Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒогматическое учение —¬.  иприана




Ќаибольшее значение в догматическом отношении имеет учение св.  иприана о единстве ÷еркви, о прин€тии падших и о крещении еретиков.

1. ”чение о единстве ÷еркви. Ѕеспор€дки, вызванные расколами Ќовата и Ќовациана, сделали св.  иприана гор€чим поборником единства ÷еркви. ÷ерковь, по его рассуждени€м, одна и единственна, как один Ѕог и один ’ристос. ќна не может дробитьс€ на части, как и вс€кое живое тело. ≈сли р€дом существуют два общества, исповедующих одну и ту же веру, но не состо€щих в союзе любви между собой, то ÷ерковью может быть какое‑нибудь одно из них, а другое будет просто €зыческим скопищем. ≈динство ÷еркви возвещено в —в€щ. ѕисании в многочисленных символах (см. Ђќ единстве ÷ерквиї).

≈динство ÷еркви св.  иприан видит в:

ј) ≈ƒ»Ќ—“¬≈ ћ≈—“Ќќ… ÷≈– ¬» (на уровне отдельной ÷еркви единство Ц в единоночалии),

Ѕ) ≈ƒ»Ќ—“¬≈ ¬—≈’ ћ≈—“Ќџ’ ÷≈– ¬≈… (на уровне нескольких местных церквей Ц единство в соборности).

ј/: ≈динство местной ÷еркви выражаетс€ в том, что она имеет одно св€щенство и один алтарь, то есть в том, что во главе каждой местной ÷еркви стоит один епископ, от которого зависит весь клир и народ. ќтсюда св.  иприан дает такое определение ÷еркви: Ђ÷ерковь составл€ет народ, приверженный к св€щеннику, и стадо, послушное своему пастырю. Е≈пископ Ч в ÷еркви и ÷ерковь Ч в епископе, и кто не с епископом, тот и не в ÷ерквиї (ѕисьмо 54.   ‘лоренцию ѕупиану о поносител€х. „. I, с. 307).

ƒогматическим основанием дл€ учени€ о единстве ÷еркви как единстве епископской власти, дл€ св.  иприана служит тот факт, что √осподь даровал власть в€зать и решить при —воей жизни одному только ап. ѕетру. ѕрочие апостолы получили эту власть уже по воскресении ’ристовом. ќтсюда св.  иприан часто повтор€ет, что ÷ерковь основана на ап. ѕетре. ¬последствии примат ап. ѕетра сделалс€ главным аргументом в прит€зани€х пап на главенство. Ќо у св.  иприана примат ап. ѕетра не имеет никакого отношени€ к учению о главенстве папы. ƒл€ св.  иприана примат ап. ѕетра служит основанием дл€ единства епископской власти в пределах одной местной ÷еркви. —в.  иприан учит, что прочие апостолы были то же, что и ѕетр. ј в послании јфриканского —обора к папе –имскому ÷елестину пр€мо говоритс€: Ђ–азве есть кто‑либо, который бы поверил, что Ѕог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а бесчисленным иере€м, сошедшимс€ на —обор, откажет в ономї.

Ђ√осподь говорит ѕетру: Ђ» я говорю тебе: ты - ѕетр, и на сем камне я создам ÷ерковь ћоюї (ћф.16:18)... » оп€ть ќн говорит ему же по воскресении своем: Ђѕаси овец ћоихї, (»оан.21:16). “аким образом основывает церковь свою на одном. » хот€ по воскресении своем ќн дает равную власть всем апостолам (»оан.20:21-23), однако, чтобы показать единство ÷еркви, ≈му угодно было с одного же начать это единство.  онечно, и прочие апостолы были то же, что м ѕетр, име€ равное с ним достоинство и власть, но в начала указываетс€ один, дл€ обозначени€ единой ÷ерквиї ("ќ единстве ÷еркви").

«десь же следует подчеркнуть, что под единством  иприан разумеет сакраментальное единство ÷еркви во главе с епископом: примирение падших осуществл€етс€ ѕетром (т.е. епископом), а не пострадавшими за веру.

¬ этой знаменитой четвертой главе, цитируемой на каждом шагу в решени€х ѕервого ¬атиканского —обора, развита мысль о Ђпрестоле св. ѕетраї (cathedra Petri). ¬опрос состоит в том, что именно имел в виду св.  иприан. ¬ наше врем€ большинство ученых, включа€ и многих римских католиков, соглашаютс€, что, говор€ о Ђпрестоле св. ѕетраї как основании единой ÷еркви,  иприан имел в виду не –имский престол, а любую местную церковь. ¬ своем конкретном случае он, конечно, думает о церкви карфагенской. ÷еликом следу€ экклесиологической традиции свв. »гнати€ и »рине€, он видит в каждой местной церкви единую и единственную кафолическую ÷ерковь во всей ее полноте: местна€ церковь - не частица, не кусочек ÷еркви, а вс€ ÷ерковь.

