Особо сильное впечатление всегда производит христианин, не боящийся мученичества: «Какое прекрасное зрелище для Бога, когда христианин борется со скорбью, когда он твердо стоит против угроз, пыток и казней, когда он смеется над страхом смерти и не боится палача; когда он сохраняет свою свободу пред царями и владыками и преклоняется только пред Богом, Которому он принадлежит, когда он, как торжествующий победитель, смеется даже над тем, кто приговорил его к казни. Чего нам желать больше, когда в наше время открылось познание истинного Бога? Будем пользоваться нашим благом, будем держаться правила истины. Да прекратится суеверие, да посрамится нечестие, да торжествует истинная религия» (37, 38).
По окончании речи наступило минутное молчание. Его прервал Цецилий, который сказал: «Мы оба победили; и я по справедливости приписываю себе победу; ибо Октавий победил меня, а я одержал победу над заблуждением. Что касается до сущности вопроса, то я исповедую Провидение, покоряюсь Богу и признаю чистоту религиозного общества, которое отныне будет и моим» (40).
«После сего, — заканчивается диалог, — радостные и веселые, мы отправились в путь. Цецилий радовался тому, что уверовал, Октавий — что разрушил его заблуждения; а я — обращению Цецилия и победе Октавия» (41).
В конце «Октавия» (гл. 36) Минуций обещает написать новое творение о судьбе «с большей полнотой и подробностью», но исполнил ли он это обещание, — остается неизвестным.
Литературные особенности
«Октавий» М. Феликса является достойным завершением апологической литературы II в. В нем нет новых богословских идей, но в необычайно изящной форме и живом одушевленном изложении представлены возражения, которые слышались против христианства в римском образованном обществе, и то, что христиане говорили в свою защиту.
Специфически-христианских элементов в апологии мало: сущностью христианства представляется монотеизм, на учение пророков делается только беглое указание, о таинствах не упоминается вовсе.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О РАССМОТРЕННЫХ СОЧИНЕНИЯХ
Можно с уверенностью считать, что хотя преследования христиан и продолжались до начала IV- го века, задача, поставленная пред писателями-апологетами, была ими успешно решена.
Правда, наибольшее значение для изменения отношения к христианам имела высокая и чистая жизнь христиан, мужество в исповедании своих убеждений до смерти. Но, как иногда называют, и «научная» или философская защита христианства имела свое немаловажное значение.
В то же время сочинения апологетов имели большое значение для развития христианского богословия. «Они, — говорит еп. Сильвестр (Малеванский), — впервые положили начало научному
методу в исследовании божественных истин веры или догматов», и ряд положений, высказанных апологетами, лишь развивался в последующие периоды. Положения эти следующие:
1. Учение о единственности, абсолютности и непознаваемости Бога из Его Откровения, а потому необходимости «чистоты сердца», открытых «очей душевных» у человека, потому что Бог не открывает Себя тем, кто не очищается от греховной скверны, затемняющей его способность познавать Бога.
2. Подробно изложено учение о Логосе — Единородном Сыне Божием, дающем «смысл и разум» всему существующему, воплотившемся для спасения мира.
4. Учение о человеке, его свободе, как существенном признаке его природы, и потому об ответственности за свои действия. Отрицание неотвратимости судьбы, как чего-то внешнего, предопределяющего поступки и участь человека.
5. Учение о бессмертии души и будущем воскресении мертвых.
6. Учение об ангелах и демонах.
Но также следует сказать и о недостаточности богословской терминологии, и о неясности учения о Святом Духе. В этом случае нужно иметь в виду конкретную цель каждого отдельного сочинения, не имевшего задачей полное изложение христианского вероучения и даже намеренное сокрытие некоторых истин от непосвященных.
«Общее одушевление, — пишет проф. прот. П. Гнедич, — проникновение не одними отвлеченными идеями, но восприятие христианства всей жизнью замечается почти во всех сочинениях рассмотренного периода, когда большинство авторов стало мучениками за свою веру и убеждения».
Возникновение гностицизма
и общий характер гностического вероучения.
Возникновение гностических доктрин имелосвою основу:
Христианство проповедовало практическое учение о спасении (что конкретно надо сделать, чтобы спастись), но не предлагало теоретических построений (т.е. богословской системы, описывающей природу созданного Богом человека, описывающей, откуда появились аномалии в этой природе и необходимость спасения от этих аномалий, описывающей, как происходило это спасение).
