Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Куницын А.П. Право естественное // Русская философия собственности




СПб.. 1993. С. 69.

) См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. I. С. 76. 3 Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 270,

272.


Характерно, что в рассуждениях русских юристов, обсуж­давших проект Гражданского уложения, проблематика право-1-мочий и их соотношения с полнотой права собственности вы* ходила на первый план именно в контексте ограничений, имеющих наибольшее значение, как известно, применительно к земельной собственности. При этом, впрочем, подчеркива­лось, что "ограничения права собственности ни могут состоять в изъятии из его содержания тех или иных правомочий". Такой подход, конечно, был шагом вперед от прослеживавшегося в Собрании законов Российской империи (т. X) "неполного права собственности, когда некоторые правомочия из него исключа­лись", органически связанного с пониманием собственности "как наиболее полного вещного права**'.

Пожалуй, уместно привести суждение С.Н. Братуся: "Пра­во собственности нельзя отождествлять с суммой правомочий владения, пользования и даже распоряжения"2.

С технической же точки зрения важно то, что исчерпываю­щего перечня быть не может в принципе3, а когда он все же указан, масса энергии будет тратиться на совершенно бессмыс­ленную борьбу с перечнем, когда конкретные явления жизни по требованиям оборота нужно будет то "подводить" к триаде, то "выводить" из нее или иного перечня. Тем более нет ника­кого смысла Искать в триаде или другой, более подробной описи правомочий, если такая появится, сущность собственности:

' См.: Кудрявцева Т.Ю. Ограничения права собственности на землю в Рос­сии // Правоведение. 1997. № 3. С. 58—59.

1 Право собственности в СССР. С. 58.

' В.А. Кикрть излагает взгляды на собственность A.M. Онорс, который выделяет одиннадцать правомочий в составе собственности: право владения (в том числе бестелесной вешью); право пользования; право управления, т.е. решения, как и кем вещь может быть использована; право на доход, те на блага, идущие от предшествующего личного пользования вещью и от разре­шения другим лицам пользоваться ею; право на отчуждение, потребление, проматывание, изменение или уничтожение веши; право на безопасность, т.е, иммунитет от экспроприации; право передавать вещь; бессрочность; за­прещение вредного использования, т.е. обязанность предотвратить использо­вание веши вредным для других способом; ответственность в виде взыска­ния, т.е. возможность отобрания веши в уплату долга; остаточный характер, т.е. существование правил, обеспечивающих восстановление нарушенного пра­вомочия (а не права собственности в целом). Л. Беккер, согласный в целом с концепцией А.М. Оноре, приводит подсчеты, которые позволяют указать 1500 вариантов правомочий собственника; (Кикс1ть В.А. Об основных тенденциях развития учения о праве собственности при государственно-монополистиче­ском капитализме // Лазар Я. Собственность в буржуазной правовой теории. М., 1985. С. 20—21. См. также: Советское и иностранное гражданское право (проблемы взаимодействия и развития) / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Наука, 1989. С. 218-219.)