≈пископы поместных церквей обладают не частью власти, но всей ее полнотой:

Ђ—ие-то единство надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, особенно епископам, которые председательствуют в ÷еркви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно... ≈пископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует. “акже и ÷ерковь одна, хот€, с приращением плодороди€, дробитс€ на множество. ¬едь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийс€ на корне; много ручьев истекает из одного источника... –авным образом ÷ерковь, озаренна€ светом √осподним, по всему миру распростран€ет лучи свои, но свет, разливающийс€ повсюду, один, и единство тела остаетс€ неразделенным. ѕо всей земле она распростерла ветви свои,... обильные потоки ее текут на далекое пространство: при всем том глава остаетс€ одна, одно начало, одна мать, богата€ преспе€нием плодотворени€ї ("ќ единстве ÷еркви").

Ќигде ни слова не сказано о –име, и нет никакого сомнени€ в том, что все высказывани€ о св. ѕетре €вл€ютс€ лишь выражением раннехристианской идеи, что кажда€ поместна€ церковь во главе с епископом есть наследница ѕетра, который считалс€ как бы моделью, центром, основанием единства всей ÷еркви в целом. »де€ эта не зиждилась ни на легалистическом принципе, ни на личных качествах епископов, но была отражением природы местной христианской общины, вне которой - указывал  иприан - нет спасени€: Ђ“от не может иметь ќтцом Ѕога, кто не имеет матерью ÷ерковьї.

”чение о единстве местной ÷еркви, управл€емой одним епископом, служит развитием идей, которые высказывались и раньше, например, св. »гнатием Ѕогоносцем. Ќовым €вл€етс€ учение св.  иприана о единстве ¬селенской ÷еркви.

 

Ѕ/: ¬ св€зи с уклонением в ересь целых поместных ÷ерквей во главе с их епископами €вилась необходимость указать авторитет, сто€щий выше местной ÷еркви и ее епископа. “акой авторитет св.  иприан ” ј«џ¬ј≈“ ¬ —ќё«≈ ѕќћ≈—“Ќџ’ ÷≈– ¬≈….

÷ерковь, разделенна€ ’ристом на многие члены, по всему миру одна. —оюз этих членов или местных ÷ерквей представл€ет неразрывное единство и основываетс€ на любви. ќтторгнута€ от всего союза, отдельна€ ÷ерковь не может существовать в качестве ÷еркви, как луч, отделенный от —олнца, перестает светить, или как умирает оторванна€ от дерева ветка.

 ак носителем единства местной ÷еркви €вл€етс€ епископ, так единство и неразделенность ¬селенской ÷еркви основываетс€ на единстве епископата: Ђ≈пископов дл€ того и много, чтобы в случае уклонени€ от истины одного, принимали другие на себ€ заботы о стаде ’ристовомї. ѕоэтом у, Ђхот€ пастырей и много, но все они пасут одно стадої. —ущность системы церковного управлени€, защищаемой св.  иприаном, таким образом, состоит в том, что ƒ≈Ћј ќ“ƒ≈Ћ№Ќќ… ÷≈– ¬» —“ќя“ ѕќƒ  ќЌ“–ќЋ≈ћ —ќЅќ–ј ≈ѕ»— ќѕќ¬.

¬опрос о Ђпрестоле (или кафедре) св. ѕетраї заслуживает более внимательного рассмотрени€.  ак уже отмечалось, св.  иприан в своей книге Ђќ единстве ÷ерквиї под этим выражением понимал карфагенский епископат, а не римский2, как истолковали это пон€тие защитники папства и богословы ѕервого ¬атиканского —обора. »з их толковани€ вытекает, что –имска€ церковь как бы охватывает собою весь мир, что папа –имский - единственный Ђподлинныйї епископ, а все остальные должны находитьс€ у него в подчинении и, следовательно, что Ђвласть ѕетраї не св€зана с местным евхаристическим собранием, а принадлежит одному лицу, возглавл€ющему вселенскую ÷ерковь. “ака€ трактовка противоречит учению св.  иприана о епископате, согласно которому каждый епископ обладает полнотой авторитета и власти, а также не соответствует духу многих его высказываний о роли св. ѕетра, как, например, следующего важного текста:

Ђ√осподь наш, коего заповеди и увещани€ мы должны хранить, определ€€ достоинство епископа и управление своей ÷еркви, говорит ѕетру в ≈вангелии: Ђя говорю тебе: ты - ѕетр (по-гречески - Ђкаменьї), и на сем камне я создам ÷ерковь ћою, и врата ада не одолеют ее. » дам тебе ключи ÷арства Ќебесного; а что св€жешь на земле, то будет св€зано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесахї (ћф. 16:18,19). ќтсюда последовательно и преемственно вытекает власть епископов и управление ÷еркви, так что ÷ерковь поставл€етс€ на епископах и вс€ким действием ÷еркви управл€ют те же начальствующие... ÷ерковь заключаетс€ в епископе, клире и всех сто€щих в вере...ї ("ќ падших")

»ными словами,  иприан хочет сказать, что, когда √осподь говорил с ѕетром, ќн имел в виду установление епископского служени€, а не примат –има.

