Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕреподобный —имеон Ќовый Ѕогослов




Ћичность преподобного —имеона, жившего на рубеже первого и второго тыс€челетий, исключительна не только вли€нием, оказанным им на христианскую мысль, но и тем, что его учение нелегко укладываетс€ в привычные богословские и церковные рамки. ¬ Ђодомашненномї виде его иде€ми весьма однобоко пользуетс€ современное харизматическое движение. Ќекоторые взгл€ды —имеона на богопознание заменили харизматикам все аспекты религиозной жизни. ќднако в истории восточного христианства мистическое созерцание Ѕога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздн€€ друг друга. ѕоэтому и богословие на ¬остоке не превратилось в сухую науку, в то врем€ как западное богословие постепенно приобрело схоластический характер и сделалось наукой, в јристотелевом смысле слова ― наукой, в которой посылками €вл€ютс€ —в€щенное ѕисание (у католиков также и —в€щенное ѕредание), на основании которого можно делать строго логические построени€ и выводы. ћистики, не изучавшие јристотел€, в глазах западных богословов не заслуживали ни серьезного внимани€, ни довери€, и их попул€рность среди Ђпростых верующихї считалась хот€ и вполне объ€снимой, но опасной рациональному уму. ѕодозрительное отношение к мистицизму распространено и в современном западном богословии.
—о своей стороны, восточные отцы не отрицали силы разума в богословии, однако среди них господствовало убеждение, что видение Ѕога достигаетс€ посредством очищени€ и аскетического усили€, что Ѕог —ам открывает —еб€ глазам верующего, что богопознание не предполагает об€зательного участи€ интеллекта. ќтсюда и почитание св€тых, и доверие к мистическому опыту. »ногда в восточном христианстве возникала некотора€ пол€ризаци€ между мистиками и богословами, но эта пол€ризаци€ никогда не превращалась в полное взаимоотрицание. ѕо той же причине церковный авторитет епископов и соборов в области определени€ истины не исключает возможности того, что истина может открытьс€ любому верующему. “ак, убежденный в своей правоте преподобный ћаксим »споведник один противосто€л всему епископату своего времени, утвержда€ тем самым, что он-то и есть ÷ерковь. ѕравославие можно уличить в логических противоречи€х, но они отражают тот факт, что вс€ наша вера, как и сама жизнь, пронизана антиноми€ми. “ак, епископ предположительно наделен даром учительства, но в действительности, как мы знаем, многие церковные иерархи были еретиками. ѕравославна€ ÷ерковь никогда не делала попыток Ђмеханизироватьї истину и духовные дары и всегда избегала упрощени€ сложного соотношени€ между свободой личностиЈи дарами благодати, подобного, например, механической концепции непогрешимости папы римского. Ѕогословие преподобного —имеона Ќового Ѕогослова ― еще один пример антиномичности православной мысли, и попытка свести его взгл€ды к чему-либо однозначному превратила бы его в карикатуру.
Ќаделив преподобного —имеона именем Ќовый Ѕогослов, ѕредание поставило его в один р€д с »оанном Ѕогословом ― самым мистическим из четырех евангелистов ― и с √ригорием Ѕогословом (Ќазианзином) ― автором созерцательной поэзии. Ёто произошло не случайно, ибо —имеон Ќовый Ѕогослов ― певец мистического единства с Ѕогом, а мистицизм в восточном христианстве традиционно рассматривалс€ как вершина и венец вс€кого богослови€.
ѕроизведени€ преподобного —имеона были полностью опубликованы лишь в самое недавнее врем€. ќфициально он был канонизирован в позднейшие времена, и в его честь долгое врем€ не существовало ни особого праздника, ни канонов, ни стихир. ∆изнь преподобного —имеона подробно описана его учеником Ќикитой —тифатом, придворным писателем патриарха ћихаила  еруллари€, написавшим помимо жити€ —имеона также трактат против употреблени€ опресноков и комментарий на псевдо-ƒиониси€. ¬ наше врем€ ведущим специалистом по —имеону следует признать архиепископа ¬асили€ ( ривошеина), исследовани€ которого позвол€ют предположить, что —тифат, отдава€ дань своей слабости к псевдо-ƒионисию, см€гчал и даже видоизмен€л взгл€ды преподобного —имеона.
—имеон Ќовый Ѕогослов родилс€ в 949 году в ѕафлагонии, в богатой и знатной семье. ќн получил хорошее воспитание и образование, но уже с ранних лет обнаружил склонность к монашеской жизни и в 973 году поступил в —тудийский монастырь, где некоторое врем€ подвизалс€ под руководством старца этой обители —имеона Ѕлагоговейного. ¬ —тудийском монастыре —имеон не ужилс€, так как был, по-видимому, плохо приспособлен к строгой монашеской дисциплине студитов. Ќо самый факт его поступлени€ в монастырь предполагает, что он раздел€л убеждени€, господствовавшие в монашеской среде того времени, касательно вредности обучени€ после 18 лет и особенной духовной опасности чтени€ греческих философов.  ак бы то ни было, атмосфера —тудиона не благопри€тствовала мистическому умонастроению —имеона. ≈го духовный отец приказал ему покинуть монастырь и пожить некоторое врем€ в миру. —имеон повиновалс€, но в 977 году оп€ть вернулс€ в —тудийскую обитель, где и на этот раз осталс€ ненадолго. ѕо совету своего духовного наставника он добилс€ назначени€ в монастырь св€того ћаманта, где в то врем€ было очень мало монахов. —имеон возродил затухавшую жизнь монастыр€, а в 980 году был рукоположен в сан св€щенника и избран игуменом монастыр€. ¬ этом качестве он развил чрезвычайно бурную де€тельность, установил в своем монастыре строгую аскетическую дисциплину и прославилс€ как блест€щий проповедник.
— 1003 по 1009 год —имеон был в разладе с церковными власт€ми, особенно с синкеллом —тефаном, митрополитом Ќикомидийским. —тефану, занимавшему высокое положение в  онстантинопольской патриархии, не нравилс€ учрежденный в монастыре св€того ћаманта обычай ежегодного праздновани€ пам€ти —имеона Ѕлагоговейного, в сущности равнозначный его канонизации. Ёто было спонтанное движение местного значени€, и ничего необычайного в нем не было ― именно так и происходила канонизаци€ св€тых в ранней ÷еркви. Ќо верхушка константинопольской иерархии предпочитала более формальный и бюрократический подход к канонизации. —тарани€ми —тефана —имеон был изгнан из  онстантинопол€, но впоследствии был прощен и скончалс€ мирно в 1022 году.
„асть творений преподобного —имеона были впервые опубликованы в 1790 году в ¬енеции греческим епископом ƒионисием «агорейским. Ёта публикаци€ представл€ла собой пересказ писаний —имеона на новогреческий €зык. Ќа русском €зыке существует перевод епископа ‘еофана («атворника), пользующийс€ большой попул€рностью. ѕолное издание творений —имеона осуществлено недавно во французской серии ЂSources chretiennesї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 571 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

2129 - | 1856 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.