Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ќо каким образом плоды дела, совершенного ’ристом усваиваютс€ человеку?




Ёто »риней объ€сн€ет учением о Ђрекапитул€цииї (восстановление, возглавление).

¬ основе Ц иде€ о том, что јдам возглавл€ет все падшее человечество. ’ристос €вл€етс€ Ќовым јдамом, возглавл€ющим новых людей Ц свободных от греха. Ёта мысль присутствует в Ќ.«.:

1  ор. 15:22: Ђ ак в јдаме все умирают, так во ’ристе все оживут Еї

1  ор. 15:45: Ђ“ак и написано: первый человек јдам стал душею живущею; а последний јдам есть дух животвор€щийЕї

»риней выражает эту мысль так: Ђ¬оплотившись и сделавшись человеком, он снова начал длинный р€д человеческих (существ) и сокращенно даровал нам спасение, так что потер€нное нами в јдаме, т.е., бытие по образу и подобию Ѕожию, мы оп€ть получили во ’ристе »исусеї. “.е., чтобы получить спасение, надо стать Ђпотомкомї ’риста, т.е. христианином и получить таким образом новое рождение Ђв вечную жизньї.

—ќѕќ—“ј¬Ћяя ’–»—“ј — јƒјћќћ »–»Ќ≈… ќЅ–јўј≈“ Ќј –≈јЋ№Ќќ≈ ѕќƒќЅ»≈, —”ў≈—“¬”ёў≈≈ ћ≈∆ƒ” »’ ∆»«Ќ№ё (ј “ј ∆≈ ћ≈∆ƒ” ∆»«Ќ№ё ’–»—“ј » ∆»«Ќ№ё  ј∆ƒќ√ќ „≈Ћќ¬≈ ј) /Ё“ј ћџ—Ћ№ Ќ≈ ѕ–»∆»Ћј—№ ¬ —¬я“ќќ“≈„≈— ќ… ѕ»—№ћ≈ЌЌќ—“»/:

- ¬ рождении ’риста воспроизвод€тс€ обсто€тельства рождени€ јдама. Ђ» как сам первозданный јдам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной - "ибо Ѕог еще не одождил и человек не обрабатывал земли" (Ѕыт. 2.5) Етак и —ам ќн, —лово, восстановл€€ в —ебе јдама, справедливо получил рождение дл€ восстановлени€ јдама от ћарии,  отора€ была еще девоюї.

- ’ристос, подобно јдаму утомл€лс€ и скорбел, ибо все это признаки вз€той от земли плоти.

- јдам был искушаем ƒиаволом и прельщен им, и ’ристос был искушаем от диавола в пустыни.

-’ристос подобно јдаму умер плотию в тот же день, в который умер јдам: Ђ≈сли кто захочет тщательно узнать, в какой из семи дней умер јдам, то откроет это из устроени€ √оспода. »бо, восстановл€€ в —ебе всего человека от начала до конца, ќн (’ристос) повторил и его смерть. ѕосему, очевидно, что √осподь, повину€сь ќтцу, прин€л смерть в тот день, в который умер јдам, непослушный Ѕогуї.

-ѕрид€ спасти всех, ’ристос проходит все возрасты: младенческий, отроческий, юношеский, зрелый и старческий и доходит до смерти и сошестви€ во јд, подобно каждому из потомков јдама.

Ќо ’ристос не просто повтор€ет эти событи€, но повтор€ет их Ђс обратным знакомї, т.е. восстанавливает Ѕожественное течение событий.

»риней описывает три ступени рекапитул€ции павшего человека.

¬осстановление человека в первозданном состо€нии должно состо€ть:

1. ¬ освобождении человека от рабства диаволу (это подразумевает исцеление чел. природы, зараженной грехом).

2. ѕобеде над духовной и телесной смертью.

3. ¬озвращении человеку утраченного им залога —в€того ƒуха.

1/ в земной жизни ’ристос д.б. возобновить борьбу с диаволом и победить его (’ристос повторил земн. жизнь јдама) Ц это происходит через ¬оплощение и жизнь в человеческом теле. ’ристос восприн€л падшую природу в —ебе —амом силой —воего Ѕожества ее восстановил в первозданной чистоте.

2/ ѕобеда над смертью могла совершитс€ только при условии прин€ти€ ’ристом на —еб€ человеческой смерти: ’ристос повтор€ет смерть јдама, но с противоположным знаком:

- —мерть јдама происходит по причине непослушани€, смерть ’риста Ц следствие послушани€ Ѕогу, это Ђвенец верности ’риста Ѕогу и послушани€ ≈го волеї.

