Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕреподобный ћаксим »споведник




ƒл€ того чтобы лучше разобратьс€ в сущности богословских дебатов VII века, следует прежде всего обсудить историческую обстановку того времени. ќсобенно важную роль в тот период сыграли два византийских императора ― »раклий (610-641 годы) и  онстант II (641-668 годы). »раклий, который взошел на трон, свергнув зверского тирана ‘оку, был родом из знатной арм€нской семьи (его отец был проконсулом јфрики) и первым в р€ду византийских императоров восточного происхождени€. Ѕольшую часть своего правлени€ он провел в сражени€х с ѕерсией, котора€ в те годы за€вила о себе как мирова€ держава с претензией на религиозное и военное превосходство над христианским миром. ¬ 614 году персы захватили »ерусалим, вз€в в плен патриарха и завладев древом  реста √осподн€. ¬ 615 году они вторглись в ≈гипет, в 617-м пришли в ’алкидон и очутились в непосредственной близости от  онстантинопол€. ќсада столицы продолжалась с 622 по 628 год. ќставив патриарха —ерги€ охран€ть город, »раклий лично возглавил римские войска в јрмении. ≈го тактика создани€ второго фронта увенчалась успехом, и в конце концов в 628 году война закончилась победным миром. ѕерсидский царь ’озрой был убит, а завоеванные территории возвращены ¬изантии. »раклий стал национальным героем. Ќо последние годы его жизни были омрачены новыми заботами в св€зи с нападени€ми арабов и началом мусульманского движени€. ¬ 637 году арабы захватили »ерусалим и покорили весь Ѕлижний ¬осток. ќт огорчени€ у »ракли€ произошел нервный припадок, и сражатьс€ он был не в состо€нии.
ƒолгое пребывание »ракли€ в јрмении, где местное население иногда предпочитало персидское владычество, бо€сь религиозных преследований со стороны Ђ’алкидонскойї империи, заставило императора предприн€ть новые попытки к сближению с монофизитами. ѕравославна€ импери€ преследовала монофизитское население этих областей, и поэтому неудивительно, что оно, выбира€ из двух зол меньшее, предпочитало равнодушных к внутрихристианским раздорам персов. Ќаселение этих завоеванных персами территорий и хотел заполучить на свою сторону »раклий.
»сторическа€ ситуаци€ того времени требовала немедленного решени€ национально-политического вопроса. »раклий, как и многие его предшественники, пыталс€ объединить империю через единство вероисповедани€. ≈му помогал в этом патриарх —ергий, который был родом из —ирии и потому хорошо понимал восточную психологию. ¬ стремлении достичь компромисса с монофизитами —ергий произвел на свет формулу, согласно которой во ’ристе было две природы, но одна энерги€. —лово Ђэнерги€ї в јристотелевой терминологии означало Ђпро€вление конкретной природыї. ѕоскольку даже халкидониты признавали, что во ’ристе можно различить две природы лишь мысленно и поскольку личность, ипостась ’риста ― одна, то, согласно —ергию, можно говорить об одной энергии этой богочеловеческой ипостаси.
ћногим показалось, что наконец-то достигнуто компромиссное соглашение с монофизитами, к тому же подкрепленное авторитетом псевдо-ƒиониси€ јреопагита, который тоже употребл€ет выражение Ђодна богочеловеческа€ энерги€ї. ќднако при более внимательном рассмотрении обнаруживаетс€, что эта на первый взгл€д привлекательна€ теори€ на самом деле не разрешает, а лишь углубл€ет проблему, раскрыва€ истинную сущность монофизитства как моноэнергизма. Ётот, казалось бы, очевидный факт вы€снилс€ не сразу: вначале формула —ерги€ имела огромный успех и очень помогла »раклию. ≈му удалось отвоевать у ѕерсии оккупированные территории, повсюду завоевав симпатии местных монофизитов, которым нравилс€ моноэнергизм.  роме того, »раклий воссоединилс€ с арм€нской церковью, с сирийскими €ковитами, а в 631 году, по вз€тии јлександрии, произошло присоединение и египетских монофизитов, чему немало способствовал назначенный императором патриарх  ир, бывший по совместительству и губернатором ≈гипта.  ир был монофизитом, но после некоторых колебаний он согласилс€ прин€ть учение об одной энергии, увлекшись перспективой компромисса с православными. »мператор ликовал: казалось, воссоединение христиан в монофизитских странах было достигнуто! ќфициально оно было провозглашено в 633 году в городе Ёрзеруме (тогда ‘еодосиополе).