Наибольшим пороком методологии, согласно которой сущ­ность собственности предполагается скрытой,в триаде право­мочий, является, пожалуй, тот, что на почвс;"прав владения, пользования, распоряжения" возникает устойчивое впечатле­ние о тождественности этих "прав", где бы они ни обнаружи­вались. В результате и в нашей теории права, и в практике весь­ма редко можно, напридхер, встретить понимание того., что владение, осуществляемое собственником, совсем не то, что у арендатора или хранителя, что это совсем разное отношенте-к вещи, совсем разная мотивация и поведение. Если собствен­ник вполне свободен, беспечен, увлечен^вещыо самой по себе, связывает с ней свое будущее, то арендатор стремится извлечь из вещи максимум сиюминутной выгоды, отягощен ответст­венностью за ухудшение вещи сверх нормального износа, и все улучшения вещи не для него, а для другого; владение же хранителя и вовсе лишено всякого чувства общности, и на пер­вом плане у него постоянно ощущаемая чуждость отданной на хранение вещи, которая сама по себе не содержит для него никакого блага и служит лишь источником тревоги. Между тем с позиций триады здесь везде одно и то же "право владения". Понятно, что истинное постижение права невозможно, пока не станет ясной нетождественность позиций владения (или поль­зования и т.д.) в разных юридических ситуациях, различаю­щихся степенью близости к вещи, ведь если, как принято счи­тать с позиций теории триады собственник отдает при аренде "право владения", то у арендатора, конечно, возникает со­всем не то право, какое было у собственника. С. Франк очень тонко заметил: "Именно потому, что веши и вообще средства существования совсем не только механические средства, без­различные, заменимые части внешнего мира, с которым мы случайно и равнодушно соприкасаемся, а любимые индивиду­альности и части или продолжения нашей собственной лично­сти, — именно поэтому нормальное наше отношение к ним не пользование, а "обладание", "владение" — то отношение, при котором вещи поставлены в интимную, внутреннюю, неотъ­емлемую связь с нашей личностью и подчинены нашей сво­бодной воле"'.

Очевидно, то "владение", "обладание", о котором пишет философ, недоступно никому, кроме собственника, ведь они выражают отношение к вещи как к себе, к "части себя", по

' Франк С.Л. Собственность и социализм // Русская философия собст­венности. С.319.


словам Аристотеля. Конечно, такое отношение возможно толь­ко к своему и не может быть передано в принципе.

Не может быть сомнений, что деятельность собственника в принадлежащем ему вещном окружении, какими бы понятия­ми она ни описывалась, пусть даже это будет владение или пользование, всегда будет качественно, принципиально иной, чем поведение в чужой вещной среде всех прочих лиц. Абсур­дом является само предположение, что права, переданные соб­ственником иным лицам, — это те же права, которыми обла­дал и сам собственник.

Однако весь смысл триады состоит в том- что входящие в эту кассету элементы — "правомочия" — представляются качествен­но равными себе и не претерпевающими никаких изменений при передаче; соответственно все богатство реальных правоотноше­ний сводится к разным вариантам незатейливой мозаики из трех одинаковых камешков, а гибкость и многозначность жизни под­меняется неодушевленными схемами. Но как только, следуя жиз­ни и истине права, мы обнаруживаем нетождественность, пест­роту разных владений и пользовании у разных лиц в зависимости от степени присвоения ими вещи, вся ценность триады, конеч­но, в тот же момент рассылается сама собой и остаются лишь связанные с нею затруднения и неудобства.

* * *

По-видимому, все же нельзя закончить эту главу, если не обратиться вновь к наиболее известной из всей проблематики триады задаче о сохранении собственности при отпадении всех трех элементов: владения, пользования, распоряжения в ре­зультате ареста и изъятия вещи.

Во-первых, нужно отметить, что утрата собственником воз­можности владеть, пользоваться и распоряжаться вещью в этом случае не означает возникновения этих прав у иных лиц; во­прос может возникнуть лишь относительно распоряжения, но он легко устраняется: право продажи вещи с торгов вытекает. конечно, не из ареста, а из судебного решения (или иного акта с исполнительной силой).

Во-вторых, и теперь понятно почему, у органа власти, осу­ществляющего арест и изъятие вещи, имеются относительно этой вещи полномочия только административного характера, но никак не частные (гражданские) права.

Иными словами, утрата собственником указанных возмож­ностей в полном составе триады не означает приобретения их


иными лицами, а это в значительной мере лишает, как уже говорилось, ценности всю концепцию триады, которая, по строгой логике, должна сохранять существование, пока сохра­няется и право собственности.

Но мы должны все же решить давно поставленную задачу:

что происходит с собственностью после ареста вещи. Различ­ные ее решения обычно исходили из того, что собственность бралась в отрыве от собственника, сама по себе. Но если мы считаем собственность продолжением личности, рефлексом собственника в материальном мире, то обязаны следовать этой сути собственности и при решении всех-частных задач.

