Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тринитарные аспекты в творениях святого Иринея Лионского




В целом для христианства второй пол. 2 века характерны след. особенности Триадологии:

ü О Боге говорится в апофатических терминах: Бог непознаваем, беспределен, недосягаем…

ü Мало упоминается о Третьем Лице Троицы – Святом Духе, иногда отождествляется Второе и Третье Лица Святой Троицы.

ü Характерна склонность к субординатизму.

ü В бытии Логоса выделяется некий пограничный пункт – творение мира (св. Иустин Философ говорит о Логосе внутреннем и Логосе изреченном), что подразумевает изменяемость Его бытия (изменяемость подразумевает несовершенство).

ü В употреблении уже был термин «Троица» - впервые встречается в творениях св. Феофила Антиохийского (в греч. письменности) и Тертуллиана (в латинской письменности).

В учении о Троице св. Ириней основывается на Триадологии своих предшественников – апологетов, но привносятся: а). Особенности малоазийского богословия (для малоазийского богословия характерна идея строгого единства Отца и Сына); б). Особенности, обусловленные антигностической напрвленностью (гностики разделяли простое существо Бога: каждое свойство Бога олицетворялось ими в отдельном существе-личности – эоне).

Главная особенность Триадологии св. Иринея, обусловленная антигностической направленностью – немногословность в учении о Троице: он обращает внимание, что тайна Троицы непостижима для человеческого ума (это девиз всей Триадологии св. Иринея). Он отказывается от всяких объяснений в области Личных свойств Лиц Святой Троицы – это непостижимо (в отличие от гностиков, которые уверенно рассуждали о процессе рождения Сына от Отца, «как будто они при этом были акушерами»).

У св. Иринея мы впервые встречаем триадологию того типа, который близок к учению великих отцов IV в. Но в контексте II в. она была весьма примечательным исключением, и даже в течение III в. она далеко не успела стать общепринятой. Читая св. Иринея, можно подумать, что он писал после I Вселенского Собора — настолько его концептуальные построения были необычными для его времени. Конечно, в первую очередь, такой “современностью” его творений для посленикейского богословия объясняется довольно хорошая сохранность его творений — весьма необычная для богословских произведений отцов II в.

У св. Иринея совершенно однозначно различаются в Троице Отец, Сын и Святой Дух. Становится совершенно невозможным отождествление Сына и Духа — тогда как среди современников св. Иринея мы едва ли найдем хотя бы одного, который бы их не отождествлял. У св. Иринея впервые слова, обозначающие имена Лиц Святой Троицы — Отец, Сын и Дух Святой, — окончательно становятся понятиями в нашем смысле слова, то есть, имеющими какой-то свой смысл безотносительно к тому, говорим ли мы о Боговоплощении и Откровении Бога или же нет.

Современники св. Иринея, не говоря уже о предшественниках, излагали учение о Боге только в связи с Его откровением к людям и, особенно, в связи с Боговоплощением. Триадологическая полемика с гностиками потребовала от Церкви учения о Боге безотносительно к Его откровению. Первый и весьма решительный шаг тут был сделан св. Иринеем. У него еще нет учения о Боге безотносительно к откровению вообще — такого учения нужно будет ждать до второй половины IV в. (до Великих Каппадокийцев). Однако, сами главные категории троичного богословия — именования ипостасей — определяются им уже безотносительно к откровению. У св. Иринея значение имени “Сын”, равно как и имени “Дух”, более не зависит от факта Боговоплощения. Ему важно утвердить, что за этими именами стоят разные реальности — хотя и в едином и единственном Боге.

Важнейшее определение дано в ПЕ 4,38,3: “ действует Бог (имеется ввиду Отец) через Сына в Духе Святом ”. “ Отец носит вместе творение и Свое Слово, а Слово, носимое Отцом, подает Духа всем, соответственно воле Отчей <...>. Превыше всего — Отец, и Он — глава Христа; чрез все — Слово, и Оно — глава Церкви; во всем — Дух, и Он есть вода жива, которую Господь подает всем православно верующим в Него и любящим Его ”. Это потом будут повторять другие святые отцы, напр., св. Кирилл Александрийский в V в. Подобные формулировки св. Иринея были непосредственно вдохновлены св. Феофилом. Это особенно заметно в случае ПЕ 4,20,1: “ Отец всегда имел при Себе Слово и Премудрость — Сына и Духа, — Которыми и в Которых Он свободно сотворил всё ”. Ср. у св. Феофила (2 Авт., 15), где дается определение вводимого им термина “Троица — Бога, и Его Слова и Его Премудрости”. Св. Ириней последовал за св. Феофилом в именовании Духа Премудростью, но, в отличие от св. Феофила, у него уже станут невозможными фразы наподобие “ Сын, Иже есть Дух ”.

