Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ГеикинД.М. Правй собственности вСССР. С- 197. 3 страница




Совмещение в вещном праве взаимоотношений с чужими и ворами косвенно подтверждается не только тем, что они "про­свечивают" в виндикационном процессе: предполагаемый враг как объект захвата и Предполагаемый вор как ответчик, но и тем, что и против чужого, и против вора (впоследствии укра­денной вещи) равно действует "вечная власть" правопредше-ственника — aeterna auctoritas3; auctoritas, возникающую из ман-ципации, можно в данном контексте понимать как способ

' Сила ритуала требовала и материального присутствия этой вещи, по­этому предмет спора в его натуральном виде доставлялся в суд (если спор шел о земельном участке, приносились комья земли). Эти факты не позволя­ют недооценивать первоначальную значимость самого ритуала.

1 Здесь правомерно возникает вопрос о возможности систематического обмена насильственным образом, который исторически возникает лишь ме­жду сообществами, а не,лицами и чаще всего принимает формы разбоя, грабежей, пиратства, хищнических набегов. Эти явления в силу их неправо-ього характера не могут повлиять на складывание права, пока они не погло­щаются купеческим промыслом, с которым на ранних стадиях нередко чере­дуются и сочетаются. /

д В классическом праве auctoritas означала невозможность приобретения вещи по давности {Бартошек М. Римское право: Понятия, термины, опреде­ления, М., 1989. С. 36.). Л. Кофанов даст иные значения auctoritas {КофамсмЛ. Обязательственное право в архаическом Риме. С. 54). См. также гл. 15.


пребывания в сфере сделок, оборота, волевых отношений в их цивильных (т.е. отвечающих требованиям ius civile) формах, а aetema auctoritas тогда свидетельствовала о выпадении из ци­вильного оборота. Это совершенно естественно, ведь первей­шим антиподом права выступает всегда насилие, и, поскольку право как феномен идеальный становится через волевые отно­шения людей, постольку материальное насилие оказывается противопоставленным праву (применительно к воровству эта идея выражена через негативное определение — приобретение против воли).

Здесь проблема приобретает более глубокий характер: ка­ким образом насилие или связь против и помимо воли, т.е. явления по определению неправоиые, привели к образованию права, хотя бы (здесь кажется уместной и даже содержательной эта уступительная формула) и вещного? Именно в этой точке нас оставляет Гегель, объявивший вещные права недоразуме­нием, но именно здесь его логика становится в наибольшей мере ясна. Ведь если право выступает как волевое, идеальное отношение (разворачивание его в обмене лишь конкретная форма его бытия, дающая ему непосредственное содержание), то за пределами воли права быть не может.

Настала, видимо, пора вспомнить о том онтологическом противоречии, явственное ощущение которого никогда не покидает юриста при решении эмпирической задачи опре­деления вещной или обязательственной природы конкрет­ного права. Е'.

Всякое имущественное право так или иначе связано с ве­щью, но вещь обладает собственным бытием, которое с мо­мента отделения мира вещей от мира людей (а это другая сто­рона ухода Бога в чисто идеальную сферу) оказывается внеш­ним, только материальным, лишенным всякого идеального, а значит, и правового содержания. Следовательно, поскольку воз­действие на это внешнее, материальное бытие остается таким же внешним, неправовым, механическим, постольку оно ли­шено положительного правового содержания. В то же время, когда материальная деятельность осуществляется в силу сло­жившейся волевой связи, она наполняется идеальным содер­жанием и становится правовой, а материальные предметы, вещи вполне поглощаются этой деятельностью, оставаясь, однако, по-прежнему уязвимыми для внешних воздействий, лишенных идеальной санкции. Это кардинальное размежевание возмож­ной природы любого воздействия на волевое, идеальное, внут­реннее, дозволенное, и внешнее, механическое, нсдозволен-


ное, не может быть устранено, пока не устранена сама матери­альность вещи, ее собственное бытие вне права.

Соответственно этому кардинальному качественному раз­делению способов воздействия на вещь возникают и качест-иенно различные ситуации «х юридического выражения, фик­сируемого в ключевом юридическом феномене права. Если воздействие происходит в рамках волевой, идеальной связи (а содержательная идеальная связь возможна лишь с конкрет­ным лицом), право обращено к лицу, и это — личное право. Если вещь испытывает воздействие внешнее, не имеющее во­левого основания, право обнаруживает себя как лишенноелич-ной Силы, как право вещное1.