Для права арест вещи, т.е. административное вмешатель­ство, осуществляемое на различных стадиях отправления пра­восудия, является официальной реакцией публичной власти на предосудительное поведение ответчика, а затем должника.

В римском праве принудительное исполнение судебного решения (bonorum venditio), внешне выступающее как сдел­ка продажи имущества должника в форме публичного аук­циона "под копьем", выражало "факт гражданской смерти продавца"'.

Bonorum emptor, выигравший этот аукцион, "становился универсальным правопреемником должника". Это означает, что номинальным собственником считался не должник, a bonorum emptor, соответственно и иски кредиторов предъявлялись ему. Римское право "последовательно воплощало принцип, по ко­торому bonorum emptor замещает в гражданском обороте лицо (persona) экспроприированного"3.

Известные архаичным системам права, не связанные прямо с публичным вмешательством, формы судебного поручительст­ва, основанные в значительной мере на инерции коллективной ответственности, также несли в себе идею замещения, вытесне­ния личности должника, если в конечном счете отвечал пору­читель, вплоть до утраты должником свободы.

Можно указать и на нормы ст. 34 Новгородской Судной гра­моты, ст. 203, 204, 206 Соборного уложения 1649 г. (обобщив­шего право предыдущего периода в этой части), согласно ко­торым должник с помощью власти выдавался головой "до искупу"3.

' ДождевД.В. Римское частное право. С. 218—219.

'Там же. С, 219.

) Российское законодательство Х—ХХ веков: В 9 т. Т. 1: Законодательство Древней Руси / Отв. ред. ВЛ. Янин. М„ 1984. С. 307; Соборное уложение 1649 г. / Ред.кол.:О.И.Вугановидр.Л., 1987. С. 54.

5—3191 129


Во всех этих формах достаточно отчетливо видны архетипы права, согласно которым «"оковы", "сеть", "узы" — это мета­форы смерти»'. Возникающее из архаичной обязательственной связанности рабство также устойчиво связано со смертью: "Раб — смерть; поэтому в Риме каждый приговоренный к смерти зачис­лялся в рабы, и только одних рабов можно было предавать смер­ти. Но суть в том, что "рабом" первоначально и был умерший — тот, кого убивали в схватке с врагами; раб — это враг"2.

Наконец, и архаичный суд "вовсе не связан с, правом", это поединок, тяжба3, либо дающие жизнь, либо обрекающие на смерть, причем, что важно для нашей т^мы, уже "акт обвине­ния — тот же акт убийства"4.

Эти архетипы, положенные в основу права, позволяют по­нять источник и основание устранения на известной стадии — при отказе от защиты (неявке в суд), побеге от судебного пре­следования и пр. и во всяком случае на этапе принудительного исполнения решения — личности ответчика, вплоть до лише­ния его всех или основных качеств полноправного члена обще­ства. Хотя современное право, конечно, отказалось от идеи ог­раничения статусных качеств лица вместе с отказом от идеи различных статусов в целом, суть публичной реакции на нару­шение права по-прежнему в значительной мере состоит в ли­шении нарушителя определенных базовых юридических воз­можностей, причем формы этой реакции, естественно, сохранили известное сходство со своими архетипами.

Но ведь мы считаем собственность отражением личности собственника. Не может быть, чтобы лишение личности ее ос­новных юридических качеств не сказалось на ее способности влияния, воплощения в принадлежащем ей вещном мире, на ее вещной власти, т.е. на праве собственности. Конечно, в этом случае само право утрачивает свое наполнение, сворачивается

•' Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. С, S3. Эти представления — традиционный материал для анализа древних законов/Они уже упоминались в связи с работой Л. Кофанова.

] Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 85.

Конечно, нельзя не заметить, что мы с другой стороны коснулись про­блемы, подробно рассмотренной применительно к дуализму права; здесь край­ность дуального противопоставления врагам выражена через оппозицию жизнь—смерть.

3 В известных этимологиях это слово связано только с понятиями силы (тяги, натягивания), но не имеет никаких значений, затрагивающих право, правду (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987. С- 139—140; Черных П,Я, Историке-этимологический словарь современного русского языка. Т. 2- М.. 1994. С. 278).