Итак, заимствованная от св. Феофила концептуальная форма — сама по себе, еще тогда весьма новая — наполняется у св. Иринея еще более новым содержанием. Однако, когда мы тут говорим о новизне, не следует думать, будто существенно новым было богословское учение как таковое. Новыми были только его концептуальные формы, которые потребовались в связи с новыми запросами времени.

Св. Ириней отвергает учение апологетов о Логосе внутреннем и Логосе изреченном и говорит, что такое представление ведет к признанию изменяемости Бога. Св. Ириней подчеркивает мысль о совечности Отца и Сына и Их неизменяемости.

Он определяет Божество как совокупность всех идеальных свойств. Отсюда также следует вывод о невозможности какого-либо развития или изменения в жизни Божества.

На основе богословских рассуждений о совечности и неизменяемости Отца и Сына св. Ириней впервые в христианской письменности говорит о вечном рождении Сына от Отца.!!!!!!!!!

Но также богословие св. Иринея сохраняет черты, характерные для Триадологии всех апологетов:

ü Как и предшественники св. Иринея о Существе Божием говорит в апофатических терминах

ü Сохраняются некоторые черты субординатизма: Сын «получает господство и власть от Отца», «подчинен Отцу», является «Слугой Отца» (так считает И.В. Попов, но это спорно).

ü Представление о Святом Духе как орудии Божиего Откровения в мире. В целом рассуждениям о Святом Духе св. Ириней, как и все апологеты, уделяет немного внимания. Особенностью Пневматологии св. Иринея является то, что он говорит о святом Духе, главным образом, в рамках сотериологии: подчеркивает, что Святым Духом усвояются человеку плоды искупления, в человеке через наитие Святого Духа возрождается подобие Божие.

Т.о., отличительные черты триадологии св. Иринея: непостижимость тайны Св. Троицы, Единство Отца и Сына, основанное на вечности и неизменяемости Бога (Божественность Логоса, Его вечное раждение от Отца).

4. Сотериология

Представлена в противовес гностикам (цель гностических доктрин – спасение)

В основе сотериологии гностиков – дуализм: спасение состоит в освобождении духа от власти материи. В этом гностики и видели миссию Христа. Соответственно, они не могли признать реальности Боговоплощения и реальности крестных страданий Спасителя.

Антропология св. Иринея служит ключом к пониманию его учения о Воплощении, искуплении и спасении:

Образ и Подобие: В отличие от позднейших отцов Ириней утверждает, что образ Божий находится не только в душе, но и в теле человека: быть по Образу Божию, значит быть по Образу Бога Слова Воплощенного. Жизнь «по Подобию» человеку сообщает Святой Дух, соединяющий человека с Богом.

Состав человеческой природы: В противовес гностикам он утверждает, что ни душа, ни тело в отдельности не составляют целого человека, но являются только его составляющими: «Ибо, ни плотское создание само по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; ни душа сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека; ни дух не есть человек, ибо он называется духом, а не человеком. Соединение же и союз всех сих составляет совершенного человека. И поэтому Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: "Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5.23)» (ПЕ 5, 6,1). Т.о. человек спасается в единстве духовной и телесной природы. Трихотомист: человек состоит из тела, души и Духа. Дух в человеке – то, что делает человека Подобным Богу (грехопадение – утрата Подобия, т.е. утрата залога Духа Святого). Предлагаемая Иринеем схема очень динамична, каждый элемент в ней несет свою особую функцию: духу принадлежит господство над телом, душа же подвижно располагается между ними; чем ближе к духу «поднимается» душа, тем больше человек приближается к Богу, чем ниже она «спускается», тем ближе человек к животному.

Грехопадение: необходимость спасения связана с грехопадением прародителей. Ириней описывает, что произошло с прародителями в раю. В основе грехопадения лежат: 1. Свободная воля человека – он впервые проявил непослушание к Богу. 2. Обольщение со стороны диавола («глава и вождь греха»).

Последствия грехопадения: Потеря человеком залога Духа Святого, дающего бессмертие (человек стал жить не «по Подобию»), результат чего – отчуждение человека от Бога, превращение в «сосуд власти диавола» и смерть

Т.о. человек впал в аномальное состояние – изменилась природа человека: «Ибо вместе со вкушением они приняли и смерть, потому что вкусили в непослушании, непослушание же Богу приносить смерть. Поэтому, с того времени они были преданы смерти, сделавшись ее должниками… Он утратил естественное свойство и детское расположение и пришел в понимание худшего. Через непослушание потерял одежду святыни, какую имел от Духа».