Наконец, нужно ответить на вопрос, почему воздействия неправового и прежде всего насильственного характера не могут быть защищены такими же неправовыми, насильст­венными средствами (в этом случае нужды в праве не возни­кает).

Во-первых, в принципе ^ и особенно на первых порах — такая защита не исключена, ей придана форма, имеющая вто­ричное, последующее, надо полагать, обоснование в юриди­ческой форме самозащиты (особенно в сфере владения)2.

Вытекающую отсюда возможность снабжения обязательственных прав в известных случаях зашитой вещного типаневозможно объяснить, оставаясь только в рамках правамведь сама ситуациявозникает вне права, и йк спра­ведливо замечает Л. Ефимова, если "в конечном счете законодательство тяе" ст дело только справом", то зашитаобязательственных прав с помощьюабсолютныхисков поставлена в "зависимость отконкретных обстоятельств и потребностей"(См.: Ефимова Д.Г, О соотношениивещкых и обязательствен­ных прав. С. 38.)При этом попытки найти для этогофеномена определенные юридические основания сталкиваются с едва, лиразрешимыми трудностями.

2 "Того, кто овладел моим имуществом насильственно, тайно или пре-карпо от меня, я безнаказанно изгоняю (могу лишить владения)", — пишет Гай (Институции, С. 319).

Не случайно В.П.Грибаноа полагал, что самозащита гражданских прав охватывает личность гражданина и собственность (а также иные вещные пра­ва). т.е. разворачивается вне относительных правовых связей (Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 1970. С. t86—187). Оспаривая это суждение как недостаточно широкое, Г. Свсрдлык и Э- Страунинг приво­дят примеры самозашиты обязательственных прав: удержание, односторон­нее вселение взыскателя в свое помещение (Свердлык Г.А., Страунинг Э.Л. Понятие и юридическая природа самозащиты гражданских прав // Государ­ство и право. 1998. № 5. С, 18—21). Авторы, вообще больше уделившие внима­ние теории вопроса, чем его историческому аспекту, кажется, не замечают, что приведенные ими примеры скорее высвечивают неурегулированные, фак­тические стороны владения, в генезисе которого и коренятся, как нам пред­ставляется, истоки самозашиты.

Далее я постараюсь показать, что проблемы удержания, равно как и исполнения, судебных решений — это прежде всего проблемы владения (см. гл. 16, 19).


Здесь проявляется то,-что "возникшая государственная власть вынуждена была не отменить, а лишь ограничить остатки пра­вовой самодеятельности населения и на первых порах поддер­жать их своим авторитетом"'.

Не случайно, кстати,. самозащита свойственна именно вещ­ным правам, а когда таким образом защищаются иные права (арендатора и др.), то предметом защиты являются содержа­щиеся в них вещные качества (сфера соотнесенной с вещью самодеятельности лица). Чисто личные, лишенные вещных ка­честв права (например, право из займа) едва ли могут быть предметом самозащиты.

Во-вторых, нерегулируемое насилие в имущественной сфере в рамках архаичной общности, особенно в тот период, когда разграничение "моего" и "чужого" не завершено и достигло кульминации, конечно», грозит самим основам бытия этого общества и настоятельно требует ввести процесс имуществен­ной дифференциации в ненасильственное, т.е. юридическое, русло. С этих позиций можно объяснить также и вызывающее недоумение современного читателя предоставление владельче­ской (т.е. исключающей признание права на вещь) защиты ворам и грабителям. Но расширение понятия воровства означа­ет вместе с перемещением этого отношения в сферу частного права предоставление самому вору защиты до тех пор, пока не поставлен вопрос о санкции собственника на его владение, ведь воля собственника, равно как и ее отсутствие, не может быть, по определению, очевидна для всех. Апо понятиям част­ного права это само по себе требует невмешательства и соот­ветствующей защиты предварительного характера, гарантирую­щей такое невмешательство до появления собственника.

Здесь уместно привести обобщение, сделанное Д. Дожде­вым: "Защита владеющего несобственника против частных лиц (в пользу вмешательства публичной власти в спорных случа­ях) — это не неизбежное зло, как полагал Йеринг2, а, говоря словами И.А. Покровского, кульминационный пункт идеи личности"3.

• ' История первобытного общества. Эпоха классообразования / Под ред. Ю.В. Бромлея. М-: Наука, 1988. С. 519- (Автор главы — А.И- Першиц.)

