* Philip Selznick, TVA and the Grass roots. — Примеч. автора.
Социологические исследования бюрократии откровенно нуждаются в создании широкой и прочной основы для понимания управленческого аппарата, как государственного, так и частного. До сих пор социологические дискуссии были склонны к спекулятивности, необоснованности и абстрактности, и даже обращаясь к конкретному материалу, они в целом были во власти сиюминутных впечатлений. Этот заметный пробел привлек запоздалое внимание и, соответственно, ряд эмпирических монографий по социологическим проблемам бюрократии (инициированных на факультете социологии Колумбийского университета, некоторые из этих исследований с целью получения фантов от Совета по социальным наукам). В ранее упоминаемом исследовании Селзник (1949) концентрирует свой анализ на непредвиденных последствиях организованного действия в бюрократической политике; книга Сеймура Мартина Липсета «Аграрный социализм» (1950) исследует взаимоотношения между бюрократическим персоналом и политическими деятелями; две монографии Олвина У. Гоулднера — «Структура индустриальной бюрократии» (1954) и «Незаконная забастовка» (1954) — описывают функции и дисфункции, как латентные, так и явные, бюрократических правил на индустриальном заводе; в книге «Движущие силы бюрократии».(1955) Питер М. Блау анализирует условия, при которых происходят изменения в структуре двух ветвей правительственной бюрократии. До сих пор не опубликовано исследование ДональдаД. Стюарта о местных призывных комиссиях (1950), которое исследует роль волонтерского участия в бюрократических организациях. В совокупности эти исследования, основанные на наблюдении над работой бюрократии, дают материал особого рода, который не доступен из одних лишь документальных источников. Эти работы начинают вносить ясность в некоторые из принципиальных вопросов в изучении бюрократии1.
1 Дополнительный материал о структуре и деятельности бюрократии в двух сборниках статей R.K. Merton, A.P. Gray, В. Hockey and H.C. Selvin, eds., Reader in Bureaucracy (Glencoe, Illinois: The Free Press, 1952), and Robert Dubin, Human Relation in Administration (New York: Prentice-Hall, Inc., 1951). Отличное руководство по интерпретации и исследованию бюрократической структуры дано Харольдом Виленс-ки — Harold L. Wilencky, Syllabus of Industrial Relation (Chicago: The University of Chicago Press, 1954). Обзор современных теоретических направлений дан Питером М. Блау— Peter M. Blau, Bureaucracy in Modern Society (New York: Random House, 1956). — Roy G. Francis and Robert C. Stone, Service and Procedure in Bureaucracy (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1956).
Совсем недавно появились независимые исследования бюрократии, которые охарактеризованы их авторами как по большей части параллельные исследованиям Гоулднера и Блау, а также как идущие к тем же самым выводам — Roy G. Francis and Robert С. Stone, Service and Procedure in Bureaucracy (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1956). Авторы отмечают: «Конвергенция исследований является особенно интересной,
Другая большая область исследований, затронутая в главе 9, — социологический анализ профессиональной занятости, в данном случае профессии социолога-эксперта. Здесь необходимость кумулятивных исследований еще более очевидна. Множество разрозненных исследований занятости опубликовано за последние 30 лет, и ссылки на отдельные из них можно найти в примечаниях к некоторым главам этой книги. (В их числе серия книг о профессиях и о временной занятости Эстер Браун была очень полезна для практических целей.) Но до настоящего времени эти исследования обычно не были соотнесены с последовательной социологической теорией. Несмотря на то что эти интересные или практически полезные исследования существуют, они достигли немногого в качестве развитой социологической теории или благодаря применению этой теории к пониманию изучаемого в них важного сектора человеческой деятельности.
