Тасций Цецилий Киприан родился в начале III–го ст. (между 200 и 210 г.) в северной Африке в богатой языческой семье, почему смог получить хорошее образование. Был учителем риторики. В христианство он был обращен в зрелом возрасте (245–й или 246–й г.) пресвитером Цецилием (в честь его приставка в имени), жившем в его доме.
После обращения Киприан резко изменил жизнь, скоро был избран пресвитером, а после смерти епископа Дона был избран его преемником по единодушному требованию всей Карфагенской Церкви (ок. 248–249 гг.) (по скромности он отказался, но его дом был окружен народом, требовавшим принятия епископства). Хотя Киприан имел конкурента — старшего пресвитера Новата, недовольного быстрым возвышением недавно крещеного Киприана. Это обстоятельство послужило поводом личной неприязни Новата и привело его потом к выступлению против св. Киприана.
Произведения Киприана имеют практические цели – на них отразились обстоятельства его жизни:
/Св. Киприан управлял Церковью в тяжелый период. В 249–м г. разразилось гонение Декия (из-за вторжения готов в Рим - империя в болезненном состоянии, обвинили христиан в безбожии, что и вызвало гнев богов). Св. Киприан по настоянию верующих оставил Карфаген и из безопасного места продолжал руководить Церковью. Киприан был обвинен своими врагами в трусости.
Хотя гонение Декия было кратковременным, но весьма неожиданным (после 20-ти лет терпимости Церковь разрослась, осмелела, но стала более уязвимой для гонителей). Гонения отличались тем, что впервые за историю христианства все христиане Римской империи принуждались к языческим жертвоприношениям и было очень много падших. Возник вопрос о возможности принятия падших в лоно Церкви (в те времена отступничество считалось смертным грехом и по мнению многих возвращение их в Церковь было невозможно). Вопрос об условиях принятия их в общение вызвал два крайних подхода:
- В Карфагене - схизма Новата и Фелициссима, находивших требования св. Киприана слишком строгими и принимавших падших в общение без предварительного покаяния. Новат считал, что принять в общение с Церковью падших могут только исповедники (Киприан считал, что это только во власти епископа). / «О падших»; «О единстве Церкви»/
- В это же время в Риме - раскол Новациана, который, наоборот, находил практику еп. Римского Корнилия слишком снисходительной и был против дарования мира падшим даже после их покаянного искуса.
Иповедники же считали, что только они имеют право принимать падших, пренебрегали епископским авторитетом и принимали. Часто злоупотребляя своими правами.
Весною 251–го г. св. Киприан возвратился в Карфаген и восстановил единство в своей пастве, собрав Собор. Собор постановил: разделить падших на две категории, в зависимости от обстоятельств отречения от Христа: одних можно было возвращать в Церковь только на смертном одре, других – после опред. периода покаяния. Исповедники, не согласные с решениями собора, образовали схизму – избрали епископом Новата и отделились.е: вероучительную, управленческую, священнопа
/Во время чумы св. Киприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и язычниками, которые обычно, боясь заразы, оставляли своих больных без помощи. Это значительно способствовало поднятию авторитета христиан в Карфагене.
/В последние годы жизни св. Киприана между Карфагенской и Римской Церквами возник спор о действительности крещения еретиков (в 255 г.). Св. Киприан занял крайнюю позицию. Он считал, что крещение, совершенное еретиками недействительно, поскольку совершено вне Церкви. Этот взгляд был официально провозглашен на трех Карфагенский Соборах (255-256 гг.), вызвав резкое неодобрени е со стороны Римского папы Стефана. Но к расколу это не привело, и вопрос впоследствии был решен в соответствии с мнением папы Стефана. А в 258 году император Валериан провозгласил новый эдикт против христиан и в ходе разразившихся гонений и папа Стефан и св. Киприан погибли мученической смертью.
В 257–м г. св. Киприан был сослан, а через год вызван в Карфаген для нового суда (сохранился официальный отчет о его аресте, следствии и мученической кончине). Св. Киприан был усечен мечом в 258–м г. Память на Востоке 31 авг. (13 сент.).