- ’ристос спасает человечество от смерти вкушением смерти на древе, ѕрародители погубили человечество вкушением от древа. “.о. противопоставл€ютс€ Ђдрево преслушани€ї и Ђдрево спасени€ї. Ётот параллелизм, впервые обозначенный »ринеем прочно вошел в христианское богословие: ќктоих. —мерть неслучайно крестна€: крест имеет символику Ц четыре конца означают четыре стороны света: ’ристос спас все человечество Ђвоссоединил в —ебе все человечество через  рестї.

3/ ѕосле грехопадени€ человечество утратило ЂЅогоподобиеї - т.е. благодать —в€того ƒуха. ѕоэтому совершенное ’ристом спасение логично завершаетс€ ѕ€тидес€тницей Ц изли€нием на человеческий род благодати —в€того ƒуха. “.о. треть€ ступень рекапитул€ции св€зана с действи€ми “ретьего Ћица —в€той “роицы Ц —в€тым ƒухом. —в€тым ƒухом человеку усваиваютс€ плоды —пасительного дела ’риста. Ёто новый период домостроительства спасени€, в котором участвуем все мы Ц ст€жаем благодать ƒ.—в. дл€ усвоени€ себе плодов искуплени€, совершенного ’ристом. Ёто и есть реальна€ жизнь ÷еркви в истории.

ѕлод жизни в ƒухе —в€том €вл€етс€ богопознание, привод€щее человека к ќбожению, как окончательному смыслу человеческой жизни.

“.о. в спасении участвуют “ри Ћица —в€той “роицы: ќтец Ѕлаговолит, —ын совершает, —в€той ƒух усво€ет.

 

”чение о “аинствах

ѕри помощи “аинств в земной ÷еркви осуществл€етс€ усвоение верующими плодов »скуплени€, —овершенного ’ристом: “аинства воссоздают (рекапитулируют) человека во ’ристе (“реть€ ступень рекапитул€ции). “аинства относ€тс€ к природе человека, как Ќовый јдам относитс€ к ¬етхому.

»риней св€зывает ≈вхаристию с всеобщим ¬оскресением мертвых, т.е. ≈вхаристи€ Ц залог ¬оскресени€ тела и бессмерти€: Ђ≈ще, каким образом они (гностики) говор€т, что плоть подвергаетс€ истлению и не участвует в жизни, - плоть, котора€ питаетс€ от “ела и  рови √оспода?.... Ќаше же учение согласно с ≈вхаристиею, и ≈вхаристи€ в свою очередь подтверждает учениеЕ »бо как хлеб от земли, после призывани€ над ним Ѕога, не есть уже обыкновенный хлеб, но ≈вхаристи€, состо€ща€ из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принима€ ≈вхаристию, не суть уже тленные, име€ надежду воскресени€ї.

У <...> √осподь наш в последние времена, восстановл€€ (букв., Упереоглавл€€Ф) в —ебе все, пришел к нам не так, как ќн мог, но как мы могли ≈го видеть. <...> » поэтому ќн, совершенный хлеб ќтца, представил нам младенцам —еб€ —амого как молоко Ч таково было ≈го человеческое пришествие Ч дабы, как бы вскормленные от сосцев ≈го плоти и чрез такое млекотворение приученные есть и пить —лово Ѕожие, мы могли содержать в себе самих хлеб бессмерти€, который есть ƒух ќтца Ф (ѕ≈ 4.38.1).

 

Ёсхатологи€

¬ажнейшим аспектом учени€ св. »рине€ о спасении €вл€етс€ его эсхатологи€, а именно, учение о тыс€челетнем ÷арстве праведных на земле (различные формы этого учени€ часто называютс€ УмилленаризмомФ, или УхилиазмомФ Ч соотв., от лат. и греч. слов, обозначающих Утыс€челетиеФ).

—амо пон€тие Утыс€челетнего ÷арстви€Ф восходит, в христианской традиции, к гл. 20 јпокалипсиса »оанна: Ђ1 » увидел € јнгела, сход€щего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 ќн вз€л дракона, зми€ древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тыс€чу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончитс€ тыс€ча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое врем€. 4 » увидел € престолы и сид€щих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство »исуса и за слово Ѕожие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не прин€ли начертани€ на чело свое и на руку свою. ќни ожили и царствовали со ’ристом тыс€чу лет. 5 ѕрочие же из умерших не ожили, доколе не окончитс€ тыс€ча лет. Ёто Ч первое воскресение. 6 Ѕлажен и св€т имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть втора€ не имеет власти, но они будут св€щенниками Ѕога и ’риста и будут царствовать с Ќим тыс€чу летї.

