Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стина преемственности епископата. 6 страница




ќсобо сильное впечатление всегда производит христианин, не бо€щийс€ мученичества: Ђ акое прекрасное зрелище дл€ Ѕога, когда христианин боретс€ со скорбью, когда он твердо стоит против угроз, пыток и казней, когда он смеетс€ над страхом смерти и не боитс€ палача; когда он сохран€ет свою свободу пред цар€ми и владыками и преклон€етс€ только пред Ѕогом,  оторому он принадлежит, когда он, как торжествующий победитель, смеетс€ даже над тем, кто приговорил его к казни. „его нам желать больше, когда в наше врем€ открылось познание истинного Ѕога? Ѕудем пользоватьс€ нашим благом, будем держатьс€ правила истины. ƒа прекратитс€ суеверие, да посрамитс€ нечестие, да торжествует истинна€ религи€ї (37, 38).

ѕо окончании речи наступило минутное молчание. ≈го прервал ÷ецилий, который сказал: Ђћы оба победили; и € по справедливости приписываю себе победу; ибо ќктавий победил мен€, а € одержал победу над заблуждением. „то касаетс€ до сущности вопроса, то € исповедую ѕровидение, покор€юсь Ѕогу и признаю чистоту религиозного общества, которое отныне будет и моимї (40).

Ђѕосле сего, Ч заканчиваетс€ диалог, Ч радостные и веселые, мы отправились в путь. ÷ецилий радовалс€ тому, что уверовал, ќктавий Ч что разрушил его заблуждени€; а € Ч обращению ÷ецили€ и победе ќктави€ї (41).

¬ конце Ђќктави€ї (гл. 36) ћинуций обещает написать новое творение о судьбе Ђс большей полнотой и подробностьюї, но исполнил ли он это обещание, Ч остаетс€ неизвестным.

Ћитературные особенности

Ђќктавийї ћ. ‘еликса €вл€етс€ достойным завершением апологической литературы II в. ¬ нем нет новых богословских идей, но в необычайно из€щной форме и живом одушевленном изложении представлены возражени€, которые слышались против христианства в римском образованном обществе, и то, что христиане говорили в свою защиту.

—пецифически-христианских элементов в апологии мало: сущностью христианства представл€етс€ монотеизм, на учение пророков делаетс€ только беглое указание, о таинствах не упоминаетс€ вовсе.

 

 

ќЅў»≈ «јћ≈„јЌ»я ќ –ј——ћќ“–≈ЌЌџ’ —ќ„»Ќ≈Ќ»я’

ћожно с уверенностью считать, что хот€ преследовани€ христиан и продолжались до начала IV- го века, задача, поставленна€ пред писател€ми-апологетами, была ими успешно решена.

ѕравда, наибольшее значение дл€ изменени€ отношени€ к христианам имела высока€ и чиста€ жизнь христиан, мужество в исповедании своих убеждений до смерти. Ќо, как иногда называют, и Ђнаучна€ї или философска€ защита христианства имела свое немаловажное значение.

¬ то же врем€ сочинени€ апологетов имели большое значение дл€ развити€ христианского богослови€. Ђќни, Ч говорит еп. —ильвестр (ћалеванский), Ч впервые положили начало научному

методу в исследовании божественных истин веры или догматовї, и р€д положений, высказанных апологетами, лишь развивалс€ в последующие периоды. ѕоложени€ эти следующие:

1. ”чение о единственности, абсолютности и непознаваемости Ѕога из ≈го ќткровени€, а потому необходимости Ђчистоты сердцаї, открытых Ђочей душевныхї у человека, потому что Ѕог не открывает —еб€ тем, кто не очищаетс€ от греховной скверны, затемн€ющей его способность познавать Ѕога.

2. ѕодробно изложено учение о Ћогосе Ч ≈динородном —ыне Ѕожием, дающем Ђсмысл и разумї всему существующему, воплотившемс€ дл€ спасени€ мира.

4. ”чение о человеке, его свободе, как существенном признаке его природы, и потому об ответственности за свои действи€. ќтрицание неотвратимости судьбы, как чего-то внешнего, предопредел€ющего поступки и участь человека.

5. ”чение о бессмертии души и будущем воскресении мертвых.

6. ”чение об ангелах и демонах.