СОЧИНЕНИЯ
Как писатель св. Киприан является непосредственным преемником Тертуллиана. Сочинения и образ мыслей последнего оказали на св. Киприана большое влияние. В его жизнеописании рассказывается, что он настолько уважал и ценил сочинения Тертуллиана, что называл его учителем; «Да магиструм» — Da magistrum (дай учителя), — говорил он своему секретарю, когда хотел читать его книги.
Как Ориген был гений теоретического христианства, развившегося на Востоке, христианства в его миросозерцании, так св. Киприан был гений практического христианства, развившегося на Западе, христианства в его церковной организации, дисциплине.
Все его сочинения, в том числе имеющие важное значение письма, написаны по конкретным поводам и представляют собой ценный источник не только для его биографии, но и для истории Карфагенской Церкви.
Сочинения св. Киприана условно можно разделить на две группы: письма и трактаты.
А. ПИСЬМА
Известно 66 его писем, принадлежащих св. Киприану. Составление писем падает на время епископского служения св. Киприана (248–258 гг.). Большинство писем имеет отношение к тогдашним злобам дня. Содержание их не личное, а общецерковное — учительное, догматическое, нравственное и, главным образом, церковно‑дисциплинарное. В них св. Киприан, главным образом, развивает свою теорию церковной организации и дисциплины, решает вопросы:
1) о принятии в Церковь падших (№№ 9, 10, 17, 49),
2) о перекрещивании еретиков (№№ 57, 58, 60–62),
3) о взаимном отношении епископов, клира и народа и т. д.
Более важное значение имеет послание «К Донату» о благодати Божией, в котором св. Киприан подробно и живо изображает тот душевный процесс, который привел его к обращению в христианство, и самый акт благодатного возрождения, совершавшийся в его душе, когда он жил во время нахождения в числе оглашенных, когда он жил вместе с Цецилием, в его доме, занимаясь изучением Свящ. Писания, равно как во время и после Крещения. В нем св. Киприан яркими красками рисует и нравственное растление мира языческого. Письмо это является как бы последней данью св. Киприана своему прошлому в том отношении, что носит на себе заметные следы подражания одам Гораци я и заимствование из них.
Б. ТРАКТАТЫ
Всего 12, а если считать «О зрелищах» и «Похвалу мученичеству», принадлежность которых св. Киприану сомнительна, то 14.
1. «Книга о суете идолов» — апологетическое сочинение, написанное в 248–м г., представляет собой компиляцию из «Октавия» Минуция Феликса и «Апологетика» Тертуллиана.
2. «Три книги свидетельства против иудеев» к Квирину — апологетико‑полемического характера. Сочинение составлено тоже ок. 248–го г. Весь трактат состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из Свящ. Писания. Первая книга посвящена доказательству той мысли, что Ветхий Завет имел временное значение. Во второй доказывается, что Иисус из Назарета есть истинный Мессия. А в третьей обосновываются ссылками на Свящ. Писание различные нравственные правила.
3. «Книга об одежде девственниц» — (напис. в 248 или 249 гг.) — указывается образ жизни и поведения для девственниц соответственно данному ими обету. Св. Киприан полагает, что непорочность и целомудрие должны проявляться во всем, — и одежда не должна затемнять добродетель души. Неприлично деве украшать лицо косметикой и изысканными прическами, постоянно заботиться о своей красоте, ибо это противоречит избранному ею пути. Если же она желает гордиться своей плотью, то это прилично тогда, когда плоть терпит муки от христианских гонителей, когда женщина «мучима бывает за исповедание имени Христова, когда жена является мужественнее мужей, истязающих ее» (ч. I, с. 132). Св. Киприан настоятельно советует «не одним только девам или вдовицам, но и замужним и всем вообще женам» не искажать божественное творение добавлением всех искусственных ухищрений. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. I, 26)… Те, кои стараются преобразовать и переделать то, что образовал Сам Бог, поднимают руки на Бога» (II 138).
4. «О падших» (251 г.) — излагаются условия принятия в общение падших.
5. В том же 251–м г. по поводу упомянутых расколов в Карфагене и Риме св. Киприан составил свое известное сочинение «О единстве Церкви», в котором нашло свое лучшее выражение его учение о Церкви.
