Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Соловье» S. С. Указ. соч. С- 430





она вообще немыслима без этого другого»'. Но если собствен­ность — немыслимая без собственника его часть, то собствен­ник только мыслим, но реально (вспомним корень этого сло­ва) невозможен без собственности, без своего,

Именно поэтому все отношение приобретает юридическое напряжение, приводящее к установлению собственности, оп­ределяющей как свои те вещи, в которых личность может сво­бодно реализоваться.

Лежащее в основе первичных правовых представлений тожде­ство вещи и личности, оказав свое влияние на сложение фунда­ментальных правовых понятий, однако, со становлением циви­лизации и усложнением самой личности стало преодолеваться, Очевидно, что, по мере того как идея анимизма развилась до возможности абстракции лица как основного субъекта межлич­ностных, в том числе и в первую очередь религиозных, отноше­ний, возникла и идея противопоставления собственно человека, "голого человека" (в пластике классической Греции гармониче­ская нагота пляшущих, соревнующихся, покоящихся, но всегда обособленных индивидов, не имеющих иного имущества, кроме завороживших Китса тимпанов и флейт, приобретает полемиче­ский характер, бросая вызов как идеям нерасчлененного сообще­ства, так и представлениям о могуществе — в форме вещного богатства, — которые стали с тех пор отождествляться с "восточ­ной дикостью" и "варварской пышностью") его вещному окру­жению. Эта идея оказалась в центре мировоззрения, открывшего возможность собственного, идеального бытия человека в единст­ве со всем миром — христианства, но платой стала печать несо­вершенства и обреченности, наложенная на тленное, куда попа­ли все вещи, даже непотребляемые.

Возможно, если видеть истоки собственности, как мы го­ворили, в насильственном захвате, то эсхатологическое осуж­дение ее оправданно.

Но в сознании самого архаичного собственника едва ли мы найдем чувство вины или греха, дающее почву для таких пере­живаний.

Известно, что для первобытного человека весь окружаю­щий мир таит опасности и заведомо враждебен, это мир чу"

дищ, людей с песьими головами.

А.Я. Гуревич отмечает, что для всех германских народов мир людей — Мидгард (срединная усадьба), а за его пределами — Утгард (то, что за оградой) — хаос, место, где живут "враж­дебные людям чудовища и великаны"3. Вспомним деление мира

' Аристотель. Соч. Т. 4. С. 381—382. 2 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. С. 60—61.


на людей и варваров у греков и римлян, на "Срединное царст­во, Поднебесную", окруженную дикарями, "запахивающими халат на другую сторону", у китайцев и пр.

Для человека1, живущего в таком мире, захват и присвое­ние вещей из враждебного внешнего окружения, перенесение их по эту сторону ограды — это благое деяние, упорядочива­ние мира, уменьшение в нем сил хаоса.

Получаемая таким образом собственность не только бесспор­ная и абсолютная, но и благословенная, богоугодная'. Оттал­кивание от нее в это время лишено оснований, и действитель­но, нигде мы не видим такой жадной тяги к вещам, как у народов, разделяющих мир на своих и чужих и не готовых к восприятию слов: "нет больше иудея и эллина, но все едины".

Характерно, что первая резкая рефлексия на это вещное упоение все еще тяготеет к понятиям разделения мира. На­пример, Плутарх, следуя стоикам, писал, что "начало враж­ды йе да^табладании своим, а в присвоении чужого и в превра­щении общего в свое". Если вражда мыслится как основание, а враги — как объекты присвоения, то, конечно, и присвое­ние, совершенное в отношении "общего", приводит к враж­де; отчуждение, с которым научилась справляться, иногда тя­готясь им, цивилизация, еще не кажется нормальным и его более естественно заменить понятной враждой, за которой уже чувствуется горячее дыхание "системы ценностей, цели­ком основанной на стремлении отбирать и раздавать, на на­силии и соперничестве"2. Дальнейшее становление собствен­ности находится под постоянным подозрением в разобщении мира — от космоса до крестьянской общины, которая тоже, как известно, мир. Но напряженные поиски другого способа развертывания личности в пространстве, другой формы ее становления и развития, другого поля приложения ее потен­циала, другого пути сообщения, коммуникации с людьми закончились, как очень хорошо известно, крахом.