Ќо также следует сказать и о недостаточности богословской терминологии, и о не€сности учени€ о —в€том ƒухе. ¬ этом случае нужно иметь в виду конкретную цель каждого отдельного сочинени€, не имевшего задачей полное изложение христианского вероучени€ и даже намеренное сокрытие некоторых истин от непосв€щенных.

Ђќбщее одушевление, Ч пишет проф. прот. ѕ. √недич, Ч проникновение не одними отвлеченными иде€ми, но воспри€тие христианства всей жизнью замечаетс€ почти во всех сочинени€х рассмотренного периода, когда большинство авторов стало мучениками за свою веру и убеждени€ї.

 

 

¬озникновение гностицизма

и общий характер гностического вероучени€.

 

¬озникновение гностических доктрин имелосвою основу:

’ристианство проповедовало практическое учение о спасении (что конкретно надо сделать, чтобы спастись), но не предлагало теоретических построений (т.е. богословской системы, описывающей природу созданного Ѕогом человека, описывающей, откуда по€вились аномалии в этой природе и необходимость спасени€ от этих аномалий, описывающей, как происходило это спасение).

ћежду тем разум образованного €зычника привык к философским построени€м эллинизма (они отвечали на все эти вопросы) и желали в христианстве найти ответ на эти вопросы. ’ристианство такой системы не имело.

“акие системы предложил гностицизм.

 

Ќаиболее серьезно про€вилс€ Ц с сер. 2 века. —уществовало огромное множество гностических доктрин. ¬ероучение всех их разное, но существуют

ќбщие признаки всех гностических доктрин:

1. ¬ основе сотериологии Ц гносис: спасение осуществл€етс€ знанием. «нание ведет к исцелению духа, а значит к спасению. «нание Ц магическа€ сила.

2. ƒуализм Ц противопоставление духа и материи. ћатери€ воспринимаетс€ как зло, спасение Ц избавление от материи. “.о. человеческое тело Ц зло, спасение происходит без тела, чуждо учение о воскресении мертвых, конец мира и спасение Ц освобождение духа от уз плоти.

ќдни Ц аскеты, другие Ц разгул (внешнее поведение безразлично дл€ спасени€). /ѕример того, как учение вли€ет на практическую жизнь/.

3. ƒокетизм (Ђдокинї - Ђказатьс€ї (греч.)) Ц соответственно и »исус ’ристос не мог иметь реального человеческого тела. ¬оплощение ».’. было призрачным. ».’. прошел через ƒеву ћарию как вода проходит через трубу, ничего не позаимствовав от Ќее. Ќарушаетс€ основа христианской сотериологии Ц истина о ¬оплощении ».’.

ќтрицаетс€ реальность страданий ’риста на  ресте (¬асилид):

Ђќн —ам не страдал, но некто —имон  иринейский, который был принужден нести за Ќего крест; сей был преображен »м, так что его считали за »исуса, и по невежеству и ошибке был расп€т; а —ам »исус прин€л образ —имона, сто€л там и сме€лс€ над ними. “ак как ќн был бестелесна€ сила и ”м нерожденного ќтца, то ќн измен€лс€ по произволу и таким образом вознесс€ к пославшему ≈го, так как ќн не мог быть удержан и был дл€ всех невидимї. (ѕ≈ 1,24,4)

4. ƒеление людей (изначальное предопределение).

-ѕневматики (духовные) Ц способные к познанию Ѕога.

-ѕсихики (душевные) Ц обладают частичной способностью и соответственно способны к частичному блаженству.

-√илики (плотские) Ц обречены на погибель.

5. ¬ера в подчиненного бога Ц демиурга, который сотворил мир.

6. —инкретизм - √ностицизм представл€л собой сочетание элементов христианства, иудейства, эллинистической философии (платонического, пифагорейского, стоического богослови€), магических доктрин ≈гипта, ’алдеи, ѕерсии.  о всему этому присоедин€лс€ крайний аллегоризм и фантастические толковани€ —в€щенных текстов. »з всего этого материала воображение создавало занимательные богословские системы.

ѕричины процветани€ гностицизма в сер. 2 века:

1. »сторические услови€: христианство достаточно широко распространилось и €зычество его стало воспринимать всерьез.

2. ¬о главе этого движени€ сто€ли люди с огромным авторитетом, красноречием, часто высокой нравственности.

3. ѕредлагало христианству то, что у него еще не было сформулировано: целостное понимание истории и спасени€.

