Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”чение ќ ƒвух ¬ол€х ¬о ’ристе




ѕримен€€ все это к христологии, можно утверждать, что человеческа€ природа ’риста должна обладать и человеческой волей. ѕреподобный ћаксим прекрасно осознавал все трудности, вытекающие из этого утверждени€. —амое главное возражение св€зано с тем, что личностью ’риста было само божественное —лово, второе Ћицо ѕресв€той “роицы, которому никак нельз€ было приписать человеческую волю. — другой стороны, описание поведени€ ’риста в ≈вангелии указывает на присутствие в Ќем человеческой экзистенциальной воли (искушение в пустыне, гефсиманское борение и тому подобное). ¬ своих ранних творени€х ћаксим »споведник писал, что у ’риста была гномическа€ человеческа€ вол€, но впоследствии отказалс€ от этой идеи. “рудность и противоречие состо€ли в том, что если мы верим, что ’ристос есть воплощенное —лово, то из этого следует, что ќн был не в состо€нии грешить. ¬ то же врем€ мы верим, что в ≈го лице Ѕог испытал все то, что в обычном человеке ведет к греху. ќн предстал перед всеми невзгодами человеческого существовани€ и не поддалс€ им. ѕоэтому в системе ћаксима ’ристос обладает естественной человеческой волей, но гномической воли у Ќего нет, поскольку она предполагает неизбежность греха.
— проблемой воли у ’риста св€зано учение митрополита јнтони€ ’раповицкого об искуплении ― учение, €вно несовместимое с православным пониманием. —огласно этому учению, слово Ђискуплениеї относитс€ не к  ресту, а к гефсиманскому борению ― —трасти и  рест были лишь разыгрыванием уже получившей свое разрешение трагедии. “акого рода психологизирование представл€ет собой попытку опротестовать учение јнсельма об Ђудовлетворенииї, но само по себе €вл€етс€ неприемлемым.
Ќеразрешимость проблемы лишь отражает всю глубину тайны Ѕоговоплощени€ и трагедии совершенного ’ристом искуплени€. Ѕожественное —лово, Ћогос, облада€ всеми свойствами божественной природы, включа€ энергию и волю, в то же врем€ обладает и всеми свойствами человеческой природы. ¬следствие богочеловеческого единства ≈го личности все ≈го человеческие свойства следуют божественным. ѕоэтому ќн смог сказать: ЂЌе мо€ вол€, но “во€ї. √номической воли у ’риста быть не может, ибо она есть принадлежность тварной личности, а —паситель восприн€л человеческую природу в целом, а не только личность одного конкретного человека.
 роме того, во ’ристе, вследствие ипостасного единства, осуществл€етс€ так называемое Ђобщение свойствї, communicatio idiomatum, то есть взаимный обмен свойств между человеческой и божественной природами. Ёто позвол€ет нам говорить, что ЂЅог умер во плотиї, хот€ Ѕог, разумеетс€, не может умереть. ќн в каком-то смысле умирает вместе с восприн€той »м человеческой природой. ¬ √ефсимании Ѕог переживает человеческий страх, горе и метание, однако мы не знаем психологии Ѕога, нам неведомо, что ќн ощущал в действительности, в —воем человеческом естестве.