–имска€ церковь не вправе объ€вл€ть себ€ непогрешимой лишь на основании своего территориального положени€. ÷ерковь - как римска€, так и люба€ друга€, - Ђнепогрешимаї лишь в той мере, в которой в ней поддерживаетс€ единство кафолической веры. ¬ св€зи с этим интересен спор св.  иприана с папой римским —тефаном по поводу крещени€ еретиков, начавшийс€ в 254 году. —тефан признавал действительность еретического крещени€,  иприан считал, что еретиков необходимо перекрещивать. —пор о крещении еретиков был чреват серьезными богословскими последстви€ми.  огда папа —тефан в своих письмах осудил решение африканского собора, постановившего перекрещивать еретиков.  иприан немедленно созвал 87 африканских епископов в  арфаген. Ёто был уже третий собор, посв€щенный все той же проблеме, и на нем было высказано неодобрение как взгл€дов, так и поведени€ —тефана:

Ђ—ледовательно, по этому поводу каждый из нас должен высказать, что он думает, не осужда€ никого и не отказыва€ в праве общени€ тому, кто, паче ча€ни€, думает отлично от нас. »бо никто из нас не ставит себ€ епископом над другими епископами и не устанавливает тиранического террора, дабы принудить своих собратьев к послушанию; поскольку каждый епископ в соответствии со своей свободой и властью имеет право на суждение и не в большей мере может быть судим другими епископами, нежели он сам может судить их. Ќо будем ждать суда √оспода нашего »исуса ’риста, который один властен возвышать нас в управлении своей ÷ерковью и судить нас за наше поведениеї. (»з ѕравил  арфагенского собора)

¬ этом отрывке содержитс€ скрытый упрек в адрес Ђбратаї —тефана, претендовавшего на высший авторитет среди других епископов. ¬ осторожных выражени€х, столь отличных по духу от нетерпимого поведени€ папы римского, этому последнему поставлено на вид, что ни один епископ не имеет личной власти над другими епископами, и что Ћ»Ў№ ¬—≈ќЅў≈≈ —ќ√Ћј—»≈ ћќ∆≈“ —Ћ”∆»“№ «Ќј ќћ Ѕќ∆≈—“¬≈ЌЌќ… ¬ќЋ», » “ќЋ№ ќ Ѕќ√ –≈Ўј≈“,  “ќ ѕ–ј¬, ј  “ќ Ќ≈ ѕ–ј¬.

“.о. на уровне отдельной ÷еркви единство состоит в единоночалии, а на уровне нескольких местных церквей Ц в соборности.

¬ современной экзегетике прикомментари€х евангельских слов Ђ“ы еси ѕетрЕї об€зательно используют размышлени€ св.  иприана.

 

2. ”чение об епископе. ќсновой прав епископов служит апостольское преемство. ѕочти при каждом упоминании об епископах св.  иприан называет их преемниками апостолов, и, наоборот, апостолов он называет часто епископами.

”чение об апостольском преемстве епископов было развито уже св. »ринеем и “ертуллианом. —в. »риней подробно говорит об епископах как хранител€х апостольской веры. ќн понимает апостольское преемство епископов в смысле преемственного хранени€ ими апостольского предани€ (т.е. вероучит. функци€ епископата).

“акое учение об епископах, выработанное в противовес гностицизму, оказалось недостаточным после по€влени€ расколов, не искажавших апостольское предание. Ќо у св.  иприана в учении о нем выступают две новые стороны: он выдел€ет еще две функции епископата Ц ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ„≈— ”ё » —¬яў≈ЌЌќƒ≈…—“¬≈ЌЌ”ё.

1). ¬ борьбе против расколов Ќовата и Ќовациана св.  иприан развил учение об ≈ѕ»— ќѕј’  ј  Ќј—Ћ≈ƒЌ» ј’ Ќ≈ “ќЋ№ ќ јѕќ—“ќЋ№— ќ… ¬≈–џ, Ќќ » јѕќ—“ќЋ№— ќ… ¬Ћј—“». ќтсюда преемственно истекает власть епископов Ч управл€ть ÷ерковью и заведовать всеми про€влени€ми ее жизни. Ќо власть епископа не может быть абсолютной Ц есть ограничени€.

