Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стина преемственности епископата. 4 страница




¬ерха безуми€ религи€ греков достигает в египетском культе, предметом которого служат самые ничтожные животные и растени€. „то касаетс€ иудеев, то они знают ≈диного, »стинного Ѕога, но почитают ≈го неподобающим образом Ч путем внешних обр€дов и жертв, так что служат они, собственно, не Ѕогу, а ангелам. “олько христиане и знают истинного Ѕога и правильно почитают ≈го, соблюда€ ≈го заповеди. ќни ведут чистую жизнь, во всем помогают друг другу, иногда пост€тс€, чтобы творить милостыню, всегда хвал€т Ѕога и, принима€ пищу, вс€кий раз благодар€т ≈го. ¬ то врем€ как одни из греков осквернили себ€ вс€кими пороками, другие, обратившиес€ ко ’ристу, и живут честно и стыд€тс€ прежних своих дел; напрасно поэтому €зычники клевещут на христиан; пусть лучше примут их учение и познают истину.

ѕолнее об образе жизни христиан јристид предлагает прочесть самому императору в их книгах, чтобы убедитьс€, что он ничего не измыслил от себ€.

”„≈Ќ»≈ ј–»—“»ƒј

÷ентральный пункт в догматическом воззрении јристида составл€ет учение о Ѕоге. јристид первый пытаетс€ выразить это учение в философской форме. »стину быти€ Ѕожи€ он выводит из факта существовани€ и прекрасного устройства мира. ”дивление пред красотой мироздани€ приводит јристида к признанию Ђнепреодолимой силыї, управл€ющей миром, т. е. Ѕога, Ђ оторый во всем присутствует и от всего сокрытї (1,2). ѕри таком рассмотрении истины быти€ Ѕожи€ пон€тие о Ѕоге принимает у јристида космический характер: ќн Ч Ђƒвигатель всегої; Ѕог Ђв своем существе непостижим и рассуждать о крепости ≈го правлени€, бесполезної (1,2); о Ќем можно сказать, что Ђќн Ѕог над всем,  оторый все создал ради человекаї (1,3). ќтсюда в содержание пон€ти€ Ѕога вход€т преимущественно признаки, так называемые, отрицательные, указывающие на ≈го абсолютность. Ѕог не сотворен, не рожден, неизмен€ем, без начала и конца, без вс€кого недостатка; у Ќего нет ни цвета, ни образа, ни членов, ни мужского пола, ни женского; ќн безграничен Ч небо не ограничивает ≈го, а напротив, обнимаетс€ »м. ¬се эти признаки отрицательного характера говор€т о том, что Ђне есть Ѕогї, но они не определ€ют существа Ѕожи€. ќтсюда Ѕог непостижим и не имеет имени. Ќо в то же врем€ Ѕог есть —ущество нравственно-совершенное: в ЂЅоге нет ни гнева, ни €рости. «аблуждение и забвение не в ≈го природе, ибо ќн Ч совершенна€ мудрость и ведение, и через Ќего все существуетї (1, 6).

ƒругие пункты христианского вероучени€ выступают у јристида в генеалогии христиан и по форме напоминают символ. ’ристиане, говорит јристид, ведут свой род от »исуса ’риста. ќн исповедуетс€ —ыном ¬севышнего Ѕога, Ђи о Ќем говоритс€, что Ѕог сошел с неба (в —в€том ƒухе) и от еврейской ƒевы прин€л и облекс€ плотьюї (2,6). Ђќн имел 12 учеников дл€ довершени€ —воего домостроительства. ќн был пронзен иуде€ми и умер, и погребен, и, как передают они (апостолы), через три дн€ воскрес и вознесс€ на небої (2,8). ¬ такой же символьной (а не философской) форме јристид излагает и учение о Ѕоге, когда предлагает его как учение христиан: Ђќни Ч говорит он, Ч признают и веруют в Ѕога, “ворца неба и земли.,  оторый подле —еб€ не имеет никакого иного богаї (15,2). ¬ конце апологии автор указывает на страшный суд, Ђкоторый через »исуса, ћессию, придет на весь род человеческийї (17,8), неоднократно он говорит в апологии и о ча€нии будущей жизни по воскресении (15,3; 16,3). —оедин€€ все эти члены веры, получаем довольно полную формулу —имвола веры, более полную, чем та, которую мы видели у св. ѕоликарпа. јристид Ч второй после св. ѕоликарпа свидетель существовани€ в древней ÷еркви символа веры (нет еще членов о —в€том ƒухе, ÷еркви и таинстве  рещени€). ќн же, наконец, €вл€етс€ важным свидетелем значени€ у христиан —в€щ. ѕисани€, на которое он неоднократно ссылалс€, как на источник их веро- и нравоучени€. (15,1; 16,5 17,1).