4. Ёта научна€ доктрина была св€зано с практической жизнью: организовывались эзотерические общества посв€щенных и совершенных, система посв€щений и таинств, астрологических предсказаний, что производило сильное впечатление.

¬се это противопоставл€лось еще неорганизованному христианству, у которого не было прочной внешней организации, строгой и всеобъемлющей формулировки вероучени€, а господствовал харизматический дух.

5. јвторитет своих богословских систем гностики св€зывали с тем, что ».’. передал Ђизбранным ученикамї тайные доктрины (ћарии ћагдалине), наследниками которых они €вл€ютс€ (например, в канонич. ≈вангели€х: во врем€ ѕреображени€ присутствовали только избранные ученики, и им господь зпретил рассказывать о случившемс€. ¬асилид ссылаетс€ на √лавки€, спутника апостола ѕетра или на ћатфе€. ¬алентин на ‘евду Ц спутника апостола ѕавла. ќфиты Ц на ћариамну и через нее на »акова, брата √осподн€).

 

√ностическа€ литература была широко распространена, но большинство утрачено. —овременна€ наука знает о гностицизме из:

1. ќписание гностических доктрин у христианских писателей, боровшихс€ с ними.

2. Ќаходка гностической библиотеки в Ќаг-’аммади (’енобоскион).

¬ 1945 году в ≈гипте близ поселка Ќаг-’аммади найдена гностическа€ библиотека, спр€танна€ на монашеском кладбище. ќна содержи 13 сборников (53 трактата).

—реди них:

≈вангелие истины, ≈вангелие ‘илиппа, ≈вангелие от ‘омы. (ќсобенности: нет рассказов о жизни и де€тельности »исуса, а гл. образом Ц о гносисе).

 

јнтигностическа€ литература.

 ак ответ на гностицизм в христианстве возникло новое литературное течение Ц антигностическа€ письменность. —уществовало большое количество антигностической литературы, но она не сохранилась. ≈всевий  есарийский сообщает имена писателей-антигностиков: јгриппа  астор, –одон, ‘иллип √ортинский, ћодест, ћузан: Ђƒошли до нас писани€ и многих других, которых мы не можем назвать даже по имени. ¬се эти сочинени€ принадлежат православным писател€м ÷еркви, что видно из содержащегос€ в них толковани€ Ѕожественного ѕисани€, но имена их сочинителей нам неизвестны, потому что на книгах они не означеныї (÷.».,5:27).

Ёти писани€ дошли до ≈всеви€, но не дошли до нас. —амый €ркий представитель гностицизма, сочинени€ которого сохранились Ц св€щенномученик »риней Ћионский.

 

—в€той »риней Ћионский

∆изнь

—ведени€ черпаем из ÷ерковной »стории ≈всеви€  есарийского.

Ѕыл епископом города Ћиона в √аллии.

–одилс€ о получал образование в ћалой јзии, возможно в —мирне в сер. 2 века (это важно, т.к. ÷еркви ћалой јзии в сер. 2 века первенствовали по своему авторитету, в развитии учени€, в организации (широка€ миссионерска€ де€тельность, много литературных трудов, но они не дошли до нас). јвторитет школы базируетс€ на де€тельности апостола »оанна Ѕогослова, и его ученика Ц ѕоликарпа —мирнского. —ам »риней был учеником —в€того ѕоликарпа, т.е принадлежал к Ђтретьему поколению христианстваї (это важно, т.к. подтверждает, что учение »рине€ Ц свидетельство апостольского предани€)

ѕри каких обсто€тельствах »риней покинул ћалую јзию и оказалс€ в √аллии - неизвестно. ≈всевий  есарийский сообщает, что в 177 или 178 году, когда Ћионский епископ ѕофин стал жертвой гонений, епископом был избран »риней.

≈ще один факт из жизни св€того »рине€, сообщенный ≈всевием  есарийским: в 190-191 годах он участвовал в ѕасхальных спорах. —уществовали разные традиции праздновани€ ѕасхи:

- ћалоазийска€ ÷ерковь Ц 14 нисана.

- –имска€ ÷ерковь Ц первое воскресение после 14 нисана.

–анее две традиции мирно уживались, но известный приверженец монтанизма ¬ласт решил в –име распространить малоазийскую традицию. –им. еп. ¬иктор пошел на конфликт и призвал ћалоаз. ÷. (во главе ћалоазийцев был еп. ѕоликрат ≈фесский) к единообразию.