2 "— Нужно различать между сознательными целями института и его неиз­бежными, хотя и нежелательными последствиями", — считал Йеринг (Цит. по: Черепахин Б.Б. Юридическая природа и обоснование приобретения права собственности от неуправомоченного отчуждателя // Уч. зап. Свердловского юркд- ин-та. Т. 2. Свердловск, 1947. С. 76).

1 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 228.


Если иметь в виду, что владельческая защита противостояла насилию независимо от права на вещь, то ее широта должна пониматься как признание приоритета неприкосновенности лич­ности перед неприкосновенностью имущества1, поскольку та­кое столкновение правовых" ценностей фактически неизбежно,

В-третьих, защищенность права, сама по себе важная при захвате и распределении, оказывается недостаточной в про­цессе дальнейшего усложнения материальной и духовной жиз­ни индивида, для которого вещное окружение становится сфе­рой и условием его существования и развития, выступая и способом коммуникации с социумом, и это содержательное наполнение приводит к соответствующим изменениям вещной связи, приобретающей положительное содержание, выходящее за пределы одной только защиты от внешних посягательств. Именно этим, по-видимому, объясняется то, что публично-правовые средства (в конечном счете тяготеющие к насилию) оказываются всегда недостаточными для юридического бытия вещного права.

Эта логика усложнения развития, можно заметить, отра­жена в тех взглядах, согласно которым первичными являются деликты и нормы уголовного права. Например, Р. Кросс пола­гает, что "нормы уголовного и деликтного права главным об­разом первичные"2.

Независимо от того, в какой мере этот взгляд обоснован конкретным историческим материалом, он отражает идею раз­вития и усложнения права от публичных форм к частным вслед за развитием личности, а этот процесс, безусловно, имел для права формообразующее значение.

Оценивая динамику вытеснения публичного Права частным и наоборот, нужно иметь в виду, что вообще в архаике отмеча­ются два этапа: на раннем публичная юридическая реакция (главным образом религиозно мотивированная и оформленная) выражает нерасчлененность индивида и общности и затем, по мере имущественной и личной дифференциации, заменяется в значительной мере системой частных прав. Например, в ас­сирийском праве этот процесс описан так: пока в архаичном Ашщуре "внутриобщинные связи были еще очень сильны, многие правонарушения (особенно в области земельных от­ношений и отношений, задевающих честь и достоинство сво-

' "Если дело идет о насилии и о владении, то божественный Адриан... указал, что вопрос о насилии должен быть разобран раньше, чем вопрос о собственности (pruprietas)" (Дигесты. 5.1.37. С, 113).

г Кросс Р. Прецедент в английском праве, С. 207.


бодных граждан)' рассматривались как затрагивающие интере­сы всей общины, а не только потерпевшего. "Публичность" здесь— проявление общинной солидарности. По мере разви­тия частнособственнических отношений и вытеснения общин­ного принципа административным ощущение солидарности ут­рачивалось; оно возникло вновь тысячелетия спустя, уже на совершенно другой исторической основе"2.

Развитие и углубление содержания частного права приво­дят к выделению из него некоторых отношений, в которые вмешивается не совпадающая более с обществом публичная власть. Это, стало быть, уже вторичное публичное право, про­тивостоящее частному.

При этом между публичным и частным правом не существу­ет, как уже отмечалось, точной корреляции. Например, при рас­щеплении владения и собственности, когда каждая из этих пози­ций имеет частную защиту, в значительной мере утрачивается публично-правовой смысл понятия "посягательство на чужое иму­щество". Для сравнения предложим квалифицировать средствами уголовного права насильственный захват собственником вещи у добросовестного приобретателя от неуправомоченного лица (чтобы избежать ничего не решающего обращения к самоуправству, пред­ставим, что имеется решение суда об отказе в виндикационном иске собственнику). Интересно, кстати, что именно этот инсти­тут Германского Гражданского Уложения был подвергнут рез­кой критике известным криминалистом Биндингом, изложение взглядов которого Б.^ Черепахин сопроводил не лишенными иронии замечаниями3.