Грехопадение прародителей отразилось на всем человечестве: основание наследственной передачи греха – единство плоти, связывающей Адама с его потомками («И во гресех роди мя мати моя»). В преступлении Адама Ириней видит врата, через которые грех вошел в человеческий мир, внес порчу в человеческую природу и сделал весь род Адама подвластным греху и смерти. Т.о. все человечество – в аномальном состоянии и нуждается в спасении. Н.З.: Рим. 5:12: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Спасение – возвращение человеческой природы в изначальное состояние – исцеление человека.

Почему Бог спасает человека: диавол – источник зла – не является самостоятельным, независимым о Бога. Он неизбежно обречен на поражение в противостоянии Богу, Если бы человек не мог быть возвращен к Богообщению – это бы значило, что Бог не всемогущ.

Возможность спасения коренилась и в нравственном состоянии павшего человека. Ириней считает, что прародители испытывали покаяние: он приводит свой комментарий библейского сюжета: «Ибо обольщенный другим под предлогом бессмертия, он тотчас объемлется страхом и скрывается не так, как будто бы мог избегнуть Бога, но смущенный тем, что, преступив заповедь Его, он недостоин явиться пред Бога и беседовать с Ним. "Страх же Божий есть начало премудрости" (Пр. 1.7; 9.10); сознание преступления произвело раскаяние, а раскаивающимся Бог дарует Свое милосердие. Ибо (Адам) на деле показал свое раскаяние чрез препоясание, покрыв себя смоковничными листьями? … Он… сделал одеяние, соответственное с его непослушанием, пораженный страхом Божиим; и укрощая сильное стремление своей плоти надел узду воздержания на себя и на свою жену, боясь Бога, и ожидая Его пришествия: Поелику - говорил он - я чрез непослушание потерял одежду святыни, какую имел от Духа, то сознаю теперь, что я достоин такой одежды, которая не доставляет никакой приятности, но колет и уязвляет тело. И он всегда бы носил эту одежду, смиряя себя самого, если бы милосердый Господь не облек их одеждами кожаными вместо смоковничных листьев» (ПЕ 3,23,1).

Т.о. Бог проявляет милосердие по отношению к павшему человеку, а не наказывает его. «Бог проклял не самого Адама, но землю в отношении к его делам, как некто из древних сказал: "Бог перенес проклятие на землю, чтобы оно не осталось на человеке"».

Боговоплощение.

Необходимость Боговоплощениея:

Ослабленный грехом человек не мог уже не грешить и не мог возвратиться к Богу, т.е. не мог самостоятельно восстановить утраченное Богоподобие. Это мог сделать только Бог, но не нарушая свободной воли человека. Поэтому Бог Сам становится человеком.

Сущность спасения через Боговоплощение: Спасение Ириней понимает как возвращение к первозданному состоянию – возвращение человеческой природе свойств, утраченных при грехопадении. А это возможно только при соединении человека с Богом – что и происходит во время Боговоплощения: Божественная нетленная природа, оставившая человека после грехопадения вновь соединяется с человеческим естеством и восстанавливает его в первозданной чистоте. Т.о., Боговоплощение – неотъемлемый центральная идея спасения – исцеления человека от греха, сущность спасения. «Слово Божие обитало в человеке, чтобы приучить человека принимать Бога, и Бога - обитать в человеке».

Ириней обращает внимание, что Спаситель должен быть обязательно Богочеловеком. Если Христос только человек (так говорили евиониты «Христос обычный человек, родившийся от Иосифа») – то человеческая природа остается прежней, без изменений. Если Он только Бог (так говорили гностики) – то Его Божество никак не влияет на человеческую природу.

Но это могло произойти только без нарушения свободной воли человека. Приготовление человечества ко спасению – вся ВЗ история. ВЗ – цепь промыслительных действий (в отличие от гностиков, различавших Бога ВЗ и Бога НЗ. Ириней обр. внимание на единство двух Заветов). Явление архангела Гавриила Деве Марии – испрашивание человеческого согласия на спасение.

Ириней первым высказал мысль о связи Боговоплощения с обожением человека. «Слово Божие сделалось тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он». Ириней не затрагивает вопроса об образе соединения во Христе двух природ, но его сотериологическое освещение этого вопроса имело важное значение в будущих спорах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 723 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.