Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


См.: Лотман Ю.М. Устная речь в историко-культурной перспективе. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллин, 1992-С. 188





ления. Если "архаические структуры мышления в современном сознании утратили содержательность и в этом отношении впол­не могут быть сопоставлены с грамматическими категориями языка"', то и утрата непосредственного содержания граммати­ческими категориями затрудняет прямое выведение юридиче­ских или иных содержательных понятий из обнаруженного ус­тойчивого соотношения таких категорий, но взамен этого дает подтверждение древнего и тем самым естественного, не слу­чайного их происхождения.

' Лотмоп Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избранные статьи. С. 233. В том же смысле можно, видимо, понимать и заме­чание А.А. Потебии, что грамматика и вообще язык не объясняются с пози- Uini логики (см.: Потебня А.А. Слово и миф. С. 37—38).


Глава 7

Проблема триады

В нашей литературе проблема триады имеет чрезвычайно боль­шое значение. Она воспроизводится практически во всех ле­гальных дефинициях собственности*. Многие ученые ищут в ней смысл собственности. Часто цитируется и высказывание А.В. Бенедиктова: традиционный перечень правомочий собст­венника по владению, пользованию и распоряжению его иму­ществом представляет выражение того общего, что свойствен­но праву собственности... во всех формациях3.

Между тем следует согласиться с А.А. Рубановым в том, что "этот перечень не имеет универсального значения"3, что если бы "рассматриваемый компонент полностью отсутство­вал, нарушений в сфере потребления и обращения не насту­пило бы"4. t\

Хотя последний довод несколько страдает излишним эко­номическим детерминизмом, А.А. Рубанов компенсирует егс достаточно убедительными аргументами исторического поряд-

' Под триадой понимаются правомочия владения, пользования, распо­ряжения. Право владения (ius possidendi) означает возможность фактическо­го обладания вещью, удержания ее в своей власти; право пользования вещыо и извлечения из нее полезных свойств (ius utendi el ius fruendi) — это воз­можность эксплуатации вещи и получения от нее плодов и доходов; право распоряжения вешью (ius disponendi) — это возможность собственника по своему усмотрению совершать действия, определяющие юридическую судьбу веши: продавать, закладывать и др. Право распоряжения включает и npaed уничтожения вещи (ius abutendi).

2 См.: Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность;

М.; Л., 1948. С. 17.

1 Рубанов А.А. Проблемы совершенствования теоретической модели npai собственности // Развитие советского гражданского права на современно этапе / Отв. ред В.П. Мозолин. М.: Наука, 1986. С- 105-

* Там же. С. ЮО. Е.А. Суханов также указывает на "недостаточность" триа­ды для характеристики содержания права собственности (Гражданское правой Т. 1.М.: ВЕК, 1994. С. 203).


ка. Коротко суть его рассуждений можно изложить так: в Граж­данском кодексе Наполеона с целью преодоления средневеко­вого дробления права собственности было одновременно упот­реблено и указание на правомочия собственника, и на абсолютный характер самого права с упором, конечно, на по­следнее- В дальнейшем М. Сперанский, желая позаимствовать либеральную модель французского Гражданского кодекса, вос­произвел ее, для маскировки подчеркнув правомочия собст­венника (триаду)'.

Рассуждения А.А. Рубанова позволяют сделать вывод о слу­чайном в значительной мере появлении триады в нашем за­конодательстве. В принципе это недалеко от истины. Однако нельзя отбросить те вопросы, которые обязательно встают пе­ред каждым, кто желает покуситься на авторитетную тради­цию. Во-первых, она не имеет исключительно русского ха­рактера и не коренится только в средневековье. Еще Гегель, как отмечалось, опирался на логику триады (владение—поль­зование—договор), раскрывая суть собственности вполне в ан­тифеодальном духе. Нужно быть очень большим оригиналом, чтобы не возразить, что Гегель любую проблему раскрывает только через триаду, но такой аргумент сам по себе явно не­достаточен, а гегелевская концепция остается, как уже гово­рилось, одной из наиболее универсальных. Во-вторых, по мнению многих юристов, триада имеет и доктринальную, и практическую незаменимость.