–азличные милленаристические учени€ были очень распространены во II в., и не все из них были впоследствии прин€ты ÷ерковью. Ќаиболее принципиальным вопросом в этом случае было: €вл€етс€ ли Утыс€челетнее ÷арствиеФ каким-то периодом истории, которого нужно ждать в будущем, или же оно уже наступило дл€ ÷еркви. “олько решени€ второго типа ÷ерковью принимались. ¬ византийский период наиболее прин€тым стало то решение, которое предложил св. јндрей  есарийский (втора€ пол. VI в. или самое начало VII в. Ч Ќе путать со св. јндреем  ритским!) в своем “олковании на јпокалипсис: 1000 лет Ч это все врем€ от ¬оплощени€ ’ристова до ¬торого ѕришестви€. ќднако, такое толкование не €вл€етс€ единственно возможным, и ранн€€ ÷ерковь его не знала. Ќо св. »риней €вно принимает толкование первого типа Ч когда под Утыс€челетиемФ подразумеваетс€ нечто, долженствующее наступить в будущем: У <...> праведные должны сперва, воскресши дл€ лицезрени€ Ѕога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Ѕог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд Ф (ѕ≈ 5,32,1).

Ќасколько близко и насколько далеко это толкование отсто€ло от прин€того ÷ерковью? ¬о времена св. »рине€ еще не было утверждено никакого учени€, и оставалась лишь рассуждать на свой страх и риск. Ќо спуст€ менее, чем столетие, св. ћефодий ќлимпский изложит весьма близкое к св. »ринею учение, в котором, однако, не будет предусмотрено никакого ожидани€ особой эпохи прежде всеобщего воскресени€ и —уда (ѕир дес€ти дев, гл. 9).

—огласно св. ћефодию, все врем€ земной истории Ч это 6 тыс€ч лет. —едьма€ тыс€ча Ч это уже не врем€, но вечность, наступивша€ внутри Ќовозаветной ÷еркви. ѕосле седьмой тыс€чи должна будет наступить восьма€ Ч вечность, в которой исчезнет существующее пока что противосто€ние между ÷ерковью и миром. “аким образом, седьма€ тыс€ча лет Ч это вообще не врем€; это вечность. Ч ¬ этом концепци€ св. ћефоди€ отличаетс€ от позднейших толкований византийских отцов. ¬ то же врем€, наступлени€ этой вечности не следует ожидать в будущем Ч она уже наступила дл€ ÷еркви, хот€ и содержитс€ лишь внутри нее. ј УснаружиФ продолжаетс€ и заканчиваетс€ шеста€ тыс€ча лет всемирной истории.

—в. »риней, подобно св. ћефодию, укладывает земную историю в шесть тыс€ч лет, а вслед за ней помещает —уд, уподобл€емый им ∆атве (еще более развит этот образ у св. ћефоди€, где вс€ глава ѕира посв€щена эсхатологической ∆атве): У »бо во сколько дней создан этот мир, столько тыс€ч лет он просуществует. <...> а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончитс€ в шеститыс€чный год Ф (ѕ≈ 5,28,3). »риней считал что мир просуществует 6000 лет и в 492 году будет конец мира.  огда 492 год миновал, сроки перенесли на 7000 год Ц на 1492. ¬ этот год все ожидали конца. ƒаже јлександрийска€ ѕасхали€ составлена до 7000 года Ц далее считали бессмысленным.

ќб антихристе: ќн восстановит в себе все беззаконие, которое было до него Ц в этом смысл числа 666 (6 раз по 100, 6 по 10 и 6 едениц, 10 Ц полнота беззакони€): Ђ» потому в гр€дущем звере будет восстановление всего нечести€ и вс€кого коварства, чтобы вс€ богоотступническа€ сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. » кстати его им€ будет иметь число 666, потому что он восстановл€ет в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. »бо Ќой был 600 лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поколение, бывшее во врем€ Ќо€. » он (антихрист) восстановит все бывшее после потопа заблуждение выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных. »бо, воздвигнутое Ќавуходоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину шесть локтей, и из-за него јнани€, јзари€ и ћисаил, не поклон€вшиес€ ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показыва€ имеющее быть в конце сожжение праведных. »бо, все то изображение было предзнаменованием пришестви€ его и указывало, что ему одному должны поклон€тьс€ все люди, »так 600 лет Ќо€, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображени€, из-за, которого праведные были брошены в гор€щую печь, означают число имени того, в ком восстановл€етс€ все шеститыс€челетнее отступничество, неправда, нечестие, и лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненныйї.