Разумеется, большинство различных групп (по самым разным критериям) повсеместно признает профессиональную занятость как важное ядро организации общества. Важнейшая часть человеческих часов бодрствования посвящена профессиональной деятельности. Совместная работа социально связанных профессий создает экономическую основу для группового выживания. Человеческие личные стремления, интересы, чувства являются в значительной степени основанными на профессиональных взглядах и сохраняют их черты. Так, мы знаем (на основе личных впечатлений и на основе некоторых исследований) с определенной достоверностью, что люди разных профессий стремятся играть разные роли в обществе, иметь различное участие в осуществлении власти, как признанной, так и непризнанной, и смотреть на мир по-разному. Все это повсеместно чувствуется, но мало исследуется. Так, У.Х. Эйден, стремясь выразить современные идеи в поэтической форме, видел, как мечты о будущем, обусловленные профессиональными взглядами, отстают от изучаемых в социологии знания проблем:
Малиновский, Риверс, Бенедикт и прочие Знают — у культуры Для всех одни законы
поскольку различные исследования проводились, насколько нам известно, совершенно независимо. Ясно, что теория бюрократии ведет к общим проблемам и к общим эмпирическим исследованиям». Стр. V. Исследования в Колумбийском университете и эти исследования в Тулене действительно приходят к сходным выводам, и, возможно, недалеко то время, когда теоретическая сила их заключений сможет быть направлена в один фокус. Здесь мы можем только утверждать, без доказательств, что эти исследования служат скорее расширению и спецификации социологической теории бюрократии, чем обновлению предшествующих теорий. — Примеч. автора.
И мечты у племени Потомков одинаковы: Убить бы братьев матери, Своих сестер взять в жены...
Но, взглянув на лица
Тех, кто едет в поезде,
Каждое — особое, со своей мечтой,
Хочется спросить:
Что так заботит каждого?
Как выглядят для каждого
Отчаянье, любовь?
Вам спросить не хочется, Как влияет «занятость» На людские взгляды, Судьбы и мечты? Например, все клерки — Творения конторки, Брокер знает о цене И на «вещь-в-себе»?
А когда политик •
Мечтает о любимой —
Видит ее образ
Умноженным в толпе?
Нежные ответы —
Как голосование?
Он ее подкупит?
Целует напоказ?
Возможно, на самом деле это лишь стихотворение; возможно, и нет. В любом случае эти вопросы, очевидно, достойны исследования. В главах 7 и 8 представлены первоначальные усилия в этом направлении, и отчасти в связи с их результатами я убежден в потенциальной ценности систематических и, сверх того, кумулятивных эмпирических исследований занятости и профессий, руководствующихся основами социологической теории и, в свою очередь, расширяющих ее. Уже сделаны первые шаги по направлению к подобной программе объединенных исследований в социологии профессиональной занятости. Конечно, можно предположить, что в этой большой и значительной области социологических исследований2 все, что было в прошлом, — только пролог.
2 William J. Goode, Robert K. Merton and Mery Jean Huntington, The Profession in American Society: A Sociological Analysis and Casebook. Эта книга представляет тщательную экспертизу данной области и теоретический каркас для дальнейших исследований. — Примеч. автора.
Главы 10 и 11 — обе написаны после выхода в свет первого издания этой книги — являются попыткой применить функциональный анализ к исследованию важных компонентов социальной структуры — референтных групп. Глава 10, написанная в сотрудничестве с Элис С. Росси, рассматривает исследования по теории поведения референтных групп (опубликованные в «Американском солдате»), придавая им законченную форму, и связывает их с родственными концепциями, созданными ранее. В данной главе референтные группы рассматриваются не только с точки зрения социальной психологии, но также с точки зрения их структурных особенностей, порожденных социальной структурой. Дальнейшая детализация теории референтных групп дана в главе 11 (публикуемой впервые). Она направлена на уточнение некоторых основных понятий теории в свете современных исследований и на разработку их проблематики, т.е. принципиальных проблем (концептуальных, содержательных, процедурных), которые должны быть разрешены ради продвижения данной теории к среднему уровню.
