Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 то не с епископом, тот вне ÷ерквиї




“асций ÷ецилий  иприан родилс€ в начале IIIЦго ст. (между 200 и 210 г.) в северной јфрике в богатой €зыческой семье, почему смог получить хорошее образование. Ѕыл учителем риторики. ¬ христианство он был обращен в зрелом возрасте (245Цй или 246Цй г.) пресвитером ÷ецилием (в честь его приставка в имени), жившем в его доме.

ѕосле обращени€  иприан резко изменил жизнь, скоро был избран пресвитером, а после смерти епископа ƒона был избран его преемником по единодушному требованию всей  арфагенской ÷еркви (ок. 248Ц249 гг.) (по скромности он отказалс€, но его дом был окружен народом, требовавшим прин€ти€ епископства). ’от€  иприан имел конкурента Ч старшего пресвитера Ќовата, недовольного быстрым возвышением недавно крещеного  иприана. Ёто обсто€тельство послужило поводом личной непри€зни Ќовата и привело его потом к выступлению против св.  иприана.

ѕроизведени€  иприана имеют практические цели Ц на них отразились обсто€тельства его жизни:

/—в.  иприан управл€л ÷ерковью в т€желый период. ¬ 249Цм г. разразилось гонение ƒеки€ (из-за вторжени€ готов в –им - импери€ в болезненном состо€нии, обвинили христиан в безбожии, что и вызвало гнев богов). —в.  иприан по насто€нию верующих оставил  арфаген и из безопасного места продолжал руководить ÷ерковью.  иприан был обвинен своими врагами в трусости.

’от€ гонение ƒеки€ было кратковременным, но весьма неожиданным (после 20-ти лет терпимости ÷ерковь разрослась, осмелела, но стала более у€звимой дл€ гонителей). √онени€ отличались тем, что впервые за историю христианства все христиане –имской империи принуждались к €зыческим жертвоприношени€м и было очень много падших. ¬озник вопрос о возможности прин€ти€ падших в лоно ÷еркви (в те времена отступничество считалось смертным грехом и по мнению многих возвращение их в ÷ерковь было невозможно). ¬опрос об услови€х прин€ти€ их в общение вызвал два крайних подхода:

- ¬  арфагене - схизма Ќовата и ‘елициссима, находивших требовани€ св.  иприана слишком строгими и принимавших падших в общение без предварительного пока€ни€. Ќоват считал, что прин€ть в общение с ÷ерковью падших могут только исповедники ( иприан считал, что это только во власти епископа). / Ђќ падшихї; Ђќ единстве ÷ерквиї/

- ¬ это же врем€ в –име - раскол Ќовациана, который, наоборот, находил практику еп. –имского  орнили€ слишком снисходительной и был против даровани€ мира падшим даже после их пока€нного искуса.

»поведники же считали, что только они имеют право принимать падших, пренебрегали епископским авторитетом и принимали. „асто злоупотребл€€ своими правами.

¬есною 251Цго г. св.  иприан возвратилс€ в  арфаген и восстановил единство в своей пастве, собрав —обор. —обор постановил: разделить падших на две категории, в зависимости от обсто€тельств отречени€ от ’риста: одних можно было возвращать в ÷ерковь только на смертном одре, других Ц после опред. периода пока€ни€. »споведники, не согласные с решени€ми собора, образовали схизму Ц избрали епископом Ќовата и отделились.е: вероучительную, управленческую, св€щеннопа

/¬о врем€ чумы св.  иприан дал указание христианам ухаживать за больными не только христианами, но и €зычниками, которые обычно, бо€сь заразы, оставл€ли своих больных без помощи. Ёто значительно способствовало подн€тию авторитета христиан в  арфагене.

/¬ последние годы жизни св.  иприана между  арфагенской и –имской ÷ерквами возник спор о действительности крещени€ еретиков (в 255 г.). —в.  иприан зан€л крайнюю позицию. ќн считал, что крещение, совершенное еретиками недействительно, поскольку совершено вне ÷еркви. Ётот взгл€д был официально провозглашен на трех  арфагенский —оборах (255-256 гг.), вызвав резкое неодобрени е со стороны –имского папы —тефана. Ќо к расколу это не привело, и вопрос впоследствии был решен в соответствии с мнением папы —тефана. ј в 258 году император ¬алериан провозгласил новый эдикт против христиан и в ходе разразившихс€ гонений и папа —тефан и св.  иприан погибли мученической смертью.

¬ 257Цм г. св.  иприан был сослан, а через год вызван в  арфаген дл€ нового суда (сохранилс€ официальный отчет о его аресте, следствии и мученической кончине). —в.  иприан был усечен мечом в 258Цм г. ѕам€ть на ¬остоке 31 авг. (13 сент.).

 

 

—ќ„»Ќ≈Ќ»я

 ак писатель св.  иприан €вл€етс€ непосредственным преемником “ертуллиана. —очинени€ и образ мыслей последнего оказали на св.  иприана большое вли€ние. ¬ его жизнеописании рассказываетс€, что он настолько уважал и ценил сочинени€ “ертуллиана, что называл его учителем; Ђƒа магиструмї Ч Da magistrum (дай учител€), Ч говорил он своему секретарю, когда хотел читать его книги.