Впрочем, такая по форме и по сути преимущественно пуб­лично-правовая, внешняя, механическая защита, почти лишен­ная правового содержания, получила самостоятельное сущест­вование в виде посессорной (владельческой) защиты интердикт-ными (административными) средствами4. Ее соотношение с виндикационной зашитой собственности, наиболее емкая ха­рактеристика которой обозначена знаменитым высказыванием

' Ср. с применением смертной казни среди небольшого числа преступле­ний за сочинение и исполнение лесни, содержащей клевету или опозорение другого, по Законам XII таблиц (Vlj), 16).

2 Дьяконов И.М., Янковская Н.Б.. Ардзинба В. Г. Северная периферия Ниж-немесопотамской цивилизации // История древнего Востока- Часть вторая:

Передняя Азия. Египет/Отв. ред. Б.Б, Пиотровский. М., 1988. С. III.

' См.: Черепахин Б.Б. Юридическая природа и обоснование приобретения права собственности от неуправомоченного отчуждателя. С. 74.

4 Можно заметить, что выпады Гегеля, а также иных мыслителей против всшных прав как лишенных разумных оснований, гораздо с большей степе­нью основательности могут быть направлены против владения, поскольку за ним признаются качества права. Например, если учесть, что для владения


Ульпиана "между собственностью и владением нет ничего об­щего"', позволяет убедиться, что к моменту провозглашения этого различия между владением и собственностью развитие идеального содержания вещного права прошло уже немалый путь с того времени, когда оно моею сводиться к простой защите от грубого насилия. Тот факт, что превращение посессорной защи­ты в достаточно эффективный инструмент противодействия внешнему насилию2 в сфере вещных отношений не только не замедлило, но и углубило развитие собственности и иных вещ­ных прав, не позволяет более сводить собственность лишь к осо­бенному способу защиты (т.е. только к вещному иску)3. Дейст-___,___ 1 •

необходимо "установление непосредственной <телесной> связи, квалифи­цирующей владение как режим принадлежности" (Дождев Д.В. Основание защиты владения» римском праве. С. 20), то это условие, известное как corpus владения, конечно, мало согласуется с идеальной природой права.

Подходя к проблеме с этой стороны, следует ожидать, что смысл собст- ненности как вещного права должен обнаружиться в ее противопоставлении владению, как праву (владение» взятое как состояние фактической принад­лежности вещи, вообше не соотносится с правом, в том числе и с правом собственности, находясь в иной системе отношений).

' Это изречение по поводу владельческого интердикта в целом обосно­вывает право истца, имеющего домнний и начавшего виндикацию, иметь также н владельческую защиту, поскольку между владением и собственно­стью (proprielas) "нет ничего общего". В.А. Савельев подчеркивает частный смысл высказывания, тем более что proprietas не имеет смысла "собственно­сти вообще" (с несколько большим основанием в этом качестве можно упот­реблять dominium, но универсального термина, и понятия, как известно, не было). (Савельев В.А. Власть и собственность: юридические аспекты собствен­ности в праве классического периода //Древнее 'право- 1996. № 1.С. 119—120).

Но даже с учетом этих замечаний, лишающих высказывание Ульпиаиа значения широкого обобщения, разграничение между разными формами права и владением как фактической принадлежностью проводилось вполне после­довательно.

2 Ограничение целей посессорной защиты исключительно, "заботой:об общественном порядке" нередко считается "поверхностным взглядом" (До­ждев Д.В. Основание защиты владения. С. 5), которым логика позднейшего развития (и вообще логика) подчиняет себе не столь однозначный историче­ский материал. Например, такому пониманию противоречит, как указывает там же ДДождев, непризнание классическим римским правом владельцами некоторых категорий держателей.

3 В.М. Хвостов, возражая против отнесения залога к вещным правам, замеча­ет, что "главной опорой этого воззрения является то обстоятельство, что залого­вое право, подобно другим вещным правам, пользуется абсолютной зашитой, Более внимательное рассмотрение вопроса возбуждает, однако, сомнения в пра­вильности такого воззрения на залог. Вещные права имеют еще и другие, общие им свойства, которых мы не находим в залоге. И собственность, и сервитута, и другие им подобные jura in re aliena предоставляют своему субъекту возможность длительного господства над вещью... возможность продолжительного непосредст­венного (т.е. без посредства какого-либо иного лица) воздействия на вещь... <А> залог, так же как и обязательство, исчерпывается иском" (См.: Хвостов В.М. Сис­тема римского права. С. 329—330). Не обсуждая любимого цивилистами вопроса о вещной или обязательственной природе залога, отметим главное в аргументации:

способ защиты оказывается недостаточным для определения природы права, суть которого — в "длительном господстве над вешью".