В главе 12, также новой для этого издания, вводится понятие «личность как фактор влияния». Идентифицируются и характеризуются два типа «влиятельных личностей» — локальный и космополитический, атакже изучаются формы их действия в структуре влияний в обществе. Выявляется, что степень влияния личности не полностью детерминирована ее классовой позицией, и, следовательно, значительное количество «влиятельных личностей» может быть найдено в каждом слое социальной структуры. В этом отношении материал, изложенный в главе 12, является частью развивающейся традиции социологического изучения проявления влияния в местных сообществах3.
Хотя глава 13 «Самоосуществление пророчества» написана первоначально для юридической аудитории, я включил ее в эту книгу, поскольку ее тема относится к наиболее заброшенному сектору функционального анализа в социологии — исследованию динамики социального механизма.
Читатель скоро заметит, что механизм самоосуществления социального убеждения, в котором ошибочная убежденность порождает ее собственное ложное подтверждение, имеет тесные теоретические связи с понятием латентной функции. Оба механизма являются разновидностями непредвиденных последствий действий, решений или убеждений. Первый создает именно те обстоятельства, которые ошибочно признаются за уже существующие, второй создает результаты,
3 Для детального рассмотрения источников и результатов этой линии последовательных социологических исследований см. Elihu Katz and P.F. Lazarsfeld, Personal Influence (Gloencoe, Illinois: The Free Press, 1955). Введение и часть 1. — Примеч. автора.
к которым не стремились вообще. Оба механизма, косвенно рассмотренных в моей ранней статье о «непредвиденных последствиях целенаправленного социального действия», являются еще одним примером социального образца, который часто упоминается, но не исследуется. (Это еще один пример принципиального расхождения с индивидуальной психологией, которая постоянно и внимательно изучает образец самоосуществляемых утверждений как один из типов психологического порочного круга.)
В этой главе кратко упоминается, хотя и не рассматривается подробно, третий образец непредвиденных последствий, а именно: саморазрушающее убеждение. Этот механизм, образно названный логиком XIX века Джоном Венном «суицидальное предсказание», включает убеждения, предотвращающие осуществление каких-либо обстоятельств, которые в ином случае могли бы возникнуть. Хорошо известно множество примеров, подтверждающих это. Уверившись, что они выиграют игру, войну или ценный приз, группы становятся самонадеянными, их самодовольство ведет к бездеятельности, а бездеятельность— к окончательному поражению. Многие люди, в частности, те, кто имел опыт в руководстве государственными делами, отмечали и принимали во внимание образцы суицидальных убеждений. Линкольн, например, действительно осознавал этот образец. В тяжелые дни 1862-го, когда Мак-Клеллан был в безвыходном положении и войска на западе парализованы, Линкольн не объявил общего призыва, который дал бы несколько тысяч отчаянно необходимых новых солдат, объясняя: «Я бы публично обратился к стране за этими новым силам, если бы это не означало, что я боюсь общей паники, за которой последует бегство: ведь так трудно понимать реальное положение вещей».
Но, с точки зрения науки, мы находимся в самом начале исследования этих своеобразных и важных динамических механизмов. Случаи каждого из них установлены в изобилии и используются для случайных иллюстративных целей (как здесь), но немного исследований было посвящено более глубоким изысканиям. Кроме того, как я утверждал неоднократно на этих страницах, люди стремятся избежать банальностей, что ведет нас временами к игнорированию важных истин, скрытых за этими банальностями. Для нас сейчас образ саморазрушающего убеждения известен почти так же, как колебания маятника для людей во времена Галилея. И поскольку это слишком известно, то этим пренебрегают с чистой совестью, и значение данного убеждения не получает систематического исследования. Следовательно, это остается отдельным эмпирическим наблюдением, чем-
то не относящимся к основному предмету эмпирически подтвержденной социологической теории.
Здесь, следовательно, еще одна область в исследовании основных процессов социальной динамики и изменений — определение условий, при которых можно встретить три разновидности непредвиденных последствий: самоосуществляемое убеждение (предсказание, пророчество), самоубивающее или суицидальное убеждение и латентные функции (или непредвиденные социальные успехи).