Требуется самая изощренная и тем не менее всегда более или менее уязвимая аргументация, чтобы доказать возможность включения в право собственности правомочия, не отождеств­ляемого с одним из элементов триады; такие же проблемы ха­рактерны и для попыток доказать возможность наличия права собственности помимо триады (вспомним хотя бы начатый А.В. Бенедиктовым знаменитый спор о том, в чем суть остав­шегося после ареста вещи права собственности, когда все три правомочия утрачены)2.

Рубанов А.А. Указ. соч. С. 105.

2 Подробнее см.: Иоффе О.С. Развитие цивилисти ческой мысли в СССР. 4 П.Л.:Изд-воЛГУ, 1978. С-8-9.

Употребляемый О.С. Иоффе, как и другими цивилистами, оборот: "ло-^че утраты всей триады остается некий "сгусток" права собственности" кро- м^ не самых приятных химико-физиологических ассоциаций не вызывает ^мпатии и потому, что сохраняется инерция восприятия права собственно-1:т" как набора, связки правомочий, которые можно если не вычерпать, то ^отя бы вычислить.


Однако здесь, кажется, юриспруденция попадает в собст-^ венную ловушку. На протяжении веков любое проявление соб- 'J ственности юристами — практиками и теоретиками ~ обла­мывалось, подстраивалось под одно из известных правомочий, к которому оно было ближе. Система права оказывала энергия- i ное воздействие на реальные отношения, так что ни одно из них не сохранило своей природной формы под страхом отказа? в правовой защите. Одновременно, конечно, расширялись, ино­гда утрачивая четкость очертаний, сами понятия владения, пользования, распоряжения. После этого поиски реальных прав,, не совпадающих с предписанными признаками, действитель-! но весьма затруднительны.

Таким образом, проблема триады — проблема прежде всего истории права, и А.А. Рубанов совершенно справедливо указы­вает на средневековье как источник возникновения триады".

Есть смысл несколько подробнее остановиться на этом. Во­обще говоря, в римском праве мы найдем указания на отдель­ные полномочия, связанные с собственностью: uti, frui, habere, possidere и др.2 Постепенно вырабатывались и понятия, под которыми понималось в том или ином контексте право, соот­носимое с собственностью, обозначаемое KaKdominium, рго-prietas, plena in re potestas. Кроме того, возникла уже и конст­рукция "голого права собственности" (nudum ius Quiritium), которая может казаться логически близкой к идее строения. права как набора правомочий3.

В связи с этим дойгое время бытовал взгляд, что римскому праву были известны определения собственности как uti frui habere possidere или ius utendi fruendi et abutendi, т.е. составлен-

1 He случайно при принятии ГГУ, что единодушно воспринималось как. решительное избавление от юридических пережитков средневековья, было сформулировано категорическое заявление: "... собственность не является сум-' мой отдельных полномочий". Цит. по: Савельев В.А. Германское гражданское уложение. М.: Изд-во ВЮЗИ. 1983. С. 42.

2 См.: Римское частное право / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетер­ского. М., 194ii-С. 190.

* Если при этом правомочия одно за другим будут переданы, то останет­ся одно "голое право", как пустая обойма. Однако знакомство с контекстом, в котором возникло nudum ius. заставляет отказаться от каких-либо ассоциа­ций с идеей триады или иного перечня. Речь идет о противопоставлении бонмтарной и квмритской собственности, причем возникновение бонитар— ной хотя формально и не аннулирует квирнтскую, но фактически сводит ее к пустой, о чем и говорится в фрагменте (Римское частное право. С. 199; см. также: Смирин В.М. Римская famitia и представления римлян о собственности / Быт и античность в истории. М., 1998. С. 26). Как известно, Юстиниан при кодификации просто упразднил квиритскую собственность по этим причи­нам (как излишнюю).