Признание несовершенства мира означает смирение с его материальностью, оно также означает, что собственность на вещи — единственное и главное условие существования чело­века в этом мире.

Захват вещей изкромешного мира, мира чужих богов и усвоениеих, подчинение своему богу нетолько уже содержит в себе свою санкцию и создает наиболее прочную почву дляправа, с которой по силе не сравнится ни труд,ни обмен, нои подготавливает переход уже в условиях другой пара­дигмы —когда Бог оставилматериальный мир — к частному присвоению вещей поих правубыть одухотворенными.

2 Дюби Ж. Европа в средние века- С. 22.


Глава 9

Собственность и справедливость

Собственность стоит в ряду таких ранее возникших понятий, как имущество (имение), богатство (живот), как бы просвечи-ваюших через собственность, и хотя в современном, в том числе юридическом, словоупотреблении они используются нередко как синонимы, архаичные значения более древних понятий сказываются на собственности, и это влияние на ее воспри­ятие особенно важно, поскольку в нем преобладают предрас­судки, ощущения, т.е. нерациональные, а значит, и усколь­зающие от анализа черты.

Исторически первый пласт наиболее важных понятий, ко­торые мы можем отнести к имуществу, связан с распределе­нием и участием в распределении, каковы, например, сча­стье, доля, подчеркивающие близость к распределяющему источнику.

Распределяющая функция была, безусловно, важнейшей, сохраняющей жизнь, "Славянское Богъ легко может быть выве­дено из того же значения корня bhag, именно из значения де­лить"'.

«"Bhaga имеет двойное значение ~ "распределенного бла­госостояния" и "бога, который его распределяет"»2. Связь слов "счастье", "доля" со значением участия в распределении, ко­нечно, не вызывает сомнений, как там же указано.

Следующие значения, прежде всего "богатство" (с корнем "бог"), мы поэтому не можем отделить от удачного участия в распределении, а источник богатства, следовательно, не в об­мене, а именно в хорошей доле (во всех смыслах этого слова), хотя несомненно, что богатство в известных нам этических

Потебия А.А. Слово и миф, М„ 1989. С. 473. Вернадский Г.В. Киевская Русь. С. 59.


оценках воспринимается как нарушение правильных, справед­ливых механизмов.

Наиболее серьезным основанием восприятия собственно­сти как источника несправедливости оставалась многие века именно угроза физической гибели социума, существующего на пределе исчерпания жизненных ресурсов, допустившего нерав­номерное распределение жизненных благ; соответственно и идеология справедливости наиболее комфортно чувствовала себя в^фере распределения.

Но как только богатство вышло за пределы предметов пер­вейшей необходимости, стало выступать, по словам средневе­кового автора, в совокупности "орудий суетного тщеславия — золота, серебра, чистокровных скакунов, бобрового или кунь­его меха, тяга к которым доводит нас до безумия"', осуждение собственности утратило свой непосредственно спасительный смысл и стало все чаще отождествляться с идеологией не столь­ко имущественного, сколько социального, юридического ра­венства, которая в конечном счете привела к внешне парадок­сальному выводу равенства (юридического) в неравенстве (имущественном),

На самом деле, конечно, движение идей не было столь однонаправленным. В эпохи кризисов, потрясений мощные ата­визмы принудительного распределения всегда неизбежно ожи­вают и без особых усилий сметают хрупкую ограду собствен­ности.

При этом столь же сокрушительный удар (точнее — тот же самый удар) наносится по товарному обороту, в бесстрастном равенстве которого в спокойные времена собственность нахо­дила нередко укрытие и оправдание.