 аждый епископ действует самосто€тельно в пределах своей епархии, лишь бы он сохран€л общение с другими. » в насто€щее врем€, как известно, епископ пред посв€щением дает обещание не преступить пределов своей области. ¬ своих действи€х епископ дает ответ только Ѕогу. —в.  иприан признает за епископами право действовать самосто€тельно в очень важных вопросах, например, в вопросе о крещении еретиков, но под тем условием, чтобы не осуждать действующих иначе и на разрывать с ними общени€. ¬мешательство соседних епископов в дела чужих епархий выражаетс€ в следующем:

1. ќни участвуют в избрании и посв€щении нового епископа.

2. Ќе присутствовавшие при избрании лично удостовер€ютс€ в законности избрани€ и не вступают в общение с избранным, пока не убеждаютс€ в этом.

3. ќтлучают от ÷еркви епископов, наход€щихс€ в общении с раскольником.

4. Ќизлагают епископов, зап€тнавших себ€ пороками.

5. —лед€т за верностью сослуживцев правилу веры.

ќт епископов зависит поставление клириков, богослужение, прин€тие в общение падших. Ќазначение епископов Ч пресекать расколы. ≈сли бы никто не противилс€ епископу по гордости, то единство ÷еркви не раздиралось бы ерес€ми и расколами. ’от€ бы распор€жени€ епископа были непон€тны, хот€ бы они казались неправильными, народ должен беспрекословно подчин€тьс€ им в той уверенности, что через народное избрание епископ поставлен —амим Ѕогом. Ђ≈сли епископ законно избран и посв€щен, если он находитс€ в общении с прочими кафолическими епископами, все его требовани€ должны рассматриватьс€ как вол€ Ѕожи€. ≈сли без воли Ѕожией даже волос не падает с головы, то неужели вопреки воле Ѕожией могут действовать епископы в столь важном деле, как управление ÷ерковьюї

“аким образом, авторитет епископа не зависит от его личности, но от апостольского преемства его рукоположени€. Ќо в этом направлении св.  иприан никогда не заходит так далеко, как –имский епископ  аллист, по за€влению которого епископ не может быть низложен даже в том случае, если впадает в смертные грехи. —в.  иприан требовал низложени€ епископов, совершавших т€жкие грехи. ЂЅог не принимает молитвы от епископа‑грешника, -рассуждал св.  иприан. - ќн лишает его благодати —в€того ƒуха. —ам лишившись —в€того ƒуха, такой епископ не только не может сообщать ≈го верующим, но своим общением оскверн€ет ихї.

 ак можно видеть, все эти древние положени€ хран€тс€ и в насто€щее врем€.

“еоретически св.  иприан проповедывал полный абсолютизм епископской власти, но на практике власть эта далеко не была так полна. Ќарод имел право избирать епископов достойных и низлагать недостойных. Ќарод участвовал в суде над недостойными клириками и падшими.  лир и народ принимал такое живое участие в избрании клириков, что св.  иприан после каждого единоличного посв€щени€ во врем€ бегства писал пастве объ€снение. Ѕолее того: при вступлении на кафедру св.  иприан положил себе за правило ничего не делать по одному своему усмотрению без совета с клиром и согласи€ народа. Ётому правилу он всегда оставалс€ верен.

2) ¬“ќ–”ё ќ“Ћ»„»“≈Ћ№Ќ”ё „≈–“” ”„≈Ќ»я —¬.  »ѕ–»јЌј ќЅ ≈ѕ»— ќѕј“≈ —ќ—“ј¬Ћя≈“ –ј— –џ“»≈ ≈√ќ —¬яў≈ЌЌ»„≈— ќ√ќ ’ј–ј “≈–ј. ѕосто€нным названием дл€ епископа у св.  иприана служит св€щенник.  ак св€щенник, епископ есть посредник между Ѕогом и верующими. — одной стороны, он приносит Ѕогу молитвы и жертвы ÷еркви, с другой, он сообщает верующим дары —в€того ƒуха через таинства.  ак посредник между Ѕогом и верующими, епископ должен отличатьс€ большей нравственной чистотой, чем его пасомые. ¬ противном случае молитвы его не будут услышаны Ѕогом, а сам он, лишенный ƒуха —в€того, утратит способность сообщать дары ƒуха верующим.

“.о. св.  иприан выдел€ет три функции епископата, основанные на апостольском преемстве: вероучительную, управленческую, св€щеннодейственную.

Ёто учение о единстве ÷еркви и ее иерархическом устройстве особенно важно в наше врем€, когда в св€зи с экуменическим движением и различными межконфессиональными организаци€ми возможны мнени€, не согласные с православным пониманием ÷еркви и церковного устройства.

 

3. ќ“ЌќЎ≈Ќ»я —¬.  »ѕ–»јЌј   ¬ќѕ–ќ—” ќ ѕ–»Ќя“»» ѕјƒЎ»’. ¬ гонение ƒеки€, кроме мучеников и исповедников, было значительное количество падших. ¬опрос о возможности обратного прин€ти€ их в ÷ерковь вызвал р€д споров. ќбозначились два крайних течени€:

1) ¬  арфагене исповедники стали без вс€кого разбора выдавать ходатайства всем прос€щим. ќпира€сь на авторитет исповедников, падшие сначала просили, а потом стали требовать мира с ÷ерковью. Ќа их сторону склонились некоторые пресвитеры, и, таким образом, возник раскол Ќовата и ‘елициссима.

