Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ворени€ Ѕлаженного јвгустина




1. Ђ»споведьї. ¬ этом автобиографическом сочинении јвгустин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта. Ёта книга есть свидетельство неукротимой силы его веры, внутренней честности, пылкости, фантазии и свободы ума.
2. Ђќтречениеї, написанное в поздний период его жизни, представл€ет собой поправки изложенных ранее взгл€дов с позиции его изменившегос€ мировоззрени€.
3. Ђќ √раде Ѕожиемї. Ёта книга представл€ет собой апологию христианства, в которой первые дес€ть книг посв€щены опровержению €зычества, а в книгах XI-XVIII содержитс€ описание двух Ђградовї: мирского и Ѕожи€. ѕод Ђградомї (греч. πόλις (полис), лат. civitas) разумеетс€ общество. ƒва града описаны симметрично в противопоставлении друг другу. ѕронизывающее эту книгу мировоззрение во многом об€зано своим возникновением событию, потр€сшему весь западный мир, ― вз€тию –има јларихом в 412 году. ќснованный божественным провидением, воспетый ¬ергилием вечный город, столица и центр цивилизации перестал существовать. јвгустин объ€сн€ет катастрофу тем, что –им был градом Ђэтого мираї, где ничего вечного нет и быть не может. »де€ двух Ђградовї глубоко отразилась на средневековом видении христианского общества.
4. –€д сочинений Ђѕротив манихействаї.
5. –€д сочинений Ђѕротив донатизмаї. ƒонатисты были сектой, возникшей в результате гонений на христиан. ќни возражали против возвращени€ в лоно ÷еркви тех епископов, которые скомпрометировали себ€ во врем€ гонений. ѕо существу вопрос касалс€ понимани€ таинств: зависит ли их Ђдейственностьї от личных качеств св€щеннослужителей?
6. –€д сочинений Ђѕротив ѕелаги€ї. ѕелагий, родом из Ѕритании, был блест€щим оратором и писателем, преподававшим гуманитарные дисциплины в –име. ¬ своих сочинени€х он протестовал против низкого уровн€ христианской жизни в послеконстантиновой ÷еркви, проповеду€ христианский героизм и совершенство. ÷ерковь, согласно ѕелагию, должна состо€ть из непогрешимых, совершенных людей, причем качества эти достижимы человеческим усилием. ¬ полемике с ѕелагием родилось учение блаженного јвгустина о спасении через благодать. ќн также писал против ученика ѕелаги€ ёлиана Ёкланского, учившего, что не следует крестить младенцев, ибо они безгрешны.
7. Ђќ “роицеї ― богословский трактат, написанный в более поздний период жизни јвгустина. Ёто умозрительное сочинение о тайнах ѕресв€той “роицы оказало огромное вли€ние на западное богословие. ’от€ сам јвгустин исповедовал никейскую веру, а прибавка слова Filioque к Ќикейскому —имволу веры возникла независимо от него и гораздо позднее, тем не менее на основании этой работы оказалось возможным догматическое оправдание Filioque на «ападе.
–ассматрива€ наиболее интересные аспекты учени€ блаженного јвгустина, следует прежде всего остановитьс€ на его произведени€х Ђѕротив ѕелаги€ї. —огласно ѕелагию, наше естество нейтрально ― ему не присуще ни добро, ни зло. «ло совершаетс€ нами как злоупотребление свободной волей. ћладенцы же по природе своей добры и лишь потенциально €вл€ютс€ носител€ми греха.  рещение Ђво оставление греховї поэтому имеет смысл только по достижении взрослого возраста, когда человек уже располагает свободной волей и способен к сознательному совершению греха. Ќа это јвгустин возражал, что грех есть не только результат свободного выбора: он €вл€етс€ принадлежностью самой падшей природы человека. ≈сли человек не со ’ристом, значит, он против ’риста. ј как можно быть против ’риста, если не посредством греха? —ледовательно, некрещеные младенцы тоже греховны.  ак сказано в латинском переводе –им. 5, 12, из-за јдама все человечество находитс€ под прокл€тием первородного греха.
ѕо существу, спор между јвгустином и ѕелагием сводитс€ к противопоставлению воли и благодати. ѕелагий утверждал, что грех коренитс€ в воле. јвгустин же вслед за јпостолом ѕавлом настаивал, что часто мы делаем то, чего не желаем, или же, напротив, желаем того, чего не в состо€нии сделать, а, следовательно, вол€ и поступки не св€заны друг с другом ― мы грешим вопреки своей воле! »менно таким образом јвгустин делает вывод о греховности младенцев. ѕри этом он непрестанно ссылаетс€ на –им. 5, 12 в латинском переводе: in quo omnis peccaverunt, Ђв котором (јдаме) все согрешилиї. јдам понимаетс€ как все человечество в целом, поэтому все люди ― грешники, Ђмасса погибающихї.