Между тем разум образованного язычника привык к философским построениям эллинизма (они отвечали на все эти вопросы) и желали в христианстве найти ответ на эти вопросы. Христианство такой системы не имело.
Такие системы предложил гностицизм.
Наиболее серьезно проявился – с сер. 2 века. Существовало огромное множество гностических доктрин. Вероучение всех их разное, но существуют
Общие признаки всех гностических доктрин:
1. В основе сотериологии – гносис: спасение осуществляется знанием. Знание ведет к исцелению духа, а значит к спасению. Знание – магическая сила.
2. Дуализм – противопоставление духа и материи. Материя воспринимается как зло, спасение – избавление от материи. Т.о. человеческое тело – зло, спасение происходит без тела, чуждо учение о воскресении мертвых, конец мира и спасение – освобождение духа от уз плоти.
Одни – аскеты, другие – разгул (внешнее поведение безразлично для спасения). /Пример того, как учение влияет на практическую жизнь/.
3. Докетизм («докин» - «казаться» (греч.)) – соответственно и Иисус Христос не мог иметь реального человеческого тела. Воплощение И.Х. было призрачным. И.Х. прошел через Деву Марию как вода проходит через трубу, ничего не позаимствовав от Нее. Нарушается основа христианской сотериологии – истина о Воплощении И.Х.
Отрицается реальность страданий Христа на Кресте (Василид):
«Он Сам не страдал, но некто Симон Киринейский, который был принужден нести за Него крест; сей был преображен Им, так что его считали за Иисуса, и по невежеству и ошибке был распят; а Сам Иисус принял образ Симона, стоял там и смеялся над ними. Так как Он был бестелесная сила и Ум нерожденного Отца, то Он изменялся по произволу и таким образом вознесся к пославшему Его, так как Он не мог быть удержан и был для всех невидим». (ПЕ 1,24,4)
4. Деление людей (изначальное предопределение).
-Пневматики (духовные) – способные к познанию Бога.
-Психики (душевные) – обладают частичной способностью и соответственно способны к частичному блаженству.
-Гилики (плотские) – обречены на погибель.
5. Вера в подчиненного бога – демиурга, который сотворил мир.
6. Синкретизм - Гностицизм представлял собой сочетание элементов христианства, иудейства, эллинистической философии (платонического, пифагорейского, стоического богословия), магических доктрин Египта, Халдеи, Персии. Ко всему этому присоединялся крайний аллегоризм и фантастические толкования Священных текстов. Из всего этого материала воображение создавало занимательные богословские системы.
Причины процветания гностицизма в сер. 2 века:
1. Исторические условия: христианство достаточно широко распространилось и язычество его стало воспринимать всерьез.
2. Во главе этого движения стояли люди с огромным авторитетом, красноречием, часто высокой нравственности.
3. Предлагало христианству то, что у него еще не было сформулировано: целостное понимание истории и спасения.
4. Эта научная доктрина была связано с практической жизнью: организовывались эзотерические общества посвященных и совершенных, система посвящений и таинств, астрологических предсказаний, что производило сильное впечатление.
Все это противопоставлялось еще неорганизованному христианству, у которого не было прочной внешней организации, строгой и всеобъемлющей формулировки вероучения, а господствовал харизматический дух.
5. Авторитет своих богословских систем гностики связывали с тем, что И.Х. передал «избранным ученикам» тайные доктрины (Марии Магдалине), наследниками которых они являются (например, в канонич. Евангелиях: во время Преображения присутствовали только избранные ученики, и им господь зпретил рассказывать о случившемся. Василид ссылается на Главкия, спутника апостола Петра или на Матфея. Валентин на Февду – спутника апостола Павла. Офиты – на Мариамну и через нее на Иакова, брата Господня).
Гностическая литература была широко распространена, но большинство утрачено. Современная наука знает о гностицизме из:
1. Описание гностических доктрин у христианских писателей, боровшихся с ними.
2. Находка гностической библиотеки в Наг-Хаммади (Хенобоскион).
В 1945 году в Египте близ поселка Наг-Хаммади найдена гностическая библиотека, спрятанная на монашеском кладбище. Она содержи 13 сборников (53 трактата).
