Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


II. ѕредыдущее Ч последующее




ѕосредством этого топа устанавливаетс€ отношение расположенных в последовательном пор€дке состо€ний предмета мысли. ѕри этом предыдущее не об€зательно €вл€етс€ причиной последующего.

“ак, молодость предшествует зрелости и старости; переговоры Ч заключению соглашени€; голоса птиц Ч восходу —олнца; замысел Ч поступку.

—мысловой пор€док отдел€етс€ от времени. “акое отвлеченное понимание топа позвол€ет различным образом рассматривать отношени€ между предыдущим и последующим. ѕредыдущее действие или состо€ние может рассматриватьс€ в отношении к последующему: (1) как более значимое; (2) как равноценное; (3) как менее значимое.

—в. »оанн ƒамаскин вслед за јристотелем [31] и классической античной диалектикой устанавливает четыре основных способа толковани€ топа предыдущее/последующее и п€тый способ Ч понимание предыдущего/последующего как причины и следстви€:

1. ѕредыдущее Ч последующеекак Устаршее и младшее дл€ одушевленных предметов и более и менее древнее Ч дл€ неодушевленных.Ф

ѕон€ти€ предыдущего и последующего св€заны с идеей времени. јристотель в УћетафизикеФ пишет: У... Ќевозможно, чтобы движение либо возникало, либо уничтожилось (ибо оно существовало всегда), так же и врем€ не может возникнуть или уничтожитьс€: ведь если нет времени, то не может быть и УраньшеФ и Упосле.Ф [32] B У–иторикеФ јристотел€ предыдущее Ч последующее рассматриваетс€ следующим образом: У... топ получаетс€ из данных времен, когда, например, говорил »фикрат[33] в своей речи против √армоди€: [34] У≈сли бы € прежде чем сделать дело, попросил у вас статуи, вы бы мне дали ее? » вы не дадите ее, когда € сделал дело? Ќе обещайте же, когда имеете в виду что-нибудь, и не отнимайте, когда получили желаемое.Ф [35] ¬ У“опикеФ трактовка предыдущего и последующего сходна: У–ассмотрение, исход€щее из следовани€, дво€ко, ибо в следовании есть предшествующее и последующее; например, у учащегос€ незнание Чпредшествующее, а знание Ч последующее. Ѕольшей же частью лучше то, что следует позже.Ф [36]

»сход€ из представлени€ о пор€дке как следовании во времени, св. ¬асилий ¬еликий обосновывает несосто€тельность науки как средства построени€ картины мира тем, что характерное дл€ науки отрицание предыдущих теорий последующими делает сомнительной любую научную теорию.

УЁллинские мудрецы много рассуждали о природе, Ч и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествующее. ѕосему нам нет и нужды обличать их учени€ Ч их самих достаточно друг дл€ друга к собственному низложению.Ф [37]

2. ѕредыдущее Ч последующее в логическом смысле: предыдущее рассматриваетс€ как условна€ возможность последующего. [38]

Уѕредыдущее по природе, то есть то, что полагаетс€ вместе с другим, но не полагает другого, и что как устран€ет другое, так и само устран€етс€ им. “ак, животное есть предыдущее в отношении человека. B самом деле, если есть животное, то человека еще не будет; ибо человек есть одно из животных. Ќаоборот, если нет человека, то животное будет, так как и лошадь, и собака Ч животные. –авным образом, если есть человек, то непременно будет и животное, ибо человек есть животное.Ф [39]

»сход€ из прин€того представлени€ о приоритете предыдущего перед последующим как первичного перед вторичным, св. ¬асилий ¬еликий дает обоснование первичности света перед тьмой: быти€ как блага перед небытием как отсутствием блага.