»так, с этого момента как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, так как в нем все согрешили (–им. 5, 12), вс€ масса погибающих перешла во власть губител€. “ак что никто, совсем никто не свободен от этого и не освободитс€ иначе, как благодатью »скупител€.

(Ђќ христианской благодатиї, 2, 34)

ѕодобного рода психологическим пессимизмом проникнуты многие произведени€ јвгустина.  онечно, он совершенно прав, говор€, что человечество нуждаетс€ в спасении, однако он не останавливаетс€ на этом и утверждает, что все повинны в грехе. ƒл€ него грех коренитс€ в самой природе человека, а не в его воле:

≈ще выдвигают такой довод: если грешник рождает грешника, так что вина первородного греха должна быть смыта крещением во младенчестве, то из этого следует, что от праведника рождаетс€ праведное потомство. Ќо это не так... „еловек рождает, потому что продолжает вести старый образ жизни среди сынов мира сего, а не потому, что он устремлен к новой жизни среди сынов Ѕожиих.

(“ам Dice, 2, 11)

“аким образом, и дети христиан не составл€ют исключени€. »бо от плоти рождаетс€ плоть; причиной греховности €вл€етс€ похоть, в которой мы принимаем участие. “акого рода рассуждени€ легли в основу идеи о непорочном зачатии ƒевы ћарии и о целибатном св€щенстве.
—вою теорию јвгустин излагал в виде схемы, состо€вшей из трех частей:
јдам ― может не грешить.
’ристос ― не может грешить.
ћы ― не можем не грешить.
  счастью, блаженный јвгустин был не слишком логичен и последователен в своих построени€х. —леду€ пастырским нуждам, он забывал о своих теори€х и становилс€ реалистом.  огда в своих писани€х блаженный јвгустин говорит о человеческой жизни, он все же признает существование положительных начал. ƒобра€ вол€ в человеке существует, равно как и существует возможность сотрудничества с божественной волей. ќднако чем старше становилс€ јвгустин, тем большим пессимизмом проникалось его мировоззрение. ¬енцом его пессимизма €вл€етс€ теори€ предопределени€:

“е, кто не слыхали Ѕлагой ¬ести; те, кто, услыхав ее, обратились, но не получили дара стойкости; те, кто, услыхав ≈вангелие, отказались прийти к ’ристу... те, которые не могли верить по причине младенческого возраста и умерли, не омывшись водой возрождени€ ― единственным путем освобождени€ от первородной вины, ― все они принадлежат ― как признаетс€ всеми ― той массе погибающих, ибо все люди осуждены на прокл€тие по вине одного человека. “е, кто не подлежит осуждению, освобождены не по своим заслугам, но через благодать ѕосредника, то есть они свободно оправданы кровью ¬торого јдама... Ќеобходимо твердо знать, что никто не исключен из этой массы погибающих, возникшей из-за первого јдама, не облада€ даром благодати —пасител€. »збранные избраны по благодати, а не по своим заслугам, ибо кажда€ заслуга даетс€ благодатью... »збранные есть те, кто Ђпризван по ≈го соизволениюї и кого ќн, кроме того, предопределил и предузнал.

(“ам же, 12-14)

Ёта теори€ оставила неизгладимый след в западной богословской мысли. Ќаиболее последовательное ее выражение мы находим у кальвинистов. ” самого же јвгустина мы не находим абсолютной уверенности в своей правоте. ¬ свои молодые годы он считал, что человек сам может предприн€ть шаги к спасению. ѕозднее, в полемике с ѕелагием и в результате столкновений с реальностью, он разуверилс€ в такой возможности, но до самого конца его учение о предопределении и благодати страдает некоторой противоречивостью. ¬ целом можно сказать, что его мысль характеризуетс€ безнадежным отношением к природе человека.
ќгромное вли€ние јвгустина на западную мысль объ€сн€етс€ тем, что в течение многих веков, пожалуй ― до по€влени€ в XIII веке ‘омы јквинского, на «ападе не было ни одного мыслител€, который мог бы сравнитьс€ с ним по масштабу таланта. јвгустин был великий человек, великий христианин, без сомнени€, подлинно св€той, настолько опередивший свое врем€, что никто из его современников, да и много позднее, не был в состо€нии заметить некоторую непоследовательность его концепций.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 472 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2058 - | 1923 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.