Среди них:
Евангелие истины, Евангелие Филиппа, Евангелие от Фомы. (Особенности: нет рассказов о жизни и деятельности Иисуса, а гл. образом – о гносисе).
Антигностическая литература.
Как ответ на гностицизм в христианстве возникло новое литературное течение – антигностическая письменность. Существовало большое количество антигностической литературы, но она не сохранилась. Евсевий Кесарийский сообщает имена писателей-антигностиков: Агриппа Кастор, Родон, Филлип Гортинский, Модест, Музан: «Дошли до нас писания и многих других, которых мы не можем назвать даже по имени. Все эти сочинения принадлежат православным писателям Церкви, что видно из содержащегося в них толкования Божественного Писания, но имена их сочинителей нам неизвестны, потому что на книгах они не означены» (Ц.И.,5:27).
Эти писания дошли до Евсевия, но не дошли до нас. Самый яркий представитель гностицизма, сочинения которого сохранились – священномученик Ириней Лионский.
Святой Ириней Лионский
Жизнь
Сведения черпаем из Церковной Истории Евсевия Кесарийского.
Был епископом города Лиона в Галлии.
Родился о получал образование в Малой Азии, возможно в Смирне в сер. 2 века (это важно, т.к. Церкви Малой Азии в сер. 2 века первенствовали по своему авторитету, в развитии учения, в организации (широкая миссионерская деятельность, много литературных трудов, но они не дошли до нас). Авторитет школы базируется на деятельности апостола Иоанна Богослова, и его ученика – Поликарпа Смирнского. Сам Ириней был учеником Святого Поликарпа, т.е принадлежал к «третьему поколению христианства» (это важно, т.к. подтверждает, что учение Иринея – свидетельство апостольского предания)
При каких обстоятельствах Ириней покинул Малую Азию и оказался в Галлии - неизвестно. Евсевий Кесарийский сообщает, что в 177 или 178 году, когда Лионский епископ Пофин стал жертвой гонений, епископом был избран Ириней.
Еще один факт из жизни святого Иринея, сообщенный Евсевием Кесарийским: в 190-191 годах он участвовал в Пасхальных спорах. Существовали разные традиции празднования Пасхи:
- Малоазийская Церковь – 14 нисана.
- Римская Церковь – первое воскресение после 14 нисана.
Ранее две традиции мирно уживались, но известный приверженец монтанизма Власт решил в Риме распространить малоазийскую традицию. Рим. еп. Виктор пошел на конфликт и призвал Малоаз. Ц. (во главе Малоазийцев был еп. Поликрат Ефесский) к единообразию.
Ириней обратился в Рим с просьбой не нарушать церковный мир:
- т.к. Малоазийская традиция имела древние корни,
- ранее был подобный случай: Рим. еп. Аникита в 154 году вел переговоры по этому вопросу с Поликарпом Смирнский, хотя они не пришли к соглашению, но мир не был нарушен.
Евсевий Кесарийский так описывает эти события (Ц.И., 5:24):
«(9) Тогда Виктор, предстоятель римлян, собрался разом отлучить за инакомыслие асийские и сопредельные с ними Церкви; он клеймил всех тамошних братьев письменно, огульно объявляя их отлученными. (10) Не всем, однако, епископам пришлось это по душе; Виктора уговаривали подумать о мире, единении с ближними, о любви. Известны послания с резкими нападками на Виктора. (11) Среди противников Виктора был Ириней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых был: он сразу заявил, что таинственное Воскресение Господне должно праздновать только в день Господень, и стал подобающим образом уговаривать Виктора не отлучать целые Церкви Божие за то, что они соблюдают издревле переданный им обычай. Дает он много и других советов, заключая их такими словами: (12) "Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие - что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. (13) Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере"…Таким образом Ириней, в соответствии со своим именем, оказался миротворцем и на деле: звал к миру в Церкви и заботился о нем Он переписывался не только с Виктором, но и со многими главами Церквей по поводу поднятого вопроса».
О жизни святого после этого – неизвестно, время смерти также неизвестно. Предположительно – принял мученичество при Септимии Севере в 202 или 203 году.
Литературная деятельность
Гл. источник сведений – Евсевий Кес.
1. Обличение и опровержение лжеименного знания (Пять книг Против ересей). Греческий текст утрачен, но сохранился древний латинский перевод. Нет сомнений в подлинности и авторстве.