* Фрейденберг О.М. Указ. соч. С. 89-91.


в ожидании возвращения его обладателю утраченных личных качеств.

Именно это и происходит в ситуации ареста. Арест, как и вообще административное вмешательство, направлен, конеч­но, не против вещи, а против лица, он парализует именно его юридически значимую волю — его главное правовое качество, обрекает его на пассивность в течение всего времени вмеша­тельства и в целом игнорирует волю лица в отношении его имущества, по общему правилу не придавая ей никакого зна­чения — хотя орган власти и не игнорирует интересы должни­ка, только присваивая себе их соблюден*^.

Следовательно, юридическая суть ареста имущества — иг­норирование публичной властью, а значит, и обществом ос­новных юридических качеств должника, и прежде всего воз­можности, пользуясь выражением Гегеля, "помещения своей воли в вещь" или возможности волеизъявления себя в своих вещах, что несколько ближе языку позитивного права. Лицо не может быть лишено воли, это не в силах власти. Но игнориро­вать эту волю, не замечать ее, лишить ее возможности реализа­ции публичный правопорядок, конечно, может. Именно в эту точку и направляется административное вмешательство, под­крепляемое силой лишь постольку, поскольку должник пыта­ется придать своей воле материальное воплощение собствен­ными действиями.

Итак, разрешая одну из ключевых в теории триады задач — арест вещи, мы приходим к выводу, что при аресте имущества собственник лишается не трех или иного числа возможностей воздействия на вещь. Происходит качественное изменение в его отношениях к вещи, в каких бы количественных показате­лях эти отношения ни выражались'. С момента ареста воля собственника в отношении вещи игнорируется обществом, ли­шается всякого эффекта. Поэтому прекращается и реализация собственника в вещи, а возможная реализация веши на тор­гах — это уже не его реализация3.

До этого момента его связь с вещью не рвется лишь по­стольку, поскольку в ней еще воплощена его личность, его прежняя деятельность, которая никем иным не может быть заменена, пока вешь не отчуждена.

' Вопрос, стало быть, должен быть поставлен иначе: не что происходит с собственностью при аресте веши, а что происходит с собственником.

1 Поэтому те концепции, которые рассматривают должника как продав­ца при продаже имущества с торгов, не могут избежать условностей и фик­ций.


Глава 8

Суть собственности

Если нет смысла искать сущности собственности в правомочи­ях собственника (триаде), то, значит, следует обратиться к чему-то другому.

Эта ее истинная субстанция должна, по крайней мере, со­держать те качества, которые отличают собственность от всех других юридических феноменов, а это, как известно, исклю­чительность. абсолютность, полнота и др.

Подумаем, какой из исходных факторов собственности мо­жет иметь эти качества.

Едва ли мы обнаружим их в вещи, ведь она по определе­нию не может быть абсолютно свободной, автономной (в про­тивном случае она не может попасть во владение). И коль скоро наши сегодняшние представления не позволяют говорить о единстве лица и вещи, остается эти качества искать в противо­стоящем вещи факторе — лице. Именно лицо "помещает свою волю в вещь" и тем самым присваивает ее, превращает в свою собственность. Лицо есть "бесконечное, всеобщее и свободное"1. "Свобода есть основной внутренний признак каждого общест­ва, сотворенного по образу и подобию Божьему"2. Не вижу, по каким причинам можно оспорить это суждение, если, ко­нечно, не иметь в виду, что в историческом плане оно не все­гда адекватно описывает состояние человека (на это, однако, можно возразить, что не всегда человеку доводится стать ли­цом). Поэтому будем исходить из этого суждения. И тогда обна­руживаем, что свойства лица — это и черты собственности.

Собственность, как и личность, "которая везде выступает как вечно деятельная"3, имеет свойства бесконечности во време-

' Гегель Г.В.Ф. Философия qpara. С. 97.

1 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С-138. } Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Русская философия собст­венности. Спб., 1993. С. 114.