—тиль апологии јристида

ѕо внешней своей форме апологи€ отличаетс€ от последующих (напр., св. »устина ћуч.) апологий: 1) планомерностью и упор€доченностью изложени€, которой нет у большинства апологетов. Ќекоторые ее страницы, напр., описание св€той жизни первых христиан, производ€т художественное впечатление; 2) дл€ апологии характерно отсутствие дословных цитат из —в€щ. ѕисани€, что так обильно у св. »устина ћученика.

ј‘»Ќј√ќ–

»з творений јфинагора сохранились: апологи€ Ђјфинагора јфин€нина, философа христианского, прошение о христианахї и сочинение Ђќ воскресении мертвыхї.

ќб јфинагоре известно только (из его апологии), что он сначала был противником христианства, потом обратилс€. ¬озможно, что он был учителем  лимента јлександрийского. ≈го апологи€ была написана дл€ представлени€ императорам ћарку јврелию јнтонину и его соправителю  оммоду около 176 года.

—ќƒ≈–∆јЌ»≈. јпологи€ (37 глав) распадаетс€ на три части, в которых разбираютс€ три обвинени€ против христиан: в безбожии (4-30), кровосмешении (31-34) и €дении человеческого м€са (45-36).

ќбраща€сь к государ€м, јфинагор просит их обратить внимание на то, что в то врем€ как в их государстве и под их мудрым правлением все народы пользуютс€ свободой поклонени€ своим богам и наход€тс€ под защитой законов, одни только христиане за одно им€ подвергаютс€ гонени€м без

вс€кого расследовани€ их виновности (1 гл.), без необходимой во вс€ком суде проверки тех обвинений, которые на них возвод€тс€, так что христиане лишены самого элементарного права, в котором не отказывают и т€жким преступникам. ¬о им€ справедливости апологет просит императоров издать закон, по которому христиан судили бы обычным пор€дком за их дела, а не за их им€ (2 гл.). —ам јфинагор сознает, что если бы были справедливы три ужасных обвинени€, обычно направл€емые против христиан, то нужно было бы не только наказывать, а и совершенно истребить Ђс женами и детьмиї. Ќо они ложны, и это намерен он показать в своей апологии (3).

I. Ќесправедливость обвинени€ христиан в безбожии јфинагор опровергает особенно подробно. ’ристиане не безбожники, прежде всего потому, что они признают ≈диного Ѕога; а монотеизм вовсе не признак безбожи€, ибо его держались философы, которых никто не считает безбожниками. ј то, что Ѕог один, предполагаетс€ и человеческим разумом и удостовер€етс€ свидетельствами пророков. ’ристиане почитают также и —ына Ѕожи€, и ƒуха —в€того, и множество ангелов. ѕоэтому их ни в коем случае нельз€ упрекать в безбожии. “о же самое следует и из рассмотрени€ их нравственной жизни: христиане учат о любви к врагам, о незлобии, а многие из них (Ђнеобразованные, ремесленники, старицыї), хот€ словом не могут доказать правоту своего учени€, однако, делами, св€той жизнью своей ос€зательно оправдывают его; а такую жизнь они ведут потому, что признают, что Ѕог бодрствует над родом человеческим и в будущем воздаст за человеколюбивую и скромную жизнь несказанными благами.

ƒоказав, что христиане не безбожники, јфинагор переходит к критике €зычества.

II. «ащища€ христиан от обвинений в безнравственности, јфинагор показывает, что христиане вер€т в будущее возда€ние и, следовательно, не допуст€т ничего безнравственного. ¬ частности, против обвинени€ в кровосмешени€х говорит высоконравственна€ жизнь христиан: они считают грехом даже смотреть на женщину с вожделением и не позвол€ют себе повторить братское целование, когда оно понравитс€; жену каждый имеет только дл€ деторождени€, которое служит и мерой воздержани€; многие же и вовсе ведут безбрачную жизнь, наде€сь так теснее соединитьс€ с Ѕогом. ¬виду этого к самим €зычникам, скорее, нужно применить пословицу: ЂЅлудница укор€ет целомудреннуюї (34).