Содержание: повод к написанию – просьба друга (вероятно епископа) познакомить его с заблуждениями Валентиниан и дать руководство к их опровержению. В произведении излагается богословская система Валентина (это самый авторитетный источник об этом гностике), отмечаются главные его отличия от христиан, далее излагается история предшествующих гностиков: Симона Волхва, Менандра, Сатурниила, Василида, Карпократа. Керинфа, Маркиона.
Структура: Бессистемна, автор подчиняется естественному течению материала, связь и развитие мысли постоянно нарушаются отступлениями от темы в обл. частных вопросов.
2. Доказательство апостольской проповеди (не полемический трактат). Был открыт в 1904 году архимандритом Карпертом – найден в армянском кодексе 13 века, находившемся в Церкви Богоматери в Ереване. Рукопись отностится к 13 в., а перевод – к 7 в. Авторство Иринея подтверждается тем, что в тексте часто указывается на предыдущий труд «ПЕ», стиль автора соответствует «ПЕ».
В тексте указывается, что произведение адресовано некому Маркиану (кто это – неизвестно). Время написания – после «ПЕ», т.к. автор ссылается на этот труд. Цель – изложить Марикиану истины веры, чтобы укрепить его веру. В основе произведения – «Канон веры», сообщаемый крещаемому. Соответственно, содержание: 1. О Боге Отце, 2. О Боге Сыне, 3. О Святом Духе. Все положения Канона Ириней комментирует и подкрепляет Священным Писанием. Т.о. автор здесь выступает как пастырь-катехет.
Евсевий перечисляет еще ряд сочинений, которые не сохранились до наших дней.
Богословие святого Иринея
Христианская полемика с гностицизмом, в частности св. Иринея, для нас очень важна, потому что в этой полемике св. Ириней подробно объясняет положительное учение Церкви едва ли не по всем вопросам.
Ириней осмысливает след. вопросы:
1. Источники Церковного вероучения
Затрагивает эту тему в полемике с гностицизмом – желая показать источники церковной истины. Находит два источника: Священное Писание (Канон еще не установлен) и Священное Предание.
Впервые четко излагает церковное учение о Богодухновенности Священного Писания.
Священное Писание: «Писание совершенны, так как они изречены Словом Бога и Духом Его»
Говорит об истинности только четырех евангелий из всех существующих: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее все Слово,... открывшись человекам, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом». Тот факт, что Ириней, руководствуясь собственным церковным «чутьем», ссылался именно на те Евангелия, которые впоследствии были признаны каноническими, следует отнести к области чудес. Учитывая, что он не располагал ни словарями, ни современными критическими методами, можно сказать, что его водителем был сам Дух Святой. Ириней отбросил все гностические Евангелия и объявил четыре книги - Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна - авторитетным Писанием Церкви. Очевидно, что его критерием для выбора тех, а не других Евангелий была вера Церкви.
Впервые связывает апокалиптических животных – с головами льва, тельца, человека и орла – с четырьмя видами служения Христа – и с четырьмя евангелиями.
Однако евангелий недостаточно, поскольку еретики основывают свое вероучение также на евангелии (но неверно интерпретируют его) и создают свои евангелия. Поэтому верное понимание евангелия несет Священное Предание, идущее от апостолов.
Ириней излагает истину о преемственности епископов от апостолов, что является залогом истинного учения. Именно так сохраняется христианское вероучение. «Поэтому, надлежит следовать пресвитерам в Церкви - тем, которые, имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины».
«Истинное познание есть учение Апостолов, и изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова, состоящий в преемстве епископов, которым те (Апостолы) передали сущую по всюду Церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, убавления: здесь чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование Писаний и превосходный дар любви, который драгоценнее познания, и славнее пророчества, и превосходнее всех других дарований».
Истина преемственности епископата.
«Поелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь, основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру, которая чрез преемства епископов дошла до нас… Ибо, по необходимости, с этою церковью, по ее преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е., повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось верующими повсюду».
Здесь затрагиваются вопросы: А). преемства епископата как свидетельство истинности веры (этого нет у протестантов): «ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни».
Б). Вопрос о преимуществе Римского епископа: Ириней писал книгу на Западе для Галльской паствы, на Западе существовала только одна апостольская кафедра – Римская.