Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕогословское ”чение ѕреподобного ћаксима »споведника




 осмологи€

ќдна из важнейших заслуг преподобного ћаксима состоит в том, что, пользу€сь положительными достижени€ми мысли ќригена, ему удалось преодолеть заблуждени€ оригенизма по поводу сотворени€ мира. ќтправным пунктом его учени€ было учение о Ћогосе как о принципе творени€. —огласу€сь с прологом ≈вангели€ от »оанна, александрийска€ традици€ понимала божественное —лово как предсуществующий принцип, Ђв которомї было сотворено все и которое от века и вечно содержит в себе все разнообразие тварного мира. ¬ этом смысле можно говорить, что Ѕог Ђзаранее зналї обо всем. —огласно ћаксиму, все, что существует, существует вечно в Ѕоге, в ≈го ипостасном Ћогосе как божественные мысли, а не как платоновский мир идей, внешний по отношению к Ѕогу. Ѕожественные мысли ипостасно сосредоточены в божественном —лове. ћир сотворен действием божественной воли, привод€щей в исполнение божественное предведение, от века заложенное в Ћогосе.
¬ системе ќригена существование всего в нашем мире описываетс€ следующей триадой: στάσις, стасис (стабильность или состо€ние стабильности), κίνησις, кшесис (движение) и γένεσις, гЄнесис (становление или сотворение). —отворенные Ѕогом духи предвечно находились в состо€нии стабильности (стасис). »ными словами, согласно ќригену, Ѕог и весь тварный мир вначале находились в неподвижности ― состо€ние в платоническом понимании равнозначное совершенству. «атем произошло движение (кинесис): духам наскучило созерцание сущности Ѕога, они начали отвлекатьс€ от своего неподвижного совершенства, и в этом состо€ло их падение. –езультатом €вилось происхождение мира (гЄнесис), каким мы его знаем. “аким образом, дл€ ќригена тварный мир есть результат падени€, которое он понимает как движение удалени€ от совершенства.
“акому взгл€ду на сотворение мира ћаксим »споведник противопоставл€ет свою собственную, диаметрально противоположную схему. ¬начале Ѕог сотворил мир действием —воей божественной воли (генеcue). ƒействие божественной воли выразилось в движении кинесис. Ёто движение в конце концов стремитс€ к своему завершению и полноте, к стабильности в Ѕоге стасис, котора€ и есть цель творени€. ѕон€тие движени€, рассматриваемое оригенизмом как зло, в системе преподобного ћаксима оказываетс€ добром, поскольку оно от начала до конца коренитс€ в замысле Ѕожием.
–азличие между этими двум€ системами отражает фундаментальное различие между платонизмом и христианством. “ворение, движение, истори€ в платонизме и у ќригена есть результат грехопадени€, а следовательно, рассматриваютс€ как зло. ¬ христианстве истори€ имеет положительный смысл. ƒвижение есть результат сотворени€ мира Ѕогом, поэтому оно естественно, а следовательно ― хорошо. Ѕолее того, природа и движение предсуществуют в божественном, личном и живом Ћогосе. Ёто предсуществование не следует путать с предопределением: сотворение мира не было об€зательным событием. Ѕог сотворил мир свободным движением воли, вследствие чего в творении также существует свобода движени€.
ћаксим также вводит различие между пон€ти€ми смысла, λόγος (логос) и образа существовани€, τρόπος (тропос). “варный мир существует в соответствии с божественным смыслом или замыслом, но образ его существовани€ может не соответствовать замыслу. »споведник вводит пон€тие смысл существовани€. Ћюбое движение, если оно осмысленно, обладает также и свободой, и задачей его €вл€етс€ осуществление Ђхорошего, нравственного существовани€ї, конечным результатом которого будет Ђсмысл вечного существовани€ї.
»ными словами, все это означает, что в тварном мире присутствует свободна€ вол€, истинное назначение которой заключаетс€ в свободном движении по направлению к “ворцу. ≈сли бы ’ристос располагал лишь одной волей, божественной, это означало бы отсутствие в Ќем свободной человеческой воли. ≈го тварна€ человеческа€ природа была бы пассивна, ее нельз€ было бы назвать насто€щей человеческой природой.
—ущность всех схем и рассуждений преподобного ћаксима »споведника направлена на утверждение идеи реальности божественного творени€, его свободы, динамичности и собственного, независимого существовани€. ’ристос дл€ ћаксима есть Ѕог —лово,  оторый пожелал сотворить мир и  оторый есть окончательна€ цель всего происход€щего в этом тварном мире. „то-бы спасти мир, ≈му пришлось по-насто€щему включитьс€ в тварное движение, чтобы повернуть его щ правильный путь, а дл€ этого ≈му необходима бы насто€ща€ человеческа€ вол€.

