Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”чение ќ ÷еркви » “аинствах




 огда јвгустин начинает говорить о ÷еркви и таинствах, мы видим его совсем с другой стороны, в его лучших про€влени€х. »нтересно, что его взгл€ды на ƒуха —в€того никак не отражаютс€ на его учении о ÷еркви:

„еловек, обладающий ƒухом —в€тым, находитс€ в ÷еркви, котора€ говорит €зыком всех людей. ¬се, кто вне ÷еркви, ƒуха —в€того не имеют. ¬от почему ƒух —в€той соблаговолил обнаружить —еб€ на €зыках всех народов, дабы человек, принадлежащий единой ÷еркви, говор€щей на всех €зыках, мог осознать, что он имеет ƒуха —в€того... “ело состоит из многих членов, и один дух дает жизнь всем членам...  ак наш дух (то есть наша душа) в членах нашего тела, так и —в€той ƒух в членах ’ристова “ела, ÷еркви... ѕока мы живы и здоровы, все члены нашего тела выполн€ют свои функции. ≈сли один какой-нибудь член заболеет, все остальные члены страдают вместе с ним. Ќо поскольку этот член принадлежит телу, он будет страдать, но не может умереть. ”мереть ― значит Ђиспустить духї.
≈сли отрезать какую-нибудь часть тела, она сохран€ет форму пальца, руки, уха, но в ней нет жизни. “аково состо€ние человека вне ÷еркви. ¬ы спросите, получает ли он таинства? ― ѕолучает.  рещение? ― ≈сть у него и крещение. »споведание веры? ― » это есть у него. Ќо это всего лишь форма. » тщетно хвалитьс€ формой, если ты не обладаешь жизнью ƒуха.

(ѕроповедь 268, 2)

ћы видим, с какой насто€тельностью јвгустин подчеркивает роль ƒуха —в€того как основной зиждительной силы ÷еркви.
ѕомимо учени€ о ÷еркви в проповед€х јвгустина содержитс€ здравое учение о таинствах:

ѕричина, почему они (хлеб и вино) называютс€ таинствами, состоит в том, что мы видим в них одно, а понимаем нечто другое. “о, что мы видим, имеет внешний вид; то, что мы понимаем, имеет духовный плод. ≈сли ты хочешь пон€ть “ело ’ристово, послушай слова јпостола: » вы ― тело ’ристово, а порознь ― члены (1  ор. 12, 27). ≈сли вы ― тело и члены ’ристовы, то на алтаре лежит ваша тайна: то, чего вы причащаетесь, ― ваша собственна€ тайна. ¬аш ответ Ђјминьї адресован самим себе, и этим ответом вы совершаете восхождение. “ы слышишь слова Ђтело ’ристової, ты отвечаешь Ђјминьї. Ѕудь членом ’ристовым, чтобы твое Ђјминьї было истиной.

(ѕроповедь 2 72)

јвгустин понимает ≈вхаристию реалистически в терминах единства ÷еркви. ≈вхаристи€ есть ≈вхаристи€ постольку, поскольку есть ÷ерковь, совершающа€ ≈вхаристию. Ќаше Ђјминьї адресовано нам самим, нашему естеству, составл€ющему часть тела ’ристова. ƒух —в€той должен снизойти как на ƒары, так и на нас, и только это делает таинство возможным. “аинство ≈вхаристии понимаетс€ как следствие, как печать нашего единства, как тела ’ристова, ÷еркви.
јвгустин высказывает свои взгл€ды на ÷ерковь и таинства также в контексте полемики с донатистами.  ак уже упоминалось, эти последние не желали признавать действительными рукоположени€, совершенные епископами, которые скомпрометировали себ€ во врем€ гонений.  о времени јвгустина это была уже стара€ истори€, и донатизм прочно утвердилс€ в јфрике как секта с элитарной психологией, предъ€вл€вша€ исключительно жестокие требовани€ касательно действительности крещени€ (от Ђзаконногої епископа или нет). ~ јргументы блаженного јвгустина против донатизма прежде всего утверждают соборность ÷еркви. ¬ письме, адресованном донатистскому епископу √онорату, он пишет:

Ѕудьте, пожалуйста, так добры ответить на следующий вопрос: не известно ли ¬ам случайно, почему это ’ристос должен потер€ть —вое досто€ние, распространившеес€ по всему миру, и ни с того ни с сего обнаружить его сохранившимс€ только среди африканцев, да и то не всех? —оборна€ ÷ерковь действительно существует в јфрике, поскольку Ѕог пожелал и распор€дилс€, чтобы она существовала во всем мире. “огда как ваша парти€, называема€ партией ƒоната, не существует во всех тех местах, где писани€, речи и де€ни€ апостолов нашли свое распространение.

