Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Именно отсутствием гордыни объясняли равнодушие простодушных дикарей к предметам роскоши




1 Аристотель указывает на щедрость как достаточное основание для соб­ственности: "При общности имущества для благородной шедрости, очевид­но, не будет места, и никто не будет в состоянии проявить ее на деле, так как щедрость сказывается именно при возможности распоряжаться своим добром" (Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 411).

) Бердяев Н.Л. Философия неравенства: Письма к недругам по социаль­ной философии // Русская философия собственности. СПб., 1993. С- 304-

< Соловьев В. С. Оправдание добра /Соч.: В2т.Т. 1. С. 429—430..


научиться смотреть на себя, если нет возможности увидеть себя в окружающих вещах (понятно, что речь,идет не об оптике). А рефлексия 4- первое условие осознания человеком самого себя, самосознания, причем без самосознания не может быть никаких иных форм сознания. Зависимость человека от своих вещей остается с ним навсегда, определяя возможность (или невозможность) его постоянной, переживаемой каждое мгно­вение самоидентификации, нахождения себя в мире.

Античному и особенно средневековому сознанию было свой­ственно ощущение "антропоморфной природы и космическо­го человека... Человек обладал чувствоиСЯналогии, более того, родства структуры космоса и своей собственной структуры "'.

Переживание себя как космоса, т.е. части и отражения все­общей гармонии и порядка, означало отсутствие границы ме­жду личностью и окружающим вещным миром, давало ощу­щение права на пребывание в этом мире как своем, и хотя его присвоение имело преимущественно чисто спиритуальные формы (праведники и святые держали & руках сферу или по­священный им собор), отчуждение от тварного мира либо ог­раничение сообщения с ним исключительно целями произ­водства, без сомнения, были бы восприняты как посягательства не только на личность, но и на весь космос, на Божественную гармонию, а главное — как лишение возможности узреть исти­ну; ведь "дух человеческий, утверждали богословы, не в со­стоянии схватить истину иначе как при посредстве материала ных вещей и изображений"2.

Стремление человека увидеть себя (для средневекового че­ловека это означало узреть в себе Божье подобие) в вещном мире (ведь другого поля зрения нет) непременно приводит к преобразованию этого мира, изменению его по своему подо­бию, что и является главным основанием и целью его при­своения. Реализация себя в вещном мире — право не только человека, но и самой материи, способ приобщения ее к ми­ровому порядку: "Материя имеет право на свое одухотворе­ние"3.

"Материя имеет право на свое одухотворение ". Давайте оста­новимся и подумаем над этими словами, полными глубочай­шего смысла.

Архаичное сознание было всецело подчинено той прони­зывающей все бытие идее, что Бог или боги имеют те же по-

' /уревичА.Я. Категории средневековой культуры. С- 73.

2 Там же. С. 77.

3 Соловьев B.C. Соч. Т. 1, С. 413.


требности, нто и люди, "что нужно человеку, то нужно и Богу"'. Эта идея наиболее наглядным образом проявлена в обычае жерт­воприношения — наиболее универсальном и властное обы­чае, известном человечеству, согласно которому боги и- люди совместно, за одним столом делят добычу н^ всех. Соответст­венно все вещи, весь материальный мир принадлежали богам.

Известен довольно плоский, на современный вкус, софизм времен эллинизма; все вещи принадлежат богам; философы — друзья богов; у друзей все общее; значит, все вещи принадле­жат философам. Для нас здесь интересно, что боги еще мыс­лятся нуждающимися в вещах, хотя нуж^а эта уже кажется не столь острой, иначе боги бы не допустили такого вывода сил" логизма, в котором они незаметно оказываются лишенными "всех вещей".

Но в то время, когда киники придумали это доказательст­во, уже появилась религия, в которой Бог мыслился нематери­ально (строгий запрет на изображение можно понимать как реакцию на инерцию воспринимать Его материально, — реак­цию, острота которой свидетельствует о решительности духов­ного переворота и силе инерционного сопротивления ему). Та­кой Бог, в конечном счете представший в одной из ипостасей как Дух, конечно, в вещах уже не нуждался. Бог покинул мате­риальный мир2. Вещи остались без связи, смысла, души. Те­перь только человек может одухотворить творение, присвоив вещи. Здесь и заключена высшая санкция собственности. Здесь же имеется и источник социального обременения собственно­сти, противостояния ее брутальной материальности.

Видимо, не случайно обострение всей проблематики, свя­занной с собственностью, идет от эпохи, когда боги ушли из материального мира.

По той же причине, надо полагать, собственность посто­янно сопровождается экзистенциальным напряжением, все­гда чреватым кровопролитием, которое самым непосредст-

' Фреиденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. С. 58. В этой классической работе имеется обширный материал по теме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 438 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.