»риней обратилс€ в –им с просьбой не нарушать церковный мир:

- т.к. ћалоазийска€ традици€ имела древние корни,

- ранее был подобный случай: –им. еп. јникита в 154 году вел переговоры по этому вопросу с ѕоликарпом —мирнский, хот€ они не пришли к соглашению, но мир не был нарушен.

≈всевий  есарийский так описывает эти событи€ (÷.»., 5:24):

Ђ(9) “огда ¬иктор, предсто€тель римл€н, собралс€ разом отлучить за инакомыслие асийские и сопредельные с ними ÷еркви; он клеймил всех тамошних братьев письменно, огульно объ€вл€€ их отлученными. (10) Ќе всем, однако, епископам пришлось это по душе; ¬иктора уговаривали подумать о мире, единении с ближними, о любви. »звестны послани€ с резкими нападками на ¬иктора. (11) —реди противников ¬иктора был »риней, писавший от лица всех галльских братьев, главой которых был: он сразу за€вил, что таинственное ¬оскресение √осподне должно праздновать только в день √осподень, и стал подобающим образом уговаривать ¬иктора не отлучать целые ÷еркви Ѕожие за то, что они соблюдают издревле переданный им обычай. ƒает он много и других советов, заключа€ их такими словами: (12) "—пор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. ќдни думают, что следует поститьс€ один день, другие - что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают дл€ поста сорок дневных и ночных часов. (13) ¬с€ эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспоко€сь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившийс€ в их простой, неприт€зательной жизни. “ем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласи€ в вере"Е“аким образом »риней, в соответствии со своим именем, оказалс€ миротворцем и на деле: звал к миру в ÷еркви и заботилс€ о нем ќн переписывалс€ не только с ¬иктором, но и со многими главами ÷ерквей по поводу подн€того вопросаї.

ќ жизни св€того после этого Ц неизвестно, врем€ смерти также неизвестно. ѕредположительно Ц прин€л мученичество при —ептимии —евере в 202 или 203 году.

Ћитературна€ де€тельность

√л. источник сведений Ц ≈всевий  ес.

1. ќбличение и опровержение лжеименного знани€ (ѕ€ть книг ѕротив ересей). √реческий текст утрачен, но сохранилс€ древний латинский перевод. Ќет сомнений в подлинности и авторстве.

—одержание: повод к написанию Ц просьба друга (веро€тно епископа) познакомить его с заблуждени€ми ¬алентиниан и дать руководство к их опровержению. ¬ произведении излагаетс€ богословска€ система ¬алентина (это самый авторитетный источник об этом гностике), отмечаютс€ главные его отличи€ от христиан, далее излагаетс€ истори€ предшествующих гностиков: —имона ¬олхва, ћенандра, —атурниила, ¬асилида,  арпократа.  еринфа, ћаркиона.

—труктура: Ѕессистемна, автор подчин€етс€ естественному течению материала, св€зь и развитие мысли посто€нно нарушаютс€ отступлени€ми от темы в обл. частных вопросов.

 

2. ƒоказательство апостольской проповеди (не полемический трактат). Ѕыл открыт в 1904 году архимандритом  арпертом Ц найден в арм€нском кодексе 13 века, находившемс€ в ÷еркви Ѕогоматери в ≈реване. –укопись отноститс€ к 13 в., а перевод Ц к 7 в. јвторство »рине€ подтверждаетс€ тем, что в тексте часто указываетс€ на предыдущий труд Ђѕ≈ї, стиль автора соответствует Ђѕ≈ї.

¬ тексте указываетс€, что произведение адресовано некому ћаркиану (кто это Ц неизвестно). ¬рем€ написани€ Ц после Ђѕ≈ї, т.к. автор ссылаетс€ на этот труд. ÷ель Ц изложить ћарикиану истины веры, чтобы укрепить его веру. ¬ основе произведени€ Ц Ђ анон верыї, сообщаемый крещаемому. —оответственно, содержание: 1. ќ Ѕоге ќтце, 2. ќ Ѕоге —ыне, 3. ќ —в€том ƒухе. ¬се положени€  анона »риней комментирует и подкрепл€ет —в€щенным ѕисанием. “.о. автор здесь выступает как пастырь-катехет.

≈всевий перечисл€ет еще р€д сочинений, которые не сохранились до наших дней.

