первую форму девиантного поведения, определенную в типологии, изложенной в предшествующей главе, мы описали как инновацию. Вспомним, что она относилась к отрицанию институциональной практики и сохранению культурных целей. Она кажется характеристикой существенной части девиантного поведения, которое получило самое большое исследовательское внимание, а именно той
части, которая не совсем точно подводится под всеобъемлющие понятия «преступление» или «правонарушение». Поскольку закон дает точные критерии для этих форм поведения, они очевидны и относительно легко попадают в центр внимания исследователей. Напротив, другие формы поведения, которые являются отклонениями от принятых норм с точки зрения социологии, хотя и не с точки зрения закона (например, то, что мы называем «бегство»), являются менее очевидными и получают меньше внимания.
Некоторые исследования недавно показали, что общепринятые понятия «преступление» и «правонарушение» могут скорее запутать, чем уточнить наше понимание многочисленных разновидностей де-виантного поведения, к которому они относятся. Оберт, например, замечает, что «определение преступления в законе... возможно, [отражает] мало общего между всеми феноменами, подведенными под это понятие. И это, по-видимому, также верно для «канцелярских» преступлений. Этот тип может также отличаться во многом по своей природе и может нуждаться во вполне различных причинных объяснениях»29.
Когда мы применяем к определенному классу поведения термин «преступление» или «правонарушение», развивается тенденция искать в первую очередь сходство (существенное или не очень) между чертами поведения, включенного в этот класс. Например, под определение в общем понятии «подростковые правонарушения» подпадают вполне различные с социологической точки зрения формы поведения молодежи. Это часто связано с допущением, что широкое разнообразие поведения или люди, включенные в одну или другую форму поведения, с теоретической точки зрения относятся к одному роду. Но мы считаем спорным, что поведение молодого человека, который похитил бейсбольные принадлежности, является очень похожим на поведение молодого человека, который периодически нападает на членов внешней группы.
Более того, решение включить широкую область поведения и одну рубрику «преступление» или «правонарушение» ведет к допущению, что весь круг поведения, относящегося к этой категории, будет объяснять единственная теория. Это не слишком далеко по своей логике от допущения Беньямина Раша или Джона Брауна, что
29 Vilhelm Aubert, «White-collar and social structure, «American Journal of Sociology, 1952, 58, 263—271; а также R.K. Merton, «The social-culturial environment and anomie», in Helen L. Witmer and Ruth Kolinsky, editors, New Perspectives for Research on Juvenile Delinquency (Washington, D.C., U.S. Department of Health, Education, and Welfare, Children's Bureau, 1956), 24—50, включая дискуссию участников конференции; Daniel Glaser, «Criminality theories and behavioral images», American Journal of Sociology, 1956, 61, 433—443, at 434. — Примеч. автора.
скорее должна быть одна теория болезни, чем различные теории болезни — туберкулеза или артрита, синдрома Меньере или сифилиса. Подведение безгранично разнообразных состояний процессов под одно название «болезнь» приводит некоторых ревностных медицинских систематиков к убеждению, что их задача — развивать единственную всеохватывающую теорию болезни. Точно так же, по-видимому, признанная идиома (как разговорная, так и научная), которая относится к «подростковой преступности» как к единой сущности, и приводит некоторых к убеждению, что должна быть единственная основополагающая теория «ее» причинности. Пожалуй, сказанного достаточно для понимания того, что означает отношение к преступлению или юношеским правонарушениям как к общему понятию; такое отношение может возникнуть на пути теоретической формулировки проблемы.
Как только мы признаем, что поведение, обычно описываемое как преступное или злонамеренное, является с социологической точки зрения очень разным и несоизмеримым, то становится очевидно, что рассматриваемая теория не претендует на объяснение всех подобных форм девиантного поведения. Альберт К. Коэн в своей теоретически тонкой книге предполагает, что эта теория является высоковероятной как объяснение для взрослой профессиональной преступности, а также правонарушений против собственности, совершаемых некоторыми наиболее старшими и почти профессиональными молодыми ворами. «К сожалению, — продолжает он, — она терпит неудачу в объяснении не утилитарных свойств субкультуры... Поскольку сторонник преступной субкультуры просто использует незаконные средства с целью получения экономических благ, то он мог бы демонстрировать больше уважения к благам, которые он в итоге получает. Более того, деструктивность, непостоянство, эпатаж и массовый негативизм, которые характеризуют преступную субкультуру, находятся вне компетенции этой теории»30.
30 Albert К. Cohen, Delinquent Boys (Glencoe: The Free Press, 1955), 36. Поскольку некоторые принципиальные теоретические вопросы рассматриваются в связи с книгой Козна, то последующая дискуссия, которая связана с парадигмой социальной структуры и аномией как основой для анализа криминального и опасного поведения, только цитируется. Milton L. Barron, «Juvenile delinquency and American values», American Sociological Review, 1951, 16, 208—214; Solomon Kobrin, «The conflict of values in delinquency areas», American Sociological Review, 1951, 16,653—662; Ralph H. Turner, «Value conflict in social disorganization», Sociology and Social Research, 1954, 38, 301 — 308; W.J. Sprott, The Social Background of Delinquency (University of Nottingham, 1954), as reviewed by John C. Spencer, The Howard Journal, 1955, 9, 163—165; Hermann Mannheim, «Juvenile delinquency», British Journal of Sociology, 1956, 7,147—152; Aubert, op. cit.; Glaser, op. cit. — Примеч. автора.
Первый и основной вопрос, поставленный Коэном, вызывает одобрение и заслуживает повторения. Предшествующая теория аномии предназначена для объяснения некоторых, но далеко не всех форм девиантного поведения, обычно описываемых как криминальные или злонамеренные. Второй вопрос является важным (если он правильно сформулирован), но в любом случае его достоинство — в привлечении внимания будущих исследователей к его осмыслению. Этот вопрос заключается в том, что теория социальной структуры и аномии не объясняет «не утилитарный» характер большей части поведения, встречающегося в группах правонарушителей. Но для дальнейшего исследования этого предмета необходимо напомнить (в целях теоретической ясности), что эта теория не утверждает, что возникающее девиантное поведение рационально рассчитано и утилитарно. Вместо этого она сосредоточена насильном напряжении, возникающем из-за расхождения между стимулируемыми культурой целями и социально структурированными возможностями. Реакции на это напряжение с последующей нагрузкой налюдей, подверженных им, предполагают значительную степень фрустрации и нерационального или иррационального поведения31. «Деструктивность» часто бывает определена психологически как одна из форм реакции на продолжительную фрустрацию. Точно так же, очевидно, «массовый негативизм» можетбытьистолкован (без включения в теорию новых ad hoc переменных) как постоянное отрицание авторитетов, которые олицетворяют противоречие между законными культурными стремлениями и социально ограниченными возможностями.