У–азум спрашивает: сотворена ли тьма вместе с миром и первоначальнее ли она света, а потому точно ли худшее старше? Ч ќтветствуем, что и си€ тьма не что-либо самосто€тельное, но видоизменение в воздухе, произведенное лишением света.  акого же света лишенным вдруг нашлось место в мире, так что поверх воды стала тьма? ѕолагаем, что если было что-нибудь до составлени€ сего чувственного и тленного мира, то оно, очевидно, находилось в свете... когда по Ѕожьему повелению вдруг распростерто было небо вокруг того, что заключилось внутри собственной его поверхности, и стало оно непрерывным телом,... тогда по необходимоети само небо сделало неосвещенным объемлемое им место, пресекши лучи, идущие совне. »бо дл€ тени нужно быть в одно врем€ свету, телу и неосвещенному месту. “аким образом, тьма в мире произошла от тени небесного тела.Ф [40]

3. ѕредыдущее Ч последующее как линейный поρ€док, например, пор€док букв в алфавите. ¬ —в€щенном ѕисании /»н. 1:1-3/ [41] и в творени€х св. ќтцов топ предыдущее-последующее используетс€ в абстрактном значении пор€дка, который может рассматриватьс€ независимо не только от конкретного временного следовани€, но и от времени вообще. Ёта мысль выражена еще неоплатониками, но разработана ќригеном [42] и полностью развита великими  аппадокийцами Ч св. ¬асилием ¬еликим, св. √ригорием Ѕогословом и св. √ригорием Ќисским.

Уѕоелику начало естественным образом предшествовало тому, что от начала, то повествующий о вещах, получивших бытие во времени, по необходимости всему предпоставил это выражение: в начале сотвори. Ѕыло нечто, как веро€тно, и прежде сего мира, но сие хот€ и постижимо дл€ нашего разумени€, однако же не введено в повествование как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. ≈ще ранее быти€ мира было некоторое состо€ние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающеес€. ¬ нем-то “ворец и «иждитель вс€ческих совершил создани€ Ч мысленный свет, приличный блаженству люб€щих √оспода, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосход€щее наше разумение, так что нельз€ изобрести дл€ них и наименований... ј когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир Ч главным образом училище и место образовани€ душ человеческих, а потом и вообще местопребывание дл€ всего подлежащего рождению и разрушению, тогда произведено сродное миру и наход€щимс€ в нем животным и растени€м преемство времени, всегда поспешающее и протекающее и нигде не прерывающее своего течени€Ф. [43]

4. ѕредыдущее Ч последующее как иерархи€ (сначала епископ, потом пресвитер). ѕри этом приоритет может отдаватьс€ как предыдущему, так и последующему. »сход€ из представлени€ о пор€дке как целесообразной последовательности воплощени€ замысла, св. √ригорий Ќисский обосновывает сотворение человека как завершающий этап творени€. ѕоэтому последующее (человек) рассматриваетс€ как более значимое, чем предыдущее, а предыдущее Ч как предвосхищение последующего.

У» все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому владеть этим. »бо не по€вилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. ¬едь не подобало начальствующему €витьс€ раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало прин€ть цар€. ѕотому “ворец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земл€, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и вс€кое богатство было принесено в эти чертоги.Ф [44]

5. K этим четырем аристотелевым трактовкам св. »оанн ƒамаскин добавл€ет возможную трактовку предыдущего как причины и действи€ 91, котора€ будет рассмотрена ниже как отдельный топ.

III. ћесто (положение).

ѕосредством этого топа устанавливаетс€ расположение предмета мысли в отношении к смежным предметам и к действию. ƒействие может происходить в определенном физическом или смысловом пространстве и по смыслу ограничено местом поэтому пон€тие места неразрывно св€зано с пон€тием границы.

У“елесное место есть граница объемлющего, которою замыкаетс€ то, что объемлетс€, как например воздух объемлет, тело же объемлетс€. Ќо не весь объемлющий воздух есть место тела, которое объемлетс€, а граница объемлющего воздуха, прикасающа€с€ к объемлемому телу. » то, что объемлет, вовсе не находитс€ в том, что объемлетс€.

≈сть же и духовное место, где мысленно представл€етс€ и где находитс€ духовна€ и бестелесна€ природа, где именно она пребывает и действует, и не телесным образом объемлетс€, но духовным образом. »бо она не имеет внешнего вида дл€ того, чтобы быть объ€тою телесным образом.Ф [45]

ƒействительно, когда мы имеем в виду так называемые идеальные предметы, то определ€ем их место как относительное значение: место теории множеств в современной математике означает позицию теории множеств в иерархии математических наук и относительно сродных ей дисциплин.

