Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јлександрийска€ богословска€ школа




»стори€ возникновени€: ¬ јлександрии проживала сама€ многочисленна€ диаспора евреев. ¬ јлександрии во втором веке до нашей эры проживал знаменитый раввин јристобул а затем не менее знаменит даже вне иудейской среды еврейский богослов и философ ‘илон (25 до н.э. Ч 50 н.э.), которые оба пытались совместить иудаизм с эллинской культурой и философией, дл€ чего начали аллегорически истолковывать св€щенное писание иудаизма Ч “анах, который в христианства стал называтьс€ ¬етхим заветом. ‘илон считает. что Ѕог через ћоисе€ в Ѕиблии сказал евреем то же, что грекам сказали философы. дл€ этого он учил, что в Ѕиблии наличествует содержание буквальное и содержание аллегорическое. — этой целью он при истолковании “анаха широко использует  аббалу и пишет, что в рассказах в Ѕиблии надо видеть не только јдама и ≈ву, других лиц и животных, а и то, что јдам Ч это разум, а ≈ва Ч жизнь,  аин Ч это тупость и корыстолюбие; змий Ч похотливость; тигр Ч страстность; верблюд, накопл€ющий в своем горбу воду, - пам€ть, и так далее. — этой целью он Ѕиблейские рассказы о Ѕоге подстраивает под аналогичные философские пон€ти€ и абстракции ѕлатона и современных ему стоиков. ќтсюда он говорит, что Ѕог Ч ѕерводвигатель, ¬семогущий, ¬ысшее Ѕлаго, что Ѕог общаетс€ с миром не непосредственно, а через эманиируемый (истекаемый, рождаемый) Ћогос, который €вл€етс€ јнгелом, действующим от имени Ѕога, ѕервоначалом мира, –азумом Ѕога, ѕервородным —ыном Ѕога, ѕосредником, 3аступником и ’одатаем за людей перед Ѕогом

јлександрийска€ школа, существовавша€, по свидетельству ≈всеви€, Ђс древнейших временї как училище дл€ подготовки оглашенных к крещению, достигает развити€ в 3-ем в. ќснователем ее был катехет ѕантен. Ќаиболее видные ее представители Ч это: преемник ѕантена “ит ‘лавий  лимент ( лимент јлександрийский, 150 Ч г.г.), ќриген (185 Ч 253), јфанасий ¬еликий (293 Ч 373) и  ирилл »ерусалимский (315 Ч 387). Ќайбольшей известности она достигла, когда руководител€ми ее были  лимент и ќриген. —начала ќриген занималс€ исследованием —в€щенного ѕисани€, но затем ввиду притока образованных людей поставил дело шире и ввел обучение светским наукам, которые обыкновенно преподавались в высших €зыческих училищах.

ќсобенности богослови€:

1. ‘илософские основы: јлександрийцы находились под вли€нием философии ѕлатона и были представител€ми чистейшего, платоновского, идеализма. ¬ унисон с учением ѕлатона об иде€х они утверждали, что в мире земном нет ничего ценного, ничего подлинно существующего, - все призрачно и условно. ¬ своих философских и богословских размышлени€х александрийцы основное внимание обращали на потусторонние сферы быти€: они предпочитали рассуждать не о реальных, земных вещах, а о предметах отвлеченных, абстрактных.

2. ћесто веры и разума в познании: ќтсюда они делали вывод и о том, что истины вообще Ч это нечто непостижимое человеческим умом и невыразимое человеческим €зыком. ќрудием познани€ этих истин может быть только вера. Ђƒевизом александрийской школы, - пишет ј. —околов, - служили краткие, но выразительные слова апостола ѕавла: Ђверою разумеемї (≈вре€м, 2:3). Ќе лишнее будет дл€ иллюстрации и подтверждени€ сказанного привести несколько типичных высказываний выходцев александрийской школы о значении веры в познании действительности (в гносеологии):  лимент јлександрийский писал, что аксиомы в философии и математике разумом недоказуемы; их, аксиомы, возможно и следует воспринимать только верою дл€ того чтобы потом понимать всю философию и всю математику. Ђѕрин€вшему веру свойственно быть причастным к знанию так же, как имеющему руки Ч что-нибудь брать, а имеющему глаза Ч видетьї.