Самоосуществляемое предсказание и суицидальное предсказание представляют двойной интерес для социолога. Они отражают не только образец, который он хотел бы исследовать в поведении других, но также образцы, которые создают острые и очень специфические социальные проблемы по отношению к его собственным исследованиям. В связи с ними эмпирическая проверка предсказаний социальной науки исключительно сложна. Так как эти предсказания могут быть приняты во внимание именно теми людьми, к которым они относятся, социологи всегда стоят перед лицом возможности, что их предсказания войдут в ситуацию как новый и динамичный фактор, изменяющий как раз те условия, при которых предсказания первоначально были верными. Такая характеристика предсказаний свойственна именно человеческим делам. Ее нельзя встретить среди предсказаний о мире природы (за исключением естественных феноменов, технологически сформированных человеком)4. Так, мы знаем, что метеорологическое предсказание о непрерывном дожде не виновно в наступлении засухи. Но направленные на перспективу предсказания правительственных экономистов о перепроизводстве пшеницы, вероятно, могут заставить индивидуального производителя пшеницы как сократить их планируемую продукцию, так и считать неполноценным данное предсказание.
4 Как заметил Адольф Грюнбаум, здесь необходимы дополнительные оговорки: «...рассмотрим целенаправленное действие сервомеханизма, например бытового прибора, в котором используется обратная связь и который подчинен автоматическому контролю огня. Ясно, что каждая фаза работы данного прибора является примером, подтверждающим один или несколько чисто физических принципов. Благодаря тем же самым принципам возможна и следующая ситуация: компьютер предсказывает, что при настоящем курсе ракета промахнется мимо цели, и сообщение этой информации о ракете в форме новых инструкций заставляет его изменить ее курс и таким образом достичь цели вопреки первоначальному предсказанию компьютера. Чем это отличается в принципе от ситуации, в которой предсказание правительственных экономистов о перепроизводстве пшеницы пытается дать инструкцию производителям пшеницы: изменить их первоначальные посевные планы?» См. поучительную заметку Грюнбаума «Historical determinism, social activism and prediction in the social sciences» в The British Journal for the Philosophy of Science. — Примеч. автора.
Все это означает, что нацеленный на перспективу и пока еще не полностью идентифицированный тип социального научного предсказания сталкивается с парадоксом: если оно сделано публично, то становится, по-видимому, неполноценным, если оно не сделано публично, то его вообще не рассматривают как предсказание, но как «предсказание задним числом». (Это создает ряд трудностей в общественных науках, на мой взгляд, сходных, хотя и не эквивалентных трудностям в отдельных областях физической науки, представленных принципом неопределенности Гейзенберга.) Конечно, в мизантропическом настроении, или ставя ценности общественных наук выше всех остальных человеческих ценностей, или в качестве научного самурая, социолог мог бы письменно изложить, запечатать и надежно депонировать свое предсказание надвигающейся безработицы, войны или междоусобных конфликтов, опубликовав его только после того, как предсказанные события произошли. Но такое безрассудное равнодушие к предмету политики почти равносильно равнодушию к основам своего собственного материального существования. Если мы имеем представление о глубоком отвращении многих людей к тому, чтобы стать объектом психологического эксперимента в качестве «подопытных кроликов», то можно примерно предположить совокупную ярость целого народа, обнаружившего себя превращенным в громадных социологических подопытных морских свинок. Возможно, этот эксперимент Цирцеи следовало бы критически пересмотреть.
Таким образом, социолог имеет исключительный стимул, дополняющий его абстрактный интерес к механизму саморазрушающего убеждения, для систематического и тщательного исследования условий, при которых эти саморазрушающие пророчества или прогнозы действуют в социальной области. Возможно, благодаря такому жизненно важному исследованию социолог начнет изучать то, что необходимо для преобразования потенциально суицидального предсказания в социально полезное и объективно верное предсказание.