ни' (несмотря на конечность, уничтожимость вещи) и про­странстве.

Впрочем» в этом отношении замечательны именно те мо­менты, когда обнаруживается временная собственность. Римской архаике была известна продажа на время, что вполне согласует­ся с показанными выше личными чертами права из древней купли-продажи; впоследствии у классиков возникали на этой почве трудности в разграничении аренды и купли-продажи.

А.Я. Гуревич отмечает, что, несмотря на провозглашение прав, прежде всего на землю, "навечно" (ad perpetuum), на самом деле они "имели силу только в течение ограниченного срока, не превышавшего длительности человеческой жизни" и требовали "все нового и нового подтверждения" "при каждой смене" сеньора или государя2. Здесь хорошо видно, что огра­ниченность во времени — прямое следствие личного характера возникшего права; превращение права в вещное делает уже ненужным его "подтверждение" сеньором, поскольку из вещ­ного права, по определению, устраняется всякий след личной зависимости.

Собственность всеобща (абсолютна) и свободна3. "Начало собственности связано с бессмертием человеческого лица, с правами его над материальной природой и после его смерти"4.

Среди явлений права именно в собственности выражены качества личности, "собственность, строго говоря, есть не­которое свойство самой личности"5. Поэтому, надо полагать, она и занимает центральное место среди других правовых ка­тегорий.

Сущность собственности — проявление в ней лица, "соб­ственность есть Идеальное продолжение личности в вещах, или ее перенесение на вещи"6, "основание и назначение собствен­ности лежит в отдельной личности"7.

Это не только умозрительное понятие, но и реально на­блюдающаяся связь.

С точки зрения Права, существование собственникане ограничено во времени, или. как говорил Л. Блум в"Уяиссе", "домовладелецбессмертен". 2 См.; ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры.С.. 154—155.

* "Свобода и собственность в прошлом — слова одного корня" (Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-воЛГУ,19»6- С. 106).

/ Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социаль­ной философии// Русская философия собственности. С. 304.

* Алексеев Н.Н. Собственность и социализм // Русская философия собст­венности. С. 354.

* Соловьев B.C. Оправдание добра / Соч.: В 2 т. Т.!. М., 1988. С- 432. v Чичери^ Б. Н, Собственность и государство // Русская философия собст­венности. С. 114.


По первобытным и не знавшим исключения представлени­ям, все вещественное окружение человека было продолжени­ем его личности, им самим (по известному выражению, "про­должением его субъективности")'. Например, египтяне обозначали собственность ("дт", "джт") буквально как отне­сенное к "плоти", "самости" лица: "дом его плоти", "быки, скот, ослы его плоти" и т.д.2

Замечательно буквальное совпадение в определениях: "Ос­мысление... объекта владения как личного свойства субъекта, его "плоти", было в определенной степени закономерным, так как отражало реальный факт — владение.я.рлялось важнейшим условием становления (обособления) личности"3.

Папуасы сианс считали, что личная собственность (амфон-ка) так же неразрывно связана с человеком, как его тень4.

"В глазах древневосточного человека веши героя служат пря­мым продолжением его "я"... В древневосточной модели мира вещь предстает связанной, соединенной с человеком"5.

Подобные представления можно проследить и в других слу­чаях. Очень характерно, например, что материальное возме­щение ущерба личности вместо расправы — вергельд — вос­принималось как персонификация личности. По "Саксонскому зерцалу" (ст. 65. § 2), "кто жизнь или руку выкупает, если он был приговорен к этому, тот становится лишенным всех прав" (по "Русской Правде", рабы, являвшиеся несвободными, т.е. лишенными юридической личности, не имели вергельда)6. Здесь хорошо видна взаимозаменяемость личности и вещи (вер­гельда).

' М. Вебер, обсуждая уходящий "своими корнями в самые отдаленные времена" обычай накопления большого богатства для продолжения "дела", отмечает, что речь идет о "как бы расширенной личности" (Вебер А/. Избран­ные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 265).