ќриген, исход€ из того, что человек ограниченный по своей природе и имеет ограниченный разум, признает веру Ђнеобходимой основой знани€ї. ќн утверждал, что высшие истины нельз€ одним разумом сделать доступными дл€ человеческого понимани€. јфанасий јлександрийский пишет: Ђ„то пре дано вере, то прилично постигать не человеческой мудростью, но слухом веры, ибо ни одно слово не может достойным образом объ€снить то, что выше естества сотворенногої.

”частие разума в деле познани€ ими, конечно, не отвергалось. Ќо все же в кардинальных вопросах, в вопросах высших истин, александрийцы отводили уму подчиненное вере место, только в меру того, в какую разум не противоречит вере, а подтверждает ее. “аким образом, не вера приближалась к разуму и согласовывалась с ним, а наоборот Ч разум приближалс€ к вере и должен был только оправдывать ее.

3. ЂЅогословский дуализмї александрийцев: ћатери€ в их глазах представл€ет из себ€ полную противоположность духу, а отсюда и духовному миру. ќна несовершенна и обладает только временным, посто€нно разрушающимс€ бытием. ¬ духовном же сверхъестественном мире Ч все посто€нно, совершенно и вечно.  ак часто говорил јфанасий јлександрийский между материей и духом, Ѕогом, нет ничего общего, а только Ч одни противоположности. »сход€ из неоплатонических концепций, александрийцы утверждали, что матери€ представл€ет из себ€ Ђнесущееї, Ђмионическоеї начало, не имеет самосто€тельного значени€, не имеет своей собственной субстанции.

4. ќсобенности антропологии: дуализм в воззрении на мир переноситс€ александрийскими богословами и в учение о человеке. Ќа тело они смотрели, как на показатель и причину нашего несовершенства, как на что-то косное и даже нечистое.

 лимент называет тело человека узами и темницею души. ќн часто говорит, что Ђгностик должен презирать тело и отрешитьс€ от него, в чем и обнаружит истинное богопочитаниеї. ј ќриген учил что, когда в Ѕиблии сказано, что после грехопадени€ јдама и ≈вы Ѕог одел первых людей в Ђодежды кожаныеї (Ѕытие, 3:21), то это означает, что согрешившие люди ниспали в мир материальный и приобрели телесные формы. ќтсюда он лично питал такое крайнее презрение ко всему плотскому, телесно и i что, став христианином, сам оскопил себ€. “акое отношение александрийских богословов к телу (плоти) человека объ€сн€етс€, кроме всего прочего, учением ѕлатона о ниспадении идей и душ в материальный мир, в котором они приобрели телеса и стали людьми или животными. јфанасий јлександрийский говорил, что только в душе человека зерно и залог вечной блаженной жизни, что только душе принадлежит будуща€ жизнь. ѕо его словам если тело вместе с душой и может попасть в рай, то в таком случае оно будет коренным образом преображено. ќриген, например, учил, что все св€тые в раю приобретут идеальную сферическую форму, что женщины и мужчины будут лишены своих половых признаков, чтобы не искушатьс€ половой похотью, душа же, мол, переходит в царство небесное без изменений.

5. Ќравственное учение: такое воззрение на человека и его природу, естественно. вли€ло и на учение александрийских богословов о практическом воплощении в жизни человека идеалов христианства, то есть на их нравственное учение и поучени€. јлександрийцы более ценным в человеке считали духовную де€тельность, нежели телесную, котора€ была погружена в земной мир. ¬ практической жизни человека должно сколь возможно больше про€вл€тьс€ божественного нежели человеческого, духовного нежели материального, идейного нежели плотского. ¬от почему мы видим, что монашество возникло в ≈гипте и €вл€лось самым ревностным оберегателем нравственного учени€ александрийцев.

6. ќсобенности толкование —в€щенного ѕисани€: ¬идное, а с определенных точек зрени€ Ч доминирующее, место в јлександрийской школе занимало аллегорическое толкование св€щенного писани€, текста Ѕиблии. “ак, еще  лимент јлександрийский полагал, что —в€щенное ѕисание ¬етхого и Ќового «аветов содержит в себе все то, чему учит греческа€ философи€, нужно только уметь раскрыть смысл —в€щенного писани€, а достичь такого было никак невозможно, если принимать текст Ѕиблии буквально. ƒл€ ќригена, по словам профессора —агарды, Ђаллегорическое толкование —в€щенного ѕисани€ было началом и концом его богословствовани€ї.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1834 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

2027 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.