III. „то касаетс€ обвинени€ в людоедстве, то оно тем более несправедливо, что христиане не хот€т даже смотреть на человекоубийство (напр., на гладиаторских играх), а не то, чтобы убивать и есть людей; они запрещают вытравл€ть младенца в утробе матери, тем более не станут убивать ребенка уже вскормленного; никто не допустит этого и ввиду наказаний по воскресении. ¬ заключении повтор€етс€ просьба о справедливости: христиане, мол€щиес€ за власть царскую, заслуживают этого.

—очинение Ђќ ¬ќ— –≈—≈Ќ»» ћ≈–“¬џ’ї состоит из 25 глав; в нем јфинагор сначала (1-10) опровергает возражени€ против воскресени€ мертвых, а затем (11-25) подтверждает эту истину положительными доводами. –ассуждение ведетс€ по преимуществу философским путем.

–азбира€ возражени€ против воскресени€, јфинагор в основу своих рассуждений полагает бесспорный догмат о Ѕоге. Ѕог может и хочет воскресить мертвых. Ѕог может сделать это, ибо ќн: а) знает весь состав человека, знает, куда поступает кажда€ его частица, и как восстановить тело по его разрушении, и б) имеет силу дл€ этого: раз ќн из небыти€ создал тела человеческие, то может и по разрушении воскресить их.

Ѕогу угодно воскресить мертвых. Ёто было бы ≈му неугодно, если бы было несправедливо или недостойно ≈го. Ќо воскресение тела не делает несправедливости ни духовным существам, которым оно нисколько не мешает; ни животным, которые и не будут существовать по воскресении; ни душе воскрешаемого человека, ибо нет дл€ нее обиды получить нетленное тело, если и при жизни она была св€зана с ним и не видела в этом несправедливости. Ќельз€ считать воскресение и недостойным Ѕога, ибо, если угодно Ѕогу было создать тело тленное, то тем более Ч тело нетленное.

ƒоказав возможность воскресени€, јфинагор переходит к изложению пр€мых доказательств в его пользу. »стина воскресени€ следует уже из цели творени€ людей. „еловек создан не случайно, а дл€ вечности, поэтому и украшен Ѕогом духовными благами. ѕодтверждаетс€ эта истина и путем рассмотрени€ природы человека, состо€щей из души и тела, тесно св€занных между собой. Ёта св€зь

нарушаетс€ смертью только временно. „еловек должен пройти многочисленные изменени€ Ч от бесформенного семени до воскресени€ тела нетлени€.

Ѕќ√ќ—Ћќ¬»≈

”чение о единстве Ѕожием и о “роичности. ¬ апологии јфинагора это учение излагаетс€ полнее и отчетливее, чем у других. Ђ¬еруем, что Ѕог един. ѕоэты и философы догадочно касались этого предмета, как и других, по сродству духа своего с божественным, движимые каждый своей душой испытать, не удастс€ ли ему найти и познать истинуї (гл. 7). ѕравильное познание о Ѕоге можно получить только через ≈го откровение, и автор говорит далее о ƒухе Ѕожием, Ђ оторый двигал устами пророков, как инструментамиї (7). јфинагор впервые дает рациональное доказательство единства Ѕожи€. ≈сли бы было два безначальных, то они, по его рассуждению, были бы или в одном месте или каждый в своем. Ќи первое, ни второе невозможно. Ђ¬ одном и том же месте быть они не могли. »бо если они боги, то не подобны друг другу; но они не подобны, потому что безначальны: все существа, имеющие начало, подобны своим образцам; а безначальные существа не подобны, потому что не произошли от кого другого или по какому-нибудь образцу. ≈сли же каждый из них существует отдельно, а Ѕог “ворец мира находитс€ выше сотворенного и окрест всего, что ќн сотворил и устроил, то где будет другой бог, где прочие?ї (8).

” ≈диного ¬ысочайшего Ѕога есть —ын Ч —лово ќтца, ≈го иде€ и энерги€ (т. е. действительна€ сила, реализующа€ идеи), так что Ђпо Ќему и чрез Ќего все сотвореної (10). —ын составл€ет одно с ќтцом Ђпо единству и силе ƒухаї (т. е. божеской природы, 10).