^bie по принципу исчерпывающего перечня. Сейчас этот взгляд поставлен под сомнение'.

Действительно, римские юристы употребляли эти терми­ны, а также другие: mancipium, possessio usufructus, usufructus, (jominium, proprietas в разные часто не совпадающих и взаи­моисключающих значениях для различных ситуаций. Под эти­ми терминами понимались: владение; владение, соединенное с пользованием; собственность; неполная собственность; заве­домо ограниченное право и др.3 При этом, например, владе­ние (possessio) определялось как "некое пользование" (quidam usus)3, что при ортодоксальном понимании триады просто бес­смысленно (какой смысл в перечне, если его элементы не раз­граничены даже друг от друга?).

Еще труднее будет совладать с другим выражением из Ди-гест; habere possidere (в отрыве от контекста получаем "обла­дать и владеть"), причем, если обсуждать фактическую и юри­дическую стороны владения, "habere ближе к констатации факта, чем possidere"4.

Показательно, что мнение Павла, согласно которому пра­во пользования и извлечения плодов (usufructus) составляет часть собственности (pars dominii), было отвергнуто тогда же Ульпианом, считавшим недопустимым "всякие попытки част­ных перечислений состава собственности"5. С учетом этого мне­ния Ульпиана следует оценивать в изобилии встречающиеся в историко-юридической литературе сентенции типа: "Римские юристы разработали основные правомочия собственника. Они говорили, что собственнику принадлежит право пользования вещью, право получения плодов, право распоряжения вещью"6. Лишено каких-либо сомнений и такое уверенное суждение:

"Основные элементы права собственности: владение, пользо­вание и распоряжение, обоснованные еще в римском праве,

' Смирин В.М, РиНккая fairulia и представления римлян о собственности. С. 25.

2 Там же. С. 25-28.

3 Там же. С. 30.

"ДождевД. В. Основания защиты владения в римском праве. С. 183. Ворипи-ч;1лыюм тексте имеется противопоставление держания и владения, чем в пер­вую очередь и вызвано такое словоупотребление, но для нас здесь важно от­сутствие даже намека на то строгое разграничение правомочий, которое неизбежно возникает при введении логики триады или любого иного линей­ного расщепления собственности.

-' Римское частное право. С-192.

" Медведев С.И. Вестготское законодательство V—V1 веков. Ставрополь, 1992,С. 84.


остаются принципиальной основой современного законодатель ства"'.

Однако детальное исследование источников приводи В.М. Смирика к хорошо им обоснованному выводу, что pnh ляне не только не выработали единого понятия собственж сти, четкой юридической терминологии в сфере права cooci венности, но и не стремились к этому. При этом он приводи действительно великолепную сентенцию Яволена: "Всякая д< финиция в гражданском праве опасна, ибо мало такого, что н могло бы быть опровергнуто"2.

Нельзя считать простым совпадением, что и в упомянуто| работе Гегеля в связи с теми же проблемами точно так же ци тировался Яволен.

С заключением В.М. Смирина вполне согласуется и замена ние В.А. Савельева, исследовавшего тот же предмет: "Римско му праву не присуще понимание права собственности посред ством перечисления его основных правомочий"3.

Е.М. Штаерман указывает, что, "как известно, римские юри сты не дали однозначной дефиниции собственности и наибо;

лее близкого к собственности права на вещь — владения, дол гое время от собственности не отделявшегося". Следуя это| логике, Е.М. Штаерман далее сопоставляет и противолостад| ляет dominium и possessio, хотя и вынуждена отметить неясЗ ность и неопределенность "у современных исследователей" по? нятия dominium4. |

Более глубокой1проработке эти и иные юридические форз мы, соотносимые с собственностью, в римском праве в ад развитии подверг Д.В. Дождев, который отмечает, что "кон струкция dominium ex jure Quiruitum является результатом ин дивидуализации семейного имущества, когда potestas... стал! мыслиться как функция главы семьи, и сохраняет поэтом;

потестарные характеристики групповой формы принадлежно сти". Dominium — "власть-собственность", выражающая по зицию в семье и гражданском коллективе, а не "право само] ценного индивида".