вительно, если природа владения представляет собой объек­тивную, фактическую, материальную связь лица с вещью и "нарушение такой связи неминуемо сопровождается физиче­ским воздействием на один из полюсов отношения: либо на предмет, либо на держателя", а "непосредственность связи с вещью в материальном плане обспечивает абсолютный дей­ствующий против всех>, erga omnes характер отношения**', зна­чит, собственность (dominium, proprietas и др.) не сводится лишь к этим чертам и не может не иметь иной природы, раз она способна к собственному интенсивному развитию в дейст­вующем праве.

В рассмотрение вводится другая сфера бытия вещи — ее ненарушаемое пребывание во власти собственника. Если ото­ждествлять область права с гражданским оборотом, то эта ситуация оказывается лишенной юридического содержания (здесь еще один источник гегелевского игнорирования вещ­ных прав) как внеоборотная. Однако предметная деятель­ность, осуществляемая вне оборота, также не лишена пра­вового наполнения. Во-первых, именно здесь данная в праве свобода переживается наиболее непосредственным образом. Аристотелем хорошо описана полнота этого переживания нераздельной, исключительной принадлежности вещи:

"Трудно выразить словами, сколько наслаждения в созна­нии того, что нечто принадлежит тебе, ведь свойственное каждому чувство лкЙ>ви к самому себе не случайно, но вне­дрено в нас самой природой"2.

Ценность, важность свободного соединения личности с вещью, а значит, и рамки этой свободы, положенные в вещи, не могут быть несущественны для субъекта, а поскольку речь идет о рамках, о границе, по другую сторону которой свобода ограничена другими, — то и для общества. Е.М. Штаерман от­мечает: "В древности собственность, в первую очередь земель­ная, обеспечивала бытие гражданина как члена общины и са-

' Дождев Д.В. Основание защиты владения в римском праве. С. 30. 2 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т, 4. М.: Мысль, 1983. С. 410. Ср. с более прозаиче­ским, но сходным по сути суждением Д.И. Мейера; "Господство человека над вещью необходимо для удовлетворения его потребностей, а желание удовле­творять им до того свойственно человеку, что он в высшей степени дорожит служащими к тому средствами" (Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 3).

Впрочем, и Аристотель мог выражаться столь же прозаично: "Собствен­ность оказывается своего рода орудием для существования... орудием деятель­ности активной" (Аристотель. Указ. соч. С. 381).


мой общины как основы существующих отношений"', охваты­вая сразу две черты собственности — и то, что суть ее—в обеспечении бытия лица, в соединении его с вещью, и то, что это соединение существенно важно для общины, а значит, должно иметь форму права (причем в этих отношениях оборот по видимости не участвует). Стало быть, сама область свободы и ее границы становятся правом.

То же у И.А. Ильина: "Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей: это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении. Поэтому это есть естественное право человека, которое и должно ограждаться законами, правопо­рядком и государственною властью. Именно в этом состоит право частной собственности"2.

Во-вторых, все содержание этой деятельности обусловлено социумом, оно заведомо направлено на коммуникацию, а зна­чит, и сам процесс отношения к вещи лишь часть обмена дея­тельностью, причем эта часть не может быть выделена и про­тивопоставлена собственно акту обмена.

Если содержание собственности — в реализации творческих потенций свободного человека в вещном мире, то мы можем отождествить этот процесс (суть которого никак не в статично­сти) с тем наслаждением собственностью, которое, как заме­тил Аристотель, — проявление заложенной в природе человека любви к себе. Но значительной своей частью это наслаждение состоит в предвосхищении возможностей, заключенных в ве­щах, а эти возможности могут быть чаще всего развернуты через обмен (это бесспорно, когда речь идет о деньгах), но даже наи­менее корыстные формы переживания радости обладания, на­пример, предметами искусства не могут быть полными без со­переживания, соучастия, которое уже — некий обмен (по край­ней мере, оценками), а значит, и социальность.