 роме —ына, от Ѕога исходит Ђƒух —в€той, действующий в пророках, исходит подобно лучу солнечному, истека€ из Ќего и возвраща€сь к Ќемуї (10). ¬ последних словах јфинагор не особенно €сно отмечает личное и самосто€тельное бытие —в€того ƒуха.

”чение о —в€той “роице јфинагор излагает €снее всех апологетов. Ђ то не удивитс€, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедают Ѕога ќтца и Ѕога —ына и ƒуха —в€того и признают »х единство в силе и различие в пор€дкеї (10). Ѕог Ђвсе сотворил —ловом и все содержит ƒухом —воимї (гл. 6). Ђћы признаем Ѕога и —ына ≈го Ч —лово, и ƒуха —в€того, именно составл€ющих одно по силе —воей Ч ќтца, —ына и ƒуха; ибо —ын есть ум, —лово, мудрость ќтца, а ƒух есть истечение ≈го, как свет от огн€ї (24).

“аким образом, при наклонности к субординационизму јфинагор недалеко стоит от Ќикейской формулы единосущи€.

”чение об ангелах замечательно по своей €сности. јнгелам приписываетс€ участие в божественном ѕромысле, именно: управление стихи€ми и небесами и владычество над веществом, так что им принадлежит частный промысел, а Ѕогу Ч общий. Ќекоторые из этих тварных ангелов злоупотребили предоставленной им властью и стали враждебными Ѕогу.

’арактеристика јфинагора как писател€. ѕо своим воззрени€м јфинагор не €вл€етс€ оригинальным писателем. Ќо он превосходит других апологетов литературными достоинствами своих произведений; €зык его €сен, чист и из€щен, изложение строго последовательно, планомерно. јфинагор выдел€етс€ из р€да апологетов и заметной светскостью своих мнений. Ѕиблии (¬.«.) он почти не цитирует. ’ристианское учение он излагает исключительно в философской форме, обосновыва€ его рационально.

ћ≈Ћ»“ќЌ, ≈ѕ»— ќѕ —ј–ƒ»…— »…

ћелитон, о котором как о писателе имеютс€ упоминани€ у ≈всеви€, “ертуллиана, блаж. »еронима, был епископом —арды в ћалой јзии во второй половине 2-го века, путешествовал по ѕалестине дл€ изучени€ мест, где происходили событи€ св€щ. истории, и дл€ исследовани€ книг ¬етхого «авета (вы€сн€л их подлинность), участвовал в споре о праздновании ѕасхи, пользовалс€ большим уважением.

≈пископ —ардийский написал р€д сочинений на темы библейские (о пророках, об ќткровении св. »оанна), догматические (о ÷еркви, о крещении, о телесности Ѕога), церковно-практические (о ѕасхе, об образе жизни, о страннолюбии) и др. (см. ≈всеви€. ÷.».!”,26). ƒо нас дошли лишь следующие:

1. ‘рагменты из апологии в защиту христиан, поданной ок. 170 г. императору ћарку јврелию (сохранены у ≈всеви€. ÷.».!”,26). јпологет повествует о гонени€х на Ђлюдей богобо€зненныхї и просит императора справедливо решить, достойны ли эти люди Ђсмерти и наказани€, или освобождени€ и спокойстви€ї. ¬ данной апологии впервые в христианской литературе проводитс€ мысль, осуществленна€ затем в ¬изантии, о так называемой симфонии между ÷ерковью и государством. ћелитон пр€мо за€вл€ет императору, что по€вление христианства стало Ђдобрым предзнаменованием, потому что с тех пор –имска€ держава возвеличилась и прославиласьї.

2. ¬ 1940 г. Ѕоннер открыл греческий кодекс IV века, содержащий почти полный текст проповеди ћелитона Ђќ страст€х ’ристовыхї (в 1940 г. издан в Ћондоне, в 1966 Ч в ѕариже). Ѕоннер назвал это сочинение Ђѕроповедь в —трастную ѕ€тницуї. Ђ—лушайте все народы и внимайте, Ч призывает апологет. Ч ѕовесивший землю (на водах), был повешен (на древе), –аспростерший небеса, был распростерт (на кресте), вс€ ”твердивший, был утвержден на древеї.