”чение ќ ƒвух ¬ол€х

ѕродолжа€ разговор о преподобном ћаксиме, следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от большинства христианских богословов св€тоотеческого периода (за исключением ќригена и св€тител€ √ригори€ Ќисского) он обладал насто€щим, всеобъемлющим философским видением. Ќе будучи, как у многих богословов, реакцией на ту или иную ересь, его мысль носила систематический характер, поэтому можно утверждать, что, не будь монофелитского спора, ћаксим все равно бы развил свое учение о двух вол€х. »сключительность его состо€ла также и в том, что он не был епископом, а всю жизнь оставалс€ простым монахом. ќн умер мученической смертью, пострадав за свою преданность истине.
 ак уже отмечалось выше, »споведник снова ввел в употребление концепцию —лова, очистив ее от неоплатонической идеи вечного предсуществовани€ мира, согласно которой не только идеальные образы тварного мира, но и самый мир предвечно существуют в божественном сознании. ƒл€ преподобного ћаксима такое представление об устройстве мира невозможно: Ѕог сотворил мир, как видимый, так и невидимый, из ничего. ¬ отличие от неоплатоников, у ћаксима идеи тварного мира от века корен€тс€ в бытии —амого Ѕога, не будучи, однако, ≈го сущностью:

ћы верим, что логос ангелов существовал до их сотворени€; мы верим, что логос каждой сущности и каждой власти, составл€ющей горний мир, логос людей и логос всего, ― и перечислить это невозможно, ― чему Ѕог дал бытие. Ѕог,  оторый в своей абсолютной трансцендентности невыразим и непостижим, будучи выше любой твари и любого тварного различи€ и особенности, ― этот же самый логос выражаетс€ и умножаетс€ пригодным дл€ ƒобра образом во всех существах, исход€щих из Ќего, по аналогии с каждым логосом, и в Ќем содержитс€ средоточие всех предметов... »бо все предметы участвуют в Ѕоге по аналогии, в силу того, что они исход€т из Ќего...

(ЂAmbiguaї)

ѕрактически из этого следует, что все, существующее в этом мире, важно в глазах Ѕога и поэтому касаетс€ также и нас. ѕон€тие спасени€ и ÷арства Ѕожи€ ― космические пон€ти€, св€занные с идеей сотворени€ всего мира Ѕогом. ѕоэтому ÷арство Ќебесное есть не только цель нашего личного спасени€, но и реальность, предполагающа€, что мы должны любить все творение и заботитьс€ о его спасении. ћы призваны любить и спасать все вокруг: нашего ближнего, природу, культуру и так далее.
—огласно учению ћаксима »споведника, сотворение мира есть динамический процесс, происход€щий в согласии с божественной волей.  ак говорилось выше, этот процесс состоит из трех стадий: во-первых, Ђпуск в ходї, генесис, ― начало осуществлени€ видимого мира; затем свободна€ реализаци€ всех божественных идей, предполагающа€ движение, кинесис, устремленное к Ѕогу; и, наконец, движение имеет своей целью неподвижное стабильное состо€ние, стасис, Ђ успокоениеї в Ѕоге:

Ќачало всего естественного движени€ состоит в Ђпуске в ходї сотворени€ существ, и начало этого Ђпуска в ходї положено Ѕогом “ворцом (генесиургос). ÷елью естественного движени€ сотворенных существ €вл€етс€ неподвижное состо€ние. Ёто состо€ние происходит из Ѕесконечности и достигаетс€ путем выхода из всего конечного: вследствие отсутстви€ пространства в нем по естественным причинам прекращаетс€ движение существ... Ѕог есть начало (αρχή, архи) и конец (τέλος, телос) вс€кого возникновени€ и движени€; они исход€т из Ќего, стрем€тс€ к Ќему и в Ќем обретут свою неподвижность.

(ЂAmbiguaї)