Итак, 2-я часть посвящена в первую очередь взаимодействию между социальными структурами и профессиями в контексте динамического социального механизма. Эта часть дает представление о некоторых линиях социологических исследований, соотносимых с теорией, эмпирически проверяемых и социально полезных. В любом случае большой пробел в этих областях убедил одного социолога начать немедленную работу по социологическому исследованию бюрократии и функциональному анализу занятости.
VI. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИАНОМИЯ
До недавнего времени, а тем более раньше, можно было говорить о наличии в психологической и социологической теории отчетливой тенденции объяснять несовершенное функционирование социальных структур недостаточным социальным контролем над повелительными биологическими влечениями человека. Образ отношений между человеком и обществом, предполагаемый этой доктриной, столь же ясен, сколь и сомнителен. Вначале существуют биологические импульсы человека, стремящиеся достичь своего полного выражения. А затем появляется социальный порядок, являющийся, по существу, аппаратом, который обеспечивает управление импульсами, социальную переработку напряжений и, по выражению Фрейда, «отказ от удовлетворения». Тем самым предполагается, что неподчинение требованиям социальной структуры укоренено в изначальной природе человека1. Именно глубинные биологические импульсы время от времени прорываются через социальный контроль. А следовательно, конформность есть результат утилитарного расчета или ускользающего от сознания обусловливания.
С последними достижениями социальной науки этот узел концепций претерпел существенную модификацию. Прежде всего уже не кажется столь очевидным, что человек противостоит обществу в нескончаемой войне между биологическим импульсом и социальным ограничением. Образ человека как неприрученного сплетения импульсов начинает выглядеть больше похожим на карикатуру, чем на портрет. Кроме того, в анализ поведения, отклоняющегося от предписанных образцов, все более проникало социологическое видение проблемы. Ибо какую бы роль ни играли биологические импульсы,
© Перевод. Николаев В.Г., 2006
1 См., например, S. Freud, Civilization and Its Discontents, passim, особенно р. 63 (рус. пер.: 3. Фрейд. Неудовлетворенность культурой — 3. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. — М: Ренессанс, 1992, — с. 66—134, особенно с. 120); Ernest Jones, Social Aspects of Psychoanalysis (London, 1924), p. 28. Если позиция Фрейда является разновидностью доктрины «первородного греха», то интерпретация, развиваемая в этой статье, представляет собой доктрину «социально порожденного греха». — Примеч. автора.
остается открытым вопрос, отчего же все-таки частота отклоняющегося поведения различается в разных социальных структурах и как так получается, что в разных социальных структурах отклонения приобретают разные формы и образцы (patterns). Сегодня, как и прежде, нам предстоит еще многое узнать о тех процессах, в ходе которых социальные структуры создают такие условия, при которых нарушение социальных кодексов становится «нормальной» (т.е. ожидаемой) реакцией2. Настоящая глава представляет собой очерк, в котором предпринимается попытка прояснить эту проблему.
Понятийная схема, представленная в этом очерке, призвана обеспечить единый систематический подход к анализу социальных и культурных источников девиантного поведения. Наша главная цель — раскрыть, каким образом некоторые социальные структуры оказывают на некоторых лиц в обществе определенное давление, побуждающее их вести себя скорее вразрез с предписаниями, нежели в соответствии с ними. Если бы мы смогли выявить группы, особенно подверженные такому влиянию, то следовало бы ожидать, что именно в них мы найдем заметно высокую интенсивность девиантного поведения, и не потому что люди, составляющие их, обладают какими-то особыми биологическими предрасположенностями, а потому что они нормально реагируют на социальную ситуацию, в которой они оказываются. Взгляд, принятый в этой статье, социологический. Нас интересуют вариации в уровнях интенсивности девиантного поведения, а не масштабы его проявления3. И если наши поиски увенчаются успехом, мы
1 Под «нормальной» имеется в виду психологически ожидаемая или даже одобряемая в культуре реакция на определенные социальные условия. Это, конечно, не отрицает роли биологических и личностных различий в степени проявления девиантного поведения. Просто э/ио не та проблема, которая здесь рассматривается. В том же смысле, насколько я понимаю, Джеймс Плант говорит о «нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия». См.: James S. Plant, Personality and the Cultural Pattern (New York, 1937), p. 248. — Примеч. автора.