В архаическую эпоху была выработана сравнительно пестро гая и ограниченная законом во времени форма принадлежно

Алехина Л.П.. Черевичко Т.В. Некоторые аспекты правовых рисков в о* кошениях собственности//Правоведение. 1998.№ 1.С. 152. 1 Цит. по: Смирин В.М. Указ. соч. С. 30—31. 1 Савельев ВА. Власть и собственность: юридические аспекты собственносп

в праве классического периода//Древнее право. 1996.№ 1-С- t20—|21.

4 См.: Штаерман Е.М. Римская собственность на землю- С. 331, 348 и с


сти вещи в коммерческом обороте, основанная на взаимном признании сторон, — usus auctoritas. "С оформлением институ­та владения позиция одной из сторон (приобретателя) полу­чила признание административной власти и стала отличаяъея исключительностью на уровне факта". Более высокая степень индивидуализации привела к образованию абсолютной связи лица с вещью, дающей возможность распоряжения в оборо­те, — in bonis. Отсюда возникает и бонитарная собственность, защищенная actio Pubbciana и actio Serviana (для залогового кре­дитора), ориентированная на собственность римских граждан (поскольку только им доступна usucanio) и тем самым соотне­сенная' с dominium ex ште Quiruitunr.

Что же касается известной формулировки lexagraria lllr. до н.э., упоминающего habere possidere frui, как будто следующей триаде, то описываемое ею право, равно как и mi frui habere possidere,"не означая Квиритскую собственность, тождествен­но фактическому пользованию"2.

Можно, следовательно, сказать, что римское право не пе­редало средневековью ни понятия собственности как набора правомочий, ни тем более (как частный случай) идеи триады. Это всецело продукт европейской средневековойюриспруден­ции. Говоря об истоках этого феномена, можно указать как со­циальные, так и формальные культурные причины интерпре­тации собственности как перечня-правомочий. Средневековье считается "эпохой всеобъемлющего формализма и ритуала", страдающей "страстью к классификации"1. Даже неполное и недостоверное знание обязательно разбивалось на детально разграниченные, иерархически выстроенные части, рубрика, разделы, определения.

"В период господства теологической мысли осознание со­циальных отношений могло означать только одно: изображе­ние их в соответствии с априорно заданными мифологемами", при этом весьма популярна идея "тройственного расчленения"4:

(Сам прием уходит глубоко в архаику, хорошо известно "обыч­ное утроение, при помощи которого первобытный человек вос­принимает единичность"5.)

' См.: Дождев Д.В. Римское частное право. М„ 1996. С. 397—399. 2 Дождев Д.В. Основание защиты владения в римском праве. С. 206—207-* Гуревчч А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. С. 185.217.

f fypeew А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большин­ства М.: Искусство, 1990. С. 27, 30.

а Фрейденберг О.ЬЛ. Поэтика сюжета и жанра. С. 140.