3. ¬ 1972 г. бельгийский иезуит ¬ан ≈сбрук обнаружил в библиотеке “билиси рукопись, содержащую перевод на грузинский €зык проповеди ћелитона Ђќ душе и теле и страст€х √осподнихї. —одержание ее представл€ет особый интерес дл€ литургистов. —равнение проповеди с антифонами утрени ¬еликой ѕ€тницы дает основание полагать, что проповеди ћелитона использовались при составлении служб —трастной —едмицы.

4. Ђ–ечь ћелитона ‘илософа, которую держал он пред императором јнтонином, чтобы научить его познанию Ѕога и показать ему путь истиныї. Ёто самое большое сохранившеес€ в сирском переводе творение ћелитона, открытое и изданное в середине прошлого века.

“рудно предположить, чтобы вс€ эта Ђ–ечьї была действительно произнесена перед императором. ¬озможно, что это последующее воспроизведение более краткой и не такой резкой речи.

«десь излагаетс€ высокое философское, богословское учение о ≈дином Ѕоге, которое могло встретить сочувствие у просвещенного императора. ЂЅог поистине есть, и все существует через ≈го силу. ќн не есть сотворенное существо, не получил начала во времени; но ќн от вечности существует во веки веков. ќн не измен€етс€, тогда как все измен€етс€. Ќикакое зрение не может видеть ≈го, никакой разум пон€ть ≈го, никакое слово объ€снить ≈го. Ћюб€щие же ≈го называют ≈го ќтцом и Ѕогом истиныї (с. 211-212).

Ёто учение сравниваетс€ с мифическими сказани€ми о различных богах, и императору предоставл€етс€ сделать выбор. ЂЅог, вечно живущий, входит в душу твою, ибо душа тво€ есть ≈го образ, т.к. и она невидима, неос€заема, не имеет вида и своею волею движет все тело. «най, что венец твоих добрых дел есть познание Ѕога и служение ≈му. » знай, что ќн от теб€ ничего не требует, ни в чем не нуждаетс€.  то же Ётот Ѕог? “от,  то —ам есть истина. —лово  оторого есть истина. Ќо что есть истина? “о, что не создано, не сотворено, не образовано, т. е. бытие, которое не имеет начала и называетс€ истиноюї (с. 215-216).

Ѕог дал человеку разум и свободу и предоставил ему выбор. ј правильный выбор человек сможет сделать тогда, когда размыслит о пор€дке космоса и познает самого себ€, свою душу, котора€ есть подобие Ѕожие. Ђѕосему, Ч говорит ћелитон, Ч € советую тебе познать самого себ€, и ты познаешь Ѕога. ѕознай, как в тебе есть то, что называетс€ душой, как через нее око видит, ухо слышит, уста говор€т, движетс€ все тело. » когда Ѕогу угодно отделить душу твою от тела, то оно падает и разрушаетс€. »так, из того, что в тебе есть, но невидимо, познай, каким образом Ѕог по собственной воле управл€ет всем миром как бы телом, так что если ≈му угодно будет отн€ть —вою силу, то мир, как тело, упадет и разрушитс€ї (с. 217).

«атем ћелитон опровергает другие основани€, которыми €зычники оправдывали свою прив€занность к религии отцов. ќн показывает, что царь не об€зан следовать мнению толпы, а должен исправл€ть заблуждение подданных. Ќе важен здесь и обычай предков.

–ечь заканчиваетс€ увещанием к императору вместе с его детьми познать Ѕога »стинного, чтобы ст€жать вечные блага, обещанные верующим. Ђ≈сли ты, цезарь јнтонин, научишьс€ сему, и если узнают это с тобою и дети твои, то приобретешь им наследие вечности, которое не преходит, и спасешь душу свою и души сынов своих от участи, котора€ ожидает всю землю на суде истины и правды. ≈сли ты познаешь Ѕога здесь, то ќн познает теб€ там; и если здесь ты ≈го презришь, то ќн не

поставит теб€ между теми, которые знают и прославл€ют ≈го. Ётого довольно дл€ твоего величества; а, может быть, и слишком довольно, если угодної (с. 220).

–ечь ћелитона, несомненно, производила огромное впечатление на его современников Ч образованных €зычников.

—¬. ћ”„≈Ќ»  »”—“»Ќ ‘»Ћќ—ќ‘

—реди сочинений других апологетов выдел€ютс€ сочинени€ св. »устина ‘илософа. ќни имели большое вли€ние на развитие св€тоотеческого богослови€.