3 Точку зрения, которой мы придерживаемся, тонко выразил Эдвард Сепир: «...проблемы социальной науки отличаются от проблем индивидуального поведения в степени конкретности, но не по типу. Любое утверждение о поведении, явно или неявно акцентирующее действительные целостные переживания определенных личностей или типов личностей, относится к данным психологии или психиатрии, но не социальной науки. Однако любое утверждение о поведении, не нацеленное на точное описание поведения конкретного индивида или индивидов либо ожидаемого поведения индивида того или иного физически и психологически определенного типа, но вместо этого абстрагирующееся от такого поведения с целью ясно и четко выявить некоторые ожидания в отношении тех аспектов индивидуального поведения, которые разные люди разделяют друг с другом как межличностный, или «социальный» образец (pattern), является, пусть даже в сколь угодно сыром виде, исходным фактом социальной науки». Я выбрал вторую перспективу. И хотя иногда мне все-таки при-
увидим, что некоторые формы девиантного поведения психологически также нормальны, как и конформное поведение, и приравнивание девиантного поведения к психологической ненормальности будет поставлено под вопрос.
Образцы культурных целей и институциональных норм
Среди множества элементов социальной и культурной структур есть два непосредственно для нас важных. Они аналитически различимы, хотя в конкретных ситуациях и сливаются воедино. Первый — это определенные культурой цели, намерения и интересы, выступающие как требуемые законные цели для всех членов общества либо некоторых его членов, так или иначе в нем размещенных. Эти цели более или менее связаны друг с другом (степень этой связи — вопрос эмпирический) и складываются в более или менее строгую иерархию ценностей. Приобретая эмоциональную поддержку и значимость, господствующие цели устанавливают определенные рамки, в которые должны укладываться человеческие устремления. Это вещи, «за которые стоит бороться». Это основной, хотя и не единственный, компонент того, чтоЛин-тон назвал «проектами групповой жизни». И хотя какие-то (не все) из этих культурных целей прямо связаны с биологическими влечениями человека, последние их все-таки не определяют.
Второй элемент культурной структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения этих целей. Каждая социальная группа неизменно связывает свои культурные цели с укорененными в ее нравах и институтах нормами, регулирующими допустимые процедуры продвижения к этим целям. Эти регулирующие нормы не обязательно совпадают с техническими нормами, или нормами эффективности. Многие процедуры, которые с точки зрения отдельных индивидов эффективнее всего обеспечивали бы обретение желаемых ценностей — применение силы, обмана, власти, — выведены за пределы институциональной сферы разрешенного поведения. Иногда недозволенные процедуры содержат элементы, могущие быть целесообразными для самой группы — например, табу, которые исторически накладывались на вивисекцию, на медицинские экспе-
Дстся говорить об установках, ценностях и функции, речь о них будет идти под углом зрения того, как социальная структура способствует или препятствует их проявлению в конкретных тинах ситуаций. См.: Е. Sapir, «Why Cultural Anthropology Needs the Psychiatrist», Psychiatry, 1938, Vol. 1, p. 7—12. — Примеч. автора.
рименты или на социологический анализ «священных» норм, — ведь критерием приемлемости является не техническая эффективность, а ценностно окрашенные чувства (поддерживаемые либо большинством членов группы, либо теми, кто способен содействовать усилению этих чувств совокупными средствами власти и пропаганды). Во всех случаях выбор средств достижения культурных целей ограничивается институционализированными нормами.