 

Ѕогословие св€того »рине€

’ристианска€ полемика с гностицизмом, в частности св. »рине€, дл€ нас очень важна, потому что в этой полемике св. »риней подробно объ€сн€ет положительное учение ÷еркви едва ли не по всем вопросам.

»риней осмысливает след. вопросы:

 

1. »сточники ÷ерковного вероучени€

«атрагивает эту тему в полемике с гностицизмом Ц жела€ показать источники церковной истины. Ќаходит два источника: —в€щенное ѕисание ( анон еще не установлен) и —в€щенное ѕредание.

¬первые четко излагает церковное учение о Ѕогодухновенности —в€щенного ѕисани€.

—в€щенное ѕисание: Ђѕисание совершенны, так как они изречены —ловом Ѕога и ƒухом ≈гої

√оворит об истинности только четырех евангелий из всех существующих: ЂЌевозможно, чтобы ≈вангелий было числом больше или меньше, чем их есть. »бо, так как четыре страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как ÷ерковь рассе€на по всей земле, а столп и утверждение ÷еркви есть ≈вангелие и ƒух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживл€ющих людей. »з этого €сно, что устро€ющее все —лово,... открывшись человекам, дало нам ≈вангелие в четырех видах, но проникнутое одним ƒухомї. “от факт, что »риней, руководству€сь собственным церковным Ђчутьемї, ссылалс€ именно на те ≈вангели€, которые впоследствии были признаны каноническими, следует отнести к области чудес. ”читыва€, что он не располагал ни словар€ми, ни современными критическими методами, можно сказать, что его водителем был сам ƒух —в€той. »риней отбросил все гностические ≈вангели€ и объ€вил четыре книги - ≈вангели€ от ћатфе€, от ћарка, от Ћуки и от »оанна - авторитетным ѕисанием ÷еркви. ќчевидно, что его критерием дл€ выбора тех, а не других ≈вангелий была вера ÷еркви.

¬первые св€зывает апокалиптических животных Ц с головами льва, тельца, человека и орла Ц с четырьм€ видами служени€ ’риста Ц и с четырьм€ евангели€ми.

ќднако евангелий недостаточно, поскольку еретики основывают свое вероучение также на евангелии (но неверно интерпретируют его) и создают свои евангели€. ѕоэтому верное понимание евангели€ несет —в€щенное ѕредание, идущее от апостолов.

»риней излагает истину о преемственности епископов от апостолов, что €вл€етс€ залогом истинного учени€. »менно так сохран€етс€ христианское вероучение. Ђѕоэтому, надлежит следовать пресвитерам в ÷еркви - тем, которые, имеют преемство от јпостолов и вместе с преемством епископства по благоволению ќтца получили известное дарование истиныї.

Ђ»стинное познание есть учение јпостолов, и изначальное устройство ÷еркви во всем мире, и признак “ела ’ристова, состо€щий в преемстве епископов, которым те (јпостолы) передали сущую по всюду ÷ерковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением ѕисаний, не принима€ ни прибавлени€, убавлени€: здесь чтение (ѕисаний) без искажени€ и правильное и тщательное, безопасное и чуждое богохульства истолкование ѕисаний и превосходный дар любви, который драгоценнее познани€, и славнее пророчества, и превосходнее всех других дарованийї.

 

»стина преемственности епископата.

 

Ђѕоелику было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечисл€ть преемства (предсто€телей) всех церквей, то € приведу предание, которое имеет от апостолов величайша€, древнейша€ и всем известна€ церковь, основанна€ и устроенна€ в –име двум€ славнейшими апостолами ѕетром и ѕавлом, и возвещенную люд€м веру, котора€ чрез преемства епископов дошла до насЕ »бо, по необходимости, с этою церковью, по ее преимущественной важности, согласуетс€ вс€ка€ церковь, т.е., повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохран€лось верующими повсюдуї.

«десь затрагиваютс€ вопросы: ј). преемства епископата как свидетельство истинности веры (этого нет у протестантов): Ђибо јпостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относитс€ к истине, так что вс€кий желающий берет из нее питие жизниї.

Ѕ). ¬опрос о преимуществе –имского епископа: »риней писал книгу на «ападе дл€ √алльской паствы, на «ападе существовала только одна апостольска€ кафедра Ц –имска€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 569 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

2018 - | 1998 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.047 с.