Ќесмотр€ на то что до сих пор все шло гладко, было очевидно, что сшитый на скорую руку моноэнергизм нуждаетс€ в богословском обосновании. —ергий прекрасно осознавал трудность, св€занную с употреблением выражени€ Ђодна энерги€ї. “рудность эта была очевидна дл€ любого человека, мало-мальски знакомого с јристотелевой метафизикой: кажда€ природа, будучи конкретной реальностью, обладает энергией, а, следовательно, двум природам ’риста должны соответствовать две энергии. ƒл€ решени€ проблемы —ергию пришлось пойти на богословское ухищрение. ќн предложил ― поскольку речь шла об одном Ћице ― говорить не об Ђодной энергииї, а об Ђодной волеї и таким образом избавитьс€ от недоразумений и двусмысленности.
Ётот новый вариант своей христологии —ергий изложил в письме к папе √онорию (634 год), в котором он извещал –имского патриарха о достигнутом воссоединении восточных христиан и спрашивал совета √онори€ по поводу монофелитства (учени€ об одной воле):

—огласно учению всех вселенских соборов, один и тот же самый √осподь »исус ’ристос производит все —вои действи€. ѕоэтому не следует рассуждать ни об одной, ни о двух энерги€х и нужно довольствоватьс€ признанием одной воли. ¬ыражение Ђодна энерги€ї, хот€ и встречаетс€ у некоторых отцов, производит на неопытных пугающее впечатление. ќни полагают, что этим отрицаетс€ двойственна€ природа ’риста. — другой стороны, и выражение Ђдва действи€ї соблазн€ет многих, так как оно не встречаетс€ ни у одного отца и ведет к заключению о двух противоположных друг другу вол€х и через это вводит двух Ђвод€щихї, что нечестиво.

Ќе будучи искушенным богословом, √онорий согласилс€ со всеми доводами —ерги€. Ќа основании этого Ўестой ¬селенский собор (680-681 годы) осудил его как еретика, и вплоть до IX века все папы произносили ему анафему, а письмо его впоследствии использовалось в качестве аргумента против догмата о папской непогрешимости. ¬ыгоражива€ √онори€, многие католические ученые люб€т говорить, что будто бы он произнес это суждение не ex cathedra. ќднако вр€д ли можно отрицать, что в данном случае √онорий выступал именно в роли папы, высказыва€ суждение по догматическому вопросу в ответ на запрос константинопольского собрата.
ѕримерно в то же врем€ только что избранный патриарх »ерусалимский —офроний пишет окружное соборное послание (Ђ—инодикуї), выража€ свое несогласие с учением об одной воле. ƒоказыва€ наличие двух воль во ’ристе, —офроний утверждал, что в Ќем кажда€ природа действует, естественно, по своему существу и что только из этих действий мы познаем различие природ: наличие одной энергии или воли лишает это различие вс€кого смысла, превраща€ его в чистую абстракцию. Ќесмотр€ на свое одиночество среди современного ему епископата, —офроний твердо сто€л на своем. ќн был храбрый и независимый человек, готовый до конца боротьс€ за чистоту ѕравослави€. ≈го единственным союзником и другом был ћаксим »споведник, которого —офроний повстречал в јлександрии.
¬ 637 году »ерусалим был вз€т арабами. ѕатриарх —офроний, не чувствовавший особой преданности  онстантинополю, сотрудничал с халифом ќмаром, который объ€вил »ерусалим открытым городом и немедленно выстроил в нем знаменитую мечеть на том самом месте, где в прежние времена сто€л —оломонов храм. ¬ благодарность за сотрудничество —офрони€ ќмар отдал все христианские св€тые места в распор€жение патриарха иерусалимского.