Еще меньше от этого удара может защитить отсылка к са­моценности и неприкосновенности личности.

Перед лицом натиска, черпающего свой эсхатологический пафос в торжестве разрушения, остаются лишь доводы край­него, последнего смысла. Русской философией, никогда не чу­ждой отечественной эсхатологической традиции, они изложе­ны так; "Процесс развития мучительно медленный, и в нем неизбежны стороны, обидные своей прозаичностью и мелоч­ностью", но "должен до конца совершиться нейтральный про­гресс очеловечения человечества, элементарного освобожде-

' Дюби Ж. Европа в средние века. С. 35. В известной нам истории богатство чаше всего и выступает как излишества.


ния человеческих сил"; "задача истории — в творческой побе­де над источником зла, а не в благополучии. Для свободы вы­бора человечество должно: 1) стать на ноги, укрепить свою человеческую стихию и 2) увидеть царство правды и царство лжи, конечную форму обетовании добра и обетовании зла. Пер­вое условие достигается нейтральным гуманистическим про­грессом, элементарным освобождением человечества"',

Соответственно и "задача права вовсе не в том, чтобы ле­жащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад"2.

Только на этой почве "нейтрального гуманистического про­гресса и элементарного освобождения человечества" мы мо­жем уверенно утверждать, что собственность не зло, а если и не конечное добро, то во всяком случае путь к добру и иного пути не найдено.

Нейтральность собственности, играющей, конечно, одну из центральных ролей в становлении человечества на ноги, делает излишним и, пожалуй, неверным всякий пафос при изложении основ ее возникновения и' бытия, но такой пафос становится оправданным, когда речь идет о противостоянии попыткам упразднения собственности и права, значит, попыт­кам не допустить "элементарного освобождения" человека.

Установленная так самоценность собственности позволяет вернуться к справедливости уже в этих рамках. Многозначность и многофункциональность справедливости, без сомнения, тре­буют таких уточнений.

Повышенная нагрузка на категорию справедливости собст­венности возникает на почве неполной урегулированности сред­ствами позитивного права, отягощенной, конечно, и право­вым нигилизмом, стремящимся противопоставить справедли­вость праву даже в собственно юридических рамках. Но если собственность — понятие юридическое, причем самоценное, ' как право, то справедливой будет любая собственность, полу­ченная по праву.

Конструктивность категории "справедливость" примени­тельно к собственности может обнаружиться, следовательно, лишь на почве неурегулированности.

Бердяев Н.А. Философия свободы.Смысл творчества. М.,1989. С. 175—176. Этому подходуочень созвучно высказанное М- Мамардашвили предпо­ложение. что, помысли Канта, в мире вообще небыло никогдаистинно

морального действия,

2 Соловьев В. С. Оправдание добра. С. 454.


В нашем законодательстве о собственности обнаруживает­ся несколько таких не вполне определенных позитивным пра­вом областей, которым и посвящены отдельные главы этой

книги.

Если попытаться обобщить действие проявления справед­ливости, то можно заметить, например, что является неспра­ведливым отобрание вещи у собственника помимо его воли иначе как по суду; справедливо, что доходы, приносимые ве­щью, поступают собственнику. Более детальное рассмотрение механизма действия принципа справедливости собственности затрагивает уже суть самой проблемы, оставленной без доста­точного внимания позитивным правом.


Глава 10

Понятие собственности

"Теологическая любовь кдефинициям", по выражению Ф. Бро-деля, которой вовсе не чужды и юристы, отводит самое ува­жаемое место в исследовании определению (дефиниции) по­нятия. Поискам этого определения нередко предшествуют подразумеваемые упреки или даже прямые сетования в адрес позитивного права, не озаботившегося достаточно исчерпы­вающими легальными дефинициями. ^

Г.Ф. Шершеневич по этому поводу замечал: "Наш законо­датель определяет право собственности", хотя "такие опреде­ления бесполезны в законодательстве"'. Трудно, однако, ска­зать, насколько полезны дефиниции и в науке, во всяком случае, как можно заметить, Г.Ф. Шершеневич ими не увле­кался.