 ак ќриген был гений теоретического христианства, развившегос€ на ¬остоке, христианства в его миросозерцании, так св.  иприан был гений практического христианства, развившегос€ на «ападе, христианства в его церковной организации, дисциплине.

¬се его сочинени€, в том числе имеющие важное значение письма, написаны по конкретным поводам и представл€ют собой ценный источник не только дл€ его биографии, но и дл€ истории  арфагенской ÷еркви.

—очинени€ св.  иприана условно можно разделить на две группы: письма и трактаты.

ј. ѕ»—№ћј

»звестно 66 его писем, принадлежащих св.  иприану. —оставление писем падает на врем€ епископского служени€ св.  иприана (248Ц258 гг.). Ѕольшинство писем имеет отношение к тогдашним злобам дн€. —одержание их не личное, а общецерковное Ч учительное, догматическое, нравственное и, главным образом, церковно‑дисциплинарное. ¬ них св.  иприан, главным образом, развивает свою теорию церковной организации и дисциплины, решает вопросы:

1) о прин€тии в ÷ерковь падших (єє 9, 10, 17, 49),

2) о перекрещивании еретиков (єє 57, 58, 60Ц62),

3) о взаимном отношении епископов, клира и народа и т. д.

Ѕолее важное значение имеет послание Ђ  ƒонатуї о благодати Ѕожией, в котором св.  иприан подробно и живо изображает тот душевный процесс, который привел его к обращению в христианство, и самый акт благодатного возрождени€, совершавшийс€ в его душе, когда он жил во врем€ нахождени€ в числе оглашенных, когда он жил вместе с ÷ецилием, в его доме, занима€сь изучением —в€щ. ѕисани€, равно как во врем€ и после  рещени€. ¬ нем св.  иприан €ркими красками рисует и нравственное растление мира €зыческого. ѕисьмо это €вл€етс€ как бы последней данью св.  иприана своему прошлому в том отношении, что носит на себе заметные следы подражани€ одам √ораци € и заимствование из них.

 

Ѕ. “–ј “ј“џ

¬сего 12, а если считать Ђќ зрелищахї и Ђѕохвалу мученичествуї, принадлежность которых св.  иприану сомнительна, то 14.

1. Ђ нига о суете идоловї Ч апологетическое сочинение, написанное в 248Цм г., представл€ет собой компил€цию из Ђќктави€ї ћинуци€ ‘еликса и Ђјпологетикаї “ертуллиана.

2. Ђ“ри книги свидетельства против иудеевї к  вирину Ч апологетико‑полемического характера. —очинение составлено тоже ок. 248Цго г. ¬есь трактат состоит из тезисов, обильно подтверждаемых выписками из —в€щ. ѕисани€. ѕерва€ книга посв€щена доказательству той мысли, что ¬етхий «авет имел временное значение. ¬о второй доказываетс€, что »исус из Ќазарета есть истинный ћесси€. ј в третьей обосновываютс€ ссылками на —в€щ. ѕисание различные нравственные правила.

3. Ђ нига об одежде девственницї Ч (напис. в 248 или 249 гг.) Ч указываетс€ образ жизни и поведени€ дл€ девственниц соответственно данному ими обету. —в.  иприан полагает, что непорочность и целомудрие должны про€вл€тьс€ во всем, Ч и одежда не должна затемн€ть добродетель души. Ќеприлично деве украшать лицо косметикой и изысканными прическами, посто€нно заботитьс€ о своей красоте, ибо это противоречит избранному ею пути. ≈сли же она желает гордитьс€ своей плотью, то это прилично тогда, когда плоть терпит муки от христианских гонителей, когда женщина Ђмучима бывает за исповедание имени ’ристова, когда жена €вл€етс€ мужественнее мужей, ист€зающих ееї (ч. I, с. 132). —в.  иприан насто€тельно советует Ђне одним только девам или вдовицам, но и замужним и всем вообще женамї не искажать божественное творение добавлением всех искусственных ухищрений. Ѕог сказал: Ђ—отворим человека по образу Ќашему и по подобиюї (Ѕыт. I, 26)Е “е, кои стараютс€ преобразовать и переделать то, что образовал —ам Ѕог, поднимают руки на Ѕогаї (II 138).

4. Ђќ падшихї (251 г.) Ч излагаютс€ услови€ прин€ти€ в общение падших.

5. ¬ том же 251Цм г. по поводу упом€нутых расколов в  арфагене и –име св.  иприан составил свое известное сочинение Ђќ единстве ÷ерквиї, в котором нашло свое лучшее выражение его учение о ÷еркви.