Социологи часто говорят, что такие механизмы контроля заключены «в нравах» или действуют через социальные институты. Такие эллиптические суждения в общем-то правильны, однако скрывают от внимания тот факт, что культурно стандартизированные практики не все одним миром мазаны. Они подчинены целой гамме контролирующих норм; в них могут быть представлены безусловно предписываемые, просто предпочтительные, разрешенные или запрещенные образцы поведения. И конечно, при оценке действенности социального контроля необходимо принимать в расчет эти его разновидности, очень приблизительно разграничиваемые с помощью терминов «предписание», «предпочтение», «разрешение» и «запрещение».
Более того, говоря, что культурные цели и институционализированные нормы сообща придают форму существующим практикам, мы вовсе не имеем в виду, что их связывают друг с другом неизменные отношения. Культурное акцентирование определенных целей изменяется независимо от степени акцентирования институционализированных средств. Может возникать очень мощное, временами даже исключительное, превознесение ценности каких-то особых целей, соединенное со сравнительным отсутствием заботы об институционально предписанных средствах их достижения. В предельном случае масштабы распространения альтернативных процедур определяются исключительно техническими, но не институциональными нормами. В этом гипотетическом крайнем случае становятся дозволенными все и любые процедуры, обещающие достижение всезначащей цели. Это один из типов плохо интегрированной культуры. Другой крайний случай обнаруживается в группах, в которых деятельности, первоначально задуманные как средства, превращаются в самодостаточные практики, не преследующие никаких последующих целей. Первоначальные цели забываются, и непоколебимая верность институционально предписанному поведению становится предметом ритуала4. Главной ценностью
4 Этот ритуализм может связываться с мифологией, рационализирующей эти практики таким образом, чтобы они сохраняли видимость своего статуса средств; однако независимо от этой мифологии преобладает давление в сторону строгой ритуалисти-ческой конформности. А стало быть, ритуализм является наиболее полным тогда, когда такие рационализации даже и не нужны. — Примеч. автора.
становится полная конформность. На какое-то время это гарантирует социальную стабильность — но ценой потери гибкости. Поскольку степень распространения альтернативных способов поведения, дозволяемых культурой, жестко ограничивается, утрачивается почти всякая основа для приспособления к новым условиям. Возникает связанное традицией «священное» общество, отмеченное чертами неофобии. Между этими крайними типами располагаются общества, которые сохраняют относительное равновесие в акцентировании культурных целей и институционализированных практик; это интегрированные и относительно стабильные, хотя при этом и изменяющиеся, общества.
Действительное равновесие между этими двумя аспектами социальной структуры сохраняется до тех пор, пока индивиды, придерживающиеся тех или других ограничений, получают при этом удовлетворение, т.е. получают как удовлетворение от достижения целей, так и удовлетворение, напрямую вытекающее из направленных в институциональное русло способов борьбы за их достижение. Здесь мы имеем дело как с продуктом, так и с процессом, как с результатом, так и с деятельностью. Так, индивид должен непрерывно черпатьудов-летворение и из самого участия в конкурентном порядке, и из «затме-вания» конкурентов; только тогда этот порядок может быть сохранен. Если интерес смещается исключительно в сторону результата конкуренции, те, кто вечно терпит поражение, могут — что вполне понятно — попытаться изменить правила игры. Жертвы, которые время от времени (но не всегда, как полагал Фрейд) влечет за собой подчинение институциональным нормам, должны компенсироваться социализированными вознаграждениями. Распределение социальных статусов, происходящее в процессе конкуренции, должно быть организовано так, чтобы давать положительные стимулы к верности статусным обязательствам для каждой позиции в рамках этого распределительного порядка. В противном случае, как вскоре станет ясно, следствием становится аберрантное поведение. Моя главная гипотеза как раз и состоит в том, что отклоняющееся поведение можно социологически рассматривать как симптом расхождения между культурно предписанными устремлениями и социально структурированными путями осуществления этих устремлений.