В попытках определить собственность через "состояние при-своенности", неявно включающее лицо (через морфему "сво"), можно почувствовать трудное пробивание к идее персонифи­кации этого понятия, которое было бы, вероятно, облегчено, если бы эта постановка была осознана хотя бы путем ссылки на архаичный синкретизм, как это делалось, например, рома­нистами.

Взгляды Гегеля на собственность и договор позволяют го­ворить об их связи, о взаимопереходе, в известном смысле, следовательно, о тождестве (впрочем, начинает Гегель все же с собственности), однако требования построения системы права заставляют назвать первое право, каким и является собствен­ность хотя бы с точки зрения порядка перечисления.

Но главенство собственности состоит не в том, что это право первое или даже первенствующее, а в том, что именно соб-

' Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.: Спярк, 1995. С. 16.


ственность, как это показано выше, является наиболее пол­ным воплощением личности в вещи.

Качества главного, основного в системе права предопреде­ляют подходы к его пониманию.

Неизбежно при этом обнаружение некоторой простоты определений собственности, даже бедности. Нужно отметить, что такая простота совершенно неизбежна, поскольку речь идет о главной, центральной категории права, от которой так или иначе производятся другие правовые отношения. Если, следуя Аристотелю, принять собственность за некото­рую сущность, то "сущность по природе первичнее отноше­ния, последнее походит на отросток, на вторичное свойство

сущего".

Отделить все эти иные отношения — значит определить их, ограничить. Всякое определение — это ограничение. (Оп­ределить — значит положить предел, границу, т.е. ограничить, точно так же латинский синоним дефиниция (defmitio) бук­вально переводится как ограничение, установление границ.) О собственности поэтому можно сказать лишь то, что это наи­более полное, неограниченное право, право вообще. Тогда все другие права образуются ограничением права собственности'. Но если ограничение достигается определениями, то наибо­лее неограниченное право наименее определено. Его сила именно в отсутствии определений, в возможностях, в спо­собности в качестве правового первоначала развернуться в любом направлении и наполниться любым содержанием.

То, что самое сильное право имеет самые малые определе­ния, не должно, следовательно, нас пугать. Напротив, когда собственность определяют чересчур многословно, то это ско­рее всего означает попытки ее ограничения.

Знаменитая дефиниция французского Гражданского кодекса уже упоминалась: "Собственность есть право пользоваться и

' С технической (но не с исторической) точки зрения буквально так образуются лишь вешкые права (права на чужие веши). А обязательственные права в силу дуализма гражданского права, о котором уже говорилось, могут рассматриваться как производные от собственности только опосредованно.

В то же время "в странах англосаксонской системы права традиционно преобладает другая точка зрения, согласно которой и вещные, и обязатель­ственные права рассматриваются как разновидности права собственности или как различные права собственности, даже если это принадлежащие разным лицам частичные права на один объект. В последние годы эта точка зрения получает широкое распространение и в странах континентальной системы права (в ФРГ, Франции, Италии и др.)" (Лазар Я. Собстнеиность в буржуаз­ной правовой теории. М.. 1985. С- 37).


распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено за­конами или регламентами" (ст. 544 ФГК). Если согласиться с А.А, Рубановым в том, что указание на пользование и распоря­жение отражало лишь политическую конъюнктуру, а не суть собственности, остается только определение собственности как наиболее абсолютного права на вещь.

Германское гражданское уложение гласит: "Собственник веши может, насколько тому не препятствует закон или права третьих лиц, обращаться с вещью по своему усмотрению и ис­ключать других от всякого воздействия на нее" (§ 903 ГГУ)'.

Японская доктрина определяет право собственности как полное господство над вещью2.

