Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕлаженный »ероним —тридонский




Ѕлаженный »ероним родилс€ между 340 и 350 годами, умер в 419/20 году. ќн был родом из ƒалмации (ѕаннонии) из богатой христианской семьи. ќбразование он получил в –име, после чего родители отправили его путешествовать. ѕобывав в √аллии и в ѕалестине, после многих лет странствий »ероним прибыл в јнтиохию, где неожиданно прин€л решение стать монахом. ќн удалилс€ в ’алкийскую пустыню, где жил отшельником. ѕрактику€ крайний аскетизм, ходил нагой и никогда не умывалс€, отчего впоследствии многие художники ¬озрождени€ изображали св€того »еронима в пещере в довольно непригл€дном, хот€ и вдохновенном виде.
¬ пустыне у »еронима было много свободного времени, и он выучил еврейский и греческий €зыки. ќн был рукоположен в св€щенника ѕавлином, Ђстароникейскимї антиохийским епископом, враждовавшим с тем самым ћелетием, который рукоположил «латоуста. »ероним также придерживалс€ крайнего варианта никейского ѕравослави€, которое в последние дес€тилети€ IV века поддерживалось и –имской церковью.
¬ 381 году он находитс€ в  онстантинополе, где проходит ¬торой ¬селенский —обор. ¬месте со своим другом ћаксимом ÷иником он полемизирует со св€тым √ригорием Ѕогословом, обвин€€ его в недостаточно православных взгл€дах.
¬ продолжение всех этих лет он усиленно изучает —в€щенное ѕисание и совершенствует свое знание греческого €зыка. ќн пишет по-латыни жизнеописани€ восточных монахов ― одно из первых агиографических сочинений в истории. ќн переводит на латынь Ђ’роникуї ≈всеви€, а также ― самое главное ― проповеди ќригена на книги пророков »сайи и »еремии. »ероним на всю жизнь осталс€ преданным поклонником ќригена и его экзегетического метода, что впоследствии сыграло большую роль в его жизни.
¬ 382 году блаженный »ероним возвращаетс€ в –им, где проводит четыре года. Ќесмотр€ на то, что он продолжает монашеский образ жизни, вокруг него собираетс€ небольшое светское общество, состо€щее главным образом из богатых римл€нок (в основном набожных вдовиц и дев), любивших проводить врем€ в ученых разговорах. √лавными действующими лицами последующих событий станов€тс€ ћаркелла, ‘абиана и ѕаула, которые под вли€нием »еронима выучили еврейский и греческий €зыки, после чего общими усили€ми зан€лись переводом Ѕиблии на латынь. »х перевод ѕсалтири (так называема€ Ђ–имска€ псалтирьї) лег в основу западной литургической традиции и используетс€ почти без изменений на прот€жении вот уже шестнадцати столетий.
¬ 386 году »ероним переехал жить в ¬ифлеем в сопровождении помогавших ему вдов и девиц, которых он разместил по окрестным монастыр€м. ќни продолжают совместную работу по переводу Ѕиблии, пользу€сь преимущественно Ђ√екзапламиї ќригена. »ногда, но не слишком часто, они свер€ли свой перевод с еврейским оригиналом. –езультатом их трудов €вилась латинска€ Ѕибли€, ¬ульгата.
ѕомимо этого св€той »ероним написал несколько книг об аскезе. “акже, будучи непосредственным участником первых вспышек оригенистского спора, он написал трактат Ђѕротив –уфинаї. –уфин был одним из учеников блаженного »еронима. –аздел€€ интерес своего учител€ к ќригену, он перевел на латынь классический труд ќригена Ђќ началахї. ¬ своем переводе –уфин по возможности сгладил все сомнительные места, сделав ќригена более православным, чем он был на самом деле. јнтиоригенистские нападки св€того ≈пифани€  ипрского (того самого, который коллекционировал ереси) и архиепископа »оанна »ерусалимского подвигли –уфина на публичное отречение от ќригена. Ќапротив, »ероним, прекрасно понимавший все спорные моменты ќригенова учени€, осталс€ верен его пам€ти и выступил с опровержением его врагов.
¬ целом блаженный »ероним предстает перед нами как необычайно цельна€, последовательна€ натура, как очень симпатичный, хот€ и причудливый человек, к тому же чрезвычайно трудолюбивый. ќн не оставил нам интересных богословских трудов, но в его письмах мы находим обсуждение одного вопроса, и по сей день представл€ющего экклезиологический интерес, св€занного с проблемой происхождени€ епископата. «десь следует заметить, что обширна€ переписка »еронима, адресованна€ в основном уже упоминавшимс€ его помощницам, €вл€етс€ драгоценнейшим источником информации о жизни ÷еркви в то врем€. “акже чрезвычайно интересны его личные мнени€, в частности нескрываема€ непри€знь к епископам. Ѕлаженный »ероним, будучи сам пресвитером, был убежден, что между епископами и пресвитерами нет разницы:

ќтсюда следует, что св€щенник и епископ ― одно и то же и что до того, как, подстрекаемое диаволом, в религию пришло честолюбие, и люди стали говорить: Ђя ѕавловї, Ђя јполлосовї, Ђя  ифинї, ― ÷ерковь была одним телом и руководилась св€щенниками.