1 Лерепелкин Ю.Я. Древний Египет // История Древнего Востока. Часть вторая: Передняя Азия, Египет/Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. М., 1988. С. 341. Более подробно понятие "собственность" ("джт") изложено в монографии:

Перепелкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М.. Наука. 1988. С. 8 и ел.

' Романов В.Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве // Вест­ник древней истории. 1978. № 4. С. 32. Щит. по: Смирин В.М. Римская familia и представления римлян о собственности. С. 23).

* История первобытного общества- Эпоха первобытной родовой общины. С.350.

* Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Нау­ка. 1986. С. 76, 83. Там же И. Всйнбсрг отмечает, что а основе очень важного в древности обычая обмена дарами (товарному хозяйству предшествовала, как считают, "экономика даров") "лежит представление, также обусловлен­ное слитным восприятием человека и веши, что при обмене дарами частица сущности дарителя переходит к получающему дары" (с. 80).

*' Вернадский Г. Киевская Русь. С. 150.


Широко известен всеобщий обычай погребения вместе с человеком его личных вещей, невзирая на их ценность. Этот обычай прослеживается и без связи с представлениями о по' тусторонних потребностях (когда, например, вещи уничтожа­ются после смерти их хозяина, как это было сделано с мечом короля Артура, брошенным в море в момент см&рти хозяина, хотя, и это показательно, сподвижник короля и верный его рыцарь уже испытывал колебания, пленясь рукоятью в драго­ценных камнях, и дважды прятал меч "в траве под деревом", пока умирающий король не заставил его похоронить меч в пу­чине)'. "У

Обычай уничтожения личного имущества со смертью его владельца "имел своей основой глубоко укоренившуюся в соз­нании людей веру в тесную, до определенной степени сверхъ­естественную связь владельца со своими вещами"2.

На материале греческой мифологии о том же пишет К. Хюб-нер: "Принадлежащее отдельной личности называлось "ктема" или "ктерия", в то время как имущество клана обозначалось как "патроя". Умершего сопровождала в загробный мир лишь его личная собственность, ктерия, поскольку она непосредст­венно принадлежала к его прошлому бытию, к самотождест­венности его истории, к его протекшей жизни,,. Поэтому у Го­мера мы находим стереотипный оборот "kterea ktereizein" (возжигать погребальный огонь), что с тем же успехом означа­ет "погребать имущество умершего". Мертвые, лишенные сво­его имущества, вызывали ужас3. Они не могли по-настоящему умереть до тех пор, пока их частица остается при жизни, и беспокойно блуждали вокруг, досаждая живущим, пока те на­конец не отпускали их в подземный мир со всем их имущест­вом, то есть со всем их прошлым бытием"4.

Обращает на себя внимание как активность имущества (в этом качестве оно не отличается от фамильного), так и оче­видные затруднения для введения его в оборот в архаическую

' По дреянеримским обычаям, личные вещи уничтожались со смертью хозяина (см.: Bow П, Очерк истории римского наследственного права с древ­нейших времен до эпохи Северов // Современные исследоиании римского права: Реферативный сборник / Под ред. B.C. Нерсесянца и др. М-: ИНИОН АН СССР. 1987- С. 123) (реферат О.В. Смыка).

1 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. С. 352.

* Может быть, в этом страхе более, чем в гуманизме (само понятие кото­рого едва ли сочетается с войной), коренится и военный обычай предостав­лять противнику возможность захоронения павших.

4 Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. С. 212.


эпоху на каком-либо абсолютном, независимом от прежнего обладателя праве, что уже отмечалось.

Очевидно, что устойчивость этих традиций могла бы пред­ставлять серьезную угрозу бедному материальными ресурсами обществу, особенно по мере обособления личности и возрас­тания личного имущества сравнительно с родовым. М. Вебер отмечает, что "из многообразных видов магической практики, связанной с захоронениями, наиболее значительные послед­ствия имело представление, что все личное имущество умер­шего должно быть погребено вместе с ним. Постепенно это представление сменялось требованием н^ касаться. По край­ней мере некоторое время после смерти человека, его имуще­ства. а иногда требованием по возможности сократить пользо­вание и своим достоянием, чтобы не возбуждать зависти умершего". Дальнейшее перемещение общения с умершими в бесплотный мир духов позволило перейти к символам, заме­щающим веши, например "древнейшие бумажные деньги слу­жили средством платежа не для живых, а для мертвых". Эта практика оказалась и более рациональной'.