2) Ќаоборот, в –име Ќовациан собрал вокруг себ€ ригористические элементы, восстал против прин€ти€ падших в общение, отделилс€ от епископа  орнили€ и образовал раскол.

ќтрица€ обе эти крайности, ÷ерковь пошла в вопросе о падших по среднему направлению. ¬ыразителем его и был св.  иприан. ≈го отношение к той и другой партии было таково:

а) ѕолемизиру€ с представител€ми партии крайней снисходительности, св.  иприан учил:

Ђ÷ерковь могла бы принимать в общение без исследовани€ дела всех получивших записки от исповедников, если бы было несомненным, что по молитвам мучеников все падшие получают прощение от Ѕога и очищаютс€ от греха. Ќо така€ уверенность невозможна. ћолитва исповедников имеет пред Ѕогом великую силу, но это относитс€ ко времени —трашного —уда ’ристова. «десь же, на земле, молитва их за грешных может и не быть исполненной. »з —в€щ. ѕисани€ известно, что Ѕог не принимал молитв великих праведников о грешном народе израильском. ќн не услышал молитв ћоисе€, »еремии, »езекиил€. Ѕог говорит, что ќн не прин€л бы молитв о спасении »зраил€ даже от Ќо€, ƒаниила, »ова. ѕо отношению к молитвам исповедников за падших это тем более справедливо, что первые хот€т отпускать по своему снисхождению грехи, сделанные против √осподаї.

≈сли молитвы исповедников фактически не могут омывать прегрешений падших, то прин€тие последних в общение по ходатайству исповедников прежде их действенного прощени€ Ѕогом представл€ет большую опасность дл€ них самих. “акое общение есть Ђпреждевременный и ложный мирї, когда падшие остаютс€ в состо€нии своей греховности. ј в таком состо€нии допускать до таинства —в. ѕричащени€ опасно. ¬ сочинени€х св.  иприана приведен р€д случаев (внезапной смерти, бесновани€), имевших место по причине Ђпреждевременногої прин€ти€ ≈вхаристии падшими.

¬опрос о том, что же делать с отступниками, св.  иприан решает вполне однозначно: один лишь Ѕог может примирить их с ÷ерковью, а потому примирение может происходить там, где обитает Ѕог, то есть в ÷еркви:

Ђѕусть никто себ€ не обманывает, пусть никто не обольщает себ€. ќдин только √осподь помиловать может; один только ќн может даровать отпущение грехов, против Ќего соделанных, так как ќн и понес грехи наши... √оспода умол€ть должно, √оспода надобно умилостивить нашим пока€нием... ћы веруем, что весьма много могут у —удии заслуги мучеников и дела праведников, но это относитс€ к тому времени, когда, с кончиною сего века и мира, пред судилищем ’ристовым предстанет народ ≈го. ћежду тем, если кто думает, что он, безрассудный, неблаговременною своею поспешностью может даровать каждому отпущение грехов, или дерзает отмен€ть заповеди √осподни, то он не только не помогает, но и вредит падшимї (ќ падших).

»ными словами, не герои, не исповедники должны принимать падших в ÷ерковь, но епископы, как служители таинств, ибо дело тут не в личных достоинствах человека: не исповедники совершают евхаристию, но ÷ерковь как целое, возглавл€ема€ епископом, вне зависимости от его поведени€ и человеческих качеств.

б) ¬ борьбе с новацианством св.  иприан см€гчил строгость своих суждений, высказанных по поводу раскола Ќовациана.

  снисхождению вело самое пон€тие о ÷еркви, которое было свойственно св.  иприану. ѕо воззрени€м всех ригористов древности, ÷ерковь есть общество св€тых. ѕринадлежность к земной ÷еркви служила дл€ них ручательством спасени€. Ќаоборот, отлучение не грозило непременной вечной погибелью: отлученный и кающийс€ до смерти мог наде€тьс€ на прощение на небе, хот€ бы он и умер, не примирившись с земной ÷ерковью.

ѕо учению св.  иприана, ÷ерковь не есть общество св€тых, а общество смешанное (микстум Ч mixtum), в котором нар€ду со св€тыми членами есть и грешные. «десь, на земле, на ниве ’ристовой, растет пшеница вместе с плевелами. ¬ великом дому ÷еркви Ѕожией есть не только сосуды золотые и серебр€ные, но и дерев€нные, и глин€ные. ¬се должны стремитьс€ стать пшеницей, но никто не в праве предвосхищать суда Ѕожи€, исторга€ плевелы. ¬не этого общества, Ђвне ÷еркви нет спасени€ї, т.е. на небе может быть разрешено только то, что уже раньше было разрешено на земле ÷ерковью. ЂЌаход€щийс€ вне ÷еркви мог бы спастись только в том случае, если бы спасс€ кто‑либо из наход€щихс€ вне ковчега Ќоеваї (Ђќ единстве ÷ерквиї, с. 181).