(ЂЌа послание к “итуї, 1, 1, 5)

“аким образом, св€той »ероним отстаивал необходимость сохранени€ в ÷еркви коллективного руководства пресвитеров.
¬ своем знаменитом письме к ≈вангелу »ероним излагает ту же самую идею о равенстве св€щенников и епископов. ќн подчеркивает утилитарный характер епископства:

 огда впоследствии один пресвитер был избран дл€ руководства всеми остальными, это было сделано, дабы исцелить раскол и предотвратить разрывание ÷еркви на части различными лицами, желавшими прит€нуть ее к себе.

(ѕослание 146 Ђ  ≈вангелуї)

ƒалее он продолжает говорить о чисто функциональной роли епископа:

ƒаже в јлександрии со времен евангелиста ћарка... пресвитеры всегда именовали епископом одного, избранного из их числа... »бо кроме посв€щени€ в чем заключаетс€ функци€ епископа, что бы не было в то же врем€ и функцией пресвитера?

(“ам же)

ѕо весьма очевидным причинам эти высказывани€ св€того »еронима всегда вдохновл€ли протестантов, но и не только их.  огда в 1922 году украинска€ ÷ерковь не пожелала признать русский епископат, группа св€щенников, собравшись, рукоположила во епископы нескольких св€щенников из своего числа, осуществив как раз тот самый Ђалександрийскийї способ рукоположени€, о котором сообщает »ероним.
 асательно конкретного исторического случа€ в јлександрии это письмо ― наш единственный источник, и притом не слишком достоверный. Ќе€сно, говорит »ероним о рукоположении или же об избрании епископов пресвитерами.  роме того, поскольку јлександри€ была большим городом, в ней имелось несколько посто€нных евхаристических общин, кажда€ во главе со своим пресвитером, которые выполн€ли роль своего рода епископов. »х роль в избрании архиепископа, возможно, объ€сн€етс€ именно этим.
— другой стороны, уже в I веке, как мы находим у св€того »гнати€ јнтиохийского, епископ председательствует над собранием пресвитеров, которое действует как совещательный орган; поэтому в каждом отдельном месте может быть только один епископ ― председатель евхаристического собрани€.
ќчевидно, решение важной проблемы происхождени€ епископата не может быть основано ни на личных предпочтени€х блаженного »еронима, ни на излагаемом им отдельном и малодостоверном историческом событии.

 

Ѕлаженный јвгустин

Ѕлаженный јвгустин может считатьс€ истинным отцом западного христианства. ¬ то врем€ как на ¬остоке было множество крупных богословов, на «ападе јвгустин не имел себе равных, и его учение доминировало над латинской богословской мыслью вплоть до возникновени€ средневекового схоластицизма. Ќесмотр€ на то что православное богословие критически относитс€ к некоторым аспектам его учени€, ѕравославна€ ÷ерковь всегда признавала его св€тость и авторитет. Ћичность јвгустина чрезвычайно привлекательна своей искренностью, глубиной и живостью ума, а конкретность и непосредственность его интересов (в отличие от восточных отцов, столь часто витавших в сферах непостижимого и отвлеченного) делают блаженного јвгустина не просто интересным, но и очень близким нам человеком.
јвгустин родилс€ 13 но€бр€ 354 года в городе “агасте, в —еверной јфрике, котора€ тогда была частью –имской империи и была населена латино€зычными христианами. ќтец его был €зычником, мать ― св€та€ ћоника ― глубоко религиозной христианкой. ¬ 370 году молодой јвгустин поехал учитьс€ риторике в столицу јфрики  арфаген. ќбучение велось по-латыни, и вс€ греческа€ классика читалась в переводах. јвгустин так никогда и не выучил греческий €зык, зато его профессиональна€ подготовка в области риторики приобрела дл€ него некое духовное измерение. Ѕлест€щий писатель, он всегда осознавал €зык как орудие творчества и отдавал себе отчет во всех вытекающих из этого преимуществах и соблазнах. ƒл€ него €зык как средство общени€ был искусством, требующим совершенства из соображений любви к ближнему.
¬ возрасте дев€тнадцати лет јвгустин знакомитс€ с манихейским учением и становитс€ его приверженцем на целых дес€ть лет.  арфаген был космополитическим городом, и среди процветавших в нем разнообразнейших сект и верований манихейство пользовалось значительной попул€рностью. ¬опрос о происхождении зла решалс€ манихе€ми в плане онтологического дуализма, то есть существовани€ злого бога, равносильного “ворцу. ћанихейское вли€ние навсегда оставило след в мысли блаженного јвгустина.
«акончив образование, јвгустин начал частным образом преподавать риторику. ¬ это врем€ он сожительствовал с женщиной, котора€ была его подругой в течение многих лет и к которой он, по-видимому, был очень прив€зан. ќна родила ему сына, которого јвгустин назвал јдеодатус, по-гречески ‘еодор, Ѕогоданный. Ёто был его единственный ребенок, и јвгустин в своих писани€х всегда говорит о нем с особенной нежностью.
¬ 383 году он переехал в –им и провел там некоторое врем€, занима€сь преподаванием риторики. ќднако в –име он не задержалс€ и переехал оттуда в ћилан, где епископом тогда был великий јмвросий, проповеди которого потр€сли јвгустина. ƒа и весь образ св€того миланца произвел неизгладимое впечатление и придал определенно христианское направление его духовному развитию.
Ќужно сказать, что јвгустин обладал в высшей степени философским складом ума и всегда во всем старалс€ докопатьс€ до самого корн€. Ќесмотр€ на уже произошедший к тому времени разрыв с манихейством, јвгустин искал (как и будет искать всю свою жизнь) разрешение проблемы сосуществовани€ в этом мире добра и зла. ќн знал уже, что дуалистический подход не может его удовлетворить, ибо он ведет к многобожию и к неприемлемым этическим выводам. „тение философов-платоников и неоплатоников (в латинском переводе) повлекло за собой постепенное отмежевание от манихейского дуализма. ¬след за ѕлатоном јвгустин поверил в монизм ƒобра. ѕоэтому его следующим шагом на пути духовных исканий были платонизм и неоплатонизм. ¬ них его привлекало именно опровержение вс€кого дуализма: Ѕог ― един, и все, что с Ќим св€зано, ― есть добро. ќнтологически зла не существует, оно есть лишь отклонение от добра, нечто вроде паразита или болезни.
’от€ философски и вследствие естественной склонности ума јвгустин оставалс€ приверженцем платонизма, его сердце все более и более склон€лось к вере его матери ћоники, котора€ всегда, до самой своей смерти, оказывала очень сильное вли€ние на сына. ѕостепенно јвгустин сделалс€ убежденным христианином, и от крещени€ его удерживало лишь сознание того, как крепко он еще прив€зан к соблазнам этого мира. ќн не сомневалс€ в том, что крещение должно повлечь за собой полную перемену образа жизни, и продолжал откладывать его, муча€сь невозможностью прин€ть окончательное решение, повтор€€ в своих молитвах Ѕогу: Ђƒай мне целомудрие и воздержание, но не сейчасї.
ќкончательное обращение јвгустина необычайно трогательно и убедительно описано в книге VIII знаменитой Ђ»споведиї. ќднажды, когда, давши волю противоречивым движени€м своего сердца, јвгустин предавалс€ печали по поводу своей греховности, с ним произошло следующее:

» вот слышу € голос из соседнего дома, не знаю, я будто мальчика или девочки, часто повтор€ющий нараспев: Ђ¬озьми, читай! ¬озьми, читай!ї я изменилс€ в лице и стал напр€женно думать, не напевают ли обычно дети в какой-то игре нечто подобное? Ќигде не доводилось ― мне этого слышать. ѕодавив рыдани€, € встал, истолковыва€ эти слова как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, котора€ мне попадетс€. я слышал об јнтонии, что его вразумили евангельские стихи, на которые он случайно наткнулс€: Ђѕойди, продай все имущество свое, раздай бедным и получишь сокровище на Ќебесах и приходи, следуй за ћнойї; эти слова сразу же обратили его к “ебе. ¬зволнованный, вернулс€ € на то место, где сидел јлипий; € оставил там, уход€, апостольские ѕослани€. я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первой попавшуюс€ мне на глаза: Ќи пировани€м и пь€нству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в √оспода... »исуса ’риста, и попечени€ о плоти не превращайте в похоти (–им. 13, 13-14). я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мое залили свет и покой; исчез мрак моих сомнений.

Ёто событие перевернуло всю жизнь јвгустина. ќн полностью обратилс€ в христианство, в апреле 389 года крестилс€, а в 391 году был рукоположен во пресвитера и всю остальную жизнь провел в африканском городе √иппоне, епископом которого он сделалс€ в 395 году. ќн оставалс€ епископом гиппонийским в продолжение 35 лет, до самой своей смерти. ¬ этот период он написал очень много сочинений, а также принимал активное участие в церковной жизни. ќн сделалс€ незаменимым участником всех африканских соборов. ƒело было в том, что в јфрике существовал обычай ставить епископа над каждым приходом, насчитывающим более двенадцати человек. ≈стественно, большинство епископов были малообразованными, простыми людьми. Ѕудучи единственным среди них богословом и ритором, јвгустин фактически возглавил церковную жизнь јфрики. ≈го громадна€ попул€рность и вли€ние позволили ему внести большой вклад в законодательную де€тельность африканской ÷еркви. “ак, например, в 419 году он активно участвовал в деле св€щенника јпиари€, смещенного местным синодом. јпиарий обратилс€ с жалобой к папе, который восстановил его в чине. јфриканска€ ÷ерковь воспротивилась вмешательству –има в ее дела. Ёто дало јвгустину повод написать резкое письмо против папы от имени африканского епископата.
Ѕлаженный јвгустин умер 28 августа 430 года во врем€ осады √иппона армией готов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 805 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

2112 - | 1885 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.