А.Я, Гуревич пишет, что "вещи вообще могли воплощать качества их обладателей, это касается не одной лишь земли, но и мечей, коней, кораблей, украшении"2.

Уже после возникновения права представления о единстве лица с вещами3 сохраняли свою силу и оказали несомненное воздействие на основные правовые понятия.

Существенно, что первоначальная функция посредников, которыми были только чужие (гости), — "де персонализиро­вать" вещь, подлежащую продаже4. В самом понятии вещи, которая, в свою очередь воспринималась "как личность в древ­них и вообще архаичных культурах"5 и понятии лица невоз­можно разобраться, если не учитывать их изначального един­ства и только последующего разделения.

На этой стадии рассуждений пора уже привлечь и этимоло­гию, хотя ее непосредственно содержательное значение с того

' См.: Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М., 1994- С. 82-83.

2 Гуреяич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 60. ) Это единство следует понимать в отношении не только одного челове­ка, ко и обшины, поскольку она имела юридическую личность. Об этом свидетельствуют, например, очень древние нормы о священности оград и межи (как выражение нспрмкосновенности"тсла" общины). 4 Оссовская А/. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987. С. 353. 1 Смырин В.М. Патриархальные представления и их роль в общественном сознании римлян // Культура Древнего Рима. Т. II / Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.: Наука, 1985. С. 21.


момента, когда, по замечанию М. Фуко, "глубокая сопричаст­ность языка и мира оказалась разрушенной", а "вещи и слова — разделены"', в значительной мере оказалось утрачено, некото­рые, особенно архаичные, смыслы этим путем все же удается заметить, правда в неявном, "просвечивающем" виде. Следует поэтому согласиться с замечанием Клемента Александрийско­го: "Ибо всегда следует постигать не слова, а то, что они обо­значают", понимая, что доводы от этимологии могут лишь по­мочь объяснению, но не объяснить.

Если лицо (persona) происходит от маски (личины), то мы вправе за этой маской усмотреть не только некое экзистенци­альное "Я" (едва ли известное тому времени не только как проблема, но и как факт), но и прикрываемые маской и полу­чающие от нее имя и существование, вещественное продолже­ние, вещественные свойства (слово "свой", кстати, одноко­ренное словам "собственный", "собственность") лица.

По разным данным, этимология "вещи" восходит к грече­скому "слово", латинскому "голос" (vox) либо "бодрствую", "сила", "бодрый", "живой" (лат., древнеинд. и др.)2.

Обращает на себя внимание, что все этимологии подчер­кивают не косность, неподвижность, неодушевленность "вещи", как мы ее знаем сегодня (неодушевленность — глав­ный признак "вещи" как у В. Даля, так и вообще в современ­ном и в обозримом прошлом словоупотреблении), а, напро­тив, ее динамичный, живой характер, что лишний раз под­тверждает изначальное единство действующего субъекта (лица) и его вещей.

Кстати, одно из значений res — "дело". Не только лицо проявлялось в веши, но и вещь в лице.

Может быть, и некоторые юридические (скажем так) ка­чества вещей оказали воздействие на человека? Например, рас­поряжение собой, выделение себя из общности не следствие ли возможности распоряжения вещами и выделения вещей? И вообще: мог ли отделиться человек раньше, чем это стало происходить с вещами? И могло ли это отделение иметь силу прецедента, силу примера, если бы до этого лицо не было еди­но с вещами?

Сущность собственности обнаруживает только одну свою сторону, если ограничивать субъект-объектное отношение, воз­никающее в результате эмансипации человека из архаичной общ-

' Фуко М. Слова и веши. С. 79.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 471 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2516 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.