“оп места имеет большое значение, потому что с ним св€зана возможность описани€.  огда мы описываем какой-нибудь предмет, то изображаем его место по отношению к смежным предметам и взаимное положение его частей. Уќписуемо, Ч указывает далее св. »оанн ƒамаскин, Ч то, что обнимаетс€ местом, временем или пониманием; неописуемо же то, что не обнимаетс€ ничем из этого. —ледовательно, одно только Ѕожество неописуемо, так как ќно безначально и бесконечно и все объемлет и никаким пониманием не объемлетс€. »бо только одно ќно непостижимо и неограниченно, никем не познаетс€, но только —амо созерцает —еб€ —амого. јнгел же ограничиваетс€ и временем, ибо он начал свое бытие, и местом, хот€ и в духовном смысле, как мы раньше сказали, и непостижимостью. »бо они некоторым образом знают и природу друг друга, и совершенно ограничиваютс€ “ворцом. ј тела ограничиваютс€ и началом, и концом, и телесным местом, и постижимостью.Ф [46]

–ассмотрим пример.

Уѕо твоим словам, те из иконоборцев, что понаглее и позловреднее, полага€ мудростию хитроумие, задают вопрос: котора€ из икон ’риста истинна€ Ч та, что у римл€н, или которую пишут индийцы, или греки, или египт€не Ч ведь они непохожи друг на друга, и какую бы из них ни объ€вили истинной, €сно, что остальные будут отвергнуты. Ќо это их недоумение, а вернее кознодейство, о прекрасное изва€ние ѕравослави€, можно многими способами отразить и обличить как исполненное великого безуми€ и злочести€.

¬о-первых, можно сказать им, что они сразу же тем самым, с помощью чего решили боротьс€ против иконотворени€, даже против воли засвидетельствовали его существование и поклонение [иконам] по всему миру, где есть христианский род. “ак что они скорее говор€т в пользу того, что пытаютс€ опровергнуть, и уловл€ютс€ собственными доводами...Ф. [47]

 онтраргумент, так называемый аd hоminеm (к человеку), основан на противопоставлении топа место топу лицо-действие. –азделительное суждение полемического противника (о зависимости изображени€ от особенностей разных народов, из чего должно следовать, что каждый народ изображает на иконе не —пасител€, а собственный образ) св€титель ‘отий сводит посредством топа места, через который слова полемического противника включаютс€ в структуру обосновани€. ’ристианский мир повсеместно изображает —пасител€, следовательно, иконопись отражает древнее предание ÷еркви.

IV. ¬рем€.

ѕосредством этого топа определ€етс€ состо€ние или изменение предмета мысли, но главным образом уместность поступка и его последстви€, поскольку вс€кое движение происходит во времени.

У¬ обсто€тельстве 'когда?', Ч указывает св. »оанн ƒамаскин, Ч беретс€ во внимание тоже не врем€ вообще, а его качество, например, в праздник или в простой день, час, мес€ц или годы и подобное. »так, позаботьс€, чтоб все врем€ жизни твоей было непрерывною цепью добрых дел. Ќо вместе помни, что всему свое врем€. ≈сть система выжидани€ благопри€тнейшего времени, в которое дело приносит обильнейший плод.Ф [48]

—ущественным свойством времени €вл€ютс€ его противоречивые свойства Ч необратимость и вместе с тем ритмичность, повтор€емость.

У ак и земледельцы несмысленные, пропустившие врем€ удобное, хот€ и сеют, но погубл€ют сем€, €ко не в то врем€, когда должно, сеют; так и несмысленные грешники будут некогда искать спасени€, но не получат того, €ко тогда будет врем€ суда, а не пока€ни€. Ќыне врем€ се€ти, искати, просити, толкати в двери Ѕожи€ милосерди€, когда Ѕог обещал услышати и помогати, и слушает и помогает. √лаголет бо: У во врем€ благопри€тное я услышал теб€ и в день спасени€ помог тебе. ¬от, теперь врем€ благопри€тное, вот, теперь день спасени€Ф / 2  ор. 6:2/.Ф [49]

V. —осто€ние.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 384 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2320 - | 2159 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.