Ђ”читель ÷еркви с ревностью и духом апостольским, по страдальческой кончине мученик ’ристов, философ по имени и образованиюї, Ч так характеризует св. »устина архиеп. ‘иларет √умилевский (»сторич. уч., т. I, с. 62). ј Ѕарденхевер называет его Ђобразцом христианского апологетаї.

—ведени€ о его жизни можно извлечь из его сочинений.

—в. »устин родилс€ около 110 г. в ѕалестине, в самарийском городе —ихеме (нынешнем Ќаблусе), в €зыческой семье. ≈ще в ранние годы про€вилось в нем особое стремление к познанию истины, и он много училс€ у философов разных направлений и как будто нашел удовлетворение в философии ѕлатона.   философии св. »устин питал глубокое уважение и после прин€ти€ христианства. ƒо конца жизни он сохранил им€ философа, продолжа€ носить особый плащ Ч отличие учителей философии того времени.

»устин был обращен в христианство после встречи и разговора на берегу мор€ с одним старцем-христианином, как это он сам описал в своем Ђ–азговоре с “рифономї. —в. ћефодий ѕатарский и ≈всевий считали, что старец, обративший »устина, был Ђћуж апостольскийї, может быть св. ѕоликарп —мирнский (хронологически это возможно).

¬ ответ на попытки »устина доказать старцу абсолютное значение философии старец указал на единственный источник абсолютной истины. ЂЅыли, Ч сказал он, Ч некогда люди, которые гораздо древнее из почитаемых философов, Ч люди блаженные, праведные и угодные Ѕогу, которые говорили ƒухом —в€тым и предсказали будущее, которое и сбываетс€ ныне: их называют пророками. ќни одни и знали, и возвестили люд€м истину, не смотр€ ни на кого, не бо€сь, не увлека€сь славой, но говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены —в€того ƒуха. ѕисани€ их существуют еще и ныне, и кто читает их с верой, Ч получит много вразумлени€ относительно начала и конца вещей, равно как и того, что должен знать философ. ќни в своих речах не пускались в доказательства, будучи достоверными свидетел€ми истины; самые событи€, которые уже совершились и которые еще совершаютс€, вынуждают принимать их свидетельство. “акже ради чудес, которые совершили, они заслуживают веры, потому что прославл€ли “ворца всего, Ѕога и ќтца, и возвещали о посланном от Ќего ’ристе —ыне ≈го. Ќо ты, Ч заключил старец, Ч прежде всего молись, чтобы открылись тебе двери света, ибо этих вещей никому нельз€ видеть или пон€ть, если Ѕог и ’ристос ≈го не дадут разумени€ї (ƒиал. 7).

ѕосле своего обращени€ св. »устин, счита€ себ€ христианским философом, вел жизнь странствующего учител€, но излагал не платоновскую философию, а христианское учение, называ€ его единственной истинной философией.

¬ такой проповеди он видел задачу своей жизни: Ђ¬с€кий, кто может возвещать истину и не возвещает, Ч говорит он, Ч будет осужден Ѕогомї (ƒиал. 82).

»звестно, что он учил в –име, и его учеником был другой апологет Ч “атиан. ¬ –име же он имел сост€зание с €зыческим философом  ресцентом, который затем донес на него. ¬о врем€ допроса св. »устин выказал большое мужество и твердость веры. ѕосле бичевани€ он был обезглавлен при префекте ёнии –устике между 165-м и 167- м гг. ћощи его наход€тс€ в одной из церквей –има (пам€ть 1 июн€).

—ќ„»Ќ≈Ќ»я —¬. »”—“»Ќј

—в. »устину приписывалось много сочинений, но из дошедших до насто€щего времени подлинными признаютс€ только 1-€ и 2-€ јпологии и Ђ–азговор (диалог) с “рифоном иудеемї1.

1-€ јпологи€ (69 глав) составлена в половине 2-го века и адресована императору јнтонину ѕию и его соправител€м, сенату и всему народу римскому. ѕо самому плану или последовательности мыслей эта апологи€ имеет много общего со всеми такого рода апологи€ми. ¬ первой половине св. »устин говорит о несправедливости преследовани€ христиан за одно исповедание или им€: Ђќдно им€ не может представл€ть разумного основани€ ни дл€ похвалы, ни дл€ наказани€ї (4). Ђ¬никните, мы говорим это дл€ вашего блага, ибо в нашей воле отречьс€ при допросах, только мы не хотим жить обманом. ћы желаем вечной и чистой жизни, мы стремимс€ к пребыванию с Ѕогом, ќтцом и —оздателем всего мира, и спешим исповедать нашу веруї (8). Ђ—ами признаемс€, что мы христиане, хот€ знаем, что вс€кому, кто признаетс€, предстоит смертна€ казньї (11). Ёто показывает невинность христиан во всех возводимых на них преступлени€х.