Везде в развитом праве мы найдем весьма простые легаль­ные понятия собственности3- Но это, повторюсь, никак не означает неразвитости, слабости самого права собственности, Видимо, в понятие собственности следует включить и ряд ее свойств4,

Исключительность означает, что никакое иное лицо не может иметь на ту же вещь того же права — права собственно-

' Известны дебаты в рейхстаге по поводу собственности при принятии ГГУ. Если представитель католического центра протестовал против "ложного, негер­манского" понимания собственности, утверждая, что "мы не знаем в герман­ском праве подобного абсолютного понятия собственности: оно привнесено из римского права... Юридическое понятие собственности следует формулировать уже... Тот, кому дана собственность, не может распоряжаться ею по своему произволу или усмотрению", то авторы проекта, известные юристы, заявляли:

"Это не римское изобретение, но то понятие собственности, которое лежит в основе всякого права... никакое другое понятие собственности вообще невоз­можно,.. Свобода собственности необходима для всех нас... Вся наша обществен­ная и нравственная свобода, которой мы обладаем как индивиды, самое драго­ценное благо, которое мы все имеем, становится дня нас единственно возможным благодаря праву свободной частной собственности". (Цит. по: Савельев ВА. Гер­манское гражданское уложение. М.: Изд-во ВЮЗИ, 1983. С. 42—43.)

2 Сакаэ Вагаиума, Тору Ариидзуми. Гражданское право Японии: В 2 кн. Книга первая. М-: Прогресс, 1983. С. 163.

3 Что касается наших традиций, то есть смысл напомнить, что Д. И. МеЙ-ер определял право собственности как "полнейшее, сравнительно с другими правами, господство лица над вещью" (Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 5).

А.В, Венедиктов определял право собственности как право "использо­вать вещь своей властью и в своем интересе".

У А.В. Бенедиктова мы найдем и определение собственности как "права всеобъемлющего, высшего, наиболее полного, абсолютного, неограничен­ного, исключительного господства над вещью1', в котором эмпирическое перечисление свойств перерастает уже в обобщение.

А Эти свойства характеризуют также и другие вещные права, поскольку это не входит в противоречие с их смыслом.


сти. Собственник всегда исключает всех других от собственно­сти на данную вещь'.

Исключительность характеризует самую суть собственно­сти. Легче всего понять это фундаментальное качество, если вспомнить, что право собственности, как мы уже говорили, раскрывается через договор, в договоре стороны взаимно при­знают друг друга собственниками, причем это признание на­перед в нем содержится. Лицо должно сначала признать дру­гое лицо собственником, чтобы затем присвоить путем обме­на его вещь. Если потом окажется, что это другое лицо было не вполне собственником, т.е. имелись и другие собственники на ту же вещь (что означает отсутствие исключительности)2, то, значит, и у приобретателя не возникло полного права на вещь, оно неокончательно, неполноценно. Тогда, очевидно, исключается следующий акт товарного обмена. Но при таких условиях невозможен нормальный оборот. Поэтому в интере­сах оборота — установление безусловной исключительности, избавляющей стороны от сомнений по поводу полноты и окон­чательности возникающих у них прав на вещи.

Имея в виду исключительность, следует ожидать, что из­вестная неопределенность понятия собственности в римском праве должна была привести к соответствующим последствиям и в праве договорном.

Действительно, применительно к основному обменному договору — купле-продаже было "достаточным, чтобы вещь перешла в состав имущества покупателя. Нет необходимости устанавливать какое-либо право на купленную вещь, необхо­димо только предоставление пользования правом". Оспаривая уместность в современном законодательстве этого положения римского права, отстаиваемого Виндшейдом, Г.Ф. Шершене-вич критикует его именно с позиций интересов оборота, под­черкивая, что "обмен допустим при условии, что каждая сто­рона предоставляет другой возможность полного распоряжения вещами"3., i

А.В. Венедиктов приводит мнение Шлоссмана, считавшего, что исклю­чительность проявляется как неограниченность определенной целью (Вене­диктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 299).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 805 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2210 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.