—офроний в скором времени умер, а с ним, казалось бы, должна была прекратитьс€ и полемика против Ђодной энергииї. ¬ 638 году »раклий опубликовал заготовленный —ергием ЂЁкфесисї ― императорский декрет о вере. »зложенный в виде —имвола веры, Ёкфесис запрещал употребление слова Ђэнерги€ї вообще, а взамен предлагал формулу Ђодна вол€ї:

...ћы исповедуем, что есть только одна вол€ √оспода нашего »исуса ’риста, истинного Ѕога, ибо ни на одно мгновение ≈го плоть, одушевленна€ душою разумною, не отдел€етс€ от Ѕога —лова, ипостасно соединенного с ней, и что она не действовала по собственному почину и в противность воле —лова, но только тогда и так, как хотел Ѕог —лово.

¬ том же 638 году —ергий скончалс€. ѕатриархом  онстантинопольским был избран убежденный монофелит ѕирр, при котором Ёкфесис был утвержден собором в 638 году и подписан всеми восточными епископами (до –има этот императорский декрет к тому времени еще не дошел). ¬ 641 году скончалс€ и император »раклий. ƒекретом его преемника  онстанта II (648 год), называвшимс€ Ђ“ипосї, вообще были запрещены вс€кие разговоры как об энерги€х, так и о вол€х. Ќо в этот период –им воспротивилс€ давлению  онстантинопол€. ѕапа √онорий умер, а его преемники не хотели подписывать Ёкфесис. ѕришедший в 649 году к власти папа ћартин I немедленно созвал собор в Ћатеране, на котором были единодушно осуждены монофелитское учение и св€занные с ним еретические документы: Ђбезбожнейший Ёкфесисї и Ђгнусный “ипосї. ѕри константинопольском дворе было решено подавить западную оппозицию. ѕапа ћартин был обвинен в политических и религиозных преступлени€х. Ёкзарх –авенны прибыл в Ћатеранский дворец, объ€вил папу низложенным и, арестовав его, привез под конвоем в  онстантинополь. ћартин тогда был уже стар и очень болен и к тому же измучен жестоким обращением во врем€ путешестви€. ќн лично предстал перед церковным судом, обнаружив необычайное мужество и стойкость в вере. ≈го лишили сана, пытали и приговорили к смертной казни, замененной под конец изгнанием. —овершенно замученный старец был отвезен в крымский ’ерсонес, где в скором времени скончалс€ (655 год). ѕапа ћартин I причислен к лику св€тых и латинской, и восточной ÷ерквами, которые чт€т его пам€ть как исповедника и мученика.
Ќо основна€ заслуга борьбы против монофелитства принадлежит не «ападу, а одинокому ― и в то же врем€ великому ― греческому богослову, простому монаху, преподобному ћаксиму »споведнику, другу патриарха —офрони€.
ћаксим родилс€ в 580 году в аристократической константинопольской семье и получил прекрасное образование. ≈го, без сомнени€, можно назвать нар€ду с ќригеном одним из самых искушенных и утонченных христианских мыслителей св€тоотеческого периода. ќн начал свою светскую карьеру при дворе »ракли€ в 610 году, в возрасте 30 лет, и, суд€ по началу, ему предсто€ло блест€щее будущее. ќднако ћаксим предпочел другой путь и, сделавшись монахом, поселилс€ в монастыре в малоазиатском городе ’рисополе. »нтересно, что он так навсегда и осталс€ простым монахом и никогда не прит€зал ни на какие церковные чины. ќн много путешествовал и в 632 году побывал в јфрике, где прин€л участие в монофелитском споре. ѕо всей видимости, в јлександрии существовал кружок византийских монахов, живо следивших за всеми событи€ми. »менно там ћаксим познакомилс€ с —офронием и подружилс€ с ним. ¬ 649 году мы встречаем его в –име участником Ћатеранского собора и богословским референтом папы ћартина (хот€, суд€ по всему, латыни преподобный ћаксим не знал).