6. Ђќ молитве √осподнейї (нач. 252Цго г.) Ч одно из лучших произведений в св€тоотеческой литературе, посв€щенной этому предмету, хот€ и не настолько обширное и многоученое, как подобные произведени€ “ертуллиана и ќригена. ¬ этом коротком трактате внимание автора сосредоточено на иде€х единства ÷еркви и общинного ее характера:

Ђ”читель мира и Ќаставник единства прежде всего не хотел, чтобы молитва была совершаема врозь и частно, так чтобы мол€щийс€ молилс€ только за себ€. ¬ самом деле, мы не говорим: Ђќтче мой, иже еси на небесех,... хлеб мой даждь мне днесьї; каждый из нас не просит об оставлении только своего долга, не молитс€ об одном себе, чтобы не быть в веденным в искушение и избавитьс€ от лукавого. ” нас всенародна€ и обща€ молитва, и когда мы молимс€, то молимс€ не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы - весь народ - составл€ем одно. Ѕог-Ќаставник мира и согласи€, поучавший единству, хотел, чтобы и один молилс€ за всех так же, как ќн один носил нас всехї. ("ќ молитве √осподней")

Ёта тема единства проходит через все экклесиологические писани€ св.  иприана.

ѕрошение о ÷арствии толкуетс€ в эсхатологическом смысле:

Ђ«атем в молитве следует: Ђда придет царствие “воеї. ћы просим о пришествии к нам царства Ѕожи€ в таковом же смысле, в каком молим Ѕога, чтобы св€тилось в нас ≈го им€. »бо когда же Ѕог не царствует или когда положить начало ≈го царства, которое всегда было при Ќем и не перестает быть? ћы просим, да придет наше царство, обещанное нам Ѕогом, приобретенное кровью и страданием ’ристовым; просим, чтобы нам, послужившим в сем веке, царствовать потом с ¬ладыкою-’ристом, как и сам ќн обещал это...ї ("ќ молитве √осподней")

 

ѕрошение о хлебе насущном, согласно  иприану, относитс€ к евхаристии:

Ђѕродолжа€ молитву, мы произносим следующее прошение: Ђхлеб наш насущный даждь нам днесьї. Ёто можно понимать как в духовном, так и в простом смысле, потому что и тот и другой по божественному дарованию равно благопри€тствует спасению. ’ристос есть хлеб жизни, и этот хлеб не всех, но только наш... ѕросим же мы ежедневно,... чтобы мы, пребывающие во ’ристе и ежедневно принимающие евхаристию в пищу спасени€, будучи по какому-либо т€жкому греху отлучены от приобщени€ и лишены небесного хлеба, не отделились от тела ’ристова...  огда ќн говорит, что едущий от хлеба ≈го будет жив вовеки (»оан.6:5 1), то этим показывает, что живут те, кто прикасаютс€ к ≈го телу и по праву приобщени€ принимают евхаристию... ѕотому-то и просим ежедневно, да дастс€ нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во ’ристе, не удалитс€ от осв€щени€ и тела ≈гої. ("ќ молитве √осподней")

“акое объ€снение помогает пон€ть, почему в литургии молитва √осподн€ непосредственно предшествует причащению. —ледует также заметить, что просьба о ежедневном приобщении отнюдь не означает, что и литурги€ совершалась ежедневно, но отражает обычай брать св. дары с собой домой и самому приобщатьс€ каждый день.

 

¬ этой же книге  иприан говорит о необходимости молитьс€ семь раз в день в определенное врем€ - еврейский обычай, унаследованный ранней ÷ерковью и ставший дневным кругом молитвы у христиан. ” нас дневной круг состоит из вечерни, повечери€ или полунощницы, утрени и четырех Ђчасовї - первого, третьего, шестого и дев€того.

7. Ђ  ƒеметриануї Ч направлено против суевери€ €зычников, объ€сн€вших все общественные бедстви€ гневом богов за веротерпимость по отношению к христианам. ЂЌе христиане, а сами €зычники виновны в этих бедстви€хї, Ч отвечает св.  иприан.

8. ѕо очищении верующих от обвинени€, которое пало на их обвинителей, надлежало еще предостеречь их от безутешной скорби и отча€ни€ по поводу по€влени€ чумы. — этой целью (252 г.) он написал к народу карфагенскому трактат Ђќ смертностиї. ¬ нем св.  иприан призывает свою паству к мужественной кончине, котора€ не должна страшить христиан, имеющих царствовать со ’ристом.

9. ¬ сочинении Ђќ благотворении и милостын€хї св.  иприан призывает верующих к благотворительности и излагает учение об искупительном значении милостыни. Ѕолее обсто€тельно этот вопрос раскрыт только у св. ¬асили€ ¬еликого и св. »оанна «латоуста.

10. Ђќ благе терпени€ї Ч трактат, замечательный по остроумному вступлению, показывает, главным образом, различие между терпением стоическим и христианским.

11. Ђќ ревности и завистиї составлен во врем€ спора о крещении еретиков и имеет своей целью успокоить разбушевавшиес€ страсти.

12. Ђѕисьмо к ‘ортунату об увещании к мученичествуї было написано пред началом гонени€ √алла в 252Цм г. ¬ нем св.  иприан дает ‘ортунату конспект, пользу€сь которым, он мог бы сам в услови€х своей обстановки проповедовать необходимость стойкого перенесени€ страданий за ’риста.

¬ообще все 12 трактатов св.  иприана €вл€ютс€ классическими произведени€ми христианской церковной литературы.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

2007 - | 1975 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.