«атем в апологии следует изложение нравственного учени€ христиан. ¬ этой части имеетс€ много текстов из ≈вангели€ от ћатфе€.

ƒл€ того, чтобы ’риста нельз€ было отнести к числу других учителей, €кобы также творивших различные чудеса, св. »устин приводит р€д свидетельств о ’ристе у ветхозаветных пророков. Ёта часть €вл€етс€ одним из первых сводов мессианских пророчеств ¬етхого «авета (30-60).

ќчень важно описание христианского богослужени€ в последней части апологии, показывающее, что христиане не совершают во врем€ своих собраний ничего противозаконного и преступного (61≠67).

“акже, как и в Ђƒидахиї, здесь говоритс€ о  рещении и ≈вхаристии. ¬ отношении к  рещению привод€тс€ слова —пасител€: ≈сли не родитесь свыше, то не войдете в ÷арство Ќебесное (см. »н. 3,3). ј об ≈вхаристии говоритс€, что она совершаетс€ так, как передали апостолы Ђв написанных ими сказани€х, которые называютс€ ≈вангели€миї (интересно отметить здесь множественное число, ибо это показывает, что ко времени составлени€ апологии канонические ≈вангели€ были широко известны. √л. 66). Ђћы принимаем это (≈вхаристию Ч  .—.) не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но. как мы научены, Ч плоть и кровь “ого воплотившегос€ »исусаї (гл. 66). Ёто тоже важное свидетельство правильности церковного понимани€ ≈вхаристии.

јпологи€ заканчиваетс€ увещанием императоров не осуждать невинных людей на смерть. Ђћы наперед говорим вам, что не избежите будущего суда Ѕожи€, если пребудете в вашей неправде, а мы воскликнем: пусть будет, что Ѕогу угодної (68).

2-€ јпологи€ (15 глав) составлена (вскоре после 1-й) по частному случаю осуждени€ в –име трех христиан. —в. »устин также говорит о недопустимости осуждени€ за одно исповедание и рассматривает еще два вопроса: а) почему христиане осуждают самоубийство, но не избегают мученичества. Ч —амоубийство противно воле Ѕожией, котора€ вовсе не хочет прекращени€ рода человеческого, а напротив, дл€ людей создала мир. ≈сли христиане на допросах не отрицаютс€ от своего имени, то это делают по любви к истине; б) ѕочему Ѕог допускает гонени€ на поклон€ющихс€ ≈му. Ч Ќечестивцы при конце мира будут наказаны судным огнем. √онени€ €вл€ютс€ доказательством невинности христиан, ибо возбуждаютс€ по козн€м демонов, а демоны всегда преследовали людей добродетельных. — уверенностью в будущее возда€ние христиане мужественной смертью нагл€дно показывают, что они вовсе не знают пороков жизни. ƒа будет же стыдно поэтому €зычникам за то, что они нав€зывают христианам те пороки, которыми страдают сами.

Ёта апологи€, как и перва€, заканчиваетс€ призывом: Ђќ если бы вы ради себ€ самих судили правильно, как требует того благочестие и любомудрие!ї (‘илософи€)

Ќапр., следующие сочинени€ (Ђѕсевдо-»устинаї) из периода доникейского:

1. Ђѕослание к ƒиогнетуї (12 гл.), содержащее ответ образованному €зычнику ƒиогнету, желавшему узнать, Ђчто воодушевл€ет всех исповедников христианства презирать мир и не бо€тьс€ смертиї.

2. Ќебольша€ (5 гл.) Ђ–ечь к эллинамї, представл€юща€ собой критику €зычества с нравственной точки зрени€.

3. Ђ”вещание к эллинамї (38 гл.), имеющее целью доказать, что €зыческие поэты и философы не имели истинного религиозного познани€, а если и знали крупицы истины, то заимствовали их у пророков.