 огда в 653 году папа ћартин был арестован, вместе с ним арестовали и ћаксима. ѕоскольку он был простым монахом, его пытали отдельно, но обвинени€ против него были выдвинуты те же, что и против папы, ― богословские и политические. ƒо нас дошла стенографическа€ запись его дела, Acta Maximi. ћаксим сто€л на своем твердо, и истори€ суда над ним показывает, какую огромную духовную роль играла в то врем€ его личность.  огда ему было поставлено на вид, что он, обыкновенный монах, восстает против мнени€ всех патриархов, ћаксим отвечал, что, если бы даже ангел с небес проповедовал ересь, он, ћаксим, все равно бы отстаивал истину. ќтвеча€ на предложение согласитьс€ с “ипосом хот€ бы во им€ единства ¬изантии и –има, он за€вил: Ђя думаю не об единении или разъединении римл€н и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой верыї. ќн бросил вызов цезаропапистскому поведению »ракли€ и  онстанта II, сказав, что Ђне дело царей, но дело св€щенников исследовать и определ€ть спасительные догматы кафолической ÷ерквиї.
ћаксима сослали во ‘ракию, откуда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. ¬ 662 году его привезли обратно в  онстантинополь, произнесли ему, папе ћартину и патриарху —офронию анафему, снова пытали, отрезав €зык и правую руку. «атем преподобный ћаксим был вторично изгнан, на этот раз на  авказ, где он вскоре скончалс€ (3 августа 662 года) в возрасте 82 лет, не дождавшись торжества ѕравослави€ на шестом ¬селенском соборе (680 год) при императоре  онстантине IV (668-685 годы).
—очинени€ ћаксима »споведника занимают два тома (90, 91) в Ђѕатрологииї ћин€. “рудности, св€занные с плохим состо€нием текста, усугубл€ютс€ еще и тем, что, будучи, пожалуй, наиболее систематическим мыслителем из всех отцов ÷еркви, ћаксим никогда не писал систематически: различные элементы его учени€ рассе€ны по разным произведени€м. язык ћаксима также запутан и труден дл€ понимани€.
≈го экзегетические труды включают большую книгу Ђ¬опросо-ответы ‘алассиюї, представл€ющую собой объ€снение Ђтрудных местї —в€щенного ѕисани€; комментарий на псалом 59 и комментарий на молитву Ђќтче нашї. —амым крупным богословским трудом преподобного ћаксима €вл€етс€ собрание очерков о Ђтрудных местахї у ƒиониси€ јреопагита и у св€того √ригори€ Ѕогослова (Ambigua). ≈го Ђ“айноводствої (или Ђћистагоги€ї), написанное под большим вли€нием Ђјреопагитикї псевдо-ƒиониси€, представл€ет собой первое в своем роде объ€снение Ѕожественной Ћитургии. ¬ коротком Ђƒиспуте с ѕирромї содержатс€ основные христологические взгл€ды ћаксима. ќни излагаютс€ в форме диалога с тем самым патриархом ѕирром, который пришел на смену —ергию, потом был смещен и уехал в јфрику, где и познакомилс€ с ћаксимом. ѕод вли€нием этого знакомства ѕирр отказалс€ от монофелитских взгл€дов, но, вернувшись в  онстантинополь, оп€ть предалс€ прежним заблуждени€м. ¬ богословском отношении интересны также письма »споведника, многие из которых представл€ют собой догматические послани€, посв€щенные анализу монофелитской ереси. —реди его аскетических сочинений следует отметить 400 глав Ђќ любвиї и 200 Ђ√ностических главї, представл€ющих собой пример мистического богослови€ (Ђгностическиеї в данном случае относитс€ не к учению гностиков, а к пут€м богопознани€).
ѕри чтении преподобного ћаксима создаетс€ впечатление, что его ответ монофелитам не был импровизацией: учение о двух вол€х было органическим элементом его богословской системы и, не будь спора с монофелитами, ћаксим все равно придерживалс€ бы тех же взгл€дов. —ледует также отметить, что только благодар€ ћаксиму все важные идеи его предшественников ― ќригена, ≈вагри€, каппадокийцев, св€того  ирилла и псевдо-ƒиониси€ ― нашли свое законное место в православном ѕредании, и в этом смысле его можно назвать истинным отцом византийского богослови€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 506 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

2035 - | 1918 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.