(ѕослание 49, 3)

“акже и в другом письме:

...јнафема всем, кто провозглашает ÷ерковь отдельно от всемирной общины... ибо проповедану быть во им€ ≈го пока€нию и прощению грехов во всех народах, начина€ с »ерусалима (Ћк. 24, 47).

(ѕослание 93, 23)

ѕопросту говор€, јвгустин утверждает, что ÷ерковь должна быть дл€ всех. —оборность хот€ и не означает универсальности, но, во вс€ком случае, строитс€ по этому принципу.
¬ отношении таинств јвгустин обсуждает проблему Ђдейственностиї:

ѕричина, почему блаженный  иприан и другие выдающиес€ христиане... решили, что крещение во ’риста не может существовать среди еретиков и схизматиков, заключаетс€ в том, что они не сумели разграничить между таинством и действенностью таинства. »з-за того, что действенность крещени€, заключающа€с€ в освобождении от грехов и чистосердечности, не нашлась у еретиков, они предположили, что и самого таинства у них не существует. Ќо... очевидно, что внутри единства ÷еркви люди порочные и ведущие скверную жизнь не могут ни давать, ни получать отпущени€ грехов. “ем не менее пастыри соборной ÷еркви во всем мире €сно учат, что и такие люди могут как принимать таинство крещени€, так и совершать его... —в€тость крещени€ не зависит от недостатков человека, получающего или совершающего его, даже если он и схизматик...  рещаемый от схизматика может креститьс€ во спасение, если он сам не находитс€ в расколе... ≈сли же схизматик отвернетс€ от своей мерзости и примиритс€ с соборной ÷ерковью, его грехи прощаютс€ силой полученного им крещени€ по причине милосерди€.

(Ђќ крещенииї, 6, 1, 7)

ћожно заключить, что под Ђдействительностьюї предполагаетс€ реальность даровани€ благодати, под Ђдейственностьюї ― воспри€тие этой благодати лицом, принимающим таинство. ѕринцип разграничени€ между этими двум€ пон€ти€ми €вилс€ впоследствии причиной многих споров и разногласий. ¬р€д ли им можно пользоватьс€ в плане православной экклесиологии.  рещение ― это вступление в ÷ерковь, поэтому крещение в осуждение (совсем без вступлени€ в ÷ерковь) невозможно по определению. ¬виду этого не совсем пон€тно, какое крещение считать Ђнедейственнымї. — другой стороны, ÷ерковь никогда не верила в таинства как магию: в каждом случае необходимо свободное воспри€тие благодати человеком, а следовательно, его готовность и достоинство. ѕравославный подход к таинствам, будучи чужд рационально точному различению между действительностью и действенностью, скорее предполагает проницательность и умение пастырски распознавать дары ƒуха. ÷ерковь всегда признает (или не признает) таинства по отношению к самой себе. “ак, например, таинства живой церкви в —оветском —оюзе были признаны недействительными, так как целью раскольников было уничтожение ÷еркви. “акже, когда в XVII-XVIII веках иезуиты развернули свою де€тельность в √реции с целью пр€мого вызова ѕравославию, греческа€ ÷ерковь отказалась признать их таинства. јбсолютного правила в таких ситуаци€х существовать не может, слишком просто было бы сказать, что так ― законно, а вот так ― нет, тем самым наделив таинства магическими свойствами. ÷ерковные таинства есть жизнь самой ÷еркви как тела ’ристова, поэтому на ÷еркви лежит ответственность мудрого распознавани€ и прин€ти€ решений в конкретных обсто€тельствах.
¬озвраща€сь к јвгустину, можно сказать, что в этом своем учении, как и во всех тех случа€х, когда он стремилс€ быть чересчур логичным ― до победного конца, его выводы идут вразрез со стремлением разрешить все проблемы, порожда€ новые трудности и неразрешимые вопросы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 534 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

2168 - | 1986 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.