' Штаерман £.M. Указ. соч. С. 363. Нужно, впрочем, предостеречь от бук­вального понимания "обеспечения" в смысле источника пропитания. Об этом лорошо сказал С. Франк: "Защищенная правом сфера материальных благ или "х источников, поставленная в форме "вещного права" или "владения" в непосредственную связь с человеческой личностью и предоставленная его нестесненному пользованию и распоряжению, есть единственное условие реальной свободы личности... Суть дела не в том, что собственность матери­ально обеспечивает человека и тем его освобождает... Суть дела состоит в том, чти право частной собственности, создавая вокруг человека сферу матери­ального мира, ему принадлежащего, с ним непосредственно связанного, тем самым ограждает его свободную личность" (Франк С.Л. Собственность и со­циализм // Русская философия собственности- СПб., 1993. С. 317—318).

2 Ильин И.А. О частной собственности // Русская философия собственно­сти. СПб., 1993. С. 126.


Конечно, наполнение отношения лица и вещи идеальным, правовым содержанием не без оснований может быть пред­ставлено как следствие обратного проникновения рожденного. в обмене права на первоначально неправовую ситуацию. Но. изъятие права из сплошной энтелехии, лишение его телеоло­гии, его самодостаточность и дискретность, недопустимые в рамках тотального детерминизма (в том числе и в гегелевской' философии саморазвития Духа), создают условия для таких обратных воздействий и возвратных движений.

Стало быть, то правовое наполнение связи лица с вещью, в котором сплетены как собственные творческие усилия лица, требующие свободного выражения в вещной, материальной суб-j станции, так и обусловленные социумом отрефлектиро ванные возможности, реализуемые в обмене, нет нужды разделять и;

соотносить, пока вещь не переходит в оборот, где возможно;

столкновение двух сторон собственности — покоящейся и ди-' намической, как об этом будет сказано ниже'. Напротив, ис-i ходя из самоценности права, мы должны признать и его то-1 тальность в собственной сфере. Только тогда мы возвращаемся к тому незыблемому для здравого смысла положению, что лю-J бая вещь может не только быть введена в оборот по воле лишь] одного лица, но и принадлежать всегда только тому лицу, ко-1 торое, следовательно, наряду с выполнением роли обмени­вающегося индивида выполняет и функцию восстановления. порядка в мире вещей, движение которых, вопреки мнению| философа, далеко А"е всегда и не во всем совершается как то­варный обмен и только по его правилам. Случайные (т.е. поми­мо воли обладателя) перемещения вещей, их спонтанные из­менения могут быть представлены как быстро нарастающая энтропия, угрожающая упорядоченному обмену, обороту. И даже просто для его защиты собственнику должна быть дана возможность отобрать вещь у ее случайных приобретателей. Та­кому преодолению случайности посредством собственности вполне созвучно высказывание Л. Петражицкого: "Право соб­ственности именно для того и существует, чтобы сохранять собственнику его имущество, несмотря на возможные случай­ности. Иначе это было бы не право собственности, а владе­ние"2. Хочется добавить: которое по отношению к собствен­ности само — случайность.

' См. гл. 5.

2 Летражыцкий Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точки,' зрения догмы и политики гражданского права. СПб., 1902. С. 113.


Таким образом, чисто правовая невозможность помыслить мир, где нет разделения на мое и чужое, т.е. мир без вещных прав, смыкается и с невозможностью установления оборота, не защищенного от внешнего насилия и случайного измене­ния вещей.

В противном случае нам придется поставить на место обо­рота обмен отобранными вещами взаимно грабящих.друг друга лиц — картина не только абсурдная, но и катастрофическая.

Именно здесь сила вещного права сказывается не просто как отрицательная (негаторная), а как спасительная, противо­действующая стихии рассеяния и хаосу, постоянно угрожаю­щим беспокойному по самой своей природе обороту. Вещное право как бы догоняет, настигает вещи", ушедшие из оборота, оказавшиеся вне договора или иного обязательства, "утрачен­ные, похищенные и растраченные", по словам Биндинга2, и, возвращая их, так противодействует распаду вещного мира, его инфильтрации в иную сферу, недоступную человеку.

А если собственник не Справляется с этой подразумевае­мой своей задачей, то вводятся дополнительные, страхующие механизмы, лишающие собственника его права3, но обеспечи­вающие возврат вещи в узаконенный оборот — приобретатель-ная давность, ограничение виндикации и приобретение соб"

' Интересно, что вещный иск об истребовании веши в английском праве справедливости называется tracing (Ансон В. Договорное право. М-, 1984. С. 406), а основные значения tracing связаны с выслеживанием, следованием*. Такое словоупотребление, объединяемое понятием "преследование веши", вообще применимо к вещным искам (у Ансона это прямо указано далее, см. с. 424 и ел.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.