6. «О молитве Господней» (нач. 252–го г.) — одно из лучших произведений в святоотеческой литературе, посвященной этому предмету, хотя и не настолько обширное и многоученое, как подобные произведения Тертуллиана и Оригена. В этом коротком трактате внимание автора сосредоточено на идеях единства Церкви и общинного ее характера:
«Учитель мира и Наставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так чтобы молящийся молился только за себя. В самом деле, мы не говорим: «Отче мой, иже еси на небесех,... хлеб мой даждь мне днесь»; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молится об одном себе, чтобы не быть в веденным в искушение и избавиться от лукавого. У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то молимся не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы - весь народ - составляем одно. Бог-Наставник мира и согласия, поучавший единству, хотел, чтобы и один молился за всех так же, как Он один носил нас всех». ("О молитве Господней")
Эта тема единства проходит через все экклесиологические писания св. Киприана.
Прошение о Царствии толкуется в эсхатологическом смысле:
«Затем в молитве следует: «да придет царствие Твое». Мы просим о пришествии к нам царства Божия в таковом же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя. Ибо когда же Бог не царствует или когда положить начало Его царства, которое всегда было при Нем и не перестает быть? Мы просим, да придет наше царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым; просим, чтобы нам, послужившим в сем веке, царствовать потом с Владыкою-Христом, как и сам Он обещал это...» ("О молитве Господней")
Прошение о хлебе насущном, согласно Киприану, относится к евхаристии:
«Продолжая молитву, мы произносим следующее прошение: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и тот и другой по божественному дарованию равно благоприятствует спасению. Христос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш... Просим же мы ежедневно,... чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие евхаристию в пищу спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от тела Христова... Когда Он говорит, что едущий от хлеба Его будет жив вовеки (Иоан.6:5 1), то этим показывает, что живут те, кто прикасаются к Его телу и по праву приобщения принимают евхаристию... Потому-то и просим ежедневно, да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалится от освящения и тела Его». ("О молитве Господней")
Такое объяснение помогает понять, почему в литургии молитва Господня непосредственно предшествует причащению. Следует также заметить, что просьба о ежедневном приобщении отнюдь не означает, что и литургия совершалась ежедневно, но отражает обычай брать св. дары с собой домой и самому приобщаться каждый день.
В этой же книге Киприан говорит о необходимости молиться семь раз в день в определенное время - еврейский обычай, унаследованный ранней Церковью и ставший дневным кругом молитвы у христиан. У нас дневной круг состоит из вечерни, повечерия или полунощницы, утрени и четырех «часов» - первого, третьего, шестого и девятого.
7. «К Деметриану» — направлено против суеверия язычников, объяснявших все общественные бедствия гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам. «Не христиане, а сами язычники виновны в этих бедствиях», — отвечает св. Киприан.
8. По очищении верующих от обвинения, которое пало на их обвинителей, надлежало еще предостеречь их от безутешной скорби и отчаяния по поводу появления чумы. С этой целью (252 г.) он написал к народу карфагенскому трактат «О смертности». В нем св. Киприан призывает свою паству к мужественной кончине, которая не должна страшить христиан, имеющих царствовать со Христом.
9. В сочинении «О благотворении и милостынях» св. Киприан призывает верующих к благотворительности и излагает учение об искупительном значении милостыни. Более обстоятельно этот вопрос раскрыт только у св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста.
10. «О благе терпения» — трактат, замечательный по остроумному вступлению, показывает, главным образом, различие между терпением стоическим и христианским.
11. «О ревности и зависти» составлен во время спора о крещении еретиков и имеет своей целью успокоить разбушевавшиеся страсти.
12. «Письмо к Фортунату об увещании к мученичеству» было написано пред началом гонения Галла в 252–м г. В нем св. Киприан дает Фортунату конспект, пользуясь которым, он мог бы сам в условиях своей обстановки проповедовать необходимость стойкого перенесения страданий за Христа.
Вообще все 12 трактатов св. Киприана являются классическими произведениями христианской церковной литературы.