ѕо воззрени€м Ќовациана, принадлежность к ÷еркви земной дает несомненную уверенность в спасении, а отлучение делает спасение только сомнительным.

ѕќ ”„≈Ќ»ё —¬.  »ѕ–»јЌј, ѕ–»ЌјƒЋ≈∆Ќќ—“№   ÷≈– ¬» ќ—¬ќЅќ∆ƒј≈“ “ќЋ№ ќ ќ“ ”¬≈–≈ЌЌќ—“» ¬ Ќ≈—ќћЌ≈ЌЌќ… √»Ѕ≈Ћ»,  ќ“ќ–јя ≈—“№ Ќ≈ѕ–≈ћ≈ЌЌџ… ”ƒ≈Ћ —“ќяў»’ ¬Ќ≈ ≈≈, но не дает уверенности в несомненном спасении. ÷ерковное решение не ведет непременно к прощению грешника на небе. ≈сли его пока€ние было неискренно, √осподь не утвердит постановлени€ земной ÷еркви.

»з этого принципиального различи€ в воззрени€х на ÷ерковь и вытекала вс€ полемика св.  иприана против новацианства.

а. —в.  иприан отлучение называл предвосхищением суда Ѕожи€, потому что оно осуждает человека на окончательную погибель, а окончательный суд предоставлен только ’ристу.

б. ≈сли отлучение ведет к несомненной погибели, то долг христианского милосерди€ требует употребить все усили€, чтобы устранить это преп€тствие к прощению грешника на окончательном суде Ѕожием.

в. ≈сли не получивший мира на земле не может получить прощени€ грехов на небе, то €сно, что все пока€нные подвиги и лишени€, подъ€тые кающимс€ на земле, пропадают даром, если он умирает, не примирившись с ÷ерковью.

ѕон€тием св.  иприана о ÷еркви объ€сн€ютс€ и все постановлени€  арфагенской ÷еркви о прин€тии падших. ¬ основу их был положен тот принцип, что падшие должны проходить продолжительную и т€жкую пока€нную дисциплину, но при этом со стороны клира должны прилагатьс€ все заботы к тому, чтобы не допустить их умереть, не примирившись с ÷ерковью.

¬ таком духе прин€ты решени€ на  арфагенских соборах 251Цго и 252Цго гг.

ѕо воззрению св.  иприана, которое он высказывал в это врем€, даже мученичество вне ÷еркви не имеет никакой цены. ƒл€ того, чтобы оно получило искупительное значение, нужно предварительно прин€ть исповедника в общение.

ѕродолжительность пока€нного искуса определ€лась степенью преступности.

 

4. ”„≈Ќ»≈ —¬.  »ѕ–»јЌј ќ —–≈ƒ—“¬ј’ ќ„»ў≈Ќ»я ќ“ √–≈’ќ¬. ¬ св€зи с вопросом о приеме падших св.  иприан изложил учение о средствах очищени€ грехов. “аковыми св.  иприан признает пока€ние и милостыню.

ј. Ќј ѕќ јяЌ»≈ св.  иприан смотрит как на таинство, в котором отпускаютс€ грехи кающимс€, которое отличаетс€ от молитв исповедников, только ходатайствующих о допущении падших к таинству.

ѕо своему внутреннему смыслу ѕока€ние есть умилостивление разгневанного Ѕожества, удовлетворение ≈го правде. ¬ этом про€вл€етс€ известное отличие в понимании ѕока€ни€ между западным богословием и богословием восточных отцов: Ќа «ападе: ѕока€ние Ч это суд; принимающий исповедь Ч судь€, епитимии Ч удовлетворение за грех. Ќа ¬остоке: ѕока€ние Ч это лечение (врачебница); принимающий исповедь Ч врач, епитими€ Ч лекарство, укрепл€ющее решимость грешника оставить грех.. ќно состоит в различного рода подвигах, скорб€х и страдани€х, добровольно принимаемых на себ€ кающимс€. (см. Ђќ падшихї, ч. 2, с. 169Ц175). Ђѕока€ние не должно быть меньше преступлени€ї. Ђ—коль много мы согрешили, столь т€жко должны и плакатьї (там же, с. 173). ћученичество же не только покрывает все грехи, но еще создает некоторый излишек заслуг. “аким образом, в дальнейшем развитии эти положени€ могли привести к известному учению  атолической ÷еркви о сверхдолжных заслугах и индульгенци€х.