»риней свидетельствует, что в его врем€ было хождение числа 616, а не 666, что он объ€сн€ет ошибкой переписки.

ћариологи€

—в. »риней фактически заложил основу христианской мариологии, показав участие ƒевы ћарии в спасении человечества. ќн иллюстрирует это параллелизмом между ≈вой и ћарией (впервые встречаетс€ у св. »устина, но детально разработан св. »ринеем). ќн €вл€етс€ продолжением богословского сопоставлени€ јдама со ’ристом: У »так, €вно √осподь пришел к своим, и был носим —воим собственным созданием, которое носитс€ »м —амим, и непослушание, бывшее по поводу древа, исправил —воим послушанием на древе. » обольщение, которому несчастно подверглась уже обрученна€ мужу дева ≈ва, разрушено посредством истины, о которой счастливо получило благовестие также обрученна€ мужу ƒева ћари€. »бо, как та была обольщена словами ангела к тому, чтобы убежать от Ѕога, преступив ≈го слово, так друга€ через слово јнгела получила благовестие, чтобы носить Ѕога, повину€сь ≈го слову. » как та была непослушна Ѕогу, так эта склонилась послушанию Ѕогу, дабы ƒева ћари€ была заступницею девы ≈вы. » как через деву род человеческий подвергс€ смерти, так через ƒеву и спасетс€, потому что непослушание девы уравновешено послушанием ƒевы. √рех первозданного человека получил исправление через наказание ѕерворожденного. (имеетс€ ввиду ’ристос, который был наказан) » хитрость зми€ побеждена простотою голуб€. » таким образом разорванны узы, которыми мы были прив€заны к смерти Ф (ѕ≈ 5.19.1).

≈ва ћари€
ƒева, имевша€ мужа. ƒева, имевша€ мужа.
ƒева, согрешивша€ через падшего ангела. ƒева, получивша€ благовестие от верного ангела.
ƒева, ослушавша€с€ воли Ѕожией. ƒева, подчинивша€с€ воле Ѕожией.
ƒева, своим непослушанием €вивша€с€ причиной своей смерти и смерти всего человечества. ƒева, своим послушанием послуживша€ спасению —еб€ и спасению всего человечества.

—в. »риней называет Ѕогоматерь Ђпричинной нашего спасени€ї, Ђзаступницей ≈выї. Ќа фоне литературы второго века это очень €ркое свидетельство.

“ак св€той »риней, развива€ и углубл€€ истины —в€щенного ѕисани€, впервые выдвинул мариологическую доктрину, ставшую основой мариологии. Ёта тема имела большое значение дл€ формировани€ богословской науки, а еще большее Ц дл€ у€снени€ места ƒевы ћарии в домостроительстве спасени€. —ледует отметить, что параллелизм ≈ва-ћари€ выходит за пределы реальной необходимости в апологетической де€тельности церковных писателей второго века и, веро€тнее всего, его используют в св€зи с все более возрастающим интересом христианских общин к личности ћатери —пасител€.

–ассуждени€ св€того »рине€ о Ѕогоматери не стали предметом дискуссий, как многие другие богословские мнени€ этого периода, но были единодушно прин€ты всей полнотой ÷еркви.

¬озникновение параллелизма ≈ва-ћари€ в раннехристианской письменности было основано не только на повсеместной вере ÷еркви в девственное материнство ћарии, но и на убежденности в ≈е духовной чистоте. —в€той »риней указал на активное, творческое участие ƒевы ћарии в спасении, которое стало возможным благодар€ ≈е непорочности и мессианской вере. ” св€тых »устина и »рине€ наход€тс€ первые св€тоотеческие свидетельства о вере ÷еркви в ƒевство Ѕогоматери Ђin partuї, св€той »риней впервые пишет о Ѕожией ћатери как «аступнице. ’ристианские писатели второго века на основе веры в девственное материнство и чистоту ћарии указали на Ѕогородичные черты ÷еркви и заложили основу параллелизма ћари€-÷ерковь, о котором уже достаточно €рко писал св€той »риней Ћионский. ¬ св€тоотеческих текстах второго века еще нет четко сформулированного учени€ о вечном девстве Ѕогоматери. ќднако трудно предположить, чтобы св€той »риней выражал такое возвышенное отношение к ƒеве ћарии без веры в ≈е ѕриснодевство.

 

 

—¬.  »ѕ–»јЌ, ≈ѕ»— ќѕ  ј–‘ј√≈Ќ— »… (200/210-258)

—в.  иприан Ч замечательнейший отец «ападной ÷еркви. ≈му, как и “ертуллиану, принадлежит р€д широко известных выражений:





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 577 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

2038 - | 1891 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.