- В этом смысле-обработка римского права и вообще сущесп вонание юридической мысли не мопздобойтиоь.без градаций;. классификаций, дефиниций и разделений- При. этом абсолют тизнроаались высказывания по частным:случаям классических юристов, им придавалось общее значение, а возникающие в результате этого противоречия, которые классиков, как было показано, нисколько не смущали, были устранены путем ка­зуистики и прекрасно разработанной схоластики. Именно так и возникли пресловутые ^владение, пользование, раепоряже^ ние" (триада) как содержание права собственности, i

• Другая причина идет не от схоластйц^ а имеет социальны* корни. И римское, и варварское общество; поскольку речышга о лицах (субъектах права),'имело в виду равных и свободных, понятие свободы было однозначным (фактическое имущест* венное неравенство никак не сказывалось на содержании сво­боды гражданина). ЭтаСвобода "заключается в полноправии и поэтому может быть обозначена как позитивная свобода", по­зитивная свобода является "однозначной"'. Развитие феода­лизма, как известно, происходило путем дробления статусов свободы. "Средневековое общество — общество, знающее ши­рокий диапазон градаций'свободы и зависимости. Для него не характерно единое и ясно.определенное понятие свободы. Эти понятия относительны, нет ни полной свободы, ни полной несвободы"2. Поскольку в праве собственности в наибольшей', концентрированной форме выражены свойства лица, то со­вершенно естественно и неизбежно вместе с аналогичным:^ изменениями свободы происходило изменение от "позитивно­го",, "однозначного" права',собственности, одинакового для всех^ к дробному с множеством градаций и различий, к тако­му праву, которое "всегда относительно", когда "нет ни пол­ной" собственности, ни подной несобственности. Это бесспор­ное влияние изменений свободы на содержание собственности технически осуществлялось как предоставление отдельных пра­вомочий (также, как на место однозначной и полной свободы пришли предоставляемые сеньором, сувереном многочислен^-ные "свободы"); чем больше было этих правомочий^ тем "пол^ нее" получалась собственность..

А.П. Куницын писал: "Когда право владения, право насущ­ность и право пользования принадлежат одному лицу, то пра-

' См.: История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т. 1: Формиро^ вание феодально-зависимого хрсстьянства / Под ред. З.В. Удальцовой и др. М.: Наука, 1985, С. 148, 149 (автор главы -^ А.И. Нсусыхнн).

1 ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. С. 206.


во собственности называется совершенным, когда же оное при­надлежит разным лицам, то право собственности называется несовершенным"'.

По всей видимости, с этой градацией перекликается и раз­деление Д.И. Мейером права собственности на "полное и не­полное"2.

Но Д.И. Мейер сразу'корректирует это понятие законода­тельства, определяя "неполное" право как скорее вещное, аде вид собственности. В том, что не только и даже не столько опе­рирование триадой правомочий, сколько употребление "совер­шенного" и "несовершенного" модуса (а именно их импли­цитно содержит и концепция триацы, всегда сопровождаемая главными, к которым относится обычно распоряжение, и вто­ростепенными правами) всецело принадлежит средневековой системе знания, невозможно усомниться даже при самом по­верхностном знакомстве со схоластикой.

В действительности, конечно, сколько бы ни было дано правомочий собственнику,, его право никогда не будет пол­ным. поскольку всегда могут быть измышлены и обоснованы права и возможности, в "перечень" не вошедшие, а реализа­ция собственником своей власти над вещью с тех же позиций всегда может быть квалифицирована как выходящая за рамки перечня и потому неправомерная. Поэтому само определение собственности посредством любого перечня — это знак огра­ничения права, прямое обнаружение потенциальной, а чаще актуальной ущербности этого права. Тогда именно крушением идеи собственности можно объяснить торжество концепции триады по правилу, великолепно сформулированному Лао Цзы:

"Когда целое распалось— осколки требуют имен". Не случайно критика этой концепции стала заметно нарастать именно на почве возрождения собственности.

А.В. Венедиктов-приводит мнение Пухты, который возра­жал против перечисления правомочий собственника, поскольку о правомочиях можно говорить лишь постольку, "поскольку собственность подлежит... ограничениям, благодаря которым от нее отделяются известные правомочия". Здесь же приводится и высказывание Вольфа: только ограниченное вещное право "можно описать. Для собственности же нельзя исчерпать пере­числениями полноту возможного господства"3,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 478 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2395 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.