Ѕ. ¬“ќ–џћ »— ”ѕ»“≈Ћ№Ќџћ —–≈ƒ—“¬ќћ —Ћ”∆»“, ѕќ ”„≈Ќ»ё —¬.  »ѕ–»јЌј, ћ»Ћќ—“џЌя. ќна сообщает действенность молитвам. Ђ то не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Ѕогаї. ћолитвы, не сопровождаемые делами милосерди€, св.  иприан называет Ђбесплодными и пустымиї. —в.  иприан пр€мо сравнивает милостыню с  рещением. Ђ ак в  рещенииЕ даруетс€ отпущение грехов, так и всегдашнее непрестающее благотворениеЕ снова возвращает нам милость Ѕожиюї (Ђќ благотворении и милостын€хї, с. 269 и др.).

 

5. ќтношение св.  иприана к вопросу о крещении еретиков. ¬опрос о крещении еретиков в сущности сводитс€ к вопросу о способе прин€ти€ в общение новациан. —огласно римской практике новациане принимались в общение без  рещени€ чрез одно возложение рук дл€ сообщени€ им ƒуха —в€того. —в.  иприан был противником этой практики и истребовал крещени€ всех обращающихс€ к ÷еркви. ќтношение св.  иприана к вопросу о действительности крещени€ еретиков определ€лось его пон€тием о ÷еркви. ≈сли ÷ерковь одна и единственна, если единство ее состоит не только в сохранении всеми одного и того же апостольского предани€, но и в союзе единообразно устроенных церковных общин, то все отщепенцы сто€т одинаково далеко от ’риста, одинаково лишены —в€того ƒуха, а, следовательно, и все совершаемые у них таинства недействительны. ¬не ÷еркви не имеет никакого значени€ даже крещение кровью, наиболее угодное Ѕогу, тем более не может быть действительно вне ее обычное крещение.

Ђ¬ода должна быть прежде очищена и осв€щена св€щенником, чтобы при  рещении она могла смыть грехи человека крещаемогоЕ  аким же образом может очистить и осв€тить воду тот, кто сам нечист, Ч в ком нет —в€того ƒуха? »ли каким образом крещающий может даровать отпущение грехов, сам не име€ возможности вне ÷еркви оставить их? Ќеобходимо также тому, кто крещен, быть помазану, чтобы, прин€в помазание, он мог сделатьс€ помазанником Ѕожиим и иметь в себе благодать ’ристову.  рещенные же помазываютс€ елеем, осв€щенным на алтаре, где совершаетс€ ≈вхаристи€; но кто не имеет ни алтар€, ни ÷еркви, тот не мог осв€тить и вещества еле€Е  то может дать то, что сам не имеет?ї (  януарию и прочим епископам Ќумидийским о крещении еретиков, с. 322Ц325).

≈ретических епископов нужно принимать простыми мир€нами. “е из них, которые были посв€щены в кафолической ÷еркви и потом отпали, должны лишатьс€ сана за грех отступничества, а поставленные еретиками должны быть лишаемы сана потому, что, в сущности, они и не могли быть посв€щены лжеепископами и антихристами (ѕисьмо 59. Ђ  папе —тефану о собореї („. I, с. 328Ц331).

¬озражавшим против перекрещивани€ еретиков и ссылавшимс€ на то, что ÷ерковь издавна веровала Ђво едино  рещениеї, св.  иприан говорил, исход€ из своего учени€ о единстве ÷еркви: Ђкрещение одно, но одно в ÷еркви.ї ќднажды крещенного в ÷еркви, действительно, нельз€ крестить еще раз, потому что это было бы вторым крещением. Ќо вне ÷еркви нет никакого крещени€, а есть только оскверн€ющее €зыческое погружение. ѕоэтому, говорит св.  иприан, Ђприход€щих оттуда мы у себ€ не перекрещиваем, но крестимї (ѕисьмо 58. Ђ   винту о крещении еретиковї. „. I, с. 325Ц328).

„тобы заключить эту тему, необходимо сказать, что отношение св.  иприана к крещению еретиков было дл€ его времени правильным Ч €сно было, что те еретики разрушали ÷ерковь. Ќо уже в IV в. стали примен€ть и другую практику Ч принима€ в ÷ерковь ариан, не совершали над ними заново крещени€. ¬торой ¬селенский —обор утвердил православную веру, арианство было побеждено Ч и пастырское душепопечение подсказывало необходимость применени€ икономии. ј вот в XVIII в. оп€ть вернулись к практике раннейшего периода. “ак, когда на оккупированной турками √реции иезуиты при содействии французского посольства начали открывать школы, больницы и, самое главное, совершать таинства дл€ православных, совершенные ими таинства были признаны недействительными. “ак поступлено было и в –оссии с рукоположени€ми, совершенными в обновленческом расколе. «начит, трудно искать единое решение рассматриваемой проблемы. ¬идимо, в каждом отдельном случае надо принимать во внимание намерение, с которым таинства совершаютс€. ≈сли они (таинства) совершаютс€ с сознательным стремлением разделить ÷ерковь, €сно, что в таком случае они объ€вл€ютс€ недействительными. Ќо если таинства совершаютс€ в доброй вере, в честном намерении, желании упрочить ÷ерковь, то их можно прин€ть.