“аким образом, все движение, все существование тварного мира ― наша жизнь, наша истори€, творчество, вс€ цивилизаци€ ― естественным образом устремлены к “ворцу, и завершаетс€ это движение вечным покоем в Ѕоге. —ледует различать два вида движени€ ― движение необходимости и движение свободы, св€занные с уже упоминавшимс€ пон€тием тропос, обозначающим способ реализации каждого отдельного Ђсловаї (логос). ќчевидно, каждый человек может реализовать свое Ђслової различными способами. “ак, некто, созданный отшельником, может решить баллотироватьс€ в президенты, другой же промен€ет свое истинное призвание скрипача на карьеру управдома. ¬ыбор того или иного способа реализации (тропос) св€зан с наличием у предметов свободной воли, которой, нар€ду с энергией, их наделил Ѕог при сотворении мира. —ледует особо подчеркнуть, что вол€ эта не лична€, а естественна€ (хот€ ею обладает вс€ка€ отдельна€ личность) и, следовательно, она присуща не только человеку и живым существам, но и неодушевленным предметам. ѕримером естественной воли может служить гравитаци€. ¬ рамках такого мировоззрени€ Ђестествої (φύσις, фйсис) не может быть грешным: оно таково, каким его сотворил √осподь, и потому в нем нет ничего дурного. Ёто естественное Ђдоброї природного быти€, предполагающее предвечное соучастие в божественном Ћогосе, особенно характерно дл€ мысли восточных отцов ÷еркви (в отличие от западного августинизма, отличающегос€ пессимистическим взгл€дом на Ђгрешную природуї).
¬о всем бытии преподобный ћаксим различает следующие пары противоположностей: нетварное ― тварное, небеса ― земл€, рай ― мир (за пределами ра€), дух ― матери€, мужчина ― женщина.
—оздава€ эти противоположности, Ѕог имел в виду гармонию, а не разделение и вражду. »х союз и полнота должны были осуществитьс€ посредством человека, нос€щего образ Ѕожий. „еловек, наделенный естественной волей, котора€ есть не что иное, как естественна€ свобода, совпадающа€ с божественной волей и ведуща€ к ƒобру, был призван воссоединить в себе весь мир. ≈го назначение состо€ло в том, чтобы найти в этом мире Ѕога, дабы через человека мир мог вновь обрести своего “ворца, вернутьс€ к своему божественному ѕрототипу...
ќднако человек пренебрег своим высоким призванием и злоупотребил своей свободой, что и послужило причиной грехопадени€. √рехопадение совершаетс€ не на уровне творени€, как у ќригена, а на уровне движени€, энергии, воли. ќно понимаетс€ как некое злонамеренное вмешательство, как обман, нарушивший гармонию всего творени€. ѕрекрасный Ѕожий мир распалс€ на части, в него вошли смерть, противоречие, вражда и тьма. Ќо несмотр€ на это целью мироздани€ по-прежнему €вл€етс€ всеобщее единство. Ёто единство восстанавливаетс€ в ¬оплощении ’риста, в котором не-тварна€ природа ипостасно соединилась с тварью. ¬ Ѕоговоплощении (которое преподобный ћаксим рассматривает как рекапитул€цию, или восстановление) —лово, божественный принцип мирового –азума, становитс€ в центре творени€, в центре мировой истории. ¬ Ќем снова примир€ютс€ “ворец и тварь, небеса и земл€, рай и мир, дух и матери€, мужчина и женщина.
—овершенно €сно, что в контексте такого мировоззрени€ монофелитство совершенно неприемлемо. ”ничтожа€ естественную волю тварного мира, учение об одной воле уничтожает подлинную реальность мира, с головой выдава€ сущность монофизитства как отрицани€ реальности нашего тварного быти€. ѕочти что буддистска€ концепци€ растворени€ человеческого в божественном лишает мир естественной свободы, превращает его в бессмысленную игрушку всевластного божества.
Ќемедленно возникает р€д вопросов и проблем, св€занных с происхождением греха. Ћюбое восстание, любой грех всегда нос€т личный характер. √реха вообще не бывает вне личности, вне ипостаси. ќткуда же вз€лась эта личность, вызвавша€ нарушение гармонии, отклонение с пути истинного, чудовищную катастрофу? » что произошло с естественной волей этой личности?
ƒл€ того чтобы разрешить эти вопросы, преподобный ћаксим вводит свое знаменитое разграничение между естественной и гномической вол€ми. –азграничение это основано на свободе разумной твари ― свободе, понимаемой не об€зательно как выбор между добром и злом, но как выбор пути реализации своей естественной воли:

—оздава€ разумную и духовную природу, Ѕог, в —воей несравненной благодати, сообщил ей четыре божественных свойства, с помощью которых ќн хранит, оберегает и поддерживает все существующее: бытие, приснобытие, добро и мудрость. »з этих даров первые два принадлежат сущности; два других, добро и мудрость, наход€щиес€ в зависимости от свободного выбора, обеспечивают возможность твари посредством участи€ стать тем, чем ќн —ам €вл€етс€ в —воей сущности. ѕоэтому и говоритс€, что тварь создана Ђпо образу и подобию Ѕожиюї: во-первых, по образу ≈го быти€, в силу самого факта своего быти€, во-вторых, по образу ≈го присно-быти€, в силу того, что тварь хот€ и имеет начало, но не имеет конца; затем по подобию, будучи создана доброю “ем,  то добр, и мудрою “ем,  то мудр, тем самым уподобл€€сь по благодати “ому,  то добр и мудр по природе. —ледовательно, вс€ка€ разумна€ тварь €вл€етс€ образом Ѕожиим, но ≈го подобием €вл€ютс€ лишь те, кто добр и мудр.

(Ђќ добреї, 3, 25)

ћы, таким образом, по природе обладаем естественной волей, реализаци€ которой зависит от нашего выбора, осуществл€емого гномической волей (от греческого γνώμη (гноми), мнение, выбор). √номическа€ вол€ не €вл€етс€ свойством природы, а составл€ет принадлежность личности. »менно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставл€ет нас страдать и колебатьс€ в выборе между добром и злом, а потом мучитьс€ в сомнени€х, по поводу правильности сделанного выбора. јдам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. √номическа€ вол€ была в нем лишь потенцией.  огда он отведал от древа познани€ добра и зла, его естественна€ вол€ стала гномической.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1608 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

2063 - | 1869 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.