История возникновения: В Александрии проживала самая многочисленная диаспора евреев. В Александрии во втором веке до нашей эры проживал знаменитый раввин Аристобул а затем не менее знаменит даже вне иудейской среды еврейский богослов и философ Филон (25 до н.э. — 50 н.э.), которые оба пытались совместить иудаизм с эллинской культурой и философией, для чего начали аллегорически истолковывать священное писание иудаизма — Танах, который в христианства стал называться Ветхим заветом. Филон считает. что Бог через Моисея в Библии сказал евреем то же, что грекам сказали философы. для этого он учил, что в Библии наличествует содержание буквальное и содержание аллегорическое. С этой целью он при истолковании Танаха широко использует Каббалу и пишет, что в рассказах в Библии надо видеть не только Адама и Еву, других лиц и животных, а и то, что Адам — это разум, а Ева — жизнь, Каин — это тупость и корыстолюбие; змий — похотливость; тигр — страстность; верблюд, накопляющий в своем горбу воду, - память, и так далее. С этой целью он Библейские рассказы о Боге подстраивает под аналогичные философские понятия и абстракции Платона и современных ему стоиков. Отсюда он говорит, что Бог — Перводвигатель, Всемогущий, Высшее Благо, что Бог общается с миром не непосредственно, а через эманиируемый (истекаемый, рождаемый) Логос, который является Ангелом, действующим от имени Бога, Первоначалом мира, Разумом Бога, Первородным Сыном Бога, Посредником, 3аступником и Ходатаем за людей перед Богом
Александрийская школа, существовавшая, по свидетельству Евсевия, «с древнейших времен» как училище для подготовки оглашенных к крещению, достигает развития в 3-ем в. Основателем ее был катехет Пантен. Наиболее видные ее представители — это: преемник Пантена Тит Флавий Климент (Климент Александрийский, 150 — г.г.), Ориген (185 — 253), Афанасий Великий (293 — 373) и Кирилл Иерусалимский (315 — 387). Найбольшей известности она достигла, когда руководителями ее были Климент и Ориген. Сначала Ориген занимался исследованием Священного Писания, но затем ввиду притока образованных людей поставил дело шире и ввел обучение светским наукам, которые обыкновенно преподавались в высших языческих училищах.
Особенности богословия:
1. Философские основы: Александрийцы находились под влиянием философии Платона и были представителями чистейшего, платоновского, идеализма. В унисон с учением Платона об идеях они утверждали, что в мире земном нет ничего ценного, ничего подлинно существующего, - все призрачно и условно. В своих философских и богословских размышлениях александрийцы основное внимание обращали на потусторонние сферы бытия: они предпочитали рассуждать не о реальных, земных вещах, а о предметах отвлеченных, абстрактных.
2. Место веры и разума в познании: Отсюда они делали вывод и о том, что истины вообще — это нечто непостижимое человеческим умом и невыразимое человеческим языком. Орудием познания этих истин может быть только вера. «Девизом александрийской школы, - пишет А. Соколов, - служили краткие, но выразительные слова апостола Павла: «верою разумеем» (Евреям, 2:3). Не лишнее будет для иллюстрации и подтверждения сказанного привести несколько типичных высказываний выходцев александрийской школы о значении веры в познании действительности (в гносеологии): Климент Александрийский писал, что аксиомы в философии и математике разумом недоказуемы; их, аксиомы, возможно и следует воспринимать только верою для того чтобы потом понимать всю философию и всю математику. «Принявшему веру свойственно быть причастным к знанию так же, как имеющему руки — что-нибудь брать, а имеющему глаза — видеть».
Ориген, исходя из того, что человек ограниченный по своей природе и имеет ограниченный разум, признает веру «необходимой основой знания». Он утверждал, что высшие истины нельзя одним разумом сделать доступными для человеческого понимания. Афанасий Александрийский пишет: «Что пре дано вере, то прилично постигать не человеческой мудростью, но слухом веры, ибо ни одно слово не может достойным образом объяснить то, что выше естества сотворенного».
Участие разума в деле познания ими, конечно, не отвергалось. Но все же в кардинальных вопросах, в вопросах высших истин, александрийцы отводили уму подчиненное вере место, только в меру того, в какую разум не противоречит вере, а подтверждает ее. Таким образом, не вера приближалась к разуму и согласовывалась с ним, а наоборот — разум приближался к вере и должен был только оправдывать ее.
3. «Богословский дуализм» александрийцев: Материя в их глазах представляет из себя полную противоположность духу, а отсюда и духовному миру. Она несовершенна и обладает только временным, постоянно разрушающимся бытием. В духовном же сверхъестественном мире — все постоянно, совершенно и вечно. Как часто говорил Афанасий Александрийский между материей и духом, Богом, нет ничего общего, а только — одни противоположности. Исходя из неоплатонических концепций, александрийцы утверждали, что материя представляет из себя «несущее», «мионическое» начало, не имеет самостоятельного значения, не имеет своей собственной субстанции.
4. Особенности антропологии: дуализм в воззрении на мир переносится александрийскими богословами и в учение о человеке. На тело они смотрели, как на показатель и причину нашего несовершенства, как на что-то косное и даже нечистое.
Климент называет тело человека узами и темницею души. Он часто говорит, что «гностик должен презирать тело и отрешиться от него, в чем и обнаружит истинное богопочитание». А Ориген учил что, когда в Библии сказано, что после грехопадения Адама и Евы Бог одел первых людей в «одежды кожаные» (Бытие, 3:21), то это означает, что согрешившие люди ниспали в мир материальный и приобрели телесные формы. Отсюда он лично питал такое крайнее презрение ко всему плотскому, телесно и i что, став христианином, сам оскопил себя. Такое отношение александрийских богословов к телу (плоти) человека объясняется, кроме всего прочего, учением Платона о ниспадении идей и душ в материальный мир, в котором они приобрели телеса и стали людьми или животными. Афанасий Александрийский говорил, что только в душе человека зерно и залог вечной блаженной жизни, что только душе принадлежит будущая жизнь. По его словам если тело вместе с душой и может попасть в рай, то в таком случае оно будет коренным образом преображено. Ориген, например, учил, что все святые в раю приобретут идеальную сферическую форму, что женщины и мужчины будут лишены своих половых признаков, чтобы не искушаться половой похотью, душа же, мол, переходит в царство небесное без изменений.
5. Нравственное учение: такое воззрение на человека и его природу, естественно. влияло и на учение александрийских богословов о практическом воплощении в жизни человека идеалов христианства, то есть на их нравственное учение и поучения. Александрийцы более ценным в человеке считали духовную деятельность, нежели телесную, которая была погружена в земной мир. В практической жизни человека должно сколь возможно больше проявляться божественного нежели человеческого, духовного нежели материального, идейного нежели плотского. Вот почему мы видим, что монашество возникло в Египте и являлось самым ревностным оберегателем нравственного учения александрийцев.
6. Особенности толкование Священного Писания: Видное, а с определенных точек зрения — доминирующее, место в Александрийской школе занимало аллегорическое толкование священного писания, текста Библии. Так, еще Климент Александрийский полагал, что Священное Писание Ветхого и Нового Заветов содержит в себе все то, чему учит греческая философия, нужно только уметь раскрыть смысл Священного писания, а достичь такого было никак невозможно, если принимать текст Библии буквально. Для Оригена, по словам профессора Сагарды, «аллегорическое толкование Священного Писания было началом и концом его богословствования».