ќчень интересны воззрени€ св.  иприана на  рещение младенцев. —в.  иприан настаивает на том, что нужно крестить младенцев, причем их нужно крестить, как можно скорее. Ќекоторые считали, что крестить нужно тогда, когда в ветхозаветной ÷еркви совершалось обрезание, т. е. на восьмой день после рождени€. —в.  иприан говорит, что ни в коем случае не нужно ждать этого срока, а нужно крестить сразу же после рождени€, в первый же день. ќн подробно и очень энергично это обосновывает. —в.  иприан признает, что кроме водного  рещени€ есть и другое  рещение, как он говорит, Ч более возвышенное, Ч это  рещение кровью. “от, кто прин€л смерть за ’риста, сразу причисл€етс€ к мученикам и идет непосредственно к вечному блаженству, не дожида€сь —уда Ѕожи€, который ожидает всех остальных (¬ отличие от “ертуллиана он считает необходимым крестить младенцев, что св€зано с его учением о ÷еркви).

 

 

’–»—“»јЌ— јя Ќј” -ј (III ¬.).

јЋ≈ —јЌƒ–»…— јя » јЌ“»ќ’»…— јя Ў ќЋџ Ѕќ√ќ—Ћќ¬»я

 

¬ первой половине 3-го в. настали более благопри€тные услови€ дл€ возникновени€ христианской науки, чем в предшествующие века:

1. √носису нанесены были глубокие раны, накопилс€ запас духовных сил.

2. Ќо в это же врем€ не прекращались нападки на христиан со стороны €зыческих философов, особенно неоплатоников. ¬виду этих нападок и христианские писатели должны были воспользоватьс€ оруди€ми науки и облечь свою веру в формы, соответствующие научным взгл€дам современного им общества. Ќаучное течение в христианстве зародилось, таким образом, не без соприкосновени€ с €зыческой Ќаукой и зародилось оно там, где в то врем€ процветали классические науки, т.е. в јлександрии, а затем в јнтиохии.

«. ¬ меру распространени€ христианства возникла необходимость квалифицированного изложени€ сущности христианства. ”же к концу второго столети€ по€вл€ютс€ катехизические школы или, по-другому, школы Ђкатехуменовї, в которых учение христианства излагалось в виде ответов на вопросы.  атехизические школы существовали в крупных городах и населенных пункта. ќсобую интенсивность обучение приобретало тогда, когда человек готовилс€ к прин€тию  рещени€, поэтому при каждой епископской кафедре существовала своего рода школа. Ёти катехизические школы послужили основанием дл€ по€влени€ в начале «-го столети€ христианских богословских школ, которые прин€лись за приведение в систему и аргументированное изложение сущности христианского вероучени€. Ќа прот€жении «-б столети€ в рамках христианства действовало несколько крупных и дес€тки мелких богословских школ.

«начительна€ часть христианских богословских школ 3-4 столети€ полностью отрицала значение и пользу дл€ христианских верований философии, порицали последнюю и вс€чески избегали ее. —реди таких следует отметить, малоазийскую ( аппадокийскую) и —евероафриканскую ( арфагенскую) школы. другие же богословские школы старались использовать греко-римскую философию как дл€ подн€ти€ идеологического внешнего престижа христианства, так и дл€ внутренних потреб: систематизации и четкой формулировки основных положений христианского вероучени€. —реди таких школ доминирующее и решающее дл€ будущего христианского вероучени€ место занимали јлександрийска€ и јнтиохийска€ богословские школы.

ѕолучив образование в одной из таких школ, последующие христианские писатели развивали эти основы в своих сочинени€х, сохран€€ усвоенные ранее методы и начала богословствовани€. ќбразовались, таким образом, различные направлени€ христианского богослови€, известные под именем јлександрийского и јнтиохийского. ќба направлени€ христианского богослови€ имели выдающихс€ представителей. јлександрийское Ч  лимента, ќригена, св. јфанаси€, Ђ¬еликих  аппадокийцевї свв. ¬асили€ и двух √ригориев (Ѕогослова и Ќисского),  ирилла јлександрийского и многих других. јнтиохийское Ц ƒиодора “арсийского, ‘еодора ћопсуетского, св.  ирилла »ерусалимского, св. »оанна «латоустого, бл. ‘еодорита  ирского и др.

Ќо в то же врем€ эти направлени€ при одностороннем развитии были доведены до уклонени€ от чистоты ѕравослави€. — јлександрийским направлением, помимо ошибок ќригена, св€зываетс€ происхождение монофизитства, а с јнтиохийским происхождение арианства и несторианства.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1913 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

2106 - | 1915 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.051 с.