јскетическое ”чение

¬ажным элементом мысли преподобного ћаксима €вл€етс€ его аскетическое учение, в котором он следует почтенной св€тоотеческой традиции ≈вагри€, св€того √ригори€ Ќисского и других. ’ристианска€ жизнь состоит в борьбе со страст€ми. —трасти представл€ют собой зависимость от всего, что не есть Ѕог: любовь к этому миру, а не к раю, прив€занность к материи, а не к духу, к земле, а не к небесам. —юда же относитс€ и вс€ сфера отношений между полами, понимаема€ в свете христианского откровени€; оба пути ― и брак, и безбрачие ― ведут к трансформации отношений из противоположности в единство. —ам преподобный ћаксим был строгим целомудренным аскетом.
јскетическа€ жизнь приводит к видению Ѕога и обожению, которые составл€ют цель человеческой жизни. ѕоскольку Ѕог стал вполне человеком, полностью облекс€ человеческой природой, восприн€в всего человека, душу и тело, постольку и весь человек, душа его и тело, призван стать вполне Ѕогом по благодати. »споведник подчеркивает, что в благодатном общении с Ѕогом мы объедин€емс€ не с част€ми Ѕога, а со всей ≈го полнотой.
¬ насто€щее врем€ многочисленные исследователи трудов ћаксима »споведника ведут спор о соотношении между его идеей обожени€ и идеей естественного созерцани€. —огласно преподобному ћаксиму, Ѕога можно найти не только через аскетические упражнени€ духа и обожение, но и ― поскольку Ћогос есть основа всего творени€ ― путем созерцани€ Ѕога в природе. ѕроблема заключаетс€ в том, €вл€етс€ ли естественное созерцание необходимой предпосылкой непосредственного созерцани€ Ѕога. ¬ системе томизма видение сущности Ѕога, visio beatifica (Ђблаженное видениеї),Ј возможно, но лишь в загробной жизни, а в исторической, человеческой жизни оно ограничено именно Ђестественным созерцаниемї, то есть созерцанием. Ѕога через тварь, а не непосредственно. ¬ учении ћаксима »споведника такого противоположени€ не существует. ќбожение достижимо, как реальный опыт, уже в этой жизни, но, будучи даром Ѕожиим, оно не зависит от ограниченного естественного созерцани€. ѕри этом обожение не €вл€етс€ видением самой сущности Ѕога, котора€ всегда остаетс€ недос€гаемой. ¬ то же врем€ обожение человека неотделимо от судеб всего мира. ѕути к обожению бывают разные, но они об€зательно должны включать в себ€ и цель преображени€ мира. ќдни склонны добиватьс€ этой цели через аскезу, котора€ в своем крайнем выражении есть смерть и воскресение. Ќо есть и другой путь ― путь ѕреображени€. ѕервый путь обычно св€зываетс€ с мироненавистничеством, второй ― с любовью к творению Ѕожию. Ёти два подхода часто (и ложно) противопоставл€ютс€ друг другу как взаимоисключающие. “ак, «апад склонен обвин€ть восточную христианскую мысль в аскетическом отрицании мира, которое часто приписываетс€ скрытому монофизитству православного христианства. ¬ западном же богословии господствует убеждение, что созерцание Ѕога относитс€ только к загробной жизни, а сейчас нужно зан€тьс€ насущными мировыми проблемами, оставив мистицизм мечтател€м и мистикам. Ѕогословие становитс€ сухой наукой, отношени€ между человеком и Ѕогом втискиваютс€ в рамки јристотелевой логики, подвергаютс€ рационалистическому анализу и систематизации. ¬с€ мысль преподобного ћаксима даже тогда, когда ему не вполне удаетс€ свести концы с концами, есть живое отрицание этих искусственных противопоставлений и динамическое утверждение того, что личный опыт обожени€ служит основой, закваской спасени€ всего мира.
ћаксим »споведник написал также книгу Ђћистагоги€ї (Ђ“айноводствої), в которой содержитс€ толкование Ѕожественной литургии. Ёто толкование не €вл€етс€ литургическим богословием в современном смысле слова, а, скорее, представл€ет собой своеобразный сборник мыслей по поводу Ћитургии. ѕреподобный ћаксим пользуетс€ образами, вз€тыми из богослужени€, дл€ иллюстрации своей философии. ¬ Ђћистагогииї чувствуетс€ вли€ние псевдо-ƒиониси€, но его космических иерархий мы в ней не находим.
» наконец, в письме к ћарину излагаютс€ взгл€ды ћаксима на вопрос о Filioque. ћарин был западным богословом и другом папы ћартина. «ападные симпатии ћаксима хорошо известны ― в борьбе с монофелитством он получил поддержку на «ападе ― и в этом случае он также пытаетс€ защитить православность западных взгл€дов. ќн утверждает, что когда западные богословы говор€т, что ƒух —в€той исходит от —ына, то на самом деле имеетс€ в виду, что ќн исходит через —ына. ѕозици€ ћаксима в сущности сводитс€ к тому, что в западной точке зрени€ нет ничего предосудительного, что она не умал€ет монархии ќтца, а только подчеркивает единосущие Ћиц —в€той “роицы. ≈сли бы западна€ триадологи€ действительно сводилась только к этому, а не получила бы новой интерпретации в учении блаженного јвгустина (о котором ћаксим, веро€тно, мало знал), то отношение преподобного ћаксима к вопросу об похождении —в€того ƒуха было бы вполне приемлемым выходом из споров между ¬остоком и «ападом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1181 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

2049 - | 1855 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.