4. Ќебольшое сочинение (6 гл.) Ђќ единовластительствеї, посв€щенное доказательству истины единобожи€ на основании изучени€ €зыческих поэтов с кратким заключением о нелепости религиозных представлений.

5. Ђќ воскресенииї (отрывок Ч 10 глав), направленное против отрицани€ этой истины гностиками.

’арактерную особенность апологий св. »устина составл€ет их примирительный тон. јвтор не бичует пороков €зыческого общества, не нападает резко на эллинскую философию, напротив, он стараетс€ проводить аналогию между христианством и всем тем, что было лучшего в €зычестве. Ётим он желает расположить €зычников в пользу христиан. ќбъ€сн€етс€ такой тон тем, что св. »устин писал тогда, когда еще образованное €зыческое общество не отвернулось окончательно от христианства.

Ђ–азговор с “рифоном иудеемї (142 главы) по своей форме представл€ет описание собеседовани€ или диспута между христианином и иудеем. “рудно сделать заключение: представл€ет ли этот Ђразговорї описание действительного событи€, или автор использовал только довольно распространенную литературную форму диалогов дл€ выражени€ своих мыслей.

«десь христианин на основании ветхозаветных ѕисаний доказывает иудею, что закон ћоисеев уже утратил свое значение, что поклонение ’ристу не противоречит учению о единстве Ѕожием, что ’ристос есть —ын Ѕожий и что христиане €вл€ютс€ истинным »зраилем, к которому относ€тс€ ветхозаветные обетовани€.

Ђ–азговор с “рифоном иудеемї написан св. »устином после первой јпологии, котора€ в нем цитируетс€, т.е. после 153 г., по-видимому, в царствование того же императора, которому адресована јпологи€ (јнтоний ѕий, ум. 161 г.).

Ѕќ√ќ—Ћќ¬— »≈ ¬«√Ћяƒџ —¬. »”—“»Ќј

—в. »устин высоко ценил античную философию. ќн один из первых высказал мысль, что антична€ философи€ была своеобразным приготовлением мира к прин€тию христианства, подобно тому, как ћоисеев закон подготовл€л иудеев. Ђ‘илософи€, Ч говорит он, Ч поистине есть величайшее и драгоценнейшее в очах Ѕожиих ст€жание: она приводит нас к Ѕогу и делает нас угодными ≈му. ѕодлинно св€ты те, которые устремили свой ум на философиюї (ƒиал. 2). «десь, конечно, имеетс€ в виду не содержание отдельных направлений, но самое философское стремление к познанию истины. »з отдельных направлений наиболее близким к христианству св. »устин считал платонизм. ѕлатон, по мнению св. »устина, был знаком с ѕ€тикнижием ћоисе€, откуда заимствовал учение о свободе воли.

¬ философском стремлении к истине св. »устин видит особое воздействие Ђсемени Ћогосаї,  оторый может быть причастен всем люд€м. ќтдельных философов он называет христианами до ’риста: Ђ“е, которые жили согласно со —ловом (Ћогосом Ч  .—.), суть христиане, хот€ бы и считались за безбожниковї (I јп. 46).

ћежду христианством и философией не должно быть противоречи€, ибо все хорошее, кем-либо сказанное, принадлежит христианам Ч все €зыческие писатели могли видеть истину, хот€ и смутно, темно, потому что им Ђврождено сем€ —ловаї (II јп. 13). Ќо всего Ћогоса (’риста) они не познали, и потому часто противоречат друг другу (II јп. 10). »х учени€ несравненно ниже учени€ ’риста: никто не поверил —ократу так, чтобы умереть за него, а за ’риста Ч —илу Ѕожию Ч умирают каждый день Ч и ученые, и простые. —в. »устин, таким образом, посредством метафизических рассуждений обосновывает наличие элементов истины у €зычников. Ќо он прибегает и к доводам исторического характера, когда утверждает, что €зыческие писатели заимствовали свои мысли о бессмертии души, о посмертных возда€ни€х и подобных предметах у пр. ћоисе€ и других библейских пророков, которые были древнее их. ѕолнотой истины обладают только христиане, ибо во ’ристе €вилась сама »стина.

Ѕиблейское учение о Ѕоге св. »устин выражает в философских пон€ти€х, близких и иногда даже заимствованных у ‘илона и ѕлатона. Ѕога он часто именует Ђќтцом всегої, Ђќтцом всех вещейї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 418 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

1976 - | 1881 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.05 с.